Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Тольяттинский социально – экономический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа учебноЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Допуски и технические измерения
Основная образовательная программа подготовки |
квалифицированных рабочих, служащих |
по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) |
2015 г
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Тольяттинский социально – экономический колледж»
Фирсова Людмила Васильевна, преподаватель ГБПОУ «ТСЭК»
РАССМОТРЕНО на заседании преподавателей отделения технических профессий и специальностей Руководитель ООП _________________ /Е.М.Гозаева./ Методист отделения _________________ /А.В.Галанова/ | | УТВЕРЖДАЮ: Заместитель директора по УМР ________ Т.В. Половинкина «___» _____________ 2015г. |
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 3 |
- СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- условия реализации учебной дисциплины
| 8 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 9 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Допуски и технические измерения
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при освоении программ повышения квалификации и переподготовки и профессиональной подготовке по профессии:
15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах;
сварщик ручной дуговой сварки;
электрогазосварщик при наличии основного общего, среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
контролировать качество выполняемых работ.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
системы допусков и посадок, точность обработки, квалитеты, классы точности;
допуски и отклонения формы и расположения поверхностей.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 45 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 30 часов;
самостоятельной работы обучающегося 15 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 45 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 30 |
в том числе: | |
Лабораторно-практические работы | 6 |
практические занятия | |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 15 |
Итоговая аттестация в форме |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Допуски и технические измерения наименование
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 Основы стандартизации | | 3 | 2 |
Тема 1.1. Основные сведения о допусках и технических измерениях | Содержание учебного материала | 3 1 |
1 | Введение. Понятие о неизбежности возникновения погрешности при изготовлении деталей и сборке машин. Виды погрешностей: погрешности размеров, погрешности формы поверхности, погрешности расположения поверхности, шероховатость поверхности. Понятие о качестве продукции. | 2 |
2 | Основные понятия стандартизации и качества продукции. Государственные стандарты – ГОСТ. Отраслевые стандарты – ОСТ. Стандарты предприятий – СТП. Качество. Группы показателей качества | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение тестовых заданий. Выполнение домашних заданий по разделу 1. | 1 | |
Раздел 2. Допуски и посадки | | 30 |
Тема 2.1. Основные сведения о размерах и соединениях в машиностроении
| Содержание учебного материала | 10 2 |
1 | Понятия о размерах, отклонениях, допусках. Основные сведения о распределении действительных размеров изготовленных деталей в пределах поля допуска, погрешностей обработки и погрешностей измерения как о распределении случайных величин. | 2 |
2 | Действительный размер. Условие годности. Номинальный размер. Погрешности размера. Действительный размер. Действительное отклонение. Предельные размеры. Предельные отклонения. Допуск размера. Поле допуска. Схема расположения полей допусков. Условия годности размера деталей. | 2 | 2 |
3 | Подсчет значений предельных размеров и допуска размера на изготовление по данным чертежа. Определение годности заданного действительного размера | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение тестовых заданий. Анализ размеров. Заполнение таблицы. Выполнение домашних заданий по разделу 2. | 4 | |
Тема 2.2. Допуски и посадки гладких элементов деталей
| Содержание учебного материала | 10 |
1. | Графическое изображение отклонений и допуска. Построение схемы. Построение нулевой линии. Поле допуска | 1 1 1 |
2. | Понятие о сопряжениях. Определение характера соединений. Сопрягаемые и несопрягаемые поверхности. |
3. | Образование посадок. |
Практические занятия: 1. Анализ размеров и графическое изображение отклонения и допуска размера. 2. Анализ соединения и определение вида посадки. | 2 |
Контрольная работа «Расчет посадок» | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Анализ размеров, графическое изображение отклонения и допуска размера; определение вида посадки | 4 |
Тема 2.3. Допуски формы и расположения поверхностей. Шероховатость поверхности | Содержание учебного материала | 10 | 2 3 |
1. | Допуски и отклонения формы поверхностей. Требования к форме поверхности. Виды отклонений формы поверхности | 2 2 2 |
2. | Допуски и отклонения расположения поверхностей. Формы и размеры знаков для обозначения допусков. |
3. | Шероховатость поверхности. Понятие «параметры». |
| |
| |
Самостоятельная работа обучающихся: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. | 4 |
Раздел 3. Технические измерения | | 12 | |
Тема 3.1. Основы технических измерений | Содержание учебного материала | 12 | |
1. | Средства измерения, их характеристики. Метрология. Измерение, результат измерения. Измерительные приборы. Калибры. | 2 2 1 |
2. | Методы измерений. Выбор средств измерения. Прямое и косвенное измерение. Метод непосредственной оценки. Метод сравнения с мерой. Комплексный метод измерения. Порядок действий при выборе средства измерения линейного размера. |
3. | Штангенинструменты. Виды, устройство, чтение показаний. Штангенциркуль. Штангенглубиномер. Штангенрейсмас. Чтение показаний на штангенциркуле с различной величиной отсчета |
4. | Микрометрические инструменты. Типы, устройство, чтение показаний. Микрометр гладкий. Микрометрический глубиномер проверка нулевого положения микрометра. Чтение показаний микрометра | 1 |
Лабораторно-практические работы Лабораторно-практическая работа № 1. Измерение размеров деталей штангенциркулем Лабораторно-практическая работа № 2. Измерение размеров деталей гладким микрометром | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторных работ, отчетов и подготовка к их защите. | 2 |
Всего: | 45 |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «спецтехнологии»
Оборудование кабинета и рабочих мест кабинета:
Оборудование кабинета:
Набор измерительных приборов и оборудования рабочего места
Комплект универсального измерительного инструмента включающий:
Штангенциркуль 150мм, 0,05мм
Микрометр 0 - 25мм, 0,01мм
Угольник 100мм
Линейка 150мм
Комплект оборудования рабочего места преподавателя
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Таратина, Е.П. Допуски, посадки и технические измерения: теоретические основы профессиональной деятельности/Текст/: Учебное пособие/Е.П. Таратина. – М.: Академкнига/Учебник, 2005. – 144 с.
2. Багдасарова, Т.А. Допуски и технические измерения. Допуски и технические измерения. Контрольные материалы: Учебное пособие/ Багдасарова Т.А. – М.: Академия, 2010.
3. Багдасарова, Т.А. Допуски и технические измерения. Лабораторно-практические работы: Учебное пособие/ Багдасарова Т.А. – М.: Академия, 2010.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
контролировать качество выполняемых работ | Лабораторно-практические работы |
Знания: | |
системы допусков и посадок, точность обработки, квалитеты, классы точности; | Тестовые задания Технические диктанты Карточки-задания Словарь терминов |
допуски и отклонения формы и расположения поверхностей. | Тестовые задания Технические диктанты Карточки-задания Словарь терминов |