СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета "Биология. Человек" для 8 класса является логическим продолжением биологических дисциплин, освоенных в начальной школе, курсах "Живой организм", "Многообразие организмов".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 8 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24»



Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол № 1

от « 26 » августа 2016г.


Согласовано

заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 24 ______________/_________/

«29» августа 2016г.

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 24:

Соколова Е.А. ________

Приказ № 113/1 от

«01» сентября 2016г.







Рабочая программа

«Биология. Человек»







по предмету - биологии

Классы – 8



Составитель: Штрекер И.А. .







2016-2017



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса 8-го класса «Биология. Человек» составлена на основании учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 24» и Примерной программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н. И. Сонина. Биология. 5 – 11 классы / сост. И. Б. Морзунова. - М.: Дрофа, 2010.

Рабочая программа «Биология. Человек» предназначена для изучения в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением биологических дисциплин, освоенных в начальной школе, курсах «Живой организм. 6 класс» и «Многообразие живых организмов. 7 класс». Познакомившись с многообразием форм жизни, учащиеся готовы к познанию человека – как высшей формы живой материи.

Знания, которые учащиеся получают на протяжении изучения курса «Человек», не только интересны, но и необходимы для сохранения их здоровья и здоровья окружающих людей. Учащиеся узнают не только о строении собственного тела, о процессах, протекающих в вашем организме, получат сведения о месте человека в системе органического мира, о доказательствах эволюции, о человеческих расах и их происхождении. Но главное – как сохранить свое здоровье, как уберечься от инфекции, как помочь самому себе и оказать первую помощь другим людям.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к примерной Программе по биологии, а также формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Цель рабочей программы: реализация актуальных в настоящее время компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов к обучению.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих задач обучения:

  1. освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа по биологии для 8-го класса предусматривает обучение в объеме 70-ти часов – 2 раза в неделю, в том числе:

        • резервное время – 2 час;

  • контрольных работ - 1;

  • лабораторных и практических работ – 16.


Обязательный минимум основного биологического образования в 8-м классе представлен 16-ю предметными темами.

На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека; вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи; об обмене веществ и анализаторах; о высшей нервной деятельности и связанных с ней поведении и психике человека. На заключительном этапе обучения рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности человека, доврачебная помощь и навыки гигиены, необходимые для сохранения здоровья человека. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

В содержание программы внесены следующие изменения: для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в темы 5, 11, 15 (Координация и регуляция, Обмен веществ и Высшая нервная деятельность) добавлено количество часов (соответственно – 4, 1, 2) в связи со сложностью изучаемого материала за счет часов резервного времени; на один час уменьшено количество часов в теме 1 «Место человека в системе органического мира».

Принципы отбора содержания рабочей программы связаны с переемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

При планировании уроков предусматриваются различные виды деятельности учащихся в их единстве и взаимосвязи, позволяющие оптимально достигать результатов обучения. Доминирующие виды деятельности определяют тип и вид учебного занятия. Типология уроков по дидактической цели: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала; урок комплексного применения знаний; урок обобщения и систематизации знаний и умений; урок актуализации знаний и умений; урок контроля и коррекции знаний и умений; комбинированный.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой: Сонин, Н. И. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек. 8 класс». – М.: Дрофа, 2012. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Нумерация работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Каждая работа оценивается учителем.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает итоговая контрольная работа.

Комплексное использование средств обучения позволяет реализовать общедидактические принципы наглядности и доступности, более эффективно использовать учебное оборудование: натуральные объекты (влажные препараты органов, микропрепараты, скелеты и их части), лабораторное оборудование, средства на печатной основе, муляжи и модели, экранно-звуковые средства обучения(видеофильмы, компакт-диски), технические средства (эпипроектор, фильмоскоп, видеомагнитофон, компьютер, DVD), учебно-методическую литературу для учителя и учащихся (анатомический атлас, справочные материалы, обучающие задания, контрольно-диагностические тесты и др.).

Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии ученик должен:

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы,ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Контроль уровня обучения

Задания, используемые в качестве измерителей, содержатся в следующих источниках:

  1. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Человек. – М.: Дрофа, 2014.



Учебно-тематический план

8 класс «Биология. Человек»

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

п/ф

Контрольные работы

п/ф

Лабораторные, практические работы, экскурсии

п/ф

1

Место человека в системе органического мира

2



2

Происхождение человека

2



3

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1



4

Общий обзор строения и функций организма человека

4


2

5

Координация и регуляция

14


2

6

Опора и движение

8


3

7

Внутренняя среда организма

3


1

8

Транспорт веществ

4


2

9

Дыхание

5


1

10

Пищеварение

5


3

11

Обмен веществ и энергии

2



12

Выделение

2



13

Покровы тела

3



14

Размножение и развитие

3



15

Высшая нервная деятельность

7



16

Человек и его здоровье

4


2


Всего

69


16


Контрольная работа по курсу «Биология. Человек»

1

1/1



Итого

70


16


Резервное время

0





Перечень лабораторных и практических работ

Название лабораторной работы

Название практической работы

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека

1

Микроскопическое строение клеток и тканей организма человека



2

Распознавание органов и систем органов человека по таблицам и рисункам



Тема 5. Координация и регуляция

3

Изучение головного мозга человека по муляжам



4

Изучение изменения размера зрачка



Тема 6. опора и движение

5

Изучение внешнего строения костей



6

Измерение роста и массы тела





7

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц

Тема 7. Внутренняя среда организма

8

Микроскопическое строение крови человека



Тема 8. Транспорт веществ

9

Подсчет пульса и числа сердечных сокращений



10

Измерение кровяного давления



Тема 9. Дыхание



11

Определение частоты дыхания

Тема 10. Пищеварение

12

Действие слюны на крахмал



13

Действие желудочного сока на белки





14

Определение норм рационального питания

Тема 16. человек и его здоровье



15

Анализ и оценка влияния факторов среды на здоровье человека



16

Изучение приемов остановки артериального, венозного и капиллярного кровотечений

Количество лабораторных работ - 11

Количество практических работ - 5

Итого лабораторных и практических работ - 16



Календарно-тематический план

8 класс «Биология. Человек»

№ п/п

Дата провед.

Фактич. дата

Тема урока

Примечание


1

07.09


Место человека в системе органического мира. Инструктаж по технике безопасности


2

10.09


Эволюция человека


3

14.09


Расы человека


4

17.09


Краткая история развития знаний о человеке


5

21.09


Клеточное строение организма человека


6

24.09


Лабораторная работа № 1. Микроскопическое строение клеток и тканей организма человека


7

28.09


Лабораторная работа № 2. Распознавание органов и систем органов человека по таблицам, рисункам


8

24.09


Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза организма


9

29.09


Гуморальная регуляция


10

01.10


Нервная система, ее отделы


11

06.10


Центральная и периферическая нервная система


12

08.10


Вегетативная и соматическая части нервной системы


13

13.10


Рефлекторный характер деятельности нервной системы


14

15.10


Строение и функции спинного мозга


15

20.10


Лабораторная работа № 3. Изучение строения головного мозга человека по муляжам


16

22.10


Взаимосвязь строения и функций головного мозга


17

27.10


Полушария большого мозга


18

29.10


Повторение темы: Координация и регуляция. Нарушения нервно-гуморальной регуляции


19

12.11


Зрительный анализатор. Лабораторная работа № 4. Изучение изменения размера зрачка


20

17.11


Анализаторы слуха и равновесия


21

19.11


Кожно-мышечная чувствительность


22

24.11


Обоняние, вкус. Промежуточный контроль 3


23

26.11


Аппарат опоры и движения. Скелет человека


24

01.12


Состав и строение костей. Лабораторная работа № 5. Изучение внешнего строения костей


25

03.12


Рост костей, их соединения. Лабораторная работа № 6. Измерение роста и массы своего тела


26

08.12


Мышечная система. Регуляция работы мышц


27

10.12


Практическая работа № 7. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц


28

15.12


Значение физической культуры в правильном формировании опорно-двигательной системы


29

17.12


Значение режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы


30

22.12


Заболевания опорно-двигательной системы. Первая помощь при травмах


31

24.12


Лабораторная работа № 8. Микроскопическое строение крови человека, ее функции


32

29.12


Группы крови. Переливание крови


33

12.01


Тканевая жидкость, лимфа. Иммунитет. Инструктаж по технике безопасности


34

14.01


Кровообращение. Органы кровообращения. Лабораторная работа №9. Подсчет пульса и числа сердечных сокращений


35

19.01


Регуляция сердечных сокращений. Работа сердца


36

21.01


Движение крови и лимфы. Лабораторная работа № 10. Измерение кровяного давления


37

28.01


Предупреждение заболеваний сердечно-сосудистой системы


38

31.01


Строение и значение органов дыхания


39

04.02


Дыхательные движения. Практическая работа №11. Определение частоты дыхания


40

07.02


Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания


41

11.02


Предупреждение заболеваний органов дыхания


42

14.02


Доврачебная помощь при нарушении дыхания


43

18.02


Питание и пищеварение


44

21.02


Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа № 12. Действие слюны на крахмал


45

25.02


Пищеварение в желудке и кишечнике. Лабораторная работа № 13. Действие желудочного сока на белки


46

28.02


Гигиена питания. Практическая работа № 14.Определение норм рационального питания


47

04.03


Заболевания органов пищеварения, меры профилактики


48

07.03


Обмен веществ и энергии в организме человека


49

11.03


Витамины


50

14.03


Функции выделительной системы. Строение и работа почек


51

18.03


Заболевания почек, их предупреждения


52

21.03


Строение и функции кожи


53

01.04


Роль кожи в терморегуляции


54

04.04


Закаливание. Гигиена кожи


55

08.04


Размножение и развитие человека


56

11.04


Возрастные процессы в организме человека


57

15.04


Рефлекторная деятельность нервной системы


58

18.04


Торможение, его виды, значение


59

22.04


Биологические ритмы в организме человека


60

25.04


Сознание, мышление, речь


61

29.04


Познавательные процессы. Память, интеллект


62

06.05


Эмоции, темперамент


63

13.05


Гигиена умственного труда


64

16.05


Практическая работа № 15. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье


65

20.05


Практическая работа № 16. Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений


66

23.05


Вредные привычки


67

27.05


Нормы и правила здорового образа жизни


68

30.05


Контрольная работа по курсу «Биология. Человек»






Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Сонин, Н. И., Сапин, М. Р. «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2011;

а также методических пособий для учителя:

Морзунова, И. Б. Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н. И. Сонина. Биология. 5 – 11 классы / сост. И. Б. Морзунова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010;

Ремнева, Н. Б., Сивоглазов, В. И. Биология. Человек. 8 кл: методическое пособие к учебнику Н. И. Сонина, М. Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс» / Н. Б. Ремнева, В. И. Сивоглазов. – М.: - Дрофа, 2011;

дополнительной литературы для учителя:

Биология человека в таблицах и схемах. Человек и его здоровье. / авт-сост. Бодрова Н. Ф. – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012;

Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах. 8-11 классы / авт.-сост. М. М. Боднарук, Н. В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007;

Пепеляева, О. А., Сунцова, И. В. Поурочные разработки по биологии: 8 класс. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2012;

Швырев, А. А. Анатомия человека для студентов вузов и колледжей / А. А. Швырев. – Изд. 8-е, испр. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2014;

для учащихся:

Коростелев, Н. Б. От А до Я. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1987 (Детям о здоровье);

Сонин, Н. И. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек. 8 класс» - М.: Дрофа, 2011;

Тарасов, В. В. Темы школьного курса. – М.: Дрофа, 2005.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

Интернет-ресурсы: www.bio.1september.ru; www.bio.nature.ru; www.edios.ru; www.km.ru/educftion

Содержание программы

Тема 1. Место человека в системе органического мира. (2/1) Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный. Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

Тема 2. Происхождение человека. (2/2) Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство. Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека(1/1)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Демонстрация портретов великих ученых- анатомов и физиологов.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека.(4/4)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Система органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза. Демонстрация схем систем органов человека. Лабораторные и практические работы. Изучение микроскопического строения тканей. Распознавание на таблицах органов и систем органов (№1,2)

Тема 5. Координация и регуляция. (10 / 14)

Гуморальная регуляция. Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция. Демонстрация схем строения эндокринных желез, таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов фотографий больных с различными нарушения функциями эндокринных желез.

Нервная регуляция. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс проведение нервного импульса. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга. Органы чувств, их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств. Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств. Схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов различных отделов мозга. Лабораторные и практические работы. Изучение головного мозга человека. Изучение изменения размера зрачка (№ 3,4)

Тема 6. Опора и движение.(8/8)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц: статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей: приемов оказания первой помощи при повреждениях опорно-двигательной системы.

Лабораторные и практические работы Изучение внешнего строения костей (№5) Измерение массы и роста своего организма (№6) Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц (№7)

Тема 7. Внутренняя среда организма.(3/3)

Понятие «Внутренняя среда».Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови.Лимфа.Иммунитет.Инфекционные заболевания.Предупредительные прививки.Переливание крови.Донорство. Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови. Лабораторная работа. Изучение микроскопического строения крови (№ 8)

Тема 8. Транспорт веществ. (4/4)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

Лабораторные и практические работы. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений Измерение кровяного давления. (№ 9, 10)

Тема 9. Дыхание. (5/5)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях: перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

Демонстрация моделей гортани, легких: схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха: приемов искусственного дыхания.

Практическая работа.

Определение частоты дыхания (№11)

Тема 10. Пищеварение (5/5)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения.

Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

Лабораторные и практические работы.

Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал (№12, 13)

Определение норм рационального питания (№ 14)

Тема 11. Обмен веществ и энергии. (2 / 2)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Тема 12. Выделение. (2/2)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

Демонстрация модели почек.

Тема 13 Покровы тела. (3/3)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.

Тема 14. Размножение и развитие. (3/2)

Система органов размножение: строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Тема 15. Высшая нервная деятельность. (5 / 7)

Рефлекс - основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Тема 16. Человек и его здоровье. (4/4)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасании утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Лабораторные и практические работы

Анализ и оценка влияния факторов среды, факторов риска на здоровье (№ 15)

Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений (№ 16)