Государственное бюджетное образовательное учреждение
лицей № 395
Красносельского района Санкт-Петербурга
«Утверждаю»
Директор
ГБОУ лицей № 395
____________С. П. Сергеева
«____»______________2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ЧЕРЧЕНИЕ»
8 класс
Составитель рабочей программы:
Барсанова Т. А.
учитель черчения
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по черчению составлена на основе «примерной программы для общеобразовательных учреждений». Курс «Черчение» 8-е классы. Подготовлена авторским коллективом: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, в 8м классе (34 часа в год).
Рабочая программа по черчению представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.
Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Сущностью деятельностного подхода является включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, их подготовка к взрослой жизни, профессиональному будущему. Применение деятельностного подхода на уроках черчения начинается с этапа целеполагания, планирования учебной деятельности, что позволяет проводить изучение материала последовательно, всесторонне, системно.
Основной целью изучения курса «Черчения» является:
ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем;
научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием;
формирование развитой личности, способной к самоидентификации, осознающей себя субъектом исторического развития, гражданином-патриотом, владеющей способностью активно и творчески применять графические знания в учебной и практической деятельности.
Приоритетная функция курса «Черчения» состоит в создании оптимальных психолого-педагогических условий для формирования ключевой и предметной компетентностей учащихся, их социализации, является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся.
Обозначенные цели изучения курса в основной школе обуславливают постановку следующих задач:
формирование у учащихся эстетического вкуса, общечеловеческих и социальных ценностей;
формирование у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
развитие познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика;
овладение учащимися системными базовыми знаниями об основных этапах развития отечественной графики с древнейших времен до наших дней, а также знаниями о важнейших достижениях в области черчения и графики, сферах общества на разных этапах его исторического развития в контексте мировой истории;
формирование у учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений; патриотических качеств, любви к Родине, уважения к истории своего народа; этнической и религиозной толерантности, гуманизма;
развитие умений и навыков анализировать различные источники информации, систематизировать и классифицировать основные понятия, умение создавать схемы и строить различные графики;
формирование умения применять графические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, а также в общении с другими людьми;
ознакомление учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
-обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;
-развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
-обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;
-прививать культуру графического труда.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.
В изучении курса черчения используются следующие методы:
Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом.
При этом в рабочей программе предусмотрен резерв учебного времени для реализации учителем авторских подходов к изучению программного материала, использования разнообразных форм организации учебного процесса, в том числе нетрадиционных, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Рабочая программа курса «Черчение» для 8-х классов не противоречит базовым программам для общеобразовательных учебных учреждений по «Технологиям. Черчение» предыдущих редакций, действующим программам вариативных курсов, направленных на практическую реализацию задач внедрения регионального компонента в обучение и воспитание школьников.
Основное содержание программы:
Черчение.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (8 класс – 1 час в неделю)
Содержание программного материала | Количество часов |
Введение | 1 |
Раздел I. Техника выполнения чертежей и правила их оформления. | 6 |
Тема 1. Значение черчения. Правила оформления чертежей. | 2 |
Тема 2. Линии чертежа. Чертежные шрифты. | 2 |
Тема 3. Нанесение размеров. Масштаб. Диаметр и радиус. | 2 |
Раздел II. Способы проецирования. | 8 |
Тема 4. Выполнение изображений предмета на одну плоскость и в трех видах. | 2 |
Тема 5. Аксонометрические проекции. Нанесение размеров. | 4 |
Тема 6. Анализ геометрических форм предметов. | 2 |
Раздел III. Чтение и выполнение чертежей. | 9 |
Тема 7. Анализ и особенности проецирования геометрических форм и тел предметов. | 7 |
Тема 8. Построение третьего вида. | 2 |
Раздел IV.Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. | 9 |
Тема 9. Дополнительные сведения о нанесении размеров. Геометрические построения. | 2 |
Тема 10. Сопряжения. Развертывание поверхностей некоторых геометрических тел. | 3 |
Тема 11. Приемы построения видов чертежа детали и нанесение размеров. | 4 |
Резерв | 1 |
Итого | 34 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Учащиеся основной школы в результате изучения курса должны овладеть базовыми знаниями, умениями и навыками.
Учащиеся должны знать:
приемы работы с чертежными инструментами;
простейшие геометрические построения;
приемы построения сопряжений;
основные сведения о шрифте;
правила выполнения чертежей;
основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;
принципы построения наглядных изображений.
Учащиеся должны уметь:
анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;
осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;
читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;
анализировать графический состав изображений;
выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета;
читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;
проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;
приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека.
Критерии оценивания
Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.
В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.
Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.
Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.
Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.
Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:
Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).
Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).
После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.
Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.
При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;
б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила изображений и условные обозначения;
б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;
б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала.
При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведёт тетрадь;
б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;
в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт небрежно;
б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;
б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.
Оценка «1» ставится, если ученик не подготовлен к работе, совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой.
Черчение
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс (1час в неделю)
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
по плану | по факту |
| 1. | Введение (1 час). | | | |
Раздел I. Техника выполнения чертежей и правила их выполнения. (6 часов) |
Тема 1. Значение черчения. Правила оформления чертежей. (2 часа) |
| 1. | Значение черчения в практической деятельности людей. Чертежные инструменты. | | | |
| 2. | Правила оформления чертежей. Форматы. | | | |
Тема 2. Линии чертежа. Чертежные шрифты. (2 часа) |
| 1. | Графическая работа №1 «Линии чертежа». | | | |
| 2. | Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах. | | | |
Тема 3. Нанесение размеров. Масштаб. Диаметр и радиус. (2 часа) |
| 1. | Нанесение размеров. Масштаб. | | | |
| 2. | Графическая работа №2 «Чертеж плоских деталей». | | | |
Раздел II. Способы проецирования. (8 часов) |
Тема 4. . Выполнение изображений предмета на одну плоскость и в трех видах. (2 часа) |
| 1. | Проецирование. Выполнение изображения предмета на одну плоскость проекции. | | | |
| 2. | Прямоугольное проецирование. Выполнение чертежа предмета в трех видах по моделям. | | | |
Тема 5. Аксонометрические проекции. Нанесение размеров. (4 часа) |
| 1. | Расположение видов на чертеже: вид спереди, вид сверху, вид слева. | | | |
| 2. | Аксонометрические проекции плоских геометрических фигур. | | | |
| 3. | Аксонометрические проекции окружностей. | | | |
| 4. | Аксонометрические проекции предметов имеющих круглые поверхности. | | | |
Тема 6. Анализ геометрических форм предметов. (2 часа) |
| 1. | Технический рисунок. | | | |
| 2. | Анализ геометрических форм предметов. | | | |
Раздел III. Чтение и выполнение чертежей. (9 часов) |
Тема 7. Анализ и особенности проецирования геометрических форм и тел предметов. (7 часов) |
| 1. | Проекции геометрических тел. | | | |
| 2. | Особенности проецирования правильных пирамид. | | | |
| 3. | Особенности проецирования цилиндра и конуса. | | | |
| 4. | Проекции группы геометрических тел. | | | |
| 5. | Проекции вершин, ребер, граней предмета. | | | |
| 6. | Графическая работа №3 «Проекции группы геометрических тел». | | | |
| 7. | Понятие вида, построение видов на плоскостях проекций. Типы линий. | | | |
Тема 8. Построение третьего вида. (2 часа) |
| 1. | Построение третьего вида. | | | |
| 2. | Построение третьего вида по двум данным. | | | |
Раздел IV. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. (9 часов) |
Тема 9. Дополнительные сведения о нанесении размеров. Геометрические построения. (2 часа) |
| 1. | Дополнительные сведения о нанесении размеров с учетом формы предмета. | | | |
| 2. | Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений. Деление окружности на равные части. | | | |
Тема 10. Сопряжения. Развертывание поверхностей некоторых геометрических тел. (3 часа) |
| 1. | Сопряжения. Сопряжение двух прямых дугой заданного радиуса. Сопряжение окружности и прямой дугой заданного радиуса. | | | |
| 2. | Графическая работа №4. «Чертежи деталей имеющих сопряжения». | | | |
| 3. | Развертки поверхностей некоторых тел. | | | |
Тема 11. Приемы построения видов чертежа детали и нанесение размеров. (4 часа) |
| 1. | Взаимная связь изменения формы предмета. Конструирование по изображениям. | | | |
| 2. | Порядок чтения чертежей деталей. | | | |
| 3. | Графическая работа №5. «Выполнение чертежа детали с элементами конструирования» | | | |
| 4. | Эскизы деталей с натуры. Графическая работа №6. «Эскиз и технический рисунок детали» | | | |
| 1. | Итоговый урок. (1 час). | | | |
Содержание рабочей программы 8 класса:
Учебный предмет «Черчение». Значение графического изображения в производственной деятельности человека (построения и перспективы). Цели и задачи изучения черчения в школе и дальнейшей профориентации. Раздел I. Техника выполнения чертежей и правила их выполнения. (6 часов)
История и развитие методов графических изображений. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Приемы работы с инструментами и организация рабочего места. История и развитие методов графических изображений. Инструменты, принадлежности и материалы для вы-
полнения чертежей. Приемы работы с инструментами и организация рабочего места. Основные правила оформления чертежей. Понятие о стандартах ЕСКД. Масштабы, линии чертежа, рамки и основные надписи на чертежах. Графическая работа №1. «Линии чертежа».Шрифты чертежные. Разметка букв, цифр и знаков чертежного шрифта. Основные приемы выполнения надписей чертежным шрифтом.
Основные правила, приемы и методы нанесения размеров. Выносные и размерные линии. Стрелки, знаки радиуса, диаметры, конусности. Правила постановки размерных цифр.
Графическая работа №2. «Чертеж плоских деталей».
Раздел II. Способы проецирования. (8 часов)
Общие сведения о проецировании. Различные методы проецирования (центральный, параллельный, прямоугольный).Получение изображения на плоскости различными методами проецирования. Проецирование детали на одну, две, три плоскости проекции методом прямоугольного проецирования.
Определение вида, правила расположения видов на чертеже, названия видов. Аксонометрические проекции. Косоугольная, фронтальная, диметрическая проекция. Прямоугольная изометрическая проекция. Направление осей. Показатели искажения. Нанесение размеров. Построение аксонометрических проекций плоских геометрических фигур. Аксонометрические проекции окружностей. Способы построение овала. Построение аксонометрических предметов, имеющих круглые поверхности.
Технический рисунок.
Раздел II. Способы проецирования. (8 часов)
Анализ геометрических форм предметов на основе характерных признаков. Проекции геометрических тел. Особенности проецирования правильных пирамид. Особенности проецирования цилиндра и конуса. Проекции группы геометрических тел. Взаимное расположение геометрических тел отно-сительно плоскостей проекции. Проекции вершин, ребер и граней предмета. Графическая работа №3. «Проекции группы геометрических тел». Построение третьего вида. Построение третьего вида по двум данным.
Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов.
Раздел III. Чтение и выполнение чертежей. (9 часов)
Дополнительные сведения о нанесении размеров с учетом формы предмета. Развертки поверхностей некоторых тел. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений. Деление окружности на равные части. Сопряжения. Сопряжение двух прямых дугой заданного радиуса. Сопряжение окружности и прямой дугой заданного радиуса. Геометрические построения для чертежей и разметки деталей.
Графическая работа №4. «Чертежи деталей имеющих сопряжения». Взаимная связь изменения формы предмета. Взаимное положение его частей и пространственного положения самого предмета, отображение этих предметов на чертеже.
Конструирование по изображениям. Порядок чтения чертежей деталей. Графическая работа №5. «Выполнение чертежа детали с элементами конструирования» Эскизы деталей с натуры. Итоговая графическая работа №6.
«Эскиз и технический рисунок детали».
Примерный перечень
индивидуальных графических работ для 8 класса.
Графическая работа №1 «Линии чертежа» (бумага чертежная). Содержание работы: вычертите в соответствии с правилами ЕСКД рамку, графы основной надписи по размерам, все основные линии чертежа. Можно выбрать любое расположение групп линий на листе. Основную надпись можно расположить как вдоль короткой, так и вдоль длинной стороны листа.
Графическая работа №2 «Чертеж плоских деталей» (бумага чертежная). Содержание работы: выполните чертежи деталей «Прокладка» по имеющимся половинам изображений, разделенных осью симметрии. Нанесите размеры, укажите толщину детали. Работу выполните на листе формата А-4. Масштаб изображения 2:1.
Графическая работа №3 «Проекции группы геометрических тел» (бумага чертежная). Содержание работы: по заданию учителя постройте аксонометрическую проекцию одной из деталей. На аксонометрической проекции нанесите изображения точек А, В и С; обозначьте их. Ответьте на вопросы.
Графическая работа №4 «Чертежи деталей имеющих сопряжения» (бумага чертежная). Содержание работы: выполните с натуры или по наглядному изображению в необходимом количестве видов – чертеж одной из деталей, в очертаниях которой содержаться сопряжении.
Графическая работа №5 «Выполнение чертежа детали с элементами конструирования» (бумага чертежная). Содержание работы: выполните чертеж детали, у которой удалены части по нанесенной разметке. Направление проецирования для построения главного вида указано стрелкой.
Графическая работа №6 «Эскиз и технический рисунок детали» (бумага в клетку). Содержание работы: по заданию учителя выполните эскиз детали (с натуры) в необходимом количестве видов и технический рисунок той же детали.
Инструменты, принадлежности и материалы для черчения.
Учебник «Черчение»;
Тетрадь в клетку формата 48 листов;
Рабочая тетрадь В.И. Вышнепольский к учебнику;
Чертежная бумага плотная нелинованная — формат А4;
Миллиметровая бумага;
Калька;
Готовальня школьная (циркуль круговой, циркуль разметочный);
Линейка деревянная 30 см;
Чертежные угольники с углами:
90, 45, 45 - градусов;
90, 30, 60 - градусов.
Рейсшина;
Транспортир;
Трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов;
Простые карандаши – «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);
Ластик для карандаша (мягкий);
Инструмент для заточки карандаша.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебно-методическое обеспечение | Название, автор, издательство, год издания |
Программы | Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.:Вента-Граф , 2011. Борисов Д.М. Черчение. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности. М.:Просвещение,1987, с изменениями. Василенко Е.А. Методика обучения черчению. Учебное пособие для студентов и учащихся. – М.: Просвещение,1990. Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вента- Граф, 2004. Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. Манцветова Н.В., Майнц Д.Ю., Галиченко К.Я., Ляшевич К.К. Проекционное черчение с задачами. Учебное пособие для технических специальных вузов. – М.: Высшая школа, 1978. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991. |
Учебная литература | Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Вента-Граф», 2010. Воротников И.А. Занимательное черчение. Книга для учащихся средней школы. – М.: Просвещение. 1990. Селиверстов М.М., Айдинов А.И., Колосов А.Б. Черчение. Пробный учебник для учащихся 7-8 классов. - М.: Просвещение, 1991. Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991. Словарь- справочник по черчению: Книга для учащихся. В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко и др. – М.: Просвещение,1993. Карточки-задания по черчению для 8 классов. Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова, Ю. Ф. Катханова, А. Л. Терещенко. – М.: Просвещение,1990 |
Учебные таблицы | Макарова М.Н. Таблицы по черчению, 8 класс: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1987 |
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания _______________«___» __________ 2016 г. №_____.
_________________________________________________________
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР _____________________________________
«___» __________________ 2016г