№ | Тема урока | Дидактические единицы | Основные виды учебной деятельности |
Введение. Биология как наука (5 часов) |
1 | Биология- наука о живой природе | Биология. Ботаника. Экология. Биосфера. Цитология. Гистология. Анатомия. Физиология. Фенология. | Знать, что изучает наука биология. Соблюдать правила работы в кабинете биологии. |
2 | Методы изучения биологии | Методы изучения биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. | Знать основные методы изучения биологии |
3 | Как работают в лаборатории | Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда. | Знать правила работы с микроскопом. Уметь различать лабораторную посуду |
4 | Разнообразие живой природы | Царства жиых организмов | Находить отличия живых организмов от неживых |
5 | Среды обитания организмов | Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная | Знать среды обитания организмов, животных и растений, обитающих в них |
Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов (10 часов) |
6 | Увеличительные приборы. Л.р. №1 «Устройство светового микроскопа и приемы работы с ним» | Ручная лупа. Микроскоп. Роберт Гук. Антони Ван Левенгук | Знать устройство микроскопа, лупы. Уметь пользоваться микроскопом |
7 | Химический состав клетки | Химический состав клетки: органические и неорганические вещества клетки | Уметь объяснять общность живой и неживой природы |
8 | Л.р. №2 «Обнаружение в растениях органических веществ» | Органические вещества клетки: белки, жиры, углеводы | Знать способы доказания органических веществ в клетке |
9 | Л.р. №3 «Обнаружение в растениях неорганических веществ» | Неорганические вещества: вода, минеральные соли | Уметь опытным путем доказывать содержание неорганических веществ в растениях» |
10 | Строение клетки | Клеточная мембрана. Цитоплазма. Генетический аппарат. Ядро. Хромосомы. Пластиды. Вакуоли | Знать органоиды клетки и их функции |
11 | Л.р. №4 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом» | Строение кожицы чешуи лука | Уметь готовить микропрепарат кожицы чешуи лука |
12 | Л.р.5 «Пластиды в клеткахплодов томатов, рябины, шиповника» | Пластиды: хлоропласты, лейкопласты, хромопласты | Уметь различать пластиды у растений |
13 | Жизнедеятельность клетки. Л.р. №6 «Движение цитоплазмы» | Процессы жизнедеятельности клетки: раздражимость, деление клетки | Знать процесс деления клеток |
14 | Обобщение темы «Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов» | Классификация организмов. Строение организмов. Охрана природы | Обобщение и контроль знаний по данной теме |
15 | Тестирование по теме «Многообразие организмов» | | Контроль знаний по данной теме |
Многообразие организмов (22 часа) |
16 | Классификация организмов | Классификация. Царства живой природы.Вид | Знать отличительные признаки царств живой природы |
17 | Строение и многообразие бактерий | Строение бактерий. Распространение бактерий. Прокариоты | Уметь по рисунку распознавать формы бактерий |
18 | Роль бактерий в природе и жизни человека | Бактерии гниения. Почвенные бактерии. Клубеньковые бактерии. | Объяснять значимость азотфиксирующих бактерий |
19 | Болезнетворные бактерии | Виды болезнетворных бактерий | Предложить меры предосторожности при общении с инфекционными больными |
20 | Строение и многообразие грибов | Среда обитания и многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы | Уметь различать съедобные и ядовитые грибы; пластинчатые и трубчатые |
21 | Л.р. №7 «Особенности строения мукора и дрожжей» | Мукор. Пеницилл. Дрожжи. Александр Флеминг | Знать строение мукора и дрожжей. |
22 | Характеристика царства растения | Растения высшие и низшие. Слоевище. Ткань. Орган. Фотосинтез | Находить различия между низшими и высшими растениями |
23 | Водоросли | Низшие растения. Водоросли: зеленые, бурые, красные.Ламинария. Хлорелла. Саргассум. Спирогира. Харовые. Бурые | Знать объяснения, почему водоросли относят к низшим растениям |
24 | Лишайники | Лишайники: кустистые, листоватые, накипные. Симбиоз. Ризоиды | Уметь различать типы лишайников. |
25 | Мхи, плауны, хвощи | Высшие споровые растения. Мхи. Хвощи. Плауны | Знать строение мхов, хвощей, плаунов |
26 | Папоротники | Вайи. Спорангии. Антеридии. Архегонии | Знать строение папоротников |
27 | Семенные растения | Высшие семенные растения: голосеменные, покрытосеменные.Цветок | Объяснять, почему голосеменные и покрытосеменные относят к высшим семенным растениям |
28 | Л.р. №8 «Внешнее строение цветкового растения» | Органы цветкового растения: цветок. Части цветка: тычинки, пестики, чашелистики, лепестки | Находить части цветка, определять тычиночные и пестичные цветки |
29 | Охрана растительного мира | Растения Красной книги Хакасии | Знать растения Красной книги Хакасии |
30 | Царство животные. Охрана животного мира | Царство животные. Животный мир. Красная книга Хакасии. Заповедники Хакасии | Знать животных Красной книги, Заповедники Хакасии |
31 | Подцарство одноклеточные | Одноклеточные животные. Амебоидное движение | Знать представителей одноклеточных |
32 | Л.р. №9 «Изучение представителей одноклеточных по рисункам» | Представители простейших | Делать зарисовки одноклеточных животных |
33 | Подцарство многоклеточные. Беспозвоночные животные | Ж.Б. Ламарк. Беспозвоночные животные. Многоклеточные | Уметь составлять план-конспект текста параграфа |
34 | Позвоночные животные | Холоднокровные, теплокровные животные.Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие | Знать различия холоднокровных и теплокровных животных |
35 | Многообразие живой природы. Охрана природы | Представители живой природы. Охрана природы. Заповедники, Заказники Хакасии | Знать Заповедники и Заказники Хакасии |
36 | Обобщающий урок по теме «Многообразие организмов» | Представители Животного и растительного мира | Знать животных Красной книги Хакасии |
37 | Тестирование по теме «Многообразие организмов» | | Контроль знаний по данной теме |
Жизнедеятельность организмов (15 часов) |
38 | Обмн веществ-главный признак жизни | Обмен веществ. Образование веществ. Разрушение веществ. Использование энергии организмами | Доказывать, что обмен веществ является основой жизни |
39 | Почвенное питание растений | Автотрофные и гетеротрофные организмы. Почвенное питание растений. Корневое давление. Зоны корня | Различать автотрофные и гетеротрофные организмы |
40 | Удобрения | Органические и минеральные удобрения | Объяснять процессы влияния органических и неорганических удобрений на растения |
41 | Фотосинтез | К.А.Тимирязев. Фотосинтез. Хлорофилл. Хлоропласты. Космическая роль растений | Находить приспособления растений к улавливанию световой энергии |
42 | Л.р. №10 «Образование крахмала в листьях зеленых растений» | Опыт, доказывающий образование крахмала в листьях зеленых растений» | Уметь доказывать образование крахмала в листьях зеленых растений на практике |
43 | Питание бактерий и грибов | Сапрофиты. Паразиты. Цианобактерии. Питание грибов | Находить общие признаки в питании бактерий и грибов |
44 | Л.р. №11 «Обследование растений, пораженных болезнетворными бактериями и грибами» | Головня. Спорынья. Ржавчина. Фитофтора. Плодовая гниль. Серая гниль. Мучнистая роса | Определять болезнетворные грибы на растениях |
45 | Гетеротрофное питание | Гетеротрофное питание.Пищеварение. Животные: растительноядные, плотоядные, всеядные. Хищные растения | Знать приспособления для добывания пищи у хищных животных |
46 | Дыхание растений и животных | Дыхание. Жабры. Трахеи. Легкие. Устьица. Чечевицы | Уметь доказывать, что растения дышат |
47 | Л.р. №12 «Дыхание растений» | Опыт, доказывающий, что растения дышат | Доказывать опытным путум дыхание растений |
48 | Передвижение веществ у растений | Проводящие ткани. Сосуды. Ситовидные трубки | Используя рис. 72, составить рассказ о передвижении веществ у растений |
49 | Л.р. №13 «Передвижение веществ по побегу растения» | Опыт, доказывающий передвижение веществ у растений» | Уметь закладывать опыт |
50 | Передвижение веществ у животных | Гемолимфа. Кровь. Сердце. Кровеносные сосуды | Знать значение сердца в транспортировке веществ у животных |
51 | Выделение у растений и животных | Устьица. Нектарники. Листопад. Почки. Выделение | Знать, как происходит выделение вредных веществ у растений |
52 | Тестирование по теме «Жизнедеятельность организмов» | Тесты | Контроль знаний по данной теме |
Размножение организмов, его значение (5 часов) |
53 | Л.р. №14 «Способы вегетативного размножения» | Размножение. Бесполое размножение. Вегетативное размножение. | Определять по рисункам и гербариям способы вегетативного размножения |
54 | Половое размножение | Яйцеклетка. Спермии. Сперматозоиды. Оплодотворение. Зигота | Знать биологическое значение полового размножения |
55 | Л.р. №15 «Распространение семян» | Способы распространения семян | По раздаточному материалу уметь определять способы распространения семян |
56 | Рост и развитие-свойства живых организмов | Рост. Индивидуальное развитие. Годичные кольца. Камбий. | Объяснять, за счет чего происходит рост корня и побега у растений |
57 | Обобщающий урок по теме «Размножение, рост и развитие организмов» | Способы вегетативного размножения. Половое размножение. Распространение семян | Обобщение и контроль знаний по данной теме |
Регуляция жизнедеятельности организмов (11 часов) |
58 | Раздражимость-свойство живых организмов | Раздражимость. Фотопериодизм | Знать, как реагируют растения и животные на смену дня и ночи, времен года |
59 | Биологические часы | Биологические часы. Сезонные изменения в жизни животных и растений | Знать действие биологических часов на растения, животных и человека |
60 | Гуморальная регуляция | Гуморальная регуляция. Гормоны. Гормональная регуляция | Знать, к чему может привести нарушение гуморальной регуляции организма |
61 | Нейрогуморальная регуляция | Нервная система. Нейрон. Рефлекс. Нейрогуморальная регуляция | Знать механизм нейрогуморальной регуляции |
62 | Строение головного мозга позвоночных животных | Продолговатый. Передний. Средний. Прмежуточный. Мозжечок | Находить на муляже отделы головного мозга |
63 | Поведение | Значение поведения в жизни организмов | Приводить примеры разных видов поведения у домашних животных |
64 | Движение организмов | Движения уастений. Передвижение животных | Знать органы передвижения животных |
65 | Л.р. №16 «Изучение двигательных конечностей насекомых» | Двигательные конечности насекомых: плавательные, хватательные, бегательные, копательные, для сбора пыльцы | По раздаточному материалу уметь определять двигательные конечности насекомых |
66 | Организм-единое целое | Целостность организма. Клетки, ткани, органы, системы органов | Объяснять, почему органы в многоклеточном организме работают согласованно |
67 | Конференция по теме «Регуляция жизнедеятельности организмов» | Презентации | Выступление учащихся по данной теме |
68 | Летние задания | Наблюдение за животными | |