с. Зональное
Рабочая программа учебного предмета «Экономика, 10-11 (базовый уровень)» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов и материалов:
• развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
• воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
• освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для после дующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы сред него и высшего профессионального образования или для самообразования;
• овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ | 5 (отл.) | 4 (хор.) | 3 (уд.) | 2 (неуд.) |
1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение) | Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) | Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализировать и делать выводы | Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3. Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу | Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) | Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
5.Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание | Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание | Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно | Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
Причины возникновения фирм. Предпринимательский талант как источник доходов. Экономические задачи фирмы. Типы фирм по российскому законодательству.
Урок 20.
Понятие о внешних и внутренних ресурсах и затратах фирмы. Разница между бухгалтерскими и экономическими затратами фирмы. Понятие о нормальной прибыли владельца фирмы. Понятие о постоянных и переменных затратах. Средние и переменные затраты.
Классификация рынков по типу конкуренции. Влияние степени монополизации рынка на положение продавцов и покупателей. Роль государства в ограничении монополизации рынков.
Условия бизнес-успеха. Экономическое значение менеджмента и маркетинга. Как фирма управляет своими денежными средствами. Зачем предпринимателю бизнес-план.
Источники доходов семей в странах с различными типами экономических систем. Изменение структуры доходов семей как следствие экономических преобразований в стране. Закон Энгеля. Структура семейных расходов как индикатор уровня экономического развития страны. Понятие о номинальных и реальных доходах семей.
Влияние инфляции на уровень жизни семей. Роль семейных сбережений для экономического развития страны. Страхование.
Неравенство доходов и неравенство богатства. Методы измерения неравенства доходов. Экономические последствия неравенства доходов. Механизм регулирования дифференциации доходов в экономике смешанного типа. Экономические аспекты бедности. Социальные программы как метод смягчения проблемы бедности. Плюсы и минусы программ поддержки беднейших групп общества.
Экономическая политика государства и ее основные задачи. Инструменты государственной экономической политики. «Эффект кобры».
Макроэкономические процессы в экономике страны. Понятие о товарах конечного и промежуточного потребления. Что такое валовой внутренний продукт и какое значение его величина имеет для граждан страны. От чего зависят темпы роста ВВП России. Что такое макроэкономическое равновесие и почему оно важно для станы. Как государство может поддерживать равновесие в экономике страны. Что такое экономический цикл и как он влияет на жизнь граждан.
Инфляция и методы ее измерения. Типы инфляции в зависимости от скорости роста цен. Типы инфляции в зависимости от причин ее возникновения. Способы подавления инфляции.
Роль налогооблажения в формировании доходов государства. Видов налогов и их влияние на уровни доходов продавцов и покупателей, а также на уровни цен. Основные видов налогов, применяемые в России. Понятие о государственном бюджете. Основные виды доходов и расходов федерального бюджета России.
Бюджетное тождество и бюджетный дефицит. Понятие о государственном долге. Причины возникновения государственного долга и способы его сокращения. Способы государственного одалживания. Внешний государственный долг и его влияние на благосостояние граждан страны.
Причины, порождающие необходимость в экономическом росте. Сущность экономического роста и его измерение. Ограниченность ресурсов и ее значение для экономического роста. Факторы ускорения экономического роста. Человеческий капитал и его значение для обеспечения экономического роста. Понятие об экстенсивном и интенсивном экономическом росте.
Что изучает геоэкономика. Чем опасны «ножницы неравенства» в благосостоянии между странами. Можно ли предотвратить глобальную экономическую катастрофу и острые конфликты между бедными и богатыми странами.
Экономические причины возникновения международной торговли. Понятие об импорте и экспорте. Принципы абсолютного и относительного экономического преимущества и их значение в формировании международного разделения труда и мировой торговли. Влияние международной торговли на производственные возможности и уровни благосостояния торгующих стран.
Причины сохранения многовалютности и ее значение для возникновения валютного рынка. Валютный курс как цена национальной денежной единицы. Механизмы формирования валютных курсов и особенности их проявления в условиях России. Экономические последствия изменений валютных курсов.
Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе. В 2-х книгах. — М.: ВИТА-ПРЕСС, любое издание.
Савицкая Е. В. Рабочая тетрадь по экономике. № 1—4. — М.: ВИТА-ПРЕСС, любое издание.
Савицкая Е.В., Серёгина С.Ф. Уроки экономики в школе: пособие для учителя. – М.: Вита-пресс,2015 г.
Савенок В.С. Как составить личный финансовый план. Путь к финансовой независимости.- СПб.:Питер,2007
Шевцова С, Горба М. 10 способов стать богаче. Личный бюджет.- СПб.: Питер,2006
Дёмин Ю. Всё о кредитах. Понятно и просто.- СПб.: Пирер,2006
№ урока | Тема урока | Количество часов | Элементы содержания | Предметные умения | Универсальные учебные действия | Домашнее задание | Дата проведения |
Тема 10. Что такое фирма и как она действует на рынке (4 часа) |
1 | Причины возникновения фирм. Типы фирм | 1 | Предпринимательский талант как источник доходов. Экономические задачи фирмы. Типы фирм по российскому законодательству. | Объяснять понятия и термины: фирма, предприниматель, чистая прибыль, хозяйственное товарищество, акционерное общество | Знать и понимать: Причины возникновения фирм, типы фирм; уметь приводить примеры: фирм разных типов | § 21, словарь темы, задание в тетради | 04.09 |
2 | Понятие о постоянных и переменных, средних и предельных затратах. | 1 | Разница между бухгалтерскими и экономическими затратами фирмы. Понятие о нормальной прибыли владельца фирмы. Понятие о постоянных и переменных затратах. Средние и переменные затраты. | Объяснять понятия и термины: общие издержки, внутренние ресурсы, экономические издержки, бухгалтерские издержки, постоянные и переменные издержки, маржинальные издержки, предельные издержки, | Знать и понимать: Постоянные и переменные, средние и предельные затраты; уметь приводить примеры: разницы между бухгалтерскими и экономическими затратами фирмы | § 22, словарь темы, задание в тетради | 11.09 |
3 | Классификация рынков по типу конкуренции | 1 | Влияние степени монополизации рынка на положение продавцов и покупателей. Роль государства в ограничении монополизации рынков. | Объяснять понятия и термины: типы конкурентных рынков, совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия | Знать и понимать: структуру рынков, классификацию их по типу конкуренции; уметь приводить примеры: монополизации рынков, влияния государства в ограничение действий монополий | § 22, словарь темы, задание в тетради | 18.09 |
4 | Условия бизнес - успеха. Экономическое значение менеджмента и маркетинга | 1 | Экономическое значение менеджмента и маркетинга. Как фирма управляет своими денежными средствами. Зачем предпринимателю бизнес-план. | Объяснять понятия и термины: рейтинг (ранжирование) по успешности, прибыльные продажи и активы, эффективные инвестиции, маркетинговая стратегия фирмы, рыночная стоимость фирмы, менеджмент, маркетинг, финансовый менеджмент, нераспределённая прибыль, амортизация, источники финансирования | Знать и понимать: условия успеха в бизнесе; уметь приводить примеры: грамотного менеджмента и маркетинга, поведения на рынке | § 23, словарь темы, задание в тетради, повторение по ?? (с.164-165) | 25.09 |
Тема 11. Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов и его последствия. (3 часа) |
5 | Источники доходов семей в странах с различными типами экономических систем. | 1 | Изменение структуры доходов семей как следствие экономических преобразований в стране. Закон Энгеля. Структура семейных расходов как индикатор уровня экономического развития страны. Понятие о номинальных и реальных доходах семей. | Объяснять понятия и термины: семейные доходы, структура семейных доходов, Закон Энгеля, структура потребительских расходов семей | Знать и понимать: Источники доходов семей в странах с различными типами экономических систем; уметь приводить примеры: проявления Закона Энгеля, номинальных и реальных доходов | § 24, словарь темы, задание в тетради | 02.10 |
6 | Влияние инфляции на уровень жизни семей | 1 | Роль семейных сбережений для экономического развития страны. Страхование. | Объяснять понятия и термины: номинальный и реальный доход, фиксированный и переменный доходы, потребности семьи, типы страхования | Знать и понимать: роль семейных сбережений для экономического развития страны; уметь приводить примеры: разных видов страхования | § 25, словарь темы, задание в тетради | 09.10 |
7 | Неравенство доходов и неравенство богатства. | 1 | Методы измерения неравенства доходов. Экономические последствия неравенства доходов. Механизм регулирования дифференциации доходов в экономике смешанного типа. Экономические аспекты бедности. Социальные программы как метод смягчения проблемы бедности. Плюсы и минусы программ поддержки беднейших групп общества. | Объяснять понятия и термины: причины неравенства, богатство семьи, завещание, кривая Лоренца, прогрессивное налогообажение, социальный трансферт | Знать и понимать: Причины неравенства доходов, методы активного экономического поведения; уметь приводить примеры: государственных социальных программ по смягчению бедности, механизмы государственного регулирования доходов в условиях смешанной экономики | § 26, словарь темы, задание в тетради, повторение по ?? (с.182-183) | 16.10 |
Тема 12. Экономические задачи государства (3 часа) |
8 | Экономическая политика государства и её основные задачи | 1 | Инструменты государственной экономической политики. «Эффект кобры». | Объяснять понятия и термины: экономическая свобода, право собственности, гражданское законодательство, арбитражный суд, надзорные органы; монополизация рынка, внешние (побочные) эффекты, экономические функции государства, защита прав потребителя | характеризовать: - роль государства как экономической свободы; - государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни | §27-28, словарь темы, задание в тетради | 23.10 |
9 | Макроэкономические процессы в экономике страны. | 1 | Понятие о товарах конечного и промежуточного потребления. Что такое валовой внутренний продукт и какое значение его величина имеет для граждан страны. От чего зависят темпы роста ВВП России. Что такое макроэкономическое равновесие и почему оно важно для страны. Как государство может поддерживать равновесие в экономике страны. Что такое экономический цикл и как он влияет на жизнь граждан. | Объяснять понятия и термины: ВВП, ВНП, национальный доход, совокупный спрос, совокупное предложение, стадии (фазы ) экономического цикла | Знать и понимать: Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы. Макроэкономические агенты и макроэкономические рынки. Кругооборот расходов и доходов Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП). Конечная и промежуточная продукция. Добавленная стоимость. ВВП на душу населения. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | § 29, словарь темы, задание в тетради | 30.10 |
10 | Инфляция и методы её измерения | 1 | Типы инфляции в зависимости от скорости роста цен. Типы инфляции в зависимости от причин ее возникновения. Способы подавления инфляции. | Объяснять понятия и термины: инфляция (умеренная, галопирующая, высокая, гиперинфляция), покупательная способность денег, импортируемая инфляция, дефляция; экономическая политика государства | Знать и понимать: Закон денежного обращения. Уравнение обмена Фишера. Инфляция: понятие, виды и причины. Инфляция спроса и инфляция предложения. Дефляция. Последствия и издержки инфляции. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | § 30-31, словарь темы, задание в тетради, повторение по ?? (с.216) | 13.11 |
Тема 13. Государственные финансы (2 часа) |
11 | Роль налогооблажения в формировании доходов государства. | 1 | Виды налогов и их влияние на уровни доходов продавцов и покупателей, а также на уровни цен. Основные виды налогов, применяемые в России. Понятие о государственном бюджете. Основные виды доходов и расходов федерального бюджета России. | Объяснять понятия и термины: финансы, налогообложение, прямые и косвенные налоги, акциз, пошлина, ставка налога, механизм налогообложения | Знать и понимать: - разницу между пропорциональными, прогрессивными и регрессивными налогами; - определение налоговой базы, среднюю и предельную ставку налога; | § 32, словарь темы, задание в тетради | 20.11 |
12 | Бюджетное тождество и бюджетный дефицит. | 1 | Понятие о государственном долге. Причины возникновения государственного долга и способы его сокращения. Способы государственного одалживания. Внешний государственный долг и его влияние на благосостояние граждан страны. | Объяснять понятия и термины: бюджет, трансферт (бюджетный), дефицит государственного бюджета, профицит государственного бюджета, «теневая экономика», эмиссия денег, государственные ценные бумаги, государственный долг | Знать и понимать: - причину возникновения дефицита государственного бюджета; - разницу между ограничительной, антициклической, расширительной фискальной политикой. | § 33, словарь темы, задание в тетради, повторение по ?? (с.233) | 27.11 |
Тема 14. Экономический рост (2 часа) |
13 | Причины, порождающие необходимость в экономическом росте. | 1 | Сущность экономического роста и его измерение. Ограниченность ресурсов и ее значение для экономического роста. Факторы ускорения экономического роста. Человеческий капитал и его значение для обеспечения экономического роста. Понятие об экстенсивном и интенсивном экономическом росте. | Объяснять понятия и термины: экономический рост, человеческий капитал, интенсивный рост, экстенсивный рост | Знать и понимать: показатели экономического роста, их причины. Уметь: - объяснять закон убывающей доходности; - анализировать экстенсивный и интенсивный экономический рост; - анализировать издержки и выгоды экономического роста; - объяснять понятие «порочный круг бедности» | § 34, словарь темы, задание в тетради | 04.12 |
14 | Что изучает геоэкономика | 1 | Чем опасны «ножницы неравенства» в благосостоянии между странами. Можно ли предотвратить глобальную экономическую катастрофу и острые конфликты между бедными и богатыми странами. | Объяснять понятия и термины: «ножницы неравенства», децильный коэффициент, геоэкономика | Знать и понимать: Экономические циклы. Типы экономических циклов. Классические среднесрочные циклы деловой активности. Причины экономических циклов. Фазы цикла. Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | § 35, словарь темы, задание в тетради,, повторение по ?? (с.243) | 11.12 |
Тема 15. Организация международной торговли (2 часа) |
15 | Экономические причины возникновения международной торговли. | 1 | Понятие об импорте и экспорте. Принципы абсолютного и относительного экономического преимущества и их значение в формировании международного разделения труда и мировой торговли. Влияние международной торговли на производственные возможности и уровни благосостояния торгующих стран. | Объяснять понятия и термины: неравное распределение природных ресурсов, импортные квоты, демпинг, протекционизм; импорт, экспорт, принцип абсолютного и относительного преимущества | Знать и понимать: - основные экономические принципы функционирования рынка и государства; - как определяют цены в международной торговле; - как воздействуют тарифы на-конкретные тарифные рынки. Уметь: - определять цели и средства протекционизма; - доказывать выгоды от международной торговли; - анализировать отношения России и ВТО | § 36, словарь темы, задание в тетради | 18.12 |
16 | Причины сохранения многовалютности и ее значение для возникновения валютного рынка. | 1 | Валютный курс как цена национальной денежной единицы. Механизмы формирования валютных курсов и особенности их проявления в условиях России. Экономические последствия изменений валютных курсов. | Объяснять понятия и термины: валютный рынок, конвертируемость валют, валютный обменный курс, «золотой стандарт» | Знать и понимать: - определение спроса и предложения на рынке валют; - понятия: девальвация, мировой валютный рынок, валютные риски, платежный баланс страны золотого стандарта. Уметь: - анализировать, как на валютный курс воздействует денежная кредитная политика; - объяснять систему «плавающих» валютных курсов; - объяснять счета движения капитала и счета текущих операций | § 37, словарь темы, задание в тетради, повторение по ?? (с.258) | 25.12 |
| Всего | 16 | | | | | 16 |