Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2013 г.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник З.Н.Смирновой и Г.М.Гусевой «Книга для чтения». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М., «Просвещение»,2012 г.
В 4 классе для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию тексты.
Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств, необходимых для самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся читают произведения устного народного творчества (сказки, загадки), небольшие по объёму стихотворения и рассказы русских и зарубежных авторов на темы, связанные с жизнью и бытом детей, с окружающей их природой, на темы, описывающие простейшие морально-этические ситуации.
В процессе обучения чтению осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, памяти, речи, внимания.
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.
Внеклассное чтение проводится после изучения каждого раздела.
Основная форма организации учебного процесса – урок. На уроке учитель проводит фронтальную работу, индивидуальную работу, работу в парах и группах, коллективную работу. На уроке учитель использует словесные, наглядные методы обучения, игровые, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 класс- под ред. В. В. Воронковой. – Допущено Министерством образования Российской Федерации. – М.: «Просвещение», 2013
1.Смирнова З.Н., Гусева Г.М. Чтение. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-е издание –М. Просвещение, 2012
2. Книги для внеклассного чтения.
№ урока | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Кол-во часов | Дата |
по плану | по факту |
1 | Введение. Знакомство с учебником. | 1 | 1.09 | |
2 | Выразительность стихотворной речи. В. Лебедев – Кумач «Здравствуй школа». | 1 | 2.09 | |
| Что такое хорошо… | 18 | | |
3 | Передача содержания произведения по вопросам. Э. Шим «Брат и младшая сестра». | 1 | 5.09 | |
4 | Нравственные уроки произведения. А. Седугин «Молоток». | 1 | 7.09 | |
5 | Характеристика поступков героев в произведении Е.Пермяка «Пичугин мост». | 1 | 8.09 | |
6 | Работа над развитием речи. В. Голявкин «Был не крайний случай». | 1 | 9.09 | |
7 | Чтение и пересказ произведения. По И. Дику «Счастливая» ручка. | 1 | 12.09 | |
8 | Анализ поступков героев. По И. Дику «Счастливая» ручка. | 1 | 14.09 | |
9 | Деление произведения на части, озаглавливание. По И. Дику «Счастливая» ручка. | 1 | 15.09 | |
10 | Чтение и пересказ произведения. По Л.Давыдычеву «Лелишна из третьего подъезда». | 1 | 16.09 | |
11 | Нравственные уроки произведения. По Л.Давыдычеву «Лелишна из третьего подъезда». | 1 | 19.09 | |
12 | Работа над развитием речи. По Л.Давыдычеву «Лелишна из третьего подъезда». | 1 | 21.09 | |
13 | Чтение и пересказ произведения. По Л.Давыдычеву «Виктор Макроусов». | 1 | 22.09 | |
14 | Нравственные уроки произведения. По Л.Давыдычеву «Виктор Макроусов». | 1 | 23.09 | |
15 | А.Гайдар «Тимур и его команда». | 1 | 26.09 | |
16 | Характеристика поступков героев в произведении. А.Гайдар «Тимур и его команда». | 1 | 28.09 | |
17 | Озаглавливание частей. А.Гайдар «Тимур и его команда». | 1 | 29.09 | |
18 | Нравственные уроки произведения. В.Осеева «Печенье». | 1 | 30.09 | |
19 | Обобщение по теме: «Люби всё живое». | 1 | 3.10 | |
20 | Внеклассное чтение по теме: «Жизнь дана на добрые дела». | 1 | 5.10 | |
| Уж небо осенью дышало | 15 | | |
21 | Выразительность стихотворной речи. А.К.Толстой «Осень!». | 1 | 6.10 | |
22 | Выборочное чтение. В. Песков «Осенний лес». | 1 | 7.10 | |
23 | Выразительные средства языка. А.Твардовский «Лес осенью». | 1 | 10.10 | |
24 | Работа над выразительностью. Заучивание наизусть. О. Высотская «Осеннее утро». | | 12.10 | |
25 | В. Гаршин «Лягушка путешественница» | 1 | 13.10 | |
26 | Составление характеристики персонажа. В. Гаршин «Лягушка путешественница». | 1 | 14.10 | |
27 | Озаглавливание и пересказ по частям. В. Гаршин «Лягушка путешественница». | 1 | 17.10 | |
28 | Выразительность стихотворной речи. И.Крылов «Стрекоза и муравей». | 1 | 19.10 | |
29 | Анализ поступков героев. По Д. Мамину – Сибиряку «Приёмыш». | 1 | 20.10 | |
30 | Выборчное чтение. По Д. Мамину – Сибиряку «Тарас и Соболько». | 1 | 21.10 | |
31 | Работа над выразительным чтением. А. Пушкин» Уж небо осенью дышало». | 1 | 24.10 | |
32 | Знакомство с произведением Н. Мишутина «Про лягушку хохотушку». | 1 | 26.10 | |
33 | Озаглавливание и пересказ по частям. Н. Мишутин «Про лягушку хохотушку». | 1 | 27.10 | |
34 | Обобщение по теме: «Уж небо осенью дышало». | 1 | 28.10 | |
35 | Внеклассное чтение. М Пришвин «Старый гриб». | 1 | 7.11 | |
| О труде и трудолюбии | 11 | | |
36 | Сказка как самый популярный жанр народного творчества. Русская народная сказка «Гуси лебеди». | 1 | 9.11 | |
37 | Выразительность речи в русской народной сказке «Гуси лебеди». | 1 | 10.11 | |
38 | Чтение по ролям. Русская народная сказка «Гуси лебеди». | 1 | 11.11 | |
39 | Мастерство диалога в произведении. Молдавская сказка «Чудесный клад». | 1 | 14.11 | |
40 | Обучение краткому пересказу произведения. Молдавская сказка «Чудесный клад». | 1 | 16.11 | |
41 | Анализ поступков героев. Эвенская сказка «Росомаха и лисица». | 1 | 17.11 | |
42 | Деление произведения на части, озаглавливание. Эвенская сказка «Росомаха и лисица». | 1 | 18.11 | |
43 | Чтение по ролям. Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши». | 1 | 21.11 | |
44 | Выразительность речи в русской сказке «Лиса и волк». | 1 | 23.11 | |
45 | Обобщение по теме: «Народные сказки». | 1 | 24.11 | |
46 | Внеклассное чтение по теме: «Сказки народов мира». | 1 | 25.11 | |
| Что такое хорошо | 11 | | |
47 | Формирование понятия о значении труда в жизни человека. К. Ушинский «Два плуга». | 1 | 28.11 | |
48 | Чтение русской сказки «Самое дорогое». | 1 | 30.11 | |
49 | Озаглавливание и пересказ по частям русской сказки «Самое дорогое». | 1 | 1.12 | |
50 | Нравственные уроки произведения. И. Крылов «Трудолюбивый медведь». | 1 | 2.12 | |
51 | Мастерство диалога в произведении. Нанайская сказка «Айога». | 1 | 5.12 | |
52 | Чтение по ролям.С. Маршак «Кот и лодыри». | 1 | 7.12 | |
53 | Выразительность стихотворной речи. И. Крылов «Лебедь, рак и щука». | 1 | 8.12 | |
54 | Выразительные средства языка. А. Тетивкин «Школа». | 1 | 9.12 | |
55 | Обобщение по теме: «О труде и трудолюбии». | 1 | 12.12 | |
56 | Чтение целыми словами рассказа Е. Пермяка «Для чего нужны руки?» | 1 | 14.12 | |
57 | Внеклассное чтение по теме: «Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!». | 1 | 15.12 | |
| Произведения русских и зарубежных писателей | 9 | | |
58 | Знакомство с произведением А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 | 16.12 | |
59 | Мастерство диалога в произведении. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 | 19.12 | |
60 | Обучение краткому пересказу произведения. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 | 21.12 | |
61 | Знакомство с произведением Д. Свифта «Гулливер в стране лилипутов». | 1 | 22.12 | |
62 | Деление произведения на части, озаглавливание. Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов». | 1 | 23.12 | |
63 | Пересказ произведения по частям. Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов». | 1 | 26.12 | |
64 | Выработка навыка осознанного, правильного чтения. Братья Гримм «Соломенка, уголёк и боб». | 1 | 28.12 | |
65 | Обобщающий урок по теме: «Что такое хорошо…» | 1 | 29.12 | |
66 | Внеклассное чтение по теме: «Хорошие поступки». | 1 | 30.12 | |
| Идёт волшебница зима | 17 | | |
67 | Выразительные средства языка. И. Никитин «Встреча зимы». | 1 | 16.01 | |
68 | Картины природы в произведении. И. Соколов-Микитов «Зима в лесу». | 1 | 18.01 | |
69 | Выразительность стихотворной речи. И. Антонов «Сад друзей». | 1 | 19.01 | |
70 | Выразительное чтение стихотворения И. Сурикова «Детство». | 1 | 20.01 | |
71 | Знакомство с рассказом Л. Толстого «Филиппок». | 1 | 23.01 | |
72 | Озаглавливание и пересказ по частям. Л. Толстой «Филиппок». | 1 | 25.01 | |
73 | Заучивание наизусть отрывка. Н. Некрасов «Мужичок с ноготок». | 1 | 26.01 | |
74 | Выразительность стихотворной речи. Н. Некрасов «Мужичок с ноготок». | 1 | 27.01 | |
75 | Формирование представлений о зиме. Народные приметы. Загадки. | 1 | 30.01 | |
76 | Ю. Дмитриев «Для чего нужен снег». | 1 | 1.02 | |
77 | Словесное рисование. Ю. Дмитриев «Для чего нужен снег». | 1 | 2.02 | |
78 | Выразительные средства языка. Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором». | 1 | 3.02 | |
79 | Знакомство с рассказом Н. Носова «Бенгальские огни». | 1 | 6.02 | |
80 | Анализ поступков героев. Н. Носов «Бенгальские огни». | 1 | 8.02 | |
81 | Знакомство с признаками зимы при прочтении сказки М. Пляцковского «Какая бывает зима». | 1 | 9.02 | |
82 | Обобщающий урок по теме: «Идёт волшебница зима». | 1 | 10.02 | |
83 | Внеклассное чтение по теме: «Зимушка – зима». | 1 | 13.02 | |
| Люби всё живое | 13 | | |
84 | Пересказ по плану рассказа В. Костылёва «Берёза». | 1 | 15.02 | |
85 | Знакомство с рассказом Л. Толстого «Как дядя рассказывал про то, как он ездил верхом». | 1 | 16.02 | |
86 | Обучение краткому пересказу произведения. Л. Толстой «Как дядя рассказывал про то, как он ездил верхом». | 1 | 17.02 | |
87 | Деление произведения на части, озаглавливание. Н. Вагнер «Мальчик и дворовая собака. | 1 | 20.02 | |
88 | Озаглавливание и пересказ по частям.В. Тарасов «Четвероногий друг». | 1 | 22.02 | |
89 | Мастерство диалога в произведении. М. Пришвин «Гаечки». | 1 | 27.02 | |
90 | Озаглавливание сказки М. Горького «Воробьишко». | 1 | 1.03 | |
91 | Пересказ по частям сказки М. Горького «Воробьишко». | 1 | 2.03 | |
92 | Знакомство с рассказом А. Баркова «Пожарный Карл». | 1 | 3.03 | |
93 | Пересказ по частям рассказа А. Баркова «Пожарный Карл». | 1 | 6.03 | |
94 | Чтение рассказа Г. Скребицкого «Медвежонок». | 1 | 9.03 | |
95 | Обобщение по теме: «Люби всё живое». | 1 | }10.03 | |
96 | Внеклассное чтение по теме: «Ребятам о зверятах». | 1 | |
| В стране чудес | 10 | | |
97 | Выразительгость речи в стихотворении И. Токмаковой «В чудной строне». | 1 | 13.03 | |
98 | Знакомство с рассказом А. Милна «Винни- Пух и все-все-все». | 1 | 15.03 | |
99 | Мастерство диалога в произведении. А. Милн «Винни- Пух и все-все-все». | 1 | 16.03 | |
100 | Обучение краткому пересказу произведения. А. Милн «Винни- Пух и все-все-все». | 1 | 17.03 | |
101 | Знакомство с произведением А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино. | 1 | 29.03 | |
102 | Мастерство диалога в произведении А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино. | 1 | 30.03 | |
103 | Выработка навыка осознанного, правильного чтения.А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино. | 1 | 31.03 | |
104 | Обучение краткому пересказу произведения. А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино. | 1 | 3.04 | |
105 | Обобщающий урок по теме: «В стране чудес». | 1 | 5.04 | |
106 | Внеклассное чтение по теме: «Мой любимый писатель». | 1 | 7.04 | |
| Весна в окно стучится | 19 | | |
107 | Выразительгость речи в стихотворении Ф. Тютчева «Весенние воды». | 1 | 10.04 | |
108 | Формирование представления о весенних изменениях в природе. В. Ситников «Утро». | 1 | 12.04 | |
109 | Выборочное чтение. Л. Толстой «Весна». | 1 | 13.04 | |
110 | Выразительные средства языка. И Никитин «Полюбуйся весна наступает». | 1 | 14.04 | |
111 | Знакомство с рассказом А. Платонова «Ещё мама» | 1 | 17.04 | |
112 | Обсуждение поступков героев. Главная мысль. А. Платонов «Ещё мама». | 1 | 19.04 | |
113 | Чтение по ролям.А. Платонов «Ещё мама» | 1 | 20.04 | |
114 | Озаглавливание и пересказ по частям. А. Платонов «Ещё мама». | 1 | 21.04 | |
115 | Выразительгость речи в стихотворении Н. Саконской «Разговор о маме». | 1 | 24.04 | |
116 | Выразительгость речи в стихотворении Л. Квитко «Бабушкины руки». | 1 | 26.04 | |
117 | Обсуждение поступков героев. Главная мысль. Е. Кононенко «Резеда». | 1 | 27.04 | |
118 | Выразительность речи в стихотворении Н. Некрасова «Дедушка Мазай, и зайцы». | 1 | 28.04 | |
119 | Выборочное чтение. Н. Некрасов «Дедушка Мазай, и зайцы». | 1 | 3.05 | |
120 | Деление произведения на части, озаглавливание. А. Барков «Яшка». | 1 | 4.05 | |
121 | Выразительность стихотворной речи. Ф. Тютчев «Весенняя гроза». | 1 | 5.05 | |
122 | Определение темы, главной мысли в произведении. В. Орлов «Лесной цветок». | 1 | 10.05 | |
123 | Главная мысль произведения Н. Сладков «Медведь и солнце». | 1 | 11.05 | |
124 | Обобщение по разделу: «Весна идет». | 1 | }12.05 | |
125 | Внеклассное чтение. Стихи и рассказы о В. О. войне. | 1 | |
| Лето наступило | 11 | | |
126 | Знакомство с летними изменениями в природе. И. Никитин «Вечер ясен и тих». | 1 | 15.05 | |
127 | Картины природы в произведении К. Паустовский «Заботливый цветок» | 1 | 17.05 | |
128 | Средства выразительности стихотворной речи. Н. Некрасов «Крестьянские дети». | 1 | 18.05 | |
129 | Оценивание поступков героев. Н. Носов «Огородники». | 1 | 19.05 | |
130 | Озаглавливание частей и краткий пересказ. Н. Носов «Огородники». | 1 | 22.05 | |
131 | Выразительность стихотворной речи. И. Антонов «У речки». | 1 | 24.05 | |
132 | Картины природы в произведении. М. Пришвин «Золотой луг». | 1 | 25.05 | |
133 | Народные приметы. В. Драгунский «Третье место в стиле баттерфляй». | 1 | 26.05 | |
134 | Выразительность стихотворной речи. М. Бородицкая «Последний день учения». | 1 | }29.05 | |
135 | Обобщение по теме: «Лето наступило». | 1 | |
136 | Внеклассное чтение. Стихи о лете. | 1 | 30.05 | |