Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»
(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/19/s_5c1976927a7e8/1031324_1.jpeg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 СТАТИСТИКА
название дисциплины
по профессии СПО
38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»
код название
Лиски 2018
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)» и на основании решения педагогического совета от «28» августа 2018 года, протокол №1.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»
Разработчики:
Ширшова Елена Васильевна, преподаватель
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность.
Программа рассмотрена на заседании цикловая комиссии «Промышленность», «28» августа 2018 года, протокол №1.
Председатель ЦК Плотникова С.С.
Программа одобрена на заседании УМС « 28» августа 2018 года, протокол №1.
Заведующий научно-методическим отделением Буйволова Е.И.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
| |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
результаты освоения ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
| |
СТРУКТУРА и содержание ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
условия реализации РАБОЧЕЙ программы дисциплины КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ | 11 12 |
| |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1.Область применения рабочей программы
Рабочая программа дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»
1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ : дисциплина относится к общепрофес сиональным дисциплинам и входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач профессиональной деятельности ;
- собирать и регистрировать статистическую информацию;
- проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
- выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;
- производить наблюдения за деятельностью юридических лиц;
- составлять отчетность деятельности предприятий
- проводить анализ статистической информации о хозяйствующих субъектах.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- предмет, метод и задачи статистики;
- принципы организации государственной статистики;
- современные тенденции развития статистического учета;
- основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;
- основные формы и виды действующей статистической отчетности;
- статистические наблюдения; сводки и группировки, способы наглядного представления статистических данных; статистические величины: абсолютные, относительные, средние;
- показатели вариации; ряды: динамики и распределения, индексы.
- организацию наблюдения за деятельностью юридических лиц;
- систему показателей и отчетности для характеристики деятельности предприятий
- комплексный анализ статистической информации о хозяйствующих субъектах.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
– максимальной учебной нагрузки обучающегося 77 часа, в том числе:
– обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 51час;
– самостоятельной работы обучающегося 24 часа;
– консультации 2 часа.
1.5. Использование часов вариативной части ППССЗ / ППКРС*
№ п\п | Дополнительные умения | Дополнительные знания | №, наименование темы | Количество часов | Обоснование включения в рабочую программу |
1. | Производить наблюдения за деятельностью юридических лиц; | Организацию наблюдения за деятельностью юридических лиц; | Тема 2.1. Типы предприятий и организация статистического наблюдения за ними | 4 | Углубленное изучение деятельности юридических лиц и их статистической отчетностью |
2. | Составлять отчетность деятельности предприятий | Систему показателей и отчетности для характеристики деятельности предприятий | Тема 2.2. Система показателей и отчетности, характеризующая ресурсный потенциал и результаты производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия | 3 | Углубленное изучение производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия |
3 | Проводить анализ статистической информации о хозяйствующих субъектах. | Комплексный анализ статистической информации о хозяйствующих субъектах | Тема 2.3. Методологические подходы к комплексному экономико-статическому анализу | 3 | Анализ статистической информации о хозяйствующих субъектах |
… | | | | 10 | |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения дисциплины является овладение обучающимися знаниями и умениями в области статистических наблюдений, предоставлении сводки и группировки статистических данных, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ПК 1.8 | Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности, определять статистические величины, показатели вариации и индексы. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 77 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 51 |
в том числе: | |
практические занятия | 12 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
в том числе: самостоятельная работа по овладению знаниями, по закреплению и систематизации знаний, по формированию умений. | |
Консультации | 2 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
3.2. Тематический план и содержание дисциплины;
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Введение | Содержание: Предмет, метод и задачи статистики | 1 |
Раздел 1. Организация государственной статистики | * |
Тема 1.1. Современные тенденции развития статистического учета | Содержание: Организация государственной статистики в РФ. Система показателей муниципальных образований. Формы, виды и способы статистического наблюдения. Контроль материалов наблюдения. | 3 |
Тема 1.2. Статистические наблюдения и их группировки. | Содержание: Статистические наблюдения; сводки и группировки. Способы наглядного представления статистических данных. Выполнение группировок по количественному признаку. Статистические величины: абсолютные, относительные, средние. Статистические ряды распределения. Формула Стерджесса. | 8 |
| Практические занятия 1. Сущность и задачи статистических наблюдений. 2.Сводка и группировка статистических данных. | 2 |
| Самостоятельная работа: по овладению знаниями, по закреплению и систематизации знаний, по формированию умений | 3 |
Тема 1.3. Сбор, обработка и анализ статистических данных | Содержание: Основные способы сбора, обработки и анализа статистических данных. Графическое изображение статистических данных, методы изображения и правила их построения. | 3 |
Практические занятия: 1.Анализ статистических рядов | 1 |
Самостоятельная работа: по овладению знаниями, по закреплению и систематизации знаний, по формированию умений | 3 |
Тема 1.4. Основные формы и виды действующей статистической отчетности | Содержание: Основные формы и виды действующей статистической отчетности Абсолютные статистические величины. Относительные статистические величины. | 4 |
Практические занятия: 1.Анализ статистических рядов. | 1 |
Тема 1.5. Показатели вариации | Содержание: Сущность и средних величин. Другие виды средних величин. Понятие о вариации и задачи ее изучения. Выборочное наблюдение и измерение связи. Виды и схемы отбора. Ошибки выборки и оценка результатов. | 8 |
Практические занятия: 1.Понятие средних величин, их виды и способы определения. 2.Использование выборочного метода наблюдений. | 2 |
Самостоятельная работа: по овладению знаниями, по закреплению и систематизации знаний, по формированию умений | 3 |
Тема 1.6. Выборочное наблюдение | Содержание : Выборочное наблюдение и измерение связи. Оценка результатов выборочного наблюдения и распространение его данных на генеральную совокупность. | 3 |
| Практические занятия: 1.Решение задач используя выборочный метод в статистике | 1 |
Самостоятельная работа: по овладению знаниями, по закреплению и систематизации знаний, по формированию умений | 3 |
Тема 1.7. Ряды динамики | Содержание: Динамические ряды и их виды. Основные показатели анализа динамических рядов. | 3 |
| Практические занятия: 1.Методы анализа и приемы преобразования рядов динамики | 1 |
| Самостоятельная работа: по овладению знаниями, по закреплению и систематизации знаний, по формированию умений | 2 |
Тема 1.8. Экономические индексы. | Содержание: Индивидуальные и общие индексы. Веса агрегатных индексов цен и физического объема продукции. Среднеарифметические и среднегармонические индексы, система взаимосвязи. Индексы средних величин. | 4 |
| Практические занятия: 1.Решение задач используя индексный метод для социально –экономических явлений и процессов | 1 |
| Самостоятельная работа: по овладению знаниями, по закреплению и систематизации знаний, по формированию умений | 2 |
Текущий контроль : Контрольная работа №1 Организация государственной статистики | 1 |
Раздел 2. Статистика предприятий | * |
Тема 2.1. Организация наблюдения за деятельностью юридических лиц | Содержание: Статистическое наблюдение – первый этап статистического исследования. Типы предприятий и организаций статистического наблюдения за ним. Классификация хозяйствующих субъектов по правовым формам деятельности. Статрегистр - основа статистического наблюдения. | 5 |
Практические занятия: 1.Определение направлений реформирования статистического наблюдения. | 1 |
| Самостоятельная работа: по овладению знаниями, по закреплению и систематизации знаний, по формированию умений | 2 |
Тема 2.2. Система показателей и отчетности для характеристики деятельности предприятий | Содержание: Общие принципы формирования системы показателей и унифицированной отчетности. Унифицированные формы статистической отчетности. Структурное обследование предприятий. | 4 |
| Практические занятия 1.Заполнение унифицированных форм. | 1 |
| Самостоятельная работа: по овладению знаниями, по закреплению и систематизации знаний, по формированию умений | 2 |
Тема 2.3. Комплексный анализ статистической информации о хозяйствующих субъектах | Содержание: Методологические подходы к комплексному экономико-статистическому анализу. Системный подход к анализу деятельности предприятия. Классификация факторов и резервов повышения эффективности производства. | 2 |
| Самостоятельная работа: по овладению знаниями, по закреплению и систематизации знаний, по формированию умений | 4 |
Текущий контроль: Контрольная работа № 2 Статистика предприятий | 1 |
Дифференцированный зачет | 1 |
Итого аудиторных занятий | 51 |
В том числе: | |
практических занятий | 12 |
Итого самостоятельной работы | 24 |
Консультации | 2 |
Итого максимальная нагрузка | 77 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация дисциплины требует наличия аудитории «Кабинет статистики»
Оборудование кабинета
рабочее место преподавателя
Комплект учебно-методической документации:
- стенд: Статистика
4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники:
- Толстик Н.В. Статистика: учебник / Н.В.Толстик, Н.М. Матегорина. – Изд. 6-е, допол. И перераб. – Ростов н/Д : Феникс, 2010., 344, [1]
Интернет-ресурсы:
http:/ 192.168.1.20/ biblioteka /book /. statisika / pdf
5. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в процессе текущего (рубежного) контроля, промежуточной аттестации в форме зачета
Таблица №1
Требования к результатам освоения (должен уметь, знать) | Функциональная принадлежность оценочного средства |
Уметь |
использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач профессиональной деятельности | Контрольная работа №1 Организация государственной статистики Дифференцированный зачет |
собирать и регистрировать статистическую информацию | Контрольная работа №1 Организация государственной статистики Дифференцированный зачет |
проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения | Практическое занятие: Анализ статистических рядов |
выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы; | Практическое занятие: Сводка и группировка статистических данных |
производить наблюдения за деятельностью юридических лиц | Практическое занятие: Определение направлений реформирования статистического наблюдения |
составлять отчетность деятельности предприятий | Контрольная работа №2 Статистика предприятий Дифференцированный зачет |
проводить анализ статистической информации о хозяйствующих субъектах | Контрольная работа №2 Статистика предприятий Дифференцированный зачет |
Знать |
предмет, метод и задачи статистики | Контрольная работа №1 Организация государственной статистики Дифференцированный зачет |
принципы организации государственной статистики | Контрольная работа №1 Организация государственной статистики Дифференцированный зачет |
современные тенденции развития статистического учета | Контрольная работа Дифференцированный зачет |
основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации | Практическое занятие: Анализ статистических рядов |
основные формы и виды действующей статистической отчетности | Контрольная работа Дифференцированный зачет |
статистические наблюдения; сводки и группировки, способы наглядного представления статистических данных; статистические величины: абсолютные, относительные, средние; | Контрольная работа Дифференцированный зачет |
показатели вариации; ряды: динамики и распределения, индексы. | Практическое занятие: Понятие средних величин, их виды и способы определения |
организацию наблюдения за деятельностью юридических лиц | Практические занятия: Определение направлений реформирования статистического наблюдения |
систему показателей и отчетности для характеристики деятельности предприятий | Практические занятия Заполнение унифицированных форм. |
комплексный анализ статистической информации о хозяйствующих субъектах | Контрольная работа №2 Статистика предприятий Дифференцированный зачет |
Таблица 2
Требования к результатам освоения (профессиональные компетенции) | Функциональная принадлежность оценочного средства |
ПК 1.8 Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности, определять статистические величины, показатели вариации и индексы | Дифференцированный зачет |
Таблица 3
Требования к результатам освоения (общие компетенции) | Формы и методы сформированности компетенций |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Оценка преподавателя в участии студента в учебных, образовательных, воспитательных мероприятиях в рамках профессии. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Наблюдение за соблюдением технологии изготовления продукта. |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Наблюдение за поведением в нестандартных и нештатных ситуациях. |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Наблюдение, оценка преподавателем решения профессиональных задач, практического задания. |
ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий. | Наблюдение за соблюдением действующего законодательства и обязательных требований нормативных документов, а также требований стандартов, технических условий. |