Рабочая программа по физической культуре Основное общее образование 5 класс Количество часов: 102 Учитель: Чернявская Инна Сергеевна Программа разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 класс», автор - В.И. Лях и А.А. Зданевич; Издательство М.; «Просвещение», 2016 г. 2017 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
к тематическому планированию по физической культуре
для учащихся 5 классов
Естественные основы
Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников.
Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры.
Социально-психологические основы
Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной при травмах и ушибах.
Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу.
Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма.
Культурно-исторические основы
Основы истории возникновения и развития олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта.
Приёмы закаливания
Воздушные ванны (тёплые, безразличные, прохладные, холодные, очень холодные). Солнечные ванны (правила, дозировка).
Волейбол
Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по волейболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Баскетбол
Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Гимнастика
Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений.
Лёгкая атлетика
Терминологоя лёгкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по лёгкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
Кроссовая подготовка
Правила и организация проведения соревнований по кроссу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе.
Плавание.
Техника движений рук, ног при плавании способом кроль на груди, кроль на спине, брасс. Согласование работы рук, ног с дыханием при плавании кролем на груди, кролем на спине, брасс. Плавание кролем на груди, кролем на спине, брассом 25 метров на результат.
Игры на воде. Знания о физической культуре: названия плавательных упражнений, способов плавания и предметов обучения, влияние плавания на состояние здоровья, правила гигиены и техники безопасности.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Ожидаемые результаты реализации рабочей программы образовательного курса:
повышение мотивации к здоровому образу жизни;
снижение заболеваемости среди детей;
представление о разнообразном мире движений;
систематичность и регулярность к занятиям физическими упражнениями;
интерес к игровой деятельности;
улучшение показателей физического развития и физической подготовленности.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения предмета «Физическая культура» выпускник основной школы должен:
знать/понимать
— роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;
— основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
— способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;
уметь
— составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
— выполнять гимнастические, акробатические, легкоатлетические упражнения (комбинации), технические действия в спортивных играх;
— выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, комплексы адаптивной физической культуры с учетом индивидуальной физической подготовленности и медицинских показаний;
— осуществлять наблюдение за своим физическим развитием и физической подготовленностью, за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;
— соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;
— осуществлять судейство школьных соревнований по одному из программных видов спорта;
демонстрировать и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
— проведения самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
— включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
Оценка знаний по физкультуре.
В пределах доступного дети должны знать терминологию, правила игр, способы выполнения упражнений, уметь объяснить это своими словами. Должны уметь выполнять упражнения, предусмотренные программой и пройденные на уроках. Учащиеся должны не только знать правила и содержание игры, но и уметь играть, умело использовать в играх изученные упражнения, согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Необходимо, чтобы каждый учащийся в течении четверти получил пять - шесть оценок. При оценке успеваемости принимаются во внимание индивидуальные особенности детей: принадлежность к разным медицинским группам, уровень физического развития, последствия заболеваний и др.
Оценка умений и навыков выставляется за качество выполнения упражнений. Кроме того, следует учитывать количественный показатель учащихся при выполнении учебных нормативов по бегу, прыжкам, метаниям, лыжной подготовке и т.д. Успеваемость учащихся по физической культуре оценивается по общепринятой в школе пятибалльной системе. Для всех видов физических упражнений , в том числе и игр, может быть . использован следующий критерий оценок:
Оценка ”5” - упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, без напряжения, уверенно; в играх учащийся показал знание правил игры, умение пользоваться изученными упражнениями для быстрейшего достижения индивидуальных и коллективных целей в игре.
Оценка ”4” - упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, но с некоторым напряжением, недостаточно уверенно, в играх учащийся показал знание правил игры, но недостаточно уверенно умеет пользоваться изученными движениями для быстрейшего достижения результатов в игре.
Оценка ”3” - упражнение выполнено правильно, но недостаточно точно, с большим напряжением, допущены незначительные ошибки; в играх учащийся показал знание лишь основных правил, но не всегда умеет пользоваться изученными движениями.
Оценка ”2” - упражнение выполнено неправильно, с грубыми ошибками; в играх учащийся показал слабое знание правил, неумение пользоваться изученными упражнениями.
Оценка ”1” - упражнение не выполнено; в играх учащийся показал незнание
правил и неумение играть.
Оценка успеваемости за четверть выставляется на основании данных текущего учета. При этом не допускается суммирование всех оценок и определение среднеарифметического показателя. Все оценки, поставленные учащимся в порядке индивидуального и фронтального опроса, имеют влияние на итоговую оценку за четверть. Однако преимущественное значение следует придавать выполнению основных упражнений, изучаемых в течение четверти, а не общим показателям физического развития.
Оценка за год выставляется на основании четвертных оценок в соответствии с общепедагогическими требованиями.
ПРОВЕДЕНИЕ ЗАЧЕТНО-ТЕСТОВЫХ УРОКОВ
КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ: проверка нормативов проводится в течении учебного года с целью контроля уровня физической подготовленности учащихся на разных этапах обучения.
Контрольные упражнения | ПОКАЗАТЕЛИ |
Учащиеся | Мальчики | Девочки |
Оценка | “5” | “4” | “3” | “5” | “4” | “3” |
Челночный бег 4x9 м, сек | 10,2 | 10,7 | 11,3 | 10,5 | 11,0 | 11,7 |
Бег 30 м, секунд | 5,7 | 6,0 | 6,5 | 5,9 | 6,2 | 6,6 |
Бег 1000м, мин | 4,30 | 5,00 | 5,30 | 5,00 | 5,30- | 6,00 |
Бег 60 м, секунд | 10,2 | 10,5 | 11,3 | 10,3 | 11,0 | 11,5 |
Бег 2000 м, мин | Без учета времени | |
Прыжки в длину с места | 170 | 155 | 135 | 160 | 150 | 130 |
Подтягивание на высокой перекладине | 6 | 4 | 2 | | | |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа | 17 | 12 | 7 | 12 | 8 | 3 |
Наклоны вперед из положения сидя, см | 9 | 5 | 3 | 12 | 9 | 6 |
Подъем туловища за 1 мин. из положения лежа | 35 | 30 | 20 | 30 | 20 | 15 |
Многоскоки, 8 прыжков, м | 9 | 7 | 5 | | | |
Прыжок на скакалке, 15 сек, раз | 34 | 32 | 30 | 38 | 36 | 34 |
Плавание (без учета времени) | 50м | 25м | 12м | 25м | 20м | 12м |
Метание Малого мяча | 34 | 29 | 23 | 21 | 17 | 14 |
Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» | 3,40 | 3,00 | 2,60 | 3,00 | 2,60 | 2,20 |
Рабочий план разработан на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2016).
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 05 мая 2014 года) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившего в силу с 06 мая 2014 года);
Указ Президента Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312;
Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 года № 544 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06 декабря 2013 года № 30550);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 (ред. от 25 декабря 2013 года) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03 марта 2011 года № 19993);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 сентября 2010 № 966/1009 «Об утверждении Порядка проведения Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» и Порядка проведения Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2013 г. № 540 «Об утверждении положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне»;
Календарно-тематический план 5 класс
№ урока | Дата проведения | Тема урока |
Кроссовая подготовка с элементами легкой атлетики 17 часов |
1 | 4.09.17 | Освоение с водой. |
2 | 5.09.17 | Техника безопасности на уроках физкультуры |
3 | 7.09.17 | Низкий старт до 10-15м |
4 | 11.09.17 | Обучение плаванию способом кроль на спине. |
5 | 12.09.17 | Низкий старт до 10-15м |
6 | 14.09.17 | Бег с ускорением 50-60м |
7 | 18.09.17 | Обучение плаванию способом кроль на спине. |
8 | 19.09.17 | Метание малого мяча с шага |
9 | 21.09.17 | Метание малого мяча с шага |
10 | 25.09.17 | Показ способа плавания кроль на спине. |
11 | 26.09.17 | Метание малого мяча из положения скрестного шага |
12 | 28.09.17 | Метание малого мяча из положения скрестного шага |
13 | 2.10.17 | Скольжение на спине без работы ног |
14 | 3.10.17 | Метание малого мяча в горизонтальную цель |
15 | 5.10.17 | Метание малого мяча в горизонтальную цель |
16 | 9.10.17 | Скольжение на спине без работы ног |
17 | 10.10.17 | Бег на 1000 м |
18 | 12.10.17 | Прыжки в длину с места |
19 | 16.10.17 | Работа ног способом кроль на спине |
20 | 17.10.17 | Прыжки в длину с места |
21 | 19.10.17 | Прыжок в высоту с разбега |
22 | 23.10.17 | Работа ног способом кроль на спине |
23 | 24.10.17 | Разбег в прыжках в высоту способом перешагивания |
24 | 26.10.17 | Отталкивание в прыжках в высоту способом перешагивания |
25 | 7.11.17 | Прыжки в высоту способом перешагивания |
26 | 9.11.17 | Прыжки в высоту способом перешагивания |
Гимнастика с элементами акробатики 12 часов |
27 | 13.11.17 | Техника работы ног. |
28 | 14.11.17 | Строевые упражнения |
29 | 16.11.17 | Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре |
30 | 20.11.17 | Согласование работы ног с дыханием. |
31 | 21.11.17 | Строевые упражнения |
32 | 23.11.17 | Подтягивание в висе |
33 | 27.11.17 | Согласование работы ног с дыханием. |
34 | 28.11.17 | Перестроение из колонны по два в колонну по одному разведением |
35 | 30.11.17 | Перестроение из колонны по два в колонну по одному разведением |
36 | 4.12.17 | Скольжение на спине с работой ног |
37 | 5.12.17 | Перестроение разведением и слиянием |
38 | 7.12.17 | Вскок в упор присев. Соскок прогнувшись |
39 | 11.12.17 | Скольжение на спине с работой ног |
40 | 12.12.17 | Кувырок вперёд и назад |
41 | 14.12.17 | Строевой шаг. Кувырок вперёд |
42 | 18.12.17 | Совершенствование работы ног в согласовании с дыханием |
43 | 19.12.17 | Стойка на лопатках. |
44 | 21.12.17 | Кувырок вперёд и назад. |
Волейбол 16 часов |
45 | 25.12.17 | Совершенствование работы ног в согласовании с дыханием |
46 | 26.12.17 | Стойка и передвижение игрока |
47 | 28.12.17 | Правила техники безопасности при игре в волейбол. |
48 | 11.01.18 | Стойка и передвижение игрока |
49 | 15.01.18 | Плавание на спине с работой ног с доской, при помощи ног |
50 | 16.01.18 | Перемещение в стойке |
51 | 18.01.18 | Перемещение в стойке приставными шагами |
52 | 22.01.18 | Плавание на спине с работой ног с доской, при помощи ног |
53 | 23.01.18 | Верхняя передача мяча |
54 | 25.01.18 | Верхняя передача мяча |
55 | 29.01.18 | Работа рук кролем на спине. |
56 | 30.01.18 | Игра в пионербол двумя мячами. |
57 | 1.02.18 | Развитие выносливости и ловкости. |
58 | 5.02.18 | Работа рук кролем на спине. |
59 | 6.02.18 | Развитие прыгучести и быстроты |
60 | 8.02.18 | Развитие скоростных качеств в волейболе |
61 | 12.02.18 | Техника работы рук |
62 | 13.02.18 | Перемещение в стойке приставными шагами, спиной и т.д. |
63 | 15.02.18 | Нижний прием мяча |
64 | 19.02.18 | Техника работы рук |
65 | 20.02.18 | Нижний прием мяча |
66 | 22.02.18 | Верхняя передача мяча |
67 | 26.02.18 | Работа рук кролем на спине. Техника работы рук |
68 | 27.02.18 | Верхняя передача мяча |
Баскетбол 11 часов |
69 | 1.03.18 | Правила ТБ при игре в баскетбол |
70 | 5.03.18 | Работа рук кролем на спине. Техника работы рук |
71 | 6.03.18 | Стойка и передвижения игрока |
72 | 12.03.18 | Согласование работы рук и ног в плавании кролем на спине |
73 | 13.03.18 | Ведение мяча в движении шагом |
74 | 15.03.18 | Ведение мяча на месте |
75 | 19.03.18 | Согласование работы рук и ног в плавании кролем на спине |
76 | 20.03.18 | Ведение мяча с изменением скорости |
77 | 22.03.18 | Ведение мяча с изменением скорости |
78 | 2.04.18 | Обучение стартовым положениям. |
79 | 3.04.18 | Бросок двумя руками снизу в движении |
80 | 5.04.18 | Ведение мяча с изменением скорости и высоты отскока |
81 | 9.04.18 | Обучение стартовым положениям. |
82 | 10.04.18 | Ведение мяча с изменением скорости и высоты отскока |
83 | 12.04.18 | Вырывание и выбивание мяча |
84 | 16.04.18 | Прыжки с бортика. |
85 | 17.04.18 | Бросок одной рукой от плеча на месте |
Легкая атлетика 12часов |
86 | 19.04.18 | Низкий старт до 10-15м |
87 | 23.04.18 | Прыжки с бортика. |
88 | 24.04.18 | Низкий старт до 10-15м |
89 | 26.04.18 | Влияние легкоатлетических упражнений на различные системы организма |
90 | 28.04.18 | Игры на воде. |
91 | 3.05.18 | Бег 60 м с низкого старта. |
92 | 7.05.18 | Игры на воде. |
93 | 8.05.18 | Метание малого мяча с шага |
94 | 10.05.18 | Метание малого мяча с шага |
95 | 14.05.18 | Эстафеты на воде. |
96 | 15.05.18 | Метание малого мяча с шагаспособом «из-за спины через плечо» |
97 | 17.05.18 | Метание малого мяча с шага способом «из-за спины через плечо» |
98 | 21.05.18 | Заплыв на 50 метров без учёта времени |
99 | 22.05.18 | Метание мяча на дальность с разбега |
100 | 24.05.18 | Метание малого мяча в горизонтальную цель |
101 | 28.05.18 | Эстафеты на воде. |
102 | 29.05.18 | Приземление в прыжках в длину |
3 часа резервных |
Список рекомендуемой учебно-методической литературы 1. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов/Лях В.И., Зданевич А.А., 2010г. 2.Физическая культура, учебник, 5-7 классы/ Зданевич А.А., Лях В.И.- Москва.- Просвещение.- 2007 3.Физическая культура, учебник, 5-7 классы/ Зданевич А.А., Лях В.И.- Москва.- Просвещение.- 2007 3.Журнал «Физическая культура в школе» 2010 г. 4. Настольная книга для учителя физической культуры. 2010г.