Ростовская область Мартыновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 сл.Большая Орловка
«Утверждаю»
Директор школы _______ /В.Н.Долматова/
Приказ от 30 августа 2017г. №258
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по чтению и развитию речи
Уровень общего образования, класс
основное общее, 6в класс
Количество часов: 101 ч
Учитель: Панчехина Инна Александровна
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса «Чтение и развитие речи» разработана для ученика 6в класса Ломанова Нурали, обучающегося по программам, разработанным на базе программ основного общего образования с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся (VΙΙΙ вид).
1.1 Нормативные акты и учебно-методические документы, на
основании которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана и составлена на основе:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ;
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.14г. №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
3. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Авторы программы: А.К.Аксенова, А.П.Антропов и др. Под редакцией И.М. Бгажноковой. 5-изд., Москва «Просвещение», 2013 г.
4. Учебный план МБОУ СОШ №3 сл.Большая Орловка на 2017-2018 учебный год;
5. Устав школы;
6. Годовой календарный учебный график на 2017-2018 учебный год;
7. Расписание учебных занятий на 2017-2018 учебный год.
8.Учебник: Чтение для 6 класса. Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ авт.-сост. И.М.Бгажнокова, Е.С.Погостина. -.14-е изд. - М.: Просвещение, 2017г.
1.2 Общие цели и задачи образования с учётом специфики учебного предмета
ЦЕЛЬ:
ЗАДАЧИ:
формировать у учащихся чтение про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения;
развивать полноценное восприятие доступных по содержанию художественных произведений;
развивать умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения;
нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе);
отрабатывать навыки правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
социально адаптировать обучающихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
1.3 Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом школы на 2017-2018 учебный год, в соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2017-2018 учебный год, в соответствии с расписанием на 2017-2018 учебный год:
Класс | Предмет | Количество часов (в год) по программе | Количество часов(в год) в рабочей программе | Ф | Всего в неделю |
6в | Чтение и развитие речи | 135 | 101 | 3 | 3 |
Обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету, формируемой участниками образовательного процесса. Отличительные особенности рабочей программы от «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы.» Авторы программы: А.К.Аксенова, А.П.Антропов и др. Под редакцией И.М. Бгажноковой. 5-изд., Москва «Просвещение», 2013 г.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 6 классе 3 ч. в неделю. «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы» под редакцией И.М. Бгажноковой подразумевает изучение литературы в 6 классе 4 ч в неделю. В связи с этим уменьшается время на преподавание курса литературы в 6 классе в количестве 1 часа, всего на 34 часа (3 часа в неделю).
В соответствии с Уставом школы и годовым календарным учебным графиком на 2017-18 уч.г., а также в соответствии с расписанием школы рабочая программа составлена на 101 ч. (3 ч в неделю).
Эти темы в календарно-тематическом планировании распределены следующим образом:
№ п/п | Содержание | Кол-во часов в рабочей программе |
1 | Устное народное творчество | 7 |
2 | Люблю русскую природу | 48 |
3 | Удивительные животные | 23 |
4 | Человек, будь человеком! | 10 |
5 | Смешное и веселое | 5 |
6 | Вечный свет подвига | 5 |
7 | Писатели мира – детям | 3 |
| Итого | 101 |
2. Содержание учебного предмета
2.1 Наименование разделов учебной программы и тем
Устное народное творчество – 7ч.
Люблю русскую природу – 48ч.
Удивительные животные – 23ч.
Человек, будь человеком! – 10ч.
Смешное и веселое – 5ч.
Вечный свет подвига – 5ч.
Писатели мира – детям – 3ч.
2.2 Планируемые результаты изучения предмета «Чтение и развитие речи»
Программа и составленный на её основе тематический план выдвигают требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми обучающийся должен овладеть к концу учебного года:
Основные требования к умениям учащихся
1-й уровень
• Правильно читать вслух доступные тексты целым словом;
• читать про себя отрывки из проанализированного текста с целью выполнения определенных заданий;
• отвечать на вопросы и выражать свое отношение к поступкам героев;
• пересказывать текст (полностью или частично) по данному плану, используя опорные слова; • знать наизусть 6-8 стихотворений (объемом в 8-10 строк).
2-й уровень
• Читать вслух правильно по слогам и целым словам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;
• отвечать на вопросы учителя по предметному содержанию произведения;
• давать элементарную оценку поступкам героев;
• заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом индивидуальных особенностей учащегося).
2.3 Система оценки планируемых результатов, выраженная в формах и видах контроля, в показателях уровня успешности обучающихся
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ.
Целью контроля является определение качества усвоения обучающимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью обучающихся. Однако большое внимание в ходе обучения уделяется самоконтролю, так как при этом учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.
Оценка знаний, умений, навыков учащихся:
1.Чтение наизусть
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст
2.Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям
3.Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям
4.Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
Формы контроля:
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
№ п/п | Название темы | Кол-во р/р | Кол-во стихотворений для заучивания наизусть | Кол-во вн/ч |
1 | Устное народное творчество | 1 | --- | 1 |
2 | Люблю русскую природу: | 10 | 7 | 2 |
3 | Удивительные животные | 7 | --- | 3 |
4 | Человек, будь человеком! | 2 | 1 | 1 |
5 | Смешное и веселое | 1 | --- | 1 |
6 | Вечный свет подвига | 1 | --- | 1 |
7 | Писатели мира - детям | --- | --- | --- |
| Итого | 22 | 8 | 9 |
3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по чтению и развитию речи
6в класс
Количество часов: всего 101 час; в неделю 3 часа
№ урока | Название раздела или темы | Тема урока | Количество часов | Дата |
план | факт |
| |
| Устное народное творчество | | 7 | 1 чет. | |
1 | | Загадки | 1 | 05.09 | |
2 | | Пословицы и поговорки | 1 | 06.09 | |
3 | | Небылицы. Столкновение мира обычного и потешного | 1 | 07.09 | |
4 | | Русские народные сказки. Мир добра и зла | 1 | 12.09 | |
5 | | Вн/чт. Сказки народов мира | 1 | 13.09 | |
6 | | Былины. «Илья Муромец и Соловей разбойник». (Отрывок из былины) | 1 | 14.09 | |
7 | | Р/р Словесное рисование персонажей былины «Илья Муромец и Соловей разбойник» | 1 | 19.09 | |
| Люблю русскую природу | | 48 | | |
8 | | «Отечество». По В.Пескову | 1 | 20.09 | |
9 | | «Россия». М. Ножкин. Выразительное чтение наизусть | 1 | 21.09 | |
10 | | «Моя Родина». (Из воспоминаний детства.) М.Пришвин | 1 | 26.09 | |
11 | | «Сентябрь». В. Бианки | 1 | 27.09 | |
12 | | «Лес, точно терем расписной…». И. Бунин | 1 | 28.09 | |
13 | | «Звонкие ключи». А. Белорусец | 1 | 03.10 | |
14 | | Р/р Подготовка к пересказу по плану учебника | 1 | 04.10 | |
15 | | «Осенний день в берёзовой роще». (Отрывок из рассказа «Свидание».) И.Тургенев | 1 | 05.10 | |
16 | | Р/р Пересказ отрывка по составленному плану | 1 | 10.10 | |
17 | | «Октябрь». В. Бианки | 1 | 11.10 | |
18 | | Р/рУстное сочинение на тему «Осень в родном крае» | 1 | 12.10 | |
19 | | «Москва». (В сокращении.) Ф. Глинка | 1 | 17.10 | |
20 | | «Ноябрь». В.Бианки | 1 | 18.10 | |
21 | | «Декабрь». В. Бианки | 1 | 19.10 | |
22 | | «Новогодние загадки». Е.Благинина | 1 | 24.10 | |
23 | | «Встреча зимы». А. Никитин | 1 | 25.10 | |
24 | | «Тёплый снег». А. Дорохов | 1 | 26.10 | |
25 | | Р/р Устное рисование заснеженного леса по рассказу А.Дорохова «Тёплый снег» | 1 | 2 чет. 07.11 | |
26 | | Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…» | 1 | 08.11 | |
27 | | «Январь». В.Бианки | 1 | 09.11 | |
28 | | Зима в поэзии И.Никитина и И.Сурикова | 1 | 14.11 | |
29 | | «Белый снег, пушистый» И.Сурикова - чтение наизусть | 1 | 15.11 | |
30 | | Вн/чт. «Волшебница зима» | 1 | 16.11 | |
31 | | «Пурга». Ю.Рытхэу | 1 | 21.11 | |
32 | | Р/р «Пурга». Ю.Рытхэу. Пересказ по плану | 1 | 22.11 | |
33 | | «Февраль». В. Бианки | 1 | 23.11 | |
34 | | «Двенадцать месяцев». С.Я.Маршак | 1 | 28.11 | |
35 | | Р/р Сравнительная характеристика Дочки и Падчерицы | 1 | 29.11 | |
36 | | «Первые приметы». С.Смирнов. Чтение наизусть | 1 | 30.11 | |
37 | | «Март» В. Бианки | 1 | 05.12 | |
38 | | «Весна идёт». По В. Пескову | 1 | 06.12 | |
39 | | «Жаркий час». М. Пришвин | 1 | 07.12 | |
40 | | «Весенняя песня» (сказка). Г.Скребицкий | 1 | 12.12 | |
41 | | Р/р Пересказ сказки Г.Скребицкого по составленному плану | 1 | 13.12 | |
42 | | «Жаворонок». В. Жуковский. Выразительное чтение наизусть | 1 | 14.12 | |
43 | | «Апрель». В.Бианки | 1 | 19.12 | |
44 | | Поэтическая тетрадь. А.Твардовский и А.Плещеев | 1 | 20.12 | |
45 | | Чтение наизусть стихотворения А.Твардовского «Как после мартовских метелей…» | 1 | 21.12 | |
46 | | Сказка «Стальное колечко». К.Паустовский | 1 | 26.12 | |
47 | | Р/р Устный рассказ о том, как приходит весна в наш край | 1 | 27.12 | |
48 | | «Дождь пролетел». В. Набоков. Чтение наизусть | 1 | 28.12 | |
49 | | «Май». В. Бианки | 1 | 3 чет. 09.01 | |
50 | | «Корзина с еловыми шишками». По К. Паустовскому | 1 | 10.01 | |
51 | | Р/р Краткий пересказ текста по составленному плану | 1 | 11.01 | |
52 | | Вн/чт. Русские писатели и поэты о родной земле | 1 | 16.01 | |
53 | | «Зорькина песня». В. Астафьев | 1 | 17.01 | |
54 | | Р/р Устный рассказ наблюдение на тему «Раннее утро» | 1 | 18.01 | |
55 | | «Нынче ветер…». Н.Рыленков. Выразительное чтение наизусть | 1 | 23.01 | |
| Удивительные животные | | 23 | | |
56 | | «Грабитель». Ю. Качаев | 1 | 24.01 | |
57 | | «Заячьи лапы». К. Паустовский | 1 | 25.01 | |
58 | | Р/р Составление плана пересказа рассказа К.Паустовского | 1 | 30.01 | |
59 | | «Хитрюга». Е. Носов | 1 | 31.01 | |
60 | | Р/р Устный ответ на вопрос «Почему нужно беречь и охранять мир природы?» | 1 | 01.02 | |
61 | | «Слон и муравей» (сказка). По Д.Биссету | 1 | 06.02 | |
62 | | «Кузнечик Денди» (сказка). По Д.Биссету | 1 | 07.02 | |
63 | | Вн/чт. Чтение сказок Д.Биссета из его книги «Забытый день рождения» | 1 | 08.02 | |
64 | | «Таинственный ночной гость». Ю.Дмитриев | 1 | 13.02 | |
65 | | Р/р Случай из моей жизни | 1 | 14.02 | |
66 | | «Детство Никиты». (Отрывок).А. Толстой | 1 | 15.02 | |
67 | | Р/р Работа над пересказом по плану/вопросам | 1 | 20.02 | |
68 | | «Злодейка». По В.Астафьеву | 1 | 21.02 | |
69 | | Р/р Составление плана, пересказ отрывка по плану | 1 | 22.02 | |
70 | | «Рассказы про зверей». По Е.Барониной | 1 | 27.02 | |
71 | | Р/р Устный рассказ о любимом домашнем животном | 1 | 28.02 | |
72 | | «Кот в сапогах». В. Драгунский | 1 | 01.03 | |
73 | | «Заяц и ёж». Д.Хармс | 1 | 06.03 | |
74 | | Басня И. Крылова «Зеркало и обезьяна» | 1 | 07.03 | |
75 | | Вн/чт. Выразительное чтение басен И.Крылова | 1 | 13.03 | |
76 | | «Рикки - Тики - Тави». По Р.Киплингу | 1 | 14.03 | |
77 | | Р/р Пересказ сказки Р.Киплинга по плану учебника | 1 | 15.03 | |
78 | | Вн/чт. Рассказы писателей о животных | 1 | 4 чет. 27.03 | |
| Человек, будь человеком! | | 10 | | |
79 | | «Белый домик». Б.Житков | 1 | 28.03 | |
80 | | «Будь человеком». С. Михалков | 1 | 29.03 | |
81 | | Р/р Устный рассказ «Мои друзья в природе» | 1 | 03.04 | |
82 | | «Петя мечтает». Б.Заходер. Чтение наизусть | 1 | 04.04 | |
83 | | Сказка «Тайна цены». Е.Пермяк. | 1 | 05.04 | |
84 | | Р/р «Здравствуйте». Д. Гальперина. Пересказ по плану учебника | 1 | 10.04 | |
85 | | «Пушкин». Д.Хармс | 1 | 11.04 | |
86 | | Вн/чт. Чтение сказок А.С.Пушкина | 1 | 12.04 | |
87 | | Сказка «Стальное колечко» К.Паустовского | 1 | 17.04 | |
88 | | Сказка «Звездолёт «Брунька». В.Медведев | 1 | 18.04 | |
| Смешное и веселое | | 5 | | |
89 | | «Как Незнайка сочинял стихи». По Н. Носову | 1 | 19.04 | |
90 | | «Ванька». А.Чехов | 1 | 24.04 | |
91 | | Вн/чт. Рассказы А.П.Чехова | 1 | 25.04 | |
92 | | «Лёля и Минька» («Ёлка»). М.Зощенко | 1 | 26.04 | |
93 | | Р/рЧтение по ролям, пересказ по плану | 1 | 03.05 | |
| Вечный свет подвига | | 5 | | |
94 | | «Без Нарвы не видать моря». «На берегу Невы». По С.Алексееву | 1 | 08.05 | |
95 | | Рассказы о русском подвиге:«Медаль», «Гришенька». По С.Алексееву | 1 | 10.05 | |
96 | | Великодушный русский воин: «Серебряный лебедь», «Боевое крещение», «День рождения Наполеона», «В дни спокойные». По Е.Холмогоровой | 1 | 15.05 | |
97 | | Р/р Отзыв по прочитанному | 1 | 16.05 | |
98 | | Вн/чт. «Наши песни спеты на войне». М. Дудин. Чтение стихов о войне | 1 | 17.05 | |
| Писатели мира - детям | | 3 | | |
99 | | «Как один мальчик играл с палкой». «Пуговкин домик». Дж. Родари | 1 | 22.05 | |
100 | | «Ель». Х.-К.Андерсен | 1 | 23.05 | |
101 | | Сказка Х.-К. Андерсена «Снежная королева» | 1 | 24.05 | |
Согласовано: Согласовано:
Руководитель МО учителей Заместитель директора по УВР
русского языка и литературы
___________/Л.Г.Медведева/ ____________/Н.Г.Светикова/
Протокол №1 от 28.08. 2017г. 29.08.2017г.