СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине: "Естествознание"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по дисциплине "Естествознание" предназначена для коледжей и техникумов, может быть использована для планирования по данному предмету в 10-11 классах.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине: "Естествознание"»

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым

«Романовский колледж индустрии гостеприимства»



Утверждаю

Директор ГБПОУ РК

«Романовский колледж

индустрии гостеприимства»

________________ М.И. Пальчук

« ______ » ______________ 2015 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУДб 07. Естествознание




По профессии: 43.01.01.Официант, бармен.

Уровень основной образовательной программы: базовый

По направлениям подготовки укрупненной группы профессии:

43.00.00 Сервис и туризм

Профиль: социально-экономический

Форма обучения: очная

Срок освоения ОПОП: 2 года 10 месяцев



Симферополь 2015


Рассмотрено на заседании Согласовано

методической комиссии Заместитель директора по УР

общеобразовательных учебных дисциплин ___________ /_______________/

протокол № __ от « __ » ______ 201 __ г. « ____ » ___________ 201 __ г.

Председатель методической

комиссии __________ /________________/







Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Романовский колледж индустрии гостеприимства»


Разработчики:

________________, преподаватель ________ категории,

Джунь А.В., преподаватель высшей категории

СОДЕРЖАНИЕ



стр.

1.Пояснительная записка

4

2.Общая характеристика общеобразовательной учебной дисциплины

7

3.Описание места дисциплины в учебном плане

8

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебной дисциплины «естествознание»

8


5.Содержание учебной дисциплины

11

6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

26

7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

29



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для изучения естествознания в образовательной организации среднего профессионального образования – Алуштинский филиал ГБПОУ РК «Романовский колледж индустрии гостеприимства» - в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на основе:

• Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29. 12. 2012 г.

• Приказа Минобрнауки России от 28. 05. 2014 г. № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ».

• Письма Минобрнауки России от 17. 03. 2015 г. № 06-259 «О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

• Приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29. 12. 2014 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».

  • Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» для профессиональных образовательных организаций, одобренной ФГАУ «ФИРО» 21. 07. 2015 г. Минобрнауки России. Авторы: Самойленко П.И. кандидат физико-математических наук, Габриелян О.С. кандидат педагогических наук, Скворцов П.М., кандидат педагогических наук.

• Приказа Минобрнауки России от 02.08.2013 N 731 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 100114.01 Официант, бармен" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29595).

Содержание рабочей программы «Естествознание» направлено на достижение следующих целей:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации посредством установления единых требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы;

  • равных возможностей получения качественного среднего общего образования

  • воспитание и социализацию обучающихся, их самоидентификацию посредством выполнения личностно ориентированных практических заданий и реализации общественно значимых проектов

  • формирование основ оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы при использовании интерактивных форм обучения;

  • создание условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся;

  • формирование умений применять полученные знания при решении различных задач;

  • формирование представлений о роли естественных наук в современном обществе;

  • формирование представлений о влиянии естественно – научного мышления на жизнь человека в современном обществе

Обучение по рабочей программе «Естествознание» направлено на:

- создание условий для развития и самореализации обучающегося для формирования здорового и безопасного образа жизни

- формирование основ естественнонаучного мировоззрения;

- формирование умений применять полученные знания в жизни;

- формирование представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, о природе как единой целостной системе, о взаимосвязи человека, природы и общества

2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение дисциплины «Естествознание» на базовом уровне ориентировано на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.

Рабочая учебная программа (РУП) общеобразовательной дисциплины «Естествознание» дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебной дисциплины с учетом метапредметных, предметных и личностных результатов освоения, логики учебного процесса образовательного учреждения, возрастных особенностей обучающихся.

РУП определяет структурно-логическое построение преподавания дисциплины. Уроки строятся с учетом требований санитарных норм, теоретическая и практическая часть чередуются. Подготовка обучающихся соответствует стандарту освоения программы базового курса естествознания основного общего образования.

В подготовке обучающихся предусмотрено выделение часов на изучение теории, выполнение практических работ. Содержание и тематическое планирование общеобразовательной учебной дисциплины определяют последовательность изучения теоретического материала, набор практических работ, периодичность и формы текущего и промежуточного контроля по дисциплине.

В некоторых практических работах распределение заданий между обучающимися носит индивидуальный характер. При изучении дисциплины в качестве основной формы текущей аттестации используются самостоятельная работа, практическая работа.

В качестве учебного пособия при изучении дисциплины используется «Алексашина И.Ю. Естествознание. Базовый уровень: учебник для 10,11 классов» (2014 года издания).

Рабочая программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Результаты освоения программы курса «Естествознания» должны обеспечивать возможность дальнейшего профессионального обучения или профессиональной деятельности по профессии: 43.01.01 Официант, бармен.

Промежуточная аттестация осуществляется в форме дифференцированного зачета

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Общеобразовательная учебная дисциплина «Естествознание» изучается как базовая общеобразовательная учебная дисциплина, входит в общеобразовательный цикл основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии: 43.01.01 Официант, бармен в общественном питании, в количестве 180 аудиторных часов.

Учебная общеобразовательная дисциплина «Естествознание» относится к предметной области «Естественные науки».


4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Естествознание» обеспечивает достижение следующих результатов:

личностные - включают устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки;

готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук;

объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

готовность самостоятельно добывать новые для себя естественнонаучные знания с использованием для этого доступных источников информации;

умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания;

российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметные - включают овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;

применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественнонаучной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике;

умение использовать различные источники для получения естественнонаучной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;

предметные - включают сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, о природе как единой целостной системе, о взаимосвязи человека, природы и общества; о пространственно-временных масштабах Вселенной;

владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;

сформированность умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;

сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественнонаучных наблюдений, опытов исследований и оценки достоверности полученных результатов;

владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественнонаучным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;

сформированность умений понимать значимость естественнонаучного знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.

5.СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4


Физика

82


Введение.

Содержание учебного материала

1

1

Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно - научный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Естественно- научная картина мира и ее важнейшие составляющие.

Единство законов природы и состава вещества во Вселенной. Открытия в

физике — основа прогресса в технике и технологии производства.

Самостоятельная работа обучающихся

Доклад «Известные нам физические величины»

1






1

1






3

Механика

Содержание учебного материала

18





Кинематика.

Механическое движение. Система отсчета. Траектория движения.

Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Относительность механического движения. Закон сложения скоростей. Графики движения .Средняя скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. Равноускоренное прямолинейное движение. Ускорение. Свободное падение тел. Криволинейное движение. Угловая скорость. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.




2

Динамика

Содержание учебного материала



Масса и сила. Взаимодействие тел. Законы динамики. Силы в природе.

Способы измерения сил. Инерциальная система отсчета. Закон всемирного тяготения. Невесомость.

Практическое занятие №1

Исследование зависимости силы трения от массы тела.


2




2

Законы сохранения в механике

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Работа силы тяготения, силы упругости и силы трения. Механическая энергия. Кинетическая энергия. Кинетическая энергия и работа. Потенциальная энергия в гравитационном поле. Потенциальная энергия упруго деформированного тела. Закон сохранения полной механической энергии.

Самостоятельная работа обучающихся

Составить с помощью интернета таблицу примерных скоростей различных объектов. Проанализировать её.

Биография Ньютона

Сообщения о силах в природе

Презентации: «Виды реактивных двигателей».

Сообщения «Колебания в природе и технике».








9

2






3

.

Основы молекулярной физики и термодинамики


Содержание учебного материала

15








Основы молекулярной физики и термодинамики


Молекулярная физика. Атомистическая теория строения вещества. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Массы и размеры молекул. Тепловое движение частиц вещества. Броуновское движение. Идеальный газ. Температура как мера средней кинетической энергии частиц. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы и их графики. Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений.

Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Работа

газа. Модель жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание. Кристаллические и аморфные вещества. Жидкие кристаллы.

Самостоятельная работа обучающихся

Биографии учёных-атомистов.

Презентация по строению жидких, твёрдых и газообразных тел.

Описать известные температурные шкалы.

Сообщение «Явления поверхностного натяжения и смачивания в природе и техники».

Определить влажность воздуха в комнате своего дома.

Сообщение « Роль влажности воздуха в твоей профессии ».

Презентации «Тепловые машины».












8

2










3

Термодинамика

Внутренняя энергия. Работа и теплоотдача как способы изменения внутренней энергии. Первый и второй законы термодинамики. Принципы действия тепловых машин. КПД тепловых двигателей. Тепловые машины и их применение. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблемы энергосбережения.


2

Основы электродинамики


Содержание учебного материала

22



Электростатика

Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон

сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электростатическое поле, его основные характеристики и связь между ними. Проводники и изоляторы в электростатическом поле. Электрическая емкость конденсатора. Энергия электростатического поля.

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение о пользе и вреде электризации.

Сообщение «Электростатическая защита электроприборов».

Сообщение «Виды конденсаторов».

Биография Эрстеда.







5

2





3

Постоянный ток

Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи и полной электрической цепи.

Работа и мощность постоянного тока. Закон Джоуля—Ленца. Тепловое действие электрического тока. Электрический ток в различных средах.

Практическое занятие№2

Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на ее различных участках.

Самостоятельная работа обучающихся

Реферат «Проблемы энергосбережения».

Презентация «Виды колебаний».

Биография Попова А.С.
Сообщение «Изобретение радио».

Реферат «Применение интерференции».









5

2





2


3

Магнитное поле.

Магнитное поле и его основные характеристики. Действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера. Электродвигатель. Сила Лоренца.

Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.


2

Колебания и волны


Содержание учебного материала

8


Механические колебания и волны

Свободные колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Гармонические колебания. Математический и пружинный маятники. Превращение энергии при гармонических колебаниях. Механические волны и их виды. Звуковые волны. Ультразвуковые волны. Ультразвук и его использование в медицине и технике.

Практические занятия№3

Изучение колебаний математического маятника.


2






2

Электромагнитные колебания и волны.

Свободные электромагнитные колебания.

Колебательный контур. Формула Томсона. Вынужденные электромагнитные колебания. Гармонические электромагнитные колебания. Электрический резонанс. Переменный ток. Электрогенератор. Получение и передача электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения. Использование электромагнитных волн различного диапазона в технических средствах связи, медицине, при изучении свойств вещества.

Практические занятия№4

Изучение интерференции и дифракции света.


2









2


Элементы квантовой физики


Содержание учебного материала

12



Квантовые свойства света

Равновесное тепловое излучение. Квантовая гипотеза

Планка. Фотоэлектрический эффект. Уравнение Эйнштейна для внешнего фотоэффекта. Фотон. Давление света. Дуализм свойств света.


2

Физика атома.

Модели строения атома. Опыт Резерфорда. Постулаты Бора. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантовая энергия. Принцип действия и использование лазера. Оптическая спектроскопия как метод изучения состава


2

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Состав и строение атомного ядра.

Свойства ядерных сил. Энергия связи и дефект массы атомного ядра. Радиоактивность. Виды радиоактивных превращений. Закон радиоактивного распада. Свойства ионизирующих ядерных излучений. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Самостоятельная работа обучающихся

Биографии А. Эйнштейна, Столетова.

Сообщение « Опыт Резерфорда», «Постулаты Бора».

Сообщение « Ядерный реактор».

Биография И.В. Курчатова.

Сообщение «Применение ядерной энергии».







8

2






3


Вселенная и ее эволюция


Содержание учебного материала

6


Происхождение Солнечной системы


Протосолнце и протопланетные облака. Образование планет. Проблема существования внеземных цивилизаций. Современная физическая картина мира.


2

Строение и развитие Вселенной

Космология. Звезды. Термоядерный синтез. Модель расширяющейся Вселенной.



2






Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4


Химия

48


Общая и неорганическая химия.

Содержание учебного материала



Введение:

Химическая картина мира как составная часть естественнонаучной картины мира. Роль химии в жизни современного общества. Новейшие достижения химической науки в плане развития технологий: химическая технология—биотехнология — нанотехнология. Применение достижений современной химии в гуманитарной сфере деятельности обществ

2

1

Основные понятия и законы химии

4

1

Предмет химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент и формы его существования. Простые и сложные вещества. Аллотропия и ее причины. Демонстрация Набор моделей атомов и молекул. Измерение вещества. Основные законы химии. Масса атомов и молекул. Атомная единица массы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. Постоянная Авогадро. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Расчеты по химическим формулам. Закон сохранения массы вещества.




Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач. Подготовить сообщение: «Химия и красота». «Неорганические соединения в производстве средств гигиены, косметики,

Парфюмерии». «Химия металлов» . «Химия неметаллов».



3

3


Содержание учебного материала



Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

4

1

Открытие Периодического закона. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева как графическое отображение Периодического закона. Периодический закон и система в свете учения о строении атома. Закономерности изменения строения электронных оболочек атомов и химических свойств образуемых элемента- ми простых и сложных веществ. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. Демонстрация. Различные формы. Периодической системы химических элементов Д. И. Менеделеева.



Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить сообщение: «Значение периодического закона и

периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева

для развития науки».

2

3

Строение вещества

2

1

Природа химической связи. Ковалентная связь: неполярная и полярная. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь. Взаимосвязь кристаллических решеток веществ с различными типами химической связи.

Демонстрация Образцы веществ и материалов с различными типами химической связи.



Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить сообщение: «Первый русский академик М. В. Ломоносов».

1

3

Вода. Растворы.

4

2

Вода в природе, быту, технике и на производстве. Физические и химические свойства воды. Загрязнители воды и способы очистки. Жесткая вода и ее умягчение. Растворение твердых веществ и газов. Зависимость растворимости твердых веществ и газов от температуры. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора.

Демонстрация Физические свойства воды: поверхностное натяжение, смачивание.



Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить сообщение: Опреснение воды, ее способы. Агрегатные состояния воды и ее переходы из одного агрегатного состояния в другое.

2

3

Химические реакции.

6

2

Понятие о химической реакции. Типы химических реакций. Скорость реакции и факторы, от которых она зависит. Тепловой эффект химической реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.

Демонстрации Химические реакции с выделением теплоты. Обратимость химических реакций.



Практическое занятие №1

Зависимость скорости химической реакции от различных факторов (температуры, концентрации веществ, действия катализаторов).

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить иллюстрации: типы химических реакций.

3

3

Неорганические соединения.

10


Классификация неорганических соединений и их свойства. Оксиды, кислоты, основания, соли. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации. Понятие о гидролизе солей. Среда водных растворов солей: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель рН раствора. Металлы и неметаллы. Металлы. Общие физические и химические свойства металлов, обусловленные строением атомов и кристаллов и положением металлов в электрохимическом ряду напряжений. Общие способы получения металлов. Сплавы: черные и цветные. Коррозия металлов и способы защиты от нее. Неметаллы. Общая характеристика главных подгрупп неметаллов на примере галогенов. Окислительно-восстановительные свойства неметаллов. Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности человека. Защита окружающей среды от загрязнения тяжелыми металлами, соединениями азота, серы, углерода.

Демонстрации Взаимодействие металлов с неметаллами (цинка с серой, алюминия с йодом), растворами кислот и щелочей. Горение металлов (цинка, железа, магния) в кислороде. Взаимодействие азотной и концентрированной серной кислот с медью.

Решение задач.



Практические занятия: № 2, 3, 4, 5

Реакции обмена в водных растворах электролитов.

Определение рН раствора солей.

Вытеснение хлором брома и йода из растворов их солей.

Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей

4

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить сообщение: Восстановительные свойства металлов. Химические свойства соединений металлов.

5

3


Органическая химия.

Содержание учебного материала

12

1

Многообразие органических соединений. Основные положения теории строения органических соединений. Изомерия: структурная, пространственная. Классификация органических соединений.

Углеводороды, их строение и характерные химические свойства. Метан, этилен, ацетилен, бензол. Применение углеводородов в органическом синтезе. Реакция полимеризации. Нефть, газ, каменный уголь – природные источники углеводородов.

Спирты, их строение и характерные химические свойства. Этиловый спирт. Глицерин. Карбоновые кислоты. Уксусная кислота. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Жиры как сложные эфиры. Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза.

Азотосодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки.

Генетическая связь между классами органических соединений.

Синтетические полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.

Моющие и чистящие средства. Токсичные вещества. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.

Демонстрации

Получение этилена и его взаимодействие с раствором перманганата калия, бромной водой.

Реакция получения уксусно-этилового эфира.

Цветные реакции белков.

Различные виды пластмасс и волокон.



Практическое занятие № 6, 7, 8, 9

Ознакомление с синтетическими и искусственными полимерами.

Определение различных видов химических волокон.

Химические свойства уксусной кислоты: взаимодействие с индикаторами, с металлами (Mg), с основаниями (Cu(OH)2) и основными оксидами (CuO).

4

2


Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач, составить схему углеводородов по типу химических связей. Подготовить сообщение : «Нефть -природный источник углеводородов». «Алкоголизм и его последствия». «Современные моющие и чистящие средства». «Химия и пища».

6

3

Химия и жизнь



Химия и организм человека. Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины. Углеводы — главный источник энергии организма. Роль жиров в организме. Холестерин и его роль в здоровье человека. Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание. Химия в быту. Вода. Качество воды. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.

3

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач.

2


Контрольная работа №1

1


Дифференцированный зачет.


1

3


Биология

50



Содержание учебного материала



Биология — совокупность наук о живой природе. Методы научного познания в биологии

Живая природа как объект изучения биологии. Методы исследования живой при- роды в биологии. Определение жизни (с привлечением материала из разделов физики и химии). Уровни организации жизни.

Демонстрации Уровни организации жизни. Методы познания живой природы

2

1


Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить сообщение: История развития биологии. Автобиография Уотсона и Крика.

1

3

Клетка

История изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка — структурно-функциональная (элементарная) единица жизни. Строение клетки. Прокариоты и эукариоты — низшие и высшие клеточные организмы. Основные структурные компоненты клетки эукариот. Поверхностный аппарат. Схематичное описание жидкостно-мозаичной модели клеточных мембран. Цитоплазма — внутренняя среда клетки, органоиды (органеллы). Клеточное ядро. Функция ядра: хранение, воспроизведение и передача наследственной информации, регуляция химической активности клетки. Структура и функции хромосом. Аутосомы и половые хромосомы. Материальное единство окружающего мира и химический состав живых организмов. Биологическое значение химических элементов. Неорганические вещества в составе клетки. Роль воды как растворителя и основного компонента внутренней среды организмов. Неорганические ионы. Углеводы и липиды в клетке. Структура и биологические функции белков. Аминокислоты — мономеры белков. Строение нуклеотидов и структура полинуклеотидных цепей ДНК и РНК, АТФ. Вирусы и бактериофаги. Неклеточное строение, жизненный цикл и его зависимость от клеточных форм жизни. Вирусы — возбудители инфекционных заболеваний; понятие об онковирусах.

Демонстрации Строение молекулы белка. Строение молекулы ДНК. Строение клетки. Строение клеток прокариот и эукариот. Строение вируса.

13

1

Практические занятия № 1, 2.

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микро- препаратах и их описание. Сравнение строения клеток растений и животных.

2

2,3

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить реферат: История возникновения клетки. Клетка-единица жизни. Вирус иммунодефицита человека. Профилактика ВИЧ инфекции.

6

3


Содержание учебного материала



Организм.




Организм — единое целое. Многообразие организмов. Обмен веществом и энергией с окружающей средой как необходимое условие существования живых систем. Способность к самовоспроизведению — одна из основных особенностей живых организмов. Деление клетки — основа роста, развития и размножения организмов. Бесполое размножение. Половой процесс и половое размножение. Оплодотворение, его биологическое значение. Понятие об индивидуальном (онтогенез), эмбриональном (эмбриогенез) и постэмбриональном развитии. Индивидуальное развитие человека и его возможные на- рушения. Общие представления о наследственности и изменчивости. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Современные представления о гене и геноме.14 Генетические закономерности изменчивости. Классификация форм изменчивости. Влияние мутагенов на организм человека. Предмет, задачи и методы селекции. Генетические закономерности селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития.

Демонстрации Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Деление клетки (митоз, мейоз). Способы бесполого размножения. Оплодотворение у растений и животных. Индивидуальное развитие организма. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность. Мутации. Модификационная изменчивость. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Искусственный отбор. Исследования в области биотехнологии.

12

1

Практические занятия № 3, 4

Решение элементарных генетических задач.

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

Решение задач. Подготовить реферат: «Автобиография Менделя и Моргана», «Генетические заболевания, причины и последствия», «Продукты биотехнологии, вред или польза».


6

3

Вид

Эволюционная теория и ее роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция как структурная единица вида и эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции в соответствии с синтетической теорией эволюции (СТЭ). Генетические закономерности эволюционного процесса. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс. Гипотезы происхождения жизни. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Антропогенез и его закономерности. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Экологические факторы антропогенеза: усложнение популяционной структуры вида, изготовление орудий труда, переход от растительного к смешанному типу питания, использование огня. Появление мыслительной деятельности и членораздельной речи. Происхождение человеческих рас.

Демонстрации Критерии вида. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции. Возникновение и многообразие приспособлений у организмов. Редкие и исчезающие виды. Движущие силы антропогенеза.

12

1

Практические занятия № 5,6,7

Описание особей вида по морфологическому критерию.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

3

3

Самостоятельная работа

Подготовить реферат: «Гипотезы происхождения жизни на земле», «Селекция растений и животных», «Происхождение человека и человеческих рас».

6

3

Экосистемы

Предмет и задачи экологии: учение об экологических факторах, учение о сообществах организмов, учение о биосфере. Экологические факторы, особенности их воздействия. Экологическая характеристика вида. Понятие об экологических системах. Цепи питания, трофические уровни. Биогеоценоз как экосистема. Биоценоз и биотоп как компоненты биогеоценоза. Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере 15 круговорота углерода). Основные направления воздействия человека на биосферу. Трансформация естественных экологических систем. Особенности агроэкосистем (агроценозов).

Демонстрации Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Ярусность растительного сообщества. Круговорот углерода в биосфере. Заповедники и заказники России. Практические занятия Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности. Решение экологических задач. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

10

1


Самостоятельная работа.

Изобразить в тетрадях схемы круговорота веществ.(СО2, О2, N).

Подготовить реферат: «Автобиография Вернадского, его вклад в развитие биологии».

5

3


Экскурсии: Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности профессиональ- ной образовательной организации). Естественные и искусственные экосистемы (окрестности профессиональной образовательной организации).

2

2


Контрольная работа


1

3


Дифференцированный зачет.


1

3

Итого

270 часов



6. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся


6.1. Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

270

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

180

физика

82

химия

48

биология

50

в том числе:


практические занятия

24

физика

4

химия

9

биология

11

контрольные работы

6

физика

4

химия

1

биология

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа: работа над материалом учебников, конспектом лекций, составление презентаций;

выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов;

подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам

89

физика

41

химия

24

биология

24

6.2.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование разделов и тем

Количество

часов

180

ФИЗИКА


Введение

1

Механика

18

Основы молекулярной физики. Термодинамика

15

Основы электродинамики

22

Колебания и волны

8

Элементы квантовой физики

12

Вселенная и ее эволюция

6

Итого

82

ХИМИЯ


Введение

2

Общая и неорганическая химия

30

Органическая химия

12

Химия и жизнь

3

Дифференцированный зачет

1

Итого:

48

БИОЛОГИЯ


Биология — совокупность наук о живой природе. Методы научного познания в биологии

2

Клетка

13

Организм

12

Вид

12

Экосистема

10

Дифференцированный зачет

1

Итого:

50

Всего:

180


6.3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

ФИЗИКА

Введение

Развитие способностей ясно и точно излагать свои мысли, логиче- ски обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализиро- вать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение.

Приведение примеров влияния открытий в физике на прогресс в технике и технологии производства

Механика

Кинематика

Ознакомление со способами описания механического движения, основной задачей механики.

Изучение основных физических величин кинематики: перемеще- ния, скорости, ускорения.

Наблюдение относительности механического движения. Форму- лирование закона сложения скоростей.

Исследование равноускоренного прямолинейного движения (на примере свободного падения тел) и равномерного движения тела по окружности.

Понимание смысла основных физических величин, характери- зующих равномерное движение тела по окружности

Динамика

Понимание смысла таких физических моделей, как материальная точка, инерциальная система отсчета.

Измерение массы тела различными способами. Измерение сил взаимодействия тел. Вычисление значения ускорения тел по из- вестным значениям действующих сил и масс тел.

ние снение и приведе- ние примеров явления невесомости.

Применение основных понятий, формул и законов динамики к решению задач

Законы сохранения в механике

Объяснение реактивного движения на основе закона сохранения импульса. Применение закона сохранения импульса для вычисле- ния изменений скоростей тел при их взаимодействиях.

Вычисление работы сил и изменения кинетической энергии тела. Вычисление потенциальной энергии тел в гравитационном поле. Характеристика производительности машин и двигателей с ис- пользованием понятия мощности.

Основы молекулярной физики и термодинамики

Молекулярная физика

Формулирование основных положений молекулярно- кинетической теории. Выполнение экспериментов, служащих обоснованием молекулярно-кинетической теории. Наблюдение броуновского движения и явления диффузии.

Определение параметров вещества в газообразном состоянии на основании уравнения состояния идеального газа.

Представление в виде графика изохорного, изобарного и изотер- мического процессов. Вычисление средней кинетической энергии теплового движения молекул по известной температуре вещества. Измерение влажности воздуха

Термодинамика

Экспериментальное исследование тепловых свойств вещества. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления процесса превращения вещества из одного агрегатного состояния в другое.

Расчет изменения внутренней энергии тел, работы и переданного количества теплоты на основании первого закона термодинамики. Объяснение принципов действия тепловых машин.

Основы электродинамики

Электростатика

Вычисление сил взаимодействия точечных электрических заря- дов.

Вычисление напряженности и потенциала электрического поля одного и нескольких точечных зарядов.

Измерение разности потенциалов.

Приведение примеров проводников, диэлектриков и конденсато- ров.

Наблюдение явления электростатической индукции и явления поляризации диэлектрика, находящегося в электрическом поле.

Постоянный ток

Измерение мощности электрического тока. Измерение ЭДС и вну- треннего сопротивления источника тока.

Сбор и испытание электрических цепей с различным соединением проводников, расчет их параметров.

Магнитное поле

Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током, картинок магнитных полей.

Формулирование правила левой руки для определения направле- ния силы Ампера.

Вычисление сил, действующих на проводник с током в магнитном поле, объяснение принципа действия электродвигателя.

Исследование явления электромагнитной индукции

Колебания и волны

Механические колеба- ния и волны

Приведение примеров колебательных движений. Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний. Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника.

Наблюдение колебаний звучащего тела. Приведение значения скорости распространения звука в различных средах.

Умение объяснять использование ультразвука в медицине

Электромагнитные колебания и волны

Наблюдение осциллограмм гармонических колебаний силы тока в цепи.

Объяснение превращения энергии в идеальном колебательном контуре.

Изучение устройства и принципа действия трансформатора. Анализ схемы передачи электроэнергии на большие расстоянияиведение примеров видов радиосвязи. Знакомство с устрой- ствами, входящими в систему радиосвязи.

Обсуждение особенностей распространения радиоволн

Световые волны

Применение на практике законов отражения и преломления света при решении задач. Наблюдение явления дифракции и дисперсии света.

Умение строить изображения предметов, даваемые линзами. Рас- чет оптической силы линзы


Элементы квантовой физики

Квантовые свойства света

Наблюдение фотоэлектрического эффекта. Расчет максимальной кинетической энергии электронов при фотоэффекте.

Физика атома

Формулирование постулатов Бора. Наблюдение линейчатого и непрерывного спектров.

Расчет частоты и длины волны испускаемого света при переходе атома из одного стационарного состояния в другое.


Физика атомного ядра и элементарных частиц

Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона. Регистра- ция ядерных излучений с помощью счетчика Гейгера.

Расчет энергии связи атомных ядер.

Понимание ценности научного познания мира не вообще для че- ловечества в целом, а для каждого обучающегося лично, ценности овладения методом научного познания для достижения успеха

в любом виде практической деятельности

Вселенная и ее эволюция

Строение и развитие Вселенной

Объяснение модели расширяющейся Вселенной

Происхождение Солнечной системы

Наблюдение звезд, Луны и планет в телескоп. Наблюдение солнечных пятен с помощью телескопа

ХИМИЯ

Введение

Раскрытие вклада химической картины мира в единую естественно-научную картину мира.

Характеристика химии как производительной силы общества

Важнейшие химиче- ские понятия

Умение дать определение и оперировать следующими химическими понятиями: «вещество», «химический элемент», «атом», «молекула», «относительные атомная и молекулярная массы», «ион», «аллотропия», «изотопы», «химическая связь», «электроотрицательность», «валентность», «степень окисления», «моль», «молярная масса», «молярный объем газообразных веществ», «вещества молекулярного и немолекулярного строения», «растворы», «электролит и неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «окислитель и восстановитель», «окисление и восстановление», «скорость хими- ческой реакции», «химическое равновесие», «углеродный скелет»,

«функциональная группа», «изомерия»

Основные законы химии

Формулирование законов сохранения массы веществ и постоянства состава веществ. Установление причинно-следственной связи между содержанием этих законов и написанием химических формул и уравнений.


Раскрытие физического смысла символики Периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева (номеров элемента, периода, группы) и установление причинно-следственной связи между строением атома и закономерностями изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и группах.

Характеристика элементов малых периодов по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева

Основные теории химии

Установление зависимости свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов.

Характеристика важнейших типов химических связей и относительности этой типологии. Объяснение зависимости свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток.

Формулирование основных положений теории электролитической диссоциации и характеристика в свете этой теории свойств основных классов неорганических соединений.

Формулирование основных положений теории химического строе- ния органических соединений и характеристика в свете этой теории свойств важнейших представителей основных классов органических соединений

Важнейшие вещества и материалы

Характеристика строения атомов и кристаллов и на этой основе — общих физических и химических свойств металлов и неметаллов. Характеристика состава, строения, свойств, получения и применение важнейших неметаллов.

Характеристика состава, строения и общих свойств важнейших классов неорганических соединений.

Описание состава и свойств важнейших представителей органических соединений: метанола и этанола, сложных эфиров, жиров, мыл, карбоновых кислот (уксусной кислоты), моносахаридов (глюкозы), дисахаридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала

и целлюлозы), аминокислот, белков, искусственных и синтетических полимеров

Химический язык и символика

Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики.

Называние изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул.

Отражение химических процессов с помощью уравнений химиче- ских реакций

Химические реакции

Объяснение сущности химических процессов. Классификация химических реакций по различным признакам

Химический экспери- мент

Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами техники безопасности.

Наблюдение, фиксирование и описание результатов проведенного эксперимента

Химическая инфор- мация

Проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); ис-

пользование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах

Профильное и профес- сионально значимое содержание

Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве.

Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окру- жающей среде.

Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы.


Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсич- ными веществами, лабораторным оборудованием.



Критическая оценка достоверности химической информации, поступающей из разных источников

БИОЛОГИЯ

Биология — совокуп- ность наук о живой природе. Методы научного познания

в биологии

Знакомство с объектами изучения биологии.

Выявление роли биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей

Клетка

Знакомство с клеточной теорией строения организмов.

Получение представления о роли органических и неорганических веществ в клетке.

Знание строения клеток по результатам работы со световым микроскопом.

Умение описывать микропрепараты клеток растений. Умение сравнивать строение клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.

Организм

Знание основных способов размножения организмов, стадий онтогенеза на примере человека.

Знание причин, вызывающих нарушения в развитии организмов. Умение пользоваться генетической терминологией и символикой, решать простейшие генетические задачи.

Знание особенностей наследственной и ненаследственной изменчивости и их биологической роли в эволюции живого

Вид

Умение анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни на Земле.

Умение проводить описание особей одного вида по морфологическому критерию.

Развитие способностей ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение.

Умение доказывать родство человека и млекопитающих, общность и равенство человеческих рас

Экосистемы

Знание основных экологических факторов и их влияния на организмы.

Знание отличительных признаков искусственных сообществ — агроэкосистем.

Получение представления о схеме экосистемы на примере биосферы.

Демонстрация умения постановки целей деятельности, планирование собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организании самоконтроля и оценки полученных результатов.

Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охране

Выпускник, получивший среднее профессиональное образование по профессии 43.01.01 Официант, бармен в общественном питании, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:


понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;


беседа, учебный диалог на уроке, работа с текстом о той или иной профессии, внеаудиторная самостоятельная работа

организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

конспектирование учебной информации, составление презентаций, внеаудиторная самостоятельная работа

принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

выполнение экспериментальных заданий, тестирование

осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

составление презентаций, проектная деятельность, внеаудиторная самостоятельная работа

использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

проектная деятельность, составление презентаций, рефератов

работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

анализ демонстрационных опытов, защита проектов, выполнение лабораторных работ, беседа

брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;

проектная деятельность, выполнение лабораторных работ, внеаудиторная самостоятельная работа

- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

внеаудиторная самостоятельная работа, конспектирование учебной информации, проектная деятельность, составление презентаций

ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

проектная деятельность, составление презентаций

7. описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности


7.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- вытяжной шкаф;

- сейф;

- набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных и практических работ;

- наборы реактивов органических и неорганических веществ;

- комплект учебно-наглядных пособий «Физика, Биология, Химия»;

- доска аудиторная;

- периодическая система Д. И. Менделеева;

- портреты выдающихся ученых химиков, физиков;

- плакаты « этапы развития органического мира»;

- оборудование для лабораторных работ;

-демонстрационное оборудование по физике, химии.

3.2 Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1.Естествознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / [И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, И.С. Дмитриев и др.]; под ред. И.Ю. Алексашиной. – М.: Просвещение, 2014. – 272 с.: ил. – (Лабиринт).

2.Естествознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / [И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, И.С. Дмитриев и др.]; под ред. И.Ю. Алексашиной. – М.: Просвещение, 2014. – 272 с.: ил. – (Лабиринт).

Интернет-ресурсы:

  1. http://vschool.km.ru - Виртуальный репетитор по физике, химии, биологии.

  2. http://archive.1september.ru - Газета «1 сентября»

  3. http://experiment.edu.ru - коллекция опытов

  4. http://www.spin.nw.ru - Тесты и задачи

  5. http://www.gomulina.orc.ru - Виртуальный методический кабинет. 


11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!