Министерство образования и науки РФ
Министерство образования и науки РК
БПОУ РК «Политехнический техникум»
Согласовано: Утверждаю:
Зам.директора по УПР Директор БПОУ «ПТ»
Иванов С.М. Харкебенов А.Б.
«01» сентября 2016г. «01» сентября 2016г.
Рабочая программа по учебной дисциплине
«Допуски и технические измерения»
по профессии 15.01.05 «Сварщик»
Преподаватель спец.дисциплин: Манджиев Л.В.
Рассмотрено:
На заседании МК ЕМЦ и техдисциплин
Протокол №1 от 28.08.2016г.
Бораева В.Г.
2016г.
Пояснительная записка
Основным показателем, определяющим специалистов среднего звена и качество профессионального обучения, наряду со сложностью выполняемых работ, является качество изготавливаемой продукции. Последнее невозможно без знания допусков и посадок, а также без умения владения измерительными средствами и техникой измерения. Именно с этих позиций следует рассматривать значение общетехнического предмета «Допуски, посадки и технические измерения», являющегося сквозным для подготовки специалистов среднего звена большой группы профессий.
Наиболее полно и глубоко – на уровне обучения оперированию знаниями – следует преподавать материал тем 1 и 2, поскольку именно эти темы являются наиболее важными в предмете. На прочном усвоении их содержания базируется как изучение последующих тем, так и возможность использования знаний по предмету при изучении других общетехнических предметов, при профессиональной подготовке обучающихся на уроках технологии и производственного обучения. На том уровне обучения оперированию знаниями следует преподавать также часть материала и других тем, если его изучение связано с выполнением упражнений, предусмотренных программой. Для организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся на уроках следует применять письменные учебные задания обучающего характера. Эти задания обучающие должны выполнять на этапе контроля.
В зависимости от определенной профессиональной подготовки количество часов, отведенных на изучение отдельных тем, может изменяться в пределах общего количества часов, отведенных на весь курс. Эти изменения обсуждаются на методической комиссии.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механической сварки (наплавки)).
Организация-разработчик: БПОУ СПО «Политехнический техникум» г. Лагани РК
Разработчики:
Мангаев Николай Петрович, Генральный директор МООО «Коммунальник».
Бурулова Ольга Гучуновна, заместитель директора по УР БПОУ СПО «Политехнический техникум» г. Лагани РК
Манджиев Леонид Викторович, преподаватель специальных дисциплин БПОУ СПО «Политехнический техникум» г. Лагани РК
Рекомендована методической комиссией технических дисциплин
протокол № 1 от «28 » августа 2016
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»________20__ г.
номер
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТрабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 7 |
- условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
| 15 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 17 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Допуски и технические измерения
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО 15.01.05 (150709.02) Сварщик (ручной и частично механической сварки (наплавки)), входящим в состав укрупненной группы профессий 150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих:
11620 Газосварщик
19756 Электрогазосварщик
19905 Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах
19906 Электросварщик ручной сварки
11618 Газорезчик
Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- контролировать качество выполняемых работ.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- системы допусков и посадок, точность обработки, квалитеты, классы точности;
- допуски и отклонения формы и расположения поверхностей.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часа; самостоятельной работы обучающегося - 16часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05. Допуски и технические измерения
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
практические занятия | 10 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа | 16 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05. Допуски и технические измерения
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основы стандартизации. | | 4 | |
Введение. | Содержание учебного материала | 1 | 1 |
Предмет «Допуски и технические измерения»: понятие, цель изучения, задачи, содержание. Связь допусков, посадок и технических измерений с качеством машин, надежностью их в работе, долговечностью. |
Тема 1.1. Виды и категории стандартов. | Содержание учебного материала | 1
1 | 1 |
Цели и задачи стандартизации. Государственная система стандартизации. |
Понятие о качестве машин и механизмов, методы оценки качества продукции. Система обеспечения качеством. |
Самостоятельная работа Подготовка сообщения о: - технической документации; - конструкторской документации. | 1 | |
Раздел 2. Взаимозаменяемость деталей, узлов и механизмов | | 28 | |
Тема 2.1. Размеры и соединения | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Понятие о погрешности и точности размера. |
Основные понятия о размерах и отклонениях. |
Допуск, поле допуска, условие годности деталей машин. |
Посадки с зазором, с натягом и переходные |
Практическое занятие | 1 |
Расчёт величин предельных размеров по данным чертежа с использованием справочных таблиц |
Определение годности фактических размеров |
Практическое занятие | 2 |
Расчёт допуска и построение графического изображения полей допусков |
Определение характера по сопряжению посадки на чертеже |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение индивидуальных заданий: - по расчету предельных отклонений размеров деталей. | 2 | |
Тема 2.2. Допуски формы и расположения поверхностей, шероховатость поверхности. | Содержание учебного материала | 3 | 2 |
Допуски и отклонения формы: классификация, обозначение, комплексные показатели |
Допуски и отклонения расположения поверхностей: классификация, обозначение, суммарные допуски. |
Шероховатость поверхности: понятие, параметры, обозначение |
Практическое занятие 3 | 2 |
Определение допусков цилиндрической поверхности на чертеже |
Определение параметров шероховатости и отклонений формы цилиндрической поверхности |
Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение индивидуальных заданий: - по определению шероховатости поверхности и отклонения формы цилиндрической поверхности по чертежам. | 2 | |
Тема 2.3.Допуски измерения углов и гладких конических соединений. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Нормальные углы и нормальные конусности. Единицы измерения углов, допуски на угловые размеры, степени точности угловых размеров. Гладкие конические соединения. Посадки конических соединений, допуски углов конусов. |
Практическое занятие 4 Определение допусков и посадок углов гладких и конических соединений. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение индивидуальных заданий: - по определению допусков и посадок углов гладких и конических соединений. | 3 | |
Тема 2.4. Допуски и посадки резьбовых, шпоночных и шлицевых соединений | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Допуски и посадки резьбы: обозначение, степени точности |
Допуски и посадки шпоночных и шлицевых соединений: обозначение, применение |
Практическое занятие 5 Определение допусков и посадок резьбовых соединений Определение допусков и посадок шпоночных и шлицевых соединений. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение индивидуальных заданий: - по определению допусков и посадок шпоночных, шлицевых и резьбовых соединений. | 3 | |
Раздел 3. Технические измерения | | 14 | |
Тема 3.1. Средства измерения и контроля линейных и угловых величин | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Метрологические характеристики средств измерения. |
Классификация средств измерения и контроля: устройства, характеристика, применение. Концевые меры длины. |
Классификация, устройств, характеристика и применение штангенинструментов, микрометров. |
Практическое занятие 6 | 1 | |
Измерение размеров поверхностей деталей штангенциркулем |
Измерение размеров деталей машин гладким микрометром |
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение индивидуального задания по оценке годности действительного размера по данным чертежа. | 1 | |
Тема 3.2.Средства измерения с механическим, оптическим и пневматическим преобразователем | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Классификация рычажных, рычажно-зубчатых, пружинных инструментов, характеристика, применение. |
Оптикаторы, оптиметры, универсальные микроскопы и пневматические приборы: характеристика, применение. |
Практическое занятие 7 Составление таблиц «Сравнительная характеристика штангенинструментов и микрометрических инструментов» | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление таблиц по индивидуальному заданию: - «Сравнительная характеристика механических, оптических и пневматических средств измерений». | 2 | |
Тема 3.3. Контроль калибрами | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Классификация, приёмы контроля и назначение инструмента для контроля резьбы, шпоночных и шлицевых соединений: назначение, устройство, особенности применения. |
Приборы для контроля волнистости и шероховатости: классификация, характеристика, применение. |
Практическое занятие 8 Составление таблиц «Сравнительная характеристика инструмента для контроля резьбы, шпоночных и шлицевых соединений». | 1 |
Практическое занятие 9 | 1 |
Осуществление контроля калибрами партии деталей. |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление таблиц по индивидуальному заданию: - «Сравнительная характеристика калибров различного назначения». | 1 | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 | |
| Всего | 48 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации рабочей программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Допуски и технические измерения» и слесарной мастерской.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Допуски и технологические измерения»;
- образцы стандартов;
- комплект калибров, концевых мер, штангенинструменты, микрометры, индикаторы рычажного типа, угломеры, нутромеры;
- образцы изделий, детали, приспособления.
Технические средства обучения:
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Ганевский Г. М., Гольдин И. И. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении. – М.: Высшая школа, 1993. – 283 с.
Белкин И. М. Допуски и посадки. – М.: Машиностроение, 1992. – 518с.
Берков В. И., Доброродный В. С. Преподавание предмета «Допуски и технические измерения». – М.: Высшая школа, 1987. – 150 с.
Захаров В. И. Взаимозаменяемость, качество продукции и контроль в машиностроении. – Л.: Лениздат, 1990. – 298 с.
Зинин Б. С., Ройтенберг Б. Н. Сборник задач по допускам и техническим измерениям. – М.: Высшая школа, 1983. – 110 с.
Клевлеев В. И., Попов Ю. П., Кузнецова И. А. Метрология, стандартизация, сертификация. – М.: Форум – Инфра М, 2004. – 250 с.
Козловский Н. С., Ключников В. И. Сборник примеров и задач по курсу. «Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения.» – М.: Машиностроение, 1983. – 303 с.
Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. – М.: Юнит, 2001. – 711 с.
Марков Н. Н. Нормирование точности в машиностроении. – М.: Станкин, 1993. – 422 с.
Дополнительные источники:
Справочник. Инженерный журнал. – 2004. – № 1. – С.
Уткин Е. Д., Санинский В. А. Метрология, взаимозаменяемость, стандартизация и нормирование точности: Учеб. – пособие / ВолгГТУ. – Волгоград, 2000. – 52 с.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
Контролировать качество выполняемых работ | лабораторные работы |
Подсчитывать предельные размеры и величину допуска размера по заданным номинальному размеру и предельным отклонениям | практические занятия, домашние работы |
Определять годность действительного размера по данным чертежа | практические занятия |
Определять характер сопряжения путем подсчета наибольшего и наименьшего значения зазоров или натягов по данным чертежа и сопряжения | лабораторная работа |
Знания: | |
Системы допусков и посадков точность обработки, квалитеты, классы точности | контрольная работа, домашняя работа |
Допуски и отклонения формы и расположения поверхности | контрольная работа, домашняя работа |
Определение взаимозаменяемости деталей машин и ее виды | практические занятия |
Определение номинального и действительного размеров, действительного отклонения | практические занятия |
Определение предельных размеров и предельных отклонений | контрольная работа |
Определение допуска размера и виды расположения его поля на схеме | контрольная работа, домашняя работа |
Определение зазора, натяга, посадки; группы посадок | контрольная работа |
Различие между ценой деления и интервалом деления шкалы | контрольная работа |
Различие между ценой деления и интервалом деления шкалы | практические занятия |
7