6
Министерство образования и науки Ульяновской области
областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Димитровградский технический колледж»
| | УТВЕРЖДАЮ |
| | Заместитель директора по УР ОГБПОУ ДТК Р.Н. Байгуллов «____»__________________20___г. |
Рабочая программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭТИКА И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
по профессии
16671 Плотник
Регистрационный номер ___________________________
Димитровград, 2016 год
Рабочая программа учебной дисциплины «Этика и культура общения» является авторской для профессии 16671 «Плотник».
Организация-разработчик: областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Димитровградский технический колледж»
РАССМОТРЕНО | | РЕКОМЕНДОВАНО |
на заседании цикловой комиссии «Дисциплины профессионального цикла специальностей «Докумен-тационное обеспечение управле-ния и архивоведения», «Приклад-ная информатика (по отраслям)» и «Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности»» Председатель комиссии _______________Е.В. Дитяткина Протокол заседания ЦК №____ от «__»________________20___г | | Научно-методическим советом ОГБПОУ ДТК Протокол № ___ от «____»________________20___г. |
Разработчик:
Кузнецова И.В. – преподаватель высшей квалификационной категории, педагог-организатор высшей квалификационной категории
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Эксперты:
_______________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
_______________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
СОДЕРЖАНИЕ
| |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации программы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 11 |
Контроль и оценка результатов ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 13 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ учебной дисциплины
Этика и культура общения
1.1. Область применения программы
Данная рабочая программа учебной дисциплины является авторской для профессии 16671 «Плотник».
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (переподготовка) и профессиональной подготовке (при наличии среднего (полного) общего образования, опыт работы не требуется).
1.2. Место дисциплины
В структуре основной профессиональной образовательной программы учебная дисциплина «Этика и культура общения» принадлежит к адаптивному циклу.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам её освоения
Цель:
Формирование культуры общения студентов, включая студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в соответствии с этическими нормами современного общества.
Задачи дисциплины:
формирование систематизированного комплекса знаний о культуре общения, ее основных понятиях, нормах и принципах;
знакомство с этическими основами культуры общения и приобретение практического опыта их применения;
усвоение требований делового этикета применительно к различным ситуациям в деловом общении.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
толерантно воспринимать и правильно оценивать людей, включая их индивидуальные характерологические особенности, цели, мотивы, намерения, состояния;
ориентироваться в теоретических положениях культуры общения и этического знания;
использовать теоретический аппарат культуры общения и этики для анализа и решения различных практических проблем в своей будущей профессии;
давать этический анализ какой-либо ситуации в сфере механизмов общения, выявлять (в случае ее присутствия) манипуляционную составляющую в профессиональном взаимодействии;
применять полученные знания в деловых контактах, организационных мероприятиях;
оперировать основным понятийно-категориальным аппаратом изучаемой дисциплины;
изпользовать простейшие приемы оценки ситуаций и применять навыки конструктивного взаимодействия в деловых беседах, деловых переговорах, ведении телефонных разговоров и т.д.;
отбирать оптимальные с точки зрения достижения цели стиль, средства и приемы общения;
соотносить понятия и определения;
представлять и аргументировать собственную точку зрения.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
культуру общения и современные этические нормы поведения;
вербальные и невербальные методы общения;
основные понятия профессиональной этики и морали;
о профессиональном этикете как важнейшей стороне культуры общения и профессионального поведения;
методы и способы эффективного общения, проявляющиеся в выборе средств убеждения и оказании влияния на партнеров по общению;
особенности восприятия, понимания и взаимодействия людей;
приемы психологической защиты личности от негативных, травмирующих переживаний;
способы предупреждения конфликтов и выхода из конфликтных ситуаций;
правила активного стиля общения и успешной самопрезентации в деловой коммуникации.
Формируемые компетенции: ОК 1 – 6
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
обязательной аудиторной нагрузки обучающегося – 39 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем программы и виды работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 39 |
в том числе: | |
теоретические занятия | 32 |
деловые игры | 6 |
контрольная работа | 1 |
Форма промежуточной аттестации – зачет (результаты деловых игр и контрольной работы) |
2.2. Тематический план и примерное содержание учебной дисциплины «Этика и культура общения»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы | Количество часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Этика и культура общения | 39 | |
Тема 1.1. Введение. | Формируемые компетенции ОК 1, 2: Знать: 1. Понятия «этика», «этикет», «воспитание», «культура», «эстетика». 2. Цели и задачи эстетического воспитания. Уметь: 1. Соотносить понятия и определения. 2. Предъявлять информацию в измененном виде (составлять опорную схему). | 2
2 | 1 |
Содержание учебного материала |
1. Этикет. Этика. Эстетика. Роль, место и значение эстетики в жизни человека. Понятия «этикет», «этика», «воспитание», «культура», «эстетика». Цели и задачи эстетического воспитания. Внутренний мир человека, его чувства, формирующие потребность в эстетических переживаниях, способность человека видеть красоту окружающего мира. Просмотр и обсуждение видеороликов. |
Тема 1.2. Этика и этикет. | Формируемые компетенции: ОК 1, 3, 4, 5, 6. Знать: 1. Понятия «этика», «этикет», «правила этикета». 2. Виды, нормы и правила этикета. Уметь: 1. Соотносить понятия и определения; 2. Вести себя в соответствии с правилами и нормами этикета. | 4 2 2 | 2 |
Содержание учебного материала |
1. Этика и этикет. Понятия «этика» и «этикет», их сходства и различия, роль, место и значение в жизни человека. 2. Виды и нормы этикета. Представление о видах и нормах этикета. Этикет в наши дни. Международный этикет. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1.3. Деловой этикет | Формируемые компетенции: ОК 1, 3, 4, 5, 6. Знать: 1. Понятие «деловой этикет». 2. Нормы и правила делового этикета. Уметь: 1. Соотносить понятия и определения; 2. Вести себя в соответствии с правилами и нормами делового этикета. | 4 2 2 | 2 |
Содержание учебного материала |
1. Собеседование. Правила и нормы поведения на собеседовании: внешний вид, манера держаться, правила построения диалога, круг обсуждаемых вопросов. Просмотр и обсуждение видеороликов. 2. Телефонный звонок. Правила и нормы поведения при совершении делового телефонного звонка. Просмотр и обсуждение видеороликов. |
Тема 1.4. Поведенческий этикет. | Формируемые компетенции: ОК 1, 3, 4, 5, 6. Знать: 1. Понятие «поведенческий этикет». 2. Виды, нормы и правила поведенческого этикета. Уметь: 1. Соотносить понятия и определения. 2. Вести себя в соответствии с принятыми в обществе правилами и нормами поведения. | 15 2 2 2 | 2 |
Содержание учебного материала |
1. Приветствие. Правила и нормы поведения при встречах в различных ситуациях. Просмотр и обсуждение видеороликов. 2. Общение. Как красиво общаться: правила и нормы поведения в различных ситуациях. Просмотр и обсуждение видеороликов. 3. Как говорить по мобильному телефону. Деловая игра «Телефон». Правила и нормы телефонных разговоров. Просмотр и обсуждение видеороликов. |
1 | 2 | 3 | 4 |
| 4. Как вести себя в транспорте. Правила и нормы поведения в общественном транспорте. Просмотр и обсуждение видеороликов. 5. Поход в спортзал. Правила и нормы поведения при посещении спортивных учреждений. Просмотр и обсуждение видеороликов. 6. Как гулять с дамой. Правила и нормы поведения при общении с противоположным полом. Просмотр и обсуждение видеороликов. 7. Как дарить цветы. Правила и нормы флористики. «Язык» цветов. Просмотр и обсуждение видеороликов. 8. Как дарить подарки. Деловая игра «Подарок». Правила и подходы к выбору подарка и процессу его дарения. Просмотр и обсуждение видеороликов. | 1 2 2 2 2 | |
Тема 1.5. Столовый этикет. | Формируемые компетенции: ОК 1, 2, 3, 4, 5, 6. Знать: 1. Понятия «столовый этикет», «сервировка стола». 2. Нормы и правила столового этикета. 3. Правила сервировки стола. Уметь: 1. Соотносить понятия и определения. 2. Сервировать стол. 3. Пользоваться столовыми приборами. 4. Вести себя в соответствии с правилами и нормами столового этикета. | 6 2 2 1 1 | 2 |
Содержание учебного материала |
1. Сервировка стола. Понятие о сервировке стола: роль и назначение. Правила сервировки стола в различных ситуациях. Просмотр и обсуждение видеороликов. 2. Поведение за столом. Культура поведения за столом. Использование столовых приборов. Просмотр и обсуждение видеороликов. 3. Знаки для официантов. О чем говорит положение столовых приборов? Просмотр и обсуждение видеороликов. 4. Контрольная работа «Столовый этикет». |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1.6. Имидж и стиль | Формируемые компетенции: ОК 3, 4. Знать: 1. Понятия «имидж», «вкус», «мода», «стиль», «индивидуальный стиль», «фирменный стиль». 2. Основные составляющие имиджа: внешний облик, манера поведения, речь, умение общаться. 3. Историю развития моды. 4. Взаимосвязи стиля и эпохи. Уметь: 1. Соотносить понятия и определения. 2. Работать в группах, конструктивно взаимодействовать для достижения общей цели. 3. Выделять главное/существенное в тексте. 4. Предъявлять результаты работы в группе. 5. Аргументировать свою точку зрения при обсуждении учебных заданий. | 8 2 2 2 2 | 2 |
Содержание учебного материала |
1. Основные составляющие имиджа. Имидж современного человека: внешний облик, манера поведения, речь, умение общаться с людьми. Требования к внешнему облику. Просмотр и обсуждение видеороликов. 2. Вкус. Понятие «вкус». Наличие и отсутствие вкуса - специфика проявления. Просмотр и обсуждение видеороликов. 3. Мода и стиль. Понятия «мода», «стиль», «индивидуальный стиль», «фирменный стиль». Их сходства и различия. История развития моды. Взаимосвязь стиля и эпохи. Просмотр и обсуждение видеороликов. 4. Итоговое занятие. Деловая игра «Этика и этикет» (по принципу проведения телевизионной игры «Своя игра»). |
ВСЕГО: | 39 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Темы деловых игр:
1. Телефон. 2. Подарок. 3. Этика и этикет.
3. условия реализации программы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
Учебные наглядные пособия:
дидактический материал (учебные тексты, карточки с заданиями, бланки с вопросами контрольной работы и бланки для ответов студентов, разработки деловых игр, материалы для видеоконтроля);
фонотека;
видеотека;
презентации PowerPoint (Notebook) по темам занятий.
Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
Технические средства обучения:
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов.
Литература для обучающихся:
Лихачева, Л. С. Школа этикета: Поучения на всякий случай [Текст], 3-е изд. – Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1998. – 446, [2] с.
Ягер, Д. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса [Текст]. – М.: Изд-во «Джон Уайли энд Санз», 1994. – 288 с.
Дополнительная литература:
Барышева, А.Д. Этика и психология делового общения (сфера сервиса) [Текст]: учеб. пособие для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / А. Д. Барышева, Ю.А. Матюхина, Н.Г. Шередер. – М.: Альфа-М: ИНФРА, 2013. – 256 с.
Дусенко, С.В. Профессиональная этика и этикет [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / С. В. Дусенко. – М.: Академия, 2011. – 224 с. – (Высшее профессиональное образование).
Мартышенко, Н.С. Современный этикет и протокол [Текст]: учеб. пособие для [студентов вузов] / Н. С. Мартышенко; Владивосток. гос. ун-т экономики и сервиса. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2013. – 244 с.
Шеламова, Г.М. Деловая культура [Текст]: учеб. пособие. – М., 2010.
Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения [Текст]: учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.
Шеламова, Г.М. Этикет делового общения (4-е изд., стер.) [Текст]: учеб. пособие. – М., 2007.
Интернет-ресурсы:
Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org/
Психология от А до Я [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://azps.ru/tests/
Психология счастливой жизни [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psycabi.net/
Энциклопедия Кругосвет – универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru//
Контроль и оценка результатов освоения программы
учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения программы учебной дисциплины осуществляется в процессе выполнения студентами индивидуальных и парных заданий, игровых упражнений, а также на основании результатов деловых игр и контрольной работы.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения Толерантно воспринимать и правильно оценивать людей, включая их индивидуальные характерологические особенности, цели, мотивы, намерения и состояния. | Текущий контроль: Темы 1.1. – 1.6. Выполнение игровых упражнений и решение учебных заданий (индивидуальные, парные), участие в дискуссиях по изучаемым темам, анализ достигнутых результатов на основе критериев оценивания. Итоговый контроль: Участие и результаты деловых игр «Телефон», «Подарок», «Этика и этикет». Критериальное само-, взаимо- и экспертное оценивание. Контрольная работа «Столовый этикет». Критериальное оценивание. |
Ориентироваться в теоретических положениях культуры общения и этического знания. |
Использовать теоретический аппарат культуры общения и этики для анализа и решения различных практических проблем в своей будущей профессии. |
Давать этический анализ какой-либо ситуации в сфере механизмов общения, выявлять (в случае ее присутствия) манипуляционную составляющую в профессиональном взаимодействии. |
Применять полученные знания в деловых контактах, организационных мероприятиях. |
Оперировать основным понятийно-категориальным аппаратом изучаемой дисциплины. |
Изпользовать простейшие приемы оценки ситуаций и применять навыки конструктивного взаимодействия в деловых беседах, деловых переговорах, ведении телефонных разговоров и т.д. |
Отбирать оптимальные с точки зрения достижения цели стиль, средства и приемы общения. |
Соотносить понятия и определения. |
Представлять и аргументировать собственную точку зрения. |
Усвоенные знания: Культура общения и современные этические нормы поведения. | Текущий контроль: Темы 1.1. – 1.6. Выполнение игровых упражнений и решение учебных заданий (индивидуальные, парные), участие в дискуссиях по изучаемым темам, анализ достигнутых результатов на основе критериев оценивания. Итоговый контроль: Участие и результаты деловых игр «Телефон», «Подарок», «Этика и этикет». Критериальное само-, взаимо- и экспертное оценивание. Контрольная работа «Столовый этикет». Критериальное оценивание. |
Вербальные и невербальные методы общения. |
Основные понятия профессиональной этики и морали. |
О профессиональном этикете как важнейшей стороне культуры общения и профессионального поведения. |
Методы и способы эффективного общения, проявляющиеся в выборе средств убеждения и оказании влияния на партнеров по общению. |
Особенности восприятия, понимания и взаимодействия людей. |
Приемы психологической защиты личности от негативных, травмирующих переживаний. |
Способы предупреждения конфликтов и выхода из конфликтных ситуаций. |
Правила активного стиля общения и успешной самопрезентации в деловой коммуникации. |
Понятие «поведенческий этикет». | Текущий контроль: Тема 1.4. Устные и письменные опросы, индивидуальная и парная работа, участие в тематических дискуссиях) Итоговый контроль: Участие и результаты деловых игр «Телефон» и «Подарок». Критериальное само-, взаимо- и экспертное оценивание. |
Виды, нормы и правила поведенческого этикета. |
Понятия «столовый этикет», «сервировка стола». | Текущий контроль: Тема 1.5. (устный опрос, парная работа). Итоговый контроль: Контрольная работа «Столовый этикет». Критериальное оценивание. |
Нормы и правила столового этикета. |
Правила сервировки стола. |
Понятия «имидж», «вкус», «мода», «стиль», «индивидуальный стиль», «фирменный стиль». | Текущий контроль: Тема 1.6 (парная работа с карточками, устные опросы, тематические сообщения) Итоговый контроль: Участие и результаты деловой игры «Этика и этикет». Критериальное само-, взаимо- и экспертное оценивание. |
Основные составляющие имиджа: внешний облик, манера поведения, речь, умение общаться. |
История развития моды. |
Взаимосвязь стиля и эпохи. |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с критериями оценивания результатов деловых игр, контрольной работы и с универсальной шкалой (таблица 1).
Таблица 1
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
балл (отметка) | вербальный аналог |
87 ÷ 100 | 5 | отлично |
67 ÷ 86 | 4 | хорошо |
41 ÷ 66 | 3 | удовлетворительно |
менее 41 | 2 | не удовлетворительно |