Паспорт
рабочей программы по физической культуре 5 класс
Тип программы основного общего образования.
Статус программы: рабочая программа учебного предмета «Физическая культура»
для 5 класса
Назначение программы:
-для обучающихся рабочая программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
-для педагогических работников МБОУ «Гимназия №11» программа определяет приоритеты в содержании основного общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
-для администрации МБОУ «Гимназия №11» программа является основанием для определения качества реализации общего основного образования.
Категория обучающихся: учащиеся 5 класса МБОУ «Гимназия №11»
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 105 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 3 часа в неделю
Формы контроля: фронтальный, текущий контроль
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса предмета Физическая культура» для 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов:
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от «17» декабря 2010 г. № 1897
- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназ --авторской программы А.П.Матвеева «Физическая культура 5-9 классы» (издательство «Просвещение», Москва 2012 г.) ;
-Положение о рабочей программе МБОУ «Гимназия №11»
Рабочая программа рассчитана на 105 часов и реализуется в течение 35 учебных недель (3 часа в неделю), что соответствует авторской.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Рабочая программа направлена на достижение тех целей и задач, которые предусматривает и авторская, при создании программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для самовоспитания, саморазвития и самореализации.
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов:
- Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом №1089 Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2010 года;
- основной образовательной программы МБОУ «Гимназия 11»;
- авторской программы «Физическая культура» для 5-9 класс. Общеобразовательных учреждений ( А. П. Матвеев), издательство «Просвещение», 2012 год;
- методических рекомендаций «Уроки физической культуры» (А.П. Матвеев), издательство «Просвещение», 2014 г.;
- положения о рабочей программе МБОУ «Гимназия №11»;
Часы из разделов программного материала «Знания о физической культуре», «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» и «Физкультурно-оздоровительная деятельность» включены в раздел «Физическое совершенствование».
В 5 классах авторская программа составлена на 108 часов, поэтому идет совмещение 3-х часов.
«Учитель имеет право изменять очерёдность тем,…он может на одном уроке спланировать несколько учебных тем, объединив их содержанием решаемых задач» - стр.36. А.П.Матвеев (Методические рекомендации «Уроки физической культуры»).
Цель школьного образования по физической культуре является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
В рамках реализации этой цели образовательный процесс по физической культуре в основной школе ориентируется на решение следующих задачи:
- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
- обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая программа в своем предметном содержании направлена на:
- реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
- соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ
При реализации рабочей программы используются следующие педагогические технологии обучения
Ведущим в ФГОС является системно - деятельностный подход для реализации рабочей программы применяются следующие формы, методы и технологии:
- Технология дифференцированного физкультурного образования,
- Информационно-коммуникативные технологии
- Игровые технологии,
- Коллективный способ обучения
Используемые методы обучения:
- практический метод,
- соревновательный метод,
- игровой метод,
Дети учатся, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой, индивидуальной и самостоятельной работы
Контроль и оценивание осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Гимназия №11» и Положением о нормах оценки знаний, умений и навыков обучающихся по учебным предметам в МБОУ «Гимназия №11» (см. Приложение 1). Мониторинг метапредметных результатов обучения осуществляется в соответствии с ООП ООО МБОУ «Гимназия №11».
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УМК
Выбранный учебно-методический комплекс автором, которого являются А.П.Матвеев, рекомендован Министерством образования Российской Федерации, соответствует требованиям ФГОС. Структура учебника соответствует авторской программе.
Составляющие УМК
|
Название
|
Автор
|
Год издания
|
Издательство
|
Учебник
|
«Физическая культура 5 класс»
|
А.П.Матвеев
|
2012
|
М.:Просвещение
|
Рабочая программа 5 -9 класс
|
Физическая культура предметная линия учебников А.П. Матвеева
|
А.П. Матвеев
|
2012
|
М.: Просвещение
|
Методические рекомендации.5-7 классы/
|
Уроки физической культуры.
|
А.П.Матвеев.
|
2014
|
М.:Просвещение
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
|
Наименование разделов, тем
|
Количество
часов
|
1
|
Знания о физической культуре
|
4
|
2
|
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
|
6
|
3
|
Физическое совершенствование
|
95
|
3.1
|
Физкультурно – оздоровительная деятельность
|
14
|
3.2
|
Гимнастика с основами акробатики
|
11
|
3.3
|
Легкая атлетика
|
14
|
3.4
|
Лыжные гонки
|
13
|
3.5
|
Спортивные игры
|
|
3.5.1.
|
Баскетбол
|
16
|
3.5.2.
|
Волейбол
|
16
|
3.5.3.
|
Футбол
|
11
|
|
|
|
|
Всего часов
|
105
|