«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ Тасеевской средней общеобразовательной школы №1
Павшок В.Л.
__________________
№ ____ «____» _____200 _ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2009/ 2010 учебный год
Учитель Крюковских Галина Михайловна
Предмет обществознание
Класс 11
Образовательная область обществознание
Методическое объединение учителей истории и географии
Рассмотрено на заседании
МО
«____» ____________ 200__ г.
Руководитель МО
_________________________
Программа:
Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.В. Иванова и др. «Обществознание. 10 -11 классы» Базовый уровень- Москва, Просвещение, 2007
Учебник
Автор Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев
Название Обществознание. 10 класс; Обществознание .11 класс
Издательство, год издания Москва, просвещение, 2006; Москва, Просвещение, 2009
Количество часов в неделю:
(количество часов)
(количество часов)
Пояснительная записка
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Изучение обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Опыт познавательной и практической деятельности:
работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
анализ современных общественных явлений и событий;
освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения, порядка действий в конкретных ситуациях;
- аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- написание творческих работ по социальным дисциплинам.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе: в X и XI классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Обществознание» для 10-11 классов базового уровня под редакцией Л.Н.Боголюбова, рассчитана на 140 учебных часов. Распределение часов учебного времени в рабочей программе :
34 учебные недели 2 часа в неделю = 68 часов в год
1 полугодие — 16 недель -32 урока
2 полугодие — 18 недель - 36 уроков
предмет | класс | Количество часов учебного времени | резерв |
обществознание | 10 класс | 64 часа | 4 часов |
обществознание | 11 класс | 62 часа | 6 часов |
Резерв учебного времени предполагается использовать для организации самостоятельных и/или практических работ, для проведения уроков повторения изученного материала, не предусмотренных авторской программой, изменений в содержание не вносится.
Распределение учебного материала в 10 кл.
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Общество | 4 |
2 | Человек | 12 |
3 | Духовная культура | 8 |
4 | Экономическая сфера | 4 |
5 | Социальная сфера | 14 |
6 | Политическая сфера | 12 |
7 | Право как особая система норм | 10 |
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Экономика | 29 |
2 | Проблемы социально-политического развития | 15 |
3 | Правовое регулирование общественных отношений | 19 |
Распределение учебного материала в 11 кл.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;
уметь
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Календарно-тематическое планирование
Тема, раздел | кол-во часов | № урока | Тема урока | Основные понятия | Формы работы и способы деятельности | контроль | примечание |
Общество | 2 | -
| Общество и природа | Общество, общественные отношения, культура, социальные институты | | | |
-
| Общество как сложная динамичная система | | | |
Человек | 12 | -
| Природа человека | Смысл жизни | | | |
-
| В чем смысл жизни? | дискуссия | | |
-
| Человек как духовное существо | Духовные ориентиры, идеал, патриотизм, гражданственность, мировоззрение | | | |
-
| Мировоззрение и ценностные ориентиры | практикум | | |
-
| Деятельность как способ существования | Деятельность, цель, мотив, убеждения, ценности, сознание, игра, труд, учение, творчество | | | |
-
| Многообразие деятельности | | тест | |
-
| Познание и знание | Знание, познание, мышление, понятие, суждение, восприятие, умозаключение, истина | | | |
-
| Истина и ее критерии | | | |
-
| Многообразие форм человеческого знания | | тест | |
-
| Человек в системе социальных связей | Личность, нравы, обычаи, самосознание, самореализация, | | | |
-
| Личность и факторы влияния | | | |
-
| Социальное поведение | | | |
Повторение | 1 | -
| «Общество и человек» | | | Контрольная работа | |
Духовная культура | 8 | -
| Духовная жизнь общества | Духовная сфера, диалог и виды культур, культурология, СМИ | | | |
-
| Формы и разновидности культуры | | | |
-
| Наука и образование | НТП | | | |
-
| Мораль и ее категории | Мораль, религия | | | |
-
| Религия и ее роль в жизни общества | презентации | | |
-
| Искусство и духовная жизнь | Искусство, виды искусства, жанр | лекция | | |
-
| Искусство: формы и основные направления | презентации | | |
-
| Тенденции духовной жизни современной России | | дискуссия | | |
Экономическая сфера | 2 | -
| Экономика как подсистема общества | Экономика, уровень жизни | лекция | | |
-
| Экономическая культура | | | | |
Социальные нормы, виды | 14 | -
| Социальная структура | Социальное равенство, социальная группа, стратификация, мобильность, социальные интересы | | | |
-
| Неравенство и социальная стратификация | | | |
-
| Многообразие социальных групп | практикум | | |
-
| Социальные отношения и взаимодействия | | | | |
-
| Социальный конфликт | Стадии конфликта | | | |
-
| Социальные аспекты труда | | | тест | |
-
| Социальные нормы | Социальные нормы, социальный контроль, отклоняющееся поведение, преступность | | | |
| -
| Девиантное поведение и социальный контроль | | | |
-
| Многообразие социальных норм | практикум | | |
-
| Национальные отношения | Этнические общности | презентации | | |
-
| Национальная политика и межнациональные конфликты | Национальное самосознание, национализм | дискуссия | | |
-
| Семья как социальный институт | Семья, брак | | | |
-
| Молодежь в современном мире | Молодежная субкультура | Урок- диспут | | |
Повторение | 1 | -
| «Социальная сфера» | | | Контрольная работа | |
Политическая сфера | 13 | -
| Политика и общество | Политика, власть , политическая партия, многопартийность, избирательная система, политические институты, политическая система, политические отношения, форма государства, политический режим, признаки правового государства, гражданское общество, местное самоуправление, референдум, выборы, политическое участие, политическая культура | | | |
-
| Политические институты и отношения | | | |
-
| Структура и функции политической системы | | | |
-
| Государство в политической системе | | | |
-
| Форма государства | практикум | | |
-
| Политическая жизнь современной России | дискуссия | | |
-
| Гражданское общество и правовое государство | | | |
-
| Международные документы о правах человека | | тест | |
-
| СМИ и их роль в политической жизни | дискуссия | | |
-
| Выборы и политические партии | Урок- игра | | |
-
| Избирательные системы | практикум | | |
-
| Многопартийность и Россия | презентации | | |
-
| Участие граждан в политической жизни | диспут | | |
Повторение | 1 | -
| Политическая сфера | | | Контрольная работа | |
Право | 12 | -
| Право в системе социальных норм | Система права, источники права, мораль, норма права, отрасль права, институт права, НПА, Конституция, правоотношения, правонарушения, юридическая ответственность, судебная защита, дееспособность, правоспособность, правосознание, правомерное поведение, правовая культура | | | |
-
| Система права: отрасли и институты | | | |
-
| Источники права | | | |
-
| Конституция в иерархии нормативных актов | | | |
-
| Законотворческий процесс | практикум | | |
-
| Правоотношения и правонарушения | | | |
-
| Виды юридической ответственности | | | |
-
| Современное российское законодательство | | тест | |
-
| Современное российское законодательство | | | |
-
| Решение познавательных задач «Человек и право» | | | |
-
| Предпосылки правомерного поведения | | | |
-
| Правосознание и правовая культура | | | |
повторение | 1 | -
| Право как особая система норм | | | Контрольная работа | |
Итоговое повторение | 1 | -
| Человек и сферы жизни общества | | | | |
| 1 | -
| Итоговая контрольная работа | | | | |
11 класс- 68 часов
Тема, раздел | кол-во часов | № урока | Тема урока | Основные понятия | Формы работы и способы деятельности | контроль | примечание |
Экономика | 29 | 1 | Экономика и экономическая наука | Экономика, макроэкономика, микроэкономика | | | |
2 | Экономическая деятельность. Понятие ВВП | Обмен, производительность | | | |
3 | Факторы экономического роста | Труд, земля, капитал | | | |
4 | Рынок и рыночные структуры | Рынок, факторные доходы, налоги, издержки, предпринимательство, маркетинг, менеджмент, государственный бюджет, безработица, конкуренция, сбережения, страхование, инфляция, | практикум | | Стр 29, зад 2,3,4 |
5 | Спрос и предложение | | | |
6 | Роль фирм в экономике | | | Стр40-41, документ |
7 | Факторы производства и факторные доходы | | | |
8 | Постоянные и переменные издержки. Налоги фирмы | | тест | Стр54 зад1,3 |
9 | Бизнес в экономике | | | |
10 | Формы предпринимательской деятельности | | | Стр66 зад1 |
11 | Источники финансирования бизнеса | | | П6 стр67-70 |
12 | Как открыть свое дело | практикум | | Стр67-70 |
13 | Менеджмент и маркетинг | | | Стр77,документ |
14 | Роль государства в экономике | | | П7 стр78-82,стр90 зад1 |
15 | Госбюджет. Государственный долг | | | П7 |
16 | Защита конкуренции и антимонопольное законодательство | | | |
17 | Банковская система. | | | Стр92-96 зад1 |
18 | Финансовые институты | | | П 8,зад1,опорная схема |
19 | Виды, причины и последствия инфляции | | | П 8 |
20 | Рынок труда | | тест | П9 |
21 | Безработица: причины и экономические последствия | | | П9 таблица,зад7 |
22 | Государственная политика в области занятости | дискуссия | | П9 сообщение |
23 | Мировая экономика | | | П 10 вопросы 1,2 |
24 | Государственная политика в области международной торговли | | | П 10 зад 1,2 |
25 | Экономика потребителя и | | | П 11, творч зад. |
26 | Экономика производителя | | Творческая работа «Доходы и расходы семьи» | П 11 документ |
27 | Сбережение, страхование. | | | Стр 137 зад4 |
28 | Защита прав потребителя | | | Стр 138-139 |
29 | Проблемы экономического развития | | Контрольная работа | |
Социально-политическое развитие общества | 15 | 30 | Свобода и необходимость в человеческой деятельнотси | Религия, секта, терроризм, политическая идеология, политическая культура, политический лидер, политическое участие | | | П12 зад3 |
31 | Общественное и индивидуальное сознание | | | П 13,стр 157,документ |
32 | Политическое сознание | | | П 14 |
33 | Консультация «Человек и экономика» | | | |
34 | Многообразие форм политического поведения | дискуссия | | П 15 стр180 документ |
35 | Современный терроризм и его опасность | | | Стр 177- 178 |
36 | Роль СМИ в политической жизни | дискуссия | | Стр 168-169 |
37 | Политическая элита и современная Россия | | | П 16 стр 1882-185 |
38 | Политическое лидерство | | | П 16 стр185-188 документ |
39 | Типология лидерства | диспут | | Стр188-190 стр193 зад3,4 |
40 | Религиозные объединения и организации | | | П 18 зад1 |
41 | Опасность тоталитарных сект | | | П18 стр210 документ |
42 | Демографическая ситуация | | | П 17 стр200 документ |
43 | Проблема неполных семей | | | | П1 17 зад 1,3 |
44 | Проблемы социального политического развития | | | Контрольная работа | Стр 217 вопросы |
Правовое регулирование общественных отношений | 19 | 45 | Развитие норм естественного права | Право, отрасли права, гражданство, законотворческий процесс, процессуальное право, правовые отношения, социальное обеспечение, судопроизводство | | | П19 зад1 |
46 | Законотворческий процесс в РФ | | | Стр224-226 |
47 | Гражданство в РФ | | | Стр228-230, документ |
48 | Права и обязанности граждан РФ | | | П20 зад 238 |
49 | Экологическое право и способы защиты | | | П21, опорный конспект |
50 | Гражданское право. Наследование | | | П22 стр260 документ |
51 | Способы защиты имущественных и неимущественных прав | практикум | | Стр258-260 зад1,2 |
52 | Семенное право. Правовое регулирование отношений супругов | | | П23 стр 272-документ |
53 | Занятость и трудоустройство | | тест | П24 стр284 документ, задания1,2 |
54 | Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения | | | Стр279 вопросы5,6 |
55 | Споры и порядок их рассмотрения | | | |
56 | Гражданский процесс | | | Стр288- 296, зад3 |
57 | Административный процесс | | | П27 вопросы1-5 |
58 | Уголовный процесс | | | П26 , зад 1-4 |
59 | Конституционное судопроизводство | | тест | Стр314-317зад3 |
60 | Международное гуманитарное право | | | |
61 | Международная защита прав человека | | | П28 |
62 | Решение познавательных задач «Отрасли права» | практикум | | Стр331-332 |
63 | Проблемы правового регулирования отношений | | Итоговая контрольная работа | |
Повторение | 4 | 64 | Особенности современного мира Глобальные проблемы современности | | дискуссия | | П29 |
65 | Человек и экономика | | | | Стр345-346 |
66 | Проблемы социально-политической жизни | | | | Стр346-347 |
67 | Человек и закон | | Практикум по решению задач | | Стр348-349 |
| 1 | 68 | Итоговая контрольная работа | | | | |
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Сроки проведения |
1 | «Общество и человек» | 1 | |
2 | «Социальная сфера» | 1 | |
3 | Политическая сфера | 1 | |
4 | Право как особая система норм | 1 | |
5 | Итоговая контрольная работа | 1 | |
6 | Проблемы экономического развития 11класс | 1 | |
7 | Проблемы социального политического развития 11класс | 1 | |
8 | Итоговая контрольная работа 11класс | 1 | |
| | | |
ИТОГО 8
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Сроки проведения |
1 | Многообразие социальных групп | 1 | |
2 | Форма государства | 1 | |
3 | Избирательные системы | 1 | |
4 | Законотворческий процесс | 1 | |
5 | Как открыть свое дело 11класс | 1 | |
6 | Способы защиты имущественных и неимущественных прав 11 класс | 1 | |
7 | Решение познавательных задач «Отрасли права» 11класс | 1 | |
ИТОГО 7
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Обществознание. Пособие-репетитор.- Ростов –на –Дону, 2008
2. Справочник школьника. Обществознание – Москва, 2003
3. Основы экономической теории. Учебник для 10-11 класса в 2 частях- Москва, 2007
4. Обществознание в таблицах 10-11 класс- Москва, 2005
5. Словарь исторических и общественно-политических терминов- Москва,2005
6.Захарова Е.Н. Дидактические материалы к курсу «Человек и общество» - Москва, 1999
7. Варывдин А.А. Основы права. Альбом схем, таблиц, определений.- Москва,1999
8. Поляков Л.В. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. Книга для учителя.- Москва,2007
9.Никитин А.Ф. Школьный юридический словарь.- Москва,2004