СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по чтению для 3 класса предназначена для учащихся, обучающихся по программе "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по чтению»

17


Комитет по образованию Администрации Топчихинского района

МКОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа №2


«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________ /_____________/
ФИО

Протокол № ___ от _______


«Согласовано»

Заместитель директора по УР

МКОУ ТСШ №2

_________/______________/

«_____» __________2017 г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ ТСШ №2

__________ /С.В. Загайнов/
Приказ № ____

от «____» ________ 2017 г.





Рабочая программа

учебного курса «Литературное чтение»

3Б класса на 2017-2018 учебный год

начального общего образования

Разработана на основе авторской программы по литературному чтению для 3 класса Л. Ф. Климановой, М.В. Бойкиной

срок реализации 1 год



Составитель:

учитель начальных классов

Кряжева Лариса Витальевна



с. Топчиха 2017 год



Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии:

  1. ФГОС НОО (утверждено приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009г № 373)

  2. ООП ООО МКОУ Топчихинской СОШ №2 в части учебного плана программы развития УУД и раздела «Система оценки достижения планируемых образовательных результатов» (утверждено приказом директора № 50/3 от 02.09.2014г)

  3. Годовым календарным графиком МКОУ Топчихинской СОШ №2 (утверждено приказом директора № от 30.08.2016г)

  4. Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, направленных на достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО (утверждено приказом директора № 34/1 от 27.05.2016г)

  5. Федеральным перечнем учебников (утверждено приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014г № 253)

И на основе других материалов:

1.Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011.

2.Авторской программы по литературному чтению для 1 – 4 классов Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. – М.:

Просвещение,2014 г.

3.Литературное чтение. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Н.А. Стефаненко. – М.: «Просвещение, 2012.

Примерной и авторской программой по литературному чтению на её реализацию отведено 136 часа.

Для проведения занятий по предмету "Литературное чтение"Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на федеральном уровне в 3 классе еженедельно отводится 4 учебных занятия при продолжительности учебного года 34 недели (всего 136 часа). Учебный план МКОУ Топчихинской СОШ №2 предусматривает в 3 классе еженедельно отводится 4 учебных занятия при продолжительности учебного года 34 недели (всего 136 часа). С учётом этого программа составлена на 136 часа учебного времени.

Курс литературного чтения направлен на достижение следу­ющих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  •  учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

  •  обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
    формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
    расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
     работать с различными типами текстов;

  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Формы, методы и средства оценки образовательных результатов

  • Виды контроля: текущий контроль; тематический контроль; итоговый контроль .

  • Методы и формы: устный опрос; творческие задания, тестовые задания, разные виды пересказов, техника чтения

Используемые технологии, формы и методы работы

Методологической основой реализации ФГОС в преподавании является системно-деятельностный подход

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная работа

  • работа в группах;

  • работа в парах;

  • индивидуальная работа

  • нетрадиционная форма урока:

  • урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры )

Используемы методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • проблемно-поисковый;

  • метод стимулирования интереса к учению;

  • метод самоконтроля ;

  • метод самостоятельной деятельности учащихся;

  • продуктивный;

  • исследовательский;

  • практический.

Используемые технологии:

  • игровые технологии;

  • технология создания "ситуации успеха" на уроке;

  • личностно-ориентированные (разноуровневые задания);

  • здоровьесберегающие;

  • технология проблемного обучения;

  • информационно-компьютерные технологии.

Средства обучения: авторские программы, авторские методические материалы, УМК, демонстрационный материал, презентации учителя по темам, мультимедийные средства, интернет-ресурсы.


Календарно – тематическое планирование предмета «Литературное чтение» в 3 классе на 2017 – 2018 учебный год.

Количество недельных часов 136.


№ п/п


Тема урока

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ (2 часа).

1.

Знакомство с учебником по литературному чтению. Рукописные книги Древней Руси.

1

1.09


2.

Первопечатник Иван Фёдоров. Оценка достижений.

1

5.09


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (14 часов)

3.

Знакомство с названием раздела «Устное народное творчество». Русские народные песни.

1

6.09


4.

Докучные сказки.

1

7.09


5.

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

1

8.09


6.

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

1

12.09


7.

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

1

13.09


8.

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

1

14.09


9.

Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк».

1

15.09


10.

Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк».

1

19.09


11.

Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк».

1

20.09


12.

Русская народная сказка «Сивка- Бурка».

1

21.09


13.

Русская народная сказка «Сивка- Бурка».

1

22.09


14.

Русская народная сказка «Сивка- Бурка».

1

26.09


15.

Проект «Сочиняем вместе волшебную сказку».

1

27.09


16.

Обобщение и проверка знаний по разделу «Устное народное творчество». Оценка достижений.

1

28.09


ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ №1 (11 часов)

17.

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 1».

1

29.09


18.

Проект:«Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского).

1

3.10


19.

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза».

1

4.10


20.

Ф. И. Тютчев «Листья».

1

5.10


21.

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…».

1

6.10


22.

И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…».

1

10.10


23.

И. С. Никитин «Встреча зимы».

1

11.10


24.

И. С. Никитин «Встреча зимы».

1

12.10


25.

И. З. Суриков «Детство».

1

13.10


26.

И. З. Суриков «Зима».

1

17.10


27.

Обобщение и проверка знаний по разделу: « Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений.

1

18.10


ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ (26 часов)

28.

Знакомство с названием раздела «Великие русские писатели». А. С. Пушкин – великий русский писатель.

1

19.10


29.

А. Пушкин. «За весной, красой природы…», «Уж небо осенью дышало… ».

1

20.10


30.

А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода…».

1

24.10


31.

А.С. Пушкин«Опрятней модного паркета…».

1

25.10


32.

А. С. Пушкин «Зимнее утро».

1

26.10


33.

А. С. Пушкин «Зимней вечер».

1

27.10


34.

А.С. Пушкин« Сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

1

7.11


35.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

1

8.11


36.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

1

9.11


37.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

1

10.11


38.

Обобщение по творчеству А. С. Пушкина.

1

14.11


39.

Биография и творчество И.А.Крылова.

1

15.11


40.

И.А.Крылов «Мартышка и очки».

1

16.11


41.

И.А.Крылов «Зеркало и обезьяна».

1

17.11


42.

И.А.Крылов «Ворона и лисица».

1

21.11


43.

Творчество М.Ю. Лермонтова.

1

22.11


44.

М.Ю. Лермонтов« Горные вершины…», « На севере диком стоит одиноко..».

1

23.11


45.

М.Ю. Лермонтов «Утес», «Осень».

1

24.11


46.

Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя).

1

28.11


47.

Л.Н. Толстой «Акула».

1

29.11


48.

Л.Н. Толстой «Акула».

1

30.11


49.

Л.Н. Толстой «Прыжок».

1

1.12


50.

Л.Н. Толстой «Лев и собачка».

1

5.12


51.

Л.Н. Толстой « Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?».

1

6.12


52.

Рассказы Л.Н. Толстого.

1

7.12


53.

Обобщение и проверка знаний по разделу « Великие русские писатели». Оценка достижений.

1

8.12


ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ №2 (6 часов)

54.

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 2». Н.А. Некрасов. «Славная осень!...».

1

12.12


55.

Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…»

1

13.12


56.

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

1

14.12


57.

К.Д. Бальмонт« Золотое слово».

1

15.12


58.

И.А. Бунин « Детство», «Полевые цветы», « Густой зелёный ельник у дороги…».

1

19.12


59.

Обобщение и проверка знаний по разделу « Поэтическая тетрадь 2». Оценка достижений.

1

20.12


ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ (9 часов)

60.

Знакомство с названием раздела «Литературные сказки». Д. Н. Мамин – Сибиряк. «Алёнушкины сказки» (присказка)..

1

21.12


61.

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

1

22.12


62.

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

1

26.12


63.

В.М. Гаршин «Лягушка- путешественница».

1

27.12


64.

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

1

28.12


65.

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».

1

11.01


66.

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».

1

12.01


67.

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».

1

16.01


68.

Обобщение и проверка знаний по разделу «Литературные сказки». Оценка достижений.

1

17.01


БЫЛИНЫ – НЕБЫЛИЦЫ (10 часов)

69.

Знакомство с названием раздела «Были-небылицы».М. Горький «Случай с Евсейкой».

1

18.01


70.

М. Горький «Случай с Евсейкой».

1

19.01


71.

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

1

23.01


72.

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

1

24.01


73.

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

1

25.01


74.

А.И. Куприн«Слон».

1

26.01


75.

А.И. Куприн«Слон».

1

30.01


76.

А.И. Куприн«Слон».

1

31.01


77.

А.И. Куприн«Слон».

1

1.02


78.

Обобщение и проверка знаний по разделу«Были- небылицы». Оценка достижений.

1

2.02


ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ №1 (6 часов)

79.

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 1». Саша Черный «Что ты тискаешь утенка…»

1

6.02


80.

Саша Черный «Воробей», «Слон».

1

7.02


81.

А.А. Блок « Ветхая избушка», «Сны».

1

8.02


82.

А.А.Блок «Ворона».

1

9.02


83.

С.А. Есенин « Черёмуха».

1

13.02


84.

Обобщение по разделу«Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений.

1

14.02


ЛЮБИ ЖИВОЕ (16 часов)

85.

Знакомство с названием раздела «Люби живое». М.М. Пришвин «Моя Родина».

1

15.02


86.

И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек».

1

16.02


87.

И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек».

1

20.02


88.

И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек».

1

21.02


89.

В.И .Белов «Малька провинилась».

1

22.02


90.

В.И .Белов «Ещё про Мальку».

1

27.02


91.

В.В. Бианки «Мышонок Пик».

1

28.02


92.

В.В. Бианки «Мышонок Пик».

1

1.03


93.

В.В. Бианки «Мышонок Пик».

1

2.03


94.

В.В. Бианки «Мышонок Пик».

1

6.03


95.

Б.С. Житков « Про обезьянку».

1

7.03


96.

Б.С. Житков « Про обезьянку».

1

9.03


97.

Б.С. Житков « Про обезьянку».

1

13.03


98.

В.П .Астафьев « Капалуха».

1

14.03


99.

В.Ю. Драгунский « Он живой и светится».

1

15.03


100.

Обобщение и проверка знаний по разделу« Люби живое ». Оценка достижений.

1

16.03


ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ №2 (8 часов)

101.

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 2». С.Я. Маршак « Гроза днём».

1

20.03


102.

С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной…».

1

21.03


103.

А.Л. Барто «Разлука».

1

22.03


104.

А.Л. Барто «В театре».

1

23.03


105.

С.В. Михалков « Если».

1

3.04


106.

Е.А. Благинина « Кукушка»,« Котёнок».

1

4.04


107.

Проект «Праздник поэзии».

1

5.04


108.

Обобщение и проверка знаний по разделу« Поэтическая тетрадь 2 ». Оценка достижений.

1

6.04


СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК (12 часов)

109.

Знакомство с названием раздела «Собирай по ягодке- наберешь кузовок». Б.В. Шергин «Собирай по ягодке- наберёшь кузовок».

1

10.04


110.

А.П. Платонов « Цветок на земле».

1

11.04


111.

А.П. Платонов « Цветок на земле».

1

12.04


112.

А.П. Платонов «Ещё мама».

1

13.04


113.

А.П. Платонов «Ещё мама».

1

17.04


114.

М.М Зощенко « Золотые слова».

1

18.04


115.

М.М Зощенко « Золотые слова».

1

19.04


116.

М.М. Зощенко «Великие путешественники».

1

20.04


117.

М.М. Зощенко «Великие путешественники».

1

24.04


118.

Н.Н. Носов «Федина задача».

1

25.04


119.

Н.Н. Носов « Телефон».

1

26.04


120.

Обобщение и проверка знаний по разделу« Собирай по ягодке- наберёшь кузовок». Оценка достижений.

1

27.04


ПО СТРАНИЦАМ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ (8 часов)

121.

Знакомство с названием раздела «По страницам детских журналов». «Мурзилка» и «Веселые картинки» - первые журналы для детей.

1

2.05


122.

Л.Кассиль. «Отметки Риммы Лебедевой».

1

3.05


123.

Ю.И. Ермолаев « Проговорился».

1

4.05


124.

Ю.И. Ермолаев « Воспитатели».

1

8.05


125.

Г.Б. Остер « Вредные советы».

1

10.05


126.

Г.Б. Остер « Как получаются легенды».

1

11.05


127.

Р. Сеф« Весёлые стихи».

1

15.05


128.

Обобщение и проверка знаний по разделу« По страницам детских журналов». Оценка достижений.

1

16.05


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (8 часов)

129.

Знакомство с названием раздела «Зарубежная литература». Мифы Древней Греции.

1

17.05


130.

Древнегреческий миф «Храбрый Персей».

1

18.05


131.

Древнегреческий миф «Храбрый Персей».

1

22.05


132.

Древнегреческий миф «Храбрый Персей».

1

23.05


133.

Г.Х. Андерсен « Гадкий утёнок».

1

24.05


134.

Г.Х. Андерсен « Гадкий утёнок».

1

25.05


135.

Г.Х. Андерсен « Гадкий утёнок».

1

29.05


136.

Обобщение и проверка знаний по разделу« Зарубежная литература». Оценка достижений.

1

30.05



№ п/п

Формы контроля, проекты

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Всего за год

1

Проекты

2



1

3

2

Оценка достижений

2

2

4

4

12




ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты

Обучающиеся научатся:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословица и поговорках;

  • с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;

  • самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

Обучающися получат возможность научиться:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

  • собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки – концерты, уроки – праздники, уроки – конкурсы и прочее);

  • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них произведения собственного сочинения;

  • принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:

  • формировать учебную задачу урока в мини – группе(паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

  • читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

  • составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини – группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

  • выбирать вместе с группой (парой) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

  • оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);

  • определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;

  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворительность / неудовлетворительность своей работы на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?»);

  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?»);

  • фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;

  • предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;

  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Обучающися получат возможность научиться:

  • формировать учебную задачу урока коллективно, в мини – группе или паре;

  • формировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами;

  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

  • осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;

  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей;

  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворительность/неудовлетворительность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?», накопительной системы баллов;

  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?», накопительной системы баллов);

  • фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений»;

  • записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению;

  • предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.

Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

  • определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т.д.;

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов (учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;

  • сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;

  • самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;

  • понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих русских классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведений для русской и мировой литературы;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценированнии и выполнении проектных заданий;

  • предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;

  • определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7 – 8предложений;

  • сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;

  • соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;

  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

  • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

  • находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;

  • сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять их поведения в зависимости от мотива;

  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9 – 10 предложений;

  • понимать смысл и значение создания летописей, былин , житийных рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;

  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;

  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно – выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

  • высказывать свою точку зрения (7 – 8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • понимать цель своего высказывания;

  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;

  • участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

  • создавать 3 – 4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;

  • объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;

  • отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;

  • опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивания событий;

  • формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;

  • определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;

  • определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;

  • руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;

  • объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуациях из литературных произведений;

  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);

  • готовить небольшую презентацию (6 – 7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художника, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);

  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Обучающися получат возможность научиться:

  • высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать …», « Мне хотелось бы уточнить …», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример …» и пр.;

  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

  • участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;

  • создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

  • демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);

  • предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалога героев, фразы и целевые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

  • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;

  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

  • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

  • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;

  • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

  • искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

  • обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;

  • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;

  • находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать информацию разными способами;

  • самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

  • использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;

  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающиеся научатся:

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;

  • понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

  • употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;

  • наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;

  • рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;

  • самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать , позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

  • находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;

  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и этетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;

  • формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;

  • делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

  • находить в произведениях средства художественной выразительности;

  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;

  • пересказывать содержание и произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (приборы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.

Творческая деятельность

Обучающиеся научатся:

  • сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

  • писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием;

  • пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;

  • сказывать русские народные сказки, находить в них непереходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», « Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;

  • писать отзыв на прочитанную тему.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающиеся научатся:

  • понимать особенности стихотворения; расположение строк, рифму, ритм;

  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство в тексте;

  • осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;

  • находить в произведении средства художественной выразительности.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

    1. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. Литературное чтение в 2 частях. – М.: Просвещение,2014 г.


МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

компьютер

экран

доска магнитная

мультимедиа проектор

Литературное чтение. 3 класс. Аудиоприложение к учебнику Л. Ф. Климановой.

Дидактический материал

  1. Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной по программе;

  2. Словари: орфографический, толковый словарь, словарь антонимов, словарь строения слов.

  3. Портреты писателей

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ


№ п/п

№ измененного

урока


Дата проведения урока по плану

Дата фактического проведения урока


Причина изменений (приказ №… от…)

1.





2.





3.





4.





5.





6.





7.





8.





9.





10.





11.





12.





13.





14.





15.





16.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!