СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине "Этика и культура общения"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины "Этика и культура общения" является авторской для профессии 16671 «Плотник».

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (переподготовка) и профессиональной подготовке (при наличии среднего (полного) общего образования, опыт работы не требуется).

В структуре основной профессиональной образовательной программы учебная дисциплина «Этика и культура общения» принадлежит к адаптивному циклу.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине "Этика и культура общения"»

6


Министерство образования и науки Ульяновской области

областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Димитровградский технический колледж»





УТВЕРЖДАЮ





Заместитель директора по УР

ОГБПОУ ДТК

Р.Н. Байгуллов «____»__________________20___г.






Рабочая программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ЭТИКА И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ


по профессии

16671 Плотник







Регистрационный номер ___________________________













Димитровград, 2016 год

Рабочая программа учебной дисциплины «Этика и культура общения» является авторской для профессии 16671 «Плотник».



Организация-разработчик: областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Димитровградский технический колледж»


РАССМОТРЕНО


РЕКОМЕНДОВАНО

на заседании цикловой комиссии «Дисциплины профессионального цикла специальностей «Докумен-тационное обеспечение управле-ния и архивоведения», «Приклад-ная информатика (по отраслям)» и «Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности»»

Председатель комиссии

_______________Е.В. Дитяткина

подпись

Протокол заседания ЦК №____

от «__»________________20___г




Научно-методическим советом

ОГБПОУ ДТК

Протокол № ___ от «____»________________20___г.




Разработчик:

Кузнецова И.В. – преподаватель высшей квалификационной категории, педагог-организатор высшей квалификационной категории

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность




Эксперты:


_______________________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность


_______________________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

СОДЕРЖАНИЕ



  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6

  1. условия реализации программы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


11

  1. Контроль и оценка результатов ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

1. паспорт ПРОГРАММЫ учебной дисциплины

Этика и культура общения

1.1. Область применения программы

Данная рабочая программа учебной дисциплины является авторской для профессии 16671 «Плотник».

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (переподготовка) и профессиональной подготовке (при наличии среднего (полного) общего образования, опыт работы не требуется).

1.2. Место дисциплины

В структуре основной профессиональной образовательной программы учебная дисциплина «Этика и культура общения» принадлежит к адаптивному циклу.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам её освоения

Цель:

Формирование культуры общения студентов, включая студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в соответствии с этическими нормами современного общества.

Задачи дисциплины:

  • формирование систематизированного комплекса знаний о культуре общения, ее основных понятиях, нормах и принципах;

  • знакомство с этическими основами культуры общения и приобретение практического опыта их применения;

  • усвоение требований делового этикета применительно к различным ситуациям в деловом общении.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • толерантно воспринимать и правильно оценивать людей, включая их индивидуальные характерологические особенности, цели, мотивы, намерения, состояния;

  • ориентироваться в теоретических положениях культуры общения и этического знания;

  • использовать теоретический аппарат культуры общения и этики для анализа и решения различных практических проблем в своей будущей профессии;

  • давать этический анализ какой-либо ситуации в сфере механизмов общения, выявлять (в случае ее присутствия) манипуляционную составляющую в профессиональном взаимодействии;

  • применять полученные знания в деловых контактах, организационных мероприятиях;

  • оперировать основным понятийно-категориальным аппаратом изучаемой дисциплины;

  • изпользовать простейшие приемы оценки ситуаций и применять навыки конструктивного взаимодействия в деловых беседах, деловых переговорах, ведении телефонных разговоров и т.д.;

  • отбирать оптимальные с точки зрения достижения цели стиль, средства и приемы общения;

  • соотносить понятия и определения;

  • представлять и аргументировать собственную точку зрения.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • культуру общения и современные этические нормы поведения;

  • вербальные и невербальные методы общения;

  • основные понятия профессиональной этики и морали;

  • о профессиональном этикете как важнейшей стороне культуры общения и профессионального поведения;

  • методы и способы эффективного общения, проявляющиеся в выборе средств убеждения и оказании влияния на партнеров по общению;

  • особенности восприятия, понимания и взаимодействия людей;

  • приемы психологической защиты личности от негативных, травмирующих переживаний;

  • способы предупреждения конфликтов и выхода из конфликтных ситуаций;

  • правила активного стиля общения и успешной самопрезентации в деловой коммуникации.

Формируемые компетенции: ОК 1 – 6

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:

обязательной аудиторной нагрузки обучающегося – 39 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем программы и виды работы


Вид учебной работы

Количество часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

39

в том числе:


теоретические занятия

32

деловые игры

6

контрольная работа

1

Форма промежуточной аттестации – зачет (результаты деловых игр и контрольной работы)



2.2. Тематический план и примерное содержание учебной дисциплины «Этика и культура общения»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы

Количество часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Этика и культура общения

39


Тема 1.1. Введение.

Формируемые компетенции ОК 1, 2:

Знать:

1. Понятия «этика», «этикет», «воспитание», «культура», «эстетика».

2. Цели и задачи эстетического воспитания.

Уметь:

1. Соотносить понятия и определения.

2. Предъявлять информацию в измененном виде (составлять опорную схему).

2









2

1

Содержание учебного материала

1. Этикет. Этика. Эстетика.

Роль, место и значение эстетики в жизни человека. Понятия «этикет», «этика», «воспитание», «культура», «эстетика». Цели и задачи эстетического воспитания. Внутренний мир человека, его чувства, формирующие потребность в эстетических переживаниях, способность человека видеть красоту окружающего мира. Просмотр и обсуждение видеороликов.

Тема 1.2. Этика и этикет.

Формируемые компетенции: ОК 1, 3, 4, 5, 6.

Знать:

1. Понятия «этика», «этикет», «правила этикета».

2. Виды, нормы и правила этикета.

Уметь:

1. Соотносить понятия и определения;

2. Вести себя в соответствии с правилами и нормами этикета.

4









2


2

2

Содержание учебного материала

1. Этика и этикет.

Понятия «этика» и «этикет», их сходства и различия, роль, место и значение в жизни человека.

2. Виды и нормы этикета.

Представление о видах и нормах этикета. Этикет в наши дни. Международный этикет.

1

2

3

4

Тема 1.3. Деловой этикет

Формируемые компетенции: ОК 1, 3, 4, 5, 6.

Знать:

1. Понятие «деловой этикет».

2. Нормы и правила делового этикета.

Уметь:

1. Соотносить понятия и определения;

2. Вести себя в соответствии с правилами и нормами делового этикета.

4








2



2

2

Содержание учебного материала

1. Собеседование.

Правила и нормы поведения на собеседовании: внешний вид, манера держаться, правила построения диалога, круг обсуждаемых вопросов. Просмотр и обсуждение видеороликов.

2. Телефонный звонок.

Правила и нормы поведения при совершении делового телефонного звонка. Просмотр и обсуждение видеороликов.

Тема 1.4. Поведенческий этикет.

Формируемые компетенции: ОК 1, 3, 4, 5, 6.

Знать:

1. Понятие «поведенческий этикет».

2. Виды, нормы и правила поведенческого этикета.

Уметь:

1. Соотносить понятия и определения.

2. Вести себя в соответствии с принятыми в обществе правилами и нормами поведения.

15









2



2


2

2

Содержание учебного материала

1. Приветствие.

Правила и нормы поведения при встречах в различных ситуациях. Просмотр и обсуждение видеороликов.

2. Общение. Как красиво общаться: правила и нормы поведения в различных ситуациях. Просмотр и обсуждение видеороликов.

3. Как говорить по мобильному телефону.

Деловая игра «Телефон». Правила и нормы телефонных разговоров. Просмотр и обсуждение видеороликов.

1

2

3

4


4. Как вести себя в транспорте.

Правила и нормы поведения в общественном транспорте. Просмотр и обсуждение видеороликов.

5. Поход в спортзал.

Правила и нормы поведения при посещении спортивных учреждений. Просмотр и обсуждение видеороликов.

6. Как гулять с дамой.

Правила и нормы поведения при общении с противоположным полом. Просмотр и обсуждение видеороликов.

7. Как дарить цветы.

Правила и нормы флористики. «Язык» цветов. Просмотр и обсуждение видеороликов.

8. Как дарить подарки.

Деловая игра «Подарок». Правила и подходы к выбору подарка и процессу его дарения. Просмотр и обсуждение видеороликов.

1


2



2



2


2


Тема 1.5. Столовый этикет.

Формируемые компетенции: ОК 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Знать:

1. Понятия «столовый этикет», «сервировка стола».

2. Нормы и правила столового этикета.

3. Правила сервировки стола.

Уметь:

1. Соотносить понятия и определения.

2. Сервировать стол.

3. Пользоваться столовыми приборами.

4. Вести себя в соответствии с правилами и нормами столового этикета.

6











2



2



1


1

2

Содержание учебного материала

1. Сервировка стола.

Понятие о сервировке стола: роль и назначение. Правила сервировки стола в различных ситуациях. Просмотр и обсуждение видеороликов.

2. Поведение за столом.

Культура поведения за столом. Использование столовых приборов. Просмотр и обсуждение видеороликов.

3. Знаки для официантов.

О чем говорит положение столовых приборов? Просмотр и обсуждение видеороликов.

4. Контрольная работа «Столовый этикет».

1

2

3

4

Тема 1.6. Имидж и стиль

Формируемые компетенции: ОК 3, 4.

Знать:

1. Понятия «имидж», «вкус», «мода», «стиль», «индивидуальный стиль», «фирменный стиль».

2. Основные составляющие имиджа: внешний облик, манера поведения, речь, умение общаться.

3. Историю развития моды.

4. Взаимосвязи стиля и эпохи.

Уметь:

1. Соотносить понятия и определения.

2. Работать в группах, конструктивно взаимодействовать для достижения общей цели.

3. Выделять главное/существенное в тексте.

4. Предъявлять результаты работы в группе.

5. Аргументировать свою точку зрения при обсуждении учебных заданий.

8













2



2



2



2

2

Содержание учебного материала

1. Основные составляющие имиджа.

Имидж современного человека: внешний облик, манера поведения, речь, умение общаться с людьми. Требования к внешнему облику. Просмотр и обсуждение видеороликов.

2. Вкус.

Понятие «вкус». Наличие и отсутствие вкуса - специфика проявления. Просмотр и обсуждение видеороликов.

3. Мода и стиль.

Понятия «мода», «стиль», «индивидуальный стиль», «фирменный стиль». Их сходства и различия. История развития моды. Взаимосвязь стиля и эпохи. Просмотр и обсуждение видеороликов.

4. Итоговое занятие.

Деловая игра «Этика и этикет» (по принципу проведения телевизионной игры «Своя игра»).

ВСЕГО:

39


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


Темы деловых игр:

1. Телефон. 2. Подарок. 3. Этика и этикет.

3. условия реализации программы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочных мест по количеству обучающихся;

  • стулья;

  • столы;

  • рабочее место преподавателя;

  • магнитная доска;

  • доступ в Интернет.

Учебные наглядные пособия:

  • дидактический материал (учебные тексты, карточки с заданиями, бланки с вопросами контрольной работы и бланки для ответов студентов, разработки деловых игр, материалы для видеоконтроля);

  • фонотека;

  • видеотека;

  • презентации PowerPoint (Notebook) по темам занятий.

Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:

  • правила техники безопасности и производственной санитарии.

Технические средства обучения:

  • ноутбук с лицензионно-программным обеспечением или компьютер;

  • телевизор или мультимедиа проектор и экран проекционный (интерактивная доска с лицензионно программным обеспечением);

  • сетевой фильтр;

  • акустическая система.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов.

Литература для обучающихся:

  1. Лихачева, Л. С. Школа этикета: Поучения на всякий случай [Текст], 3-е изд. – Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1998. – 446, [2] с.

  2. Ягер, Д. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса [Текст]. – М.: Изд-во «Джон Уайли энд Санз», 1994. – 288 с.

Дополнительная литература:

  1. Барышева, А.Д. Этика и психология делового общения (сфера сервиса) [Текст]: учеб. пособие для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / А. Д. Барышева, Ю.А. Матюхина, Н.Г. Шередер. – М.: Альфа-М: ИНФРА, 2013. – 256 с.

  2. Дусенко, С.В. Профессиональная этика и этикет [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / С. В. Дусенко. – М.: Академия, 2011. – 224 с. – (Высшее профессиональное образование).

  3. Мартышенко, Н.С. Современный этикет и протокол [Текст]: учеб. пособие для [студентов вузов] / Н. С. Мартышенко; Владивосток. гос. ун-т экономики и сервиса. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2013. – 244 с.

  4. Шеламова, Г.М. Деловая культура [Текст]: учеб. пособие. – М., 2010.

  5. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения [Текст]: учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.

  6. Шеламова, Г.М. Этикет делового общения (4-е изд., стер.) [Текст]: учеб. пособие. – М., 2007.

Интернет-ресурсы:

  1. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org/

  2. Психология от А до Я [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://azps.ru/tests/

  3. Психология счастливой жизни [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psycabi.net/

  4. Энциклопедия Кругосвет – универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru//

  1. Контроль и оценка результатов освоения программы

учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения программы учебной дисциплины осуществляется в процессе выполнения студентами индивидуальных и парных заданий, игровых упражнений, а также на основании результатов деловых игр и контрольной работы.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения

Толерантно воспринимать и правильно оценивать людей, включая их индивидуальные характерологические особенности, цели, мотивы, намерения и состояния.

Текущий контроль:

Темы 1.1. – 1.6. Выполнение игровых упражнений и решение учебных заданий (индивидуальные, парные), участие в дискуссиях по изучаемым темам, анализ достигнутых результатов на основе критериев оценивания.


Итоговый контроль:

Участие и результаты деловых игр «Телефон», «Подарок», «Этика и этикет».

Критериальное само-, взаимо- и экспертное оценивание.


Контрольная работа «Столовый этикет».

Критериальное оценивание.


Ориентироваться в теоретических положениях культуры общения и этического знания.

Использовать теоретический аппарат культуры общения и этики для анализа и решения различных практических проблем в своей будущей профессии.

Давать этический анализ какой-либо ситуации в сфере механизмов общения, выявлять (в случае ее присутствия) манипуляционную составляющую в профессиональном взаимодействии.

Применять полученные знания в деловых контактах, организационных мероприятиях.

Оперировать основным понятийно-категориальным аппаратом изучаемой дисциплины.

Изпользовать простейшие приемы оценки ситуаций и применять навыки конструктивного взаимодействия в деловых беседах, деловых переговорах, ведении телефонных разговоров и т.д.

Отбирать оптимальные с точки зрения достижения цели стиль, средства и приемы общения.

Соотносить понятия и определения.

Представлять и аргументировать собственную точку зрения.

Усвоенные знания:

Культура общения и современные этические нормы поведения.

Текущий контроль:

Темы 1.1. – 1.6. Выполнение игровых упражнений и решение учебных заданий (индивидуальные, парные), участие в дискуссиях по изучаемым темам, анализ достигнутых результатов на основе критериев оценивания.


Итоговый контроль:

Участие и результаты деловых игр «Телефон», «Подарок», «Этика и этикет».

Критериальное само-, взаимо- и экспертное оценивание.


Контрольная работа «Столовый этикет».

Критериальное оценивание.


Вербальные и невербальные методы общения.

Основные понятия профессиональной этики и морали.

О профессиональном этикете как важнейшей стороне культуры общения и профессионального поведения.

Методы и способы эффективного общения, проявляющиеся в выборе средств убеждения и оказании влияния на партнеров по общению.

Особенности восприятия, понимания и взаимодействия людей.

Приемы психологической защиты личности от негативных, травмирующих переживаний.

Способы предупреждения конфликтов и выхода из конфликтных ситуаций.

Правила активного стиля общения и успешной самопрезентации в деловой коммуникации.

Понятие «поведенческий этикет».

Текущий контроль:

Тема 1.4. Устные и письменные опросы, индивидуальная и парная работа, участие в тематических дискуссиях)

Итоговый контроль:

Участие и результаты деловых игр «Телефон» и «Подарок». Критериальное само-, взаимо- и экспертное оценивание.

Виды, нормы и правила поведенческого этикета.

Понятия «столовый этикет», «сервировка стола».

Текущий контроль:

Тема 1.5. (устный опрос, парная работа).


Итоговый контроль:

Контрольная работа «Столовый этикет». Критериальное оценивание.

Нормы и правила столового этикета.

Правила сервировки стола.

Понятия «имидж», «вкус», «мода», «стиль», «индивидуальный стиль», «фирменный стиль».

Текущий контроль:

Тема 1.6 (парная работа с карточками, устные опросы, тематические сообщения)


Итоговый контроль:

Участие и результаты деловой игры «Этика и этикет». Критериальное само-, взаимо- и экспертное оценивание.

Основные составляющие имиджа: внешний облик, манера поведения, речь, умение общаться.

История развития моды.

Взаимосвязь стиля и эпохи.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с критериями оценивания результатов деловых игр, контрольной работы и с универсальной шкалой (таблица 1).

Таблица 1

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

87 ÷ 100

5

отлично

67 ÷ 86

4

хорошо

41 ÷ 66

3

удовлетворительно

менее 41

2

не удовлетворительно