| УТВЕРЖДАЮ Руководитель СП № 3 Зудилина Е.А. _____________________________ «31»августа 2022г. |
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Щелковский колледж»
(ГБПОУ МО «Щелковский колледж»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
Статистика
Профессиональный учебный цикл
2022 г.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии (специальности), приказ Министерства образования и науки от 12.05.2014 № 486) и Профессионального стандарта «21.02.05», утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 июня 2014г., регистрационный номер 32885. | |
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Щелковский колледж» (ГБПОУ МО «Щелковский колледж»).
Разработчик:
Миронова Ирина Александровна, преподаватель.
Рецензент
___________________________________________________________________________
И. О. Ф., должность, категория, ученая степень, звание, место работы.
___________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНА
предметной (цикловой)
комиссией_____________________________
______________________________________
от «____»_______20____г.
протокол № ____________
Председатель ПЦК
_____________ И.О. Фамилия
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 8 |
условия реализации учебной дисциплины | 11 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 12 |
паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Статистика
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Статистика» является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы (ППССЗ): учебная дисциплина ОП.03. «Статистика» является общепрофессиональной дисциплиной обязательного цикла П.00 Профессиональный учебный цикл основной профессиональной образовательной ППССЗ.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
собирать и регистрировать статистическую информацию;
проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;
осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в том числе с использованием средств вычислительной техники.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
предмет, метод и задачи статистики;
общие основы статистической науки;
принципы организации государственной статистики;
современные тенденции развития статистического учета;
основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;
основные формы и виды действующей статистической отчетности;
технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.
Коды формируемых компетенций:
ОК 1-5; ПК 1.5, 2.4, 4.1, 4.5.
Содержание дисциплины ориентировано на подготовку обучающихся к освоению профессиональных модулей ППССЗ по специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения» и овладению профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
Организации Земельно-имущественных отношений.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих компетенций (ОК), включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
ОК 3. Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 5. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ПК 1.5. Осуществлять мониторинг земель территории.
ПК 2.4. Осуществлять кадастровый и технический учет объектов недвижимости.
ПК 4.1. Осуществлять сбор и обработку необходимой и достаточной информации об объекте оценки и аналогичных объектах.
ПК 4.5. Классифицировать здания и сооружения в соответствии с принятой типологией.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающихся - 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся - 48 часов;
самостоятельной работы обучающихся - 24 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
лекционное обучение | 32 |
практические и лабораторные занятия | 16 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | - |
Реферат по заданной тематике | - |
Итоговая аттестация в форме (указать) зачета в 4 семестре |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Статистика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Общие основы статистической науки | | 4 | |
Тема 1.1. Предмет и метод статистики | Содержание учебного материала | 1 |
1 | Статистика: понятие, предмет, методология, задачи Предмет и задачи статистики. История статистики. Особенности статистической методологии. Статистическая совокупность. Закон больших чисел. Единицы статистической совокупности и вариация признаков. Статистические показатели. | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося | 1 | |
1 | Составление конспекта «История Российской статистики» |
Тема 1.2. Задачи и принципы организации государственной статистики в РФ | Содержание учебного материала | 1 |
1 | Задачи и принципы организации государственной статистики в РФ Система государственной статистики в РФ. Задачи и принципы организации государственного статистического учета. Статистические стандарты РФ. Иерархическая структура органов государственной статистики. Функции органов государственной статистики. Современные технологии организации статистического учета. | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося | 1 | |
1 | Подготовка сообщений: Современные технологии организации статистического учета. |
Раздел 2. Основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации | | 24 |
Тема 2.1. Статистическое наблюдение | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Этапы подготовки, программно-методологические и организационные вопросы статистического наблюдения. Точность наблюдения. Статистическое наблюдение и этапы его проведения. Цели и задачи статистического наблюдения. Программа статистического наблюдения. Объекты и единицы статистического наблюдения. Статистический формуляр. Инструментарий статистического наблюдения. Статистический момент и срок (период) статистического наблюдения. | 2 |
2. | Формы, виды и способы статистического наблюдения. Формы статистического наблюдения. Статистическая отчетность и ее виды. Специально организованное статистическое наблюдение. Регистровая форма наблюдения. Виды статистического наблюдения по времени регистрации фактов и по охвату единиц совокупности. Способы статистического наблюдения: непосредственное, документальное способ, опрос. Виды опроса. |
Самостоятельная работа обучающегося | 2 | |
1 | Составление проекта статистического наблюдения |
Тема 2.2. Сводка и группировка статистических данных | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Понятие статистической сводки Статистическая сводка. Виды сводки по глубине и форме обработки материала, технике выполнения. Программа статистической сводки. Результаты сводки. | 2 |
2. | Метод статистической группировки Группировка статистических данных. Группировочные признаки. Принцип оптимизации числа групп. Формула Стерджесса. Виды группировок. Факторные и результативные признаки. Простые и сложные группировки. Перегруппировка статистических данных. |
3. | Ряды распределения в статистике Ряд распределения. Атрибутивные и вариационные ряды распределения. Элементы вариационного ряда. Дискретные и интервальные вариационные ряды распределения. Графическое изображение рядов распределения: полигон, гистограмма, кумулята и огива. |
Практические занятия | 2 | |
1 | «Выполнение сводки и группировки статистических данных» |
2 | «Построение рядов распределения и их графическое изображение» |
Самостоятельная работа обучающегося | 4 |
1 | Решение задач «Выполнение структурной, аналитической, комбинированной группировок». |
2 | Решение задач «Построение рядов распределения и их графическое изображение». |
Тема 2.3 Способы наглядного представления статистических данных | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Статистические таблицы и графики Статистические таблицы. Подлежащее и сказуемое статистической таблицы. Простые, групповые и комбинированные статистические таблицы. Правила построения таблиц в статистике. Структурный и содержательный анализ статистических таблиц. Статистические графики. Элементы статистического графика: графический образ, поле графика, пространственные ориентиры, масштабные ориентиры, экспликация графика. Виды графиков по форме графического образа и способу построения. | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося | 4 | |
| Решение задач «Построение графиков структуры, динамики, сравнения». |
Раздел 3 . Техника расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления | | 44 | |
Тема 3.1. Статистические показатели | Содержание учебного материала | 6 |
1 | Абсолютные и относительные показатели в статистике Понятие абсолютных показателей. Индивидуальные и сводные абсолютные показатели. Натуральные, стоимостные и трудовые единицы измерения абсолютных показателей. Коэффициенты, проценты, промилле в статистике. Относительные показатели: динамики, плана, выполнения плана, структуры, координации, интенсивности и сравнения. | 2 |
2. | Средние величины в статистике Степенные средние величины в статистике: средняя арифметическая, средняя квадратическая, средняя гармоническая, средняя геометрическая. Расчет среднего показателей способом моментов. Взвешенные и невзвешенные (простые) средние величины в статистике. |
3 | Показатели вариации в статистике Вариация. Абсолютные показатели вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение. Способы расчета дисперсии. Относительные показатели вариации: коэффициенты осцилляции, вариации. Структурные характеристики вариационного ряда распределения: мода, медиана, квартили, децили и перцентили. |
Практические занятия | 4 | |
3 | «Расчет абсолютных и относительных показателей вариации». |
4 | «Расчет структурных средних показателей». |
Самостоятельная работа обучающегося | 4 |
1 | Решение задач «Расчет и анализ относительных показателей» |
2 | Решение задач «Расчет среднего уровня изучаемого явления» |
Тема 3.2. Ряды динамики | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Виды рядов динамики. Показатели изменения уровней ряда динамики Ряды динамики. Виды рядов динамики: абсолютных, относительных и средних величин; моментные и интервальные; с равноотстоящими уровнями и неравноотстоящими уровнями во времени; стационарные и нестационарные. Показатели изменения уровней рядов динамики (цепные и базисные): абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсолютное значение одного процента прироста. Средние показатели рядов динамики: среднее значение уровней ряда, средний абсолютный прирост, средний темп роста и прироста. | 2 |
2. | Методы анализа основной тенденции (тренда) в рядах динамики Основные компоненты динамического ряда: основная тенденция (тренд); динамические (конъюнктурные), сезонные и случайные колебания. Тренд. Методы анализа основной тенденции в рядах динамики. |
3. | Модели сезонных колебаний Методы выявления периодической компоненты. Сезонные колебания. Модели сезонных колебаний. Индексы сезонности и сезонная волна. Классификация методов измерения сезонных волн. |
Практические занятия | 4 | |
5 | «Анализ динамики изучаемых явлений» |
6 | «Анализ основной тенденции ряда динамики» |
Самостоятельная работа обучающегося | 2 |
1 | Решение задач «Расчет показателей динамики» |
2 | Решение задач «Выявление основной тенденции рядов динамики» |
3 | Решение задач «Расчет индексов сезонности». |
Тема 3.3 Индексы в статистике | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Понятие индекса. Индивидуальные и сводные индексы Индексы. Классификация индексов в статистике по степени охвата явления, базе сравнения, форме построения, объекту исследования, составу явления, периоду исчисления. Индивидуальные и общие индексы. Агрегатный индекс. Средние индексы. Индексы структурных сдвигов. Факторный анализ. | 2 |
Практические занятия | 2 | |
7 | «Расчет индивидуальных и агрегатных индексов» | |
Самостоятельная работа обучающегося | 2 | |
| Решение задач «Расчет индексов постоянного состава, переменного состава и структурных сдвигов». |
Тема 3.4 Выборочное наблюдение | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Способы формирования выборочной совокупности Выборочное наблюдение. Индивидуальный, групповой и комбинированный отбор. Бесповторный и повторный отбор. Виды выборки: собственно-случайная, механическая, типическая, серийная, комбинированная. Малая выборка в статистике | 2 |
2 | Методы оценки результатов выборочного наблюдения Генеральная и выборочная совокупности. Полнота выборки. Ошибка выборочного наблюдения. Средняя и предельная ошибки выборки. Корректировка выборки. Распространение результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность. |
Практические занятия | 2 | |
8 | «Составление плана выборочного наблюдения». | |
Самостоятельная работа обучающегося | 2 | |
| Решение задач: «Распространение результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность». |
Тема 3.5 Статистическое изучение связей между явлениями | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Методы изучения связи между явлениями Причинно-следственные связи между явлениями. Качественный анализ изучаемого явления. Построение модели связи. Интерпретация результатов. Функциональная связь и стохастическая зависимость. Прямая и обратная связь. Линейные и нелинейные связи. Количественные критерии оценки тесноты связи | 2 |
2 | Корреляционно-регрессионный анализ Корреляция. Парная, частная и множественная корреляция. Корреляционный анализ. Коэффициенты корреляции. Корреляционно-регрессионный анализ. Линейная и нелинейная регрессия. Прямая (положительная) и обратная (отрицательная) регрессия. Парная регрессия. Множественная (многофакторная) регрессия. Уравнение регрессии. Коэффициенты регрессии. Адекватность моделей, построенных на основе уравнения регрессии. Интерпретация моделей регрессии. |
Практические занятия | 2 | |
1 | «Построение уравнения линейной регрессии» |
Самостоятельная работа обучающегося | 2 |
| Решение задач «Построение моделей связи» |
ИТОГО | Лекционное обучение | 32 |
Практические и лабораторные занятия | 16 |
Самостоятельная работа | 24 |
Всего | 72 |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- комплект учебной мебели,
- классная доска,
- компьютер,
- комплект учебно-методической литературы,
- учебно-наглядных пособий по дисциплине,
- тестовые задания, задачи.
Технические средства обучения:
- персональные компьютеры,
- комплект мебели для ПК,
- комплект учебно-методической документации.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Статистика. Мхитарян B.C., Дуброва Т.Л., Минашкин B.C. и др. – М.: Академия, 2009. – 298 с.
Теория статистики под ред. Р.А. Шмойловой М.: - М.:Финансы и статистика, 2010.265 с.
Дополнительные источники:
Практикум по теории статистики под ред. Р.А. Шмойловой - М.: Финансы и статистика, 2010.
Елисеева И.И. Общая теория статистики.- М.: Финансы и статистика, 2010.
Интернет-ресурсы:
www.gks.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: собирать и регистрировать статистическую информацию; проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения; выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы; осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в том числе с использованием средств вычислительной техники. | выполнение ситуационных заданий; решение практических задач; решение практических задач с использованием компьютерных технологий; тестирование; |
Знать: предмет, метод и задачи статистики; общие основы статистической науки; принципы организации государственной статистики; современные тенденции развития статистического учета; основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации; основные формы и виды действующей статистической отчетности; технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления. | решение задач; выполнение тестовых заданий; фронтальный опрос. |