СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа разработана для линии УМК Боголюбова с учетом ФГОС второго поколения
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по обществознанию соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень практических работ.
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
- Приказа Министерства Образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
-СанПин 2.4.2.2821-10 от 3 марта 2011 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
-Приказа Министерства Образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
-Рекомендациям по оснащению образовательного учреждения учебным и учебно-лабораторным оборудованием (приложение к письму Министерства Образования и науки РФ от24.11.2011 № МД-1552/03),
-Письма Министерства Образования и науки РФ от 19.04.2011 №03-255 «О введении ФГОС ООО»,
-Приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 56 от 01.02.2012 г.,
-Плану мероприятий по обеспечению введения ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях Воронежской области (приложение №1 к приказу Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской обл. от 01.02.2012 г. № 56).
-Фундаментального ядра содержания общего образования
-Требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения
-примерной программы основного общего образования по обществознанию в соответствии с ФГОС основного общего образования для 5-9 классов М.Просвещение (2011г);
- рабочей программы основного общего образования по обществознанию предметной линии учебников под редакцией Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Ивановой Л.Ф., Матвеева А.И. (Просвещение, 2011г);
Цели ООО с учетом специфики учебного предмета
В соответствии с ООП ООО каждый школьный предмет, а в первую очередь обществознание, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.
Содержание первого этапа курса, обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого — тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляет во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования: Клуб юных учёных, кружки социальной направленности «СМИ», спортивные секции и музейно-экскурсионная работа. Курс имеет своё логическое продолжение в деятельности Ученического совета, системе воспитательной работы и системе самоуправления. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению предполагает использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.
Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
Цели изучения обществознания в основной школе.
• воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
• формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
• овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
• формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.
Общая характеристика учебного предмета
«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.
Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». Курс обществознания продолжается в старшей школе и раскрывается в элективных курсах, факультативах, курсах по выбору, предпрофильной и профильной подготовке учащихся. При изучении курса обществознания «Обществознание» в основной школе необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся.
Последовательность материала курса «Обществознание» в данной рабочей программе определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 5 – 9 классов. Учитывая возрастные особенности школьников, в рабочей программе выделены два самостоятельных этапа изучения курса: первый этап – 5 – 7 классы; второй этап – 8 – 9 классы.
Курс «Обществознание» для 5 – 7 классов является пропедевтикой курса «обществознание» для 8 – 9 классов и далее для 10 – 11 классов. Общая логика распределения в нём учебного материала – линейно-концентрическая. Принцип, объединяющий большинство разделов курса, - антропоценрический. Одни темы служат введением к раскрытию родственных тем в последующих классах, другие являются оригинальными. Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая помогает им логично изучать содержание последующих курсов и имеет выраженное воспитательное значение.
Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному плану на изучение обществознания в 5 классе отводится 35 часов, из часов федерального компонента, из расчета 1 час в неделю.
Основное содержание программы полностью нашло отражение в данной рабочей
программе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обществознания
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.
Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения данного курса являются в сфере:
познавательной
относительно целостное представление о человеке;
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности
трудовой
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.
Содержание учебного предмета
При разработке содержания курса учитывались не только особенности психологии пятиклассников, но и уровень знаний и умений, достигнутый ими в начальной школе. Преемственность обеспечивается сохранением в структуре учебника основных рубрик, имеющихся в учебниках по «Окружающему миру», характером заданий для организации активной познавательной деятельности учащихся. Для того чтобы педагогический потенциал курса обществоведения в 5 классе был реализован, крайне важно не допустить как излишнего усложнения, так и примитивизма содержания. Поскольку речь идет об изучении предмета «Обществоведение», то, прежде всего, нужно обратить внимание на особенности социального развития младших подростков.
Как и переход из дошкольного детства в младший школьный возраст, подростковый период называют критическим, переломным, трудным. Если приход дошкольника в школу связан с возникновением новых социальных ролей (ученик, школьник), с другой деятельностью (учебной), с системой других взаимоотношений (член классного коллектива), то подростковый возраст характеризуется иной, принципиально важной тенденцией — переходом из детства к взрослости. Все стороны развития (физического, интеллектуального, нравственного и др.) подчиняются этой тенденции.
Почему это новообразование становится главным для подросткового возраста? У подростка возникает ощущение, что он уже не ребенок, он чувствует себя другим, ему хочется скорее стать взрослым, скрыто или явно он уже отвергает свою принадлежность к детям (я не маленький!). Растет его сознание, на более высоком уровне находится ответственность, целеустремленность, самостоятельность, умение контролировать свои поступки и деятельность.
Подросток становится более активным участником жизни взрослых, особенно в семье: на нем лежат определенные обязанности, часто весьма серьезные (прогулки с малышом, уборка квартиры, уход за животным, мелкий ремонт одежды, приготовление пищи и др.). Ученики дежурят по классу, по школе, активно участвуют в субботниках, играют с младшими школьниками, опекают дошкольников.
Меняется и отношение взрослых к подросткам: непосредственная опека заменяется советами, а поручения принимают характер обязанностей. Изменяется стиль общения, он приобретает черты равноправного обсуждения проблемы.
Вместе с тем процесс взросления часто скрыт, проявляется не в явной форме. Внешние проявления 10—11-летних подростков еще очень похожи на поведение младших школьников: они любят играть в шумные игры, проказничать; они непоседливы и активны; часто совершают поступки, не думая об их последствиях. Неправильно понятая самостоятельность оборачивается некоторым анархизмом поведения, что вызывает раздражение взрослых и часто их неправильную реакцию. Это явление М. Горький называл «глупое молодечество», приводя примеры из своего детства, когда он поднимал непосильные тяжести «в прямом и переносном смысле, физически и духовно, и только благодаря какой-то случайности не надорвался насмерть, не изуродовал себя на всю жизнь».
Младший подросток уже перестает принимать на веру слова взрослого, часто подвергает их сомнению, и это нужно рассматривать как достоинство становления личности школьника и использовать его во благо.
Почему это так важно? Это дает возможность развивать критическое мышление, которое является условием формирования неординарной, творческой, целеустремленной личности, сильного характера. Биографии выдающихся людей показывают, что никто из них не был конформистом. Умение сомневаться, искать другие пути в творческой деятельности было характерно для этих людей и позволило им перейти из разряда «обыкновенных» в разряд «гениальных».
На страницах учебника идет разговор о том, как нужно относиться к людям, приводятся примеры добрых, благородных поступков, рассказывается о духовной связи людей между собой. Тут же обсуждаются проблемы: бывают ли люди бесчеловечными? Каковы причины людской злобы, жадности, ненависти? Что должно стать правилом поведения в обществе — человеколюбие или недоброжелательность и вражда?
Пятиклассникам предоставляется право высказать свое мнение о проблемах доброты, нравственности, всем вместе ответить на вопросы: почему правила морали живут много тысяч лет? Каких людей на свете больше — добрых или злых? Какие черты доброго человека ты считаешь самыми главными? Почему? Такой методический подход отражен и в других главах учебника. В учебнике постепенно усложняются подобные задания. Например, дети обсуждают такие сложные понятия, как смелость и добро, подходят к элементарному пониманию философской мудрости — скажи, что для тебя самое важное в жизни, и я скажу, кто ты.
Назначение обществоведческого курса в основной школе — содействие выработке системы жизненных ценностей, социальной компетентности человека в период его личностного становления.
Опираясь на положения концепции обществоведческого образования в условиях модернизации содержания общего среднего образования, данная программа является элементом целостной системы. Она преемственна содержанию обществоведческого образования в начальной школе.
Данная программа учитывает, что учащиеся к началу обучения в основной школе владеют пропедевтическими представлениями о большой и малой родине (России, своем крае: районе, городе, селе), гражданстве и гражданских правах, о правах ребенка, правилах и нормах жизни в обществе, поведении на улице, в школе, общественном месте, о правилах взаимоотношений между людьми, о составе семьи, родословной, об отношении к природе, образцах позитивного поведения. Задача данной программы — закрепить и углубить эти знания на новом учебном материале, чтобы добиться свободного оперирования ими в познавательной и практической деятельности учащихся.
В 5 классе основной школы при изучении обществознания прежде всего даются знания граждановедческого характера, основу которых составляют наиболее актуальные для учащихся подросткового возраста проблемы жизни личности и общества, жизненные ценности, нравственные и правовые нормы, правила поведения, в том числе взаимоотношения ребенка с семьей, ученическим коллективом, взрослыми; знания о правах человека и способах их защиты, этические нормы, первичные знания о государстве и законах. Изучение данного материала направлено на содействие первичной социализации подростков.
Курс строится с учетом того, что именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование в собственных отношениях с другими людьми (поиски друзей, конфликты, выяснение отношений, смена компании) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Дети в отроческом возрасте обладают высокой степенью самостоятельности и инициативности при недостаточной критичности и привычке просчитывать отдаленные последствия своих поступков.
Предлагаемая программа ориентирована на развитие моральных суждений, которое, по данным психологов, в это время осуществляется на конвенциональном уровне. Моральные нормы своей референтной группы: семьи, класса, компании — усваиваются и соблюдаются ребенком некритично, как истина в последней инстанции. Норма выполняется ради того, чтобы получить одобрение или избежать наказания, а не в силу ценности нормы, как таковой. Действия на основе узаконенных группой правил поведения дают ребенку основания считать себя «хорошим». Эти правила, не выработанные самим ребенком, не являются итогом его свободного выбора, а принимаются как норма той человеческой общности, с которой ребенок идентифицируется. Задача обществоведческого курса — содействовать становлению позитивных моральных установок.
Еще одной особенностью данной программы является ориентация на современные представления о развитии личности ребенка в возрасте 11 —14 лет. В этот период партнером ребенка становится общественный взрослый, воплощенный в системе социальных ролей и частично персонифицированный в учителе, наставнике. Вместе с ним растущий человек осваивает правила, понятия, принципы деятельности во всех сферах общественного сознания: в науке, искусстве, религии, праве, морали. Именно на этой ступени человек впервые осознает себя автором собственной биографии. Ведущим новообразованием этого периода является «чувство взрослости». Через него подросток сравнивает и отождествляет себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для подражания, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность. Инициатива общества в этом процессе проявляется в предъявлении социальных ожиданий взросления. Инициатива отроков в постановке задач самоопределения требует совместного поиска способов решения социальных и личностных задач. В результате происходит разрушение отношений зависимости, возникает возможность построения отношений равенства. Вот почему в содержание курса включены значимые для актуальной и перспективной жизни подростков объекты и явления, ситуации, рассмотрение которых в процессе индивидуальной групповой работы призвано помочь становлению субъектности.
Особая роль в становлении эмоциональной сферы подростков, необходимого условия развития человека как личности, принадлежит 5—8 классам.
Программа строится с учетом того, что в онтогенезе чувства появляются позже, чем ситуативные эмоции. Они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства и других общественных институтов. Предметами чувств становятся прежде всего те явления и условия, от которых зависит развитие событий, значимых для личности, и поэтому они воспринимаются эмоционально.
Программа 5 класса является вводно-пропедевтической по отношению к основной школе. С одной стороны, она во многом строится на тех же дидактических единицах, что и в. начальной школе, с другой стороны, вводит новые единицы содержания. Логика программы в 5 классе предполагает восхождение от частного к общему.
Первая тема курса «Человек» раскрывает отношение человека к себе и к своему ближайшему окружению. Она ориентирует на осмысление необходимости быть толерантным в своем микромире. Тема позволяет ввести школьников в мир отношений между людьми, включая такие качества человека, как альтруизм, готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своим личным интересом; великодушие и снисходительность к другим; деликатность, вежливость и мягкость в обращении; доброжелательность к другим людям; отзывчивость на чужое горе и радость.
Последующие темы курса «Семья», «Школа», «Труд», «Родина» вводят ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого (семьи) через наиболее актуальный учебный институт (школа) до самого общественно значимого (родина и государство). Учащиеся расширяют круг сведений не только о самих этих институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. К ним относятся: верность, стойкость в исполнении долга; патриотизм, любовь к родине; свободолюбие; стремление к независимости.
Тема «Труд» включает азы экономических знаний в сочетании с показом общественного значения труда и отношения к труду и его результатам. В этой главе уделяется большое внимание таким качествам человека, как: бережливость, экономность, умеренность, умение ценить результаты труда, трудолюбие, добросовестность, усердие.
Каждая тема программы 5 класса предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют задания, развивают свои практические умения, закрепляют на практике усвоенное содержание.
1. Введение (1 ч) Знакомство с курсом «Обществознание» Структура, особенности методического аппарата учебника
2. Человек (5 ч)
Человек родился. Жизнь — великое чудо. Зачем человек рождается. Возраст человека. Что человек наследует от своих родителей.
Учимся общаться. Человек и другие люди. Как мы относимся к другим людям. Как люди общаются. Бывают ли люди бесчеловечными.
Учимся общаться. Учимся быть терпимыми. Учимся творчеству.
Семья – ячейка общества. Сколько «Я» в слове «семья». Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи.
Семейные заботы. Семейное хозяйство. Как распределить обязанности в семье. Как правильно вести хозяйство.
Дому нужен хозяин. Домохозяйство и домоводство. Каким должен быть хозяин дома. Учимся помогать вести семейное хозяйство. Учимся быть рачительными хозяевами.
Свободное время. Делу время, потехе час. Что такое свободное время. Движение полезное и бесполезное. Домашний мастер. Что такое хобби. Свободное время и телевизор.
Учимся помогать семье.
4. Школа (7 ч)
Профессия — ученик. Школьное образование. Образование и образованность. Чему учит школа. Учись учиться. Школы в древности. Как учили в прежние времена. Необходимость самообразования. Право на образование. Образование, его значение в жизни людей.
Одноклассники, сверстники, друзья. Профессия — ученик. Ты и другие ребята. Как не обидеть словом. Конфликты в классном коллективе и пути их преодоления.
Учимся дружно жить в классе.
5. Труд (5 ч).
Домашнее хозяйство. Источники доходов семьи. Труд ребенка в семье. Заработная плата. Налоги как часть расходов семьи. Семейный бюджет. Личный бюджет школьника.
Труд — основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Экономика как хозяйство. Экономические потребности и возможности. Ограниченность ресурсов. Товары и услуги. Рынок. Купля - продажа. Деньги и их роль в экономике.
Необходимость соотносить потребности с имеющимися ресурсами Богатство и бедность. Богатство обязывает. Благотворительность и меценатство. Учимся уважать труд.
Труд и творчество. Что такое творчество. Кого можно назвать мастером. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве. На пути к жизненному успеху. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких — залог успеха. Выбор жизненного пути. Учимся трудиться и уважать труд. Учимся творчеству.
6. Родина (10 ч)
Наша родина — Россия, Российская Федерация. Государственное устройство. Россия – федеративное государство. Русский язык — государственный. Что значит быть патриотом. За что мы любим свою родину.
Символика России. Герб России в прошлом и теперь. Российский флаг. Гимн.
Гражданин — отечества достойный сын. Кого называют гражданином. Права граждан России. Обязанности граждан РФ. Роль права в жизни общества и государства. Традиции, обычаи и право. Отличие права от иных правил поведения людей в обществе. Что такое закон.
Права ребенка и их защита. Права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности школьника.
Правомерное поведение. Соблюдение и нарушение установленных правил. Проступок и преступление. Ответственность за проступки и преступления.
Мы - многонациональный народ. Народы России одна семья. Многонациональная культура России. Что такое национальность.
Учимся быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой национальности.
Тематическое планирование обществознание 5 класс
№ п/п | Тема урока | Элементы содержания | Характеристика основных видов деятельности учащихся на уровне учебных действий | Оборудование | Практическая работа | Дата проведения | |||||||||||
предметные УУД | метапредметные УУД | личностные УУД | план | факт | |||||||||||||
Ведение – 1 час | |||||||||||||||||
1. | Введение. | Знакомство с курсом «Обществознание» Структура, особенности методического аппарата учебника. | Извлекать информацию из текста. | Познавательные (П): Коммуникативные (К): Составлять целое из частей, работая в группах. Регулятивные (Р): Составлять план своих действий. | Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение. | Презентации к уроку, мультимедийное оборудование, компьютер. Учебник. Рабочая тетрадь. | Устный опрос. | | | ||||||||
Человек - 5 часов | |||||||||||||||||
2. | Человек родился. | Цели и ценность человеческой жизни. | Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. Сравнивать свойства человека и животного. | (П): Проверять правильность своих выводов об отличиях человека и животного, рассматривая схему. Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. (К): Готовить коллективный ответ на вопрос: «Как на поведение живого существа влияют инстинкты?». (Р): Составлять свой план текста. | Высказывать свои предположения о том, зачем человек рождается и каковы ценности человеческой жизни. | Учебник. Рабочая тетрадь. | Устный опрос | | | ||||||||
3. | Что такое наследственность. | Природа человека. Человек – биологическое и социальное существо. Отличие человека от животных. | Определять незнакомые слова и находить их значение. | (П): Работа с учебником и электронным приложением. (К): Готовить проект по теме: «Кто на кого похож», подобрав фотографии внешне похожих людей и используя ресурсы Интернета. (Р): Составлять план и выделять основные смысловые части текста. | Высказывать свое мнение, что в этой истории можно считать правдой, а что – вымыслом. | Презентации к уроку, мультимедийное оборудование, компьютер. Учебник. Рабочая тетрадь. | Устный опрос Творческое задание. | | | ||||||||
4. | Отрочество – особая пора жизни. | Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. | Описывать отрочество как особую пору жизни. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости. | (П): Самостоятельно составлять схему правил общения. Приводить примеры, когда мечты и целеустремленность человека помогли ему достичь в жизни значительных успехов, используя дополнительные источники или опираясь на жизненный опыт близких знакомых. Понимать смысл высказывания и приводить примеры из собственной жизни. (К): Придумывать сценки из жизни: «Общение взрослого и подростка, разделившись на группы». (Р): Оценивать результаты работы. | Сравнивать свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит с твоими сверстниками. | Учебник. Рабочая тетрадь. | Опрос. | | | ||||||||
5. | Учимся общаться. | Учимся общаться Самостоятельность – показатель взрослости. | Заполнять таблицу на основе текста, выписывая цитаты и свои мысли. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости. | (П): Работа с учебником и электронным приложением. (К): Составлять в парах памятку – советы «Как всегда чувствовать себя хорошо». (Р): Прогнозировать свой результат. | Уметь общаться в группе знакомых и знать правила общения с незнакомыми людьми. Высказывать свое мнение может ли самостоятельность быть отрицательным качеством. | Учебник. Рабочая тетрадь. | Опрос. | | | ||||||||
6. | Практикум по теме «Человек». | Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Пользу или вред приносит самостоятельность. | Уметь применять на практике правила общения в различных социальных ситуациях. | (П): Находить основную мысль прочитанного текста и записывать ее. Готовить сообщение об одном из мнений о происхождении человека, используя учебник истории, энциклопедию, Интернет. (К): Инсценировать жизненные ситуации, работая в группах. (Р): Составлять план текста. | Высказывать свое мнение. Почему очень часто дети хотят поскорее стать взрослыми, а многие взрослые не прочь вернуться в детство. | Учебник. Рабочая тетрадь. | Тестовые задания. | | | ||||||||
Семья - 7 часов | |||||||||||||||||
7. | Семья – ячейка общества. | Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. | Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи. Сравнивать двухпоколенные и трёхпоколенные семьи. | (П): Объяснять значение слов, используя справочную литературу или материалы Интернета. Выражать собственную точку зрения на значение семьи. (К): Готовить совместные ответы на вопросы, работая в парах. (Р): Вносить коррективы в план. | Составить свой кодекс семейных отношений. | Презентации к уроку, мультимедийное оборудование, компьютер. Учебник. Рабочая тетрадь. | Составить родословное дерево. | | | ||||||||
8. | Семейные заботы. | Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. | Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов. | (П): - Извлекать и преобразовывать текущую информацию. (К): Сравнивать двухпоколенные и трехпоколенные семьи, заполняя таблицу, работая в парах. (Р): Составлять по плану рассказ о ценностях и традициях своей семьи. | Высказывать свое мнение. | Учебник. Рабочая тетрадь. | Составить таблицу, разгадать кроссворд. | | | ||||||||
9. | Семейное хозяйство. | Распределение обязанностей. Обязанности подростка. | Характеризовать совместный труд членов семьи. Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя. | (П): Готовить рассказ о роли техники в быту. Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства Характеризовать совместный труд членов семьи. (К): Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя, работая в группах. (Р): Оценивать результаты работы. | Формировать свою позицию. | Презентации к уроку, мультимедийное оборудование, компьютер. Учебник. Рабочая тетрадь. | Моделиро-вание ситуаций, их анализ промежуточный. | | | ||||||||
10. | Учимся помогать вести семейное хозяйство. | Рациональное ведение хозяйства. | Описывать собственные обязанности в ведении домашнего хозяйства. | (П): Заполнять таблицу на основе текста, выписывая цитаты и свои мысли. Устанавливать соответствие между понятиями и определениями. (К): Выполнять проект «Экономия семейных ресурсов». (Р): Контролировать что хотели бы получить и что получили. | Формулировать свои правила ведения домашнего хозяйства | Учебник. Рабочая тетрадь. | Составить семейный бюджет; Творческое задание. | | | ||||||||
11. | Свободное время. | Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. | Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени. | (П): Определять основную мысль текста. Приводить примеры из своего опыта, когда время летит очень быстро и тянется очень медленно. (К): Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени, работая в группах. (Р): Составлять план своего рабочего дня и выполнять его Вносить коррективы в план. | Высказывать свое мнение. | Учебник. Рабочая тетрадь. | Создать проект «Свободное время школьника»; Творческое задание. | | | ||||||||
12. | Что такое хобби? | Увлечение человека. Значимость здорового образа жизни. | Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития. Характеризовать значимость здорового образа жизни. | (П): Составлять на основе текста таблицу Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития. Характеризовать значимость здорового образа жизни. (К): Участвовать в коллективном обсуждении проблем. (Р): Уметь самостоятельно формулировать цель деятельности. | Высказывать свое мнение. | Презентации к уроку, мультимедийное оборудование, компьютер. Учебник. Рабочая тетрадь. | Составить таблицу «Хобби: причины возникновения и виды». | | | ||||||||
13. | Практикум по теме «Семья». | Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье. | Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов. Выражать собственную точку зрения на значение семьи. | (П): Составлять вопросы к тексту, документу. (К): Составлять коллективный портрет рачительного хозяина. Подготавливать рассказ по группам. (Р): Планировать свой режим для будничного дня и свои занятия во время каникул. Проверять и оценивать результаты работы. | Высказывать свое мнение. | Учебник. Рабочая тетрадь. | Тестовые задания. | | | ||||||||
Школа – 7 часов | |||||||||||||||||
14. | Образование в жизни человека. | Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. | Раскрывать значение образования в жизни человека на конкретных примерах. Описывать ступени школьного образования. | (П): Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом. Описывать ступени школьного образования. (К): Участвовать в коллективном обсуждении проблем. (Р): Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений. | Высказывать свое мнение с каким настроением ходишь ты в школу. | Презентации к уроку, мультимедийное оборудование, компьютер. Учебник. Рабочая тетрадь. | Опрос. Составить синквейн «Школа». | | | ||||||||
15. | Профессия – ученик. | Профессия – ученик. Чему учит школа. Учись – учиться. | Раскрывать значение образования в жизни человека на конкретных примерах. Описывать ступени школьного образования. | (П): Объяснять смысл пословиц о школе. Заполнять схему «Чему можно научиться» Извлекать информацию из текста. (К): Выполнять проект «Наш класс». (Р): Составлять личный алгоритм – «Учись учиться». Прогнозировать какой будет школа в будущем, написав сочинение. | Высказывать свое мнение, что ты чувствуешь, когда после приложенных усилий добиваешься хорошего результата. | Учебник. Рабочая тетрадь. | Опрос. | | | ||||||||
16. | Образование и самообразование. | Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. | Характеризовать учёбу как основной труд школьника. Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний. | (П): умение работать с текстом, выделять в нем главное. (К): Уметь слушать и вступать в диалог. (Р): Осознавать качество и уровень подготовки. | Выявлять мотив деятельности: зачем я учусь. | Учебник. Рабочая тетрадь. | Опрос. Письменные задания. | | | ||||||||
17. | Самообразо-вание – путь к успеху. | Учение вне стен школы. Умение учиться. | Оценивать собственные умения учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения полученных знаний в школе. Характеризовать значение самообразования для человека, опираясь на конкретные примеры. | (П): Составлять таблицу «Что общего и различного в образовании и самообразовании». Размышлять на тему «Хорошо учиться – это значит», аргументируя фактами из своей жизни. (К): Участвовать в коллективно обсуждении проблем. (Р): Оценивать результаты работы. | Высказывать свое мнение. | Презентации к уроку, мультимедийное оборудование, компьютер. Учебник. Рабочая тетрадь. | Опрос. Творческое задание. | | | ||||||||
18. | Одноклассники, сверстники, друзья. | Отношение младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс. | Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. | (П): Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. Описывать случай из своей жизни, который говорил бы о настоящем товариществе. (К): Проводить игру по командам, продекламировав куплет любой известной песни о дружбе. (Р): Оценивать собственные умения общаться с одноклассниками и друзьями. Проверять и оценивать результаты работы. | Высказывать свое мнение. | Учебник. Рабочая тетрадь. | Опрос. Творческое задание. | | | ||||||||
19. | Учимся дружно жить в классе. | Как не обидеть словом. Конфликты в классном коллективе и пути их разрешения. | Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. | (П): Извлекать информацию из текста. Выбирать качества, которые ты считаешь наиболее важными для друзей. (К): Сотрудничать со сверстниками и взрослыми. (Р): Придумывать ситуации, раскрывающие особенности межличностных отношений. Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений. Продумывать собственную модель поведения в конфликте и описывать ее. | Высказывать свое мнение. | Учебник. Рабочая тетрадь. | Опрос. Творческое задание. | | | ||||||||
20. | Практикум по теме «Школа». | Учимся жить дружно в классе. Классный коллектив. Коллективный досуг и взаимопомощь. | Исследовать несложные ситуации из жизни человека и обществ, которые раскрывают значимость образования в наше время и в прошлом. | (П): Готовить рассказ на тему «как учились раньше», опираясь на жизненный опыт родных. (К): - Готовить презентацию «О нас и нашем классе», распределяя задания в группах. (Р): Оценивать результаты работы. | Высказывать свое мнение по жизненным ситуациям. | Учебник. Рабочая тетрадь. | Тестовые задания. Письменные задания. | | | ||||||||
Труд - 5 часов | |||||||||||||||||
21. | Труд – основа жизни. | Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. | Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества. Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Различать материальную и моральную оценку труда. | (П): Уметь работать с текстом, выделять в нем главное Заполнять сравнительную таблицу «Труд свободного человека и труд рабов». Составлять синонимы со словом «Труд». (К): Инсценировать труд раба, крепостного крестьянина и свободного человека. Готовить в группах ответ на вопрос: кого называют людьми творческих профессий и приводить примеры людей таких профессий. (Р): Различать материальное изделие и услугу по рисункам, заполняя таблицу. Составлять свои правила труда. | Высказывать свое мнение. | Презентации к уроку, мультимедийное оборудование, компьютер. Учебник. Рабочая тетрадь. | Составить кластер «Труд». Опрос. Письменные задания. | | | ||||||||
22. | Учимся трудиться и уважать труд. | Труд – условия благополучия человека. Благотворительность и меценатство. | Приводить примеры благотворительности и меценатства. Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде. | (П): Различать материальную и моральную оценку труда. Заполнять схему «Источники богатства». (К): Обсуждать с друзьями ситуацию, разделившись на группы. (Р): Проверять и оценивать результаты работы. | Высказывать свое мнение | Учебник. Рабочая тетрадь. | Опрос. Письменные задания. | | | ||||||||
23. | Труд и творчество. | Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. | Различать творчество и ремесло. | (П): Заполнять сравнительную таблицу «Труд» животных и труд человека. Объяснять смысл пословиц о труде. (К): Оформлять выставку на тему «Труд и красота». (Р): Различать творчество и ремесло, рассматривая рисунки. Проверять и оценивать результаты работы. | Давать характеристику своей трудовой деятельности. | Презентации к уроку, мультимедийное оборудование, компьютер. | Опрос. Письменные задания. | | | ||||||||
24. | Учимся творчеству. | Творческий труд. Творчество в искусстве. | Оценивать собственное творчество. Уметь презентовать результаты своего труда. Уметь на примерах иллюстрировать проявление творчества. | (П): Составлять синквейн со словом «Творчество» Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров. (К): Готовить сообщение на тему «творчество в науке» и «творчество в искусстве» на примере известной личности, разделив класс на 2 группы. (Р): Проверять и оценивать результаты работы. | Высказывать свое мнение о проявлении творчества в учебном процессе и своих чувствах, которые ты испытал. | Учебник. Рабочая тетрадь. | Составить словарик темы. Творческое задание. | | | ||||||||
25. | Практикум по теме «Труд». | Учимся трудиться и уважать труд. Учимся творчеству. | Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров. | (П): Извлекать информацию из текста. Осознавать какое значение и смысл для меня имеет труд. (К): Готовить проект «Творчество в науке и искусстве». (Р): Соотносить то, что известно и что неизвестно, применяя метод незаконченных предложений. Проверять и оценивать результаты работы. | Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы. | Учебник. Рабочая тетрадь. | Тестовые задания. Творческие задания. | | | ||||||||
Родина – 10 часов | |||||||||||||||||
26. | Наша Родина – Россия. | Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. | Объяснять смысл понятия «субъект РФ». Знать и называть статус субъекта, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного. | (П): Извлекать информацию из текста. Осознавать какое значение и смысл имеют смысл понятия субъект Российской Федерации. Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Отбирать информацию из источника. Подбирать синонимы к слову «Родина». (К): Распределять задания по группам. (Р): Осознавать качество и уровень усвоения. | Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы. | Презентации к уроку, мультимедийное оборудование, компьютер. Учебник. Рабочая тетрадь. | Составить синквейн со словом «Родина». Опрос. | | | ||||||||
27. | Что значит быть патриотом. | Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. | Приводить примеры проявления патриотизма. | (П): - Извлекать информацию из текста. Объяснять смысл пословиц. (К): Излагать мысли письменно своему сверстнику, живущему далеко от тебя, о своей малой родине. (Р): Оценивать результаты работы. | Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы. | Учебник. Рабочая тетрадь. | Составить кластер «Патриот». Творческое задание. | | | ||||||||
27. | Государственные символы России. | Государственные символы России. Герб, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России. | Описывать основные символы государства РФ. Знать текст гимна РФ. | (П): Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России. Составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России. Извлекать информацию из текста. (К): Уметь слушать и вступать в диалог. (Р): Проверять и оценивать результаты работы. | Придумывать свой личный герб, нарисовав его и описав. | Презентации к уроку, мультимедийное оборудование, компьютер | Опрос. Творческое задание. | | | ||||||||
29. | Государственные символы России. | Государственные символы России. Флаг, гимн. История государственных символов. | Описывать основные государственные символы Российской Федерации. Знать текст гимна. | (П): Уметь работать с текстом, выделять в нем главное. (К): Предлагать варианты герба, флага и гимна вашего класса, разделившись на группы. (Р): Соотносить то, что известно и неизвестно, используя метод незаконченных предложений. | Рассказывать о своих чувствах при исполнении гимна РФ. | Презентации к уроку, мультимедийное оборудование, компьютер. | Опрос. Письменное задание. | | | ||||||||
30. | Гражданин России. | Гражданин – Отечества достойный сын. | Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. | (П): Уметь работать с текстом, выделять в нем главное. Заполнять таблицу, используя словосочетания из приведенного ниже списка. (К): Уметь слушать и вступать в диалог. (Р): Оценивать результаты работы. | Высказывать свое мнение по поводу участия в решении государственных дел в России таким же способом, как в Древних Афинах. | Презентации к уроку, мультимедийное оборудование, компьютер. | Опрос. Творческое задание. | | | ||||||||
31. | Учимся быть достойными гражданами. | Патриотизм. Права граждан. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России. | Приводить примеры проявлений патриотизма, добросовестного выполнения гражданских обязанностей, гражданственности. Уметь работать со СМИ. | (П): Отбирать информацию из источника. Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ. (К): Участвовать в коллективном обсуждении проблем. (Р): Оценивать результаты работы. | Высказывать свое мнение, что ты можешь делать сейчас, чтобы быть гражданином своей страны. | Презентации к уроку, мультимедийное оборудование, компьютер. | Письменные задания. | | | ||||||||
32. | Мы – многонациональный народ. | Россия – многонациональное государство. Народы России – одна семья. | Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. | (П): Составлять и записывать свои вопросы к кроссворду. Анализировать карту, о чем она тебе расскажет. Извлекать информацию из текста. Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. (К): Выполнять проект «русский язык – язык межнационального общения», используя высказывания из книг и материалы из Интернета, подготовив плакат или компьютерную презентацию. (Р): Соотносить то, что известно и неизвестно, используя метод незаконченных предложений. | Приведите конкретные примеры из своей жизни о том, люди каких национальностей находятся рядом с вами и как ты к ним относишься. | Презентации к уроку, мультимедийное оборудование, компьютер. | Опрос. Работа с картой по заданиям. | | | ||||||||
33. | Учимся уважать людей любой национальности. | Национальность человека. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения. | Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей. | (П): Заполнять таблицу, выписывая цитату из текста и свои мысли. (К): Подбирать материал и готовить компьютерную презентацию на тему «Обычаи народов России», разделившись на группы. (Р): Прогнозировать какой будет результат. | Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы. | Презентации к уроку, мультимедийное оборудование, компьютер. | Составить словарик. темы Письменные задания. | | | ||||||||
34. | Практикум по теме «Родина». | Учимся быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой национальности. Правила толерантного отношения к людям. | Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвящённых данной тематике. Составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России. | (П): Работать с учебником и дополнительной литературой. (К): Готовить плакаты на тему «с чего начинается Родина». «Участие гражданина в делах государства». «Главные обязанности гражданина». (Р): Осознавать качество и уровень подготовки и оценивать результаты работы. | Принимать личное участие в озеленении школьного двора, улиц села. | Презентации к уроку, мультимедийное оборудование, компьютер. | Тестовые задания. Самостоятельная работа. | | | ||||||||
35. | Итоговый урок. | Систематизация и контроль знаний. | Уметь формировать собственную позицию к проблемам, которые были изучены в курсе. Уметь выполнять познавательные и практические задания. Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности. Уметь сознательно организовать проектную деятельность на доступном уровне. | Проект «Мой поселок». | Формировать личностные качества, патриотизм, самоотверженность | | Творческая работа. | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно – методический комплекс для учителя
1. Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. Носитиле / [Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. городецкая и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, - М.: Просвещение, 2013. - 127 с. – (Академический школьный учебник).
2. Обществознание. 5 класс: Рабочая тетрадь; Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова – М. Прсвещение, 2014. - 60 с.
3. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 5 класс / Сост А. В. Повздеев. – М.: ВАКО, 2014. – 92 с. – (Контрольно-измерительные материалы).
4. "Обществознание в вопросах и ответах", пособие-репетитор, под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2009.
5. Обществознание. Поурочные разработки. 5 класс. Л. Ф. Иванова. – М.: Просвещение, 2014. – 68 с.
Учебно – методический комплекс для учащихся
1. Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. Носитиле / [Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. городецкая и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, - М.: Просвещение, 2013. - 127 с. – (Академический школьный учебник).
2. Обществознание. 5 класс: Рабочая тетрадь; Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова – М. Прсвещение, 2014. - 63 с.
Электронные ресурсы
1. http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html
2. http://socio.rin.ru/
3. http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики преподавания.
4. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
5. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Технические средства обучения
1. Мультимедийный компьютер.
2. Мультимедиа проектор.
3. Экран (на штативе или навесной).
4. Принтер.
5. Выход в интернет.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные универсальные учебные действия.
знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина;
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживания, стыда и вины при их нарушении;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
Регулятивные универсальные учебные действия.
научится целеполаганию, включая постановку новых целей, при образовании практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результатам и по способам действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы исполнения, как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образам;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Познавательные универсальные учебные действия.
научится основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
давать определения понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
объяснять явление, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследований;
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего поискового чтения;
структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
уметь:
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений;
ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
• сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Критерии оценивания.
Критерии | 5 (ОТЛ.) | 4 (ХОР.) | 3 (УД.) | 2 (НЕУД.) |
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение) | Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) | Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализировать и делать выводы | Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3. Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу | Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) | Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
5. Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание | Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание | Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно | Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
6. Причинно-следственные связи | Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность | Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности | Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности | Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности |
Критерии оценки устного ответа:
- глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
- твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
- неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
- наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
- отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
- активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
- активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
- неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
- полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
- 75-100% - отлично «5»;
- 60-74% - хорошо «4»
- 50-59% - удовлетворительно «3»;
- менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
- глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
- привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
- выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
- полное отсутствие работы - отметка «2»;
Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:
- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий по желанию;
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
- отсутствие самостоятельной активности на уроке;
- отсутствие выполнения дополнительных заданий;
- низкий уровень знания базового материала;