СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по элективному курсу " Методы решения задач"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный элективный курс выполняет функцию поддержки основных курсов цикла математического образования старшей школы и ориентирован на углубление и расширение предметных знаний по математике и соответствующих компетентностей по ним.

Программа элективного курса состоит из четырех завершенных образовательных разделов одной и то же продолжительности 34 часа:

  1. нестандартные методы решений уравнений, неравенств и их систем, использование свойств функции;
  2. геометрия;
  3. функции в задачах с параметрами в курсе  старшей школы и на вступительных экзаменах;
  4. подготовка к единому государственному экзамену.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование-10»

Календарно-тематическое планирование -10.

Тематическое планирование

учебного материала по математике по элективному курсу в 10 классе

1 час в неделю, всего за год - 33 часа.



Наименование разделов и дисцип­лин

Всего часов

Лекции

Выполнение практических заданий

1

Геометрия


33

18

15


Планиметрия


20

11

9

Из истории геометрии. Занимательные задачи по геометрии.

1

1

-

Прямоугольный треугольник.

1

1

-

Вычисление медиан, биссектрис, высот треугольника.

2

1

1

Свойства касательных, хорд, секущих.

1

1

-

Вписанные и описанные треугольники и четырехугольники.

1

1

-

Различные формулы площади и их применение.

2

1

1

Теоремы Чевы, Эйлера, Стюарта, Птолемея.

12

5

7

Стереометрия


12

6

6

Сечения многогранников.

3

1

2

Многогранники и тела вращения.

3

1

2

Формулы Симпсона, Паппа-Гюльдена

4

3

1

Углы между прямыми, прямыми и плоскостями.

2

1

1

Задания С4(Решение задач)


1

1

0

Итого

33

18

15

Количество часов

Тема

Дата проведения

Виды учебной деятельности

Материально-техническое обеспечение






Геометрия-33 часа.

1

1

Из истории геометрии. Занимательные задачи по геометрии.

6.09.




13.09.



20.09.

ФО, ИК.


  компьютер, медиапроектор,.презентация к уроку « Из истории геометрии. Занимательные задачи по геометрии»

2

1

Прямоугольный треугольник.

ФО, МД ,ИРК

 Задания для устного счета. ЗНГЧ

3

1

Вычисление медиан, биссектрис, высот треугольника.

МД,УО ИРК

  компьютер, медиапроектор,.презентация к уроку « Вычисление медиан, биссектрис, высот треугольника.»

4

1

Вычисление медиан, биссектрис, высот треугольника.

27.09.





4.10.

СР

Задания для устного счета.ЗНГЧ


5

1

Свойства касательных, хорд, секущих.

МД,СР. ( СУМ,)

компьютер, медиапроектор,.презентация к уроку  « Свойства касательных, хорд, секущих.»

6

1

Вписанные и описанные треугольники и четырехугольники.

11.10.




МД,УО ИРК

  Раздаточный материал


7

1

Различные формулы площади и их применение.

18.10.




25.10.




1.11.



УО, МД(О)

  компьютер, медиапроектор,.презентация к уроку « Различные формулы площади и их применение.»

8

1

Различные формулы площади и их применение.

СР. ( АПС)

 Раздаточный материал

9

1

Теорема Чевы

УС ,ИРК

  Диск « Кирилл и Мефодий»


10

1

Теорема Чевы

15.11.





22.11.



29.11.









ФО, МД(О)

компьютер, медиапроектор,.презентация к уроку « Теорема Чевы»

11

1

Теорема Чевы

ПР. ( АПС)

ЗНГЧ

12

1

Теорема Элера

СР,ФО ИРК,

Диск « Кирилл и Мефодий»


13

1

Теорема Элера

6.12.





13.12.





20.12.

СР, МТ(О)

компьютер, медиапроектор,.презентация к уроку « Теорема Эйлера»

14

1

Теорема Элера

УС,ИЗ

  Диск « Кирилл и Мефодий»


15

1

Теорема Стюарта

ИЗ, СР

компьютер, медиапроектор,.презентация к уроку « Теорема Стюарта»

16

1

Теорема Стюарта

27.12.




17.01.

МД, СР(О)

 

Раздаточный материал


17

1

Теорема Стюарта

ИЗ, МТ, ИРК

ЗНГЧ

18

1

Теорема Птолемея

24.01.

СР. ( АПС)

Диск « Кирилл и Мефодий»


19


1

Теорема Птолемея

31.01.





7.02.



ФО(О)

компьютер, медиапроектор,.презентация к уроку « Теорема Птолемея»

20

1

Теорема Птолемея

ИРК

Самостоятельная работа . ЗНГЧ

21

1

Сечения многогранников.

14.02.



21.02.



28.02.

(О). ( АПС)

http://school-collection.edu.ru/)

22


1

Сечения многогранников.

ИРК

Самостоятельная работа

«Решение задач»

23

1

Сечения многогранников.

. ( СУМ,)

компьютер, медиапроектор,.презентация к уроку « Сечения многогранников»

24

1

Многогранники и тела вращения.

7.03.

МД

  Раздаточный материал


25

1

Многогранники и тела вращения.

14.03.

МД,УС(О)

Демонстрационный материал


 

 

26



1

Многогранники и тела вращения.

21.03.



4.04.




МД,СР(О)

 Индивидуальные листы

 

 

27

1

Задания С4(Решение задач)


СР, УС

компьютер, медиапроектор. Работа на сайтах:

Reshuege.ru

Ege.yandex.ru

Ege-go.ru/math-ege.



28

1

Формулы Симпсона, Паппа-Гюльдена

11.04.





18.04.

СР,УС

(О)

компьютер, медиапроектор,.презентация к уроку « Формулы Симпсона, Паппа-Гюльдена»



29

1

Формулы Симпсона, Паппа-Гюльдена

МД, УС

компьютер, медиапроектор,.презентация к уроку « Формулы Симпсона, Паппа-Гюльдена»



30

1

Формулы Симпсона, Паппа-Гюльдена

25.04.





16.05.

ИРК(О)

компьютер, медиапроектор,.презентация к уроку « Формулы Симпсона, Паппа-Гюльдена »

 

 

31

1

Формулы Симпсона, Паппа-Гюльдена

ИРК(О)

ЗНГЧ



32

1

Углы между прямыми, прямыми и плоскостями.

23.05.

ИРК

. ( СУМ,)

Диск « Кирилл и Мефодий»




33

1

Углы между прямыми, прямыми и плоскостями.

30.05.

КР

Раздаточный материал


 

 



В результате изучения курса учащиеся получат возможность овдадеть:

  • элементами теории множеств, умением математического моделирования при решении задач различной сложности, знаниями, связанными с равносильностью уравнений и неравенств на множестве, что позволяет единообразно решать большие классы задач;

  • нестандартными методами решений уравнений и неравенств с использованием свойств функций;

  • геометрическими сведениями, которые не только помогут учащимся углубить свои знания по геометрии, проверить и закрепить практические навыки при систематическом изучении геометрии, но и предоставляют хорошую возможность для самостоятельной эффективной подготовки к вступительным экзаменам по математике в ее геометрической части;

  • навыками решения нестандартных задач;

  • умениями, связанными с работой с научно-популярной и справочной литературой;

  • элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных, представлением результатов самостоятельного микроисследования.





Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование-11»

Календарно-тематическое планирование -11.



Тематическое планирование

учебного материала по математике по элективному курсу в 11 классе

1 час в неделю, всего за год - 32 часа.

Наименование разделов и дисцип­лин

Всего часов

Лекции

Выполнение практических заданий

1

Нестандартные методы решений уравнений, неравенств и их систем. Использование свойств функции

32

9

23


Использование области определения функций

3

1

2

Использование ограниченности функций. Использование свойств синуса и косинуса

6

2

4

Замечательные неравенства

4

2

2

Применение производных. Задачи на исследование функций

6

2

4

Использование симметрии аналитических выражений. Использование чётности функции

4

1

3

Математика в решении прикладных задач. Наибольшие и наименьшие значения параметров в прикладных задачах

7

2

5

Повторение. Решение задач.

4

-

4

Итого

32

9

23



В результате изучения курса учащиеся получат возможность овдадеть:

  • элементами теории множеств, умением математического моделирования при решении задач различной сложности, знаниями, связанными с равносильностью уравнений и неравенств на множестве, что позволяет единообразно решать большие классы задач;

  • нестандартными методами решений уравнений и неравенств с использованием свойств функций;

  • геометрическими сведениями, которые не только помогут учащимся углубить свои знания по геометрии, проверить и закрепить практические навыки при систематическом изучении геометрии, но и предоставляют хорошую возможность для самостоятельной эффективной подготовки к вступительным экзаменам по математике в ее геометрической части;

  • навыками решения нестандартных задач;

  • умениями, связанными с работой с научно-популярной и справочной литературой;

  • элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных, представлением результатов самостоятельного микроисследования.


Количество часов

Тема

Дата проведения

Виды учебной деятельности

Материально-техническое обеспечение

Нестандартные методы решений уравнений, неравенств и их систем, использование свойств функции

-32 часа.

1

1

Использование области определения функций

6.09.




13.09.



20.09.





ФО, ИК.


  компьютер, медиапроектор,.презентация к уроку « Использование области определения функций»

2

1

Использование области определения функций

ФО, МД ,ИРК

 Задания для устного счета. ЗНГЧ

3

1

Использование области определения функций

МД,УО ИРК

  компьютер, медиапроектор,.презентация к уроку « Использование области определения функций»

4

1

Использование ограниченности функций. Использование свойств синуса и косинуса

27.09.






4.10.

О,Л.

Задания для устного счета. ЗНГЧ


5

1

Использование ограниченности функций. Использование свойств синуса и косинуса

МД, ( СУМ,)

компьютер, медиапроектор,.презентация к уроку  « Использование ограниченности функций. Использование свойств синуса и косинуса »

6

1

Использование ограниченности функций. Использование свойств синуса и косинуса

11.10.



МД,УО ИРК

  Раздаточный материал


7

1

Использование ограниченности функций. Использование свойств синуса и косинуса

18.10







25.10.








1.11.









УО, МД(О)

  компьютер, медиапроектор,.презентация к уроку « Использование ограниченности функций. Использование свойств синуса и косинуса.»

8

1

Использование ограниченности функций. Использование свойств синуса и косинуса

СР. ( АПС)

 Раздаточный материал

9

1

Использование ограниченности функций. Использование свойств синуса и косинуса

УС ,ИРК

  Диск « Кирилл и Мефодий»


10

1

Замечательные неравенства

15.11.


22.11.




29.11.


ФО, МД(О)

компьютер, медиапроектор,.презентация к уроку « Замечательные неравенства»

11

1

Замечательные неравенства

ПР. ( АПС)

ЗНГЧ

12

1

Замечательные неравенства

СР,ФО ИРК,

Диск « Кирилл и Мефодий»


13

1

Замечательные неравенства

6.12.








13.12.





20.12.



СР, МТ(О)

компьютер, медиапроектор,.презентация к уроку « Замечательные неравенства»

14

1

Применение производных. Задачи на исследование функций

УС,ИЗ

  Диск « Кирилл и Мефодий»


15

1

Применение производных. Задачи на исследование функций

ИЗ, СР

компьютер, медиапроектор,.презентация к уроку « Применение производных. Задачи на исследование функций»

16

1

Применение производных. Задачи на исследование функций

27.12.





17.01.

МД, СР(О)

 

Раздаточный материал


17

1

Применение производных. Задачи на исследование функций

ИЗ, МТ, ИРК

ЗНГЧ

18

1

Применение производных. Задачи на исследование функций

24.01.

СР. ( АПС)

Диск « Кирилл и Мефодий»


19


1

Применение производных. Задачи на исследование функций

31.01.





7.02.

ФО(О)

компьютер, медиапроектор,.презентация к уроку « Применение производных. Задачи на исследование функций »

20

1

Использование симметрии аналитических выражений. Использование чётности функции

ИРК

Самостоятельная работа . ЗНГЧ

21

1

Использование симметрии аналитических выражений. Использование чётности функции

14.02.






21.02.







28.02.

(О). ( АПС)

http://school-collection.edu.ru/)

22


1

Использование симметрии аналитических выражений. Использование чётности функции

ИРК

Самостоятельная работа

« Использование симметрии аналитических выражений. Использование чётности функции»

23

1

Использование симметрии аналитических выражений. Использование чётности функции

. ( СУМ,)

компьютер, медиапроектор,.презентация к уроку « Использование симметрии аналитических выражений. Использование чётности функции »

24

1

Математика в решении прикладных задач. Наибольшие и наименьшие значения параметров в прикладных задачах

7.03.

МД

  Раздаточный материал


25

1

Математика в решении прикладных задач. Наибольшие и наименьшие значения параметров в прикладных задачах

14.03.

МД,УС(О)

Демонстрационный материал


 

 

26



1

Математика в решении прикладных задач. Наибольшие и наименьшие значения параметров в прикладных задачах

21.03.







4.04.

МД,СР(О)

 Индивидуальные листы

 

 

27

1

Математика в решении прикладных задач. Наибольшие и наименьшие значения параметров в прикладных задачах

СР, УС

компьютер, медиапроектор. Работа на сайтах:

Reshuege.ru

Ege.yandex.ru

Ege-go.ru/math-ege.



28

1

Математика в решении прикладных задач. Наибольшие и наименьшие значения параметров в прикладных задачах

11.04.




18.04.

СР,УС

(О)

компьютер, медиапроектор,.презентация к уроку



29

1

Математика в решении прикладных задач. Наибольшие и наименьшие значения параметров в прикладных задачах

МД, УС

компьютер, медиапроектор,.презентация к уроку « Математика в решении прикладных задач. »



30

1

Математика в решении прикладных задач. Наибольшие и наименьшие значения параметров в прикладных задачах

25.04.






16.05.

ИРК(О)

компьютер, медиапроектор,.презентация к уроку « Наибольшие и наименьшие значения параметров в прикладных задачах »

 

 

31

1

Повторение. Решение задач.

ИРК(О)

ЗНГЧ



32

1

Повторение. Решение задач.

23.05.

ИРК

. ( СУМ,)

Работа на сайтах:

Reshuege.ru

Ege.yandex.ru

Ege-go.ru/math-ege.









Просмотр содержимого документа
«Место учебного предмета в учебном плане»

Место учебного предмета в учебном плане.

Математика является профилирующим предметом на вступительных экзаменах в ВУЗы по широкому спектру специальностей. Наряду с поступающими на математические отделения и в технические ВУЗы вступительные экзамены по математике должны сдавать будущие физики, химики, биологи, врачи, психологи, экономисты. Этим и обусловлено введение элективного курса по математике.

Отбор содержания программы учебного курса основан на применении математических предметных знаний и умений школьников для решения задач повышенного уровня сложности по отдельным темам базового курса, введении дополнительных тем.

Взяв за основу авторскую программу И.Г. Малышева, доцента кафедры теории и методики обучения математике НИРО, канд. техн. наук, доцента М.А. Мичасовой, доцента кафедры теории и методики обучения математике НИРО, канд. пед. наук , в соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год, рабочая программа составлена на 33 часа в год в 10 классе и 32 часа в год в 11 классе (1 час в неделю). Таким образом, изучение курса «Методы решения задач» в муниципальном общеобразовательном учреждении «Ново- Павловская СОШ » рассчитано на два года.

Темы изучаются в следующей последовательности:

10 класс:

Геометрия-33 ч.


Планиметрия-20 ч.


Из истории геометрии. Занимательные задачи по геометрии.-1 ч

Прямоугольный треугольник.-1 ч

Вычисление медиан, биссектрис, высот треугольника.-2 ч

Свойства касательных, хорд, секущих.-1ч

Вписанные и описанные треугольники и четырехугольники.-1 ч

Различные формулы площади и их применение.-2 ч

Теоремы Чевы, Эйлера, Стюарта, Птолемея.-12 ч.

Стереометрия-12 ч.


Сечения многогранников.- 3 ч

Многогранники и тела вращения.-3 ч

Формулы Симпсона, Паппа-Гюльдена-4 ч

Углы между прямыми, прямыми и плоскостями.-2 ч.

Задания С4(Решение задач)-1 ч



11 класс:

Нестандартные методы решений уравнений, неравенств и их систем. Использование свойств функции -32 ч.

Использование области определения функций-3 ч

Использование ограниченности функций. Использование свойств синуса и косинуса- 6 ч

Замечательные неравенства-4 ч

Применение производных. Задачи на исследование функций-6 ч

Использование симметрии аналитических выражений. Использование чётности функции-4 ч

Математика в решении прикладных задач. Наибольшие и наименьшие значения параметров в прикладных задачах-7 ч

Повторение. Решение задач.-4 ч




Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика учебного предмета»

Общая характеристика учебного предмета

Данный элективный курс выполняет функцию поддержки основных курсов цикла математического образования старшей школы и ориентирован на углубление и расширение предметных знаний по математике и соответствующих компетентностей по ним.

Программа элективного курса состоит из четырех завершенных образовательных разделов одной и то же продолжительности 34 часа:

  1. нестандартные методы решений уравнений, неравенств и их систем, использование свойств функции;

  2. геометрия;

  3. функции в задачах с параметрами в курсе старшей школы и на вступительных экзаменах;

  4. подготовка к единому государственному экзамену.

Полностью курс рассчитан на два учебных года по два часа в неделю аудиторных занятий. Общий объем развернутого курса 136 часов. Но не весь объем содержания элективного курса является строго обязательным. Доминанта умений и позитивного опыта может быть обеспечена на любом завершенном разделе по выбору учителя. Таким образом, возможен такой вариант, при котором ученик выполняет обязательный набор заданий только по одному разделу. Кроме того, обучение может осуществляться в виде различных комбинаций предложенных разделов.

Данная программа элективного курса своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся 10 – 11 классов, которым интересна элементарная математика и её приложения. Предлагаемый курс освещает вопросы, оставшиеся за рамками школьного курса математики. Он выполняет следующие основные функции:

  • развитие содержания базовых учебных предметов по математике, что позволяет поддерживать их изучение на профильном уровне и получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;

  • удовлетворение познавательного интереса обучающихся, выбравших для себя те области деятельности, в которых математика играет роль аппарата, специфического средства для изучения закономерностей окружающего мира.

Поэтому одной из важных задач введения этого курса является не только прагматическая составляющая по развитию интереса к математике как необходимому средству поступления в вуз, но и развитие у учащихся интереса собственно к математике. Ученик должен чувствовать эстетическое удовлетворение от красиво решенной задачи, от установленной им возможности приложения математики к другим наукам. В математике эквивалентом эксперимента предметов естественно-научного цикла является решение задач. Поэтому и курс строится на решении различных по степени важности и трудности задач.

Направленность курса – развивающая. Прежде всего, он ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности старших школьников, их аналитических и синтетических способностей.

В процессе реализации элективного курса можно использовать разнообразные подходы к организации занятий как академические лекции, семинары, уроки, так и проектную и исследовательскую деятельность, практики, игровые технологии и т.д.

Для обучения учащихся в десятом классе был выбран второй раздел- Геометрия (33 часа.), а для обучения в 11 классе были выбраны первый раздел – «Нестандартные методы решений уравнений, неравенств и их систем. Использование свойств функции (32 часа.)»

Планируемые результаты:


  • - в предметном развитии:

  • Овладеют элементами теории множеств, умением математического моделирования при решении задач различной сложности, знаниями, связанными с равносильностью уравнений и неравенств на множестве, что позволяет единообразно решать большие классы задач;

  • нестандартными методами решений уравнений и неравенств с использованием свойств функций;

  • геометрическими сведениями, которые не только помогут учащимся углубить свои знания по геометрии, проверить и закрепить практические навыки при систематическом изучении геометрии, но и предоставляют хорошую возможность для самостоятельной эффективной подготовки к вступительным экзаменам по математике в ее геометрической части;


  • в метапредметном развитии:


  • навыками решения нестандартных задач;

  • умениями, связанными с работой с научно-популярной и справочной литературой;

  • элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных, представлением результатов самостоятельного микроисследования.

  • в личностном развитии:

  • познавательный интерес, установка на поиск способов решения математических задач;

  • готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления события, факта);

  • способность характеризовать собственные знания, устанавливать какие из предложенных задач могут быть решены;

  • критичность мышления.


В рамках данного элективного курса предполагается различный текущий и итоговый контроль: тесты, самостоятельные работы, выполнение проектов и исследовательских работ. Способ изложения материала в проектах побуждает учащихся не просто механически запоминать учебный материал, но и размышлять над ним в процессе обучения.

Практически по каждой теме, затронутой в программе, элективный курс предоставляет учителю и ученику дополнительные материалы как теоретического, так и практического характера. Первый раздел представлен наиболее полно, так как охватывает широкий круг вопросов.

Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, намечает и использует целый ряд межпредметных связей.



Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка»

Пояснительная записка

Программа  элективного   курса по математике составлена на основе авторской программы «Избранные разделы математики для старшей школы» авторов-составителей: И.Г. Малышева, доцента кафедры теории и методики обучения математике НИРО, канд. техн. наук, доцента М.А. Мичасовой, доцента кафедры теории и методики обучения математике НИРО, канд. пед. наук, рекомендованной Министерством образования РФ ( Программы общеобразовательных учреждений. Министерство образования Нижегородской области Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (ГОУ ДПО НИРО) кафедра теории и методики обучения математике).

Рабочая программа составлена на основе:

Законы:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЭ);

  • Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта».

  • областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».

Концепции:

  • Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приказ Минобразования России от 18.02.2002 № 2783;

  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

Программы:

  • Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);

Постановления:

  • постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»;

  • постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие образования», постановление Правительства Ростовской области от 06.03.2014 № 158 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596».

Приказы:

  • приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • приказ Минобразования России от 09.03. 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • приказ Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • приказ Минобороны России и Минобрнауки России от 24.02.2010 № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»;

  • приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;

  • приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • приказ Минобрнауки России от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312»;

  • приказ Минобрнауки России от 10.11.2011 №2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от

  1. № 1089»;

  • приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от

  1. № 1089»;

  • приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312»;

  • приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;

  • приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Распоряжения:

  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;

  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 № 2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».

Письма:

  • письмо Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;

  • письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;

-Конвенция о правах ребенка

-Примерная программа основного общего образования

-Основная образовательная программа МБОУ Ново-Павловская сош по реализации БУП

-Положение образовательного учреждения «О рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин»

Данный элективный курс выполняет функцию поддержки основных курсов цикла математического образования старшей школы и нацелен на углубление и расширение предметных знаний по математике и соответствующих компетентностей по ним.

Он выполняет следующие основные функции:

  • развитие содержания базовых учебных предметов по математике, что позволяет поддерживать их изучение на профильном уровне и получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;

  • удовлетворение познавательного интереса обучающихся, выбравших для себя те области деятельности, в которых математика играет роль аппарата, специфического средства для изучения закономерностей окружающего мира.

Поэтому одной из важных задач введения этого курса является не только прагматическая составляющая по развитию интереса к математике как необходимому средству поступления в вуз, но и развитие у учащихся интереса собственно к математике.

Задачи курса:

  • формирование и развитие у старшеклассников аналитического и логического мышления при проектировании решения задачи;

  • расширение и углубление курса математики;

  • формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;

  • формирование навыка работы с научной литературой, использования различных интернет-ресурсов;

  • развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.



Просмотр содержимого документа
«Результаты освоения элективного курса»

Результаты освоения элективного курса « Методы решения задач» ..

На учебных занятиях элективного курса используются активные методы обучения, предусматривается самостоятельная работа по овладению способами деятельности, методами и приемами решения математических задач. Рабочая программа данного курса направлена на повышение уровня математической культуры старшеклассников.

Оценочная система. Учитель работает по зачетной системе. Для того, чтобы ученику получить «зачет», необходимо :

    1. выполнять все домашние задания;

    2. не пропускать без уважительной причины уроки, не опаздывать на урок (в противном случае нужно пропуски и опоздания отработать);

3. выполнить на положительную оценку все проверочные и практические работы;

4.ответить теоретический материал.

С целью контроля и проверки усвоения учебного материала проводятся длительные домашние контрольные работы по каждому блоку, семинары с целью обобщения и систематизации. В учебно-тематическом плане определены виды контроля по каждому блоку учебного материала в различных формах (домашние контрольные работы на длительное время, обобщающие семинары).Изучение каждой темы заканчивается проверочной работой, которая может быть составлена на основе материалов разнообразных сборников, различных вариантов ЕГЭ, открытого банка заданий в Интернете.

Организация работы на занятиях должна несколько отличаться от работы на уроке: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать, и, тем самым, самостоятельно добиваться результата.

Итоги работы элективного курса подводятся по результатам учебной деятельности (посетил не менее 65% занятий по этому курсу и выполнил 65% заданий проверочных работ).

Формы текущего и итогового контроля

Для текущего и итогового контроля используются такие формы, как самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя, тестирование, самостоятельные, контрольные, творческие работы, зачеты, презентации, заполнение таблиц.


В процессе реализации программы формируются ключевые компетенции:

информационные компетенции, познавательные компетенции, коммуникативные компетенции, рефлексивные компетенции.

КОМПЕТЕНЦИИ

Общеучебные :

- владение конкретными математическими знаниями, необходимыми для практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования, формирование практических навыков вычислений и вычислительной культуры;

-интеллектуальное развитие, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни и работы в обществе;

- формирование представлений об идеях и методах математики. как форме описания и познания действительности, расширить представления о роли вычислений в человеческой практике, понимать вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира:

- формирование представлений о математике как о части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса;

- развитие умения использовать для изучения окружающего мира такие методы, как наблюдение, моделирование, измерение;

- использование простейшей вычислительной техники для выполнения практических расчетов:

- развитие логического мышления и речевых умений - умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический).

Предметно- ориентированные :

- развитие формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных дисциплин:

- усвоить аппарат уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач: - осуществлять функциональную подготовку школьников, уметь с помощью функций описывать реальные зависимости - знать сущность понятий математического доказательства, алгоритма;

- уметь использовать математические формулы, выполнять расчеты по формулам, составлять формулы, выражающие зависимости между величинами, уметь находить нужную формулу в справочной литературе;

- расширить представление о понятии числа.

Механизм формирования ключевых компетенций обучающихся:

Учебно-познавательные компетенции:

• ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

• организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно- познавательной деятельности;

• обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

• ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, описывать результаты, формулировать выводы;

• выступать устно и письменно о результатах своего исследования. Информационные компетенции:

• владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;

• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; • ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое.

Коммуникативные компетенции:

• владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

• владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы


Планируемые результаты

Ученик научиться:

Ученик получит возможность:

  • применять основные методы геометрии (проектирования, преобразований, векторный, координатный) к решению геометрических задач.

  • классификации задач и методы их решения; этапы решения задач и приемы их выполнения; понятие процента; основные формулы

  • Уметь: классифицировать задачи по методу их решения; различать этапы решения задач, осуществлять приемы их выполнения;

  • использовать понятие процента и процентного отношения в ходе решения задач; решать задачи на движение, сплавы и смеси, процентные отношения

  • повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;

  • освоить основные приемы решения задач;

  • овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;

  • познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;

  • повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;

  • познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

  • элементами теории множеств, умением математического моделирования при решении задач различной сложности, знаниями, связанными с равносильностью уравнений и неравенств на множестве, что позволяет единообразно решать большие классы задач;

  • нестандартными методами решений уравнений и неравенств с использованием свойств функций;

  • геометрическими сведениями, которые не только помогут учащимся углубить свои знания по геометрии, проверить и закрепить практические навыки при систематическом изучении геометрии, но и предоставляют хорошую возможность для самостоятельной эффективной подготовки к вступительным экзаменам по математике в ее геометрической части;

  • навыками решения нестандартных задач;

  • умениями, связанными с работой с научно-популярной и справочной литературой;

  • элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных, представлением результатов самостоятельного микроисследования.





Просмотр содержимого документа
«Содержание учебного материала»

Содержание учебного материала

Основное содержание курса

Методы решения задач

«ИЗБРАННЫЕ РАЗДЕЛЫ МАТЕМАТИКИ

ДЛЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ»


1. Нестандартные методы решений уравнений, неравенств и их систем. Использование свойств функции (34 час.)

Использование области определения функций (3часа) Использование ограниченности функций. Использование свойств синуса и косинуса (6час.) Замечательные неравенства (4час.) Применение производных. Задачи на исследование функций (6час.) Использование симметрии аналитических выражений. Использование чётности функции (4час.) Математика в решении прикладных задач. Наибольшие и наименьшие значения параметров в прикладных задачах (7час.) Повторение. Решение задач (4час.)

2. Геометрия (34 час.)

Из истории геометрии. Занимательные задачи по геометрии (1час.) Прямоугольный треугольник (1час.) Вычисление медиан, биссектрис, высот треугольника (2час.) Свойства касательных, хорд, секущих (1час.) Вписанные и описанные треугольники и четырехугольники (1час.) Различные формулы площади и их применение (2час.)

Теоремы Чевы, Эйлера, Стюарта, Птолемея (12час.)

Сечения многогранников (3час.) Многогранники и тела вращения (3час.) Формулы Симпсона, Паппа-Гюльдена (4час.) Углы между прямыми, прямыми и плоскостями (2час.)

3. Функции в задачах с параметрами в курсе старшей школы и на вступительных экзаменах (34 час.)

Многочлены (2час.) Рациональные функции (4час.) Иррациональные функции (6час.) Тригонометрические функции (6час.) Показательные функции (4час.) Логарифмические функции (6час.) Особенности заданий с параметрами в ЕГЭ. (4час.) Повторение. Решение задач (2час.)

4. Подготовка к единому государственному экзамену (34 час.)

Задания В (6 час.) Задания С1 (6 час.) Задания С3 (8 час.) Задания С2 (6 час.) Задания С4 (8 час.)

Предполагается, что в результате изучения курса учащиеся овладеют:

  • элементами теории множеств, умением математического моделирования при решении задач различной сложности, знаниями, связанными с равносильностью уравнений и неравенств на множестве, что позволяет единообразно решать большие классы задач;

  • нестандартными методами решений уравнений и неравенств с использованием свойств функций;

  • геометрическими сведениями, которые не только помогут учащимся углубить свои знания по геометрии, проверить и закрепить практические навыки при систематическом изучении геометрии, но и предоставляют хорошую возможность для самостоятельной эффективной подготовки к вступительным экзаменам по математике в ее геометрической части;

  • навыками решения нестандартных задач;

  • умениями, связанными с работой с научно-популярной и справочной литературой;

  • элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных, представлением результатов самостоятельного микроисследования.







Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование»

Тематическое планирование

(1 час в неделю: 10 класс-33 ч, 11 класс-32 ч.)

Темы изучаются в следующей последовательности:

10 класс:

Геометрия-33 ч.


Планиметрия-20 ч.


Из истории геометрии. Занимательные задачи по геометрии.-1 ч

Прямоугольный треугольник.-1 ч

Вычисление медиан, биссектрис, высот треугольника.-2 ч

Свойства касательных, хорд, секущих.-1ч

Вписанные и описанные треугольники и четырехугольники.-1 ч

Различные формулы площади и их применение.-2 ч

Теоремы Чевы, Эйлера, Стюарта, Птолемея.-12 ч.

Стереометрия-12 ч.


Сечения многогранников.- 3 ч

Многогранники и тела вращения.-3 ч

Формулы Симпсона, Паппа-Гюльдена-4 ч

Углы между прямыми, прямыми и плоскостями.-2 ч.

Задания С4(Решение задач)-1 ч



Нестандартные методы решений уравнений, неравенств и их систем. Использование свойств функции -32 ч.

Использование области определения функций-3 ч

Использование ограниченности функций. Использование свойств синуса и косинуса- 6 ч

Замечательные неравенства-4 ч

Применение производных. Задачи на исследование функций-6 ч

Использование симметрии аналитических выражений. Использование чётности функции-4 ч

Математика в решении прикладных задач. Наибольшие и наименьшие значения параметров в прикладных задачах-7 ч

Повторение. Решение задач.-4 ч

Тема

Основная цель

Предметные результаты

учащихся


Содержание по темам

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Тема 1 « Планиметрия»- 20 ч.

Повторить теоретический блок планиметрии, продолжить формирование навыков решения геометрических задач.

  • Должны знать: формулировки теорем Чевы, Эйлера, Стюарта, Птолемея; свойства касательных, хорд, секущих; различные формулы площади

Из истории геометрии. Занимательные задачи по геометрии. Прямоугольный треугольник. Вычисление медиан, биссектрис, высот треугольника Свойства касательных, хорд, секущих. Вписанные и описанные треугольники и четырехугольники. Различные формулы площади и их применение .

Теоремы Чевы, Эйлера, Стюарта, Птолемея.

• ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

• организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно- познавательной деятельности;

• обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

•ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, описывать результаты, формулировать выводы;

  • • выступать устно и письменно о результатах своего исследования.

•владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;

• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

• ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое.

  • владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

• владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы

Тема 2 « Стереометрия»-12 ч.

Повторить теоретический блок стереометрии, продолжить формирование навыков решения геометрических задач.

Должны знать: формулы Симпсона, Паппа-Гюльдена и уметь применять их при решении задач.

Сечения многогранников.

Многогранники и тела вращения.

Формулы Симпсона, Паппа-Гюльдена.

Углы между прямыми, прямыми и плоскостями.

• ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

• организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно- познавательной деятельности;

• обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

•ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, описывать результаты, формулировать выводы;

• выступать устно и письменно о результатах своего исследования.

•владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;

• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

• ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое.

владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

•владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы

Тема 3 « Нестандартные методы решений уравнений, неравенств и их систем. Использование свойств функции -32 ч.

Дополнить знания учащихся теоремами прикладного ха­рактера, областью применения которых являются задачи;

  • расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения математических задач;


Должны уметь:- решать рациональные уравнения и неравенства; решать тригонометрические уравнения;

решать иррациональные уравнения и неравенства;

- решать показательные и логарифмические уравнения и неравенства;

- находить производные и первообразные функций;

  • точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения за­даний;

  • уверенно решать задачи на вычисление, доказательство и построение графиков функций;

  • - применять свойства геометрических преобразований к построению графиков функций

Использование области определения функций.

Использование ограниченности функций. Использование свойств синуса и косинуса

Замечательные неравенства-

Применение производных. Задачи на исследование функций

Использование симметрии аналитических выражений. Использование чётности функции

Математика в решении прикладных задач. Наибольшие и наименьшие значения параметров в прикладных задачах

организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно- познавательной деятельности;

• обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;


• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

• ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое.


владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

• владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы




Просмотр содержимого документа
«Учебно- методическое и материально- техническое обеспечение»

Учебно- методическое и материально- техническое обеспечение учебного процесса.

Учебно- методический комплект:

Литература для учителя.

1.     Седракян Н.М., Авоян А.М. Методы доказательства. М.: Физматлит, 2002.

2.     Петров В.А.. Прикладные задачи на уроках математики. Смоленск: Изд-во СГПУ, 2001.

3. «Избранные разделы математики для старшей школы» авторов-составителей: И.Г. Малышева, доцента кафедры теории и методики обучения математике НИРО, канд. техн. наук, доцента М.А. Мичасовой, доцента кафедры теории и методики обучения математике НИРО, канд. пед. наук, рекомендованной Министерством образования РФ ( Программы общеобразовательных учреждений. Министерство образования Нижегородской области Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (ГОУ ДПО НИРО) кафедра теории и методики обучения математике).

  1. Мордкович А.Г. «Алгебра и начала анализа». Москва. «Мнемозина». 2009 г.

  2. Никольский Н.С. «Алгебра и начала анализа». Москва. «Просвещение». 2009 г.

  3. Шарыгин И.Ф.  «Факультативный курс по математике. Решение задач. 10 кл.». Москва. «Просвещение» 1990 год.

  4. Шарыгин И.Ф.  «Факультативный курс по математике. Решение задач. 11 кл» Москва. «Просвещение». 1991 год.

  5. Сканави М.И.  «Сборник задач по математике для поступающих в втузы», М.: ООО«ОНИКС»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008

Литература для учащихся.

  1. Сборники ФИПИ для ЕГЭ. 2014-2015.

  2. Открытый банк задач ЕГЭ 2015

Интернет-ресурсы:

1. Министерство образование РФ: http//www.edu.ru

2. Тестирование online: 5-11 классы: http//www.kokch.kts.ru/cdo

3. Досье школьного учителя математики: http//www.mathvaz.ru

4. Новые технологии в образование: http//www.edu.secna.ru

5. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http//www.mega.km.ru

6. Сайты «Энциклопедий»: http//www.rubricon.ru http//www.encyclopedia.ru

7. Сайт для самообразования и он-лайн тестирования: http//www.bztest.ru

Средства обучения: дидактические материалы, творческие задания для самостоятельной работы, мультимедийные средства, справочная литература.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!