Комитет образования Еврейской автономной области
Областное государственной профессиональное образовательное
бюджетное учреждение «Сельскохозяйственный техникум»
Утверждаю:
Зам. директора по УПР
________(___________)
Приказ №____________
от «____»________201_г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Статистика»
для специальности 38.02.01.
«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Программа учебной дисциплины «Статистика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Организация - разработчик: ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум».
Рассмотрено:
На заседании ПЦК
Протокол №_______
От «___»________20__г
Председатель ПЦК
_______(_____________)
Рабочую программу составила: преподаватель экономических дисциплин Зеленская А.А.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Статистика
1.1 Область применения рабочей программы.
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)».
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании: в программах повышения квалификации и переподготовки специалистов в области хозяйственного, предпринимательского права.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Статистика» принадлежит к общеобразовательному циклу.
1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- собирать и регистрировать статистическую информацию;
- проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
- выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;
- осуществлять комплексный анализ изучаемых социально- экономических явлений и процессов, используя средства вычислительной техники;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- предмет, метод и задачи статистики;
- общие основы статистической науки;
- принципы организации государственной статистики;
- современные тенденции развития статистического учета;
- основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;
- основные формы и воздействующей статистической отчетности;
- технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.
Бухгалтер должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоении программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 72 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов; самостоятельной работы учащегося - 24 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СТАТИСТИКА»
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка | 48 |
В том числе: | |
Практические занятия | 18 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
Итоговая аттестация в форме | экзамен |
| |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Статистика»
Наименование модуле, блоков и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Модуль 1. Введение в статистику | | 2 | |
Блок 1.1 Введение в статистику | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
Предмет и метод статистики. Особенности статистической методологии. Теоретические основы статистической науки. Задачи и принципы организации государственной статистики в Российской Федерации. Современные технологии организации статистического учета. | | |
Модуль 2. Статистическое наблюдение | | 6 | |
| Содержание учебного материала | 4 | 1 |
Этапы проведения и основные программно-методологические вопросы статистического наблюдения: этапы проведения, цели и задачи, объекты и единицы, программа статистического наблюдения. Формы, виды и способы организации статистического наблюдения. Формы статистического наблюдения: статистическая отчетность и ее виды, специально организованное статистическое наблюдение. Виды статистического наблюдения по времени регистрации факторов, по степени охвата единиц совокупности. Способы статистического наблюдения: | | |
| непосредственные наблюдения, документный способ и опрос. Оценка точности статистического наблюдения. - Виды ошибок: ошибки регистрации, ошибки репрезентативности. Арифметический и логический контроль. | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Ознакомление с перечнем основных форм действующей статистической отчетности | | |
Модуль 3. Сводка и группировка статистических данных. Ряды распределения | | 8 | |
Блок 3.1 Сводка и группировка статистических данных. Ряды распределения | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Задачи и виды статистической сводки по глубине и форме обработки материала, технике выполнения. Метод группировок в статистике. Виды группировок в зависимости от вида признаков, по количеству признаков, по функциональному назначению. Ряды распределения в статистике, понятие, виды. | | |
Практическое занятие | 2 | |
Сводка, группировка и перегруппировка статистических данных. | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Решение задач на сводку, группировку и перегруппировку данных, построение рядов распределения | | |
Модуль 4. Способы наглядного представления статистических данных | | 6 | |
Блок 4.1 Статистические таблицы и графики | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Статические таблицы, их элементы, виды и правила оформления. Подлежащее и сказуемое статической таблицы. Простые, групповые и комбинационные таблицы. Правила построения таблиц в статистике. Чтение и анализ статической таблицы. Статические графики, их квалификация по видам и правила построения. Использование таблиц и графиков для анализа хозяйственной деятельности организаций, предприятий. | | |
Практическое занятие | 2 | |
Построение и анализ таблиц и графиков в статистике | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Решение задач на построение и анализ таблиц и графиков. Разработка макетов статистических таблиц по данным статистических ежегодников, периодической печати и т.д. | | |
Модуль 5. Статистические показатели | | 18 | |
Блок 5.1 Абсолютные и относительные величины | | 6 | |
| Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Формы выражения статистических величин. Абсолютные статистические величины. Относительные статистические величины, их виды: выполнение плана, планового задания, динамики, структуры. Координации, интенсивности и сравнения. | | |
Практическое занятие | 2 | |
Расчет абсолютных и относительныхвеличин | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Решение задач на расчет абсолютных и относительных величин поданным статистических ежегодников и периодической печати с использованием вычислительной техники. Оформление результатов в табличной форме, написание выводов. | | |
Тема 5.2 Средние величины и показатели вариации | | 12 | |
| Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Сущность и значение средних величин. Виды средних величин и методы их расчета: арифметическая, гармоническая, геометрическая, хронологическая. Свойства средней арифметической. Структурные средние:мода и | | |
| медиана. Вариация и ее показатели: размах вариации среднее линейное отклонение, среднее квадратическое отклонение, дисперсия, коэффициенты вариации. | | |
Практическое занятие | 4 | |
Расчет среднего уровня изучаемого явления. Расчет структурных средних, показателей вариации, их анализ. | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Решение задач на расчет абсолютных и относительных величин по данным статистических ежегодных и периодической печати с использованием вычислительной техники. Оформление результатов в табличной форме, написание выводов. | | |
Модуль 6. Ряды динамики | | 8 | |
Тема 6.1 Виды и методы анализа рядов динамики | Содержание учебного материала | 2 | |
Понятие и виды рядов динамики: моментные и интервальные. Правила построения динамических рядов. Показатели анализа рядов динамики: абсолютный прирост, темп роста и прироста, абсолютное содержание 1 % прироста. Средние показатели в рядах динамики: средний уровень ряда, средний абсолютный прирост, средний темп роста и прироста. | | |
| Практическое занятие | 4 | |
Анализ динамики изучаемых явлений | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Решение задач на расчет показателей динамики базисным и цепным способами. Оформление результатов в табличной форме на ПК с использованием Microsoft Excel, написание выводов | | |
Модуль 7. Индексы | | 12 | |
Тема 7.1 Индексы в статистике | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
Понятие и квалификация индексов. Индивидуальные индексы и общие индексы. Агрегатные индексы. Средние индексы. Индексы переменного, постоянного состава и структурных сдвигов. Индексный метод анализа факторов. Базисные и цепные индексы, их взаимосвязь. | | |
Практическое занятие | 2 | |
Расчет индексов | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Решение задач, ситуаций на расчет индексов, изучение структурных сдвигов и факторный анализ. Написание экономических выводов по расчетам. | | |
Модуль 8. Выборочное наблюдение | | 8 | |
Тема 8.1 Выборочное наблюдение | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Понятие о выборочном наблюдении. Генеральная выборочная совокупности. Способы формирования выборочной совокупности. Виды выборки: собственно- случайная, механическая, типическая, серийная, комбинированная. Методы оценки результатов выборочногонаблюдения. Средняя и предельная ошибка выборки. Корректировка выборки. Распределение результатов выборочногонаблюдения на генеральную совокупность. | | |
Практическое занятие | 2 | |
Расчет ошибок и объема выборки | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Разработка программы и организационного плана проведения выборочного наблюдения в соответствии с поставленными целями и задачами, оформление практических работ, их защита. | | |
Модуль 9. Статистическое изучение взаимосвязей | | 4 | |
Тема 9.1 Статистическое изучение взаимосвязей | Содержание учебного материала | 2 | |
Виды и формы связей по степени полноты, направлению, аналитическому выражению. Статистические методы выявления связи:сопоставления параллельных данных, балансовый, аналитических группировок, графический. Корреляционно-регрессионный анализ: аналитическое выражение корреляционной зависимости; оценка тесноты связи между явлениями. Коэффициенты корреляции. | | |
| Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
|
Решение задачи на оценку тесноты связи между явлениями. | | |
Всего: | 72/48 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета статистики.
Оборудование учебного кабинета:
• Комплект учебно-методической документации;
• Наглядные пособия по темам курса Статистика;
• Учебная мебель. Технические средства обучения: ПК.
3.2 Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники:
1. Башина, О.Е. Общая теория статистики [текст]: учебник / О.Е. Башина,
A. А. Спирина. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 440 с.
2. Гусаров, В.М. Теория статистики [текст]: учебное пособие / В.М. Гусаров.- М.: Аудит ЮНИТИ, 2008. - 247 с.
3. Мхитарян B.C. Статистика [текст]: учебник / Мхитарян, Т.А. Дуброва,
B. Г Минашкин и др. - М.: Академия, 2006. - 272 с. Дуброва, В.Г. Минашкин и др. - М.: Академия, 2006. - 272 с.
Дополнительные источники:
1.Ефимова, М.Р. Практикум по общей теории статистики [текст]: учебное пособие / М.Р. Ефимова, О.И. Ганченко, Е.В. Петрова. - М.: Финансы и статистика,2006г. 2.Практикум по теории статистики учебное пособие / Р.А Шмайлова, А. Г. Гусынин, В.Г. Минашкин, Н. А. Садовникова. - М.: Финансы и статистика, 2006г.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирование, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: - собирать и регистрировать статистическую информацию; | Практическая работа «Построение и анализ таблиц и графиков в статистике» Защита практической работы. Проверка кроссвордов. |
- проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения; | Практическая работа «Проведение сводки. Группировки статистических данных». Практическая работа «Построение рядов распределения». Защита практических работ. |
- выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы; | Практическая работа «Расчет абсолютных и относительных величин». Практическая работа «Определение среднего уровня изучаемого явления». Практическая работа «Расчет структурных средних». Практическая работа «Расчет показателей вариации, анализ полученных данных». Практическая работа «Расчет ошибок и объема выборки». Защита практических работ. Проверка расчетов и выводов. |
- осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, используя средства вычислительной техники. | Практическая работа «Анализ динамики изучаемых явлений» с использованием средств вычислительной техники. Практическая работа «Выявление и анализ основной тенденции в рядах динамики» с использованием ПК. Практическая работа «Освоение методики расчета индексов». Практическая работа «Расчет индексов» с использованием средств вычислительной техники. Практическая работа «Освоение методики статистического анализа взаимосвязей экономических процессов» с использованием средств вычислительной техники. Защитапрактических работ. Проверка расчетов и выводов, распечаток графических изображений на ПК, мультимедийных презентаций. Докладов. Рефератов, эссе. |
Знать: - предмет, метод и задачи статистики; | Устный опрос |
Знать: - предмет, метод и задачи статистики; | Устный опрос |
- общие основы статистической науки; | Устный опрос |
- принципы организации государственной статистики; | Устный опрос |
- современные тенденции развития статистического учета; | Дискуссия по актуальным проблемам развития статистического учета |
- основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации; | Тесты для проверки теоретических знаний студентов по темам: «Статистическое наблюдение» «Сводка и группировка статистических данных. Ряды распределения», «Статистические таблицы и графики». Тематические кроссворды, ребусы. |
- основные формы и виды действующей статистической отчетности; | Устный опрос, проверка опорных конспектов. |
- технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления. | Тесты для проверки теоретических знаний студентов по темам: «Статистические показатели», «Ряды динамики», «Индексы», «Изучение тесноты связи между явлениями». Опорные конспекты. |