Управление образования Администрации г.о. Троицк в г. Москве
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
«Рассмотрено» на заседании ШМО Руководитель ШМО ________/Бадрудинов А.С./ Протокол №____ от«___» _________ 20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______/Мацегора С.В./ «___» ________20__г. | «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ № 2 _________/Зюзикова Ю.М./ Приказ № ______ от«___» _________ 20__г. | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету Физическая культура
для 7а
Количество часов: всего 105 часа; в неделю 3 часа
Составитель: Булатов Максим Юрьевич
Первая квалификационная категория
г. Троицк
2016/2017 учебный год
Настоящая рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897; с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г. №1577 (для основной школы)
Учебно-методический комплекс
Программа по предмету – Программа общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания. Автор – В.И. Лях, А.А. Зданевич Москва издательство «Просвещение» 2012 год.
Учебник по предмету – В.И. Лях Физическая культура 5-7 классы. Москва Издательство «Просвещение» 1997 год.
Пособия для учителя:
Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы В.И. Лях, А.А. Зданевич. Издательство «Волгоград» 2012 год.
Содержание учебного предмета, курса (перечень разделов/тем).
1.Спортивные игры.
В 7-х классах продолжается обучение технико-тактическим действиям в спортивных играх. В качестве базовых игр рекомендуется баскетбол и волейбол. Обучение сложной технике игры основывается на приобретенных в начальной школе простейших умений обращаться с мячом. По своему воздействию спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребенка. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных (силовых, выносливости, скоростных) способностей.
2.Гимнастика с элементами акробатики.
Обучение гимнастическим упражнениям, начатое в 1-4 классах, расширяется и углубляется. Более сложными становятся упражнения в построениях и перестроениях, Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (набивными мячами, обручами, скакалками и т.д.), акробатические упражнения, упорные прыжки, упражнения в висах и упорах на различных гимнастических снарядах. Большое разнообразие, возможность строго направленного воздействия делают гимнастические упражнения незаменимым средством и методом развития координационных и кондиционных способностей.
3.Легкоатлетические упражнения.
После основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях, входящих в содержание программы начальной школы, в 7 классе начинается обучение бегу на средние и длинные дистанции, прыжкам в длину и высоту с разбега, метаниям.
Данный материал содействует дальнейшему развитию и совершенствованию, прежде всего кондиционных и координационных способностей. Правильное применение материала по легкой атлетике способствует воспитанию у учащихся морально-волевых качеств, а систематическое проведение занятий на открытом воздухе содействует укреплению здоровья, закаливанию.
4.Лыжная подготовка.
В начале занятий лыжной подготовкой рекомендуется равномерное прохождение дистанции 2-3 км. Затем с увеличением скорости передвижение дистанции сокращается. Повышение скорости планируется постепенно к концу занятий лыжной подготовкой, что обеспечит суммарную нагрузку и подготовит учащихся к сдаче контрольных нормативов.
На каждом занятии необходимо уделять внимание устранению ошибок в технике, возникающих при увеличении скорости передвижения на различных дистанциях.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Знания о физической культуре.
Выпускник научится:
• рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
• характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
• определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
• разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;
• руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
• руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
• характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу Российскому спорту;
• определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Выпускник научится:
• использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
• составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
• классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
• самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
• тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
• взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действия, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Выпускник получит возможность научиться:
• вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
• проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
• проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
• выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
• выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
• выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
• выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
• выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
• выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать их технику умения последовательно чередовать в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);
• выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;
• выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол в условиях учебной и игровой деятельности;
• выполнять основные технические действия и приемы игры в пионербол в условиях учебной и игровой деятельности;
• выполнять основные технические действия и приемы игры в баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
• выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
• преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
• осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 5 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты
Воспитание российской гражданской идентичности; патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
Знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и дорогах.
В области познавательной культуры:
Владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
В области нравственной культуры:
В области трудовой культуры:
Умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок, отдыха;
Умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
Умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности;
Формирование культуры движений, умения передвигаться легко, красиво, непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
В области физической культуры:
-в циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60м из положения высокого старта; в равномерном темпе бегать до 12 минут; после быстрого разбега с 7-9 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 3-5 шагов разбега прыжок в высоту способом « перешагивание»;
- в метаниях на дальность и меткость: метать теннисный мяч с места на дальность с 4-5 шагов разбега, в горизонтальную и вертикальную цели. Бросок набивного мяча – 2кг; ловля набивного мяча – 2кг;
- в гимнастических и акробатических упражнениях: освоение строевых упражнений; выполнять комбинацию мальчики – висы согнувшись и прогнувшись; подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе; девочки – смешанные висы; подтягивание из виса лежа; опорный прыжок через гимнастического козла (козел в ширину, высота 80-100 см); комбинацию движений с одним из предметов (мяч, обруч, большой мяч, гантели); кувырки вперед, назад; стойка на лопатках; лазание по канату, гимнастической лестнице;
- в спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам);
- демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей;
- владеть способами физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений;
- владеть способами спортивной деятельности: бег на выносливость, метание, прыжки в длину или в высоту, бег 60м; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта;
- владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями.
Метапредметные результаты
Развивать мотивы и интересы своей познавательной активности;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
В области познавательной культуры:
В области нравственной культуры:
Бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченную возможность и нарушения в состоянии здоровья;
Проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам;
Ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
В области эстетической культуры:
В области коммуникативной культуры:
В области физической культуры:
Предметные результаты
В основной школе в соответствии с ФГОС основного общего образования результаты изучения предмета «Физическая культура» должны отражать:
Понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств. В активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
Приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма;
Формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
В области познавательной культуры:
В области нравственной культуры:
В области трудовой культуры:
В области эстетической культуры:
В области коммуникативной культуры:
В области физической культуры:
Тематическое планирование для 7 б класса
(с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы)
№ урока | Тема | Кол-во часов | Форма контроля |
Легкая атлетика 14 часов |
1 | Бег с низкого старта | 1 | |
2 | Передача эстафеты | 1 | |
3 | Спринтерский бег | 1 | |
4 | Бег с ускорением до 60 метров. Сдача нормативов ГТО. Зачет | 1 | зачет |
5 | Скоростной бег на результат | 1 | |
6 | Челночный бег 3/10 метров. Сдача нормативов ГТО | 1 | |
7 | Бег в равномерном темпе. | 1 | |
8 | Бег на 2000 метров. Сдача нормативов ГТО. Зачет | 1 | зачет |
9 | Метание теннисного мяча с места. | 1 | |
10 | Метание теннисного мяча с разбега. Сдача нормативов ГТО. Зачет | 1 | зачет |
11 | Метание теннисного мяча в вертикальную цель с места | 1 | |
12 | Метание теннисного мяча в вертикальную цель с разбега. Зачет | 1 | зачет |
13 | Бросок набивного мяча (2кг) от груди | 1 | |
14 | Бросок набивного мяча (2кг) из-за головы | 1 | |
Баскетбол 16 часов |
15 | Ловля мяча с защитником | 1 | |
16 | Передача мяча с защитником | 1 | |
17 | Техника ведения мяча | 1 | |
18 | Освоение ведения мяча с защитником | 1 | |
19 | Техника бросков мяча. Зачет | 1 | зачет |
20 | Броски мяча с сопротивлением | 1 | |
21 | Индивидуальная техника защиты | 1 | |
22 | Перехват мяча. Учебная игра | 1 | |
23 | Освоение тактики игры | 1 | |
24 | Игра по правилам мини-баскетбола. Зачет | 1 | зачет |
25 | Освоение ловли и передачи мяча | 1 | |
26 | Освоение бросков мяча | 1 | |
27 | Совершенствование бросков мяча | 1 | |
28 | Освоение индивидуальной защиты | 1 | |
29 | Броски мяча в движении | 1 | |
30 | Учебная игра | 1 | |
Гимнастика 18 часов |
31 | Освоение строевых упражнений | 1 | |
32 | Общеразвивающие упражнения | 1 | |
33 | На развитие гибкости | 1 | |
34 | Кувырки вперед и назад. Зачет | 1 | зачет |
35 | Лазание по канату | 1 | |
36 | Прыжки со скакалкой. Зачет | 1 | зачет |
37 | Броски набивного мяча | 1 | |
38 | Упражнения на силу и выносливость. Сдача нормативов ГТО | 1 | |
39 | Освоение акробатических упражнений. Сдача нормативов ГТО | 1 | |
40 | Освоение опорных прыжков | 1 | |
41 | Прыжки с гимнастического мостика | 1 | |
42 | Освоение висов и упоров | 1 | |
43 | Развитие координации | 1 | |
44 | Упражнения с гимнастической скамейкой | 1 | |
45 | Гимнастическое упражнение «березка» | 1 | |
46 | Развитие равновесия | 1 | |
47 | Упражнение на гимнастической стенке | 1 | |
48 | Эстафета с элементами гимнастики | 1 | |
Лыжная подготовка 18 часов |
49 | Скользящий шаг с палками | 1 | |
50 | Освоение техники лыжных ходов | 1 | |
51 | Одновременный одношажный ход | 1 | |
52 | Попеременный одношажный ход | 1 | |
53 | Одновременный двухшажный ход | 1 | |
54 | Торможение упором | 1 | |
55 | Эстафеты | 1 | |
56 | Повороты на месте | 1 | |
57 | Скользящий шаг без палок | 1 | |
58 | Повороты переступанием | 1 | |
59 | Дистанция 1500 метров. Зачет | 1 | зачет |
60 | Одновременный бесшажный ход | 1 | |
61 | Попеременный двухшажный ход | 1 | |
62 | Полуконьковый ход | 1 | |
63 | Подъем лесенкой | 1 | |
64 | Подъем ёлочкой | 1 | |
65 | Передвижение на лыжах до 3 км. Сдача нормативов ГТО. Зачет | 1 | зачет |
66 | Торможение плугом | 1 | |
Волейбол 18 часов |
67 | Овладение техникой передвижений | 1 | |
68 | Перемещение приставными шагами | 1 | |
69 | Освоение приема мяча | 1 | |
70 | Передача мяча сверху 2 руками | 1 | |
71 | Передача мяча через сетку. Зачет | 1 | зачет |
72 | Передача мяча над собой | 1 | |
73 | Передача мяча над собой во встречных колоннах. | 1 | |
74 | Развитие координационных способностей | 1 | |
75 | Бег с изменением направления | 1 | |
76 | Техника приема мяча | 1 | |
77 | Игра по упрощенным правилам мини-волейбола | 1 | |
78 | Упражнение на быстроту реакции | 1 | |
79 | Упражнение на точность | 1 | |
80 | Игровые упражнения | 1 | |
81 | Нижняя прямая подача мяча. Зачет | 1 | зачет |
82 | Нижняя прямая подача через сетку | 1 | |
83 | Нижняя прямая подача в заднюю часть площадки. | 1 | |
84 | Учебная игра. Зачет | 1 | зачет |
Легкая атлетика 14 часов |
89 | Бег с преодоление препятствий. | 1 | |
90 | Бег с преодоление препятствий на время | 1 | |
91 | Челночный бег. Зачет | 1 | зачет |
92 | Челночный бег с препятствиями | 1 | |
93 | Бег с препятствиями на 30 метров | 1 | |
94 | Бег с препятствиями на 60 метров | 1 | |
95 | Эстафеты, старты из различных исходных положений | 1 | |
96 | Эстафеты, старты из различных исходных положений с использованием инвентаря | 1 | |
97 | Кросс 10 минут. Зачет | 1 | зачет |
98 | Кросс 15 минут. | 1 | |
99 | Метание различных снарядов из различных исходных положений в цель | 1 | |
100 | Метание различных снарядов из различных исходных положений на дальность | 1 | |
101 | Толчки и броски набивных мячей весом 2 кг | 1 | |
102 | Толчки и броски набивных мячей весом 3 кг | 1 | |
103-105 | Резерв | 3 | |