СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии ФГОС 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 5 класс разработана на основе федерельного государственного общеобразовательного стандарта

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии ФГОС 5 класс»

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс (68 часов)

Тема урока

Дидактические единицы

Основные виды учебной деятельности

Введение. Биология как наука (5 часов)

1

Биология- наука о живой природе

Биология. Ботаника. Экология. Биосфера. Цитология. Гистология. Анатомия. Физиология. Фенология.

Знать, что изучает наука биология. Соблюдать

правила работы в кабинете биологии.

2

Методы изучения биологии

Методы изучения биологии: наблюдение, эксперимент, измерение.

Знать основные методы изучения биологии

3

Как работают в лаборатории

Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда.

Знать правила работы с микроскопом.

Уметь различать лабораторную посуду

4

Разнообразие живой природы

Царства жиых организмов

Находить отличия живых организмов от неживых

5

Среды обитания организмов

Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная

Знать среды обитания организмов, животных и растений, обитающих в них

Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов (10 часов)

6

Увеличительные приборы. Л.р. №1 «Устройство светового микроскопа и приемы работы с ним»

Ручная лупа. Микроскоп. Роберт Гук. Антони Ван Левенгук

Знать устройство микроскопа, лупы. Уметь пользоваться микроскопом

7

Химический состав клетки

Химический состав клетки: органические и неорганические вещества клетки

Уметь объяснять общность живой и неживой природы

8

Л.р. №2 «Обнаружение в растениях органических веществ»

Органические вещества клетки: белки, жиры, углеводы

Знать способы доказания органических веществ в клетке

9

Л.р. №3 «Обнаружение в растениях неорганических веществ»

Неорганические вещества: вода, минеральные соли

Уметь опытным путем доказывать содержание неорганических веществ в растениях»

10

Строение клетки

Клеточная мембрана. Цитоплазма. Генетический аппарат. Ядро. Хромосомы. Пластиды. Вакуоли

Знать органоиды клетки и их функции

11

Л.р. №4 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

Строение кожицы чешуи лука

Уметь готовить микропрепарат кожицы чешуи лука

12

Л.р.5 «Пластиды в клеткахплодов томатов, рябины, шиповника»

Пластиды: хлоропласты, лейкопласты, хромопласты

Уметь различать пластиды у растений

13

Жизнедеятельность клетки. Л.р. №6 «Движение цитоплазмы»

Процессы жизнедеятельности клетки: раздражимость, деление клетки

Знать процесс деления клеток

14

Обобщение темы «Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов»

Классификация организмов. Строение организмов. Охрана природы

Обобщение и контроль знаний по данной теме

15

Тестирование по теме «Многообразие организмов»


Контроль знаний по данной теме

Многообразие организмов (22 часа)

16

Классификация организмов

Классификация. Царства живой природы.Вид

Знать отличительные признаки царств живой природы

17

Строение и многообразие бактерий

Строение бактерий. Распространение бактерий. Прокариоты

Уметь по рисунку распознавать формы бактерий

18

Роль бактерий в природе и жизни человека

Бактерии гниения. Почвенные бактерии. Клубеньковые бактерии.

Объяснять значимость азотфиксирующих бактерий

19

Болезнетворные бактерии

Виды болезнетворных бактерий

Предложить меры предосторожности при общении с инфекционными больными

20

Строение и многообразие грибов

Среда обитания и многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы

Уметь различать съедобные и ядовитые грибы; пластинчатые и трубчатые

21

Л.р. №7 «Особенности строения мукора и дрожжей»

Мукор. Пеницилл. Дрожжи.

Александр Флеминг

Знать строение мукора и дрожжей.

22

Характеристика царства растения

Растения высшие и низшие. Слоевище. Ткань. Орган. Фотосинтез

Находить различия между низшими и высшими растениями

23

Водоросли

Низшие растения. Водоросли: зеленые, бурые, красные.Ламинария. Хлорелла. Саргассум. Спирогира. Харовые. Бурые

Знать объяснения, почему водоросли относят к низшим растениям

24

Лишайники

Лишайники: кустистые, листоватые, накипные. Симбиоз. Ризоиды

Уметь различать типы лишайников.

25

Мхи, плауны, хвощи

Высшие споровые растения. Мхи. Хвощи. Плауны

Знать строение мхов, хвощей, плаунов

26

Папоротники

Вайи. Спорангии. Антеридии. Архегонии

Знать строение папоротников

27

Семенные растения

Высшие семенные растения: голосеменные, покрытосеменные.Цветок

Объяснять, почему голосеменные и покрытосеменные относят к высшим семенным растениям

28

Л.р. №8 «Внешнее строение цветкового растения»

Органы цветкового растения: цветок. Части цветка: тычинки, пестики, чашелистики, лепестки

Находить части цветка, определять тычиночные и пестичные цветки

29

Охрана растительного мира

Растения Красной книги Хакасии

Знать растения Красной книги Хакасии

30

Царство животные. Охрана животного мира

Царство животные. Животный мир. Красная книга Хакасии. Заповедники Хакасии

Знать животных Красной книги, Заповедники Хакасии

31

Подцарство одноклеточные

Одноклеточные животные. Амебоидное движение

Знать представителей одноклеточных

32

Л.р. №9 «Изучение представителей одноклеточных по рисункам»

Представители простейших

Делать зарисовки одноклеточных животных

33

Подцарство многоклеточные. Беспозвоночные животные

Ж.Б. Ламарк. Беспозвоночные животные. Многоклеточные

Уметь составлять план-конспект текста параграфа

34

Позвоночные животные

Холоднокровные, теплокровные животные.Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие

Знать различия холоднокровных и теплокровных животных

35

Многообразие живой природы. Охрана природы

Представители живой природы. Охрана природы. Заповедники, Заказники Хакасии

Знать Заповедники и Заказники Хакасии

36

Обобщающий урок по теме «Многообразие организмов»

Представители Животного и растительного мира

Знать животных Красной книги Хакасии

37

Тестирование по теме «Многообразие организмов»


Контроль знаний по данной теме

Жизнедеятельность организмов (15 часов)

38

Обмн веществ-главный признак жизни

Обмен веществ. Образование веществ. Разрушение веществ. Использование энергии организмами

Доказывать, что обмен веществ является основой жизни

39

Почвенное питание растений

Автотрофные и гетеротрофные организмы. Почвенное питание растений. Корневое давление. Зоны корня

Различать автотрофные и гетеротрофные организмы

40

Удобрения

Органические и минеральные удобрения

Объяснять процессы влияния органических и неорганических удобрений на растения

41

Фотосинтез

К.А.Тимирязев. Фотосинтез. Хлорофилл. Хлоропласты. Космическая роль растений

Находить приспособления растений к улавливанию световой энергии

42

Л.р. №10 «Образование крахмала в листьях зеленых растений»

Опыт, доказывающий образование крахмала в листьях зеленых растений»

Уметь доказывать образование крахмала в листьях зеленых растений на практике

43

Питание бактерий и грибов

Сапрофиты. Паразиты. Цианобактерии. Питание грибов

Находить общие признаки в питании бактерий и грибов

44

Л.р. №11 «Обследование растений, пораженных болезнетворными бактериями и грибами»

Головня. Спорынья. Ржавчина. Фитофтора. Плодовая гниль. Серая гниль. Мучнистая роса

Определять болезнетворные грибы на растениях

45

Гетеротрофное питание

Гетеротрофное питание.Пищеварение. Животные: растительноядные, плотоядные, всеядные. Хищные растения

Знать приспособления для добывания пищи у хищных животных

46

Дыхание растений и животных

Дыхание. Жабры. Трахеи. Легкие. Устьица. Чечевицы

Уметь доказывать, что растения дышат

47

Л.р. №12 «Дыхание растений»

Опыт, доказывающий, что растения дышат

Доказывать опытным путум дыхание растений

48

Передвижение веществ у растений

Проводящие ткани. Сосуды. Ситовидные трубки

Используя рис. 72, составить рассказ о передвижении веществ у растений

49

Л.р. №13 «Передвижение веществ по побегу растения»

Опыт, доказывающий передвижение веществ у растений»

Уметь закладывать опыт

50

Передвижение веществ у животных

Гемолимфа. Кровь. Сердце. Кровеносные сосуды

Знать значение сердца в транспортировке веществ у животных

51

Выделение у растений и животных

Устьица. Нектарники. Листопад. Почки. Выделение

Знать, как происходит выделение вредных веществ у растений

52

Тестирование по теме «Жизнедеятельность организмов»

Тесты

Контроль знаний по данной теме

Размножение организмов, его значение (5 часов)

53

Л.р. №14 «Способы вегетативного размножения»

Размножение. Бесполое размножение. Вегетативное размножение.

Определять по рисункам и гербариям способы вегетативного размножения

54

Половое размножение

Яйцеклетка. Спермии. Сперматозоиды. Оплодотворение. Зигота

Знать биологическое значение полового размножения

55

Л.р. №15 «Распространение семян»

Способы распространения семян

По раздаточному материалу уметь определять способы распространения семян

56

Рост и развитие-свойства живых организмов

Рост. Индивидуальное развитие. Годичные кольца. Камбий.

Объяснять, за счет чего происходит рост корня и побега у растений

57

Обобщающий урок по теме «Размножение, рост и развитие организмов»

Способы вегетативного размножения. Половое размножение. Распространение семян

Обобщение и контроль знаний по данной теме

Регуляция жизнедеятельности организмов (11 часов)

58

Раздражимость-свойство живых организмов

Раздражимость. Фотопериодизм

Знать, как реагируют растения и животные на смену дня и ночи, времен года

59

Биологические часы

Биологические часы. Сезонные изменения в жизни животных и растений

Знать действие биологических часов на растения, животных и человека

60

Гуморальная регуляция

Гуморальная регуляция. Гормоны. Гормональная регуляция

Знать, к чему может привести нарушение гуморальной регуляции организма

61

Нейрогуморальная регуляция

Нервная система. Нейрон. Рефлекс. Нейрогуморальная регуляция

Знать механизм нейрогуморальной регуляции

62

Строение головного мозга позвоночных животных

Продолговатый. Передний. Средний. Прмежуточный. Мозжечок

Находить на муляже отделы головного мозга

63

Поведение

Значение поведения в жизни организмов

Приводить примеры разных видов поведения у домашних животных

64

Движение организмов

Движения уастений. Передвижение животных

Знать органы передвижения животных

65

Л.р. №16 «Изучение двигательных конечностей насекомых»

Двигательные конечности насекомых: плавательные, хватательные, бегательные, копательные, для сбора пыльцы

По раздаточному материалу уметь определять двигательные конечности насекомых

66

Организм-единое целое

Целостность организма. Клетки, ткани, органы, системы органов

Объяснять, почему органы в многоклеточном организме работают согласованно

67

Конференция по теме «Регуляция жизнедеятельности организмов»

Презентации

Выступление учащихся по данной теме

68

Летние задания

Наблюдение за животными





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!