Ямало-Ненецкий автономный округ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА»
(МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла»)
«Рассмотрено» на заседании методического объединения _______________________ Протокол №____ от «____» июня 201___г. Руководитель методического объединения___________ | «Согласовано» Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ____________ от «____» августа 201___г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла» __________Тарарина В.П. Приказ № ___ от «____» августа 201___г. |
Рабочая программа
по физической культуре
для 4-х классов
на 3 часа в неделю, 102 часа в год
Автор – составитель: учитель физической культуры Гатауллина Луиза Хамзаевна |
2017 - 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре для 4 классов разработана на основе: «Рабочей программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва - 2014г.
Мой друг – физкультура: учебник. для учащихся 1-4 кл. нач. шк. / В.И. Лях . – 8-е изд. – М. : Просвещение, 213. – 190 с.
Физическая культура — обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения — физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки, физические упражнения и игры на удлинённых переменах и в группах продлённого дня), внеклассной работой по физической культуре (группы общефизической подготовки, спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады, туристические слёты и походы) — достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329–Ф3 отмечено, что организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объёме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ.
Данная программа создавалась с учётом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения.
Курс «Физическая культура» изучается с 1 по 4 класс из расчёта 3 ч в неделю (всего 405 ч): в 1 классе — 99 ч, во 2 классе — 102 ч, в 3 классе— 102 ч, в 4 классе— 102 ч. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».
Рабочая программа в 1классе рассчитана на 99 часов. Данная про грамма содержит все темы, включенные в обязательный минимум содержания основных образовательных программ федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по учебному предмету «Физическая культура».
Количество часов может варьироваться в зависимости от графика учебного процесса.
В программе В.И. Ляха и А.А Зданевича программный материал делится на две части – базовую и вариативную.
В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка заменяется кроссовой). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура».
Вариативная часть включает в себя программный материал по спортивным играм на основе спортивных игр. Часы вариативной части дополняют основные разделы программного материала базовой части, при этом с учетом рекомендаций Минобразования науки РФ с целью содействия физическому развитию обучающихся, повышению двигательной активности в режиме учебного дня, увеличено изучение программного материала в разделе спортивные игры.
Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.
Цель обучения – формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Задачи обучения:
укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
обучение методике движений;
развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирование пространственных, временных и силовых параметров движений; равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростные, скоростносиловые, выносливость и гибкость) способностей;
формирование элементарных знаний о личной гигиене, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;
выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представление, память, мышление и др.) в ходе двигательной деятельности.
Данная рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.09.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.12.2014 г. № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1643 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373»;
- Уставом МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла».
Виды и формы текущего , тематического, промежуточного, итогового контроля.
Учебный курс в каждой параллели заканчивается промежуточной аттестацией, школьным методическим объединение преподавателей «физической культуры и ОБЖ» принято решение о проведение промежуточной аттестации в виде основной формы – зачет. Зачетом является сдача основной формы дисциплин по ГТО. Критерием для выставления оценок утверждены результаты сдачи нормативов на золотой, серебряный и бронзовые знаки отличия, соответствующие возрастным группам и ступеням.
.
Плановые контрольные уроки (количество часов): 20 (тесты)
Разделы программы | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год |
Лёгкая атлетика | 4 | | | 4 | 8 |
Кроссовая подготовка | 2 | | | 2 | 4 |
Гимнастика | | 5 | | 1 | 6 |
Подвижные игры | | | 2 | | 2 |
Итого | 6 | 5 | 2 | 7 | 20 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) данная рабочая программа для 1 - 4 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредмегных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, на основе истории спорта России;
формирование уважительного отношения к культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессови явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
овладение умением организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, координация движений, гибкость).
По окончании начальной школы учащиеся должны уметь:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизни человека;
- использовать физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
- измерять индивидуальные показатели физического развития и развития основных физических качеств;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементные соревнования, осуществлять их объективное судейство;
- соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;
- организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса;
- выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на высоком качественном уровне;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
- выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.
4 класс
Знания о физической культуре
История развития физической культуры в России в XVII – XIX вв., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии. Физическая подготовка и ее связь с развитием систем дыхания и кровообращения. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Закаливание организма (воздушные и солнечные ванны, купание в естественных водоемах).
Способы физкультурной деятельности
Простейшие наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовкой. Определение нагрузки во время выполнения утренней гимнастики по показателям частоты сердечных сокращений. Составление акробатических и гимнастических комбинаций из разученных упражнений. Проведение игр в футбол и баскетбол по упрощенным правилам. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Акробатические упражнения: акробатические комбинации, например: мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе с опорой на руки, прыжком в упор присев; кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок вперед до исходного положения, кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.
Гимнастические упражнения прикладного характера: опорный прыжок через гимнастического козла — с небольшого разбега толчком о гимнастический мостик прыжок в упор стоя на коленях, переход в упор присев и соскок вперед; из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом «вперед ноги».
Легкая атлетика
Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»
Низкий старт
Стартовое ускорение
Финиширование
Подвижные игры на материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: задания на координацию движений типа: «Веселые задачи», «Запрещенное движение» (с напряжением и расслаблением мышц звеньев тела).
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Подвижная цель».
На материале спортивных игр:
Футбол: эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру, игра в футбол по упрощенным правилам («Мини-футбол»).
Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки; прыжок с двух шагов; эстафеты с ведением мяча и бросками его в корзину, игра в баскетбол по упрощенным правилам («Мини-баскетбол»).
Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре (1-4 классы)
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
|
| Класс |
|
| I | II | III | IV |
1 | Базовая часть | 78 | 78 | 78 | 78 |
1.1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе урока |
1.2 | Подвижные игры | 20 | I8 | 18 | 18 |
1.3 | Гимнастика с элементами акробатики | 17 | 18 | 18 | 18 |
1.4 | Легкоатлетические упражнения | 21 | 21 | 23 | 21 |
1.5 | Кроссовая подготовка | 21 | 21 | 21 | 21 |
2 | Вариативная часть | 21 | 24 | 24 | 24 |
2.1 | Спортивные игры | 21 | 24 | 24 | 24 |
| Итого | 99 | 102 | 102 | 102 |
СЕТКА РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЧЕТВЕРТЯМ
№ п/п | Вид программного материала | ЧЕТВЕРТЬ |
I | II | III | IV | ВСЕГО |
1 | Базовая часть( 78ч.) | | | | | 78 |
1.1 | Основные знания о физической культуре | В ПРОЦЕССЕ УРОКА |
1.2 | Подвижные игры (18ч.) | 4 | 2 | 9 | 3 | 18 |
1.3 | Гимнастика с элементами акробатики (18ч.) | | 9 | 9 | | 18 |
1.4 | Легкоатлетические упражнения (21ч.) | 10 | | | 11 | 21 |
1.5 | Кроссовая подготовка (21ч.) | 11 | | | 10 | 21 |
| Вариативная часть (21ч.) | |
2. | Спортивные игры (21ч.) | | | | | 21 |
2.1 | Футбол | 2 | | | | |
2.2 | Баскетбол | | 10 | 9 | | |
| ВСЕГО | 27 | 21 | 27 | 24 | 99 |
СЕТКА РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЧЕТВЕРТЯМ 4 класс
№ п/п | Вид программного материала | ЧЕТВЕРТЬ |
I | II | III | IV | ВСЕГО |
1 | Базовая часть(78ч.) | | | | | 78 |
1.1 | Основные знания о физической культуре | В ПРОЦЕССЕ УРОКА |
1.2 | Подвижные игры (18ч.) | 4 | 2 | 9 | 3 | 18 |
1.3 | Гимнастика с элементами акробатики (18ч.) | | 9 | 9 | | 18 |
1.4 | Легкоатлетические упражнения (21ч.) | 10 | | | 11 | 21 |
1.5 | Кроссовая подготовка (21ч.) | 11 | | | 10 | 21 |
| Вариативная часть (21ч.) | |
2. | Спортивные игры (24ч.) | | | | | 24 |
2.1 | Футбол | 2 | | | | |
2.2 | Баскетбол | | 10 | 12 | | |
| ВСЕГО | 27 | 21 | 30 | 24 | 102 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4 КЛАСС
№ п/п | Разделы (темы) | Количество часов в течении года |
1. | ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА | 21 ЧАС |
1.1 | Бег коротким и средним шагом на короткие дистанции | 8ч |
1.2 | Челночный бег 3х10 | 2ч |
1.3 | Прыжки в длину с места | 5ч |
1.4 | Метание | 6ч |
2. | КРОССОВАЯ ПОДГОТОВКА | 21 ЧАС |
2.1 | Бег в чередовании с ходьбой | 4ч |
2.2 | Равномерный, медленный бег | 8ч |
2.3 | Преодоление препятствий | 2ч |
2.4 | Бег по пересеченной местности | 4ч |
2.5 | Бег на выносливость 1000м. | 3ч |
3. | ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ АКРОБАТИКИ | 18 ЧАСОВ |
3.1 | Строевые упражнения | 4Ч |
3.2 | Перекаты, упоры, седы. | 5ч |
3.3 | Лазанье, перелезание | 7ч |
3.4 | Упражнения в равновесии | 2ч |
4. | ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ | 18 ЧАСОВ |
4.1 | С элементами лёгкой атлетике | 4ч |
4.2 | С элементами гимнастики и основами акробатики | 14ч |
5. | СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ | 24 ЧАСА |
5.1 | Баскетбол | 22ч |
5.2 | Футбол | 2ч |
ИТОГО: | 102ч. | |
| |
Основная литература:
1.Кондаков, А.М., Никандров, Н.Д., Рыжаков, М.В. Примерные программы начального общего образования.- М.:Просвещение,2009.- (Стандарты второго поколения).
2.Лях, В.И., Зданевич, А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов.- М.:Просвещение, 2013.
3.Физическая культура. Входные и итоговые проверочные работы 1-4 классы /Авт.-сост. В.Н. Верхлин, К.А. Воронцов.- М.:ВАКО,2011.-(Контрольно-измерительные материалы)
4.Физическая культура 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В.И., Лях и А.А., Зданевича / Авт.-сост. А.Н.Каинов, Г.И.Курьерова.- 2-е изд.-Волгоград:Учитель, 2011.
Дополнительная литература:
1.Справочник учителя физической культуры/Авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Киселева.- Волгоград: Учитель,2011.
2.Физкультура: тематическое планирование по 2-и 3-часовой программе 1-11 классы / Сост. К.Р.Мамедов.-Волгоград:Учитель, 2011.
3..Л.Садыкова, Е.И.Лебедева «Физическая культура 1-11 класс. Подвижные игры на уроках и во внеурочное время». Волгоград, Учитель, 2008
4.И.С.Бегун, М.А.Грибачева «Методические рекомендации для учителей фк по составлению годового и тематического планирования». М, Центр «Школьная книга», 2007
5.Ю Копылов, Н.Полянская «Физкультурно-оздоровительное занятие в общеобразовательной школе». 5-11 класс. М, Чистые пруды