Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
городского округа Железнодорожный Московской области
Утверждаю.
Директор МБОУ СОШ № 6
_____________Л.А.Кузнецова
Рабочая программа
по литературному чтению
для 1 класса «А»
на 2015-2016 учебный год
Составитель: Логвиненко Наталья Ильинична,
учитель начальных классов
1. Пояснительная записка.
Рабочая образовательная программа по литературному чтению для 1 класса «А» составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального образования (ФГОС), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы В.Г.Горецкого, в соответствие Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32), в соответствии с Учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 6 городского округа Железнодорожный и с учетом возможностей, предоставляемых учебно-методическим комплектом по программе начального обучения «Школа России».
Рабочая образовательная программа по литературному чтению для 1 класса рассчитана на один год (132 часа, 4 урока в неделю).
Рабочая образовательная программа по литературному чтению для 1 класса обеспечивает соответствие образования основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании». А именно:
-гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
-воспитание трудолюбия;
-единство федерального культурного и образовательного пространства;
-общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
-обеспечение условий для самоопределения личности, для ее самореализации, творческого развития;
-формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
-формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
-содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Основными целями программы «Литературное чтение образовательной области «Филология» являются:
познавательная (первичное ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);
социокультурная (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи как показателя общей культуры человека);
развитие их мышления, качеств личности, интереса к изменяющемуся окружающему миру;
Данная рабочая программа определяет ряд практических задач:
овладение осознанным, правильным, выразительным беглым чтением двусложных и трехсложных слов(орфоэпическое чтение), осознанным плавным слоговым способом чтения слов, содержащих более трёх слогов и многократного стечения согласных звуков, а также слов, не входящих в активный словарь младшего школьника (орфографическое чтение);
формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности и под руководством учителя;
совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение первичных умений работать с разными видами информации;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств; уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Выполнению поставленных задач способствует применение современных технологий обучения:
технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения; навык самостоятельного поиска проблем.
– проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов, расширяет тематические границы, способствует целостному восприятию мира, наглядно показывая межпредметные зависимости и связи.
ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации;
технология ситуативного обучения формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия;
технология уровневой дифференциации формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить и достигать учебные цели;
личностно-ориентированная технология позволяет направлять педагогическое влияние в зону ближайшего развития ребенка, подводить к собственным мини-открытиям нового учебного материала.
системно-деятельностная технология отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет первоклассникам адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, конструктивно взаимодействовать с людьми.
технология продуктивного чтения, обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
2. Основное содержание.
Общая характеристика программы.
Курс литературного чтения в 1 классе состоит из следующих периодов:
Добукварного периода (подготовительного), букварного, послебукварного и литературного чтения.
Добукварный период (10 часов) является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача-приобщение к учебной деятельности и, приучение к требованиям школы.
Введение в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коомуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируется первоначальные представления о предложении, развиваются фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры.
Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких).
Букварный период (66 часов) охватывает изучение сначала первых пяти гласных букв (а, о, у, и, ы), согласных звуков и их буквенных обозначений, последующих гласных звуков и букв их обозначающих; знакомство с гласными буквами, обозначающими два звука, с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоении его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое; работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями;
Послебукварный период (12 часов) –повторительно-обобщающий этап, переходной к собственно литературному чтению. На данном этапе обучения осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты, включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника Азбуки», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
Послебукварный период включает в себя знакомство с текстами :
С.Маршак «Как хорошо уметь читать»; Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»»; К.Ушинский «Наше Отечество». Пословицы и поговорки о Родине. Рассказы для детей; В. Крупин. «Первоучители словенские.»,«Первый букварь»; А.С. Пушкин. Сказки (отрывок); Л.Н. Толстой Рассказы для детей; К.И. Чуковский. «Телефон.», «Путаница» Небылица; В.В. Бианки. «Первая охота.»; С.Я. Маршак. «Угомон.», «Дважды два»; М.М. Пришвин. «Предмайское утро.», «Глоток молока.»; А. Барто, С.В.Михалков, Б.В. Заходер. ВД. Берестов. Стихи.
Литературное чтение – 44 часа
Раздел литературное чтение постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». В круг чтения детей входят произведения устного народного творчества, классиков отечественной и зарубежной литературы, классиков детской литературы, современные отечественные произведения (с учетом многонационального характера России), доступные для восприятия младших школьников.
Все произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Основные темы детского чтения отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Жили-были буквы (8 часов)
В.Данько «Загадочные буквы»; И.Токмаков «Аля, Кляксич и буква А»; С.Чёрный «Живая азбука»; Ф.Кривин «Почему «А» поёт, а «Б» нет». ( наизусть по выбору); Г.Сапгир «Про медведя»;
М.Бородицкая «Разговор с пчелой»; И.Гамазкова «Кто как кричит?»; И.Гамазкова, Е.Григорьева «Живая азбука»; С.Маршак «Автобус №26»;
Проекты «Создаем город букв», «Буквы - герои сказок».
Сказки, загадки, небылицы (8 часов)
Жанр «Сказки». Е.Чарушин. «Теремок»; Русская народная сказка «Рукавичка»; Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы; Рифмы Матушки Гусыни. Король Пипин. Дом, который построил Джек; А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»; Русская народная сказка «Петух и собака»;
К. Ушинский «Гусь и журавль»
Апрель, апрель, звенит капель (5 часов)
А.Майков «Ласточка примчалась…», «Весна», Из старинных книг А.Майков «Христос Воскрес»; А.Плещеев «Травка зеленеет..»; Т Белозёров «Подснежники»; С.Маршак «Апрель»; И.Токмакова «Ручей», «К нам весна шагает»; Л.Ульяницкая «Фонарик»; Яхнин «У дорожки»; Е.Трутнева «Когда это бывает?»; В.Берестов «Воробушки»; Р.Сеф «Чудо».
И в шутку и всерьёз (7 часов)
И.Токмакова «Мы играли в хохотушки»; Я.Тайц «Волк»; Г.Кружков «Ррры»; Н.Артюхова
«Саша-дразнилка»; К.Чуковский Федотка»; О.Дриз «Привет»; О.Григорьев «Стук»; И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка»; И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки»; Чуковский «Телефон»;
М.Пляцковский «Помощник»; Из старинных книг. К.Ушинский «Что хорошо и что дурно?», «Ворон и сорока», «Худо тому, кто добра не делает никому».
Я и мои друзья (8 часов)
Ю.Ермолаев «Лучший друг»; Е.Благинина «Подарок»; В.Орлов « Кто первый?», «Если дружбой…»; С.Михалков «Бараны»; Р.Сеф «Совет»; В.Берестов «В магазине игрушек», И.Пивоварова «Вежливый ослик»; Я.Аким «Моя родня»; С.Маршак «Хороший день»; По М.Пляцковскому «Сердитый дог Буль»; Ю.Энтин «Про дружбу»; Тихомирова «Мальчик и лягушки», «Находка»; Проект «Наш класс - дружная семья»
О братьях наших меньших (8 часов)
С.Михалков «Трезор» ; Р.Сеф «Кто любит собак…»; В.Осеева «Плохо»; И.Токмакова «Купите собаку», Устные рассказы «Моя собака- друг»; М Пляцковский «Цап Царыпыч»; Г.Сапгир «Кошка»; Устные рассказы «Мой маленький друг» (о кошках); В Берестов «Лягушата»; В.Лунин «Никого не обижай»; С.Михалков «Важный совет»; Д.Хармс «Храбрый ёж»
Н.Сладков «Лисица и ёж»; Из старинных книг. С.Аскаков «Гнездо».
Виды речевой и читательской деятельности:
Аудирование (слушание). Осознание цели и ситуации устного общения. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, актуализация последовательности событий. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, художественному произведению. Антиципация по названию произведения, работа по определению главной мысли произведения под руководством учителя и самостоятельно, устная передача содержания текста по опорным вопросам, картинный пересказ.
Говорение (культура речевого общения). Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для выполнения коммуникативной задачи. Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого высказывания. Особенности диалогического общения: понимание вопроса собеседника, умение отвечать на поставленные вопросы, умение самостоятельно составлять и задавать вопросы по тексту. Построение плана собственного высказывания. Короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. Умение выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению или ответу одноклассника. Использование норм речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения.
Чтение:
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения приближенному к 40 словам в минуту), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественного, учебного, научно-популярного. Определение целей и задач создания этих видов текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания текста по его названию и оформлению.
Первичные навыки определения темы, главной мысли, структуры текста; Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, использовать текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Работа с текстом художественного произведения.
При работе с текстом художественного произведения знания детей должны пополниться понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Получение первоначальных представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о сравнении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Характеристика героев с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение) данного текста, нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события, анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа, сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту, выявление авторского отношения к героям на основе имени, авторских пометок.
Отличительной особенностью данной работы является формирование системы позитивных национальных ценностей, патриотизма, опирающегося на многонациональное единство российского общества, включая в себя осознание понятий «Родина», «защитник Отечества» и т. п.
Работа с учебными и научно-популярными текстами. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Определение главной мысли текста. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстра-тивный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендации в библиотеке.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки); определение художественных особенностей произведений: лексика, построение. Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи (без определения терминов)
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Привитие интереса и потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира, образного миропонимания и нравственно-эстетической оценки описываемого.
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, Развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать тему и содержание книги по ее заглавию и началу, составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр.
Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусств-; и музыки.
3. Предметные, личностные и метапредметные результаты освоения предмета литературное чтение 1-й класс.
Личностные результаты:
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе; ориентация на содержательные моменты школьной действительности, образ хорошего ученика;
положительное отношение к урокам литературного чтения;
Соблюдение в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова).
Развитие доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование учебных мотивов, интереса к новому ;
Формирование умения выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе, во временных творческих группах;
Развитие эмпатии;
Проявлять доброжелательность в отношении к другим, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям в классе, в стране.
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока) с помощью учителя;
понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные:
целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
ориентироваться в учебнике (на форзацах, титулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
понимать текст, опираясь на содержащуюся в нем информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;
преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозна-
чающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и т.д.;
проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Коммуникативные:
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге;
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
принимать участие в работе парами и группами;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
признавать существование различных точек зрения, высказывать собственное мнение;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты:
Общие предметные результаты освоения программы
Представление о русском языке как государственном языке нашей страны, Российской Федерации;
представление о значимости языка и речи в жизни людей;
представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объеме учебной программы);
практическое умение работать с языковыми единицами;
представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
представление о правилах речевого этикета;
адаптация к языковой и речевой деятельности.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Обучающиеся научатся:
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
составлять текст из набора предложений;
выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.
Обучающиеся получат возможность научиться:
различать устную и письменную речь;
различать диалогическую речь;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
определять тему и главную мысль текста;
соотносить заголовок и содержание текста;
составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
составлять текст по его началу и концовке;
составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений над фактами и явлениями языка.
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающиеся научатся:
различать звуки речи;
понимать различие между звуками и буквами;
устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;
давать качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
различать гласный звук [и] и согласный звук [й’];
различать согласные звуки: мягкие и твердые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
различать непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’]‚ [щ’]‚ находить их в слове, правильно произносить;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стал, конь, ёлка; различать слово и слог, определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
обозначать ударение в слове; правильно называть буквы в алфавитном порядке;
различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твердости-мягкости согласных звуков;
определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
Обучающиеся получат возможность научиться:
наблюдать над образованием звуков речи;
определять функцию букв е, ё, ю, я в слове;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слов типа коньки, утюг, яма, ель;
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определен орфоэпическим словарем в учебнике).
Лексика
Обучающиеся научатся:
различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний;
определять количество слов в предложении,
вычленять слова из предложения;
классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные, расте-
ния, инструменты и др.);
определять группу «вежливых» слов (слова- прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарности);
определять значение слова или уточнять с помощью толкового словаря учебника.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осознавать слово как единство звучания и значения;
на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению;
подбирать слова, близкие и противоположные по значению, при решении учебных задач;
на практическом уровне различать слова — названия предметов, названия признаков пред-
метов, названия действий предметов.
Синтаксис
Обучающиеся научатся:
различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
выделять предложения из речи;
соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;
соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
составлять предложения по схеме, рисунку, на заданную тему (например, на тему «Весна»);
Обучающиеся получат возможность научиться:
определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;
устанавливать связь слов в предложении;
сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию (мелодика, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-осознания значения родного языка в жизни человека и общества;
-удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
-увеличения словарного запаса;
-развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.
5. Учебно-методическое обеспечение.
№ п/п | Содержание | Класс | Автор | Издательство | Год издания |
-
| Азбука. Учебник для общеобразовательных учреждений. в 2 ч. | 1 класс. | В.Г.Горецкий , В.А.Кирюшкин‚ Л.А.Виноградская, М. В. Бойкина | – М. : Просвещение | 2013 |
-
| Поурочные разработки по обучению грамоте. | 1 класс. | О.Е.Жиренко, А.А.Обухова | .-М.: Просвещение | 2015. |
-
| Читалочка . Дидактическое пособие для учащихся. | 1 класс. | А.В.Абрамов М.И.Самойлов | М. : Просвещение | 2014 |
-
| Зачетные работы по обучению грамоте К учебнику В.Г.Горецкого и др. «Азбука» 1 класс. В 2-ч частях | 1 класс. | О.Н.Крылова | М.: Издательство «Экзамен» | 2015. |
-
| Карточки по обучению грамоте К учебнику В.Г.Горецкого и др. «Азбука» 1 класс. В 2-ч частях | 1 класс. | О.Н.Крылова | М.: Издательство «Экзамен» | 2014. |
-
| Тесты по обучению грамоте. В 2-ч частях. К учебнику В.Г.Горецкого и др. «Азбука» 1 класс. В 2-ч частях | 1 класс | О.Н.Крылова | М.: Издательство «Экзамен» | 2015. |
-
| КИМ. ФГОС. Обучение грамоте. | 1 класс | О.Н.Крылова | М.: Издательство «Экзамен», | 2015. |
-
| Практическое пособие для обучения детей чтению | 1 класс | О.В.Узорова, Е.А.Нефедова | «Аквариум», ГИППВ | 2000 |
-
| Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений. в 2 ч. | 1 класс. | Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина | М. : Просвещение», | 2015. |
-
| Литературное чтение. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. | 1 класс. | М.В.Бойкина, Л.А.Виноградская . | М. : Просвещение», | 2015. |
-
| Поурочные разработки по литературному чтению | 1 класс | С.В.Кутявина | М. : Вако. | 2015 |
-
| Зачетные работы по литературному чтению К учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого и др. «Литературное чтение.1 класс. В 2-ч частях» | 1 класс | Е.В.Гусева, Е.В.Курникова, Е.А.Останина | М.: Издательство «Экзамен» | 2015. |
13 | Тесты по литературному чтению К учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого и др. «Литературное чтение.1 класс. В 2-ч частях» | 1 класс | Г.В. Шубина | М.: Издательство «Экзамен» | 2015. |
14 | КИМ. ФГОС. Литературное чтение. | 1 класс | Г.В. Шубина | М.: Издательство «Экзамен» | 2015. |
Согласовано
на заседании ШМО
учителей начальной школы
руководитель ШМО
___________ Баранова Г.В.
Протокол №___________
«____» ____________2015 г.
Согласовано
заместитель директора по УВР
________________ Шарапова С.Е.
«____» ___________ 2015 г.