Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № 1 от « 26 » августа 2016г. | Согласовано заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 24 ______________/_________/ «29» августа 2016г. | Утверждаю Директор МБОУ СОШ № 24: Соколова Е.А. ________ Приказ № 113/1 от «01» сентября 2016г. |
Рабочая программа
«Биология. Человек»
по предмету - биологии
Классы – 8
Составитель: Штрекер И.А. .
2016-2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса 8-го класса «Биология. Человек» составлена на основании учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 24» и Примерной программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н. И. Сонина. Биология. 5 – 11 классы / сост. И. Б. Морзунова. - М.: Дрофа, 2010.
Рабочая программа «Биология. Человек» предназначена для изучения в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением биологических дисциплин, освоенных в начальной школе, курсах «Живой организм. 6 класс» и «Многообразие живых организмов. 7 класс». Познакомившись с многообразием форм жизни, учащиеся готовы к познанию человека – как высшей формы живой материи.
Знания, которые учащиеся получают на протяжении изучения курса «Человек», не только интересны, но и необходимы для сохранения их здоровья и здоровья окружающих людей. Учащиеся узнают не только о строении собственного тела, о процессах, протекающих в вашем организме, получат сведения о месте человека в системе органического мира, о доказательствах эволюции, о человеческих расах и их происхождении. Но главное – как сохранить свое здоровье, как уберечься от инфекции, как помочь самому себе и оказать первую помощь другим людям.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к примерной Программе по биологии, а также формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Цель рабочей программы: реализация актуальных в настоящее время компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов к обучению.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих задач обучения:
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа по биологии для 8-го класса предусматривает обучение в объеме 70-ти часов – 2 раза в неделю, в том числе:
Обязательный минимум основного биологического образования в 8-м классе представлен 16-ю предметными темами.
На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека; вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи; об обмене веществ и анализаторах; о высшей нервной деятельности и связанных с ней поведении и психике человека. На заключительном этапе обучения рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности человека, доврачебная помощь и навыки гигиены, необходимые для сохранения здоровья человека. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
В содержание программы внесены следующие изменения: для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в темы 5, 11, 15 (Координация и регуляция, Обмен веществ и Высшая нервная деятельность) добавлено количество часов (соответственно – 4, 1, 2) в связи со сложностью изучаемого материала за счет часов резервного времени; на один час уменьшено количество часов в теме 1 «Место человека в системе органического мира».
Принципы отбора содержания рабочей программы связаны с переемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
При планировании уроков предусматриваются различные виды деятельности учащихся в их единстве и взаимосвязи, позволяющие оптимально достигать результатов обучения. Доминирующие виды деятельности определяют тип и вид учебного занятия. Типология уроков по дидактической цели: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала; урок комплексного применения знаний; урок обобщения и систематизации знаний и умений; урок актуализации знаний и умений; урок контроля и коррекции знаний и умений; комбинированный.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой: Сонин, Н. И. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек. 8 класс». – М.: Дрофа, 2012. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Нумерация работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Каждая работа оценивается учителем.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает итоговая контрольная работа.
Комплексное использование средств обучения позволяет реализовать общедидактические принципы наглядности и доступности, более эффективно использовать учебное оборудование: натуральные объекты (влажные препараты органов, микропрепараты, скелеты и их части), лабораторное оборудование, средства на печатной основе, муляжи и модели, экранно-звуковые средства обучения(видеофильмы, компакт-диски), технические средства (эпипроектор, фильмоскоп, видеомагнитофон, компьютер, DVD), учебно-методическую литературу для учителя и учащихся (анатомический атлас, справочные материалы, обучающие задания, контрольно-диагностические тесты и др.).
Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии ученик должен:
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы,ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Контроль уровня обучения
Задания, используемые в качестве измерителей, содержатся в следующих источниках:
Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Человек. – М.: Дрофа, 2014.
Учебно-тематический план
8 класс «Биология. Человек»
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов п/ф | Контрольные работы п/ф | Лабораторные, практические работы, экскурсии п/ф |
1 | Место человека в системе органического мира | 2 | | |
2 | Происхождение человека | 2 | | |
3 | Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека | 1 | | |
4 | Общий обзор строения и функций организма человека | 4 | | 2 |
5 | Координация и регуляция | 14 | | 2 |
6 | Опора и движение | 8 | | 3 |
7 | Внутренняя среда организма | 3 | | 1 |
8 | Транспорт веществ | 4 | | 2 |
9 | Дыхание | 5 | | 1 |
10 | Пищеварение | 5 | | 3 |
11 | Обмен веществ и энергии | 2 | | |
12 | Выделение | 2 | | |
13 | Покровы тела | 3 | | |
14 | Размножение и развитие | 3 | | |
15 | Высшая нервная деятельность | 7 | | |
16 | Человек и его здоровье | 4 | | 2 |
| Всего | 69 | | 16 |
| Контрольная работа по курсу «Биология. Человек» | 1 | 1/1 | |
| Итого | 70 | | 16 |
| Резервное время | 0 | | |
Перечень лабораторных и практических работ
№ | Название лабораторной работы | № | Название практической работы |
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека |
1 | Микроскопическое строение клеток и тканей организма человека | | |
2 | Распознавание органов и систем органов человека по таблицам и рисункам | | |
Тема 5. Координация и регуляция |
3 | Изучение головного мозга человека по муляжам | | |
4 | Изучение изменения размера зрачка | | |
Тема 6. опора и движение |
5 | Изучение внешнего строения костей | | |
6 | Измерение роста и массы тела | | |
| | 7 | Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц |
Тема 7. Внутренняя среда организма |
8 | Микроскопическое строение крови человека | | |
Тема 8. Транспорт веществ |
9 | Подсчет пульса и числа сердечных сокращений | | |
10 | Измерение кровяного давления | | |
Тема 9. Дыхание |
| | 11 | Определение частоты дыхания |
Тема 10. Пищеварение |
12 | Действие слюны на крахмал | | |
13 | Действие желудочного сока на белки | | |
| | 14 | Определение норм рационального питания |
Тема 16. человек и его здоровье |
| | 15 | Анализ и оценка влияния факторов среды на здоровье человека |
| | 16 | Изучение приемов остановки артериального, венозного и капиллярного кровотечений |
Количество лабораторных работ - 11 | Количество практических работ - 5 |
Итого лабораторных и практических работ - 16 |
Календарно-тематический план
8 класс «Биология. Человек»
№ п/п | Дата провед. | Фактич. дата | Тема урока | Примечание |
1 | 07.09 | | Место человека в системе органического мира. Инструктаж по технике безопасности | |
2 | 10.09 | | Эволюция человека | |
3 | 14.09 | | Расы человека | |
4 | 17.09 | | Краткая история развития знаний о человеке | |
5 | 21.09 | | Клеточное строение организма человека | |
6 | 24.09 | | Лабораторная работа № 1. Микроскопическое строение клеток и тканей организма человека | |
7 | 28.09 | | Лабораторная работа № 2. Распознавание органов и систем органов человека по таблицам, рисункам | |
8 | 24.09 | | Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза организма | |
9 | 29.09 | | Гуморальная регуляция | |
10 | 01.10 | | Нервная система, ее отделы | |
11 | 06.10 | | Центральная и периферическая нервная система | |
12 | 08.10 | | Вегетативная и соматическая части нервной системы | |
13 | 13.10 | | Рефлекторный характер деятельности нервной системы | |
14 | 15.10 | | Строение и функции спинного мозга | |
15 | 20.10 | | Лабораторная работа № 3. Изучение строения головного мозга человека по муляжам | |
16 | 22.10 | | Взаимосвязь строения и функций головного мозга | |
17 | 27.10 | | Полушария большого мозга | |
18 | 29.10 | | Повторение темы: Координация и регуляция. Нарушения нервно-гуморальной регуляции | |
19 | 12.11 | | Зрительный анализатор. Лабораторная работа № 4. Изучение изменения размера зрачка | |
20 | 17.11 | | Анализаторы слуха и равновесия | |
21 | 19.11 | | Кожно-мышечная чувствительность | |
22 | 24.11 | | Обоняние, вкус. Промежуточный контроль 3 | |
23 | 26.11 | | Аппарат опоры и движения. Скелет человека | |
24 | 01.12 | | Состав и строение костей. Лабораторная работа № 5. Изучение внешнего строения костей | |
25 | 03.12 | | Рост костей, их соединения. Лабораторная работа № 6. Измерение роста и массы своего тела | |
26 | 08.12 | | Мышечная система. Регуляция работы мышц | |
27 | 10.12 | | Практическая работа № 7. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц | |
28 | 15.12 | | Значение физической культуры в правильном формировании опорно-двигательной системы | |
29 | 17.12 | | Значение режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы | |
30 | 22.12 | | Заболевания опорно-двигательной системы. Первая помощь при травмах | |
31 | 24.12 | | Лабораторная работа № 8. Микроскопическое строение крови человека, ее функции | |
32 | 29.12 | | Группы крови. Переливание крови | |
33 | 12.01 | | Тканевая жидкость, лимфа. Иммунитет. Инструктаж по технике безопасности | |
34 | 14.01 | | Кровообращение. Органы кровообращения. Лабораторная работа №9. Подсчет пульса и числа сердечных сокращений | |
35 | 19.01 | | Регуляция сердечных сокращений. Работа сердца | |
36 | 21.01 | | Движение крови и лимфы. Лабораторная работа № 10. Измерение кровяного давления | |
37 | 28.01 | | Предупреждение заболеваний сердечно-сосудистой системы | |
38 | 31.01 | | Строение и значение органов дыхания | |
39 | 04.02 | | Дыхательные движения. Практическая работа №11. Определение частоты дыхания | |
40 | 07.02 | | Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания | |
41 | 11.02 | | Предупреждение заболеваний органов дыхания | |
42 | 14.02 | | Доврачебная помощь при нарушении дыхания | |
43 | 18.02 | | Питание и пищеварение | |
44 | 21.02 | | Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа № 12. Действие слюны на крахмал | |
45 | 25.02 | | Пищеварение в желудке и кишечнике. Лабораторная работа № 13. Действие желудочного сока на белки | |
46 | 28.02 | | Гигиена питания. Практическая работа № 14.Определение норм рационального питания | |
47 | 04.03 | | Заболевания органов пищеварения, меры профилактики | |
48 | 07.03 | | Обмен веществ и энергии в организме человека | |
49 | 11.03 | | Витамины | |
50 | 14.03 | | Функции выделительной системы. Строение и работа почек | |
51 | 18.03 | | Заболевания почек, их предупреждения | |
52 | 21.03 | | Строение и функции кожи | |
53 | 01.04 | | Роль кожи в терморегуляции | |
54 | 04.04 | | Закаливание. Гигиена кожи | |
55 | 08.04 | | Размножение и развитие человека | |
56 | 11.04 | | Возрастные процессы в организме человека | |
57 | 15.04 | | Рефлекторная деятельность нервной системы | |
58 | 18.04 | | Торможение, его виды, значение | |
59 | 22.04 | | Биологические ритмы в организме человека | |
60 | 25.04 | | Сознание, мышление, речь | |
61 | 29.04 | | Познавательные процессы. Память, интеллект | |
62 | 06.05 | | Эмоции, темперамент | |
63 | 13.05 | | Гигиена умственного труда | |
64 | 16.05 | | Практическая работа № 15. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье | |
65 | 20.05 | | Практическая работа № 16. Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений | |
66 | 23.05 | | Вредные привычки | |
67 | 27.05 | | Нормы и правила здорового образа жизни | |
68 | 30.05 | | Контрольная работа по курсу «Биология. Человек» | |
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Сонин, Н. И., Сапин, М. Р. «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2011;
а также методических пособий для учителя:
Морзунова, И. Б. Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н. И. Сонина. Биология. 5 – 11 классы / сост. И. Б. Морзунова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010;
Ремнева, Н. Б., Сивоглазов, В. И. Биология. Человек. 8 кл: методическое пособие к учебнику Н. И. Сонина, М. Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс» / Н. Б. Ремнева, В. И. Сивоглазов. – М.: - Дрофа, 2011;
дополнительной литературы для учителя:
Биология человека в таблицах и схемах. Человек и его здоровье. / авт-сост. Бодрова Н. Ф. – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012;
Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах. 8-11 классы / авт.-сост. М. М. Боднарук, Н. В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007;
Пепеляева, О. А., Сунцова, И. В. Поурочные разработки по биологии: 8 класс. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2012;
Швырев, А. А. Анатомия человека для студентов вузов и колледжей / А. А. Швырев. – Изд. 8-е, испр. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2014;
для учащихся:
Коростелев, Н. Б. От А до Я. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1987 (Детям о здоровье);
Сонин, Н. И. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек. 8 класс» - М.: Дрофа, 2011;
Тарасов, В. В. Темы школьного курса. – М.: Дрофа, 2005.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
Интернет-ресурсы: www.bio.1september.ru; www.bio.nature.ru; www.edios.ru; www.km.ru/educftion
Содержание программы
Тема 1. Место человека в системе органического мира. (2/1) Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный. Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.
Тема 2. Происхождение человека. (2/2) Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство. Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека(1/1)
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Демонстрация портретов великих ученых- анатомов и физиологов.
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека.(4/4)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Система органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза. Демонстрация схем систем органов человека. Лабораторные и практические работы. Изучение микроскопического строения тканей. Распознавание на таблицах органов и систем органов (№1,2)
Тема 5. Координация и регуляция. (10 / 14)
Гуморальная регуляция. Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция. Демонстрация схем строения эндокринных желез, таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов фотографий больных с различными нарушения функциями эндокринных желез.
Нервная регуляция. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс проведение нервного импульса. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга. Органы чувств, их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств. Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств. Схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов различных отделов мозга. Лабораторные и практические работы. Изучение головного мозга человека. Изучение изменения размера зрачка (№ 3,4)
Тема 6. Опора и движение.(8/8)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц: статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей: приемов оказания первой помощи при повреждениях опорно-двигательной системы.
Лабораторные и практические работы Изучение внешнего строения костей (№5) Измерение массы и роста своего организма (№6) Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц (№7)
Тема 7. Внутренняя среда организма.(3/3)
Понятие «Внутренняя среда».Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови.Лимфа.Иммунитет.Инфекционные заболевания.Предупредительные прививки.Переливание крови.Донорство. Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови. Лабораторная работа. Изучение микроскопического строения крови (№ 8)
Тема 8. Транспорт веществ. (4/4)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.
Лабораторные и практические работы. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений Измерение кровяного давления. (№ 9, 10)
Тема 9. Дыхание. (5/5)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях: перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
Демонстрация моделей гортани, легких: схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха: приемов искусственного дыхания.
Практическая работа.
Определение частоты дыхания (№11)
Тема 10. Пищеварение (5/5)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения.
Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.
Лабораторные и практические работы.
Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал (№12, 13)
Определение норм рационального питания (№ 14)
Тема 11. Обмен веществ и энергии. (2 / 2)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Тема 12. Выделение. (2/2)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
Демонстрация модели почек.
Тема 13 Покровы тела. (3/3)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.
Тема 14. Размножение и развитие. (3/2)
Система органов размножение: строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Тема 15. Высшая нервная деятельность. (5 / 7)
Рефлекс - основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Тема 16. Человек и его здоровье. (4/4)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасании утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
Лабораторные и практические работы
Анализ и оценка влияния факторов среды, факторов риска на здоровье (№ 15)
Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений (№ 16)