СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 10 класс базовый уровень (на 2 ч.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа построена в соответствии  с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования для 10-х классов по обществознанию (приказ МО РФ № 189 от 2004 г.) с учётом авторской программы Л.Н. Боголюбова, Н.Л. Городецкой, Л.Ф. Ивановой. «Обществознание. 10-11 классы, базовый уровень». Авторская программа - М.: «Просвещение, 2010. Данная программа используется для учебников по обществознанию образовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования РФ, «Обществознание. 10 класс. Базовый уровень». Под ред. Л.Н. Боголюбова.- М. «Просвещение, 2009. Специфика данной учебной дисциплины обусловлена тем, что содержание среднего (полного) обществоведческого об­разования на базовом уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изуче­ния: общество в целом, человек, как духовное существо, деятельность человека, духовная культура, экономическая и социальная сфера,  национальные отношения, политическая сфера, право и правоотношения и др. Все означенные компоненты содержания взаимо­связаны. Особенность изучаемого курса состоит в том, что содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем изучения таких разделов как «Общество», «Человек», «Духовная культура», «Экономика», «Социальная сфера», «Политическая сфера» и «Право как особая система норм», рассмотренных в рамках основного общего образования. Данный учебный предмет входит в образовательную область обществознание. В данном курсе представлены осно­вы важнейших социальных наук: философии, социоло­гии, политологии, социальной психологии, экономики и права. Успешное освоение содержания обществознания требует межпред­метного взаимодействия с курсами. «История», «Геогра­фия», «Литература», «Философия», «Политология», «Право», «Экономика» и др.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по обществознанию 10 класс базовый уровень (на 2 ч.)»

40


«Рассмотрено»

Руководитель МО

______/Панкратова Ж.А./

Протокол № ____ от

«___»___________2015 г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по ИР МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Ртищево Саратовской области»

__________/Бубенцова Т.Е./

«___»____________2015 г.

«Утверждено»

Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Ртищево Саратовской области»

_____________/Авдеева О.Н,/

Приказ № _____ от

«___»___________2015 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Панкратовой Жанны Александровны

(высшая категория)

по обществознанию

(10 класс базовый уровень)







Принято на заседании

педагогического совета

протокол № ____ от

«___»_______2015 г.









2015 – 2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования для 10-х классов по обществознанию (приказ МО РФ № 189 от 2004 г.) с учётом авторской программы Л.Н. Боголюбова, Н.Л. Городецкой, Л.Ф. Ивановой. «Обществознание. 10-11 классы, базовый уровень». Авторская программа - М.: «Просвещение, 2012. Данная программа используется для учебников по обществознанию образовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования РФ, «Обществознание. 10 класс. Базовый уровень». Под ред. Л.Н. Боголюбова.- М. «Просвещение, 2012

Программа адресована учащимся 10 класса муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Ртищево Саратовской области».

Специфика данной учебной дисциплины обусловлена тем, что содержание среднего (полного) обществоведческого об­разования на базовом уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изуче­ния: общество в целом, человек, как духовное существо, деятельность человека, духовная культура, экономическая и социальная сфера, национальные отношения, политическая сфера, право и правоотношения и др. Все означенные компоненты содержания взаимо­связаны.

Особенность изучаемого курса состоит в том, что содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем изучения таких разделов как «Общество», «Человек», «Духовная культура», «Экономика», «Социальная сфера», «Политическая сфера» и «Право как особая система норм», рассмотренных в рамках основного общего образования.

Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Ртищево Саратовской области».

Изучение обществознания в старшей школе на про­фильном уровне направлено на достижение конкретных целей и задач

развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; 
воспитание общероссийской идентичностигражданской ответственности, правового самосознания,  толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; 
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования; 
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; 
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных  отношений;  гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. 

Помимо знаний, содержательными компонентами кур­са являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и прин­ципов поведения людей по отношению к обществу и дру­гим людям; система гуманистических и демократических ценностей.

Предусматривается формирование у учащихся следующих обще­учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направле­нии приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования яв­ляются:

— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравне­ния, сопоставления, оценки и классификации объектов;

— использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

— исследование реальных связей и зависимостей;

— умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

— объяснение изученных положений на самостоятель­но подобранных конкретных примерах;

— поиск нужной информации по заданной теме в ис­точниках различного типа и извлечение необходимой ин­формации из источников, созданных в различных знако­вых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудио­визуальный ряд и др.);

— отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной ин­формации;

— передача содержания информации адекватно постав­ленной цели (сжато, полно, выборочно);

— перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.) выбор знаковых систем адекватно познава­тельной и коммуникативной ситуации;

— выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

— уверенная работа с текстами различных стилей, по­нимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

— владение навыками редактирования текста;

— самостоятельное создание алгоритмов познаватель­ной деятельности для решения задач творческого и поис­кового характера;

— участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвиже­ние гипотез, осуществление их проверки, владение при­емами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что про­изойдет, если...»);

— формулирование полученных результатов;

— создание собственных произведений, идеальных мо­делей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, ре­ализация оригинального замысла, использование разнооб­разных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;

— пользование мультимедийными ресурсами и ком­пьютерными технологиями для обработки, передачи, сис­тематизации информации, создания баз данных, презен­тации результатов познавательной и практической дея­тельности;

— владение основными видами публичных выступле­ний (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), сле­дование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Учащиеся должны обладать следующими умениями:

— работать с различными ис­точниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

— критически воспринимать и осмыслять разнородную социаль­ную информацию, отражающую различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

— анализировать явления и события, происходящих в современной со­циальной жизни, с применением методов социального познания;

— решать проблемные, логические, творческие задачи, отража­ющие актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;

— участвовать в обучающих играх (ролевых, ситуативных, дело­вых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

— участвовать в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным со­циальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции, оппонирование иному мнению;

— осуществлять учебно-исследовательскую работу по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученичес­ких проектов;

— подготавливать рефераты, осваивать приемы оформления резуль­татов исследования актуальных социальных проблем;

— осмыслять опыт взаимодействия с другими людьми, соци­альными институтами, участвовать в гражданских инициативах и раз­личных формах самоуправления.

50% учебного времени в каждой теме отводится на самосто­ятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. К этому добавляет­ся время из резерва, выделенного для каждого года обучения.

Программа объемом 70 часов изучается в течение 2015-2015 учебного года (2 часа в неделю).

При отбое содержания образования курса обществознание использовались следующие принципы:

- принцип доступности

- принцип последовательности

- принцип наглядности

- принцип культуросообразности

- принцип системно-описательный

- принцип сознательности и активности

- принцип связи теории с практикой

- принцип научности

- принцип систематичности и последовательности

- принцип прочности и др.

Данный учебный предмет входит в образовательную область обществознание. В данном курсе представлены осно­вы важнейших социальных наук: философии, социоло­гии, политологии, социальной психологии, экономики и права. Успешное освоение содержания обществознания требует межпред­метного взаимодействия с курсами. «История», «Геогра­фия», «Литература», «Философия», «Политология», «Право», «Экономика» и др.


Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает 35 вопросов (заданий) по основным проблемам курса.

Система оценки учащихся и инструментарий для оценивания результатов учащихся

Инструментарием для оценивания результатов учащихся являются следующие оценки: «5» («отлично»), «4» («хорошо»), «3» («удовлетворительно»), «2» («неудовлетворительно»), «зачёт», «незачёт».

Система оценивания результатов учащихся:

Оценка «5» («отлично») ставится, если учащиеся свободно ориентируются в тексте параграфа, могут кратко изложить его; знают, понимают, могут объяснить необходимые термины и понятия, для их иллюстрации могут привести примеры; выполняют верно задания и проблемные задания к тексту параграфа или в тетради на печатной основе; отвечают на вопросы в учебнике к тексту параграфа; отвечают на дополнительные вопросы учителя; высказывают и аргументировано доказывают свою точку зрения, успешно решают тесты, могут подготовить и защитить проект, активно участвуют в семинарах и круглых столах.

Оценка «4» («хорошо») ставится, если учащиеся свободно ориентируются в тексте параграфа, могут кратко изложить его; знают, понимают необходимые термины и понятия, для их иллюстрации могут привести примеры; выполняют верно часть заданий к тексту параграфа или в тетради на печатной основе; отвечают на вопросы в учебнике к тексту параграфа, стараются высказывать и доказывать свою точку зрения, успешно решают тесты, могут подготовить и защитить проект, принимают участие в семинарах и круглых столах.

Оценка «3» («удовлетворительно») ставится, если учащиеся ориентируются в тексте параграфа, могут частично или при помощи наводящих вопросов учителя изложить его; знают необходимые термины и понятия; выполняют верно некоторые задания к тексту параграфа или в тетради на печатной основе; отвечают на вопросы в учебнике к тексту параграфа, стараются высказывать свою точку зрения, хотя не всегда могут доказать её, удовлетворительно решают тесты, принимают посильное участие в подготовке и защитите проекта, в семинарах и круглых столах.

Оценка «2» («неудовлетворительно») ставится, если учащиеся не ориентируются в тексте параграфа, не могут при помощи наводящих вопросов учителя изложить его; не знают необходимые термины и понятия; не выполняют задания к тексту параграфа или в тетради на печатной основе; не могут ответить на вопросы в учебнике к тексту параграфа, не могут решить тесты, не принимают участия в подготовке и защитите проекта, в семинарах и круглых столах.






















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п.п.

Кол-во час

Дата

Тема урока

Тип урока

Вид контроля


15


Раздел 1. Общество и человек.




4


Тема 1. Общество.



1-2

2


Введение в курс.

Что такое общество

Повторение «Введение в курс»

Урок-лекция, комбинированный

Устный опрос. Проблемные задания

3

1


Общество как сложная динамическая система.

Повторение «Введение в курс.

Что такое общество»

Семинар

Работа с таблицей

Конспект в тетради

4

1


Повторение темы «Общество»

Повторно-обобщающий урок

Самостоятельная работа


11


Тема 2. Человек.



5-6

2


Природа человека.

Антропогенез человека.

Повторение «Общество как сложная динамическая система»

Урок-лекция, комбинированный

Практические задания

7-8

2


Человек как духовное существо.

Человек – существо духовное.

Повторение «Природа человека»

Урок-лекция, семинар

Работа с документами

9-10

2


Деятельность – способ существования людей.

Деятельность как способ существования людей.

Повторение «Человек как духовное существо»

Урок-лекция, семинар

Решение познавательных и практических задач

11-12

2


Познание и знание.

Познание как способ деятельности, знание как результат деятельности.

Повторение «Деятельность – способ существования людей»

Урок-лекция, семинар

Тестовые задания


13-14

2


Человек в системе социальных связей.

Человек и его социальные связи.

Повторение «Познание и знание»

Урок-лекция, семинар

Эссе

фронтальный опрос

15

1


Повторение раздела «Общество и человек»


Повторно-обобщающий урок

Выполнение тестовых заданий


40


Раздел 2. Основные сферы общественной жизни.




8


Тема 1. Духовная культура.



16-17

2


Культурная и духовная жизнь общества.

Духовная жизнь как сфера человеческой деятельности.

Повторение «Человек в системе социальных связей»

Урок-лекция, комбинированный

Развернутый ответ на вопрос, работа с документом, эссе

18-19

2


Наука и образование.

Наука и образование в РФ.

Повторение «Культурная и духовная жизнь общества»

Урок-лекция, семинар

Работа с раздаточным материалом

20-21

2


Мораль. Религия.

Мораль и религия в РФ.

Повторение «Наука и образование»

Урок-лекция, семинар

Работа с документами

Устный опрос

22

1


Искусство и духовная жизнь

Повторение «Мораль. Религия»

Семинар

Проекты, тестовые задания

23

1


Повторение темы «Духовная культура»


Повторно-обобщающий урок

Проекты, тестовые задания


5


Тема 2. Экономика.



24-25

2


Роль экономики в жизни общества.

Роль экономики в жизни российского общества.

Повторение «Искусство и духовная жизнь»

Урок-лекция, комбинированный

Решение познавательных и практических задач

26-27

2


Экономическая культура.

Экономическая культура в РФ.

Повторение «Роль экономики в жизни общества»

Урок-лекция, комбинированный

Работа с документами

Устный опрос

28

1


Повторение темы «Экономика»

Повторно-обобщающий урок

Выполнение тестовых заданий, эссе


16


Тема 3. Социальная сфера.



29-31

3


Социальная структура общества.

Социальная структура российского общества.

Особенности социальной структуры общества.

Повторение «Экономическая культура.»

Урок-лекция, комбинированный

Термины по теме.

Работа с документами

Тестирование

32-34

3


Социальные взаимодействия.

Роль социального взаимодействия в жизни человека.

Особенности социального взаимодействия.

Повторение «Социальная структура общества»

Урок-лекция, комбинированный

Развернутый ответ на вопрос, работа с документом, эссе

35-37

3


Социальные нормы. Отклоняющееся поведение.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

Повторение «Социальные взаимодействия»

Урок-лекция, семинар

Решение познавательных и практических задач

38-39

2


Нации и межнациональные отношения.

Проблемы межнациональных отношений в мире на современном этапе развития.

Повторение «Социальные нормы и отклоняющееся поведение»

Урок-лекция, семинар

Развернутый ответ на вопрос, работа с документом

40-41

2


Семья и быт.

Роль быта в современных семейных отношениях.

Повторение «Нации и межнациональные отношения»

Урок-лекция, семинар

Работа с раздаточным материалом

42

1


Социальное развитие и молодёжь

Повторение «Семья и быт»

Комбинированный

Решение познавательных и практических задач

43-44

2


Повторение темы «Социальная сфера»

Решение заданий.

Повторно-обобщающий урок

Выполнение тестовых заданий, эссе


11


Тема 4. Политическая сфера.



45-46

2


Политика и власть.

Политика и власть в РФ.

Повторение «Социальное развитие и молодёжь»

Урок-лекция, комбинированный

Работа с текстом учебника, выполнение проблемных заданий, эссе.

47-48

2


Политическая система.

Политическая система в РФ.

Повторение «Политика и власть»

Урок-лекция, семинар

Письменная работа, эссе

49-50

2


Гражданское общество и правовое государство.

Гражданское общество и правовое государство в РФ.

Повторение «Политическая система»

Урок-лекция, семинар

Запись лекции, беседа, эссе

51-52

2


Демократические выборы и политические партии.

Демократические выборы и политические партии в РФ.

Повторение «Гражданское общество и правовое государство»

Урок-лекция, семинар

Работа с текстом учебника, выполнение проблемных заданий.

53-54

2


Участие гражданина в политической жизни.

Участие граждан в политической жизни современной России.

Повторение «Демократические выборы и политические партии»

Урок-лекция, семинар

Работа с раздаточным материалом

55

1


Повторение темы «Политическая сфера»

Повторно-обобщающий урок

Решение тестовых заданий


15


Раздел 3. Право.




15


Тема 1. Право.



56-57

2


Право в системе социальных норм.

Право в системе социальных российских норм.

Повторение «Участие гражданина в политической жизни»

Урок-лекция, комбинированный

Решение познавательных и практических задач

58

1


Источники права

Повторение «Право в системе социальных норм»

Урок-лекция

Развернутый ответ на вопрос, работа с документом

59 -61

3


Правоотношения. Правонарушения.

Правоотношения и правонарушения.

Повторение «Источники права»

Урок-лекция, семинар

Работа с текстом учебника, выполнение проблемных заданий, эссе.



62-63

2


Современное российское законодательство.

Особенности современного российского законодательства.

Повторение «Правоотношения и правонарушения»

Урок-лекция, семинар

Решение познавательных и практических задач

64

1


Предпосылки правомерного поведения

Повторение «Современное российское законодательство»

Комбинированный

Работа с документами

Устный опрос

65-66

2


Общество в развитии.

Российское общество на современном этапе развития.

Повторение «Предпосылки правомерного поведения»


Урок-лекция, семинар

Развернутый ответ на вопрос, работа с документом, эссе

67

1


Российское законодательство на современном этапе развития.

Повторение «Общество в развитии»

Комбинированный

Решение тестовых заданий, эссе

68

1


Право в нашей жизни.

Повторение «Российское законодательство на современном этапе развития»

Комбинированный

Дискуссии, презентации,

творческие работы

69

1


Человек и закон

Повторение раздела «Право»

Повторно-обобщающий урок

Решение познавательных и практических задач

70

1


Повторение курса «Человек и общество». Итоговое занятие.



Повторно-обобщающий урок

Решение тестовых заданий










СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (70 ч.)

10 класс (базовый уровень)


Раздел 1. Общество и человек. (15 ч.)


Тема 1. Общество. (4 ч.)


Что такое общество (2 ч.)

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Обще­ство и природа. Общество и культура. Науки об обществе.

Учащиеся должны

Знать понятия: общество, природа, «вторая» природа, культура, наука.

Уметь раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук


Общество как сложная динамическая система (1 ч.)

Структура общества. Общество как сложная динамичная си­стема. Взаимосвязь экономической» социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.

Учащиеся должны

Знать понятия: общество, структура общества, характеристика общества как системы, сферы (подсистемы) общества, социальные институты.

Понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы

Уметь: осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма)


Общество. Повторно-обобщающий урок (1 ч.)

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы. Контроль знаний.


Тема 2. Человек. (11 ч.)


Природа человека (2 ч.)

Природа человека. Человек как продукт биологической, со­циальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни челове­ка. Науки о человеке.

Учащиеся должны

Уметь: осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма)

Знать понятия: человек, индивид, личность, потребности человека, способности человека.

Применять знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблем.


Человек как духовное существо (2 ч.)

Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.

Учащиеся должны

Знать понятия: мировоззрение, исторические типы мировоззрения, ценности, патриотизм, гражданственность.

Использовать приобретённые знания для кри­тического восприятия информации, получае­мой в межличностном общении и массовой периодике


Деятельность – способ существования людей (2 ч.)

Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и дея­тельность.

Учащиеся должны

Знать понятия: деятельность, принципы деятельности, структура деятельности, мотивация деятельности, виды деятельности, сознание.

Осуществлять поиск социальной информации, представленной в раз­личных знаковых систе­мах

Познание и знание (2 ч.)

Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализа­ция. Социальное поведение. Единство свободы и ответственно­сти личности.

Учащиеся должны

Знать понятия: человек, индивид, личность, самосознание, самореализация, социальное и асоциальное поведение, свобода, ответственность.

Использовать приобретенные знания для решения практических жизненных проблем, возникающих в соци­альной деятельности


Человек в системе социальных связей (2 ч.)

Познание и знание. Познание мира: чувственное и рацио­нальное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многооб­разие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

Учащиеся должны

Знать понятия: познание, знание, уровни познания, истина, критерии истины, формы знаний.

Формулировать на основе приобретён­ных обществоведческих знаний собственные су­ждения и аргументы по определённым пробле­мам.


Общество и человек. Повторно-обобщающий урок (1 ч.)

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы. Контроль знаний.


Раздел 2. Основные сферы общественной жизни. (40 ч.)


Тема 1. Духовная культура. (8 ч.)


Культурная и духовная жизнь общества (2 ч.)

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Фор­мы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.

Учащиеся должны

Знать понятия: культура, духовность, формы культуры, типология СМИ.

 Уметь: анализировать особен­ности культурных ценностей и объяснять сущность культур­ного наследия; делать выводы, отвечать на вопросы.

Подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике


Наука и образование (2 ч.)

Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.

Учащиеся должны

Знать понятия: наука, образование, самообразование, этика.

Анализировать актуальную информацию о со­циальных объектах, выделяя их существенные признаки, закономерно­сти развития


Мораль. Религия. (2 ч.)

Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.

Учащиеся должны

Знать понятия: мораль, религия, мировые религии, национальные религии, нравственность.

Использовать приобретенные знания для решения практических жизненных проблем, возникающих в соци­альной деятельности.


Искусство и духовная жизнь (1 ч.)

Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основ­ные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

Учащиеся должны

Знать понятия: искусство и его формы, эстетическая культура.

Объяснять суть субъектов художественной куль­туры


Духовная культура. Повторно-обобщающий урок (1 ч.)

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы. Контроль знаний.


Тема 2. Экономика. (5 ч.)


Роль экономики в жизни общества (2 ч.)

Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсис­тема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения обще­ства. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние эконо­мики и политики.

Учащиеся должны

Знать понятия: экономика, экономическая деятельность.

Объяснять поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в экономической сфере;

Решать творческие задачи по проблемам ориентации человека в сложных процессах экономической жизни.


Экономическая культура (2 ч.)

Экономическая культура. Экономический интерес, экономи­ческое поведение. Свобода экономической деятельности и соци­альная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура про­изводства и потребления.

Учащиеся должны

Знать понятия: экономическая культура, предпринимательство, бизнес, производство, потребление.

Определять значение экономической направленности и социальных установок личности.

Объяснять суть и значение экономически грамотного и нравственно- ценного поведения человека в экономике.


Экономика. Повторно-обобщающий урок (1 ч.)

Учащиеся должны

Знать понятия: экономика, экономическая политика государства.

Определять отраслевую принадлежность хозяйственных единиц и их роль в развитии общества;

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы. Контроль знаний.


Тема 3. Социальная сфера. (16 ч.)


Социальная структура общества (3 ч.)

Социальная структура. Многообразие социальных групп. Не­равенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.

Учащиеся должны

Знать понятия: структура общества, социальные группы, дифференциация и стратификация общества, социальная мобильность.

Разъяснять на конкретных примерах социальную структуру любого общества.

Анализировать социальный образ, имидж личности,

поступки людей в соответствии с их социальной ролью, положение человека  в обществе.


Социальные взаимодействия (3 ч.)

Социальные взаимодействия. Социальные отношения и вза­имодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты тру­да. Культура труда.

Учащиеся должны

Знать понятия: социальное взаимодействие, формы объединения и способы взаимодействия людей, социальное неравенство, конфликт, виды конфликтов, культура труда.

Определять последствия социальных конфликтов;

Объяснять социальные аспекты, сущность и значение культуры труда.

Анализировать влияние неравенства на трудовую деятельность людей, их образ жизни.


Социальные нормы и отклоняющееся поведение (3 ч.)

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многооб­разие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.

Учащиеся должны

Знать понятия: социальные нормы, отклоняющееся поведение, самоконтроль.

Приводить примеры, виды социальных норм.

Определять причины отклоняющегося поведения.

Объяснять социальную опасность преступности.


Нации и межнациональные отношения (2 ч.)

Национальные отношения. Этнические общности. Межна­циональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных от­ношений.

Учащиеся должны

Знать понятия: племя, народность, этнос, нация, полиэтничность, толерантность.

Оценивать действия субъектов социальной жизни,

Разъяснять особенности межнациональных взаимоотношений.

Пояснять этноцентризм.

Анализировать этнические конфликты.


Семья и быт (2 ч.)

Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в со­временном обществе. Бытовые отношения. Культура отношений в браке.

Учащиеся должны

Знать понятия: семья, брак, культура межличностных отношений.

Описывать жизненный цикл семьи.

Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд).


Социальное развитие и молодёжь (1 ч.)

Молодежь в современном обществе. Молодежь как соци­альная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возра­сте. Молодежная субкультура.

Учащиеся должны

Знать понятия: молодежь, социальные роли и статусы, молодежные субкультуры.

Характеризовать особенности молодежи как социальной группы.

Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.


Социальная сфера. Повторно-обобщающий урок (1 ч.)

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы. Контроль знаний.


Тема 4. Политическая сфера. (11 ч.)


Политика и власть (2 ч.)

Политика и власть. Политика и общество. Политические ин­ституты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.

Учащиеся должны

Знать понятия: политика, власть, ветви власти, политические институты.

Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями


Политическая система (2 ч.)

Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.

Учащиеся должны

Знать понятия: политическая система и ее типы, структура и функции политической системы, демократия, авторитаризм, тоталитаризм.

Извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; Систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию.

различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы.

Анализировать причины и условия возникновения государства, основные функции государства;


Гражданское общество и правовое государство (2 ч.)

Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его при­знаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политиче­ской жизни общества.

Учащиеся должны

Знать понятия: гражданское общество, правовое государство.

Уметь анализировать актуальную информацию о социальных объ­ектах, выявляя их об­щие черты и различия.


Демократические выборы и политические партии (2 ч.)

Демократические выборы и политические партии. Избира­тельные системы. Многопартийность. Политическая идеология.

Учащиеся должны

Знать понятия: демократия, политические партии и общественно- политические течения, избирательные системы, политические идеологии.

Объяснять сущность избирательного права.

Анализировать факторы, способствующие политической активности населения.


Участие гражданина в политической жизни (2 ч.)

Участие граждан в политической жизни. Политический про­цесс. Политическое участие. Политическая культура.

Учащиеся должны


Политическая сфера. Повторно-обобщающий урок (1 ч.)

Учащиеся должны

Знать понятия: политический процесс, политическое участие, политическая культура.

Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы. Контроль знаний.


Раздел 3. Право. (15 ч.)


Тема 1. Право. (15 ч.)


Право в системе социальных норм (2 ч.)

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.

Учащиеся должны

Знать понятия: правовые нормы

Уметь анализировать актуальную информацию о социальных объ­ектах, выявляя их об­щие черты и различия.

Понимать необходи­мость регулирования

общественных отноше­ний, сущность социаль­ных норм, механизмы правового регулирования.


Источники права (1 ч.)

Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.

Учащиеся должны

Знать понятия: источники права, правовые акты. Конституция РФ и основы конституционного строя. Пояснять систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права.

Характеризовать отрасли права.


Правоотношения и правонарушения (3 ч.)

Правоотношения и правонарушения. Виды юридической от­ветственности. Система судебной защиты прав человека. Разви­тие права в современной России.

Учащиеся должны

Знать понятия: правоотношения, правонарушения, юридическая ответственность и ее виды, судебно-правовая система, транспарентность правосудия в современной России.

Объяснять основные цели деятельности судебной системы; различие между проступком и преступлением.

Называть главные черты юридической ответственности.


Современное российское законодательство (2 ч.)

Современное российское законодательство. Основы государ­ственного, административного, гражданского, трудового, семей­ного и уголовного права. Правовая зашита природы.

Учащиеся должны

Знать понятия: отрасли права, субъекты и объекты права.

Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);


Предпосылки правомерного поведения (1 ч.)

Предпосылки правомерного поведения.

Правосознание. Правовая культура.

Учащиеся должны

Знать понятия: правомерное поведение, правосознание, правовая культура.

Извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; - систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы


Общество в развитии (2 ч.)

Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противо­речия.

Учащиеся должны

Уметь применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Учиться решать практические жизненные проблемы, возникающие в социальной деятельности.

Подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике, социально-образовательный проект.


Российское законодательство на современном этапе развития. (1 ч.)

Учащиеся должны иметь представление о современном российском законодательстве


Право в нашей жизни. (1 ч.)

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы. Контроль знаний.


Человек и закон 1 Повторно-обобщающий урок (1 ч.)

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы. Контроль знаний.


Человек и общество. Повторно-обобщающий урок (1 ч.)

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы. Контроль знаний.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

УЧАЩИХСЯ


Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и клю­чевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего обра­зования являются:

— определение сущностных характеристик изучаемого объекта. сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по ука­занным критериям;

— объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

— решение познавательных и практических задач, отражающих ти­пичные социальные ситуации;

— применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

— умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

— поиск нужной информации по заданной теме в источниках раз­личного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информа­ции от второстепенной, критическое оценивание достоверности полу­ченной информации, передача содержания информации адекватно по­ставленной цели (сжато, полно, выборочно);

— выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (озна­комительное, просмотровое, поисковое и др.);

— работа с текстами различных стилей, понимание их специфики;

адекватное восприятие языка средств массовой информации;

— самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятель­ности для решения задач творческого и поискового характера;

— участие в проектной деятельности, владение приемами исследо­вательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

— формулирование полученных результатов;

— создание собственных произведений, идеальных моделей соци­альных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

— пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и прак­тической деятельности;

— владение основными видами публичных выступлений (высказы­вание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осо­знанного выбора путей продолжения образования или будущей про­фессиональной деятельности.


В результате изучения курса обучающийся должен знать основные понятия:

Абсентизм, аборигены, авантюризм политический, автаномия, автаркия, авторитарный, авторитет политический, авторитарный режим, авторитет, агитация, агломерация, агрессия, агорафобия, адаптация социальная, адат, адекватный, адекватное познание, администрация, аккультурация, акционерные общества, алименты, активные методы обучения, академическая свобода, аккредитация образовательного учреждения, аккультуризация, альтруизм, анализ, анализ аудитории, анархизм, анализ конкретных ситуаций, ситуационное изучение, аналитическая школа, аномалия, аномия, антропологическое направление, антропология, апартеид, апатриды, апелляция, арбитраж, ареал, аркология, архитектоника, аскетизм, ассимеляция этническая, акция, атеизм, аттация, аутодафе, аффект, базис и надстройка, банк, банкротство, бедность, беженец, бездомностть, безопасность международная и национальная, безработица, бизнес, биология, биополитика, биржа, билль о правах, бихевиоризм, благосостояние, благотворительность, богохульство, брак, буржуазия, быт, бюрократия, валеология, валидность, валовый внутренний продукт, валовый национальный продукт, валюта, варварство, варны, вексель, великая хартия вольностей, вера, вербальный, верификация, вето, взаимодействие социальное, взаимоотношение, визуальное общение, власть, внушение, война, волонтёрство, воля, воротнички (белые, синие, серые, голубые), воспитание, воспроизводство, избирательное право, референдум, высылка, гангстеризм, гарантии социальные, гедонизм, гендерный аспект, генерация, генезис, генетический метод, генофонд, геноцид, геополитика, геронтология, гетто, гиперинфляция, гипотеза, гласность, глобальные проблемы современности, голод, гомосексуализм, государственный строй, государство, государство социальное, гражданин, гражданская война, гражданское общество, гражданство, группа (большая и малая), группа интересов, группа контрольная, группа референтная, группа формальная, группа социальная, группа этническая, группа давления (лобби), группа риска, гуманизация, гуманизм, гуманизация и гуманитаризация образования, гуманитарная помощь, дарвинизм, дарение, движение социальное, девальвация, девиантное поведение, деидеологизация, дезинформация, действие социальное, деклассированные элементы, деловая игра, демагогия, демография, демографическая политика, демографический взрыв, демократизация, демократия, демонстрация, деньги, депортация, депрессия, деспотия, детерминизм социальный, децентрация, деятельность, диагностика социальная, диалектическая социология, дикость, диктатура, дискриминация, диссидент, дистанция социальная, дисциплина, дифференциация социальная, досуг, дотации, дуалистическая монархия, дружба, духовность, естественное право, жандармерия, жречество, забастовка, закон, закономерность, закят, занятость, запрос депутатский, заработная плата, минимум заработной платы, заражение социально-психологическое, защитные механизмы, здоровый образ жизни, зелёные, зона экологического бедствия, зрелость правовая, зрелость социальная, изгнание, игровые методы, идеал социальный, идентификация, идеократия, идеологизация, идеология (национальная, религиозная), идея, изоляционизм, иждивенчество, избирательная система, имамат, имидж, иммиграция, иммунитет (депутатский, дипломатический), империя, импичмент, инакомыслие, индексация, индивид, индивидуализм, индокринация, индукция, дедукция, индустриализация, индустриальное и постиндустриальное общество, инквизиция, инновация, институт социальный, интеллигенция, интенсивность труда, интерес социальный, интернализация, интернационализация, интернационализм, интернирование, интроверсия, иррациональный, ирредентизм, историческая школа права, инфантилизм социальный, инфляция, информатизация общества, информационное общество, инфраструктура, историзм, каноническое право, канцерогены, капитализм, карьера, карьеризм, каста, катарсис, качество жизни, квазипотребность, квалификация, кибернетика, клан, классы, клаустрофобия, клика, климат социально-психологический, когнитивный, когорта, коллектив, коллективизм, колониализм, конгруэнтность, кондоминимум, конклав, конкордат, конституционная монархия, контрасигнатура, конфедерация, комплиментарный, коммунизм, коммуникабельность, коммуникации, компенсация, компетенция, компромисс, консенсус, консерватизм, конституция, контркультура, контрреволюция, конфессиональная социология, конфиденциальность, конфликт (межличностный, социальный, трудовой), конфликтология, конформизм, конформистское поведение, конформность, конфронтация, кооперация, коррупция, космос, красота, критика, крестьянство, кризис социальный, ксенофобия, культура (власти, политическая), левые, легитимизация, легитимность, либерализм, лидерство, личность (антисоциальная, модальная), лоббизм, локаут, лояльность, льгота, люстрация, манипуляция, манифестация, маргинал, маргинальность, массовое сознание, мафия, меланхолия, мелкая буржуазия, менталитет, метис, меценат, миграция населения, мизантропия, микроклимат, микросреда социальная, милосердие, милостыня, мимика, мнемоника, мировоззрение, митинг, миф, мобильность социальная, мобильность (вертикальная, горизонтальная), модернизация, мозговая атака, монетаризм, мониторинг, моногамия, мораль, мотив (моральный, социальный), мулат, мусульманское право (шариат), навык, народность, насилие, наука, научно-техническая революция, научно-технический прогресс, нацизм, национализм, нация, невменяемость, нейтралитет, нигилизм, нонконформизм, ноосфера, нормативизм, норма (нравственная, социальная), ностальгия, нувориш, образ жизни, обряд, общественное бытие, общественное сознание, общественный договор, община, общность, обычай, обычное право, озоновая дыра, олигархия, омбудсмен, оппортунизм, оптация, ориентация социальная, ориентация ценностная, ответственность, отклоняющееся поведение, охлократия, пантомимика, парадигма, парапсихология, парламентаризм, парламентская монархия, партия, патология, пауперизм, пацифизм, пенитенциарные учреждения, пластичность, плебисцит, плюрализм, позитивизм, полиция, полиандрия, полигамия, полигиния, политология, популизм, право, правые, предубеждения, прецедентное право, радикализм, рапорт, рекреация, реактивное мышление, регидность, режим политический, репатриация, ресурсы информационные, референтная группа, рефлексия, римский клуб, ритуал, романо-германская правовая система, сакрализация, санкция, самоуправление, свобода совести, сегрегация, секуляризация, сепаратизм, симбиоз, сионизм, система, сословие, социализация, социальная норма, социальная общность, социальная стратификация, социальная роль, социальный контроль, социальный статус, социал-демократия, социология, социофобия, субкультура, теократия, техногенез, технофобия, толерантность, тоталитаризм, ультралевые, ультраправые, утилитаризм, утопия, фашизм, феномен Пиаже, филантропия, философия, фрустрация, харизма, цивилизация, шовинизм, эгоцентризм, экстраверсия, экстравертность, экология человека, экстремизм, электорат, элита, эмпатия, эмпирический, эстетика, этатизм, этика, этикет, этнос, я-концепция















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Учебно-методический комплекс:

1. Л.Н.Боголюбов, Н.Л. Городецкая, Л.Ф. Иванова. «Обществознание. 10-11 классы, базовый уровень». Авторская программа - М.: «Просвещение, 2010.

2. Учебник «Обществознание. 10 класс. Базовый уровень». Под ред. Л.Н.Боголюбова.- М. «Просвещение, 2009;

3. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 классы. Под ред. Л.Н.Боголюбова;

4. Ю.И.Аверьянов, Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая. Задания и тесты по обществознанию: 10 класс.. – М.: Просвещение, 2007.


Литература для учителя

1. Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 10-11 классы» (допущено Министерством образования и науки Российской Федерации), - М.: Просвещение, 2007;

2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень) – Единое окно доступа к образовательным ресурсам – http://window.edu.ru

3. Обществознание: 10 класс: Профильный уровень. Практикум / Под ред. Л.Н.Боголюбова – М.: Просвещение, 2009;

4. Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Обществознание. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки.- М.: Экзамен, 2005.

5. Кодексы РФ.


Литература для учащихся

  1. Учебник «Обществознание. 10 класс. Базовый уровень». Под ред. Л.Н.Боголюбова.- М. «Просвещение, 2009

  2. Важенин А.Г. Обществознание. М.: Академия, 2009г.

  3. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию. М.: Академия, 2009г.
  4. Гаджиев К.С. и др. Введение в политологию: Учеб. Пособие для 10-11 кл.
  5. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание. – М.: Дрофа, 2002. – 480 с.
  6. Кодексы РФ
  7. Обществознание: Учеб. пособие / Отв. ред. Ю.Г. Волков. М.: Гардарики, 2004г.
  8. Практикум по обществознанию. – М.: Рольф, 2002. – 320 с.
  9. Словарь по обществознанию / Под ред. Ю. Ю. Петрунина М: КДУ, 2009г.
  10. Человек и общество: Доп. Материалы к учеб. — М.: Дрофа, 2001
  11. Шилобод М.И., Петрухин А.С., Кривошеев В.Ф. Политика и право. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2005. – 224 с.
  12. Шилобод М.И., Петрухин А.С., Кривошеев В.Ф. Политика и право. Школьный практикум. – М.: Дрофа, 2005. – 224 с.
  13. Школьный словарь по обществоведению. — М.: Просвеще­ние, 2001;



Образовательные диски:

  1. Обществознание. 10 - 11 классы. Под ред. Боголюбова Л.Н. Учебно – электронное издание. Практикум мультимедиа. 2004 г.

  2. Обществознание. 9 – 11 класс. Разработки уроков, тестовый контроль, дидактический материал.


Интернет-ресурсы.

        1. vor-stu.narod.ru. – учебное пособие по социологии

        2. people.nnov.ru. - электронный учебник по социологии

        3. humanities.edu.ru. – материалы по различным разделам гуманитарных наук, варианты ЕГЭ по обществознанию.

        4. ido.edu.ru – «федеральный фонд учебных ресурсов»

        5. sputnik.mto.ru. – рекомендации по изучению обществознания на базовом и профильном уровне.

        6. som.fio.ru – в помощь учителю

        7. energy-mgn.mn.ru – электронный учебник по политологии































ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ВНЕСЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

дата

описание внесенного изменения

Виза зам. по УВР































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!