№ п/п | Тема урока | Цели и задачи | Домашнее задание | Дата |
| | Человек как биологический вид. Происхождение человека. | | |
| Место человека в системе органического мира. | Познакомить учащихся с основными особенностями человека; выявить черты сходства человека и с животными и с человекообразными обезьянами, различия между ними; определить место человека в системе органического мира; разъяснить особенности структуры учебника «Человек» и правила работы с ним. | Стр. 5-8 | |
| Особенности человека. | Раскрыть характерные для человека особенности; выявить черты различия между человеком, человекообразными обезьянами и другими животными; продолжить развитие умений сравнивать, обобщать. | Стр. 8-11 | |
| Происхождение человека. Этапы его становления. | Сформировать знания о происхождении человека, об этапах его эволюции; развивать умение объяснять совершенствование в строении и поведении человека в эволюционном процессе; содействовать формированию знаний о закономерностях в познаваемости мира. | Стр. 12-16 | |
| Происхождение человека. Этапы его становления. | Сформировать знания о происхождении человека, об этапах его эволюции; развивать умение объяснять совершенствование в строении и поведении человека в эволюционном процессе; содействовать формированию знаний о закономерностях в познаваемости мира. | Стр. 12-16 | |
| Расы человека, их происхождение и единство. | Сформировать знания о расах, расоведении и расизме, об экологии человека; продолжить развитие таксономических понятий, навыков проблемного изложения, частичного поиска; использовать биологические знания для развития научного мировоззрения, гуманистических принципов, экологического мышления. | Стр. 18-20 | |
| Краткая история развития знаний о человеке. | Дать представление по истории развития знаний о строении и функциях организма человека с древнейших времён до наших дней. | Стр. 21-30 | |
| Систематизация и обобщение знаний по темам «Человек как биологический вид» и «Происхождение человека». | Обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Человек как биологический вид» и «Происхождение человек». | Стр. 5-30 | |
| | Общий обзор органов человека. | | |
| Клеточное строение организма. | Сформировать знания о строении животной клетки, о структуре и функциях частей и органоидов клетки (ядро, цитоплазма, клеточная и ядерная мембраны, ЭПС, её виды, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы, хромосомы, ДНК); сформировать представление о клетке как о главном структурном и функциональном элементе организма; продолжить формирование умения распознавать структурные компоненты животной клетки на микропрепаратах, таблицах; развивать навыки работы со световым микроскопом, готовыми микропрепаратами; развивать умение выделять главное, логически мыслить. | Стр. 31-33 | |
| Ткани и органы. | Раскрыть понятия ткань и орган; познакомить школьников с основными типами и видами тканей, их локализацией и функциями в организме человека; сформировать умение распознавать ткани и органы, ими образуемые; продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, микроскопами и микропрепаратами, навыков постановки лабораторных исследований и наблюдений. | Стр. 34-39 | |
| Органы. Системы органов. Организм. | Сформировать понятия система органов и организм; познакомить с функциями основных физиологических систем и органов, их образующих; показать функционирование органов, систем, аппаратов организма как единого целого. | Стр. 40-43 | |
| Систематизация и обобщение знаний по теме «Общий обзор организма человека». | Обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Общий обзор организма человека». | Стр. 31-43 | |
| | Координация и регуляция | | |
| Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат. | Раскрыть понятие гуморальной регуляции; сформировать знания о железах эндокринного аппарата, об особенностях работы желёз внутренней секреции, их отличии от желёз внешней секреции, о роли гормонов в жизнедеятельности человека. | Стр. 46-53 | |
| Строение и значение нервной системы. | Сформировать знания о строении нервной системы, её функциях; раскрыть зависимость выполняемых функций от особенностей нервных клеток, рефлекторный принцип работы нервной системы; механизм нервной регуляции; продолжить развитие навыков и приёмов умственной деятельности учащихся: сравнение, анализ, обобщение; работы с книгой, самонаблюдения. | Стр. 54-59 | |
| Строение и функции спинного мозга. | Сформировать знания о строении спинного мозга, его функциях; уточнить знания о составных частях центрального отдела нервной системы; разъяснить механизм взаимосвязи спинного и головного мозга, соподчинения их функций; продолжить работу по развитию интеллектуальных умений. | Стр. 60-62 | |
| Строение и функции головного мозга. | Сформировать знания о строении основных отделов головного мозга, выполняемых функциях; разъяснить особенности микроскопического строения мозга. | Стр. 63-68 | |
| Большие полушария переднего мозга. | Разъяснить особенности строения полушарий переднего мозга, функции долей и зон коры больших полушарий; продолжить формирование знаний учащихся о строении и функциях головного мозга человека; сравнить строение и функции больших полушарий мозга человека и животных. | Стр. 70-75 | |
| Систематизация и обобщение знаний по темам «Нервная система». | Обобщить и систематизировать учебный материал по темам «Нервная система». | Стр. 46-75 | |
| | Анализаторы. | | |
| Анализаторы (органы чувств), их строение. Зрительный анализатор. | Раскрыть содержание понятия анализатор и показать особенности строения на примере зрительного анализатора; сформировать знания учащихся о строении и функциях глаза, его частей, об особенностях восприятия окружающего мира, о гигиене зрения; продолжить развитие у школьников выделять главное, сравнивать; формирование навыков самостоятельного обучения. | Стр. 76-83 | |
| Анализаторы слуха и равновесия. | Сформулировать новые анатомо-физиологические понятия о строении и функциях анализаторов слуха и равновесия, о гигиене органа слуха; показать их связующую роль организм-среда; продолжить развитие общеучебных умений и навыков; разъяснить правила гигиены слуха и равновесия; способствовать воспитанию полезных привычек по соблюдению правил гигиены. | Стр. 84-90 | |
| Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние, вкус. | Познакомить учащихся с различными видами анализаторов, их локализацией в организме; дать представление о строении и функциях каждого из них. | Стр. 91-99 | |
| Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость. | Расширить и обобщить знания учащихся о свойствах анализаторов, об их взаимодействии и взаимозаменяемости; показать роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения, обобщить знания об органах чувств. | Записи в тетради | |
| Систематизация и обобщение знаний по темам «Нервная система» и «Анализаторы». | Обобщить и систематизировать учебный материал по темам «Нервная система» и «Анализаторы». | Стр. 76-99 | |
| | Опора и движение. | | |
| Строение и свойства костей, типы их соединений. Значение скелета. | Расширить знания о строении и функциях скелета; научить выявлять особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Изучить типы соединения костей. | Стр. 100-106 | |
| Строение скелета. | Обобщить знания об основных функциях и особенностях опорно-двигательного аппарата; изучить строение и химический состав костей. | Стр. 108-115 | |
| Мышцы, их строение и функции. | Обобщить и углубить знания о строении и свойствах мышечной ткани, раскрыть особенности строения и функций скелетных мышц; сформировать представление об основных группах мышц тела человека. | Стр. 116-121 | |
| Работа мышц. | Познакомить с условиями функционирования мышц; дать представление о системе, которая управляет сокращениями мышц, об условиях, повышающих работоспособность мышц. | Стр. 122-126 | |
| Систематизация и обобщение знаний по теме «Опора и движение». | Обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Опора и движение». | Стр. 100-126 | |
| | Кровь и кровообращение. | | |
| Внутренняя среда организма и её значение. Состав крови. | Познакомить с понятием внутренняя среда организма, её составом; разъяснить роль внутренней среды в жизнедеятельности организма, значение постоянства её состава. Сформировать знания о плазме крови, её функциях, о свёртывании крови. | Стр. 127-135 | |
| Иммунитет. | Раскрыть материал о защитных свойствах организма; сформировать понятия инфекционные заболевания, иммунитет, лечебные сыворотки, предупредительные прививки, аллергия; познакомить с видами иммунитета, со значением анализа крови при установлении диагноза; объяснить сущность СПИДа. | Стр. 136-142 | |
| Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор. | Сформировать знания о группах крови, об их отличительных признаках, о совместимости крови по их группам; показать значение переливания крови и роль доноров в сохранении жизни и здоровья людей. | Стр. 136-142 | |
| Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения. | Закрепить знания о строении и функциях крови, об иммунитете; показать движение крови и лимфы, охарактеризовать его значение для организма; рассмотреть особенности строения органов и кровообращения; продолжить формирование умений работать с текстом и рисунками учебника; научить подсчитывать пульс, измерять кровяное давление. | Стр. 144-148 | |
| Работа сердца. | Формирование новых анатомических понятий: фазы работы сердца, пауза, автоматия. | Стр. 149-152 | |
| Движение крови по сосудам. | Формирование новых анатомо-физиологических понятий: кровяное давление, пульс. | Стр. 153-156 | |
| Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях. | Научить распознавать различные виды кровотечений, оказывать первую помощь при повреждении сосудов; раскрыть вредное влияние никотина и алкоголя на сердечно-сосудистую систему; показать роль тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. | записи в тетради | |
| Систематизация и обобщение знаний по теме «Кровь и кровообращение». | Обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Кровь и кровообращение». | Стр. 127-156 | |
| Контроль знаний по теме «Кровь и кровообращение». | Обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Кровь и кровообращение». | | |
| | Дыхание. | | |
| Строение органов дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. | Познакомить с сущностью процесса дыхания, его значением в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; сформировать знания о строении органов дыхания в связи с их функциями и функцией образования звуков и членораздельной речи; раскрыть меры профилактики заболевания голосовых связок. | Стр. 158-164 | |
| Дыхательные движения. Жизненная ёмкость лёгких. | Продолжить изучения дыхательной системы, её строения и функций, связанных с обменом веществ; показать влияние среды (состав вдыхаемого воздуха) на функционирование органов дыхания, взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Разъяснить механизм вдоха и выдоха. Сформировать понятие жизненная ёмкость лёгких. | Стр. 164-166 | |
| Регуляция дыхания. Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушениях дыхания и кровообращения. | Разъяснить процесс регуляции дыхательных движений. Познакомить с возможными заболеваниями и нарушениями органов дыхания, гигиеническими требованиями к воздушной среде, с правилами дыхания; разъяснить необходимость проветривания в жилых помещениях; обучить приёмам оказания первой помощи при нарушении дыхания; ознакомить с показаниями к искусственному дыханию, последовательностью восстановления дыхания и сердечной деятельности; сформировать умение обосновывать гигиенические правила дыхания и навыки искусственного дыхания; дать знания о вредном влиянии курения на органы дыхания. | Стр. 166-170 | |
| Систематизация и обобщение знаний по теме «Дыхание». | Обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Дыхание». | Стр. 158- 170 | |
| | Пищеварение. | | |
| Пищевые продукты. Питательные вещества и их превращения в организме. Пищеварение. | Раскрыть особенности пищи, потребляемой человеком, и её значение; разъяснить понятия пищевые продукты, питательные вещества, пищеварение; показать роль питательных веществ в организме. | Стр. 171-173 | |
| Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. | Показать особенности строения пищеварительной системы человека; раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов, нервно-гуморальную регуляцию этих процессов; разъяснить влияние курения и алкоголя на пищеварение в ротовой полости; сформировать правила ухода за ротовой полостью и зубами. | Стр. 174-178 | |
| Пищеварение в желудке. | Показать особенности строения желудка; раскрыть свойства ферментов желудочного сока, условия их активности, роль соляной кислоты в пищеварении; разъяснить процесс нервно-гуморальной регуляции отделения желудочного сока, влияние алкоголя, никотина на пищеварение в желудке; продолжить формирование сравнительных навыков учащихся. | Стр. 180-181 | |
| Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | Познакомить школьников с этапами пищеварения в кишечнике; раскрыть роль печени, поджелудочной железы и желёз кишечника в переваривании пищи; продолжить формирование умения обосновывать правила гигиены питания и пищеварения. | Стр. 181-185 | |
| Систематизация и обобщение знаний по теме «Пищеварение». | Обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Пищеварение». | Стр. 171-185 | |
| Контроль знаний по теме «Пищеварение». | Обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Пищеварение». | | |
| | Обмен веществ и энергии. | | |
| Обмен веществ и энергии. | Формирование новых анатомо-физиологических и гигиенических понятий о пластическом и энергетическом обмене. | Стр. 187-193 | |
| Витамины. | Сформировать представление о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания; продолжить развитие знаний учащихся о биологически активных веществах клетки, обеспечивающих постоянство состава внутренней среды организма; показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов. | Стр. 194-197 | |
| | Выделение. | | |
| Выделение. Строение и работа почек. | Сформировать знания о строении мочевыделительной системы; раскрыть особенности внешнего строения и локализации почек в организме; установить взаимосвязь строения почек с выполняемой функцией; воспитать сознательное отношение в своему здоровью, соблюдению правил личной гигиены. | Стр. 199-203 | |
| Заболевания почек, их предупреждение. | Объяснить влияние заболеваний почек на здоровье человека; раскрыть роль гигиены питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек (алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом. | Записи в тетради | |
| Кожа, её строение, функции, гигиена. | Сформировать понятие о строении и функциях покровного органа - кожи; познакомить учащихся с защитной, рецепторной, выделительной и теплорегуляционной функциями кожи, с правилами гигиены кожи. Раскрыть сущность и роль закаливания организма, его формы, условия и физиологические механизмы; гигиенические требования к одежде и обуви. | Стр. 205-211 | |
| | Размножение и развитие. | | |
| Половая система человека. | Обобщить знания об особенностях полового размножения, о сущности оплодотворения, строении половой системы; познакомить с особенностями строения и функциями половой системы, желёз человека; сформировать знания о развитии зародыша, гигиене беременной женщины, о влиянии вредных факторов на формирование и развитие зародыша человека. | Стр. 212-219 | |
| Возрастные процессы. | Раскрыть особенности роста и развития ребёнка первого года жизни; познакомить с периодами формирования организма. | Стр. 221-223 | |
| Систематизация и обобщение знаний по темам «Обмен веществ и энергии. Витамины», «Выделение» и «Размножение и развитие». | Обобщить и систематизировать учебный материал по темам «Обмен веществ и энергии. Витамины», «Выделение» и «Размножение и развитие». | Стр. 187-223 | |
| Контроль знаний по темам «Обмен веществ и энергии. Витамины», «Выделение» и «Размножение и развитие». | Обобщить и систематизировать учебный материал по темам «Обмен веществ и энергии. Витамины», «Выделение» и «Размножение и развитие». | | |
| | Высшая нервная деятельность. | | |
| Рефлекс - основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни. Торможение. | Раскрыть рефлекторную теорию поведения, особенности врождённых и приобретённых форм поведения; обобщить знания о рефлексах: безусловных и условных, рефлекторной дуге и характере деятельности нервной системы. Раскрыть роль и физиологическую природу различных видов торможения; охарактеризовать торможение условных рефлексов как приспособление организма к различным условиям жизни; объяснить взаимосвязь процессов возбуждения и торможения. | Стр. 225-234 | |
| Бодрствование и сон. | Разъяснить физиологическую сущность сна, природу сна и сновидений, цикличность, его значение в нормальном функционировании мозга; показать необходимость выполнения правил гигиены сна. | Стр. 235-237 | |
| Особенности высшей нервной деятельности человека: сознание, мышление и речь. Познавательные процессы и интеллект. | Разъяснить особенности высшей нервной деятельности человека, значение речи, сознания и мышления; охарактеризовать способность к трудовой деятельности в становлении человека, его поведение; сформировать знания о памяти, её видах, роли рассудочной деятельности в развитии мышления и сознания. | Стр. 238-245 | |
| Память. | | Стр. 246-249 | |
| Эмоции и темперамент. | | Стр. 250-253 | |
| Систематизация и обобщение знаний по теме «Высшая нервная деятельность». | Обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Высшая нервная деятельность». | Стр. 225-253 | |
| | Человек и его здоровье | | |
| Здоровье и влияющие на него факторы. Оказание первой доврачебной помощи. | На основе повторения учебного материала о строении костей и скелета человека охарактеризовать виды травм; научить оказывать первую помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей. | Стр. 254-264 | |
| Здоровье и влияющие на него факторы. Оказание первой доврачебной помощи. | | Стр. 254-264 | |
| Вредные привычки. | | Стр. 265-267 | |
| Заболевания человека. Двигательная активность и здоровье человека. | Раскрыть условия формирования аппарата опоры и движения, влияние физических упражнений, спорта и труда на его развитие; выявить причины нарушения осанки и плоскостопия, меры их предупреждения и исправления. | Стр. 268-274 | |
| Закаливание. | | Стр. 274-277 | |
| Гигиена человека. | Сформировать знания о правилах личной гигиены и режиме питания, умения их физиологически обосновывать; показать меры предупреждения желудочно-кишечных и глистных заболеваний, болезней органов пищеварения; научить оказывать первую помощь при их возникновении; разъяснить правила хранения продуктов и приготовления пищи; расширить и обобщить знания о пищеварении. | Стр. 278-285 | |
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек и его здоровье». | | Стр. 254-285 | |