СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине "Статистика"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по дисциплине "Статистика" по специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине "Статистика"»

Комитет образования Еврейской автономной области

Областное государственной профессиональное образовательное

бюджетное учреждение «Сельскохозяйственный техникум»



Утверждаю:

Зам. директора по УПР

________(___________)

Приказ №____________

от «____»________201_г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Статистика»

для специальности 38.02.01.

«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

























Программа учебной дисциплины «Статистика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»



Организация - разработчик: ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум».

Рассмотрено:

На заседании ПЦК

Протокол №_______

От «___»________20__г

Председатель ПЦК

_______(_____________)






Рабочую программу составила: преподаватель экономических дисциплин Зеленская А.А.

























СОДЕРЖАНИЕ



1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ













































  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Статистика

1.1 Область применения рабочей программы.

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)».

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании: в программах повышения квалификации и переподготовки специалистов в области хозяйственного, предпринимательского права.

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Статистика» принадлежит к общеобразовательному циклу.

1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- собирать и регистрировать статистическую информацию;

- проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;

- выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;

- осуществлять комплексный анализ изучаемых социально- экономических явлений и процессов, используя средства вычислительной техники;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- предмет, метод и задачи статистики;

- общие основы статистической науки;

- принципы организации государственной статистики;

- современные тенденции развития статистического учета;

- основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;

- основные формы и воздействующей статистической отчетности;

- технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.

Бухгалтер должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


1.4 Рекомендуемое количество часов на освоении программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 72 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов; самостоятельной работы учащегося - 24 часа.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«СТАТИСТИКА»

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

48

В том числе:


Практические занятия

18

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

Итоговая аттестация в форме

экзамен











































2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Статистика»

Наименование модуле, блоков и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Модуль 1. Введение в статистику


2


Блок 1.1 Введение в статистику

Содержание учебного материала

2

1

Предмет и метод статистики. Особенности статистической методологии. Теоретические основы статистической науки. Задачи и принципы организации государственной статистики в Российской Федерации.

Современные технологии организации статистического учета.



Модуль 2.

Статистическое

наблюдение


6



Содержание учебного материала

4

1

Этапы проведения и основные программно-методологические вопросы статистического наблюдения: этапы проведения, цели и задачи, объекты и единицы, программа статистического наблюдения.

Формы, виды и способы организации статистического наблюдения. Формы статистического наблюдения: статистическая отчетность и ее виды, специально организованное статистическое наблюдение. Виды статистического наблюдения по времени регистрации факторов, по степени охвата единиц совокупности. Способы статистического наблюдения:




непосредственные наблюдения, документный способ и опрос. Оценка точности статистического наблюдения. - Виды ошибок: ошибки регистрации, ошибки репрезентативности. Арифметический и логический контроль.



Самостоятельная работа обучающихся

2


Ознакомление с перечнем основных форм действующей статистической отчетности



Модуль 3. Сводка и группировка статистических данных. Ряды распределения



8



Блок 3.1 Сводка и группировка статистических данных. Ряды распределения

Содержание учебного материала

4

2

Задачи и виды статистической сводки по глубине и форме обработки материала, технике выполнения. Метод группировок в статистике. Виды группировок в зависимости от вида признаков, по количеству признаков, по функциональному назначению. Ряды распределения в статистике, понятие, виды.



Практическое занятие

2


Сводка, группировка и перегруппировка статистических данных.



Самостоятельная работа обучающихся

2


Решение задач на сводку, группировку и перегруппировку данных, построение рядов распределения



Модуль 4. Способы наглядного представления статистических данных


6


Блок 4.1 Статистические таблицы и графики

Содержание учебного материала

2

2

Статические таблицы, их элементы, виды и правила оформления. Подлежащее и сказуемое статической таблицы. Простые, групповые и комбинационные таблицы. Правила построения таблиц в статистике. Чтение и анализ статической таблицы. Статические графики, их квалификация по видам и правила построения. Использование таблиц и графиков для анализа хозяйственной деятельности организаций, предприятий.



Практическое занятие

2


Построение и анализ таблиц и графиков в статистике



Самостоятельная работа обучающихся

2


Решение задач на построение и анализ таблиц и графиков. Разработка макетов статистических таблиц по данным статистических ежегодников, периодической печати и т.д.



Модуль 5. Статистические показатели


18


Блок 5.1 Абсолютные и относительные величины


6



Содержание учебного материала

2

2

Формы выражения статистических величин. Абсолютные статистические величины. Относительные статистические величины, их виды: выполнение плана, планового задания, динамики, структуры. Координации, интенсивности и сравнения.



Практическое занятие

2


Расчет абсолютных и относительныхвеличин



Самостоятельная работа обучающихся

2


Решение задач на расчет абсолютных и относительных величин поданным статистических ежегодников и периодической печати с использованием вычислительной техники. Оформление результатов в табличной форме, написание выводов.



Тема 5.2 Средние величины и показатели вариации


12



Содержание учебного материала

4

2

Сущность и значение средних величин. Виды средних величин и методы их расчета: арифметическая, гармоническая, геометрическая, хронологическая. Свойства средней арифметической. Структурные средние:мода и




медиана. Вариация и ее показатели: размах вариации среднее линейное отклонение, среднее квадратическое отклонение, дисперсия, коэффициенты вариации.



Практическое занятие

4


Расчет среднего уровня изучаемого явления. Расчет структурных средних, показателей вариации, их анализ.



Самостоятельная работа обучающихся

4


Решение задач на расчет абсолютных и относительных величин по данным статистических ежегодных и периодической печати с использованием вычислительной техники. Оформление результатов в табличной форме, написание выводов.



Модуль 6. Ряды динамики


8


Тема 6.1 Виды и методы анализа рядов динамики

Содержание учебного материала

2


Понятие и виды рядов динамики: моментные и интервальные. Правила построения динамических рядов. Показатели анализа рядов динамики: абсолютный прирост, темп роста и прироста, абсолютное содержание 1 % прироста. Средние показатели в рядах динамики: средний уровень ряда, средний абсолютный прирост, средний темп роста и прироста.




Практическое занятие

4


Анализ динамики изучаемых явлений



Самостоятельная работа обучающихся

2


Решение задач на расчет показателей динамики базисным и цепным способами. Оформление результатов в табличной форме на ПК с использованием Microsoft Excel, написание выводов



Модуль 7. Индексы


12


Тема 7.1 Индексы в статистике

Содержание учебного материала

6

2

Понятие и квалификация индексов. Индивидуальные индексы и общие индексы. Агрегатные индексы. Средние индексы. Индексы переменного, постоянного состава и структурных сдвигов. Индексный метод анализа факторов. Базисные и цепные индексы, их взаимосвязь.



Практическое занятие

2


Расчет индексов



Самостоятельная работа обучающихся

4


Решение задач, ситуаций на расчет индексов, изучение структурных сдвигов и факторный анализ. Написание экономических выводов по расчетам.



Модуль 8. Выборочное наблюдение


8


Тема 8.1 Выборочное наблюдение

Содержание учебного материала

2

2

Понятие о выборочном наблюдении. Генеральная выборочная совокупности. Способы формирования выборочной совокупности. Виды выборки: собственно- случайная, механическая, типическая, серийная, комбинированная. Методы оценки результатов выборочногонаблюдения. Средняя и предельная ошибка выборки. Корректировка выборки. Распределение результатов выборочногонаблюдения на генеральную совокупность.



Практическое занятие

2


Расчет ошибок и объема выборки



Самостоятельная работа обучающихся

4


Разработка программы и организационного плана проведения выборочного наблюдения в соответствии с поставленными целями и задачами, оформление практических работ, их защита.



Модуль 9. Статистическое изучение взаимосвязей


4


Тема 9.1 Статистическое изучение взаимосвязей

Содержание учебного материала

2


Виды и формы связей по степени полноты, направлению, аналитическому выражению. Статистические методы выявления связи:сопоставления параллельных данных, балансовый, аналитических группировок, графический. Корреляционно-регрессионный анализ: аналитическое выражение корреляционной зависимости; оценка тесноты связи между явлениями. Коэффициенты корреляции.




Самостоятельная работа обучающихся


2




Решение задачи на оценку тесноты связи между явлениями.



Всего:

72/48


































3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета статистики.

Оборудование учебного кабинета:

• Комплект учебно-методической документации;

• Наглядные пособия по темам курса Статистика;

• Учебная мебель. Технические средства обучения: ПК.

3.2 Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники:

1. Башина, О.Е. Общая теория статистики [текст]: учебник / О.Е. Башина,

A. А. Спирина. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 440 с.

2. Гусаров, В.М. Теория статистики [текст]: учебное пособие / В.М. Гусаров.- М.: Аудит ЮНИТИ, 2008. - 247 с.

3. Мхитарян B.C. Статистика [текст]: учебник / Мхитарян, Т.А. Дуброва,

B. Г Минашкин и др. - М.: Академия, 2006. - 272 с. Дуброва, В.Г. Минашкин и др. - М.: Академия, 2006. - 272 с.

Дополнительные источники:

1.Ефимова, М.Р. Практикум по общей теории статистики [текст]: учебное пособие / М.Р. Ефимова, О.И. Ганченко, Е.В. Петрова. - М.: Финансы и статистика,2006г. 2.Практикум по теории статистики учебное пособие / Р.А Шмайлова, А. Г. Гусынин, В.Г. Минашкин, Н. А. Садовникова. - М.: Финансы и статистика, 2006г.





4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирование, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

- собирать и регистрировать статистическую информацию;

Практическая работа «Построение и анализ таблиц и графиков в статистике» Защита практической работы. Проверка кроссвордов.

- проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;

Практическая работа «Проведение сводки. Группировки статистических данных».

Практическая работа «Построение рядов распределения». Защита практических работ.

- выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;

Практическая работа «Расчет абсолютных и относительных величин». Практическая работа «Определение среднего уровня изучаемого явления». Практическая работа «Расчет структурных средних». Практическая работа «Расчет показателей вариации, анализ полученных данных». Практическая работа «Расчет ошибок и объема выборки». Защита практических работ. Проверка расчетов и выводов.

- осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, используя средства вычислительной техники.

Практическая работа «Анализ динамики изучаемых явлений» с использованием средств вычислительной техники. Практическая работа «Выявление и анализ основной тенденции в рядах динамики» с использованием ПК. Практическая работа «Освоение методики расчета индексов». Практическая работа «Расчет индексов» с использованием средств вычислительной техники. Практическая работа «Освоение методики статистического анализа взаимосвязей экономических процессов» с использованием средств вычислительной техники. Защитапрактических работ. Проверка расчетов и выводов, распечаток графических изображений на ПК, мультимедийных презентаций. Докладов. Рефератов, эссе.

Знать:

- предмет, метод и задачи статистики;

Устный опрос

Знать:

- предмет, метод и задачи статистики;

Устный опрос

- общие основы статистической науки;

Устный опрос

- принципы организации государственной статистики;

Устный опрос

- современные тенденции развития статистического учета;

Дискуссия по актуальным проблемам развития статистического учета

- основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;

Тесты для проверки теоретических знаний студентов по темам: «Статистическое наблюдение» «Сводка и группировка статистических данных. Ряды распределения», «Статистические таблицы и графики». Тематические кроссворды, ребусы.

- основные формы и виды действующей статистической отчетности;

Устный опрос, проверка опорных конспектов.

- технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.

Тесты для проверки теоретических знаний студентов по темам: «Статистические показатели», «Ряды динамики», «Индексы», «Изучение тесноты связи между явлениями». Опорные конспекты.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!