Разработана на основе авторской программы по литературному чтению для 3 класса Л. Ф. Климановой, М.В. Бойкиной
с. Топчиха 2017 год
1.Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011.
2.Авторской программы по литературному чтению для 1 – 4 классов Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. – М.:
Просвещение,2014 г.
3.Литературное чтение. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Н.А. Стефаненко. – М.: «Просвещение, 2012.
Примерной и авторской программой по литературному чтению на её реализацию отведено 136 часа.
Для проведения занятий по предмету "Литературное чтение"Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на федеральном уровне в 3 классе еженедельно отводится 4 учебных занятия при продолжительности учебного года 34 недели (всего 136 часа). Учебный план МКОУ Топчихинской СОШ №2 предусматривает в 3 классе еженедельно отводится 4 учебных занятия при продолжительности учебного года 34 недели (всего 136 часа). С учётом этого программа составлена на 136 часа учебного времени.
Методологической основой реализации ФГОС в преподавании является системно-деятельностный подход
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ (2 часа). |
1. | Знакомство с учебником по литературному чтению. Рукописные книги Древней Руси. | 1 | 1.09 | |
2. | Первопечатник Иван Фёдоров. Оценка достижений. | 1 | 5.09 | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (14 часов) |
3. | Знакомство с названием раздела «Устное народное творчество». Русские народные песни. | 1 | 6.09 | |
4. | Докучные сказки. | 1 | 7.09 | |
5. | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | 1 | 8.09 | |
6. | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | 1 | 12.09 | |
7. | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | 1 | 13.09 | |
8. | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | 1 | 14.09 | |
9. | Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк». | 1 | 15.09 | |
10. | Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк». | 1 | 19.09 | |
11. | Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк». | 1 | 20.09 | |
12. | Русская народная сказка «Сивка- Бурка». | 1 | 21.09 | |
13. | Русская народная сказка «Сивка- Бурка». | 1 | 22.09 | |
14. | Русская народная сказка «Сивка- Бурка». | 1 | 26.09 | |
15. | Проект «Сочиняем вместе волшебную сказку». | 1 | 27.09 | |
16. | Обобщение и проверка знаний по разделу «Устное народное творчество». Оценка достижений. | 1 | 28.09 | |
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ №1 (11 часов) |
17. | Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 1». | 1 | 29.09 | |
18. | Проект:«Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского). | 1 | 3.10 | |
19. | Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». | 1 | 4.10 | |
20. | Ф. И. Тютчев «Листья». | 1 | 5.10 | |
21. | А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». | 1 | 6.10 | |
22. | И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…». | 1 | 10.10 | |
23. | И. С. Никитин «Встреча зимы». | 1 | 11.10 | |
24. | И. С. Никитин «Встреча зимы». | 1 | 12.10 | |
25. | И. З. Суриков «Детство». | 1 | 13.10 | |
26. | И. З. Суриков «Зима». | 1 | 17.10 | |
27. | Обобщение и проверка знаний по разделу: « Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений. | 1 | 18.10 | |
ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ (26 часов) |
28. | Знакомство с названием раздела «Великие русские писатели». А. С. Пушкин – великий русский писатель. | 1 | 19.10 | |
29. | А. Пушкин. «За весной, красой природы…», «Уж небо осенью дышало… ». | 1 | 20.10 | |
30. | А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода…». | 1 | 24.10 | |
31. | А.С. Пушкин«Опрятней модного паркета…». | 1 | 25.10 | |
32. | А. С. Пушкин «Зимнее утро». | 1 | 26.10 | |
33. | А. С. Пушкин «Зимней вечер». | 1 | 27.10 | |
34. | А.С. Пушкин« Сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» | 1 | 7.11 | |
35. | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». | 1 | 8.11 | |
36. | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». | 1 | 9.11 | |
37. | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». | 1 | 10.11 | |
38. | Обобщение по творчеству А. С. Пушкина. | 1 | 14.11 | |
39. | Биография и творчество И.А.Крылова. | 1 | 15.11 | |
40. | И.А.Крылов «Мартышка и очки». | 1 | 16.11 | |
41. | И.А.Крылов «Зеркало и обезьяна». | 1 | 17.11 | |
42. | И.А.Крылов «Ворона и лисица». | 1 | 21.11 | |
43. | Творчество М.Ю. Лермонтова. | 1 | 22.11 | |
44. | М.Ю. Лермонтов« Горные вершины…», « На севере диком стоит одиноко..». | 1 | 23.11 | |
45. | М.Ю. Лермонтов «Утес», «Осень». | 1 | 24.11 | |
46. | Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). | 1 | 28.11 | |
47. | Л.Н. Толстой «Акула». | 1 | 29.11 | |
48. | Л.Н. Толстой «Акула». | 1 | 30.11 | |
49. | Л.Н. Толстой «Прыжок». | 1 | 1.12 | |
50. | Л.Н. Толстой «Лев и собачка». | 1 | 5.12 | |
51. | Л.Н. Толстой « Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». | 1 | 6.12 | |
52. | Рассказы Л.Н. Толстого. | 1 | 7.12 | |
53. | Обобщение и проверка знаний по разделу « Великие русские писатели». Оценка достижений. | 1 | 8.12 | |
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ №2 (6 часов) |
54. | Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 2». Н.А. Некрасов. «Славная осень!...». | 1 | 12.12 | |
55. | Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…» | 1 | 13.12 | |
56. | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | 1 | 14.12 | |
57. | К.Д. Бальмонт« Золотое слово». | 1 | 15.12 | |
58. | И.А. Бунин « Детство», «Полевые цветы», « Густой зелёный ельник у дороги…». | 1 | 19.12 | |
59. | Обобщение и проверка знаний по разделу « Поэтическая тетрадь 2». Оценка достижений. | 1 | 20.12 | |
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ (9 часов) |
60. | Знакомство с названием раздела «Литературные сказки». Д. Н. Мамин – Сибиряк. «Алёнушкины сказки» (присказка).. | 1 | 21.12 | |
61. | Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | 1 | 22.12 | |
62. | Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | 1 | 26.12 | |
63. | В.М. Гаршин «Лягушка- путешественница». | 1 | 27.12 | |
64. | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». | 1 | 28.12 | |
65. | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». | 1 | 11.01 | |
66. | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». | 1 | 12.01 | |
67. | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». | 1 | 16.01 | |
68. | Обобщение и проверка знаний по разделу «Литературные сказки». Оценка достижений. | 1 | 17.01 | |
БЫЛИНЫ – НЕБЫЛИЦЫ (10 часов) |
69. | Знакомство с названием раздела «Были-небылицы».М. Горький «Случай с Евсейкой». | 1 | 18.01 | |
70. | М. Горький «Случай с Евсейкой». | 1 | 19.01 | |
71. | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 1 | 23.01 | |
72. | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 1 | 24.01 | |
73. | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 1 | 25.01 | |
74. | А.И. Куприн«Слон». | 1 | 26.01 | |
75. | А.И. Куприн«Слон». | 1 | 30.01 | |
76. | А.И. Куприн«Слон». | 1 | 31.01 | |
77. | А.И. Куприн«Слон». | 1 | 1.02 | |
78. | Обобщение и проверка знаний по разделу«Были- небылицы». Оценка достижений. | 1 | 2.02 | |
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ №1 (6 часов) |
79. | Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 1». Саша Черный «Что ты тискаешь утенка…» | 1 | 6.02 | |
80. | Саша Черный «Воробей», «Слон». | 1 | 7.02 | |
81. | А.А. Блок « Ветхая избушка», «Сны». | 1 | 8.02 | |
82. | А.А.Блок «Ворона». | 1 | 9.02 | |
83. | С.А. Есенин « Черёмуха». | 1 | 13.02 | |
84. | Обобщение по разделу«Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений. | 1 | 14.02 | |
ЛЮБИ ЖИВОЕ (16 часов) |
85. | Знакомство с названием раздела «Люби живое». М.М. Пришвин «Моя Родина». | 1 | 15.02 | |
86. | И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек». | 1 | 16.02 | |
87. | И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек». | 1 | 20.02 | |
88. | И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек». | 1 | 21.02 | |
89. | В.И .Белов «Малька провинилась». | 1 | 22.02 | |
90. | В.И .Белов «Ещё про Мальку». | 1 | 27.02 | |
91. | В.В. Бианки «Мышонок Пик». | 1 | 28.02 | |
92. | В.В. Бианки «Мышонок Пик». | 1 | 1.03 | |
93. | В.В. Бианки «Мышонок Пик». | 1 | 2.03 | |
94. | В.В. Бианки «Мышонок Пик». | 1 | 6.03 | |
95. | Б.С. Житков « Про обезьянку». | 1 | 7.03 | |
96. | Б.С. Житков « Про обезьянку». | 1 | 9.03 | |
97. | Б.С. Житков « Про обезьянку». | 1 | 13.03 | |
98. | В.П .Астафьев « Капалуха». | 1 | 14.03 | |
99. | В.Ю. Драгунский « Он живой и светится». | 1 | 15.03 | |
100. | Обобщение и проверка знаний по разделу« Люби живое ». Оценка достижений. | 1 | 16.03 | |
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ №2 (8 часов) |
101. | Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 2». С.Я. Маршак « Гроза днём». | 1 | 20.03 | |
102. | С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной…». | 1 | 21.03 | |
103. | А.Л. Барто «Разлука». | 1 | 22.03 | |
104. | А.Л. Барто «В театре». | 1 | 23.03 | |
105. | С.В. Михалков « Если». | 1 | 3.04 | |
106. | Е.А. Благинина « Кукушка»,« Котёнок». | 1 | 4.04 | |
107. | Проект «Праздник поэзии». | 1 | 5.04 | |
108. | Обобщение и проверка знаний по разделу« Поэтическая тетрадь 2 ». Оценка достижений. | 1 | 6.04 | |
СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК (12 часов) |
109. | Знакомство с названием раздела «Собирай по ягодке- наберешь кузовок». Б.В. Шергин «Собирай по ягодке- наберёшь кузовок». | 1 | 10.04 | |
110. | А.П. Платонов « Цветок на земле». | 1 | 11.04 | |
111. | А.П. Платонов « Цветок на земле». | 1 | 12.04 | |
112. | А.П. Платонов «Ещё мама». | 1 | 13.04 | |
113. | А.П. Платонов «Ещё мама». | 1 | 17.04 | |
114. | М.М Зощенко « Золотые слова». | 1 | 18.04 | |
115. | М.М Зощенко « Золотые слова». | 1 | 19.04 | |
116. | М.М. Зощенко «Великие путешественники». | 1 | 20.04 | |
117. | М.М. Зощенко «Великие путешественники». | 1 | 24.04 | |
118. | Н.Н. Носов «Федина задача». | 1 | 25.04 | |
119. | Н.Н. Носов « Телефон». | 1 | 26.04 | |
120. | Обобщение и проверка знаний по разделу« Собирай по ягодке- наберёшь кузовок». Оценка достижений. | 1 | 27.04 | |
ПО СТРАНИЦАМ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ (8 часов) |
121. | Знакомство с названием раздела «По страницам детских журналов». «Мурзилка» и «Веселые картинки» - первые журналы для детей. | 1 | 2.05 | |
122. | Л.Кассиль. «Отметки Риммы Лебедевой». | 1 | 3.05 | |
123. | Ю.И. Ермолаев « Проговорился». | 1 | 4.05 | |
124. | Ю.И. Ермолаев « Воспитатели». | 1 | 8.05 | |
125. | Г.Б. Остер « Вредные советы». | 1 | 10.05 | |
126. | Г.Б. Остер « Как получаются легенды». | 1 | 11.05 | |
127. | Р. Сеф« Весёлые стихи». | 1 | 15.05 | |
128. | Обобщение и проверка знаний по разделу« По страницам детских журналов». Оценка достижений. | 1 | 16.05 | |
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (8 часов) |
129. | Знакомство с названием раздела «Зарубежная литература». Мифы Древней Греции. | 1 | 17.05 | |
130. | Древнегреческий миф «Храбрый Персей». | 1 | 18.05 | |
131. | Древнегреческий миф «Храбрый Персей». | 1 | 22.05 | |
132. | Древнегреческий миф «Храбрый Персей». | 1 | 23.05 | |
133. | Г.Х. Андерсен « Гадкий утёнок». | 1 | 24.05 | |
134. | Г.Х. Андерсен « Гадкий утёнок». | 1 | 25.05 | |
135. | Г.Х. Андерсен « Гадкий утёнок». | 1 | 29.05 | |
136. | Обобщение и проверка знаний по разделу« Зарубежная литература». Оценка достижений. | 1 | 30.05 | |
находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;
сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять их поведения в зависимости от мотива;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9 – 10 предложений;
понимать смысл и значение создания летописей, былин , житийных рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно – выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
высказывать свою точку зрения (7 – 8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
понимать цель своего высказывания;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
создавать 3 – 4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивания событий;
формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуациях из литературных произведений;
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
готовить небольшую презентацию (6 – 7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художника, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать …», « Мне хотелось бы уточнить …», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример …» и пр.;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалога героев, фразы и целевые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать информацию разными способами;
самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;
понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;
самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать , позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Литературное чтение. 3 класс. Аудиоприложение к учебнику Л. Ф. Климановой.