СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии в 8 классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии в 8 классе по учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина, 68 часов в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии в 8 классе»
































































п/п

Тема урока

Цели и задачи

Домашнее задание

Дата



Человек как биологический вид. Происхождение человека.



Место человека в системе органического мира.

Познакомить учащихся с основными особенностями человека; выявить черты сходства человека и с животными и с человекообразными обезьянами, различия между ними; определить место человека в системе органического мира; разъяснить особенности структуры учебника «Человек» и правила работы с ним.

Стр. 5-8


Особенности человека.

Раскрыть характерные для человека особенности; выявить черты различия между человеком, человекообразными обезьянами и другими животными; продолжить развитие умений сравнивать, обобщать.

Стр. 8-11


Происхождение человека. Этапы его становления.

Сформировать знания о происхождении человека, об этапах его эволюции; развивать умение объяснять совершенствование в строении и поведении человека в эволюционном процессе; содействовать формированию знаний о закономерностях в познаваемости мира.

Стр. 12-16


Происхождение человека. Этапы его становления.

Сформировать знания о происхождении человека, об этапах его эволюции; развивать умение объяснять совершенствование в строении и поведении человека в эволюционном процессе; содействовать формированию знаний о закономерностях в познаваемости мира.

Стр. 12-16


Расы человека, их происхождение и единство.

Сформировать знания о расах, расоведении и расизме, об экологии человека; продолжить развитие таксономических понятий, навыков проблемного изложения, частичного поиска; использовать биологические знания для развития научного мировоззрения, гуманистических принципов, экологического мышления.

Стр. 18-20


Краткая история развития знаний о человеке.

Дать представление по истории развития знаний о строении и функциях организма человека с древнейших времён до наших дней.

Стр. 21-30


Систематизация и обобщение знаний по темам «Человек как биологический вид» и «Происхождение человека».

Обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Человек как биологический вид» и «Происхождение человек».

Стр. 5-30




Общий обзор органов человека.



Клеточное строение организма.

Сформировать знания о строении животной клетки, о структуре и функциях частей и органоидов клетки (ядро, цитоплазма, клеточная и ядерная мембраны, ЭПС, её виды, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы, хромосомы, ДНК); сформировать представление о клетке как о главном структурном и функциональном элементе организма; продолжить формирование умения распознавать структурные компоненты животной клетки на микропрепаратах, таблицах; развивать навыки работы со световым микроскопом, готовыми микропрепаратами; развивать умение выделять главное, логически мыслить.

Стр. 31-33


Ткани и органы.

Раскрыть понятия ткань и орган; познакомить школьников с основными типами и видами тканей, их локализацией и функциями в организме человека; сформировать умение распознавать ткани и органы, ими образуемые; продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, микроскопами и микропрепаратами, навыков постановки лабораторных исследований и наблюдений.

Стр. 34-39


Органы. Системы органов. Организм.

Сформировать понятия система органов и организм; познакомить с функциями основных физиологических систем и органов, их образующих; показать функционирование органов, систем, аппаратов организма как единого целого.

Стр. 40-43


Систематизация и обобщение знаний по теме «Общий обзор организма человека».

Обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Общий обзор организма человека».

Стр. 31-43




Координация и регуляция



Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат.

Раскрыть понятие гуморальной регуляции; сформировать знания о железах эндокринного аппарата, об особенностях работы желёз внутренней секреции, их отличии от желёз внешней секреции, о роли гормонов в жизнедеятельности человека.

Стр. 46-53


Строение и значение нервной системы.

Сформировать знания о строении нервной системы, её функциях; раскрыть зависимость выполняемых функций от особенностей нервных клеток, рефлекторный принцип работы нервной системы; механизм нервной регуляции; продолжить развитие навыков и приёмов умственной деятельности учащихся: сравнение, анализ, обобщение; работы с книгой, самонаблюдения.

Стр. 54-59


Строение и функции спинного мозга.

Сформировать знания о строении спинного мозга, его функциях; уточнить знания о составных частях центрального отдела нервной системы; разъяснить механизм взаимосвязи спинного и головного мозга, соподчинения их функций; продолжить работу по развитию интеллектуальных умений.

Стр. 60-62


Строение и функции головного мозга.

Сформировать знания о строении основных отделов головного мозга, выполняемых функциях; разъяснить особенности микроскопического строения мозга.

Стр. 63-68


Большие полушария переднего мозга.

Разъяснить особенности строения полушарий переднего мозга, функции долей и зон коры больших полушарий; продолжить формирование знаний учащихся о строении и функциях головного мозга человека; сравнить строение и функции больших полушарий мозга человека и животных.

Стр. 70-75


Систематизация и обобщение знаний по темам «Нервная система».

Обобщить и систематизировать учебный материал по темам «Нервная система».

Стр. 46-75




Анализаторы.



Анализаторы (органы чувств), их строение. Зрительный анализатор.

Раскрыть содержание понятия анализатор и показать особенности строения на примере зрительного анализатора; сформировать знания учащихся о строении и функциях глаза, его частей, об особенностях восприятия окружающего мира, о гигиене зрения; продолжить развитие у школьников выделять главное, сравнивать; формирование навыков самостоятельного обучения.

Стр. 76-83


Анализаторы слуха и равновесия.

Сформулировать новые анатомо-физиологические понятия о строении и функциях анализаторов слуха и равновесия, о гигиене органа слуха; показать их связующую роль организм-среда; продолжить развитие общеучебных умений и навыков; разъяснить правила гигиены слуха и равновесия; способствовать воспитанию полезных привычек по соблюдению правил гигиены.

Стр. 84-90


Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние, вкус.

Познакомить учащихся с различными видами анализаторов, их локализацией в организме; дать представление о строении и функциях каждого из них.

Стр. 91-99


Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость.

Расширить и обобщить знания учащихся о свойствах анализаторов, об их взаимодействии и взаимозаменяемости; показать роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения, обобщить знания об органах чувств.

Записи в тетради


Систематизация и обобщение знаний по темам «Нервная система» и «Анализаторы».

Обобщить и систематизировать учебный материал по темам «Нервная система» и «Анализаторы».

Стр. 76-99




Опора и движение.



Строение и свойства костей, типы их соединений. Значение скелета.

Расширить знания о строении и функциях скелета; научить выявлять особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Изучить типы соединения костей.

Стр. 100-106


Строение скелета.

Обобщить знания об основных функциях и особенностях опорно-двигательного аппарата; изучить строение и химический состав костей.

Стр. 108-115


Мышцы, их строение и функции.

Обобщить и углубить знания о строении и свойствах мышечной ткани, раскрыть особенности строения и функций скелетных мышц; сформировать представление об основных группах мышц тела человека.

Стр. 116-121


Работа мышц.

Познакомить с условиями функционирования мышц; дать представление о системе, которая управляет сокращениями мышц, об условиях, повышающих работоспособность мышц.

Стр. 122-126


Систематизация и обобщение знаний по теме «Опора и движение».

Обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Опора и движение».

Стр. 100-126




Кровь и кровообращение.



Внутренняя среда организма и её значение. Состав крови.

Познакомить с понятием внутренняя среда организма, её составом; разъяснить роль внутренней среды в жизнедеятельности организма, значение постоянства её состава. Сформировать знания о плазме крови, её функциях, о свёртывании крови.

Стр. 127-135


Иммунитет.

Раскрыть материал о защитных свойствах организма; сформировать понятия инфекционные заболевания, иммунитет, лечебные сыворотки, предупредительные прививки, аллергия; познакомить с видами иммунитета, со значением анализа крови при установлении диагноза; объяснить сущность СПИДа.

Стр. 136-142


Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор.

Сформировать знания о группах крови, об их отличительных признаках, о совместимости крови по их группам; показать значение переливания крови и роль доноров в сохранении жизни и здоровья людей.

Стр. 136-142


Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.

Закрепить знания о строении и функциях крови, об иммунитете; показать движение крови и лимфы, охарактеризовать его значение для организма; рассмотреть особенности строения органов и кровообращения; продолжить формирование умений работать с текстом и рисунками учебника; научить подсчитывать пульс, измерять кровяное давление.

Стр. 144-148


Работа сердца.

Формирование новых анатомических понятий: фазы работы сердца, пауза, автоматия.

Стр. 149-152


Движение крови по сосудам.

Формирование новых анатомо-физиологических понятий: кровяное давление, пульс.

Стр. 153-156


Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.

Научить распознавать различные виды кровотечений, оказывать первую помощь при повреждении сосудов; раскрыть вредное влияние никотина и алкоголя на сердечно-сосудистую систему; показать роль тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

записи в тетради


Систематизация и обобщение знаний по теме «Кровь и кровообращение».

Обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Кровь и кровообращение».

Стр. 127-156


Контроль знаний по теме «Кровь и кровообращение».

Обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Кровь и кровообращение».





Дыхание.



Строение органов дыхания. Газообмен в лёгких и тканях.

Познакомить с сущностью процесса дыхания, его значением в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; сформировать знания о строении органов дыхания в связи с их функциями и функцией образования звуков и членораздельной речи; раскрыть меры профилактики заболевания голосовых связок.

Стр. 158-164


Дыхательные движения. Жизненная ёмкость лёгких.

Продолжить изучения дыхательной системы, её строения и функций, связанных с обменом веществ; показать влияние среды (состав вдыхаемого воздуха) на функционирование органов дыхания, взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Разъяснить механизм вдоха и выдоха. Сформировать понятие жизненная ёмкость лёгких.

Стр. 164-166


Регуляция дыхания. Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушениях дыхания и кровообращения.

Разъяснить процесс регуляции дыхательных движений. Познакомить с возможными заболеваниями и нарушениями органов дыхания, гигиеническими требованиями к воздушной среде, с правилами дыхания; разъяснить необходимость проветривания в жилых помещениях; обучить приёмам оказания первой помощи при нарушении дыхания; ознакомить с показаниями к искусственному дыханию, последовательностью восстановления дыхания и сердечной деятельности; сформировать умение обосновывать гигиенические правила дыхания и навыки искусственного дыхания; дать знания о вредном влиянии курения на органы дыхания.

Стр. 166-170


Систематизация и обобщение знаний по теме «Дыхание».

Обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Дыхание».

Стр. 158- 170




Пищеварение.



Пищевые продукты. Питательные вещества и их превращения в организме. Пищеварение.

Раскрыть особенности пищи, потребляемой человеком, и её значение; разъяснить понятия пищевые продукты, питательные вещества, пищеварение; показать роль питательных веществ в организме.

Стр. 171-173


Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости.

Показать особенности строения пищеварительной системы человека; раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов, нервно-гуморальную регуляцию этих процессов; разъяснить влияние курения и алкоголя на пищеварение в ротовой полости; сформировать правила ухода за ротовой полостью и зубами.

Стр. 174-178


Пищеварение в желудке.

Показать особенности строения желудка; раскрыть свойства ферментов желудочного сока, условия их активности, роль соляной кислоты в пищеварении; разъяснить процесс нервно-гуморальной регуляции отделения желудочного сока, влияние алкоголя, никотина на пищеварение в желудке; продолжить формирование сравнительных навыков учащихся.

Стр. 180-181


Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

Познакомить школьников с этапами пищеварения в кишечнике; раскрыть роль печени, поджелудочной железы и желёз кишечника в переваривании пищи; продолжить формирование умения обосновывать правила гигиены питания и пищеварения.

Стр. 181-185


Систематизация и обобщение знаний по теме «Пищеварение».

Обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Пищеварение».

Стр. 171-185


Контроль знаний по теме «Пищеварение».

Обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Пищеварение».





Обмен веществ и энергии.



Обмен веществ и энергии.

Формирование новых анатомо-физиологических и гигиенических понятий о пластическом и энергетическом обмене.

Стр. 187-193


Витамины.

Сформировать представление о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания; продолжить развитие знаний учащихся о биологически активных веществах клетки, обеспечивающих постоянство состава внутренней среды организма; показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов.

Стр. 194-197




Выделение.



Выделение. Строение и работа почек.

Сформировать знания о строении мочевыделительной системы; раскрыть особенности внешнего строения и локализации почек в организме; установить взаимосвязь строения почек с выполняемой функцией; воспитать сознательное отношение в своему здоровью, соблюдению правил личной гигиены.

Стр. 199-203


Заболевания почек, их предупреждение.

Объяснить влияние заболеваний почек на здоровье человека; раскрыть роль гигиены питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек (алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом.

Записи в тетради


Кожа, её строение, функции, гигиена.

Сформировать понятие о строении и функциях покровного органа - кожи; познакомить учащихся с защитной, рецепторной, выделительной и теплорегуляционной функциями кожи, с правилами гигиены кожи. Раскрыть сущность и роль закаливания организма, его формы, условия и физиологические механизмы; гигиенические требования к одежде и обуви.

Стр. 205-211




Размножение и развитие.



Половая система человека.

Обобщить знания об особенностях полового размножения, о сущности оплодотворения, строении половой системы; познакомить с особенностями строения и функциями половой системы, желёз человека; сформировать знания о развитии зародыша, гигиене беременной женщины, о влиянии вредных факторов на формирование и развитие зародыша человека.

Стр. 212-219


Возрастные процессы.

Раскрыть особенности роста и развития ребёнка первого года жизни; познакомить с периодами формирования организма.

Стр. 221-223


Систематизация и обобщение знаний по темам «Обмен веществ и энергии. Витамины», «Выделение» и «Размножение и развитие».

Обобщить и систематизировать учебный материал по темам «Обмен веществ и энергии. Витамины», «Выделение» и «Размножение и развитие».

Стр. 187-223


Контроль знаний по темам «Обмен веществ и энергии. Витамины», «Выделение» и «Размножение и развитие».

Обобщить и систематизировать учебный материал по темам «Обмен веществ и энергии. Витамины», «Выделение» и «Размножение и развитие».





Высшая нервная деятельность.



Рефлекс - основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни. Торможение.

Раскрыть рефлекторную теорию поведения, особенности врождённых и приобретённых форм поведения; обобщить знания о рефлексах: безусловных и условных, рефлекторной дуге и характере деятельности нервной системы. Раскрыть роль и физиологическую природу различных видов торможения; охарактеризовать торможение условных рефлексов как приспособление организма к различным условиям жизни; объяснить взаимосвязь процессов возбуждения и торможения.

Стр. 225-234


Бодрствование и сон.

Разъяснить физиологическую сущность сна, природу сна и сновидений, цикличность, его значение в нормальном функционировании мозга; показать необходимость выполнения правил гигиены сна.

Стр. 235-237


Особенности высшей нервной деятельности человека: сознание, мышление и речь. Познавательные процессы и интеллект.

Разъяснить особенности высшей нервной деятельности человека, значение речи, сознания и мышления; охарактеризовать способность к трудовой деятельности в становлении человека, его поведение; сформировать знания о памяти, её видах, роли рассудочной деятельности в развитии мышления и сознания.

Стр. 238-245


Память.


Стр. 246-249


Эмоции и темперамент.


Стр. 250-253


Систематизация и обобщение знаний по теме «Высшая нервная деятельность».

Обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Высшая нервная деятельность».

Стр. 225-253




Человек и его здоровье



Здоровье и влияющие на него факторы. Оказание первой доврачебной помощи.

На основе повторения учебного материала о строении костей и скелета человека охарактеризовать виды травм; научить оказывать первую помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей.

Стр. 254-264


Здоровье и влияющие на него факторы. Оказание первой доврачебной помощи.


Стр. 254-264


Вредные привычки.


Стр. 265-267


Заболевания человека. Двигательная активность и здоровье человека.

Раскрыть условия формирования аппарата опоры и движения, влияние физических упражнений, спорта и труда на его развитие; выявить причины нарушения осанки и плоскостопия, меры их предупреждения и исправления.

Стр. 268-274


Закаливание.


Стр. 274-277


Гигиена человека.

Сформировать знания о правилах личной гигиены и режиме питания, умения их физиологически обосновывать; показать меры предупреждения желудочно-кишечных и глистных заболеваний, болезней органов пищеварения; научить оказывать первую помощь при их возникновении; разъяснить правила хранения продуктов и приготовления пищи; расширить и обобщить знания о пищеварении.

Стр. 278-285


Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек и его здоровье».


Стр. 254-285