СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по факультативу "Компьютерная графика" (7 класс)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена рабочая программа по факультативу "Компьютерная графика" для 7 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по факультативу "Компьютерная графика" (7 класс)»

  1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
  2. ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ
  3. город Усолье – Сибирское
  4. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  5. «Средняя общеобразовательная школа № 6»


СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора Руководитель Директор МБОУ «СОШ № 6»

по УВР Методического ____________ С. А. Ефимова

объединения «___»__________20___ г.

_______________ _________________ приказ № _____

ФИО, роспись ФИО, роспись

«___»______20__ г. «___»______20___г.

протокол №_____




  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По __________________________ факультативу «Компьютерная графика»____________________

(указать предмет, курс, модуль)

Уровень общего образования, класс _основное общее образование 7 класс__________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)

Количество часов ____35___ Уровень ________базовый_______________

(базовый, профильный)

Учитель ___________________Токарева Наталья Николаевна__________________________________

Программа разработана на основе программы учителя информатики Т.А.Мазеевой

«Мастерская компьютерной графики. GIMP»_________________

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)




2016 - 2017 учебный год



  1. Пояснительная записка

Цели и задачи курса:

Образовательные:

Учащиеся должны знать:

  • Особенности, достоинства и недостатки растровой графики;

  • Особенности, достоинства и недостатки векторной графики;

  • Методы описания цветов в компьютерной графике – цветовые модели;

  • Способы получения цветовых оттенков на экране монитора и принтере;

  • Способы хранения изображений в файлах растрового и векторного форматов;

  • Методы сжатия графических файлов;

  • Проблемы преобразования графических файлов;

  • Назначение и функции различных графических программ;

Учащиеся должны уметь:

  • Различать форматы графических файлов и понимать целесообразность их использования при работе с различными графическими программами;

  • Создавать собственные иллюстрации, используя главные инструменты векторных программ (Inkscape, Open Office.org Draw), а именно:

    • Создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т.д.);

    • Выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, масштабирование, вращение и т.д.);

    • Формировать собственные цветные оттенки в различных цветовых моделях;

    • Создавать заливки из нескольких цветовых переходов;

    • Работать с контурами объектов;

    • Создавать рисунки из кривых;

    • Создавать иллюстрации с использованием метода упорядочивания и объединения объектов, а также операции вычитания и пересечения;

    • Получать объемные изображения;

    • Применять различные графические эффекты (объем, перетекание, фигурная подрезка и т.д.);

    • Создавать надписи, заголовки, размещать текст вдоль траектории;

  • Обрабатывать графическую информацию с помощью растровых программ (Gimp), а именно:

    • Выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов (Область, Лассо, Волшебная палочка и др.);

    • Перемещать, дублировать, вращать выделенные области;

    • Редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;

    • Сохранять выделенные области для последующего использования;

    • Монтировать фотографии (создавать многослойные документы)

    • Раскрашивать черно-белые эскизы и фотографии;

    • Применять к тексту различные эффекты;

    • Выполнять цветовую и тоновую коррекцию фотографий;

    • Ретушировать фотографии;

    • Выполнять обмен файлами между графическими программами;

  • Создавать анимированные картинки с помощью Gimp;

  • Создавать и редактировать собственные изображения, используя инструменты графических программ;

  • Выполнять обмен графическими данными между различными программами

Развивающие:

  • Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности средствами ИКТ

  • Развивать алгоритмическое мышление, способности к формализации

Воспитывающие:

  • Воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда;

  • Формировать установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией

  • Воспитывать стремление к самоутверждению через освоение компьютера и созидательную деятельность с его помощью;

  • Воспитывать личную ответственность за результаты своей работы на компьютере, за возможные свои ошибки;

  • Воспитывать потребность и умение работать в коллективе при решении сложных задач

  • Воспитывать скромность, заботу о пользователе продуктов своего труда

В результате освоения теории учащиеся должны знать:

- виды компьютерной графики

- достоинства и недостатки графического редактора GIMP

В результате освоения практической частью курса ребята должны уметь:

- выполнять как простое, так и сложное выделение объектов

- работать со слоями

- делать коллаж различной сложности

- владеть возможностями цветокоррекции и заливки

Отличительные особенности рабочей программы элективного курса: В рабочей программе элективного курса «Работа в растровом графическом редакторе GIMP» рассматриваются основные вопросы создания, редактирования изображений, особенности работы с изображениями в растровом графическом редакторе GIMP. Актуальность работы несомненна в свете новых требований к содержанию образования по освоению учащимися информационных технологий. На конкретных примерах в программе рассмотрены возможности инструментов GIMP. Количество часов в рабочей программе увеличены с 17 до 35. Уроки добавлены с сайта «Портал для учителя информатики в школе» (http://www.klyaksa.net/).

Рабочая программа элективного курса «Компьютерная графика» разработана на основе программы учителя информатики Т.А.Мазеевой «Мастерская компьютерной графики. GIMP» (http://www.metod-kopilka.ru/page-1-1-50.html).

Место курса в учебном плане: В учебном плане на изучение элективного курса"Работа в растровом графическом редакторе GIMP" отводится 1 час в неделю в 7 классе, всего- 35 часов.

Срок реализации рабочей программы: 1 год; всего - 35 часов. Используемый учебно-методический комплекс для реализации рабочей программы элективного курса: Данный курс не предусматривает использование УМК. Для учащихся предлагается перечень Интернет-ресурсов, позволяющих успешно освоить данный курс.

Применяемые технологии

Основной технологией обучения в элективном курсе является метод проектов. Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Технология ориентирована на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся при выполнении практических заданий и творческих проектов в течение определенного отрезка времени.  Выполнение творческих проектных работ завершается их защитой и рефлексивной оценкой.

Формы занятий

Курс включает в себя две части: лекционную и практическую. Теоретическая часть организована в форме лекций. Лекции проводятся с обязательным использованием иллюстративных материалов. Практическая часть – в форме самостоятельных заданий (практических работ на компьютере) и творческих работ, что является важной составляющей всего курса. Теоретическая и прикладная часть курса изучается параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике.

В ходе выполнения индивидуальных работ, учитель консультирует учащихся и при необходимости оказывает им помощь. Выполняя практические задания, учащиеся не только закрепляют навыки работы с программами, но и развивают свои творческие способности. Каждое  занятие начинается с  мотивационного этапа, ориентирующего учащегося на выполнение практического задания по теме.

Тема урока определяется приобретаемыми навыками, например «Создание рисунков из кривых». Изучение нового материала носит сопровождающий характер, ученики изучают его с целью создания запланированного образовательного продукта (рисунка, логотипа, плаката и др.).

Одной из форм работы могут быть занятия – семинары (занятия-исследования), где учащиеся, разбившись на группы, самостоятельно исследуют определенные возможности программы, затем обмениваются полученными знаниями. В итоге учащиеся должны овладеть полным спектром возможностей работы с программой.

Примерный порядок изложения материала:

  1. Повторение основных понятий и методов для работы с ними.

  2. Ссылки на разделы учебного пособия, которые необходимо изучить перед выполнением заданий урока.

  3. Основные приемы работы. Этот этап предполагает самостоятельное выполнение заданий для получения основных навыков работы; в каждом задании формулируется цель и излагается способ ее достижения.

  4. Упражнения для самостоятельного выполнения.

  5. Проекты для самостоятельного выполнения.

Для реализации рабочей программы по информатике в 7 классе используется следующий методический комплекс:

Перечень учебно – методического обеспечения

п/п

Автор

Название учебника, учебно-методического материала

Место и год издания

Федеральный перечень, год утверждения*

1

Л.Л. Босова

«Информатика и ИКТ 7-9 класс» под редакцией Л.Л. Босовой

М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014

Приказ № 253

от 31.03.2014

2

Л.Л. Босова

Информатика и ИКТ: методическое пособие для учителей

БИНОМ. Лаборатория знаний 2014-2015


3

Шафрин Ю.

Основы компьютерной технологии.


М.: АБФ, 1998.


4

И.А. Хахаев -

Графический редактор Gimp: первые шаги


М: ALT Linux ; Издательский дом ДМК-пресс2009. -


Цифровыми ресурсами:

  1. http://gimp.ru/index.php

  2. http://lyceum.nstu.ru/Grant4/grant/Gimp1.html

  3. http://domashnie-posidelki.ru/forum/73-1938

  4. http://gimpologia.ru

  5. ru.wikipedia.org/wiki/GIMP

  6. http://brahms.fmi.uni-passau.de/~anderss/GIMP/

  7. http://www.gimp.org/


  1. Общая характеристика учебного предмета, курса

В жизни современного человека информация играет огромную роль, даже поверхностный анализ человеческой деятельности позволяет с полной уверенностью утверждать: наиболее эффективным и удобным для восприятия видом информации была, есть и в обозримом будущем будет информация графическая. Любые объемы информации человек лучше усваивает, когда она поступает через канал зрения. Поэтому доля графических данных в профессиональной деятельности любого рода неуклонно растет. Следовательно, требуются средства для работы с изображениями, и специалисты, умеющие грамотно работать с этими средствами. Это - исследователи в различных научных и прикладных областях, художники, конструкторы, специалисты по компьютерной верстке, дизайнеры, разработчики рекламной продукции, создатели Web-страниц, авторы мультимедиа-презентаций, медики, модельеры тканей и одежды, фотографы, специалисты в области теле- и видеомонтажа и др. Под «компьютерным художником» можно понимать любого, кто занимается созданием или редактированием изображений с помощью ПК.

Область информатики, занимающаяся методами создания и редактирования изображений с помощью компьютеров, называют компьютерной графикой.

Это сравнительно молодая дисциплина. Ее появлению способствовало развитие компьютерной техники на рубеже 80-х и 90-х годов. В данный момент персональные компьютеры имеют такие характеристики, которые позволяют профессионалам в области изобразительного искусства, к которым можно отнести художников-оформителей, дизайнеров, архитекторов, обходиться без традиционных инструментов художника: бумаги, красок, карандашей - все это заменяет компьютер с установленными на него специальным программным обеспечением.

Компьютерная графика очень актуальна в настоящий момент и пользуется большой популярностью у учащихся старших классов. Умение работать с различными графическими редакторами является важной частью информационной компетентности ученика.

В УМК базового или профильного курса Информатики и ИКТ «Компьютерная графика» как самостоятельный раздел не выделена. Отдельные элементы темы изучаются только на ознакомительном уровне - в этом проявляются ограниченные возможности базовых и профильных курсов по информатике. Поэтому в профильных классах очевидна необходимость изучения графических программ: растровых и векторных редакторов, программ создания и обработки трехмерных объектов, систем автоматизации проектирования, настольных издательских систем и др.

Охватить всю предметную область компьютерной графики в рамках одного курса невозможно, поэтому изучение сведено к рассмотрению вопросов работы с редакторами векторной и растровой графики, при этом основной акцент сделан на технологию создания и редактирования иллюстраций.

Компьютерная графика, как одна из значимых тем школьного курса информатики, активизирует процессы формирования самостоятельности школьников, поскольку связана с обучением творческой информационной технологии, где существенна доля элементов креативности, высокой мотивации обучения. Создание художественных образов, их оформление средствами компьютерной графики, разработка компьютерных моделей требует от учащихся проявления личной инициативы, творческой самостоятельности, исследовательских умений. Данная тема позволяет наиболее полно раскрыться учащимся, проявить себя в различных видах деятельности (диагностической, аналитической, проектировочной, конструктивной, оценочной, творческой, связанной с самовыражением и т.д.).

Элективный курс способствует развитию познавательных интересов учащихся; творческого мышления; повышению интереса к предмету, имеет практическую направленность, так как получение учащимися знаний в области информационных технологий и практических навыков работы с графической информацией является составным элементом общей информационной культуры современного человека, служит основой для дальнейшего роста профессионального мастерства. Реализация программы  позволяет заложить основы работы с графической информации, благодаря которой в будущем учащиеся смогут самостоятельно осваивать новые сложные графические программы.

  1. Место курса в учебном плане:

В учебном плане на изучение элективного курса "Компьютерная графика" отводится 1 час в неделю в 7 классе, всего- 35 часов.

Срок реализации рабочей программы: 1 год; всего - 35 часов. Используемый учебно-методический комплекс для реализации рабочей программы элективного курса: Данный курс не предусматривает использование УМК. Для учащихся предлагается перечень Интернет-ресурсов, позволяющих успешно освоить данный курс.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, курса

Знания и умения, полученные при изучении курса «Компьютерная графика», учащиеся могут использовать для создания изображений при подготовке различной визуальной продукции: рекламные буклеты, поздравительные открытки, школьные газеты, почетные грамоты, рефераты; прикладные исследования и научные работы, выполняемые в рамках школьного учебного процесса в различных областях – физике, химии, биологии, истории и т.д.; для размещения на Web-страницах или импортирования в документы издательских систем.

Кроме этого, знания, полученные в процессе изучения курса, являются фундаментом для освоения программ в области видеомонтажа, трехмерного моделирования и анимации.

  1. Содержание учебного предмета, курса

п/п

Название раздела

Содержание учебного материала

Требования к уровню подготовки

Название лабораторных и практических работ

Кол-во часов

1

Введение в компьютерную графику

Общие представления об основных видах графики, цвета в компьютерной графике и понятия векторных и растровых форматов.

Умения и навыки видеть и определять достоинство векторных и растровых графических редакторов. Способность формировать собственные цветовые оттенки на экране монитора.


4

2

Знакомство с Gimp

История создания и назначение редактора. Окна и панели инструментов редактора. Инструменты рисования. Клонирование изображения. Заливка. Диалоги. Вставка текста. Параметры текста. Форматирование текста. Инструменты Штамп и Штамп с перспективой. Слои. Атрибуты слоя. Перемещение, удаление слоя. Совмещение нескольких изображений. Эффект движения. Рисование геометрических фигур изображений. Сканирование. Фильтры. Создание и оптимизация изображений для Web-страниц. Создание анимационного текста. Анимация изображений. Сменяющиеся кадры.

Умение и навыки работы с инструментами рисования, преобразования и инструментами цвета. Умение создавать и редактировать текст и слои. Способность рисовать геометрические изображения. Навыки сканирования и сохранения изображений; создания анимации.

Лабораторная работа №1 «Возможности инструментов редактора»

Лабораторная работа №2 «Инструменты цвета»

Практическая работа №1 «Основы работы с объектами».

4

3

Инструменты и диалоги

Лабораторная работа №3 «Создаем рисунок»

Лабораторная работа №4 «Клонирование изображения» Лабораторная работа №5 «Заливка» Лабораторная работа №6 «Диалоги»

Практическая работа №2 «Создание простейших рисунков»

5

4

Текст

Лабораторная работа №7 «Создаем текст»

Лабораторная работа №8 «Диалоги с текстом»»

Практическая работа №3 «Создание текстовой рекламы»

3

5

Инструмент штамп

Лабораторная работа №8 «Штамп»

Лабораторная работа №9 «Выделение»

Лабораторная работа №10 «Выделение произвольных областей»

Практическая работа №4 «Редактирование изображений»

4

6

Работа со слоями

Лабораторная работа №11 «Слои»

Практическая работа №5 «Самолет в полете»

Практическая работа №6 «Коллаж «Ремонт»

Практическая работа №7 «Эффект тени», «Чашка на дисководе - маска слоя»

4

7

Рисование геометрических фигур

Лабораторная работа №12 «Геометрические фигуры» Лабораторная работа №13 «Объемные фигуры»

2

8

Работа с изображением. Фильтры

Лабораторная работа №14 «Сканирование изображений» Лабораторная работа №15 «Коррекция изображений» Лабораторная работа №16 «Изображения для Web-страниц»

3

9

Анимация в Gimp

Лабораторная работа №17 «Анимация текста и изображения»

Практическая работа №8 «Анимация созревания земляники»

2

10

Творческий проект



Творческий проект

4



  1. Результаты обучения по информатики

При реализации рабочей программы по предмету информатика и икт в 7 классе осуществляется контроль за результатами освоения программы:

Планируемые результаты обучения (освоения учебного предмета, курса)

п/п

Название раздела

Результаты обучения

Ученик должен знать

Ученик должен уметь

Ученик должен использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Введение в компьютерную графику

Понятия, достоинства и недостатки векторной и растровой графики. Цветовая модель RGB и CMYK. Методы сжатия графических данных. Преобразование файлов из одного формата в другой.

Различать векторную и растровою графику. Кодировать цвета в различных графических программах. Сжимать графические данные. Преобразовывать файлы из одного формата в другой.

Будут умения и навыки различать векторную и растровою графику.

Знакомство с Gimp

Окна и панели инструментов редактора. Инструменты рисования. Клонирование изображения. Диалоги. Инструменты Штамп и Штамп с перспективой. Слои. Фильтры.

Рисовать изображения. Клонировать. Заливать. Вставлять и форматировать текст. Сканировать и сохранять изображения. Создавать анимацию.

Будет способность создавать свои собственные изображения, а так же обрабатывать и оформлять готовые, применяя различные техники, приемы фильтры. Будут уметь создавать анимацию как текста так и анимированные изображения.

Инструменты и диалоги

Текст

Инструмент штамп

Работа со слоями

Рисование геометрических фигур

Работа с изображением. Фильтры

Анимация в Gimp

Творческий проект


Система контроля за освоением планируемого содержания образования

п/п

Название раздела, темы

Формы контроля оценки освоения планируемого содержания образования

1

Введение (4 ч)

Тестирование по теме «Введение в компьютерную графику»

2

Знакомство с Gimp (4 ч)

Практическая работа №1 «Основы работы с объектами».

3

Инструменты и диалоги (5 ч)

Практическая работа №2 «Создание простейших рисунков»

4

Текст (3 ч)

Практическая работа №3 «Создание текстовой рекламы»

5

Инструмент штамп (4 ч)

Практическая работа №4 «Редактирование изображений»

6

Работа со слоями (4 ч)

Практическая работа №7 «Эффект тени», «Чашка на дисководе – маска слоя»

7

Рисование геометрических фигур (2 ч)

Лабораторная работа №13 «Объемные фигуры»

8

Работа с изображением. Фильтры (3 ч)

Лабораторная работа №16 «Изображения для Web-страниц»

9

Анимация в Gimp (2 ч)

Практическая работа №8 «Анимация созревания земляники»

10

Творческий проект (4 часа)

Творческий проект


Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные графические изображения), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.

Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения — устные суждения педагога, письменные качественные характеристики.

Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя и в индивидуальных образовательных программах учеников.

Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта.

Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:

  • текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий -  оценка промежуточных достижений используется как инструмент положительной мотивации, для своевременной коррекции деятельности учащихся и учителя; осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на каждом занятии;

  • взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;

  • текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;

  • промежуточное тестирование учащихся - усвоение теоретической части курса проверяется с помощью тестов.

  • итоговый контроль проводится в конце всего курса в форме публичной защиты творческих работ (индивидуальных или групповых);

На основе творческих работ проводятся конкурсы и выставки, формируются «портфолио» учащихся. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса. Формой итоговой оценки каждого ученика выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения им каждой из целей курса и каждого из направлений индивидуальной программы ученика по курсу.

Итоговая оценка результатов изучения элективного курса осуществляется по результатам защиты специальной зачетной работы ученика. Итоговая оценка может быть накопительной, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса.  Каждое практическое задание оценивается определенным количеством баллов. Итоговая оценка выставляется по сумме баллов за все тесты и практические задания по следующей примерной схеме:

«2» - менее 30% от общей суммы баллов;

«3» - от 30 до 59% от общей суммы баллов;

«4» - от 60 до 79% от общей суммы баллов;

«5» - от 80% до 100% от общей суммы баллов.

Кроме этого в качестве бонуса могут засчитываться удачно выполненные творческие проекты. Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса.



  1. Тематическое планирование

Дата проведения

Тема урока

Тип урока

Целевая установка

Планируемые результаты

Лабораторные, практические, самостоятельные, контрольные, зачетные работы

план

факт

Ученик должен знать

Ученик должен уметь

Ученик должен использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни


Раздел 1. Введение (4 ч)



Виды компьютерной графики

лекция

Методы представления графических изображений.

знать принцип, основные понятия растровой графики, достоинства и
недостатки растровой графики; описание рисунков в векторных программмах, достоинства и недостатки векторной графики, особенности растровых и векторных программ;

уметь отличать векторные и растровые изображения.

Формировать цвета.





Цвет в компьютерной графике

комбинированный

Описание цветовых оттенков на экране монитора и на принтере (цветовые модели). Цветовые модели RGB и CMYK.

знать, что такое излучаемый и отраженный свет в компьютерной графике; формирование цветовых оттенков на экране монитора; формирование цветовых оттенков при печати изображений;

понимать особенности каждой цветовой модели, как различные графические программы решают вопрос кодирования цвета; почему цветовые оттенки, отображаемые на мониторе, достаточно сложно воспроизвести при печати.

уметь определять тот или иной цвет, используя различные цветовые модели.





Векторные и растровые форматы.

комбинированный

Методы сжатия графических данных. Сохранение изображений в стандартных форматах, а также собственных форматах графических программ. Преобразование файлов из одного формата в другой.

знать, что такое формат графического файла, особенности растровых

и векторных форматов. О сохранении изображений в собственных и «чужих» форматах графических программ;


уметь преобразовывать форматы файлов.





Тестирование по теме

«Введение в компьютерную графику»







Раздел 2. Знакомство с Gimp (4 ч)



Знакомство с редактором

комбинированный

Изучить окна и панели инструментов Gimp

знать назначение пункте меню главного окна; основные возможности инструментов; особенности панели свойств; какая информация отображается в строке состояния; что называют фрагментом изображения; что такое кодирование изображения;

уметь выбирать и изменять размер и ориентацию печатного листа; перемещать изображения в пределах окна; находить информацию о документе; выделять фрагмент изображения; изменять границы выделенной области; перемещать, дублировать и поворачивать выделенные области





Окна и панели инструментов редактора.

комбинированный



Лабораторная работа №1 «Возможности инструментов редактора»



Инструменты цвета.

комбинированный



Лабораторная работа №2 «Инструменты цвета»



Практическая работа №1 «Основы работы с объектами».

комбинированный




Раздел 3. Инструменты и диалоги (5 ч)



Инструменты рисования


Инструменты рисования: карандаш, кисть, ластик, аэрограф, перо, размывание, резкость, осветление, затемнение.

Навигация, история отмен, выбор цвета, кистей, текстуры, градиента, палитры, выбора шрифтов.

знать, что такое основной и фоновый цвета; инструменты, которые используются для рисования и раскрашивания;


уметь выбирать основные и фоновые цвета; создавать изображения инструментами рисования; раскрашивать черно-белые иллюстрации; раскрашивать черно-белые фотографии; обесцвечивать фотографии.


Лабораторная работа №3 «Создаем рисунок»



Клонирование изображения.



Лабораторная работа №4 «Клонирование изображения»



Заливка.



Лабораторная работа №5 «Заливка»



Диалоги



Лабораторная работа №6 «Диалоги»



Практическая работа №2 «Создание простейших рисунков»




Раздел 4. Текст (3 ч)



Вставка текста. Параметры текста. Форматирование текста.


Вставка текста. Параметры текста. Форматирование текста. Диалоги: навигация, история отмен, выбор цвета, кистей, текстуры, градиента, палитры, выбора шрифтов.


Знать инструменты работы с текстом.

Уметь редактировать цвет


Лабораторная работа №7 «Создаем текст»



Диалоги работы с текстом



Лабораторная работа №8 «Диалоги с текстом»»



Практическая работа №3 «Создание текстовой рекламы»




Раздел 5. Инструмент штамп (4 ч)



Инструменты Штамп. Штамп с перспективой.


Инструменты Штамп и Штамп с перспективой. Выделение переднего плана. Выделение объекта: Умные ножницы. Контуры. Выделение произвольных областей


знать особенности контуров в векторных и растровых изображениях, дополнительные возможности раскраски черно-белых рисунков

уметь создавать прямолинейный контур, сохранять контуры, производить обводку, заливку контуров, создавать криволинейные контуры, редактировать контуры, преобразовывать границы выделения в контур и наоборот.


Лабораторная работа №8 «Штамп»



Выделение переднего плана. Выделение объекта: Умные ножницы. Контуры



Лабораторная работа №9 «Выделение»



Выделение произвольных областей



Лабораторная работа №10 «Выделение произвольных областей»



Практическая работа №4 «Редактирование изображений»




Раздел 6. Работа со слоями (4 ч)




Слои. Атрибуты слоя. Перемещение, удаление слоя.


Слои. Атрибуты слоя. Перемещение, удаление слоя. Совмещение нескольких изображений. Эффект движения.


знать, что такое слой, послойная организация изображения, где она применяется.


уметь создавать новый слой; как показывать и прятать слои; выделять слои; изменять порядок расположения слоев; преобразовывать изображения на слое; изменять прозрачность слоев; связывать слои; удалять слои; редактировать фоновый слой; объединять слои с целью сокращения объема файла.


Лабораторная работа №11 «Слои»



Совмещение нескольких изображений. Эффект движения.



Практическая работа №5 «Самолет в полете»



Комбинирование рисунков из разных изображений



Практическая работа №6 «Коллаж «Ремонт»



Практическая работа №7 «Эффект тени», «Чашка на дисководе - маска слоя»



Практическая работа №7 «Эффект тени», «Чашка на дисководе - маска слоя»

Раздел 7. Рисование геометрических фигур(2 ч)



Рисование геометрических фигур.


Рисование прямоугольников, квадратов, овалов, окружностей, используя инструменты выделения прямоугольных и эллиптических областей, заливка цветом или шаблоном

знать как использовать слои при работе с текстом, какие эффекты можно применить


уметь работать с текстом, использовать при работе специальные эффекты для слоев, текстовые эффекты; производить монтаж фотографий


Лабораторная работа №12 «Геометрические фигуры»



Рисование объемных фигур.


Рисование объемных фигур. Работа с этими фигурами


Лабораторная работа №13 «Объемные фигуры»

Раздел 8. Работа с изображением. Фильтры (3 ч)



Сканирование изображений. Характеристики сканеров.


Сканирование изображений. Характеристики сканеров. Коррекция и сохранение изображения. Формат изображений. Фильтры. Создание и оптимизация изображений для Web-страниц.


Знать характеристики сканеров, характеристики сканирования изображения. Уметь сканировать изображение, оптимизировать для веб страниц

знать, что такое пиксель, тоновый диапазон изображения, гистограмма;


уметь анализировать яркость изображения, усиливать яркость темного изображения, улучшать яркость светлого изображения, увеличивать контраст тусклого изображения. - знать взаимосвязь базовых цветов моделей RGB и CM Y, особенности различных команд коррекции цвета; 
 уметь корректировать цвета в изображении.


Лабораторная работа №14 «Сканирование изображений»



Коррекция и сохранение изображения. Формат изображений. Фильтры.



Лабораторная работа №15 «Коррекция изображений»



Создание и оптимизация изображений для Web-страниц.



Лабораторная работа №16 «Изображения для Web-страниц»

Раздел 9. Анимация в Gimp (2 ч)



Создание анимационного текста. Анимация изображений.


Сменяющиеся кадры. Постепенно появляющиеся и исчезающие рисунки, текст.

Знать инструменты работы с анимацией.

Уметь работать с покадровым изображением. Создавать анимационные изображения


Лабораторная работа №17 «Анимация текста и изображения»



Практическая работа №8 «Анимация созревания земляники»






Творческий проект









Творческий проект









Презентация проектов