СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по чтению в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В документе представлена рабочая программа по чтению в 4 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по чтению в 4 классе»


Пояснительная записка

Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2013 г.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник З.Н.Смирновой и Г.М.Гусевой «Книга для чтения». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М., «Просвещение»,2012 г.

В 4 классе для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию тексты.

Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств, необходимых для самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся читают произведения устного народного творчества (сказки, загадки), небольшие по объёму стихотворения и рассказы русских и зарубежных авторов на темы, связанные с жизнью и бытом детей, с окружающей их природой, на темы, описывающие простейшие морально-этические ситуации.

В процессе обучения чтению осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, памяти, речи, внимания.

Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.

Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.

Цель рабочей программы:

научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.

Задачи рабочей программы:

  1. Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.

  2. Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.

  3. Учить самостоятельно работать с книгой.

  4. Раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его творческих и коммуникативных способностей путем вовлечения в творческую деятельность на уроках литературного чтения.

Содержание программного учебного предмета

Техника чтения

  • правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя.

  • работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.

Понимание читаемого

  • выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла, читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.

  • подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.

Развитие устной речи

  • самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным.

  • заучивание наизусть стихотворений, басен.

Внеклассное чтение

Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.

Внеклассное чтение проводится после изучения каждого раздела.

Примерная тематика

  • чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей.

  • рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны.

  • общественно полезные дела школьников.

  • чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года.

  • практические грамматические упражнения, правописание и развитие речи.

  • Программа включает следующие разделы:

  1. Что такое хорошо…

  2. Уж небо осенью дышало.

  3. О труде и трудолюбии.

  4. Что такое хорошо.

  5. Произведения русских и зарубежных писателей.

  6. Идёт волшебница зима.

  7. Люби всё живое.

  8. В стране чудес.

  9. Весна в окно стучится.

  10. Лето наступило.

  11. Формы и методы обучения:

Основная форма организации учебного процесса – урок. На уроке учитель проводит фронтальную работу, индивидуальную работу, работу в парах и группах, коллективную работу. На уроке учитель использует словесные, наглядные методы обучения, игровые, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Учащиеся должны уметь:

осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;

трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;

 отвечать на вопросы по прочитанному;

высказывать свое отношение к поступку героя, событию;

пересказывать содержание прочитанного;

устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.

Учащиеся должны знать: наизусть 5—8 стихотворений.

Учебно-методический комплект

Программа

Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 класс- под ред. В. В. Воронковой. – Допущено Министерством образования Российской Федерации. – М.: «Просвещение», 2013

Учебники:

1.Смирнова З.Н., Гусева Г.М. Чтение. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-е издание –М. Просвещение, 2012

2. Книги для внеклассного чтения.

Методические пособия:

  1. Л.И. Рудченко «Обучение чтению в специальных коррекционных классах». – Волгоград: Учитель 2007

  2. Л.И. Рудченко Чтение. Коррекционно – развивающие занятия. – Волгоград: Учитель 2007

  3. Е.С. Гостимская, М. И. Байкова. Поурочные разработки по чтению. – М.: «Вако» 2003









Учебно- тематический план

(136 часов, 4часа в неделю)

урока

Изучаемый раздел,

тема учебного материала

Кол-во

часов

Дата

по плану

по факту

1

Введение. Знакомство с учебником.

1

1.09


2

Выразительность стихотворной речи. В. Лебедев – Кумач «Здравствуй школа».

1

2.09



Что такое хорошо…

18



3

Передача содержания произведения по вопросам. Э. Шим «Брат и младшая сестра».

1

5.09


4

Нравственные уроки произведения. А. Седугин «Молоток».

1

7.09


5

Характеристика поступков героев в произведении Е.Пермяка «Пичугин мост».

1

8.09


6

Работа над развитием речи. В. Голявкин «Был не крайний случай».

1

9.09


7

Чтение и пересказ произведения. По И. Дику «Счастливая» ручка.

1

12.09


8

Анализ поступков героев. По И. Дику «Счастливая» ручка.

1

14.09


9

Деление произведения на части, озаглавливание. По И. Дику «Счастливая» ручка.

1

15.09


10

Чтение и пересказ произведения. По Л.Давыдычеву «Лелишна из третьего подъезда».

1

16.09


11

Нравственные уроки произведения. По Л.Давыдычеву «Лелишна из третьего подъезда».

1

19.09


12

Работа над развитием речи. По Л.Давыдычеву «Лелишна из третьего подъезда».

1

21.09


13

Чтение и пересказ произведения. По Л.Давыдычеву «Виктор Макроусов».

1

22.09


14

Нравственные уроки произведения. По Л.Давыдычеву «Виктор Макроусов».

1

23.09


15

А.Гайдар «Тимур и его команда».

1

26.09


16

Характеристика поступков героев в произведении. А.Гайдар «Тимур и его команда».

1

28.09


17

Озаглавливание частей. А.Гайдар «Тимур и его команда».

1

29.09


18

Нравственные уроки произведения. В.Осеева «Печенье».

1

30.09


19

Обобщение по теме: «Люби всё живое».

1

3.10


20

Внеклассное чтение по теме: «Жизнь дана на добрые дела».

1

5.10



Уж небо осенью дышало

15



21

Выразительность стихотворной речи. А.К.Толстой «Осень!».

1

6.10


22

Выборочное чтение. В. Песков «Осенний лес».

1

7.10


23

Выразительные средства языка. А.Твардовский «Лес осенью».

1

10.10


24

Работа над выразительностью. Заучивание наизусть. О. Высотская «Осеннее утро».


12.10


25

В. Гаршин «Лягушка путешественница»

1

13.10


26

Составление характеристики персонажа. В. Гаршин «Лягушка путешественница».

1

14.10


27

Озаглавливание и пересказ по частям. В. Гаршин «Лягушка путешественница».

1

17.10


28

Выразительность стихотворной речи. И.Крылов «Стрекоза и муравей».

1

19.10


29

Анализ поступков героев. По Д. Мамину – Сибиряку «Приёмыш».

1

20.10


30

Выборчное чтение. По Д. Мамину – Сибиряку «Тарас и Соболько».

1

21.10


31

Работа над выразительным чтением. А. Пушкин» Уж небо осенью дышало».

1

24.10


32

Знакомство с произведением Н. Мишутина «Про лягушку хохотушку».

1

26.10


33

Озаглавливание и пересказ по частям. Н. Мишутин «Про лягушку хохотушку».

1

27.10


34

Обобщение по теме: «Уж небо осенью дышало».

1

28.10


35

Внеклассное чтение. М Пришвин «Старый гриб».

1

7.11



О труде и трудолюбии

11



36

Сказка как самый популярный жанр народного творчества. Русская народная сказка «Гуси лебеди».

1

9.11


37

Выразительность речи в русской народной сказке «Гуси лебеди».

1

10.11


38

Чтение по ролям. Русская народная сказка «Гуси лебеди».

1

11.11


39

Мастерство диалога в произведении. Молдавская сказка «Чудесный клад».

1

14.11


40

Обучение краткому пересказу произведения. Молдавская сказка «Чудесный клад».

1

16.11


41

Анализ поступков героев. Эвенская сказка «Росомаха и лисица».

1

17.11


42

Деление произведения на части, озаглавливание. Эвенская сказка «Росомаха и лисица».

1

18.11


43

Чтение по ролям. Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши».

1

21.11


44

Выразительность речи в русской сказке «Лиса и волк».

1

23.11


45

Обобщение по теме: «Народные сказки».

1

24.11


46

Внеклассное чтение по теме: «Сказки народов мира».

1

25.11



Что такое хорошо

11



47

Формирование понятия о значении труда в жизни человека. К. Ушинский «Два плуга».

1

28.11


48

Чтение русской сказки «Самое дорогое».

1

30.11


49

Озаглавливание и пересказ по частям русской сказки «Самое дорогое».

1

1.12


50

Нравственные уроки произведения. И. Крылов «Трудолюбивый медведь».

1

2.12


51

Мастерство диалога в произведении. Нанайская сказка «Айога».

1

5.12


52

Чтение по ролям.С. Маршак «Кот и лодыри».

1

7.12


53

Выразительность стихотворной речи. И. Крылов «Лебедь, рак и щука».

1

8.12


54

Выразительные средства языка. А. Тетивкин «Школа».

1

9.12


55

Обобщение по теме: «О труде и трудолюбии».

1

12.12


56

Чтение целыми словами рассказа Е. Пермяка «Для чего нужны руки?»

1

14.12


57

Внеклассное чтение по теме: «Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!».

1

15.12



Произведения русских и зарубежных писателей

9



58

Знакомство с произведением А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

16.12


59

Мастерство диалога в произведении. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

19.12


60

Обучение краткому пересказу произведения. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

21.12


61

Знакомство с произведением Д. Свифта «Гулливер в стране лилипутов».

1

22.12


62

Деление произведения на части, озаглавливание. Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов».

1

23.12


63

Пересказ произведения по частям. Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов».

1

26.12


64

Выработка навыка осознанного, правильного чтения. Братья Гримм «Соломенка, уголёк и боб».

1

28.12


65

Обобщающий урок по теме: «Что такое хорошо…»

1

29.12


66

Внеклассное чтение по теме: «Хорошие поступки».

1

30.12



Идёт волшебница зима

17



67

Выразительные средства языка. И. Никитин «Встреча зимы».

1

16.01


68

Картины природы в произведении. И. Соколов-Микитов «Зима в лесу».

1

18.01


69

Выразительность стихотворной речи. И. Антонов «Сад друзей».

1

19.01


70

Выразительное чтение стихотворения И. Сурикова «Детство».

1

20.01


71

Знакомство с рассказом Л. Толстого «Филиппок».

1

23.01


72

Озаглавливание и пересказ по частям. Л. Толстой «Филиппок».

1

25.01


73

Заучивание наизусть отрывка. Н. Некрасов «Мужичок с ноготок».

1

26.01


74

Выразительность стихотворной речи. Н. Некрасов «Мужичок с ноготок».

1

27.01


75

Формирование представлений о зиме. Народные приметы. Загадки.

1

30.01


76

Ю. Дмитриев «Для чего нужен снег».

1

1.02


77

Словесное рисование. Ю. Дмитриев «Для чего нужен снег».

1

2.02


78

Выразительные средства языка. Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором».

1

3.02


79

Знакомство с рассказом Н. Носова «Бенгальские огни».

1

6.02


80

Анализ поступков героев. Н. Носов «Бенгальские огни».

1

8.02


81

Знакомство с признаками зимы при прочтении сказки М. Пляцковского «Какая бывает зима».

1

9.02


82

Обобщающий урок по теме: «Идёт волшебница зима».

1

10.02


83

Внеклассное чтение по теме: «Зимушка – зима».

1

13.02



Люби всё живое

13



84

Пересказ по плану рассказа В. Костылёва «Берёза».

1

15.02


85

Знакомство с рассказом Л. Толстого «Как дядя рассказывал про то, как он ездил верхом».

1

16.02


86

Обучение краткому пересказу произведения. Л. Толстой «Как дядя рассказывал про то, как он ездил верхом».

1

17.02


87

Деление произведения на части, озаглавливание. Н. Вагнер «Мальчик и дворовая собака.

1

20.02


88

Озаглавливание и пересказ по частям.В. Тарасов «Четвероногий друг».

1

22.02


89

Мастерство диалога в произведении. М. Пришвин «Гаечки».

1

27.02


90

Озаглавливание сказки М. Горького «Воробьишко».

1

1.03


91

Пересказ по частям сказки М. Горького «Воробьишко».

1

2.03


92

Знакомство с рассказом А. Баркова «Пожарный Карл».

1

3.03


93

Пересказ по частям рассказа А. Баркова «Пожарный Карл».

1

6.03


94

Чтение рассказа Г. Скребицкого «Медвежонок».

1

9.03


95

Обобщение по теме: «Люби всё живое».

1

}10.03


96

Внеклассное чтение по теме: «Ребятам о зверятах».

1



В стране чудес

10



97

Выразительгость речи в стихотворении И. Токмаковой «В чудной строне».

1

13.03


98

Знакомство с рассказом А. Милна «Винни- Пух и все-все-все».

1

15.03


99

Мастерство диалога в произведении. А. Милн «Винни- Пух и все-все-все».

1

16.03


100

Обучение краткому пересказу произведения. А. Милн «Винни- Пух и все-все-все».

1

17.03


101

Знакомство с произведением А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино.

1

29.03


102

Мастерство диалога в произведении А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино.

1

30.03


103

Выработка навыка осознанного, правильного чтения.А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино.

1

31.03


104

Обучение краткому пересказу произведения. А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино.

1

3.04


105

Обобщающий урок по теме: «В стране чудес».

1

5.04


106

Внеклассное чтение по теме: «Мой любимый писатель».

1

7.04



Весна в окно стучится

19



107

Выразительгость речи в стихотворении Ф. Тютчева «Весенние воды».

1

10.04


108

Формирование представления о весенних изменениях в природе. В. Ситников «Утро».

1

12.04


109

Выборочное чтение. Л. Толстой «Весна».

1

13.04


110

Выразительные средства языка. И Никитин «Полюбуйся весна наступает».

1

14.04


111

Знакомство с рассказом А. Платонова «Ещё мама»

1

17.04


112

Обсуждение поступков героев. Главная мысль. А. Платонов «Ещё мама».

1

19.04


113

Чтение по ролям.А. Платонов «Ещё мама»

1

20.04


114

Озаглавливание и пересказ по частям. А. Платонов «Ещё мама».

1

21.04


115

Выразительгость речи в стихотворении Н. Саконской «Разговор о маме».

1

24.04


116

Выразительгость речи в стихотворении Л. Квитко «Бабушкины руки».

1

26.04


117

Обсуждение поступков героев. Главная мысль. Е. Кононенко «Резеда».

1

27.04


118

Выразительность речи в стихотворении Н. Некрасова «Дедушка Мазай, и зайцы».

1

28.04


119

Выборочное чтение. Н. Некрасов «Дедушка Мазай, и зайцы».

1

3.05


120

Деление произведения на части, озаглавливание. А. Барков «Яшка».

1

4.05


121

Выразительность стихотворной речи. Ф. Тютчев «Весенняя гроза».

1

5.05


122

Определение темы, главной мысли в произведении. В. Орлов «Лесной цветок».

1

10.05


123

Главная мысль произведения Н. Сладков «Медведь и солнце».

1

11.05


124

Обобщение по разделу: «Весна идет».

1

}12.05


125

Внеклассное чтение. Стихи и рассказы о В. О. войне.

1



Лето наступило

11



126

Знакомство с летними изменениями в природе. И. Никитин «Вечер ясен и тих».

1

15.05


127

Картины природы в произведении К. Паустовский «Заботливый цветок»

1

17.05


128

Средства выразительности стихотворной речи. Н. Некрасов «Крестьянские дети».

1

18.05


129

Оценивание поступков героев. Н. Носов «Огородники».

1

19.05


130

Озаглавливание частей и краткий пересказ. Н. Носов «Огородники».

1

22.05


131

Выразительность стихотворной речи. И. Антонов «У речки».

1

24.05


132

Картины природы в произведении. М. Пришвин «Золотой луг».

1

25.05


133

Народные приметы. В. Драгунский «Третье место в стиле баттерфляй».

1

26.05


134

Выразительность стихотворной речи. М. Бородицкая «Последний день учения».

1

}29.05



135

Обобщение по теме: «Лето наступило».

1


136

Внеклассное чтение. Стихи о лете.

1

30.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!