
Аннотация
Программа курса предпрофильной подготовки рассчитана на учащихся 9-х классов. Освоение данных тем позволит учащимся более глубоко освоить профильную программу по русскому языку. Курс поможет учащимся выбрать гуманитарный, филологический, художественный профиль обучения. Программа курса “Культура речи и профессия” рассчитана на 16 часов. Результативность курса – выступление перед аудиторией в соответствии с нормами ораторского искусства, понимание детьми взаимосвязи профессии и культуры речи.
Пояснительная записка
Программа курса предпрофильной подготовки рассчитана на учащихся 9-х классов, выбирающих гуманитарный, филологический, художественно-эстетический профили обучения. Содержание материала можно рассматривать и как надпредметное, поэтому курс может быть интересен и учащимся, выбирающим другие профили обучения.
Повышать культуру речи необходимо каждому, если ему приходится выступать на сцене, по радио, на кафедре, да и просто общаться. Необходимо умение точно и логически ясно передавать свою мысль, грамотно строить фразу, заботиться об увеличении своего словарного запаса. Грамотная устная речь способствует быстроте, легкости общения между людьми, придает речи коммуникативное совершенство. Невозможно стать истинно культурным человеком, невозможно овладеть богатством мысли, не овладев культурой речи.
Точность выбора слова, правильное сочетание его с другими словами, а при необходимости и умение заменить, перефразировать ранее сказанное другими словами являются основными признаками понятия “знание языка”, “владение языком”.
Внедрение в процесс общения компьютерных технологий вытесняет постепенно устную коммуникацию. Это делает особенно актуальным сохранение и развитие культуры речи.
Новизна программы заключается в том, что многие аспекты культуры речи недостаточно затрагиваются в курсе русского языка основной школы, например, психология воздействия ораторской речи, вопрос воспитания и развития голоса путем сознательного овладения процессом дыхания, голосоведения и произношения. Ограниченное количество часов обычно не позволяет детально рассмотреть вопросы, связанные с лексикой русского языка и фразеологией, особенностями грамматических форм и конструкций.
Освоение данных тем позволит учащимся более глубоко освоить профильную программу по русскому языку в 10-11-х классах.
Цель программы:
Помочь учащимся в выборе гуманитарного, филологического, художественно-эстетического профилей обучения.
Способствовать совершенствованию коммуникативных устных компетенций.
Задачи:
Освоить технику ораторского искусства.
Выработать четкую, ясную дикцию и правильное произношение.
Развивать выразительность речи, орфоэпически правильную речь учащихся.
Повысить культуру речи.
Научить учащихся ориентироваться в мире профессий.
В результате изучения курса “Культура речи и профессия ” учащиеся должны
знать:
понятия “риторика”, “культура речи”, “орфоэпия”,
синонимические обороты русского языка,
фразеологические обороты, сращения, единства;
профессии, требующие высокого уровня владения культурой речи.
уметь:
по содержанию и внешним стилистическим признакам определять принадлежность речи к определенному роду, воспроизводить основные мысли;
пользоваться нормативной речью и богатством русского языка, находить в чужой и своей речи ошибки, связанные с нарушением норм, пользоваться нормативными словарями;
анализировать речь с точки зрения уместности образных средств для создания ассоциаций и словесной наглядности, создавать свои выступления с привлечением тропов;
готовить и произносить речь с учетом психологии воздействия;
ориентироваться в мире профессий
О результативности проведения курса свидетельствуют такие показатели:
правильное произношение слов;
грамотное построение фразы;
выступление перед аудиторией в соответствии с нормами ораторского искусства;
понимание взаимосвязи профессии и культуры речи.
Формы организации занятий:
дискуссия;
лекция;
практикум.
Виды самостоятельной работы учащихся:
составление проекта собственного словаря фразеологизмов и крылатых выражений;
репетиция эпизодов из грамматико-стилистических этюдов;
составление информационной дикторской программы;
подготовка собственного исследования, посвященного какому-либо крылатому выражению по схеме.
Содержание программы
Тема 1. Значение культуры речи в области профессий: человек-человек (актера, диктора, журналиста, лектора и др.) (1час)
1.1.Богатство русского языка и культура речи. Правильность речи. Важнейшие качества хорошей речи. Нормы литературного языка
1.2. Изобразительно-выразительные средства. Использование тропов в речи.
1.3. Суждения писателей, ученых, общественных деятелей о богатстве русского языка.
Тема 2. Совершенствуем дикцию. (3часа, из них 1 час на экскурсию, 2 часа – практическая работа).
2.1.Строение речевого аппарата. Голосовые связки, резонаторы (небо, полость носа, зубы, лицевой костяк, лобная пазуха). Голосовая и дыхательная функция. Межреберные мышцы и диафрагма. Техника речи. Дыхание, голос, дикция.
2.2.Гласные и согласные звуки. Правильность произнесения гласных и согласных звуков.
2.3. Воспитание и развитие голоса. Развитие силы и чистоты звука. Гибкость, послушность, выразительность. Умелое использование своего голоса и целесообразное его применение.
2.5. Выразительное прочтение стихотворения. Прочтение скороговорок.
Тема 3. Культура ораторской речи. (4 часа, из них 1 час на экскурсию,2 часа – практическая работа).
3.1. Проблема ораторской речи в античных риториках. Известные ораторы.
Виды ораторской речи. Академическое, социально-политическое, судебное, социально-бытовое, духовное красноречие.
3.2.Композиция речи. Начало речи, введение; главная часть речи, содержание; заключение.
3.3.. Психология воздействия ораторской речи. Особенность восприятия речи. Речевая компетентность. Различные виды памяти в процессе восприятия ораторской речи. Убеждение, внушение.
3.4.Коммуникативно-контактные элементы речи. Адресация и авторизация речи. Этикетные речевые формулы.
3.5. Ассоциативность ораторской речи. Логические и образные ассоциации.
3.6. Экскурсия в театр.
Беседа о выборе профессии.
3.7. Дискуссия на тему: «Как должен говорить современный актер (лектор)»
(требования к проведению дискуссии в приложении)
Тема 4. Какую роль играют фразеологические обороты, крылатые слова и пословицы в речи? (2 часа, из них 1 час на практическую работу)
4.1.Употребление фразеологических оборотов, крылатых слов и пословиц.
Фразеологические сращения, единства, сочетания, выражения.
Стилистическая функция фразеологизмов.
4.2. Эмоционально-экспрессивная окраска слов и фразеологизмов.
4.3.Межстилевые фразеологические обороты.
Фразеологические обороты разговорно-бытового характера.
Фразеологические обороты книжного характера.
Фразеологические архаизмы и историзмы.
4.4. Крылатые слова и выражения. Пословицы и поговорки.
4.5.Исследование, посвященное какому-либо крылатому выражению.
Схема:
указать источник его возникновения;
дать трактовку его первоначального значения;
проиллюстрировать его употребление в публицистике, художественных произведениях более позднего времени;
указать на варианты трансформации данного выражения в современной речи;
придумать самим предложения с данными выражениями.
4.6.Составление словаря фразеологизмов и крылатых слов.
4.7. Презентация собственного словаря фразеологизмов и крылатых слов.
Тема 5. Для чего нужны синонимы? (1 час)
5.1.Синонимы и синонимические обороты русского языка.
Синонимические ряды.
5.2.Лексические, стилистические, синтаксические синонимы.
5.3.Употребление синонимов в речи.
Тема 6. Механизмы речи в действии. (1 час)
6.1.Человек говорящий. Основные закономерности построения текста.
Цельность текста. Выбор степени детализации наименования. Учет сходств и различий при выборе наименования.
6.2.Человек слушающий.
Общие условия восприятия наименования. Членение наименования. Вероятностный прогноз и восстановление цельности текста.
Тема 7. В гостях у орфоэпии. (4часа, 3 часа на практическую работу)
7.1.Орфоэпическая система русского языка.
Понятие об орфоэпии и об орфоэпических нормах.
Компоненты интонации. Основные функции интонации.
7.2.Выбор и употребление отдельных слов, грамматических форм и конструкций.
Особенности отдельных грамматических форм.
7.3.Рассмотрение и анализ грамматико-стилистических этюдов.
7.4.Орфоэпический разбор стихотворения Козьмы Пруткова (и еще двух стихотворений по выбору учителя).
7.5.Анализ наблюдения прослушанных информационных дикторских программ.
Защита своей информационной программы.
Учебно-тематическое планирование
№ | Темы уроков | Количество часов | Форма организации |
Лекц. | Практ. |
1 | Значение культуры речи в области профессий. Богатство русского языка и культура речи. Суждения писателей, ученых, общественных деятелей о богатстве русского языка | 1 | | Лекция |
2 | Совершенствуем дикцию. Строение речевого аппарата. Голосовые связки, резонаторы. Гласные и согласные звуки | | 1 | Практикум |
3 | Воспитание и развитие голоса. Умелое использование своего голоса и целесообразное применение. | | 1 | Практикум |
4 | Техника речи. Дыхание, голос, дикция. | | 1 | Лекция |
5 | Культура ораторской речи. Проблема ораторской речи в античных риториках. Композиция речи. | 1 | | Лекция |
6 | Психология воздействия ораторской речи. Коммуникативно-контактные элементы речи. | | 1 | Практикум |
7 | Этикетные речевые формулы. Этикетный диалог. | | 1 | Практикум |
8 | Дискуссия на тему: «Как должен говорить современный лектор» | | 1 | Дискуссия |
9 | Роль фразеологических обо-ротов крылатых слов и пословиц в речи. | 1 | | Лекция |
10 | Презентация собственного словаря фразеологизмов и крылатых слов. | | 1 | Практикум |
11 | Синонимы. Роль синонимов в речи. | 1 | | Лекция |
12 | Механизмы речи в действии. Человек говорящий и человек слушающий. | 1 | | |
13 | В гостях у орфоэпии. Орфоэпическая система русского языка. | 1 | | Лекция |
14 | Рассмотрение и анализ грамматико-стилистических этюдов. Орфоэпический разбор стихотворений. | | 1 | Практикум |
15 | Анализ наблюдения прослушанных дикторских программ. Защита своей информационной программы. | | 1 | Практикум |
16 | Итоговый контроль по следующим проблемам: востребованные профессии в области культуры на территории сельской местности, семейные ценности, возрождение культурных традиций села (творческие коллективы, самодеятельность), выпускник в мире профессий, критерии выбора профессии | | 1 | |
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Галь Н. Я. Слово живое и мертвое. – М.: 1979.
Голуб И. Б. Упражнения по стилистике русского языка. – М.: 1999.
Горбачевич К. С. Нормы современного литературного языка. – М.: 1989.
Методика развития речи на уроках русского языка./ Под ред. Ладыженской Т. А. – М.: 1991.
Практическая стилистика русского языка. Функциональные стили./ Под ред. Алексеева В. А., Роговой К. А. – М.: 1982.
Пустовалов П. С., Сенкевич М. П. Пособие по развитию речи. – М.: 1987.
Программно-методические материалы: Русский язык. 10-11 классы. – М./ 2001,
Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - М: 1998.
Стилистика русского языка. Под ред. Шанского М. Н. – Л.: 1989.
Сулименко Н. Е. Стилистические ошибки и пути их устранения. – Л.: 1966.
Чижова Т. И. Основы методики обучения стилистике в средней школе. – М.: 1987.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Власенков А. И. Рыбченкова Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. – М.: 2002.
Галлингер И. В. Культура речи: Нормы современного русского литературного языка. – М.: 1994.
Одинцов В. В., Иванов В. В., Смолицкая Г. П.и др. Школьный словарь иностранных слов. – М.: 1999.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю.Толковый словарь русского языка. – М.: 1992.
Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. / Под ред. Аванесова Р. И. - М.: 1989.
Панов Б. Г., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - М.- 1991.
Скворцов Л. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. – М.: 1996.
Солганик Г. Я. Русский язык: Стилистика. 10-11 классы. – М.: 2001.
Учебный словарь сочетаемости слов русского языка./ Под ред. Денисова П. Н., Морковкина В. В. - М.: 1978.