
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, планируемыми результатами основного общего образования по биологии, разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом программ включенных в ее структуру, и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Рабочие программы. Биология. 5-9 классы.Учебно-методическое пособие, М.: Дрофа, 2013
Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. «Биология.Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2017
Формы промежуточной и итоговой аттестации: промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ, зачетов. Входной контроль в начале учебного года; текущий – в форме устного, фронтального опроса, словарных диктантов, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя»), тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов, зачета; рубежный контроль в конце первого полугодия; итоговый контроль - итоговый зачет, творческая работа, проект.
В программе предусмотрены: 13 лабораторных работ, 2 практические работы
Таблица распределения количества часов
Разделы, темы | Примерная или авторская программа | Рабочая программа |
Тема 1 место человека в системе органического мира | 2 | 2 |
Тема 2 происхождение человека. | 2 | 2 |
Тема 3 Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека | 1 | 1 |
Тема 4 Общий обзор строения и функций организма человека | 4 | 4 |
Тема 5 Координация и регуляция | 10 | 10 |
Тема 6 Опора и движение | 8 | 8 |
Тема 7 Внутренняя среда организма | 3 | 3 |
Тема 8 Транспорт веществ | 4 | 4 |
Тема 9 Дыхание | 5 | 5 |
Тема 10 Пищеварение | 5 | 5 |
Тема 11 Обмен веществ и энергии | 2 | 2 |
Тема 12 Выделение | 2 | 2 |
Тема 13 Покровы тела | 3 | 3 |
Тема 14 Размножение и развитие | 3 | 3 |
Тема 15 Высшая нервная деятельность | 5 | 5 |
Тема 16 Человек и его здоровье | 4 | 4 |
Резервное время | 7 | 5 |
Итого | 70 | 68 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Название темы | Кол-во уроков |
Место человека в системе органического мира. Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный. | 2 |
Происхождение человека. Систематическое положение человека. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид. | 2 |
Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий и др. | 1 |
Общий обзор строения и функций организма. Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза. | 4 |
Координация и регуляция Регуляция функций в организме. Гуморальная регуляция Железы внутренней секреции (эндокринная система) Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета. Нервная регуляция Нервная система человека Значение нервной системы. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Анализаторы Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов. | 10 |
Опора и движение Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | 8 |
Внутренняя среда организма. Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Иммунитет. Иммунная система. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей. | 3 |
Транспорт веществ Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. Демонстрации моделей сердца и торса человека, приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмов остановки кровотечений. | 4 |
Дыхание Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм | 5 |
Пищеварение Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях. | 5 |
Обмен веществ и энергии Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ценность пищи. | 2 |
Выделение. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение. | 2 |
Покровы тела. Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. | 3 |
Размножение и развитие Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Лактация. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика. Развитие ребёнка после рождения. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути. | 3 |
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Роль речи в развитии высших психических функций. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления. | 5 |
Человек и его здоровье Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах. Обморожении | 4 |
Повторение | 3 |
Резервное время | 4 |
Итого | 70 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Изучение биологиив основной школе дает возможность учащимся достичь следующих результатов развития:
в личностном направлении:
формирование ответственного отношения к учению, труду;
формирование целостного мировоззрения;
формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;
формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами;
формирование основ экологической культуры.
в метапредметном направлении:
Учащиеся должны уметь:
планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;
участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах);
работать в соответствии с поставленной задачей, планом;
выделять главные и существенные признаки понятий;
составлять описание объектов;
составлять простые и сложные планы текста;
осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках;
выявлять причинно-следственные связи;
работать со всеми компонентами текста;
оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
в предметном направлении:
Знать: место и роль человека в природе; присущие человеку закономерности жизни; основные анатомические и физиологические термины
Уметь: объяснять родство человека с млекопитающими; объяснять место и роль человека в природе
Знать: биологические и социальные факторы антропогенеза; основные этапы эволюции человека
Уметь: объяснять совершенствование человека в ходе эволюции; объяснять единство происхождения рас; распознавать на таблицах особенности разных рас.
Знать: науки о человеке, великих анатомов и физиологов
Уметь: объяснять роль биологии в практической деятельности людей
Знать: клеточное строение организма, особенности строения животной клетки, Строение и функции тканей, органов и систем органов.
Уметь: раскрывать особенности строения и функций клеток разных тканей; взаимосвязь органов и систем органов в поддержании гомеостаза организма человека;
Называть части и органоиды клетки тела человека, типы тканей, органы и системы органов;
Распознавать на таблицах и муляжах органоиды клетки, ткани, органы и системы органов
Знать:
строение и роль эндокринного аппарата,
основные функции желёз внутренней секреции,
строение и функции нервной системы,
роль нервной системы в регуляции работы организма
• органы чувств, их строение, функции,
• роль анализаторов при взаимодействии человека и среды, их взаимосвязь с нервной системой.
Уметь:
распознавать основные железы внутренней секреции,
сравнивать строение нервной системы человека и животных,
распознавать основные её части,
осуществлять самоконтроль, проводить наблюдения, самостоятельно работать с различными источниками информации.
• характеризовать гигиену органов чувств,
- объяснять свойства рецепторов.
Знать:
основные отделы скелета,
состав, свойства костей и значение опорно-двигательного аппарата,
меры предупреждения заболеваний опорно-двигательной системы.
Уметь:
распознавать части опорно-двигательного аппарата,
характеризовать особенности строения костей, типы их соединений и работу мышц,
оказывать первую помощь при ушибах, растяжениях, вывихах и переломах,
распознавать на схемах и таблицах части опорно - двигательной системы
Знать:
Основные компоненты внутренней среды и их значение,
Сущность понятия иммунитет и инфекционные заболевания, правила личной гигиены.
Уметь:
Распознавать на таблицах и схемах клетки крови,
Объяснять значение внутренней среды организма.
Знать:
строение органов кровообращения,
сущность понятия пульс и кровяное давление,
влияние вредных привычек на состояние кровеносной системы.
Уметь:
распознавать на таблицах органы кровообращения,
оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях, находить и просчитывать пульс, измерять артериальное давление.
Знать:
строение и функции органов дыхания,
профилактику заболеваний органов дыхания.
Уметь:
обосновывать основные гигиенические правила дыхания и влияния вредных привычек на систему дыхания,
раскрывать сущность понятий газообмен и дыхание,
распознавать на таблицах органы дыхания,
оказывать первую помощь при остановке дыхания
Знать:
состав пищи и роль её компонентов для жизнедеятельности,
сущность и значение питания, роль пищеварительных органов, желёз и ферментов,
роль нервно-гуморальной регуляции в пищеварении,
гигиенические требования к составу пищи.
Уметь:
распознавать на муляжах органы пищеварительной системы,
обосновывать гигиенические правила питания,
профилактические меры желудочно-кишечных заболеваний.
оказывать первую помощь при пищевых отравлениях
Знать:
суть и значение обмена веществ,
анатомо-физиологические основы метаболизма.
Уметь:
объяснять биологическую роль обмена веществ,
на конкретных фактах приводить примеры вредного влияния алкоголя и курения на обмен веществ
Знать:
- роль мочевыделительной системы.
Уметь:
- распознавать на таблицах и моделях органы выделительной системы,
- пояснять, как заболевание почек сказывается на общем здоровье человека.
Знать:
- строение и функции кожи, относительное постоянство температуры тела, гигиенические требования к одежде и обуви.
Уметь:
- оказывать первую помощь при ожогах и обморожениях,
- устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи,
- пояснять механизмы закаливания.
Знать:
- сущность оплодотворения, роль половых желёз, преимущества полового размножения, гигиену вынашивания плода и особенности онтогенеза.
Уметь:
- использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции человека,
- находить черты сходства и различия онтогенеза человека и млекопитающих
Знать:
- особенности высшей нервной деятельности человека и её значение при взаимодействии с окружающей средой,
- значение профилактики утомления и влияния вредных привычек на нервную систему.
Уметь:
- уметь пояснять роль рефлексов для жизнедеятельности,
- пояснять психическую деятельность как функцию мозга,
- характеризовать поведение, условное торможение и рефлекторную теорию поведения.
Знать Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни
Уметь Оказывать первую доврачебную помощь при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ № пп/п | Тема урока | Кол-во часов по теме | Дата проведения | Домашнее задание |
По плану | По факту |
ТЕМА1. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (2 часа) |
1-2 | Место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных, отличие от них | 2 | 06.09 07.09 | | стр. 5-11 |
ТЕМА 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (2 часа) |
3 | Этапы и факторы становления человека | 1 | 13.09 | | записи в тетради |
4 | Расы человека, их происхождение и единство | 1 | 14.09 | | Записи в тетради стр. 18-21 |
ТЕМА 3. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (1 час) |
5 | Науки о человеке. Методы изучения организма человека. | 1 | 20.09 | | Записи в тетради, стр.21-29 |
ТЕМА 4. ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (4 часа) |
6 | Клеточное строение организма. | 1 | 21.09 | | стр 31-33 |
7 | Ткани. Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей» | 1 | 27.09 | | стр. 34-39 учебника, |
8 | Вопросы №1 -9 на стр. 43 учебника. Лабораторная работа №2 «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека». | 1 | 28.09 | | стр. 40-43 учебника |
9 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Общий обзор организма человека». | 1 | 04.10 | | повторить по учебнику 7 класса материал о строении и функциях нервной системы млекопитающих. |
ТЕМА 5. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ (10часов) |
10 | Гуморальная регуляция. | 1 | 05.10 | | стр. 46, 47учебника, задания «Выберите правильный ответ» на стр.49 |
11 | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. | 1 | 11.10 | | стр. 48-53 учебника. |
12 | Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. | 1 | 18.10 | | стр. 54-57 |
13 | Рефлекторный характер деятельности нервной системы. | 1 | 19.10 | | стр. 57-58учебника |
14 | Спинной мозг, строение и функции. | 1 | 25.10 | | стр. 60-62 учебника |
15 | Головной мозг, строение и функции. Лабораторная работа №3: «Изучение головного мозга человека (по муляжам)» | 1 | 26.10 | | стр. 63-68 |
16 | Соматическая и вегетативная нервная система. | 1 | 01.11 | | записи в тетради |
17 | Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. | 1 | 02.11 | | стр 76-77 |
18 | Орган зрения и зрительный анализатор. Нарушения зрения, их профилактика. Лабораторная работа №4 «Изучение изменения размера зрачка». | 1 | 08.11 | | стр 76-77 |
19 | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. | 1 | 09.11 | | стр. 83--90 учебника . |
ТЕМА 6. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ (8 часов) Предметные результаты о15.11бучения |
20 | Скелет. Строение, состав и соединение костей. Лабораторная работа №5 «Изучение внешнего вида костей» | 1 | 16.11 | | стр. стр.100-106 учебника |
21 | Скелет головы и скелет туловища. Лабораторная работа № 6 «Измерение массы и роста своего организма». | 1 | 29.11 | | стр. 108-110учебника |
22 | Скелет конечностей. | 1 | 30.11 | | стр. 110-113 учебника |
23 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. | 1 | 06.12 | | записи в тетради |
24 | Мышцы. Работа мышц. Лабораторная работа № 7 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц» | 1 | 07.12 | | стр. 116-126 учебника |
25 | Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Предупреждение | 1 | 13.12 | | проверить правильность осанки, наличие плоскостопия, гибкость позвоночника. |
26 | Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека. | 1 | 14.12 | | стр. записи в тетради |
27 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Опора и движение». | 1 | 2012 | | Повторение |
ТЕМА 7. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА (3 часа) |
28 | Внутренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. Лабораторная работа №8 «Изучение микроскопического строения крови». | 1 | 21.12 | | стр. 128-134 учебника |
29 | Иммунитет. | 1 | 27.12 | | стр. 136-138учебника |
30 | Тканевая совместимость и переливание крови. | 1 | 28.12 | | стр.138-142 учебника |
ТЕМА 8. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ (4 часа) |
31 | Транспорт веществ. Кровеносная система. | 1 | 10.01 | | стр. 144-149 учебника |
32 | Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. | 1 | 11.01 | | стр. 149-152 учебника. |
33 | Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Практическая работа № 1 «Измерение кровяного давления». Практическая работа №2 « Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений». | 1 | 17.01 | | стр. 153-156 учебника |
34 | Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. | 1 | 18.01 | | стр. 156 учебника, |
ТЕМА 9. ДЫХАНИЕ (5 часов) |
35 | Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. | 1 | 24.01 | | стр. 158-161 учебника |
36 | Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях Регуляция дыхания. Лабораторная работа № 9 «Определение частоты дыхания». | 1 | 25.01 | | стр. 163-170 учебника |
37 | Заболевания органов дыхания и их профилактика. | 1 | 31.01 | | стр. 166-170 учебника (повторить), подготовить сообщения о вреде курения и опасных респираторных инфекционных заболеваниях |
38 | Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. | 1 | 01.02 | | Сообщения |
39 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Дыхание». | 1 | 07.02 | | Сообщения |
ТЕМА 10. ПИЩЕВАРЕНИЕ (5 часов) |
40 | Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. | 1 | 08.02 | | стр. 171-173 учебника |
41 | Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения. Лабораторная работа № 10 «Действие желудочного сока на белки, ферментов слюны на крахмал» | 1 | 14.02 | | стр. 174-178 учебника |
42 | Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения. | 1 | 15.02 | | стр. 181-185 учебника |
43 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | 1 | 21.02 | | стр. 181-185 учебника. |
44 | Гигиена питания. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Лабораторная работа №11 «Определение норм рационального питания». | 1 | 28.02 | | стр. 185 учебника. |
ТЕМА 11. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ (2 часа) |
45 | Обмен веществ и превращение энергии. Пластический и энергетический обмен. | 1 | 01.03 | | стр. 187-193 учебника |
46 | Витамины, их роль в организме. | 1 | 07.03 | | стр. 194-197 учебника |
ТЕМА 12. ВЫДЕЛЕНИЕ (2 часа) |
47 | Органы выделения. Строение и функции почек. | 1 | 14.03 | | стр. 199-203 учебника . |
48 | Предупреждение заболеваний мочевы-делительной системы. | 1 | 15.03 | | Повторить по учебнику 7 класса материал о кожном покрове млекопитающих. |
ТЕМА 13. ПОКРОВЫ ТЕЛА (3 часа) |
49 | Покровы тела. Строение и функции кожи. | 1 | 21.03 | | стр. 205-208 учебника |
50 | Роль кожи в теплорегуляции. | 1 | 22.03 | | стр. 209-211 учебника ,подготовить сообщения об уходе за кожей, волосами, ногтями; об оказании первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях. |
51 | Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. | 1 | 28.03 | | записи в тетради |
ТЕМА 14. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ (3 часа) |
52 | Система органов размножения. | 1 | 29.03 | | стр. 212-215учебника; подготовить сообщения о наследственных заболеваниях человека (по желанию) к уроку «Наследственные и врожденные заболевания». |
53 | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. | 1 | 04.04 | | стр. 216-219 учебника |
54 | Наследственные и врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. | 1 | 05.04 | | записи в тетради |
ТЕМА 15. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (5 часов) |
55 | Поведение человека. Рефлекс - основа нервной деятельности. | 1 | 18.04 | | стр.225-227 учебника |
56 | Врожденные и приобретенные формы поведения. | 1 | 19.04 | | стр.227-231 учебника. |
57 | Биологические ритмы. Сон и его значение. | 1 | 25.04 | | стр.235-238учебника |
58 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Речь, мышление. Память. Эмоции | 1 | 26.04 | | стр.238-253 учебника |
59 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Высшая нервная деятельность». | 1 | 02.05 | | Сообщения |
Тема 16. Человек и его здоровье (4 часа) Предметные результаты обучения |
60-61 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Лабораторная работа №12: « Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье». | 2 | 03.05 10.05 | | Сообщения |
62 | Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах. Обморожении. Лабораторная работа №13: «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений». | 1 | 16.05 | | Сообщения |
63 | Укрепление здоровья человека | 1 | 17.05 | | Сообщения |
64-68 | Резервное время | 5 | 23.05 24.05 30.05 31.05 | | |