СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии. ФГОС. 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии ФГОС. 5 класс.   

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии. ФГОС. 5 класс»

муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11 города Свободного


РАССМОТРЕНО


На заседании МО учителей предметников №

От «___» __________2017 г.

СОГЛАСОВАНО


Зам директора по

УВР МОАУ СОШ № 11

_______________Г.П. Рыжкова

«___» _____________2017 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МОАУ СОШ № 11

____________М.С. Киреева


Приказ №____________

От № «___»__________2017 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2017-2018 учебный год

по биологии в 5 А, Б классах.



















Составитель программы:

учитель географии и биологии

Смирнов А.Н.

_______________________

















г. Свободный

2017г.

Рабочая программа по биологии, 5 класс


Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету "Биология" 5 класс создана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:


  • Федеральный Закон «Об образовании Российской Федерации» №273 ФЗ от 29 12.2012г.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального государственных стандарта основного общего образования» от 17.12.2010г. № 1897).

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПин 2.4.2.2821-10, утвержденные Главным санитарным врачом Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрированные в Минюсте РФ 03.03.2011 г. № 19993.9.

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Москва «Просвещение» 2014 г.

  • Учебный план МОАУ СОШ №11 г.Свободного на 2017-2018учебный год.

  • УМК «Сфера» Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко.

Базовый учебник: Предметная линия учебников «Сферы» 5-9 классы. Авторы Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2014

Место биологии в учебном плане


Рабочая программа линии УМК «Биология-Сферы» (5 класс) разработана в соответствии с Базисным учебным планом для уровня основного общего образования. Общее число учебных ча­сов 35 (1 ч в неделю) в 5 клас­се. Курсу биологии на уровне основного общего образования пред­шествует курс «Окружающий мир» на уровне начального общего образования, который является по отношению к курсу биологии пропедевтическим. Опираясь на понятия, содержащиеся в курсе «Окружающий мир», при обучении биологии в основной школе возможно более полно и точно с научной точки зрения раскрывать сущность биологических процессов и явлений. В свою очередь, со­держание курса биологии в основной школе служит основой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий и концепций на уровне среднего (полного) общего образования.

Взаимосвязь изучаемых разделов на всех уровнях обучения позволяет реализовать преемственность в обучении биологии.

Рассмотрение фактического материала на основе положений экологии и эволюционного учения позволяет связать две фунда­ментальные идеи биологии — эволюции и системной организации живой природы - на стадии их формирования.

Содержание разных разделов курса биологии помогает уча­щимся осознать тесную взаимосвязь естественных и гуманитарных дисциплин, природы и общества.

Таким образом, в рабочей программе обозначено целеполагание предметных курсов на разных уровнях: на уровне метапредметных, предметных и личностных целей; на уровне метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов (требований); на уровне учебных действий.


Вклад биологии в достижение целей основного общего образования


Содержание курса биологии в основной школе направлено на формирование и развитие личности обучающегося в процессе ис­пользования разнообразных видов учебной деятельности. При обу­чении биологии вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, разви­вать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь ис­пользовать полученные результаты в практической деятельности.

Основные направления биологического образования:

- усиление внутрипредметной интеграции и обеспечение цело­стности биологии как общеобразовательной дисциплины;

- реализация межпредметной интеграции биологии с другими естественнонаучными дисциплинами;

отражение интеграции биологического и гуманитарного зна­ния, связей биологии с нравственно-этическими и экологически­ми

ценностями общества;

- воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, ги­гиенической и генетической грамотности; культуры поведения в природе.

Изучение биологии основывается на тесной межпредметной интеграции её с другими общеобразовательными дисциплинами естественнонаучного цикла. Интеграция достигается в процессе зна­комства с общенаучными методами (наблюдение, измерение, экс­перимент, моделирование), раскрытия значения научного знания для практической деятельности человека, гармоничного развития общества и природы. Отличительной особенностью данной пред­метной линии служит ориентация на взаимодействие биологичес­кого и гуманитарного знания. Ценностный компонент органичес­ки вплетается в учебную информацию, придаёт ей яркую эмоциональную окраску, экологический, нравственно-этический или эстетический смысл. Благодаря этому учебная информация становится личностно значимой, вызывает интерес, лучше вос­принимается и усваивается.

Учитывая положение ФГОС, что предметом оценки итоговой аттестации выпускников основного общего образования должно быть достижение предметных, метапредметных, личностных ре­зультатов, в примерном тематическом планировании результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, кото­рыми овладевают обучающиеся в процессе освоения предметного содержания.




Общая характеристика курса


Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

формирование системы биологических знаний как компонен­та целостной научной картины мира;

овладение научным подходом к решению различных задач; « овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоре­тические знания с объективными реалиями жизни;

воспитание ответственного и бережного отношения к окружаю­щей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

формирование умений безопасного и эффективного использова­ния лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления на­учно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Курс биологии на уровне основного общего образования на­правлен на формирование у школьников представлений об отличи­тельных особенностях живой природы, о её многообразии и эволю­ции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической куль­туры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Пример­ная программа по биологии строится с учётом следующих содер­жательных линий:

многообразие и эволюция органического мира;

биологическая природа и социальная сущность человека;

уровневая организация живой природы.

Содержание курса биологии в примерной программе структу­рировано в три части: «Живые организмы», «Человек и его здо­ровье», «Общие биологические закономерности».

Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличи­тельных признаках живых организмов, их разнообразии, систе­ме органического мира, растениях, животных, грибах, бактери­ях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответ­ствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.


Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях:

глобальном,

метапредметном,

личностном

предметном,

на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общи­ми для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации раз­вития — ростом информационных перегрузок, изменением харак­тера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации порождают ряд особенностей раз­вития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точ­ки зрения решения задач развития подростка, являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом рас­смотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями био­логического образования являются:

- социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и со­циальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

- приобщение к познавательной культуре как системе познава­тельных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: призна­ние наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формиро­вание ценностного отношения к живой природе;

- развитие познавательных мотивов, направленных на получе­ние знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формиро­ванием интеллектуальных и практических умений;

- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познаватель­ной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

- формирование у обучающихся познавательной культуры, ос­ваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетичес­кой культуры как способности эмоционально-ценностного отно­шения к объектам живой природы.

Требования к результатам обучения


Требования к результатам освоения основных образователь­ных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и го­сударственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личност­ному самоопределению, сформированность их мотивации к обуче­нию и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,

ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Основные личностные результаты обучения биологии:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патри­отизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и дол­ги перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готов­ности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразо­ванию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанно­му выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых позна­вательных интересов;

3) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающux технологий;

4) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

5) формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

6) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуп­равлении и общественной жизни в пределах возрастных компе­тенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;

8) развитие морального сознания и компетентности в реше­нии моральных проблем на основе личностного выбора, форми­рование нравственных чувств и нравственного поведения, осоз­нанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

9) формирование коммуникативной компетентности в обще­нии и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного без­опасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

11) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходи­мости ответственного, бережного отношения к окружающей сре­де и рационального природопользования;

12) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универ­сальных учебных действий. А также способности их использования в учеб­ной, познавательной и социальной практике, самостоятельности пла­нирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектиро­ванию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Регулятивные УУД:

5–6-й классы

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

5–6-й классы

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

5–6-й классы

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

5-й класс

1-я линия развития – осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Предметные результаты обучения в основной школе включа­т освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения. Включают специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых те­ориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Основные предметные результаты обучения биологии:

1) усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественнонаучной картины мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в био­сфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятий­ным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологичес­кой науки и проведения несложных биологических эксперимен­тов для изучения живых организмов;

4) понимание возрастающей роли естественных наук и науч­ных исследований в современном мире, постоянного процесса эво­люции научного знания, значимости международного научного со­трудничества;

5) формирование основ экологической грамотности: способнос­ти оценивать последствия деятельности человека в природе, влия­ние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целе­вые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природ­ных местообитаний;

6) объяснение роли биологии в практической деятельности лю­дей, места и роли человека в природе, родства общности происхож­дения и эволюции растений и животных;

7) овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биоло­гических экспериментов и объяснение их результатов;

8) формирование представлений о значении биологических на­ук в решении локальных и глобальных экологических проблем, не­обходимости рационального природопользования;

9) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения куль­турных растений и домашних животных, ухода за ними.


Содержание курса

Раздел 1. Живой организм. (5 ч)

Многообразие живых организмов. Основные свойст­ва живых организмов: клеточное строение, сходный хи­мический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыха­ние, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения при­роды: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудо­вание для научных исследований (лабораторное оборудова­ние, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микро­скоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядер­ные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплаз­мы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Биология как наука. Роль биологии в практической деятель­ности людей. Разнообразие организмов. Отличительные призна­ки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, экспери­мент. Клеточное строение организмов.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими при­борами и инструментами.

Экскурсия №1: Основные явления в жизни растений родного края.

Раздел 2. Разнообразие живых организмов. Среды жизни (12 ч)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмы­кающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятель­ности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни че­ловека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды оби­тания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знаком­ство с отдельными представителями живой природы каждо­го материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, сме­шанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глу­боководное сообщество.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №1. Разнообразие отделов растений.

Лабораторная работа №2. Вода как среда жизни.

Контрольная работа №1. Разнообразие живых организмов. Среды жизни.


Раздел№3.Клеточное строение живых организмов (10 ч)

Оборудо­вание для научных исследований (лабораторное оборудова­ние, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микро­скоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядер­ные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплаз­мы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание хи­мических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органиче­ские вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в ок­ружающем мире. Великие естествоиспытатели.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №3. Устройство увеличительных приборов

Лабораторная работа №4. Приготовление микроприпората кожицы чешуи лука.

Лабораторная работа №5. Состав и строение клеток растений.

Лабораторная работа №6. Строение клетки листа элодеи

Лабораторная работа №7. Строение животной клетки

Раздел 4 Ткани живых организмов. (8 ч)

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизне­деятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фо­тосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, разви­тие и размножение. Многообразие растений, принципы их класси­фикации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрыто­семенные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляции у животных. Размножение, рост и развитие. Поведе­ние. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №8. Строение покровной ткани

Лабораторная работа №9. Основные и образовательные ткани растений

Лабораторная работа №10. Соединительные ткани животных

Лабораторная работа №11. Мышечная и нервная ткани животных

Экскурсия №2 Основные явления в жизни растений родного края

Контрольная работа №2 в рамках промежуточной аттестации.


Данную рабочую программу реализуют следующие учебники:

Биология. Живой организм. 5-6 классы. Учебник для общеоб­разовательных учреждений. Авт. Л.Н. Сухорукова, B.C. Кучменко. Проект «Сферы» — один из современных инновационных об­разовательных проектов, который осуществляется в рамках общей стратегии издательства «Просвещение» по формированию в российском образовании единой информационно-образовательной среды в виде взаимосвязанной системы образовательных ресурсов на бумажных и электронных носителях.

Учебно-методические комплекты «Сферы» по биологии представляют систему взаимосвязанных компонентов на бумажных и электронных носителях и включают различные типы учебно-методических изданий: учебник, электронное приложение к учебнику, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, тетрадь-экзаменатор, методические рекомендации учителю.

В поурочном тематическом планировании даны ссылки на ресурсы УМК, соответствующие теме каждого урока.



КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН УЧАЩИХСЯ

Оценка устного  ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае: 
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. 
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. 
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи. 
Отметка "4": 
1. Знание всего изученного программного материала. 
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. 
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи. 
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий): 
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. 
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2"
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик: 
1) правильно определил цель опыта; 
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; 
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; 
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы; 
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). 
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. 
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но: 
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; 
2. или было допущено два-три недочета; 
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета, 
4. или эксперимент проведен не полностью; 
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик: 
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; 
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; 
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; 
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя. 
Отметка "2" ставится, если ученик: 
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; 
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; 
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3"; 
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик: 
1. выполнил работу без ошибок и недочетов; 
2) допустил не более одного недочета. 
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета; 
2. или не более двух недочетов. 
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: 
1. не более двух грубых ошибок; 
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 
3. или не более двух-трех негрубых ошибок; 
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. 
Отметка "2" ставится, если ученик: 
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.


















Учебно-тематический план


№ п/п

Название раздела

Тема урока


Экскурсии

Лабораторные работы

Контрольные работы

Количество часов

1

Раздел 1. Введение Живой организм

1



5

2

Раздел 2. Разнообразие живых организмов. Среды жизни


2

1

12

3

Раздел 3.Клеточное строение живых организмов


5


10

4

Раздел 4 Ткани живых организмов. Итоговый контроль.

1

4

1

8


Всего:

2

11

2

35












Календарно – тематическое планирование

«Биология. Живой организм» 5класс- 35 часов в год 1час в неделю



П/П

Раздел, тема урока

Дата проведения

Содержание темы

Цель урока

Лабораторные и практические работы. Экскурсии

Требования к уровню подготовки учащихся

План.

Фактич.

Формирование УУД

Результаты

Лично

стные

Коммуни

кативные

Познава

тельные

Регуля

тивные

Пред

метные

Метапре

дметные

Личностные

I

Раздел 1. Живой организм (5 ч)













Введение




Экскурсия 1








1

Вводный инструктаж по технике безопасности в кабинете биологии Биология-наука о живых организмах

Тип урока: Изучение нового материала



Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук: морфология, анатомия, физиология, экология. Значение живых организмов


Самоопределение,

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Умение воспринимать информацию на слух, от­вечать на вопросы учителя работать в группах

Объяснять значение биологиии организмов в жизни человека,

умение структурировать учебный материал,выделять в нём главное.

Определять предмет изучения биологии

умение организовать выполнение заданий учителя,сделать выводы по результатам работы

Знание много­образия биологических наук, а также процессов, явлений и объектов, изучением которых они зани­маются


Умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

Умение находить биологическую информацию в различных источниках,анализировать и оценивать

Овладение исследовательской деятельностью

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.





2

Из истории биологии

Тип урока: комбинированный



Формирование представлений о значении открытий ученых разных исторических эпох для развития биологии


Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Умение работать в составе творческих групп

Умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации

Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Знание и оценка вклада ученых-биологов в развитие науки

Овладение коммуникативными УД: способность слушать.

Понимание роли исследований и открытий ученых - биологов в развитии представлений о живой природе

3

Условия жизни организмов

Тип урока: Изучение нового материала



Преобразование солнечной энергии растениями. Температура Земли. Вода – основа жизнедеятельности организмов. Биосфера. Значение озонового экрана и магнитного слоя Земли. Природное окружение.


Бережное отношение к природе

Формировать компетентности в общении.

Называть условия.необходимые для жизни.

Приводить примеры влияния среды на человека

Давать определения литосферы,гидросферы, биосферы, атмосферы.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить новые задачи в учебе и в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности


Овладение коммуникативными УД: способность вступать в диалог.

Сформированность интеллектуальных умений

4

Методы изучения

природы

Тип урока: комбинированный





Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Умение воспринимать ин-формацию на слух

Умение проводить эле-ментарные исследования, работать с различными источниками информации

Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Ознакомление с методами иссле-дования живой природы и приоб-ретение элемен-тарных навыков их использования

Овладение коммуникативными УД: способность слушать.

Понимание значимости научного исследования природы

5

Основные явления в жизни растений родного края

Экскурсия №1 Основные явления в жизни растений родного края

Тип урока: комбинированный



Разнообразие растений родного края, Листопадные и вечнозеленые, Начало и конец листопада. Цели и задачи, организация экскурсии, правила поведения в природе. Приспособленность растений к условиям среды обитания

Экскурсия №1 Основные явления в жизни растений родного края

Бережное отношение к природе

Умение слушать товарища

Соблюдать правила поведения во время экскурсии

Приобретать навыки ведения наблюдена за явлениями природы

Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений

Ценно-ориентировочная деятельность

Овладение исследовательской деятельностью

Умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

II

Раздел 2 Разнообразие живых организмов. Среды жизни (12 ч)




л/р 2









6

Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии

Тип урока: Изучение нового материала

Тип урока: Изучение нового материала



Разнообразие живых организмов, царства живой природы Растения, Животные, Грибы, Бактерии их отличительные особенности Признаки представителей разных царств, их значение в биосфере















Самостоятельный анализ, умение слушать другого

Называть определять, описывать царства живой природы, их представителей

Диалог с учителем

Наблюдение,измерение ,эксперимент

Умение находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать

Овладение исследовательской деятельностью

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.






7

Деление царств на группы

Лабораторная работа №1

Тип урока: Изучение нового материала



Деление царств на группы. Отделы растений, Типы животных и их характеристика

Разнообразие отделов растений. Лабор.

работа №1

Уважение к партнеру

Организовывать работу в паре

Приводить примеры и сравнивать представителей разных отделов и типов

Называть отделы растений, типы животных



Умение находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.


8

Среда обитания. Экологические факторы


Тип урока: комбинированный



Среда обитания как совокупность компонентов живой и неживой природы Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Особенности и характеристика сред жизни


Самоопределение

Работа в группе

Логические рассуждения

Называть, сравнивать среды жизни и их факторы.

При-ры, действия факторов на организм

Познавательная.


Анализировать, сравнивать












9

Вода как среда жизни. Лабораторная работа №2

Тип урока: комбинированный



Гидросфера Приспособленность, распределение организмов к водной среде Организация л/р

Вода как среда жизни. Лабор.

работа №2


Работа в группе

Называть абиотические факторы водной среды

Приводить примеры, наблюдать выделять особенности водных организмов

Познавательная.



Умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.



Овладение исследовательской деятельностью




10

Наземно-воздушная среда жизни.

Тип урока: комбинированный



Особенности наземно-воздушной среды приспособленность организмов к влаге. Влаголюбивые и устойчивые к недостатку влаги растения и животные


Готовность к самообразованию


Называтьприводить примеры, сравнивать представителей водной и наземной сред

Называть абиотические факторы

Познавательная.



Устойчивый интерес к учению

11

Свет в жизни растений и животных


Тип урока: Изучение нового материала



Свет важнейший экологический фактор. Светолюбивые и теневыносливые растения свет. Режим, Роль света в жизни организмов. Тропизмы.


Готовность к самообразованию

Позитивная самооценка

Приводить примеры наблюдать реакции живых организмов на воздействие света

Выдвигать версии

о приспособленности к световому режиму

Готовность к самообразованию

Умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.



12


Почва как среда жизни

Тип урока: комбинированный



Особенности почвенной среды, приспособленность организмов к жизни в почве. Их роль в почвообразовании. .Значение почв




Анализировать и сравнивать строение почвенных жив-х. Их роль в образовании почв

Выявлять связь между урожайностью и плодородием почв

Формирование позновательных УД: приобретение опыта в работе лабораторными приборами.

Прогноз последствий нарушения почвенного состава


Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.



13

Организменная среда жизни.


Тип урока: Изучение нового материала



Организменная среда.

Приспособленность растений, жив-х, грибов к использованию других организмов. Паразиты, особенности их строения


Интерес к учению

Оценить действия партнеров

Приводить примеры паразитических форм. Выделять особенности орг. среды.

Применять информационные ресурсы для подготовки сообщения об условиях оганизменной среды

Формирование позновательных УД: приобретение опыта в проектной деят-ти

Выделять особенности орг. среды

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.



14














Сообщество живых организмов.


Тип урока: Изучение нового материала













Роль растений и животных в сообществе, взаимосвязь Растительноядные и плотоядные. Падальщики.


Интерес к учению


Ведущая роль растений. Взаимосвязь растений и животных в сообществе

Прогнозировать последствия нарушена взаимотношений между растениями и животными


Ценностно ориентировочная

Прогнозировать последствия нарушений взаимотношений.


15

Роль животных, грибов и бактерий


Тип урока: Изучение нового материала



Грибы и бактерии разрушители органики. Способы питания.

Роль грибов и бактерий в пищевых цепях


Готовность к самообразованию


Приводить примеры определять место грибов и бактерий Их роль в круговороте веществ.

Прогнозировать последствия нарушена взаимотношений


Познавательная

Прогнозировать последствия нарушений взаимотношений

Устойчивый интерес к учению

16

Типы взаимоотношений организмов в сообществе


Тип урока: Изучение нового материала



Отношение хищник –жертва, паразит-хозяин, Конкуренция, взаимовыгодные отношения.

Значение разных типов взаимоотношений


Уважение к партнеру

Организовывать работу в паре

Приводить примеры, устанавливать причины взаимодействия организмов

Прогнозировать последствия конкуренции.

Познавательная.



Обосновывать значение разных типов взаимоотношений

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

17

Контрольная работа №1. Разнообразие живых организмов. Среды жизни.


Тип урока: обобщение



Обобщение и систематизация знаний по теме Разнообразие живых организмов. Среды жизни. Выявление сформированности УД


Самоопределение

Работа в группе

Называть царства,

отдел,

типы.

Среды жизни. Описывать черта приспособленности

Прогнозировать последствия нарушения взаимосвязей


Анализировать сравнивать


III

Раздел№3.Клеточное строение живых организмов (10 ч)




л/р 5











18

Развитие знаний о клеточном строении живых организмов


Тип урока: Изучение нового материала



Клеточное строение живых организмов. История изучения. Клеточная теория Шванна



Самостоятельное изучение работа в паре

Называть увеличительные приборы, ученых.изучавших клеточное строение


Анализировать информацию о клеточном строенииорганизмов

Познавательная.


Умение находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать


19

Устройство увеличительных приборов

Тип урока: Изучение нового материала



Устройство лупы, микроскопа.

Правила работы с микроскопом.

Устройство увеличительных приборов Лабор. работа №3

Приготовление микроприпората кожицы чешуи лука Лабор. работа №4

Уважение к партнеру

Организовывать работу в группе

Делать выводы

Описывать этапы работы с микроскопом.

Применять знания при выполнении л/р

Сформулировать цель.

Познавательная.



Соблюдать правила поведения в кабинете и правила обращения с л/оборудованием Находить доп. информацию

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.


20

Состав и строение клеток


Тип урока: Изучение нового материала



Органические и мин. вещества. Белки, жиры, углеводы.

Общие черты организации клеток

Состав и строение клеток растений.

Лабор. работа №5


Работа в группе

Называть орг. и мин. веществаПриводить примеры и описывать жиры, белки,углеводы

Выполнять л/р. Фиксировать результаты наблюдений. Соблюдать Т/Б

Познавательная,

трудовая

Анализировать, сравнивать


21

Строение бактериальной клетки


Тип урока: Изучение нового материала



Бактерии –древнейшие организмы, их форма, размеры, строение, распространение


Воспитание толерантности

Работа в группе

Называть компаненты клетки, выделять особенности клетки бактерий



Устанавливать взаимосвязи м/у жизнедеятельностью бактерий и их ролью в природе

Познавательная.


Устанавливать взаимосвязи


22

Строение растительной, животной и грибной клеток

Тип урока: Изучение нового материала



Общие черты строения ядерных клеток. Особенности строения растительной клетки. Пластиды, их роль. Строение животной и грибной клеток


Уважение к партнеру

Организовывать работу в паре

Называтьорганоиды.Сравнивать клетки

Делать выводы о причинах сходства и различия.

познавательная.

.


Распознавать и описывать объекты, используя информционные ресурсы

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.


23

Строение клеток

Тип урока: Изучение нового материала



Особенности строения клеток растений, Роль пластид в жизни растений

Строение клетки листа элодеи Лабор. работа №6

Уважение к партнеру

Работа в группе

Роль пластид в жизни растений

Выполнять л/р. Фиксировать результаты наблюдений. Соблюдать Т/Б

Делать выводы

Трудовая

Анализировать сравнивать

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.


24

Образование новых клеток.


Тип урока: Изучение нового материала



Подготовка клетки к делению. Деление.

Значение деления для роста и развития организма




Устанавливать последовательность процессов при описании клеточного деления

Обосновывать биологическое значение процесса деления

Познавательная.



Использовать информционные ресурсы

Сформированность познавательных интересов и

мотивов, направленных на изучение живой природы.


25

Одноклеточные растения, животные и грибы


Тип урока: Изучение нового материала



Общие признаки одноклеточных организмов. Строение, среда обитания,значение в природе. Одноклеточные растения животные и грибы

Строение животной клетки Лабор. работа №7

Самоопределение

Работа в группе

Определять общие черты одноклеточных.

Приводить примеры.Устанавливать различия



Применять практические умения в процеессе л/р

Трудовая

Анализировать сравнивать


26

Колониальные и многоклеточные организмы.

Тип урока: Изучение нового материала



Общая характеристика многоклеточных организмов. Характерные особенности колониальных организмов. Многоклеточные организмы: растения, грибы, животные.


Самоопределение

Работа в группе

Определять общие черты многоклеточных,

приводить примеры.Устанавливать различия


Применять практические умения в процеессе работы

трудовая

Анализировать сравнивать


27

Обобщающий


Тип урока: обобщение



Обобщение и систематизация знаний по теме «Клеточное строение живых организмов» Выявление сформированности УД


Самоопределение

Работа в группе

Называть органоиды клеток.

Описывать сходства и различия клеток.



Анализировать сравнивать


IV

Ткани живых организмов (8 ч)




Экскурсия 1

л/р 4









28

Покровные ткани растений


Тип урока: Изучение нового материала



Покровные ткани растений и животных

Значение тканей.

Приготовление , рассмотрение и зарисовка микропрепарата кожицы листа Формулирование выводов о взаимосвязи строения и функций. Организация л/р

Строение покровной ткани Лабор. работа №8


Бережное отношение к природе

Уважение к партнеру

Определение цели

Организовывать работу в паре

Распознавать ткани. Устанавливать взаимосвязи со строением.

Сравнива

ть покровные ткани Распознать клетки кожицы листа и клетки-замыкатели

Прогнозировать последствия повреждения покровных тканей

Установить взаимосвязь строение-функция.

Познавательная:

фиксировать результат и делать вывод

Устанавливать взаимосвязи применять умение работы с микроскопом. Готовить микропрепараты

Правила ТБ

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

29

Механические и проводящие ткани растений


Тип урока: Изучение нового материала



Особенности строения механической ткани. Проводящая: древесина и луб, расположение. Функции




Устанавливать связи между тканями и условиями жизни в наземно-воздушной среде

Устанавливать связи

Универсальная.

Анализировать сравнивать

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

30

Основные и образовательные ткани растений


Тип урока: Изучение нового материала



Фотосинтезирующая, запасающая, образовательная ткани, их расположение, строение, значение

Основные и образовательные ткани растений Лабор. работа №9




Называтьописывать основные и образовательные ткани

Наблюдать определять ткани. Фиксировать результат


Устанавливать взаимосвязь строения клеток с их функциями



Наблюдать определять делать выводы

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

31

Соединительные ткани животных


Тип урока: Изучение нового материала



Общие признаки соединительных тканей животных, Виды тканей: кровь, лимфа, жировая ткань. Их функции Изучение клеток

Соединительные ткани животных

Лабор. работа №10

Уважение к партнеру

Организовывать работу в паре

Называть,описывать соединительные ткани

Определять виды тканей. Обосновывать роль крови

Устанавливать взаимосвязь строения клеток с их функциями


познавательная.

.


Обосновывать роль крови

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.


32

Мышечная и нервная ткани животных


Тип урока: Изучение нового материала



Строение и функции клеток поперечнополосатой и гладкой ткани. Строение нервной ткани, ее значение. Рассмотрение микропрепаратов тканей

Мышечная и нервная ткани животных Лабораторная работа №11

самоопределение

Работа в группе

Описывать и сравнивать строение тканей. Определять особенности нервной ткани и их функции

Устанавливать взаимосвязь строения клеток с их функциями


познавательная.


Анализировать сравнивать

Правила ТБ


33

Обобщающий



Тип урока: обобщение
















Обобщение и систематизация знаний по темам. «Клеточное строение живых организмов», «Ткани живых организмов» Выявление уровня сформированности УД




Сравнивать клетки растений,животных, грибов, разные типы тканей

Определять ткани на рисункахКлассифицировать


Делать выводы о причина сходства различия клеток Устанавливать взаимосвязь строения клеток с их функциями

познавательная.


Устанавливать взаимосвязь строения клеток с их функциями


34

Экскурсия №2 Основные явления в жизни растений родного края

Тип урока: комбинированный



Экскурсия №2 Основные явления в жизни растений родного края

Бережное отношение к природе

Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений

Наблюдать и описывать объекты и явления во время экскурсии

Работать в группе

.Познавательная.




Овладение исследовательской деятельностью

Умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

35

Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации



Контроль и систематизация знаний о признаках организмов, царствах живой природы, природных сообществах, средах жизни, деятельности человека в природе. Выявление уровня сформированности УД



Уважение к партнеру

Организовывать работу в группе

Выявлять особенности химического состава оргагнизмов. Называть органоиды клеток. Объяснять роль различных царств в сообществе

Устанавливать взаимосвязь строения клеток си тканей их функциями Выдвигать гипотезы о последствиях деятельноси человека

.

Познавательная.



Высказывать свою точку зрения при обсуждении экологической ситуации

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.



Аннотация к рабочей программе по биологии 5 класс.


Название курса

биология

Составитель

Смирнов Александр Николаевич

Класс

5

Количество часов в год

35

Количество часов в неделю

1

Цель курса

- усиление внутрипредметной интеграции и обеспечение цело­стности биологии как общеобразовательной дисциплины;

- реализация межпредметной интеграции биологии с другими естественнонаучными дисциплинами;

отражение интеграции биологического и гуманитарного зна­ния, связей биологии с нравственно-этическими и экологически­ми ценностями общества;

- воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, ги­гиенической и генетической грамотности; культуры поведения в природе.

Автор учебника

Предметная линия учебников «Сферы» 5-9 классы. Авторы Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2014

Структура курса

Живой организм

Раздел 1. Введение

Раздел 2. Разнообразие живых организмов. Среды жизни

Раздел 3.Клеточное строение живых организмов

Раздел 4 Ткани живых организмов.

Требования к результатам освоения дисциплины

Обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личност­ному самоопределению, сформированность их мотивации к обуче­нию и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений.

Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универ­сальных учебных действий. А также способности их использования в учеб­ной, познавательной и социальной практике, самостоятельности пла­нирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектиро­ванию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Предметные результаты обучения в основной школе включа­т освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения. Включают специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых те­ориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Основные образовательные технологии


Метод проектов, исследовательский метод, метод создания проблемной ситуации, дискуссии, игра, метод «мозгового штурма», коллективно-творческие дела (КТД), информационно-компьютерные технологии (ИКТ), здоровьесберегающие технологии и др

Формы контроля

Наблюдение, систематизация, саморефлексия, самоанализ, взаимоконтроль, промежуточный контроль по разделам, по четвертям, годовой.

Оценочные листы, творческие задания для групп.

Практические работы, лабораторные, самостоятельные, тестирование, участие в конкурсах, олимпиадах.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!