Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Физическая культура» для 1 класса разработана на основе примерной программы по физической культуре в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию (руководители проекта А.М. Кондаков, Л.П. Кезина. - М.: Просвещение, 2010) и рабочей программы «Физическая культура 1-4 класс» А. П. Матвеев. Москва. «Просвещение»2014 г.
Требования к результатам освоения учебного предмета
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций), которые выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального образования по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
К концу учебного года по разделу «Знания о физической культуре» выпускник 1 класса научится (базовый уровень):
- характеризовать роль и значение уроков физической культуры для укрепления здоровья, развития основных систем организма.
- раскрывать на примерах ( из истории) положительное влияние занятий физической культуры на физическое. Личностное, социальное развитие.
- ориентироваться в понятиях « физическая культура», « режим дня», « личная гигиена».
- соблюдать правила поведения в зале и на улице во время занятий физическими упражнениями.
Выпускник 1 класса получит возможность для формирования (повышенный уровень):
- характеризовать роль и значение режима дня, личной гигиены в сохранении и укреплении здоровья
- вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий.
По разделу « Физическое совершенствование» (Гимнастика) выпускник 1 класса научится:
- выполнять акробатические упражнения ( упоры присев, лежа сзади; сед, сед ноги врозь, полуприсед; группировку, перекаты из седа и из упора присев вперед- назад и вправо- влево в группировке, боком; лазанье по гимнастической стенке вверх-вниз, перелезание вправо-влево; лазанье лицом и спиной к гимнастической стенке; кувырок вперед; стойку на лопатках и « мост»; прыжки через гимнастическую скакалку.
- выполнять организующие строевые команды и приемы: « Равняйсь!», « Смирно!», « Вольно!», « По порядку номеров рассчитайсь!», « Шагом марш!», « Бегом марш!», « Направо!», « Налево!», « Кругом!», « Налево в обход марш!»; рассчитываться на первый- второй; размыкаться в шеренге; ходить « змейкой»; строиться в одну шеренгу и колонну; перестраиваться в две шеренги.
Выпускник 1 класса получит возможность для формирования:
- выполнять эстетически красиво акробатические упражнения
- выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
По разделу « Физическое совершенствование» (Легкая атлетика) у выпускника 1 класса будут сформированы следующие умения и навыки:
-выполнять легкоатлетические упражнения ( бег с высоким подниманием бедра, с захлестом голени, спиной вперед, приставным правым и левым боком; прыжки в длину с места, с поворотами, на одной и на двух ногах, спиной вперед; броски на дальность набивного мяча ( 1 кг), из-за головы двумя руками и одной рукой (правой и левой) теннисного мячика; метание малого мяча в вертикальную цель; различать бег и ходьбу ( у бега всегда есть фаза полета).
Выпускник 1 класса получит возможность для формирования:
- выполнять тестовые нормативы по физической подготовке
- выполнять броски и ловлю мяча в паре; ведение мяча на месте и в движении;
- играть в спортивную игру по упрощенным правилам.
По разделу « Физическое совершенствование» (Лыжная подготовка) у выпускника 1 класса будут сформированы:
- соблюдать правила безопасности при переноски лыж, передвижении на лыжах.
- выполнять команды: « Лыжи на плечо!», « Лыжи под руку!», « Лыжи к ноге!», « На лыжи становись!».
Выпускник 1 класса получит возможность для формирования:
- выполнять передвижения на лыжах ступающим шагом, скользящим шагом с палками и без; поворот переступанием лыж вокруг пяток; спуск со склона в полуприседе; торможение падением и палками.
По разделу « Способы физкультурной деятельности» (Подвижные игры) у выпускника 1 класса будут сформированы:
- организовать и проводить подвижные игры: русские народные игры ( « Горелки», « Волк во рву», «Воробьи- вороны», « Гуси- лебеди», « Два мороза», « День и ночь», « Жмурки», « Колдунчики», « Ловишки», « Ловля обезьян», « Охотники и утки», « Попрыгунчики воробушки» и т.д
- отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами.
Выпускник 1 класса получит возможность для формирования:
- вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника 1 класса будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на участие в спортивной, общественно-значимой жизни школы; внутренняя позиция школьника, освоение роли ученика на уровне положительного отношения к предмету «Физическая культура»;
первоначальные представления о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического);
первичное представление о причинах успеха в овладении предметом;
Выпускник 1 класса получит возможность для формирования:
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД.
У выпускника 1 класса будут сформированы:
определять цель и план выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя;
формировать волевые усилия, выполняя физические упражнения.
Выпускник 1 класса получит возможность для формирования:
Познавательные УУД.
У выпускника 1 класса будут сформированы:
отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию;
сравнивать спортивные действия, находить общее и различие;
отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим формулировать вопросы, находить нужную информацию.
Выпускник 1 класса получит возможность для формирования:
Коммуникативные УУД.
У выпускника 1 класса будут сформированы:
- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
- слушать и понимать речь других;
- сотрудничать в паре, в группе, команде;
- участвовать в подвижных и спортивных играх.
Выпускник 1 класса получит возможность для формирования:
- участвовать в диалоге; слушать и высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- оформлять свои мысли в устной речи;
- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, приятии решения.
Предметные УУД:
У выпускника 1 класса будут сформированы:
- правилам поведения и профилактики травматизма на занятиях физической культуры, правилам безопасности;
- соблюдать личную гигиену, режим дня;
- соотносить результаты выполнения двигательных действий с эталоном – рисунком, образцом, правилом;
- выполнять тестовые задания для определения уровня развития физических качеств – силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.
Выпускник 1 класса получит возможность для формирования:
- выполнять разнообразные способы передвижения ходьбой, бегом и прыжками, скользящим шагом на лыжах, передвигаться по возвышенной опоре, имеющей ограниченную площадь.
- выполнять метание малого мяча на дальность и точность, упражнения в передачах, бросках, ловли и ведении мяча, ударах по мячу;
- выполнять упражнения в висах и упорах на гимнастических снарядах, кувырок из упора присев (вперед), стойку на лопатках;
- выполнять лазанье по гимнастической стенке, по наклонной скамейке в упоре присев и стоя на коленях, подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке;
- выполнять упражнения на освоение навыков равновесия (стойка на носках на одной ноге на полу и гимнастической скамейке, повороты на 90º);
- выполнять строевые упражнения: построение в колонну по одному и в шеренгу, в круг, перестроение по звеньям, повороты и другие строевые команды;
- выполнять упражнения по формированию правильной осанки, развития силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости, комплексы утренней гимнастики, физкультминуток и «подвижных перемен».
Демонстрировать:
физические способности | физические упражнения | мальчики | девочки |
скоростные | бег 30 м, сек | 6,5 | 7,0 |
скоростно-силовые | прыжок в длину с места, см | 110 и более | 100 и более |
силовые | подтягивание - на высокой перекладине для мальчиков, кол-во раз - на низкой перекладине для девочек, кол-во раз | 1 и выше | 4 и выше |
выносливость | Бег 1000 м | Без учёта времени |
| Передвижение на лыжах 1 км | Без учёта времени |
координационные | челночный бег 3х10 м | 11,5 | 12,0 |
гибкость | наклон вперед из положения сидя, см | 1 и более | 3 и более |
В результате освоения предметного содержания дисциплины «Физическая культура» у учащихся повышается уровень физического развития, улучшается состояние здоровья, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Распределение программного материала в учебных часах по учебным четвертям для 1 «г» класса
Разделы программы | I четверть (часы) | II четверть (часы) | III четверть (часы) | IV четверть (часы) | Всего по программе (часы) | Всего по планированию (часы) |
Знания о физической культуре | | 3 | | | 3 | 3 |
Способы двигательной деятельности | 4 | | | 2 | 4 | 6 |
Лёгкая атлетика | 10 | | | 5 | 15 | 15 |
Гимнастика | | 18 | | | 18 | 18 |
Подвижные игры | 9 | | 5 | 15 | 29 | 29 |
Лыжная подготовка | | | 21 | | 21 | 21 |
Тестирование уровня развития физических качеств | 2 | 3 | 2 | 2 | 9 | 9 |
Всего | 25 | 24 | 28 | 24 | 99 | 101 |
Календарно – поурочное планирование по предмету «Физическая культура»
для обучающихся 1 класса
Программа: Предметная линия учебников «Перспектива»; Матвеев. «Физическая культура. Программа 1-4 класс»; 20 г.
Учебник: Матвеев «Физическая культура 1 класс». Москва. «Просвещение»
Количество часов по программе: 99 ч.; по планированию – 101 ч
№ урока | Дата проведения | Наименование раздела программы | Тема урока | Характеристика основной деятельности учащихся |
1 | | Легкая атлетика – 10 часов | Техника безопасности на уроках ф.к. | Руководствоваться правилами выбора одежды и обуви в зависимости от погодных условий Понимать правила техники безопасности Различать виды бега и ходьбы Понимать смысл разминки Усваивать понятия и термины в беге Понимать правила эстафет Взаимодействовать с одноклассниками во время проведения эстафет Анализировать итоги эстафет Различать команды «На старт!», «Внимание!», «Марш!» Демонстрировать выполнение команд Применять правила в беге на короткие дистанции Анализировать свой результат Демонстрировать вариативное выполнение беговых упражнений Понимать значение СБУ Применять правила т.б. при метании мяча. Демонстрировать технику выполнения метательных упражнений Взаимодействовать с одноклассниками при выполнении прыжковых упражнений Составлять комплекс утренней зарядки Понимать значение утренней зарядки на организм человека Анализировать технику прыжка в длину с места Находить грубые ошибки (собственные и у одноклассников) Проявлять дисциплинированность во время выполнения лёгкоатлетических упражнений. |
2 | | Разновидности ходьбы и бега. |
3 | | Эстафеты «Смена сторон», «Вызов номеров» |
4 | | Эстафеты с предметами |
5 | | Развитие быстроты. Бег с высокого старта. |
6 | | Бег 30 м. Развитие быстроты. |
7 | | Эстафеты с предметами. Прыжок в длину с места |
8 | | Эстафеты с предметами. Прыжок в длину с места |
9 | | Специальные беговые упражнения. |
10 | | Метание малого мяча с места |
11 (1) | | Способы двигательной деятельности – 4 ч | Упражнения для мышц шеи и плечевой пояс |
12 (2) | | Упражнения для мышц туловища и ног |
13 (3) | | Самостоятельное проведение комплекса разминки |
14 (4) | | Организация подвижной игры на свежем воздухе |
15-16 (1-2) | | Тестирование уровня развития физ. качеств – 2 ч. | Тестирование уровня развития физических качеств | Различать основные физические качества Приводить примеры из живой и неживой природы |
17 (1) | | Подвижные игры 9 ч | Техника безопасности на уроках подвижных игр. Подвижная игра «Охотники и утки», «День и ночь» | |
18(2) | | Эстафеты с предметами. Подвижная игра «Рыбаки и рыбки» |
19 (3) | | Подвижные игры с мячом «Охотники и утки», «Мяч ловцу» |
20(4) | | Эстафеты с мячами. «Охотники и утки» - подвижная игра. |
21(5) | | Ловля и передача мяча (с волейбольными мячами). Подвижная игра «Передачи в командах», «Мяч об стену» |
22 (6) | | Эстафеты с мячами. |
23 (7) | | Подвижные игры с мячом «Играй, играй, мяч не теряй!», «Мяч водящему» |
24 (8) | | Эстафеты с предметами. Броски мяча в цель. |
25(9) | | Ловля и передачи мяча в парах. |
В 1 четверти – 25 уроков 2 четверть |
261) | | Гимнастика 18 ч | Техника безопасности на уроках гим-ки | Взаимодействовать в парах и группах при выполнении гимнастических и акробатических упражнений. Выявлять ошибки при выполнении гимнастических и акробатических упражнений. Координировать движения в акробатических и гимнастических упражнениях. Описывать состав и содержание акробатических упражнений. Составлять комбинации из числа разученных упражнений Демонстрировать технику правильного выполнения акробатических и гимнастических упражнений. Проявлять качества силы, быстроты и гибкости при выполнении акробатических и гимнастических упражнений. Применять правила техники безопасности при выполнении акробатических и гимнастических упражнений. Проявлять дисциплинированность Объяснять название и назначение спортивных снарядов Осваивать комплексы утренней зарядки Включать проведение УГГ в режим дня Учиться правильно распределять время и соблюдать режим дня Самостоятельно проводить комплексы утренней зарядки Понимать значение утренней гимнастики для укрепления здоровья Оказывать помощь сверстникам в освоении новых гимнастических упражнений Различать строевые команды Точно выполнять строевые приёмы |
27 (2) | | Группировка. Перекаты в группировке, лёжа на животе. Стойка на лопатках. |
28 (3) | | Группировка. Перекаты из упора стоя на коленях. Кувырок вперёд. Стойка на лопатках. |
29(4) | | Группировка. Перекаты в группировке. Кувырок вперёд. Стойка на лопатках. |
30 (5) | | Зачёт «Перекаты в группировке, лёжа на спине. Кувырок вперёд. |
31 (6) | | Лазание по гимнастической стенке; по наклонной скамейке в упоре присев и стоя на коленях. |
32(7) | | Зачёт «Повороты на месте» |
33 (8) | | Освоение навыков равновесия. |
34 (9) | | Освоение навыков равновесия. |
35 (10) | | Зачёт «Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке» |
36 (11) | | Эстафеты с элементами гимнастики |
37 (12) | | Эстафеты с элементами гимнастики |
38 (13) | | Лазание по гимнастической стенке; по наклонной скамейке в упоре присев и стоя на коленях. |
39 (14) | | Подвижные игры и эстафеты с гимнастическими элементами. |
40 (15) | | Комплекс ОРУ без предметов. Упражнения для развития гибкости |
41 (16) | | Комплекс ОРУ с гимнастическим палками. Упражнения для развития гибкости. |
42 (17) | | Комплекс ОРУ со скакалкой. Упражнения для развития гибкости |
43 (18) | | Лазание по гимнастической стенке; по наклонной скамейке в упоре присев и стоя на коленях. |
44– 46 (3– 5) | | Тестирование уровня развития физ. Качеств – 3 ч. | Промежуточное тестирование уровня развития физических качеств. Промежуточный мониторинг | Различать основные физические качества Приводить примеры из живой и неживой природы Анализировать собственные результаты в сравнении с 1 четвертью |
47 (1) | | Основы знаний – 1 ч | Мир движений. Кто как передвигается | |
48 (5) 49 (6) | | Основы знаний - 2 ч | Физические качества человека. «Великолепная пятерка» | |
|
50 (1) | | Лыжная подготовка –21 ч. | Техника безопасности на уроках лыжной подготовки. Повороты переступанием. «Азбука лыжника». | Взаимодействовать в парах и группах при выполнении заданий по лыжной подготовке. Выявлять ошибки при выполнении упражнений лыжной подготовки. Объяснять технику выполнения поворотов, спусков, подъёмов. Координировать движения во время передвижения на лыжах, поворотов, спусков, подъемов и торможения. Проявлять выносливость при передвижении на лыжах. движения на лыжах. Применять правила техники безопасности и правила подбора одежды во время занятий на лыжах. Проявлять дисциплинированность при выполнении заданий по лыжной подготовке. Объяснять назначение понятий и терминов, относящихся к лыжной подготовки Описывать технику передвижения скользящим шагом Осваивать технику передвижения скользящим шагом под руководством учителя и самостоятельно. Выявлять и устранять ошибки Применять передвижения на лыжах для развития координационных способностей и выносливости. Контролировать скорость передвижения на лыжах по самочувствию Использовать бег на лыжах в организации активного отдыха. |
51 (2) | | Ступающий шаг без палок |
52 (3) | | Передвижение ступающим шагом без палок. Повороты переступанием. |
53 (4) | | Повороты переступанием. Скользящий шаг без палок. |
54 (5) | | Зачёт «Повороты переступанием» |
55 (6) | | Игры и эстафеты на лыжах. |
56 (7) | | Зачёт «Скользящий шаг» |
57 (8) | | Подъёмы и спуски под уклон. |
58 (9) | | Подъёмы и спуски под уклон. |
59 (10) | | Игры и эстафеты на лыжах |
60 (11) | | Передвижение на лыжах 1 км. без палок. |
61 (12) | | Скользящий шаг с палками. |
62 (13) | | Передвижение скользящим шагом с палками. |
63 (14) | | Игры и эстафеты на лыжах |
64 (15) | | Передвижение скользящим шагом с палками. |
65 (16) | | Подъёмы и спуски под уклон. |
66 (17) | | Развитие общей выносливости |
67 (18) | | Игры и эстафеты на лыжах |
68 (19) | | Подъёмы и спуски под уклон. |
69 (20) | | Развитие общей выносливости |
70 (21) | | Игры и эстафеты на лыжах |
71 (10) | | Подвижные игры – 5 ч | Подвижные игры с мячом «Охотники и утки», «Мяч ловцу» | Описывать технику прыжка в высоту способом «перешагивание» Демонстрировать технику прыжка в высоту способом «перешагивание». Знать основные правила соревнований при прыжках в высоту. Знать и применять правила техники безопасности при прыжках в высоту. |
72 (11) | | Эстафеты с мячами. |
73 (12) | | Ловля и передача мяча (с волейбольными мячами). Подвижная игра «Передачи в командах», «Мяч об стену» |
74 (13) | | Зачёт «Прыжок в длину с места». Игра «Кузнечики» |
75 (14) | | Эстафеты с предметами |
76 (6) 77 (7) | | Тестирование уровня развития физ. качеств – 2 ч. | Промежуточное тестирование уровня развития физических качеств | Различать основные физические качества Приводить примеры из живой и неживой природы Анализировать собственные результаты в сравнении со 2 четвертью. Сравнивать свои результаты со средними показателями ребёнка 6-7 лет. |
Всего в 3 четверти: 28 ч. 4 четверть |
78 (15) | | Подвижные игры 11 ч | Подвижные игры с мячом «Метко в цель», «Школа мяча» | Понимать и соблюдать правила техники безопасности при проведении подвижных игр Руководствоваться правилами игры Учиться правильному выполнению правил личной гигиены Давать ответы на вопросы к рисункам Анализировать ответы одноклассников Давать оценку своему уровню личной гигиены с помощью тестового задания «проверь себя» Взаимодействовать со сверстниками в процессе игр Использовать действия подвижных игр для развития физических качеств Адекватно оценивать итоги игры Проявлять быстроту и ловкость в подвижных играх Выполнять правильно технические действия в подвижных играх Проявлять дисциплинированность во время игр. Управлять эмоциями во время игры. Использовать изученные игры для активного отдыха Включать упражнения с мячом в различные формы занятий по физической культуре |
79 (16) | | Ловля, передачи мяча. Подвижные игры «Играй, играй, мяч не теряй!», «Мяч водящему» |
80 (17) | | Эстафеты с мячами |
81 (18) | | Ловля и передачи мяча в парах на месте |
82 (19) | | Ведение мяча шагом и бегом. |
83 (20) | | Подвижная игра «Перестрелка» |
84 (21) | | Прыжки с места. Подвижные игры «Прыгающие воробышки», «Кузнечики» |
85 (22) | | Эстафеты с предметами |
86 (23) | | Подвижная игра «Перестрелка» |
87 (24) | | Подвижная игра «Знамя» |
88 (25) | | Подвижная игра «Знамя» |
89 (26) | | Подвижная игра «Пионербол» (4 ч) |
90 (27) | | Подвижная игра «Пионербол» |
91 (28) | | Подвижная игра «Пионербол» |
92 (29) | | Подвижная игра «Пионербол» |
93 (8) | | Тестирование уровня развития физ. качеств – 2 ч. | Итоговый мониторинг. Тестирование уровня развития физических качеств | Различать основные физические качества Приводить примеры из живой и неживой природы Анализировать собственные результаты в сравнении с 3 четвертью. Сравнивать свои результаты со средними показателями ребёнка 6-7 лет. |
94 (9) | | Итоговый мониторинг. Тестирование уровня развития физических качеств |
95 (16) | | Легкая атлетика – 5 ч | Развитие быстроты. Бег с высокого старта. | Руководствоваться правилами выбора одежды и обуви в зависимости от погодных условий Понимать правила техники безопасности Усваивать понятия и термины в беге Понимать правила эстафет Взаимодействовать с одноклассниками во время проведения эстафет Анализировать итоги эстафет Демонстрировать выполнение команд Применять правила в беге на короткие дистанции Анализировать свой результат Демонстрировать вариативное выполнение беговых упражнений Понимать значение СБУ Применять правила т.б. при метании мяча. Демонстрировать технику выполнения метательных упражнений Находить грубые ошибки (собственные и у одноклассников) Проявлять дисциплинированность во время выполнения легкоатлетических упражнений. |
96 (17) | | Бег 30 м. Развитие быстроты. |
97 (18) | | Эстафеты с предметами. |
98 (19) | | Метание мяча в цель |
99 (20) | | Метание мяча в цель |
100 (5) 101 (6) | | Способы двигательной деятельности – 2 ч | Подвижные игры на свежем воздухе – 2 ч | Уметь самостоятельно проводить подвижные игры |
Всего в 4 четверти – 24 часа
За год - 101 час