СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике. 10 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематический план по физике для 10-х классов. 3 часа в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике. 10 класс»

Пояснительная записка.

Рабочая программа по физике в 10-м классе на 2015-2016 учебный год составлена на основе «Программы по учебным предметам. Физика. 10-11 классы», «Просвещение», 2010 г; на основе рабочих программ по физике. 7 – 11 классы / Авт.-сост. В.А.Попова – М. : Планета, 2011

Для реализации программы используется учебник: Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский Физика – 10, М.: Просвещение, 2011 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Задачи учебного предмета

Содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:

  • формирования основ научного мировоззрения

  • развития интеллектуальных способностей учащихся

  • развитие познавательных интересов школьников в процессе изучения физики

  • знакомство с методами научного познания окружающего мира

  • постановка проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению

  • вооружение школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире

Курс физики в программе структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

Особенностью предмета физики в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Цели изучения физики

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом (расширенном) уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.


Требования к результатам освоения дисциплины

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • сформированность ценностей образования, личностной значимости физического знания независимо от профессиональной деятельности, научных знаний и методов познания, творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к научной деятельности людей, понимания физики как элемента общечеловеческой культуры в историческом контексте.

  • мотивация образовательной деятельности учащихся как основы саморазвития и совершенствования личности на основе герменевтического, личностно-ориентированного, феноменологического и эколого-эмпатийного подхода.

Метапредметными результатами в основной школе являются универсальные учебные действия (далее УУД). К ним относятся:

1) личностные; 

2) регулятивные, включающие  также  действия саморегуляции;

3) познавательные,   включающие логические, знаково-символические;

4) коммуникативные.

  • Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, приводит к становлению ценностной структуры сознания личности.

  • Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

  • Познавательные УУД включают общеучебные, логические, знаково-символические УД.

Общеучебные УУД включают:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Логические УУД направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем – индуктивной или дедуктивной).

Знаково-символические УУД, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделение существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.

  • Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.


Предметными результатами обучения физике в полной средней школе являются:

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная.

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд.

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта.

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

Уметь:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект.

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления.

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров.

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.


Содержание разделов дисциплины

10 класс.

№ раздела

Наименование
раздела

Содержание раздела

Форма текущего
контроля

1

2

3

4

1

Введение

Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Классическая механика Ньютона. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

устный опрос; письменные задания; составление структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; домашнее задание.



2


Механика


Кинематика

Механическое движение и его виды. Движение точки и тела. Положение точки в пространстве. Способы описания движения. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Уравнение прямолинейного равномерного движения. Мгновенная скорость. Сложение скоростей. Ускорение. Единицы ускорения. Скорость при движении с постоянным ускорением. Движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение м постоянным ускорением свободного падения. Равномерное движение точки по окружности. Движение тел. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.

Динамика.

Основное утверждение механики. Материальная точка. 1 закон Ньютона. Сила. Связь между ускорением и силой. 2 закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. Единицы массы и силы. Понятие о системе единиц. Принцип относительности Галилея. Инерциальные системы отсчета. Силы в природе. Всемирное тяготение. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Силы тяжести. Вес. Невесомость. Деформация и силы упругости. Закон Гука. Силы трения между соприкасающимися поверхностями. Роль силы трения. Силы сопротивления при

движении твердых тел в жидкостях и газах.

Законы сохранения в механике.

Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства. Работа силы. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия и ее изменение. Работа силы тяжести. Работа силы упругости. Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике. Уменьшение механической энергии системы под действием сил трения.

Статика.

Равновесие тел. Первое условие равновесия твердого тела. Второе условие равновесия твердого тела.

устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание, зачет.

3

Молекулярная физика. Тепловые явления.

Тепловые явления. Молекулярно-кинетическая теория. Основные положения МКТ. Размеры молекул. Масса молекул. Количество вещества. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный газ в МКТ. Среднее значение квадрата скорости молекул. Основное уравнение МКТ газов. Температура и тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Измерение скоростей молекул газа. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Влажность воздуха. Кристаллические тела. Аморфные тела.

устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание.

4

Термодинамика

Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. Необратимость процессов в природе. Статистический характер процессов в термодинамике. Принцип действия тепловых двигателей. Коэффициент полезного действия. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.


устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание, зачет.

5

Электродинамика

Элементарный электрический заряд и элементарные частицы. Заряженные тела. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Основной закон электростатики – закон Кулона. Единица электрического заряда. Взаимодействие и действие на расстоянии. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Силовые линии электрического поля. Напряженность поля заряженного шара. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электростатическом поле. Два вида диэлектриков. Поляризация диэлектриков. Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электрическом поле. Связь между напряженностью электростатического поля и разностью потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов.

устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание, зачет.

6

Законы постоянного тока

Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание, зачет.

7

Электрический ток в различных средах

Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. Электрический ток в полупроводниках. Электрическая проводимость полупроводников при наличии примесей. Электрический ток через р-п переход. Транзистор. Электрический ток в вакууме. Электронные пучки. Электронно-лучевая трубка. Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза. Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Плазма.


Критерии и нормы оценок:

Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и  трех   недочётов,  при   наличии 4   - 5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка   «3»   ставится,   если работа выполнена   не   полностью,   но  объем выполненной части таков,   позволяет  получить   правильные  результаты   и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка   «2»   ставится,   если   работа   выполнена   не   полностью   и   объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.


Критерии оценивания расчетной задачи.


Качество решения

Оценка

Правильное решение задачи:

5

получен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в «общем» виде – в «буквенных» обозначениях;

отсутствует численный ответ, или арифметическая ошибка при его получении, или неверная запись размерности полученной величины;

задача решена по действиям, без получения общей формулы вычисляемой величины.

4

Записаны ВСЕ необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не справился с математическими трудностями)

Записаны отдельные уравнения в общем виде, необходимые для решения задачи.

3

Грубые ошибки в исходных уравнениях.

2


Перечень ошибок.

Грубые ошибки.

Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения.

Неумение выделить в ответе главное.

Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенных в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов.

Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

Неумение определить показание измерительного прибора.

Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки.

Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений.

Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

Нерациональный выбор хода решения.


Недочеты.

Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач.

Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. Орфографические и пунктуационные ошибки.


ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

Название

Основное содержание

1

Лабораторная работа №1 «Изучение движения тел по окружности под действием сил тяжести и упругости».

Цель работы: определение центростремительного ускорения шарика при его равномерном движении по окружности

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, измерительная лента, циркуль, динамометр, весы с разновесами, шарик на нити, лист бумаги, линейка

Порядок выполнения работы.

  1. Определить массу шарика на весах с точностью до 1 г.

  2. Вычертить на листе бумаги окружность, радиус которой около 20 см. Измерить радиус с точностью до 1 см.

  3. Штатив с маятником расположить так, чтобы продолжение нити проходило через центр окружности.

  4. Взяв нить пальцами у точки подвеса, вращать маятник так, чтобы шарик описывал такую же окружность, как начерченная на бумаге.

  5. Отсчитать время, за которое маятник совершает 20 – 30 оборотов.

  6. Определить высоту конического маятника. Для этого измерить расстояние по вертикали от центра шарика до точки подвеса (считатьh ≈ l).

  7. Найти модуль центростремительного ускорения по формулам:

aп= 4π2 T2 Rи aп = gRh

  1. Результаты измерений занести в таблицу:

2

Лабораторная работа № 2 «Изучение закона сохранения механической энергии».

Цель работы: сравнить изменения потенциальной анергии груза и потенциальной энергии пружины.

Оборудование: штатив с муфтой и зажимом, динамометр с фиксатором, груз, прочная нить, измерительная лента или линейка с миллиметровыми делениями.

Указание к работе.

1. Соберите установку, изображенную на рисунке.

2. Привяжите груз на нити к крючку динамометра (длина нити 12 — 15 см). Закрепите динамометр в зажиме штатива на та­кой высоте, чтобы груз, поднятый до крючка, при падении не до­ставал до стола.

3. Приподняв груз так, чтобы нить провисала, установите фик­сатор на стержне динамометра вблизи ограничительной скобы.

4. Поднимите груз почти до крючка динамометра и измерьте высотуh1, груза над столом (удобно измерять высоту, на которой находится нижняя грань груза).

5. Отпустите груз без толчка. Падая, груз растянет пружину, и фиксатор переместится по стержню вверх. Затем, растянув ру­кой пружину так, чтобы фиксатор оказался у ограничительной скобы, измерьте F, х и h2.

6. Вычислите:

а) вес груза Р = mg;

б) увеличение потенциальной энергии пружины Епр = Fx/2;

в) уменьшение потенциальной энергии груза |ΔEгр| = P(h1 - h2).

7. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу. Ниже приведены первые две строки этой таблицы.

3

Лабораторная работа № 3 «Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака»

Цель: экспериментально проверить закон Гей-Люссака

Оборудование: стеклянная трубка, запаянная с одного конца, длиной 600 мм и диаметром 8—10 мм; цилиндрический сосуд высотой 600 мм и диамет­ром 40—50 мм, наполненный горячей водой (t ~ 60 °С); стакан с водой комнатной температуры; пластилин, термометр, линейка.

Проведение эксперимента, обработка результатов

1. Измерьте длину l1 стеклянной трубки и температуру воды в цилиндрическом сосуде.

2. Приведите воздух в трубке во второе состояние так, как об этом рассказано выше. Измерьте длину 12 воздушного столба в трубке и температуру окружающего воздуха Т2.

3. Вычислите отношения l1/l2 и T1/T2, относительные (ε1 и ε2) и абсолютные (Δ1 и Δ2) погрешности измерений этих отношений по формулам

4. Сравните отношения l1/l2 и T1/T2.

5. Сделайте вывод о справедливости закона Гей-Люссака.

4

Лабораторная работа № 4 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»

Цель работы: проверить справедливость законов электрического тока для последовательного и параллельного соединения проводников.

Оборудование: источник тока, два проволочных резистора, амперметр, вольтметр, реостат.

  1. Ход работы:

  2. Проведите расчеты по результатам эксперимента.

  3. На основании проведенных опытов, сделайте вывод о том, выполняются ли законы электрического тока для последовательного и параллельного соединений проводников.

5

Лабораторная работа № 5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

ЦЕЛЬ: научиться измерять ЭДС источника тока и косвенными измерениями определять его внутреннее сопротивление

Оборудование: амперметр, вольтметр, ключ, провода, реостат, источник тока.

Ход работы:

1. Измерьте ЭДС источника тока.

2. Снимите показания амперметра и вольтметра при замкнутом ключе и вычислите rпр. Вычислите абсолют­ную и относительную погрешности измерения ЭДС и вну­треннего сопротивления источника тока, используя дан­ные о классе точности приборов.

3. Запишите результаты измерений ЭДС и внутренне­го сопротивления источника тока:



Программно-методическое обеспечение

  1. «Программы по учебным предметам. Физика. 10-11 классы», «Просвещение», 2010 г; на основе рабочих программ по физике. 7 – 11 классы / Авт.-сост. В.А.Попова – М. : Планета, 2011

  2. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика : Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений: 11-е изд. - М.; Просвещение, 2011

  3. Рымкевич А.П. Задачник. Физика. 10 11 классы : 7-е изд. - М.; Дрофа, 2005

  4. Сборник задач по физике 10-11 классы: Сост. Степанова Г.Н. 10-е изд. - М.; Просвещение, 2004

  5. Волков В.А. Поурочные разработки по физике 10 класс. Универсальное издание. – М.: ВАКО, 2006

  6. Шевцов В.А. Решение задач по физике для учащихся 10-х классов. – Волгоград: Интеллектсервис, 1997

  7. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. Дидактические материалы. 10 класс .-М. :Дрофа, 2011

  8. Физика. Тесты. 10-11 классы: учебно-методическое пособие / Н.К.Гладышева, И.И.Нурминский, А.И.Нурминский и др. – 2-е издании, - М.: Дрофа, 2005

  9. Гольфарб Н.И. Физика. Задачник. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2005

  10. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики Кирилла и Мефодия. 10 класс. ООО «Кирилл и Мефодий», 2005

  11. Электронное учебное издание. Лабораторные работы по физике. 10 класс., Дрофа, 2006



Литература для учащихся

  • Физика: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни/ Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский; под редакцией В.И.Николаева, Н.А. Парфентьевой, М.: Просвещение, 2011 г.

  • Рымкевич А.П. Задачник. Физика. 10 11 классы : 7-е изд. - М.; Дрофа, 2005

  • Сборник задач по физике 10-11 классы: Сост. Степанова Г.Н. 10-е изд. - М.; Просвещение, 2004






















Календарно - тематическое планирование уроков по физике в 10 классе 102 часа – 3 часа в неделю


п/п

Тема урока.


Тип урока

Вид контроля

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Дата

Примечание

Понятия

Предметные

результаты

УУД

Личностные результаты

План

Факт


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11


Введение.




1/1

Техника безопасности в кабинете физики. Физика и познание мира

Повторение.

Опрос

Границы применения законов, физическая модель, способы изучения физических явлений

давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез

понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения

положительное отношение к труду, целеустремленность

2.09



Тема 1. Механика (33 часа)

Кинематика (11 часов)

2/1

Механическое движение, виды движений, его характеристики.

Изучение нового материала.

Беседа

Механическое движение, траектория, путь, перемещение, радиус-вектор, скорость, координата

давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез

Выделяют

количественные

характеристики

объектов, заданные

словами. Умеют

заменять термины

определениями.

Выбирают,

сопоставляют и

обосновывают

способы решения

задачи

формирование ценностных отношений к результатам обучения

5.09



3/2

Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения. Решение задач.

Комбинированный

Опрос, решение задач

Равномерное прямолинейное движение, уравнение равномерного прямолинейного движения

применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни

Создают структуру

взаимосвязей

смысловых единиц

текста. Выполняют

операции со знаками и

символами

умение управлять своей познавательной деятельностью

8.09



4/3

Графики прямолинейного равномерного движения. Решение задач.

Комбинированный

Опрос, решение задач

График скорости, ускорения, координаты, перемещения, пути.

структурировать изученный материал

Принимают и

сохраняют

познавательную цель,

четко выполняют

требования

познавательной задачи

Уважительное отношение к товарищу, учителю

9.09



5/4

Скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. Сложение скоростей.

Комбинированный

Физ.диктант

Закон сложения скоростей, система отсчета, абсолютная скорость, относительная скорость

Применение практических умения сложения векторов, умение отличать вектор, его проекции на координатные оси и модуль вектора.

Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов

положительное отношение к труду, целеустремленность

12.09



6/5

Прямолинейное равноускоренное движение.

Изучение нового материала

Беседа

Равноускоренное прямолинейное движение, квадратичная зависимость.

структурировать изученный материал

Самостоятельно

формулируют

познавательную цель и

строят действия в

соответствии с ней

умение управлять своей познавательной деятельностью

15.09



7/6

Решение задач на движение с постоянным ускорением.

Закрепление

Решение задач


применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни

Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике

умение управлять своей познавательной деятельностью

16.09



8/7

Свободное падение тел

Комбинированный

опрос

Движение тела с постоянным ускорением свободного падения.

классифицировать изученные объекты и явления; делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей

Использование различных источников для получения физической информации

положительное отношение к труду, целеустремленность

19.09



9/8

Решение задач по теме «Кинематика»

Закрепление

Решение задач

Формулы скорости равнопеременного

движения. Векторная и координатная

форма уравнения скорости.

Уравнение движения с постоянным

ускорением. Свободное падение тел.

применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни

Осознают качество и

уровень усвоения.

Оценивают

достигнутый результат

готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории

22.09



10/9

Равномерное движение точки по окружности

комбинированный

Опрос

Движение точки с переменным ускорением, скорость, центростремительное ускорение

структурировать изученный материал

Строят логические

цепи рассуждений.

Устанавливают причинно-

следственные связи.

Выполняют операции

со знаками и

символами

Уважительное отношение к товарищу, учителю

23.09



11/10

Обобщение по теме «Кинематика»

закрепление

Опрос, решение задач


применять приобретенные знания по физике для решения практических задач

Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания

формирование ценностных отношений к результатам обучения

26.09



12/11

Контрольная работа №1 «Кинематика»

Контроль знаний

Контрольная работа


применять приобретенные знания по физике для решения практических задач

Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания

формирование ценностных отношений к результатам обучения

29.09




Динамика (11 часов)

13/1

Первый закон Ньютона.

Изучение нового материала.

Беседа

Взаимодействие, свободное тело, инерция, сохранение скорости, инерциальная система отсчета, неинерциальная система отсчета, Г.Галилей, И. Ньютон, первый закон Ньютона

интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников

Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации

умение управлять своей познавательной деятельностью

30.09



14/2

Сила. Измерение сил. Второй закон Ньютона.

Комбинированный

Опрос, решение задач

Сила, равнодействующая сил, векторная сумма, принцип суперпозиции. Второй закон Ньютона

Применение практических умения сложения векторов, умение отличать вектор, его проекции на координатные оси и модуль вектора.

Использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов

Положительное отношение к результатам своей деятельности

3.10



15/3

Третий закон Ньютона.

Повторение

Беседа

Третий закон Ньютона

проводить физический эксперимент

Использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата

умение управлять своей познавательной деятельностью

6.10



16/4

Принцип относительности Галилея.

Комбинированный

Беседа

Эквивалентность систем отсчета, однородность физических процессов

выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты

Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение

гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность

7.10



17/5

Гравитационные силы

Комбинированный

Опрос

Взаимное притяжение, гравитационная сила, всемирное тяготение. Закон всемирного тяготения, границы применимости, ускорение свободного падения

давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез; описывать и демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык физики

Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации

готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории

10.10



18/6

Силы упругости

Закрепление

Решение задач

Пластическая и упругая деформация.

Виды упругой деформации. Закон

Гука. Коэффициент упругости.

Жесткость.

структурировать изученный материал; интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников; применять приобретенные знания по физике для решения практических задач

Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике

умение управлять своей познавательной деятельностью

13.10



19/7

Вес тела. Невесомость. Перегрузки.

Комбинированный

Беседа

Первая космическая скорость, вес тела, невесомость, перегрузки,

применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни

Использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы

чувство гордости за российскую физическую науку

14.10



20/8

Силы трения.

Закрепление.

Решение задач

Сила трения, сила нормального давления, сила реакции опоры, коэффициент трения

давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез; описывать и демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, классифицировать изученные объекты и явления

анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов

гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность

17.10



21/9

Решение задач

Комбини

рованный

урок

Решение задач

Второй закон Ньютона.

Взаимодействие тел. Третий закон

Ньютона. Сила тяжести. Закон

всемирного тяготения. Закон Гука.

применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни

Выражают смысл

ситуации различными

средствами (рисунки,

символы, схемы, знаки)


20.10



22/10

Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности»

Комбини

рованный

урок

Лабораторная работа

Определение центростремительного

ускорения шарика при его

равномерном движении по

окружности.



Анализируют объекты,

выделяя существенные

и несущественные

признаки


21.10



23/11

Контрольная работа №2 «Законы Ньютона»

Контроль знаний

Контрольная работа





24.10



Законы сохранения (11 часов)

24/1

Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса

Комбинированный

Решение задач

Импульс тела, импульс силы, изменение импульса тела, второй закон Ньютона в векторной форме, замкнутая система, векторная сумма

давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез; описывать и демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты.

Выражают смысл

ситуации различными

средствами (рисунки,

символы, схемы, знаки)

умение управлять своей познавательной деятельностью

27.10



25/2

Реактивное движение.

Закрепление

Опрос, беседа

Реактивное движение, устройство и принцип действия ракеты

применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни,

Структурируют знания.

Выбирают основания и

критерии для

сравнения.


чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность

28.10



26/3

Решение задач на ЗСИ

Комбини

рованный

урок


Решение задач

Импульс тела (формулировка и

математическая запись). Единица

импульса. Замкнутая система тел.

Изменение импульсов тел при их

взаимодействии.


применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни


Выделяют и осознают

то, что уже усвоено и

что еще подлежит

усвоению, осознают

качество и уровень

31.10



27/4

Работа силы. Мощность.

Изучение нового материала


Опрос

Механическая работа, механическая мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия

давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез

Использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления

готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории

3.11



28/5

Механическая энергия тела: потенциальная и кинетическая.

Изучение нового материала


Тест

Введение понятия энергия и её

взаимосвязь с работой. Единица

энергии. Определение кинетической

энергии тела.



Определяют

последовательность

промежуточных целей

с учетом конечного

результата


11.11



29/6

Работа силы тяжести. Потенциальная энергия. Работа силы упругости

Комбинированный


Решение задач

Работы силы тяжести.

Консервативные силы. Работа силы

упругости.



Вносят коррективы и

дополнения в способ

своих действий в

случае расхождения

эталона, реального

действия и его продукта


14.11



30/7

Закон сохранения энергии в механике.

Комбинированный

Опрос

Превращение энергии, закон сохранения энергии

делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты

Осознают качество и

уровень усвоения.

Оценивают

достигнутый результат

умение управлять своей познавательной деятельностью

17.11



31/8

Решение задач на ЗСЭ

Комбинированный

Решение задач

Работа силы. Кинетическая энергия.

Потенциальная энергия. Закон

сохранения энергии в механике.



Умеют выбирать

обобщенные стратегии

решения задачи.

Умеют выводить

следствия из

имеющихся в условии

задачи данных


18.11



32/9

Лабораторная работа №1. Изучение закона сохранения механической энергии.

Практикум

Лабораторная работа

Измерение потенциальной энергии

поднятого над Землей тела и упруго

деформированной пружины.

проводить физический эксперимент, оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами

Выделяют и осознают

то, что уже усвоено и

что еще подлежит

усвоению, осознают

качество и уровень усвоения

умение управлять своей познавательной деятельностью

21.11



33/10

Обобщающее занятие. Решение задач.

Обобщение и повторение

Решение задач

Работа силы. Кинетическая энергия.

Потенциальная энергия. Закон

сохранения энергии в механике.


классифицировать изученные объекты и явления; делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты; структурировать изученный материал, применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни

Умеют выбирать

обобщенные стратегии

решения задачи.

Умеют выводить

следствия из

имеющихся в условии задачи данных

чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность

24.11



34/11

Контрольная работа №3 «Динамика. Законы сохранения в механике»

Контроль знаний и умений

Контрольная работа


применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни

Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике

формирование ценностных отношений к результатам обучения

25.11




Тема 2. Молекулярная физика и термодинамика. (27 часов)

Основы молекулярно-кинетической теории (6 часов)

35/1

Строение вещества. Молекула. Основные положения МКТ. Экспериментальные доказательства основных положений МКТ. Броуновское движение.

Изучение нового материала.

беседа

Молекулярно-кинетическая теория, диффузия, броуновское движение, взаимодействие молекул, молекула, электронный микроскоп

давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез; описывать и демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты

Выражают смысл

ситуации различными

средствами (рисунки,

символы, схемы, знаки)

готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории

28.11



36/2

Масса молекул. Количество вещества.

Комбинированный

Решение задач

Относительная молекулярная масса, молярная масса, количество вещества, 1 моль, количество молекул, постоянная Авогадро, плотность вещества.

давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез

Выделяют и

формулируют

проблему. Выдвигают

и обосновывают

гипотезы, предлагают, способы их проверки

гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность

1.12



37/3

Решение задач на расчет величин, характеризующих молекулы.

Закрепление

решение задач


применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни

Выделяют

количественные

характеристики

объектов, заданные

словами

умение управлять своей познавательной деятельностью

2.12



38/4

Силы взаимодействия молекул. Строение жидких, твердых, газообразных тел.

Повторение и обобщение

Опрос

Упругость тела, текучесть тела, скорость теплового движения молекул, модель строения вещества.

; классифицировать изученные объекты и явления; делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты

Анализируют условия

и требования задачи.

Выражают структуру

задачи разными

средствами.

Осуществляют поиск и

выделение

необходимой информации

готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории

5.12



39/5

Идеальный газ в МКТ. Основное уравнение МКТ

Изучение нового материала

Опрос

Модель идеального газа, кинетическая энергия молекул, потенциальная энергия молекул, давление идеального газа, средняя квадратичная скорость.

делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты

Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов

гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность

8.12



40/6

Решение задач на основное уравнение МКТ

Закрепление

Решение задач


интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников; применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни

Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике

умение управлять своей познавательной деятельностью

9.12




Температура. Энергия теплового движения молекул (2 часа)


41/1

Температура. Тепловое равновесие.

Изучение нового материала

Беседа

Тепловое равновесие, микропараметры, макропараметры, температура, тепловое движение.

давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез; описывать и демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык физики; классифицировать изученные объекты и явления; делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты

Выражают смысл

ситуации различными

средствами (рисунки,

символы, схемы, знаки)

готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории

12.12



42/2

Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии движения молекул.

Комбинированный

Беседа, опрос

Температура, кинетическая энергия движения молекул, постоянная Больцмана, абсолютная температура, Кельвин, средняя квадратичная скорость, молярная масса.

структурировать изученный материал; интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников

Извлекают

необходимую

информацию из

текстов различных

жанров. Выделяют

объекты и процессы с

точки зрения целого и

частей

гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность

15.12




Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы (5 часа)

43/1

Уравнение состояния идеального газа.

Изучение нового материала

Опрос

Макропараметры, универсальная газовая постоянная, уравнение Клапейрона-Менделеева, уравнение Клапейрона

структурировать изученный материал; интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников

Описывают

содержание

совершаемых действий

с целью ориентировки

предметно-

практической или иной

деятельности

чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность

16.12



44/2

Газовые законы

Изучение нового материала

Тест

Газовые законы, изопроцессы, закон Шарля, закон Гей-Люссака, закон Бойля-Мариотта, изохорный, изобарный, изотермический процессы


Самостоятельно

формулируют

познавательную цель и

строят действия в

соответствии с ней


19.12



45/3

Решение задач «Газовые законы»


Решение задач

Уравнение Менделеева-Клапейрона.

Изотермический процесс. Изобарный

процесс. Изохорный процесс.


Самостоятельно

формулируют

познавательную цель и

строят действия в

соответствии с ней


22.12



46/4

Лабораторная работа №3. «Опытная поверка закона Гей-Люссака»

Закрепление

Лабораторная работа

Опытная проверка закона Гей-

Люссака.


проводить физический эксперимент, оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами

Определяют цели и задачи деятельности, выбирают средства реализации целей и применять их на практике

умение управлять своей познавательной деятельностью

23.12



47/5

Контрольная работа №4

«МКТ идеального газа»

комбинированный

Контрольная работа





Устанавливают

причинно-

следственные связи.

Строят логические

цепи рассуждений


26.12




Взаимные превращения жидкости и газов. Твердые тела. (4 часа)

48/1

Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры.

Изучение нового материала

Беседа

Насыщенный пар и ненасыщенный пар,

давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез; описывать и демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, классифицировать изученные объекты и явления

Самостоятельно

создают алгоритмы

деятельности при

решении проблем

творческого и

поискового характера

готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории

29.12



49/2

Кипение. Испарение жидкости.

Комбинированный


Опрос

Кипение, испарение жидкости, скорость испарения, изотерма для насыщенного пара.

давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез;

Самостоятельно

создают алгоритмы

деятельности при

решении проблем

творческого и

поискового характера


12.01



50/3

Влажность воздуха и ее измерение.

Комбинированный

Опрос

Относительная влажность, абсолютная влажность, психрометр, парциальное давление

проводить физический эксперимент

Использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания

умение управлять своей познавательной деятельностью

13.01



51/4

Кристаллические и аморфные тела.

Комбинированный

Беседа

Изотропия, анизотропия, кристаллы, монокристалл, поликристалл, аморфные тела, текучесть, кратковременное воздействие, долговременное воздействие

давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез; описывать и демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык физики

Проводят анализ

способов решения

задачи с точки зрения

их рациональности и

экономичности

гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность

16.01




Основы термодинамики (10 часов)

52/1

Внутренняя энергия.

Изучение нового материала

Решение задач

Внутренняя энергия в

МКТ. Внутренняя энергия

идеального одноатомного газа.

Зависимость внутренней энергии от

макроскопических параметров.

делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты;

Выбирают наиболее

эффективные способы

решения задачи в

зависимости от

конкретных условий

готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории

19.01



53/2

Работа в термодинамике.


Тест

Работа в механике и термодинамике.

Вывод формулы работы газа.

Геометрическое истолкование

работы.

структурировать изученный материал; интерпретировать физическую информацию

Выбирают наиболее

эффективные способы

решения задачи в

зависимости от

конкретных условий


20.01



54/3

Количество теплоты. Удельная теплоемкость.

Комбинированный

Опрос

Количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива

давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез

Осознанно и

произвольно строят

речевые высказывания

в устной и письменной

форме. Определяют

основную и

второстепенную

информацию

гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность

23.01



55/4

Первый закон термодинамики.

Комбинированный

Решение задач

Изменение внутренней энергии, функция состояния, функция процесса, адиабатный процесс, уравнение теплового баланса.

классифицировать изученные объекты и явления; делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты; структурировать изученный материал

Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности

умение управлять своей познавательной деятельностью

26.01



56/5

Применение первого закона термодинамики к изопроцессам

Комбини

рованный

урок


опрос

Изохорный процесс. Изотермический

процесс. Изобарный процесс.


Адиабатный процесс.


классифицировать изученные объекты и явления; делать выводы и умозаключения из наблюдений

Выделяют и

формулируют

познавательную цель.

Строят логические

цепи рассуждений


27.01



57/6

Решение задач «Первый закон термодинамики»

комбинированный

Решение задач

Работа в механике и термодинамике.

Первый закон термодинамики.

Изохорный процесс. Изотермический

процесс. Изобарный процесс.

Адиабатный процесс. Тепловой

двигатель. КПД.


применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни

Описывают

содержание

совершаемых действий

с целью ориентировки

предметно-

практической или иной деятельности


30.01



58/7

Необратимость процессов в природе

Закрепление

Решение задач

Статистические законы, теория вероятности, необратимость процессов в природе. Второй закон

термодинамики.


интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников

Использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата

умение управлять своей познавательной деятельностью

2.02



59/8

Принцип действия и КПД тепловых двигателей.

Изучение нового материала

Тест

Нагреватель, холодильник, рабочее тело, КПД теплового двигателя, цикл Карно

анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов

Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности

готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории

3.02



60/9

Обобщающий урок по темам «Молекулярная физика. Термодинамика»

Повторение и обобщение

Решение задач


применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни

Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов

готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории

6.02



61/10

Контрольная работа №5 «Взаимные превращения жидкостей и газов», «Термодинамика»

Контроль знаний и умений

Контрольная работа


применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни

Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике

умение управлять своей познавательной деятельностью

9.02




Тема 3. Основы электродинамики (37 часа)

Электростатика (14 часов)

62/1

Что такое электродинамика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда

Изучение нового материала

Беседа

Электродинамика, электростатика, атом, электрон, протон, нейтрон, электризация.

давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез

Ориентируются и

воспринимают тексты

художественного,

научного,

публицистического и

официально-делового

стилей

готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории

10.02



63/2

. Закон Кулона.

Изучение нового материала

Опрос

Замкнутая система, закон сохранения электрического заряда, Ш.Кулон, закон Кулона, заряд электрона

структурировать изученный материал; интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников

Использование основных интеллектуальных операций:

гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность

13.02



64/3

Решение задач на закон сохранения электрического заряда и закон Кулона

Закрепление

Решение задач


применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни

Проводят анализ

способов решения

задачи с точки зрения

их рациональности и

экономичности

умение управлять своей познавательной деятельностью

16.02



65/4

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей Силовые линии электрического поля..

Изучение нового материала

Беседа

Силовая характеристика поля, напряженность поля, принцип суперпозиции полей, свойства электрического поля, скорость света

давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез

Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности

гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность

17.02



66/5

Проводники и диэлектрики в электрическом поле

Комбини

рованный

урок


Опрос

Свободные заряды.

Электростатическое поле внутри

проводника. Электрический заряд

проводников. Электрические

свойства нейтральных атомов и

молекул. Электрический диполь. Два

вида диэлектриков.


применять приобретенные знания по физике для решения практических задач

Умеют заменять

термины

определениями.

Устанавливают

причинно-

следственные связи


20.02



676

Решение задач на напряженность электрического поля.

Закрепление

Решение задач


применять приобретенные знания по физике для решения практических задач

Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике

умение управлять своей познавательной деятельностью.

24.02



68/7

Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле. Потенциал электростатического поля.

Комбинированный

Решение задач

Потенциал поля. Разность

потенциалов. Единица разности

потенциалов. Единица

напряженности электрического поля.

Эквипотенциальные поверхности.


давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез; описывать и демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык физики; классифицировать изученные объекты и явления; делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты

Выбирают знаково-

символические

средства для

построения модели

гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность

27.02



69/8

Разность потенциалов. Связь между напряженностью и напряжением.

Изучение нового материала

Опрос

Энергетическая характеристика поля, потенциал, разность потенциалов, напряжение, эквипотенциальная поверхность, Вольт

структурировать изученный материал; интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников

Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания

умение управлять своей познавательной деятельностью

1.03



70/9

Решение задач на разность потенциалов

Комбинированный


Решение задач

Напряженность электрического поля.

Напряженность поля точечного

заряда. Принцип суперпозиции

полей. Силовые линии

электрического поля. Работа при

перемещении заряда в однородном

электростатическом поле.

Потенциальная энергия. Разность

потенциалов.



Выдвигают и

обосновывают

гипотезы, предлагают

способы их проверки


2.03



71/10

Конденсаторы. Назначение, устройство и виды.

Изучение нового материала

Беседа, опрос

Электроемкость, Фарад, конденсатор, диэлектрик, обкладки конденсатора

Применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни,

Умеют выводить

следствия из

имеющихся в условии

задачи данных

гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность

5.03



72/11

Решение задач «Электроемкость»

комбинированный

Решение задач



Выдвигают и

обосновывают

гипотезы, предлагают

способы их проверки


9.03



73/12

Энергия заряженного конденсатора

Комбини

рованный

урок


Физ.диктант

Энергия заряженного конденсатора.

Энергия электрического поля.

Применение конденсаторов.



Работают в группе,

устанавливают рабочие

отношения, учатся

эффективно

сотрудничать


12.03



74/13

Обобщение по теме «Электростатика»»

Комбини

рованный

урок


Опрос, решение задач

Электроемкость. Электроемкость

плоского конденсатора. Энергия

заряженного конденсатора. Энергия

электрического поля.



Выделяют

количественные

характеристики

объектов


15.03



75/14

Контрольная работа №6

«Электростатика»»

Комбини

рованный

урок


Контрольная работа



Строят логические

цепи рассуждений.

Устанавливают

причинно-

следственные связи


16.03




Законы постоянного тока (9 часов)

76/1

Электрический ток. Условия, необходимые для его существования.

Изучение нового материала

Беседа

Электрический ток, сила тока, напряжение, сопротивление.

давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез

Проводят анализ

способов решения

задачи с точки зрения

их рациональности и

экономичности

гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность

19.03



77/2

Закон Ома для участка цепи. Сопротивление

Изучение нового материала

Тест

Закон Ома для участка цепи, сопротивление

применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств

Структурируют знания.

Выделяют объекты и

процессы с точки

зрения целого и частей.


умение управлять своей познавательной деятельностью

22.03



78/3

Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников.

Комбинированный

Решение задач

последовательное соединение проводников, параллельное соединение проводников


Умеют выбирать

обобщенные стратегии

решения задачи


23.03



79/4

Лабораторная работа №3. «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»

Практикум

Лабораторная работа

Изучение последовательного и

параллельного соединения

проводников.

проводить физический эксперимент, оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами

Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике

умение управлять своей познавательной деятельностью

5.04



80/5

Работа и мощность постоянного тока.

Комбинированный

Опрос, решение задач

Работа электрического тока, электрическая мощность

описывать и демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык физики; классифицировать изученные объекты и явления

Выбирают наиболее

эффективные способы

решения задачи в

зависимости от

конкретных условий

готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории

6.04



81/6

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Изучение нового материала

Решение задач

ЭДС, сторонние силы, кулоновские силы, источник тока, потребитель тока, короткое замыкание, внутренне сопротивление

применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств

Выбирают наиболее

эффективные способы

решения задачи в

зависимости от

конкретных условий

гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность

9.04



82/7

Лабораторная работа №4. «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

Практикум

Лабораторная работа

Измерение ЭДС и внутреннего

сопротивления источника тока.

проводить физический эксперимент, оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами

Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике

умение управлять своей познавательной деятельностью

12.04



83/8

Решение задач на законы постоянного тока.

Закрепление

Решение задач

Действия тока. Сила тока. Закон

Ома. Сопротивление.

Последовательное и параллельное

соединение проводников. Работа

тока. Закон Джоуля-Ленца.

Мощность. Закон Ома для полной

цепи. Короткое замыкание.

применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни

Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике


13.04



84/9

Контрольная работа №7 «Законы постоянного тока»

Контроль знаний и умений

Контрольная работа


применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни

Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике

умение управлять своей познавательной деятельностью

16.04




Тема 4: Электрический ток в различных средах (14 часов)

85/1

Электрическая проводимость различных веществ.

Изучение нового материала

Беседа

Электронная проводимость металлов, зависимость проводника от температуры, сверхпроводимость

классифицировать изученные объекты и явления; делать выводы и умозаключения изученных физических закономерностей, структурировать изученный материал; интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников

Осознанно и

произвольно строят

речевые высказывания

в устной и письменной

форме

готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории

19.04



86/2

Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость.

Комбини

рованный

урок


Беседа, решение задач


Зависимость сопротивления

проводника от температуры.

Сверхпроводимость.

Оценивают

достигнутый

результат.


Осознают

качество и уровень

усвоения


20.04



87/3

Электрический ток в полупроводниках. Применение полупроводниковых приборов.

Изучение нового материала

Беседа

Полупроводник, электрон, дырка, электронно-дырочная проводимость, собственная проводимость,

Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей

Проводят анализ

способов решения

задачи с точки зрения

их рациональности и

экономичности

чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность

23.04



88/4

Примесная проводимость полупроводников



примесная проводимость




26.04



89/5

Электрический ток через контакт полепроводников р и n типов


Опрос, беседа

p-n- переход, полупроводниковый диод, односторонняя проводимость


Структурируют знания.

Выделяют объекты и

процессы с точки

зрения целого и частей.

Умеют выбирать

обобщенные стратегии

решения задачи


27.04



90/6

Транзисторы



Беседа

Устройство и принцип действия транзистора


Выбирают наиболее

эффективные способы

решения задачи в

зависимости от

конкретных условий


30.04



91/7

Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка.

Комбинированный

Беседа

Односторонняя проводимость, катод, анод, электронно-лучевая трубка

анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов

Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности

гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность

3.05



92/8

Решение задач


Решение задач

Основные положения электронной проводимости, механизм проводимости полупроводников.


Самостоятельно

создают алгоритмы

деятельности при

решении проблем

творческого и

поискового характера


4.05



93/9

Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза.

Комбинированный

Беседа

Электролит, электролиз.

интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников

Использование различных источников для получения физической информации

умение управлять своей познавательной деятельностью

7.05



94/10

Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды.

Комбинированный

Опрос, беседа

Газовый разряд, коронный разряд, тлеющий разряд, самостоятельный и несамостоятельный разряд.

интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников

Использование различных источников для получения физической информации

умение управлять своей познавательной деятельностью

10.05



95/11

Плазма



Беседа

Плазма. Свойства плазмы




11.05



96/12

Решение задач

Комбини

рованный

урок


Решение задач

Электронные пучки. Электролиз.



Осознанно и

произвольно строят

речевые высказывания

в устной и письменной

форме


14.05



97/13

Обобщение по теме «Электрический ток в различных средах»

Комбинированный


Опрос, решение задач



Осознанно и

произвольно строят

речевые высказывания

в устной и письменной

форме


17.05



98/14

Контрольная работа №8 «Электрический ток в различных средах»

Комбинированный

Контрольная работа



Оценивают

достигнутый

результат. Осознают

качество и уровень

усвоения


18.05




Итоговое повторение (4 часа)

99/1

Повторение тем «Кинематика», «Динамика», «ЗСИ»

Комбинированный

Решение задач



Осознают

качество и уровень

усвоения


20.05



100/2

Повторение тем «Основы МКТ», Термодинамика

Комбинированный

Решение задач



Осознают

качество и уровень

усвоения


24.05



101/3

Повторение тем «Электростатика», «Законы постоянного тока»

Комбинированный

Решение задач



Осознают

качество и уровень

усвоения


25.05



102/4


Резервные уроки







28.05