СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цели и задачи обучения
3. Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения, примерной прораммы по предмету «Русский язык». Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
п. Восток
Красноармейского муниципального района
Приморского края
Рассмотрено: Протокол ШМО _____________ № ____ от « » __________ 2016г
|
Согласовано: Протокол методсовета №___ от « » ___________ 2016г |
Утверждено: Приказ № __ от « » _________ 2016г Директор МБОУ «СОШ №31» ______________Т.Н. Курзина |
Рабочая программа
по русскому языку
основного общего образования
по примерной программе основного общего образования
6 «А» класс
(базовый уровень)
Срок реализации 2016-2017 учебный год
Учитель – составитель:
Мазур Зинаида Ивановна
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
2016/2017 учебный год
Содержание
Содержание | Общее кол-во часов |
Вводный урок. Русский язык – один из развитых языков мира. | 1 |
Повторение пройденного в 5 классах. | 15 (13+2) |
Лексика и фразеология. Культура речи. | 18(16+2) |
Словообразование. Орфография. Культура ечи | 24(20+2) |
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное. | 23(22+1) |
Имя прилагательное. | 29(25+2) |
Имя числительное. | 23(21+2) |
Местоимение. | 28(25+3) |
Глагол. | 34(28+3) |
Повторение и систематизация изученного в 6 классе. | 15(14+1) |
ИТОГО: | 204 |
Содержание учебного предмета
Вводный урок. Русский язык - один из развитых языков мира (1 ч)
Повторение пройденного в 5 классе (15ч)
Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.
Лексика и фразеология. Культура речи (18ч)
I. Повторение пройденного по лексике в 5 классе.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.
Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологическими словарями.
III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.
Словообразование. Орфография. Культура речи. (24 ч)
I. Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) - приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных о и а в-' корнях -гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.
II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.
III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное (23ч)
I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.
Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).
II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).
Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).
III. Различные сферы употребления устной публичной речи.
Имя прилагательное (29ч)
I. Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
Имя числительное (23ч )
I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).
III. Публичное выступление - призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
Местоимение (28ч)
I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква и в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.
III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.
Глагол (34 ч)
I. Повторение сведений о глаголе, полученных в 6 классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).
II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.
III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.
Повторение и систематизация изученного в 6 классе (15ч) . Сочинение на выбранную тему.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку.
Речь и речевое общение-РО
Обучающийся научится:
1• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
2• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
3• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
Обучающийся получит возможность научиться:
4• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
5• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
Речевая деятельность
Чтение-Ч
Обучающийся научится:
1• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
2• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
3• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
4• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Обучающийся получит возможность научиться:
5• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
Говорение-Г
Обучающийся научится:
1• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
2• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
3• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Обучающийся получит возможность научиться:
4• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
5• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
Письмо-ПТ
Обучающийся научится:
1• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
2• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
3• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Обучающийся получит возможность научиться:
4• писать рецензии, рефераты;
5• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
Текст
Обучающийся научится:
1• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
2• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
3• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка-Ф
Обучающийся научится:
1• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
2• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
Обучающийся получит возможность научиться:
3• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
Общие сведения о языке-ОЯ
Обучающийся научится:
1• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
Обучающийся получит возможность научиться:
2• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика-ФО
Обучающийся научится:
1• проводить фонетический анализ слова;
2• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
3• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
4• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
5• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
Морфемика и словообразование-МС
Обучающийся научится:
1• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
2• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
3• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
4• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников,
5• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология-ЛФ
Обучающийся научится:
1• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
2• группировать слова по тематическим группам;
3• подбирать к словам синонимы, антонимы;
4• опознавать фразеологические обороты;
5• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
6• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
7• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
8• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
9• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
10• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
11• опознавать омонимы разных видов;
12• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология-М
Обучающийся научится:
1• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
2• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
3• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
4• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
5• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
6• анализировать синонимические средства морфологии;
7• различать грамматические омонимы;
Синтаксис-С
Обучающийся научится:
1• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
2• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
3• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
Обучающийся получит возможность научиться:
4• анализировать синонимические средства синтаксиса;
5• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
Правописание: орфография и пунктуация -О, Пт, ОП
Обучающийся научится:
1• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
2• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
3• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
4• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Обучающийся получит возможность научиться:
5• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
6• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура-ЯК
Обучающийся научится:
1• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
2• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:
3• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Регулятивные универсальные учебные действия
Р-1 целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную
Р-2 самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале
Р-3 планировать пути достижения целей
Р-5 уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им
Р-8 адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации
Коммуникативные универсальные учебные действия
К-1 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
К-2 формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
К-3 устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор
К-4 аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом
К-5 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
К-6 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
К-7 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
К-8 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание
К-9 организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы
К-11 работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми
К-13 использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей
К-21 осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра
К-23 вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Познавательные универсальные учебные действия
П-2 проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя
П-3 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
П-4 создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
П-5 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
П-6 давать определение понятиям
П-7 устанавливать причинно-следственные связи
П-8 осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия
П-9 обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом
П-10 осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций
П-12 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
П-13 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования
П-14 основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения
П-15 структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемого.
Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся и планируемых результатов
№ урока | Дата | Тема урока | Домашнее задание | |||||||||||||||||||||
план | факт | |||||||||||||||||||||||
Русский язык-один из развитых языков мира (1ч) |
| |||||||||||||||||||||||
1 |
|
| Русский язык – один из развитых языков мира | Упр.2.,3 | ||||||||||||||||||||
Повторение изученного в 5 классе (15ч) |
| |||||||||||||||||||||||
2 |
|
| Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. | *1(контрольные вопросы); упр.8 | ||||||||||||||||||||
3 |
|
| Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. | Упр. 28 (списать, подчеркнуть известные орфограммы-буквы)
| ||||||||||||||||||||
4 |
|
| Орфограммы в приставках и в корнях слов. | Упр.29(распределить слова по группам в соответствии с орфограммами, графически обозначить вставленные орфограммы) | ||||||||||||||||||||
5 |
|
| Части речи. Морфологический разбор слова. | *6 Контрольные вопросы (с.9) Упр. 20
| ||||||||||||||||||||
6 |
|
| Орфограмма в окончаниях | Упр.37. | ||||||||||||||||||||
7 |
|
| Р/ Р. Классное сочинение на тему «Памятный день летних каникул» (упр.25)
| Индивидуальные задания | ||||||||||||||||||||
8 |
|
| Словосочетание | *8 Упр. 42.
| ||||||||||||||||||||
9 |
|
| Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения. | *9контрольные вопросы, с.13) Упр.46.
| ||||||||||||||||||||
10 |
|
| Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении
| *10(контрольные вопросы, с.15); упр.52 | ||||||||||||||||||||
11 |
|
| Синтаксический и пунктуационный разбор предложения | *11 упр. | ||||||||||||||||||||
12 |
|
| Прямая речь. Диалог. | *12 Упр. 41 | ||||||||||||||||||||
13 |
|
| Р/Р.Текст | *13, упр.63 | ||||||||||||||||||||
14 |
|
| Стили речи. Официально-деловой стиль. | *10, упр.51 | ||||||||||||||||||||
15 |
|
| Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием по теме « Повторение изученного в 5 классе» | Повторить словарные слова. | ||||||||||||||||||||
16 |
|
| Анализ контрольного диктанта | Упр.48 | ||||||||||||||||||||
Лексика и фразеология(18ч) |
| |||||||||||||||||||||||
17 |
|
| Повторение изученного по лексике в 5 классе. Слово и его лексическое значение. | *20.Упр. 101. | ||||||||||||||||||||
18 |
|
| Повторение изученного по лексике в 5 классе. Слово и его лексическое значение. | *20.Упр. 100 | ||||||||||||||||||||
19 |
|
| Лексикография. Словари.
| Упр.58 | ||||||||||||||||||||
20 |
|
| Р/Р. Сочинение по картине А.М. Герасимова «После дождя» | Упр. 75 | ||||||||||||||||||||
21 |
|
| Общеупотребительные слова. | *22; упр.110 | ||||||||||||||||||||
22 |
|
| Профессионализмы. | *23; упр.115. | ||||||||||||||||||||
23 |
|
| Диалектизмы. | *24; упр. 118 . | ||||||||||||||||||||
24
|
|
| Р/Р. Подготовка к сжатому изложению по тексту М.Булатова и В.Порудоминского
| Индивидуальные задания | ||||||||||||||||||||
25 |
|
| Р/Р. Написание сжатого изложения по тексту М.Булатова и В.Порудоминского
| Повторить словарные слова | ||||||||||||||||||||
26 |
|
| Устаревшие слова. | *27; упр.136 | ||||||||||||||||||||
27 |
|
| Неологизмы | *26 упр.132 | ||||||||||||||||||||
28 |
|
| Исконно русские и заимствованные слова | *25; упр.127 | ||||||||||||||||||||
29 |
|
| Словари | *28,упр. 139 | ||||||||||||||||||||
30 |
|
| Фразеологизмы. | *29,30 упр.149 | ||||||||||||||||||||
31 |
|
| Повторение и обобщение изученного в разделе «Лексика» | Подготовиться к контрольному тесту | ||||||||||||||||||||
32 |
|
| Контрольный тест по теме «Лексика» | Упр.155,подготовиться к контрольному диктанту | ||||||||||||||||||||
33 |
|
| Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме «Лексика» | | ||||||||||||||||||||
34 |
|
| Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | *1-30 (повторить) | ||||||||||||||||||||
Словообразование. Орфография (24ч) |
| |||||||||||||||||||||||
35 |
|
| Повторение изученного в 5 классе по теме «Морфемика. Словообразование и орфография» | *31; упр.160 | ||||||||||||||||||||
36 |
|
| *31; упр.161, | |||||||||||||||||||||
37 |
|
| *31; | |||||||||||||||||||||
38 |
|
| Р/Р. Сочинение- описание интерьера | *32 упр.165 | ||||||||||||||||||||
39 |
|
| Основные способы образования слов в русском языке. | *33 Упр. 173, | ||||||||||||||||||||
40 |
|
| Основные способы образования слов в русском языке. | *33 Упр. 175 | ||||||||||||||||||||
41 |
|
| Обобщение по теме «Основные способы образования слов в русском языке». Проверочная работа. | *33 Упр. 177 | ||||||||||||||||||||
42 |
|
| Этимология слова | *34 Упр.178 | ||||||||||||||||||||
43
|
|
| Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. | *35 упр.183 | ||||||||||||||||||||
44 |
|
| Буквы О и А в корне – кос---кас- | *36 Упр.186 | ||||||||||||||||||||
45 |
|
| Буквы О и А в корне – гор-, -гар-, -зор-, -зар-. | *37,38; упр. 190 | ||||||||||||||||||||
46 |
|
| Буквы И и Ы после приставок | *39 Упр. 200 | ||||||||||||||||||||
47
|
|
| Гласные в приставках пре- и при- | * 40 .Упр. 206
| ||||||||||||||||||||
48 |
|
| Гласные в приставках пре- и при- | * 40. Упр.,214.
| ||||||||||||||||||||
49 |
|
| Трудные случаи написания приставок пре- и при- | *40; упр.210 | ||||||||||||||||||||
50 |
|
| Соединительные О и Е в сложных словах. | *41; упр.216 | ||||||||||||||||||||
51 |
|
| Сложносокращенные слова | *42 Упр. 222 | ||||||||||||||||||||
52 |
|
| Морфемный и словообразовательный разбор слова. | *43,упр.229 Указать способ образования слов | ||||||||||||||||||||
53
|
|
| Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография» | *31-43. | ||||||||||||||||||||
54 |
|
| Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография» | Подготовиться к контрольному диктанту | ||||||||||||||||||||
55
|
|
| Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по теме «Словообразование» | Повторить словарные слова | ||||||||||||||||||||
56
|
|
| Р/Р. Контрольное сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро» | Индивидуальные задания | ||||||||||||||||||||
57 |
|
| Словарные слова | |||||||||||||||||||||
58 |
|
| Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. |
| ||||||||||||||||||||
Морфологтя. Орфография. Имя существительное (23ч) |
| |||||||||||||||||||||||
59 |
|
| Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное» | *44, упр. 246 | ||||||||||||||||||||
60 |
|
| Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное» | *44,упр.247 | ||||||||||||||||||||
61 |
|
| Повторение. Склонение ИС. Падежные окончания существительных на -ия, -ий, -ие. | Упр.252 | ||||||||||||||||||||
62 |
|
| Повторение. Склонение ИС. Падежные окончания существительных на -ия, -ий, -ие. | Упр.253 | ||||||||||||||||||||
63 | | | Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе -ен- существительных на мя- | *45,46,упр.260 | ||||||||||||||||||||
64
| | | Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе -ен- существительных на мя- | *45,46,упр. 254, | ||||||||||||||||||||
65
|
|
| Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых сущ - ых. | упр.266, *47 | ||||||||||||||||||||
66 |
|
| Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых сущ - ых. | *47,упр.276 | ||||||||||||||||||||
67 |
|
| Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых сущ - ых.Проверочная работа. | *47,упр.277 | ||||||||||||||||||||
68 |
|
| Имена существительные общего рода. | Упр. 280 *49 | ||||||||||||||||||||
69 | | | Морфологический разбор имени существительного. | Упр. 283 *50 | ||||||||||||||||||||
70 |
|
| Р/Р. Подготовка к сочинению по личным наблюдениям «Первый раз в музее» (упр.236) |
| ||||||||||||||||||||
71
|
|
| Не с существительными | *51. Упр. 287. | ||||||||||||||||||||
72 |
|
| Не с существительными | *51,упр.290 | ||||||||||||||||||||
73
|
|
| Буквы Ч и Щ в суффиксе —чик- - (щик-) | Упр. 298 | ||||||||||||||||||||
74 |
|
| Буквы Ч и Щ в суффиксе —чик- - (щик-) | Подготовиться к словарному диктанту | ||||||||||||||||||||
75 |
|
| Гласные в суффиксах -ек и-ик- имен существительных | *53 Упр. 300. | ||||||||||||||||||||
76 | | | Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных | Упр. 306 *54 | ||||||||||||||||||||
77
|
|
| Повторение изученного по теме «Имя существительное» | Упр. 314,312 | ||||||||||||||||||||
78 |
|
| Повторение изученного по теме «Имя существительное» | Контрольные вопросы на с.159 | ||||||||||||||||||||
79 |
|
| Тест по теме: «Имя существительное» | Подготовиться к контрольному диктанту | ||||||||||||||||||||
80 |
|
| Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием по теме: «Имя существительное» | Подготовить словарный диктант | ||||||||||||||||||||
81 |
|
| Анализ контрольного диктанта |
| ||||||||||||||||||||
Имя прилагательное(29ч) |
| |||||||||||||||||||||||
82 |
|
| Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное» | *55, упр323 | ||||||||||||||||||||
83 |
|
| Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное» | Упр.325 | ||||||||||||||||||||
84 |
|
| Р/Р. Описание природы | Упр.327 («Вид из моего окна») | ||||||||||||||||||||
85
|
|
| Степени сравнения имен прилагательных | Упр. 333,334
| ||||||||||||||||||||
86 |
|
| Степени сравнения имен прилагательных | Упр.337 | ||||||||||||||||||||
87 |
|
| Обобщение по теме «Степени сравнения имен прилагательных». Проверочная работа. | Упр.338 | ||||||||||||||||||||
88 |
|
| Относительные прилагательные | *59, упр.344 | ||||||||||||||||||||
89
|
|
| Притяжательные прилагательные с суффиксом -ий | *60, упр.350 | ||||||||||||||||||||
90 |
|
| Притяжательные прилагательные с суффиксами –ин(-ын), -ов(-ев) | *60, упр.349 | ||||||||||||||||||||
91 | | | Морфологический разбор имени прилагательного | Упр. 352. Рассказать на примерах текста, как определить разряд прилагательных | ||||||||||||||||||||
92 |
|
| Не с именами прилагательными | Упр. 360. *62 | ||||||||||||||||||||
93 |
|
| Не с именами прилагательными | *62,упр 360 | ||||||||||||||||||||
94 | | | Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных | Упр. 362, *63 | ||||||||||||||||||||
95
|
|
| Р/Р. Сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер». | Индивидуальные задания | ||||||||||||||||||||
96
| | | Контрольная работа №5 за первое полугодие | Индивидуальные задания
| ||||||||||||||||||||
97 | | | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | *64,упр.371 | ||||||||||||||||||||
98
| | | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | *64,упр. 372 | ||||||||||||||||||||
99 | | | Образование прилагательных с помощью суффиксов –ин-, -ан-, -ян- | Упр.367 | ||||||||||||||||||||
100
| | | Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск- | *65,упр. 377 | ||||||||||||||||||||
101
| | | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | *66, упр. 381
| ||||||||||||||||||||
102 | | | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | *66,упр.382 | ||||||||||||||||||||
103 | | | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | *66,упр.385 | ||||||||||||||||||||
104 |
|
| Повторение по теме «Имя прилагательное» | Упр. 387 упр.390 | ||||||||||||||||||||
105 |
|
| Повторение по теме «Имя прилагательное» | Контрольные вопросы стр.39 | ||||||||||||||||||||
106
|
|
| Р/Р. Сочинение-описание «Произведения народного декоративного творчества» | Индивидуальные задания | ||||||||||||||||||||
107 |
|
| Повторить *55-66 | |||||||||||||||||||||
108 |
|
| Тестирование по теме «Имя прилагательное» | Подготовиться к контрольному диктанту по теме. | ||||||||||||||||||||
109 |
|
| Контрольный диктант №6 с грамматическим заданием по теме: «Имя прилагательное» | индивидуальные задания. | ||||||||||||||||||||
110 |
|
| Анализ контрольного диктанта по теме «Имя прилагательное». Работа над ошибками | Упр.392 | ||||||||||||||||||||
Имя числительное(23ч) |
| |||||||||||||||||||||||
111
|
|
| Имя числительное как часть речи. | *67,упр. 396 | ||||||||||||||||||||
112 |
|
| Имя числительное как часть речи. | *67,упр.397 | ||||||||||||||||||||
113 |
|
| Простые и составные числительные | Упр. 400, подготовить сообщение на тему «О происхождении каких числительных вы знаете?» *68 | ||||||||||||||||||||
114
| | | Мягкий знак на конце и в середине числительных | Упр. 401,403, *69 | ||||||||||||||||||||
115 |
|
| Разряды числительных | Упр. 409 определить разряд числительных. *71 | ||||||||||||||||||||
116
|
|
| Числительные, обозначающие целые числа | *72 ,упр.414. | ||||||||||||||||||||
117 |
|
| Числительные, обозначающие целые числа | *72,упр.416 | ||||||||||||||||||||
118
|
|
| Р/Р. Подготовка к выборочному изложению . | Индивидуальные задания | ||||||||||||||||||||
119 |
|
| Р/Р. Написание выборочного изложения . | Просклонять целые числительные | ||||||||||||||||||||
120 |
|
| Дробные числительные | *73, упр.420 | ||||||||||||||||||||
121 |
|
| Дробные числительные | *73, упр.422 | ||||||||||||||||||||
122 |
|
| Собирательные числительные | *74 упр.425, | ||||||||||||||||||||
123 |
|
| Собирательные числительные | Упр.426 | ||||||||||||||||||||
124
|
|
| Порядковые числительные |
Упр.407. *70 | ||||||||||||||||||||
125
|
|
| Порядковые числительные | Упр. 406 Указать род, число, падеж порядковых числительных | ||||||||||||||||||||
126 | | | Морфологический разбор имени числительного | *75,Упр.427 | ||||||||||||||||||||
127
|
|
| Повторение темы «Имя числительное» | Контрольные вопросы на с. 62 | ||||||||||||||||||||
128 |
|
| Повторение темы «Имя числительное» | Упр.430 | ||||||||||||||||||||
129
|
|
| Тест по теме «Имя числительное» | Подготовиться к контр. диктанту по теме. . | ||||||||||||||||||||
130 |
|
| Контрольный диктант №7 с грамматическим заданием по теме: «Имя числительное» | Пользуясь упр.432 написать выступление «Берегите природу» | ||||||||||||||||||||
131 |
|
| Анализ контрольного диктанта по теме «Имя числительное». Работа над ошибками | Подготовиться к словарному диктанту | ||||||||||||||||||||
132
| | | Р/Р. Подготовка к сочинению « Берегите природу» | Индивидуальные задания | ||||||||||||||||||||
133 | | | Р/Р. Написание сочинения « Берегите природу» | Упр.429 | ||||||||||||||||||||
Местоимение(28ч) |
| |||||||||||||||||||||||
134
|
|
| Местоимение как часть речи | *76,упр.434 | ||||||||||||||||||||
135 |
|
| Местоимение как часть речи | *76,упр.436 | ||||||||||||||||||||
136
| | | Разряды местоимений. Личные местоимения. | *77,упр,439. | ||||||||||||||||||||
137 |
|
| Возвратное местоимение СЕБЯ | Упр. 449. *78 | ||||||||||||||||||||
138 | | | Р/Р. Рассказ по сюжетным рисункам (упр. 448) | Завершение работы | ||||||||||||||||||||
139 |
|
| Вопросительные местоимения | Упр. 453, *79 | ||||||||||||||||||||
140 |
|
| Вопросительные местоимения | Упр. 454 *79 | ||||||||||||||||||||
141 |
|
| Относительные местоимения | *79,упр.456 | ||||||||||||||||||||
142 |
|
| Относительные местоимения | *79,упр.457 | ||||||||||||||||||||
143
|
|
| Неопределенные местоимения | *80 .упр,460 | ||||||||||||||||||||
144 |
|
| Неопределенные местоимения | *80,упр. 461 | ||||||||||||||||||||
145
|
|
| Отрицательные местоимения | Упр., 474.*81 | ||||||||||||||||||||
146 |
|
| Отрицательные местоимения | *81,упр.465 | ||||||||||||||||||||
147
|
|
| Притяжательные местоимения | *82,упр. 475 | ||||||||||||||||||||
148 |
|
| Притяжательные местоимения | *82,упр.479 | ||||||||||||||||||||
149
|
|
| Р/Р .Подготовка к сочинению - рассуждению (упр. 480) | Индивидуальные задания | ||||||||||||||||||||
150 |
|
| Р/Р .Написание сочинения - рассуждениея(упр. 480) | Упр.478 | ||||||||||||||||||||
151 |
|
| Указательные местоимения | *84,упр. 488 | ||||||||||||||||||||
152 |
|
| Указательные местоимения | *84,упр485 | ||||||||||||||||||||
153
|
|
| Определительные местоимения | Упр. 491 *85 | ||||||||||||||||||||
154 |
|
| Определительные местоимения | Упр. 490 *85 | ||||||||||||||||||||
155 |
|
| Рецензирование сочинений | | ||||||||||||||||||||
156 |
|
| Морфологический разбор местоимения. Местоимение и другие части речи. | Повторить *87, упр.498 | ||||||||||||||||||||
157
|
|
| Р/Р. Сочинение-описание по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» упр.499. | Индивидуальные задания | ||||||||||||||||||||
158
|
|
| Повторение по теме «Местоимение» | *76-87,упр.503 | ||||||||||||||||||||
159 |
|
| Повторение по теме «Местоимение» | Упр.504 | ||||||||||||||||||||
160 | | | Контрольный диктант №8 с грамматическим заданием по теме «Местоимение» | Упр.505 | ||||||||||||||||||||
161 |
|
| Анализ контрольного диктанта. | Подготовиться к словарному диктанту | ||||||||||||||||||||
|
|
| Глагол(34ч) |
| ||||||||||||||||||||
162
|
|
| Повторение изученного в 5 классе о глаголе | Упр. 513, *88 | ||||||||||||||||||||
163 |
|
| Повторение изученного в 5 классе о глаголе | Упр. 515 *88 | ||||||||||||||||||||
164 |
|
| Инфинитив. Спряжение глаголов | *88,упр510 | ||||||||||||||||||||
165 |
|
| Инфинитив. Спряжение глаголов. Проверочная работа. | *88,упр5111 | ||||||||||||||||||||
166 |
|
| Правописание корней с чередованием | *88 упр.519 | ||||||||||||||||||||
167 |
|
| Правописание корней с чередованием | *88 упр.520 | ||||||||||||||||||||
168 |
|
| Р/Р. Сочинение - рассказ (упр. 517) | Дописать сочинение-рассказ | ||||||||||||||||||||
169 |
|
| Разноспрягаемые глаголы | *89 упр.527
| ||||||||||||||||||||
170 |
|
| Разноспрягаемые глаголы | *89 упр.526
| ||||||||||||||||||||
|
|
|
| *89,упр.528 | ||||||||||||||||||||
171
|
|
| Глаголы переходные и непереходные | *90. упр.535 | ||||||||||||||||||||
172 |
|
| Глаголы переходные и непереходные | *90. упр.536 | ||||||||||||||||||||
173 |
|
| Глаголы переходные и непереходные. Проверочная работа. | *90,упр537 | ||||||||||||||||||||
174 |
|
| Наклонение глагола. Изъявительное наклонение | *91, упр.538 | ||||||||||||||||||||
175 |
|
| Наклонение глагола. Изъявительное наклонение | *91, упр.539 | ||||||||||||||||||||
176
|
|
| P/Р. Подготовка к изложению (упр. 542) | Индивидуальные задания | ||||||||||||||||||||
177 |
|
| P/Р. Написание изложения (упр. 542) | Упр.540 | ||||||||||||||||||||
178
|
|
| Условное наклонение | *92 Упр.543 | ||||||||||||||||||||
179 |
|
| Условное наклонение | *92,упр 544 | ||||||||||||||||||||
180
|
|
| Повелительное наклонение | *93, упр. 554 | ||||||||||||||||||||
181 |
|
| Повелительное наклонение | *93,упр.560 | ||||||||||||||||||||
182
| | | Различение повелительного наклонения и формы будущего времени | Упр. 558 Произвести синтаксический разбор 2-х предложений, определить наклонение глаголов. Предложить одноклассникам рецепт любимого блюда | ||||||||||||||||||||
183 |
|
| Употребление наклонений | *94 упр.567. | ||||||||||||||||||||
184 |
|
| Употребление наклонений | *94 упр.569 | ||||||||||||||||||||
185
|
|
| Безличные глаголы. | *95 упр.573 | ||||||||||||||||||||
186 |
|
| Безличные глаголы. | *95 упр.574 | ||||||||||||||||||||
187 |
|
| Морфологический разбор глагола. | *96,упр. 576 Составить письменное научное описание цветка, используя в тексте глаголы: делится (на), состоит (из) и др. | ||||||||||||||||||||
188
|
|
| Р/Р. Подготовка к сочинению-рассказу на основе услышанного (упр. 577) | *97 | ||||||||||||||||||||
189 |
|
| Р/Р. Написание сочинения-рассказа на основе услышанного (упр. 577) | Словарные слова | ||||||||||||||||||||
190
|
|
| Правописание гласных в суффиксах глаголов | *98. упр.581 | ||||||||||||||||||||
191 |
|
| Правописание гласных в суффиксах глаголов | *98,упр.582 | ||||||||||||||||||||
192
| | | Повторение изученного по теме «Глагол» | Подготовить ответы на контрольные вопросы. | ||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
193 | | | Повторение изученного по теме «Глагол» | Упр.587 | ||||||||||||||||||||
194 |
|
| Контрольный диктант №9 с грамматическим заданием по теме «Глагол» | Упр.593 | ||||||||||||||||||||
195 |
|
| Анализ контрольного диктанта | Подготовиться к словарному диктанту | ||||||||||||||||||||
Повторение и систематизация изученного в 6 классе (15ч) |
| |||||||||||||||||||||||
196 |
|
| Разделы науки о языке | Устное сообщение по подготовленному плану | ||||||||||||||||||||
197
| | | Орфография. Орфографический разбор. | Упр.601,*100 | ||||||||||||||||||||
198 | | | Орфография. Орфографический разбор. | Упр.602*100 | ||||||||||||||||||||
199
| | | Пунктуация. Пунктуационный разбор | *101,упр. 548 | ||||||||||||||||||||
200 | | | Пунктуация. Пунктуационный разбор | *101,упр.609 | ||||||||||||||||||||
201 | | | Промежуточная контрольная работа №10 | Индивидуальные задания. | ||||||||||||||||||||
202 | | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | | ||||||||||||||||||||
203 | | | Лексика и фразеология | *102,упр.614 | ||||||||||||||||||||
204 | | | Лексика и фразеология | *102,выписать в тетрадь фразеологизиы | ||||||||||||||||||||
205
| | | Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. | *103, упр. 617 | ||||||||||||||||||||
206 | | | Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. | *103,выполнить морфемный разбор слов |
Приложение.
Контрольно-измерительные материалы
Контрольный диктант №1 по повторению изученного в 5 классе.
Осенью
Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осени.
В такой тусклый день идешь по лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок, среди кустов орешника. Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана.
Далеко видно кругом. Легко дышит осенней свежестью грудь, хочется идти все дальше и дальше по желтой от листвы тропинке.
Вдруг среди листвы видишь пестрый комочек. Это птица обо что-то сильно ударилась во время полета.
«Надо взять ее домой, а то в лесу птицу мигом разыщет и съест лисица», – решаю я.
(90 слов)
(По И.Соколову-Микитову.)
Задания.
1) Выполните синтаксический разбор предложений:
1 вариант – На голых листьях …;
2 вариант - Вдруг среди листвы…
2) Выпишите три слова с разными орфограммами, обозначьте условия выбора орфограмм.
3) Выполните разбор любых двух словосочетаний.
Сжатое изложение
СОБИРАТЕЛЬ РУССКИХ СЛОВ
Владимир Иванович Даль был талантливым и трудолюбивым человеком. Он получил образование морского офицера, затем — врача, был известен и как автор множества сказок, рассказов, очерков. Его литературный талант высоко ценил Александр Сергеевич Пушкин. Но делом всей его жизни стало собирание русских слов. Даль не был языковедом по образованию, он стал им по призванию.
Владимир Иванович поставил перед собой цель собрать и записать все русские слова. В военном походе, в госпитале, в служебной поездке записывал он слова, пословицы, поговорки, загадки. Он любил и понимал родной язык, умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово.
Работу по собиранию и записи слов он начал еще юношей и продолжал до самой смерти. За неделю до смерти больной Даль поручает дочери внести в словарь четыре новых слова, которые услышал от прислуги.
Делом всей жизни Даля стал «Толковый словарь живого великорусского языка». В него Даль включил более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, которые приводятся в качестве иллюстраций для пояснения значений слов.
Более сорока лет без помощников, в одиночку* собирал, составлял Даль свой словарь. Это настоящий подвиг человека, влюбленного в русский язык.
Тест по теме «Лексика. Фразеология». 6 класс
Вариант 1
Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами
А. горячий пирожок – жаркий день
Б. теплый чай – холодный вечер
В. иголка ели – иголка для шитья
Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами
А. громадный дом – большой зверь
Б. зеленый лук – лук для стрельбы
В. труд к радости – безделье к несчастью
Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами
А. родниковый ключ – ключ от двери
Б. разговорчивый человек – молчаливый юноша
В. давай смеяться – стали хохотать
Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении
А. железный гвоздь
Б. железная воля
В. железная труба
Укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово
А. Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им.
Б. Я долго смотрел вслед уезжающей карете.
В. Яков в шапке, в замашной рубахе сидел на телеге.
Укажите предложение, в котором есть профессионализм.
А. Шкатулку принесли в комнату и вытерли с нее пыль.
Б. В сарае то стучал молоток, то визжала пила.
В. Эспланада – это широкая улица с аллеями.
Укажите верное утверждение
А Диалектизмы – это слова, одинаковые по звучанию.
Б. Диалектизмы – это слова, употребляемые жителями определенной местности.
В. Диалектизмы – это слова, связанные с особенностями работы людей определенной профессии.
Укажите предложение, в котором есть историзм
А. Русские толковые словари имеют многовековую историю.
Б. На юноше был надет праздничный кафтан.
В. Лексика нашего языка с течением времени быстро меняется.
Укажите предложение, в котором есть архаизм
А. Леса стоят в жемчужном инее.
Б. Шуми, шуми, послушное ветрило.
В. Принцесса отвернулась и заплакала.
Укажите предложение, в котором есть неологизм.
А. По радио передали штормовое предупреждение.
Б. Школа оснащена компьютерами последнего поколения.
В. Лодка всплыла у самого берега.
Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
А. Во поле березонька стояла.
Б. Туристы зашли в дремучий бор.
В. Бригада работала засучив рукава.
Укажите предложение, в котором ученик, не зная лексического значения слова, неверно употребил его.
А. Фотограф приготовил фиксаж.
Б. Солдаты атаковали форт.
В. Маляр размешал палитру в ведре.
Выполните синтаксический разбор предложений.
А. Я не выучил правило и был готов сквозь землю провалиться от стыда.
Б. Мы везде искали ключи, но они как в воду канули.
Тест по теме «Лексика. Фразеология». 6 класс
Вариант 2
Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами
А. резвый конь – старая лошадь
Б. близкий человек – далекий друг
В. ключ от замка – родниковый ключ
Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами
А. пришло тепло – сильный холод
Б. груша в саду – боксерская груша
В. большой бегемот – смешной гиппопотам
Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами
А. сосновый бор – зубоврачебный бор
Б. угрюмый человек – радостный день
В. красный шарф – алый флаг
Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении
А. твердое яблоко
Б. твердое решение
В. твердая земля
Укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово
А. Я долго смотрел вслед уезжающей карете.
Б. Вяленую обувь в Сибири называют пимами.
В. Употребление синонимов делает нашу речь более выразительной.
Укажите предложение, в котором есть профессионализм
А. В углу террасы стоял старый шкаф.
Б. Дом был деревянный.
В. Суффикс – это морфема, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
Укажите верное утверждение
А. Жаргонизмы – это слова, ограниченные в употреблении определенной социальной или возрастной средой.
Б. Жаргонизмы – это слова, употребляемые жителями определенной местности.
В. Жаргонизмы – это слова, связанные с особенностями работы людей определенной профессии.
Укажите предложение, в котором есть историзм
А. Шестого числа каждого месяца он получал небольшое жалованье.
Б. На голове его была новая треуголка.
В. Некоторые термины употребляются только специалистами в определенной области.
Укажите предложение, в котором есть архаизм
А. Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы.
Б. Рыцари были в кольчугах.
В. Князь оказался человеком великодушным.
Укажите предложение, в котором есть неологизм
А. Вдоль берега плавали парусники.
Б. Этот доклад я прочитал в Интернете.
В. В доме зажглись огни.
Укажите предложение, в котором есть фразеологизм
А. До моего дома рукой подать.
Б. Цыплят по осени считают.
В. Над лесом взошла луна.
12. Укажите предложение, в котором ученик, не зная лексического значения слова, неверно употребил его.
А. На мшарах растет много клюквы.
Б. Стрелы лежали в колчане.
В. Хирург сделал надрез скальпом.
13. Выполните синтаксический разбор предложений
А. Он был открытым человеком и никогда не держал камня за пазухой.
Б. Когда нам сообщили результаты контрольной, мы были на седьмом небе от счастья.
Контрольный диктант №2 по теме "Лексика. Фразеология"
Лобное место
Лобное место – древнейший архитектурный памятник Москвы. Первоначально это был округлый кирпичный помост с деревянной оградой под шатровым навесом на резных столбах. Расположен он в центре Троицкой площади, с середины 17 века она стала называться Красной площадью.
Лобное место играло важнейшую роль в духовной жизни народа и державы. С этого места объявлялись государственные указы. Здесь народ узнавал о восшествии на престол царей, об объявлении войны и заключении мира.
На Лобное место бояре выносили на плечах наследника, когда ему исполнялось шестнадцать лет. И народ видел будущего царя, чтобы уметь отличить его от самозванца.
С Лобного места патриархи произносили молитвы. С него в Вербное воскресенье патриарх раздавал царю, архиереям, боярам, окольничим и думным дьякам освященную вербу и читал народу Евангелие.
Лобное место не было местом казни. Казни совершались рядом на деревянных помостах.
(107 слов)
(В.Бутромеев.)
Задания.
1) Найдите в тексте устаревшие слова. Объясните значение 2-3 устаревших слов.
2) В любом сложном предложении обозначьте грамматические основы.
3) Выполните фонетический анализ слов:
1 вариант – бояре;
2 вариант – ему.
Выборочное изложение
А. Пушкин «Станционный смотритель»
«Я занялся рассмотрением картинок, украшавших «смиренную, но опрятную обитель» Самсона Вырина. Они изображали историю блудного сына. В первой почтенный старик в колпаке и шлафроке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека; он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и женщинами. Далее промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу: добрый старик в том же колпаке и шлафроке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленях... Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи. Все это доныне сохранилось в моей памяти, так же как и горшки с бальзамином, и кровать с пестрой занавескою, и прочие предметы, меня окружавшие. Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах...
Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня... в те самые места... Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и все вокруг показывало ветхость и небрежение»
Контрольный диктант №3 по теме «Словообразование»
Ночлег в лесу
Ребята расположились на опушке леса. Одни побежали собирать хворост, другие рубили ветви для шалаша. Остальные разбирали вещи, вынимали съестное, котелки, кружки, ложки.
Между тем заря угасла. Смеркалось. Вот из лесу раздаются веселые голоса. В ответ послышались радостные крики ожидающих. Большие вязанки хвороста сгружаются на полянке.
Сколько охотников разводить костер! Ребята с увлечением раздувают первые искры огоньков. Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается. Весело забулькала в котелке вода.
Вскоре все отужинали и стали готовиться ко сну. Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить. А подниматься нужно с рассветом! Раздается команда: "Всем спать!" Лагерь быстро затихает.
(102 слова)
(По А.Зуеву.)
Задания.
1) Выполните синтаксический разбор предложений:
1 вариант – Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается.
2 вариант - Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить.
2) В любом сложном предложении обозначьте грамматические основы.
3) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:
1 вариант – побежали, съестное;
2 вариант – отужинали, рассвет.
4) Объясните постановку знаков препинания в предпоследнем предложении.
Контрольный диктант №4 по теме «Имя существительное»
Русская зима
Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.
Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.
Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.
(112 слов)
(По И. Соколову-Микитову.)
Задания.
1) Произведите морфологический анализ слов:
1 вариант – непогоду, на сучок;
2 вариант – жизнью, на ветках.
2) Произведите морфемный анализ слов:
1 вариант – речонка;
2 вариант – бельчонок.
3) Произведите синтаксический разбор 3 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложений.
Контрольный диктант №5 по теме «Имя прилагательное»
Ранним летним утром мы отправляемся на рыбалку. Заря едва разгорается, и природа еще преспокойно дремлет. В низине расстилается молочно-белый туман. По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей орешника пробираемся к небольшой речонке. Покрытая росой трава касается наших ног. Серебряные росинки переливаются в лучах солнца.
Речка неширокая, но достаточно глубокая. Берега ее с каждым годом все больше зарастают тростником, кустами. На песчаном берегу лежат прибитые водой водоросли. Волна тихо плещется о борта рыбачьей лодки.
Забираемся в камышовые заросли и располагаемся там с удочками.
Солнце начинает припекать, но оно не обжигает уже успевшие загореть за лето лицо и плечи. Все вокруг преображается под его лучами. Ярко заблестела река. Легкий ветерок коснулся прибрежных камышей, и они тихо качнулись и слегка пригнулись к воде.
(119 слов)
(По И.Соколову-Микитову.)
Задания.
1) Озаглавьте текст.
2) Произведите морфологический анализ слов:
1 вариант – ранним (утром), (на) песчаном (берегу);
2 вариант – рыбачьей (лодки), легкий (ветерок).
3) Произведите морфемный анализ слов:
1 вариант – преспокойно;
2 вариант – серебряные.
Контрольный диктант №6 по теме «Имя числительное»
Глубина озера Байкал – 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нем содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна – Ангара.
Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.
Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.
Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.
Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро становится неласковым морем.
(113 слов)
(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)
Задания.
1) Озаглавьте текст.
2) Произведите морфологический анализ слов:
1 вариант – одна тысяча шестьсот сорок;
2 вариант – пятая часть.
3) Произведите морфемный анализ слов:
1 вариант – преспокойно;
2 вариант – безветренный.
4) Произведите синтаксический разбор последнего предложения.
Контрольный диктант №7 по теме «Местоимение»
Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.
По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.
Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.
Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их.
(118 слов)
(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)
Задания.
1) Озаглавьте текст.
2) Выпишите местоимения, определите их разряд.
3) Произведите морфемный анализ слов:
1 вариант – преспокойно;
2 вариант – безветренный.
4) Произведите синтаксический разбор 2 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложения последнего абзаца.
Диктант по теме «Глагол»
Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки.
Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей.
Ежи – полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму.
(108 слов)
(По И. Соколову-Микитову.)
Задания.
1) Озаглавьте текст.
2) Графически объясните написания -тся (-ться) в глагол, которые встречаются в данном тексте..
3) Произведите морфологический анализ слов:
1 вариант – услышите;
2 вариант – доносились.
4) Составьте схему 1 предложения последнего абзаца.
Контрольный диктант №8 по теме «Глагол»
Зимой зайцы кормятся корой деревьев. За ночь они протаптывают глубокий след в снегу. Если бы заяц ходил прямо, то его сразу поймали бы. Трусость спасает косого. Он бесстрашно ходит ночью по полям и лесам и прокладывает прямые следы. Когда же приходит утро, он от страха мечется из стороны в сторону. Проскачет вперед, испугается чего-то и отбежит назад по своему следу. Услышит какой-нибудь шорох – со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет дальше от прежнего следа. Стукнет что-нибудь – косой опять повернется назад и направится в сторону. Когда светлеет, он ложится в снег.
Утром охотники разбирают заячьи следы, путаются в них и удивляются хитрости косого. А он и не думает хитрить. Он просто всего боится.
(110 слов)
(По Л. Толстому)
Задания.
1) Озаглавьте текст.
2) Произведите морфологический анализ слов:
1 вариант – поймали бы, светлеет;
2 вариант – ходил бы, боится.
4) Составьте схему 3 предложения первого абзаца.
Промежуточная аттестация №10 за курс 6 класса
В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. Сгущаются сумерки, и все исчезает во мраке ночи.
Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в лесную чащу, серебряным сиянием заливает небольшую поляну. Ничто не нарушает тишины.
Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжелыми ногами. Это вышагивает дымчато-серый лось. Преспокойно пробирается к осинке и белогубой пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается.
Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой елкой. Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках. Аппетитная веточка притягивает его. Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин.
Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жует хвою, а рядом зайчонок грызет лосиный подарок. Горечь осинки косому слаще сахара.
(117 слов)
(По Д. Зуеву.)
Задания.
1) Озаглавьте текст.
2) Произведите фонетический анализ слов:
1 вариант – елей;
2 вариант – осинке.
3) Произведите морфологический анализ
1 вариант – любого существительного;
2 вариант – любого прилагательного.
4) Произведите синтаксический разбор
1 вариант – любого сложносочиненного предложения;
2 вариант – любого осложненного предложения.
Тест по теме «Имя прилагательное» 6 класс
1 вариант
1. Продолжи предложение:
А) Имена прилагательные отвечают на вопросы….
Б) Имена прилагательные изменяются по…
В) краткие прилагательные в предложении бывают чаще…
Г) Относительные прилагательные обозначают….
Д) Сравнительная степень прилагательного образуется при помощи..
2. Укажи прилагательное, которое с НЕ пишется раздельно:
а) совершенно (не)близкий б) ничуть (не)далекий в) (не)взрачен
г) (не)приветливый
3. Укажи ряд, в котором все прилагательные с НЕ пишутся слитно
а) (не)голубое, (не)приветливый, (не)прочный, ничуть (не)интересный
б) (не)дешевый; (не)близок,а далек, (не)панельный, (не)удачливый
в) (не)лепый; (не)большая, а интересная; (не)скромный, вовсе (не)горячий;
г) (не)уклюжий, (не)внимательный; (не)ровный, (не)счастен;
4. Укажи прилагательные с буквой О после шипящих и ц:
а) хорош..го б) чуж…й в) парч…вый г)плюш..вый д) пунц…вый
5. Укажи ряд, в котором все прилагательные пишутся с Н:
а) соломе…ый, еди…ый, революцио…ый, ветря…ая;
б) песча…ый, водя…ой, огне…ый, стари…ый;
г) оловя…ый, лошади…ый, це...ый, лимо…ый;
д)ю…ый, кожа…ый, ветре…ый, серебря…ый
6) Укажи ряд, в котором все прилагательные пишутся с суффиксом
-СК-
а) кур…ий, скольз…ий, батрац…ий, брат…ий;
б) свет…ий, одес…ий, город…кой, кубан…ий
в) бурлац…ий, француз…ий, ноябрь…ий, кавказ…ий;
г) декабрь…ский, звер…ий, швед…ий, турец…ий
7. Укажите прилагательное, которое пишется через дефис:
а) (девяти)этажный б) (широко)плечий
в) (северо)восточный г) (средне)вековый
8. Укажите прилагательное, имеющее полную и краткую форму
а) зимний б) веселый в) вокзальный г)местный
9. Укажите относительный прилагательные:
а) шелковая лента б)весенняя пора
в) золотые волосы г) вчерашняя газета
10. Укажи прилагательное, не имеющее степеней сравнения
а) сильный
б) строгий
в) мамин
г) трудный.
Тест по теме «Имя прилагательное» 6 класс
2 вариант
1. Продолжи предложение:
А) Имена прилагательные обозначают….
Б) Имена прилагательные в предложении бывают…
В ) После шипящих на конце кратких прилагательных мягкий знак….
Г) краткую форму имеют только прилагательные…
Д) превосходная степень прилагательного образуется при помощи…
2. Укажи прилагательное, которое с НЕ пишется слитно:
а) (не)ряшливый б) нисколько (не)легкий в) вовсе (не)интересный
г) (не)здоров, а болен
3. Укажи ряд, в котором все прилагательные с НЕ пишутся раздельно:
а) вовсе (не)хороший; (не)приятный; (не)избежный; (не)лисья
б) нисколько (не)интересный, (не)искренний; (не)знакомый, а чужой; (не)гречневая;
в) (не)каменный; (нелжив, а правдив; далеко (не)смелый; ничуть (не)приметный;
г) вовсе (не)приятный; (не)веселый, а грустный; (не)вежественный; (не)легок, но интересен;
4. Укажи прилагательные с буквой О после шипящих и ц:
а) кумач..вый б) ситц…вый в) больш…й г)плащ…вый д) свеж..го
5. Укажи ряд, в котором все прилагательные пишутся с НН:
а) тума…ый, нефтя…ой, весе..ий, цели..ый;
б) деревя…ый, исти…ый, торжестве…ый, традицио…ый;
в) гости…ый, пря…ый, шерстя…ой, дикови…ый;
г) мыши..ый, утре…ий, деревя…ый, маши…ый;
6) Укажи ряд, в котором все прилагательные пишутся с суффиксом
–К-
а) дерз…ий, низ…ий, рыбац…ий, уз…ий;
б) январс…Ий, делегат…ий, флот…ий, мерз…ий;
в) гигант…ий, сосед…ий, ангель…ий, ткац…ий;
г) казан…ий, казац…ий, бунтар…ий, богатыр…ий
7. Укажите прилагательное, которое пишется слитно:
а) (зеленовато)серый б) (русско)немецкий
в) (древне)русский в) (юго)западный
8. Укажите прилагательное, имеющее полную и краткую форму
а) березовый б) ситцевый в) умный г) пришкольный
9) Укажите качественные прилагательные:
а) свежий воздух б) стальная проволока
в) железная воля г) теплый прием
10. Укажи прилагательное, не имеющее степеней сравнения
а) звонкий б) мягкий в) широкий г) прошлый
Тест по теме «Имя существительное» 6 класс
1. В каком ряду все слова являются именами существительными?
А) песня, агрессия, белый, кольцо;
Б) бассейн, лотерея, богатый, кладовая;
В) булочная, вокзал, ножницы, бусы;
Г) компьютер, космический, пломбировать, гололедица.
2. В каком ряду все имена существительные общего рода?
А) умница, плакса, половодье, каучук;
Б) простофиля, неженка, чистюля, кастрюля;
В) сирота, забияка, неряха, Саша;
Г) Валя, грязнуля, белоручка, земля.
3. В каком ряду все имена существительные разносклоняемые?
А) время, бремя, дядя, семья;
Б) темя, племя, пуля, грязнуля;
В) семя, стремя, земля, песня;
Г) вымя, путь, имя, знамя.
4. В каком предложении существительное лес выступает в качестве сказуемого?
А) Лес – наше богатство.
Б) Люди, берегите лес!
В) Мы въехали в лес.
Г) Великое достояние русской земли – лес.
5. В каком ряду все имена существительные одушевленные?
А) сад, дерево, кустарник, садовник;
Б) врач, пациент, медсестра, администратор;
В) матрос, боцман, капитан, каюта;
Г) женщина, мастер, парикмахерская, салон.
6. В каком ряду все имена существительные собственные?
А) (Г,г) ород, (У,у) лица, (Т,т)етрадь, (М,м)осква;
Б) (Е,е)вропа, (А,а)ляска, (В,в)олга, (С,с)ибирь;
В) (Ш,ш)ахта, (У,у)голь, (М,м)оре, (Т,т)юмень;
Г) (Т,т)урция, (Ч.ч)ехов, (К,к)раснодар, (Д,д)ом.
7. Назовите морфологические признаки слова по дороге:
А) существительное нарицательное, неодушевленное, мужского рода, второго склонения, в именительном падеже, в единственном числе;
Б) существительное собственное, неодушевленное, среднего рода, второго склонения, в дательном падеже, в единственном числе;
В) существительное нарицательное, неодушевленное, женского рода, первого склонения, в предложном падеже, в единственном числе;
Г) существительное нарицательное, неодушевленное, женского рода, первого склонения, в дательном падеже, в единственном числе.
8. В каком ряду все слова пишутся с мягким знаком?
А) нож.., мяч.., помощь..; Б) ноч.., печ..ка, рож..;
В) мыш.., мелоч.., печ..; Г) реч.., много туч.., ключ..
9. В каком ряду во всех словах пропущена буква е(ё)?
А) щ..ки, плеч..м, ш..рох;
Б) ш..в, крыш..й, ч..рный;
В) ж..лтый, под душ..м, ш..лковый;
Г) с товарищ..м, гараж..м, силач..м.
10. Найдите существительное с приставкой не-.
А) (Не) место красит человека, а человек место.
Б) Вася- (не) ряха.
В) (Не) решительность шахматиста.
Г) (Не) настье задержало нас в пути.
11. В каком ряду во всех словах в окончании пишется буква и?
А) в музе.., на берез.., в тетрад..;
Б) на площад.., на улиц…, к деревн..;
В) на рябин.., по территори.., у деревн..;
Г) в планетари.., к цел.., на листьях сирен…
12. В каком ряду во всех словах пишется суффикс –ек- ?
А) горош..к, мяч..к; Б) грибоч..к, овраж..к;
В) кирпич..к, ореш..к; Г) карандаш..к, денеч..к.
13. В каком ряду во всех словах пишется суффикс – чик-?
А) гон..ик, лет..ик; Б) спор..ик, фасов..ик;
В) камен..ик, рез..ик Тест по русскому языку в 6 классе на тему "Имя числительное"
Тест по русскому языку в 6 классе на тему "Имя числительное"
1.Имя числительное обозначает:
А) предмет б) признак предмета в) действие г) число, количество, порядок предметов при счете
2.Числительные делятся на две группы:
А) собирательные и одушевленные б)количественные и порядковые в)собственные и нарицательные г) относительные и качественные
3. В строчке зачеркните четвертое лишнее:
А) пятый, двухсотый, тридцатый, шестиэтажный
б) двое, пятеро, одиннадцать, семеро
В) сто пять, двадцать два, пятьсот, семьсот семь
Г) тидцатый, шестой, семнадцатый, двадцать пятый
4.Числительные имеют постоянные морфологические признаки:
А) качественные, относительные, порядковые
Б) одушевленные- неодушевленные, собственные - нарицательные
в) простые, составные, сложные
5. Поставьте числительные обе, оба в нужную форму
А) В ….. руках девочка держала цветы.
Б) Лодки приткнулись к ….. берегам реки.
В) Юля играла с ……….. девочками.
Г) ………. ботинка были чисто вымыты.
6. Исправьте ошибки, где это необходимо:
А) Мама купила в магазине пять апельсин (?)
Б) Пятеро красивых девушек в ярких костюмах плясали у кромки поля.
в) На прилавке лежат пять пар (носок - носков).
Г) У меня нет (чулков - чулок). .
Д) Шесть килограмм(?) яблок(?) купили на праздник.
7.Подчеркните словосочетания, где способ связи согласование:
а) читаю книгу, б) шестой день, в) Восьмое марта г) очень быстрый д) теплый дом
8. Подчеркните числительные и определите их падеж:
На седьмом небе от счастья-
У четырех ворот -
поделите пять яблок на две равные части -
тремстам восьмидесяти пяти ученикам -
к первому сентября -
со ста сорока пятью конвертами
9.Выпишите из текста числительные, произведите морфологический разбор двух из них.
10. Ответьте письменно на вопрос "Для чего нужны числительные в речи?"( тип речи - рассуждение)