Содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Курс физики в программе структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне; дает распределение учебных часов по разделам и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся; определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
№ урока | Тема урока | Уч.матер. дом.зад | Требования к базовому уровню подготовки | Тип урока | Дата |
По плану | По факту |
ВВЕДЕНИЕ. Основные особенности физического метода исследования (1 ч) |
1 | Физика и познание мира | введение | Знать/понимать цепочку: научный эксперимент→физическая гипотеза-модель→физическая теория→критериальный эксперимент | ОНМ | | |
МЕХАНИКА (22 ч) |
Кинематика (8 ч) |
-
| Основные понятия кинематики | § 1-3 | Знать различные виды механического движении; знать/понимать смысл физических величин: координата, скорость, ускорение, относительность движения; уметь описывать равномерное прямолинейное движение Знать уравнение зависимости скорости и координаты от времени при прямолинейном равнопеременном движении; уметь описывать свободное падение Знать/понимать смысл понятий: частота и период обращения, центростремительное ускорение Уметь решать задачи на определение высоты и дальности полёта, времени движения для тел, брошенных под углом к горизонту Знать/понимать смысл понятий: поступательное движение, вращательное движение Уметь применять полученные знания при решении задач | К | | |
-
| Скорость. Равномерное прямолинейное движение. Уравнение движения. Мгновенная и средняя скорости. | § 4-7 | | |
-
| Ускорение. Движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. | § 9-14 | | |
-
| Лабораторная работа № 1 Изучение движения тела, брошенного горизонтально | Л | | |
-
| Равномерное движение материальной точки по окружности | § 15 | | |
-
| Лабораторная работа № 2 Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести | Л | ПКЗУ | | |
-
| Кинематика абсолютно твердого тела | § 16-17 | | | |
-
| Зачёт № 1 по теме «Кинематика» | К | | | | |
Динамика и силы в природе (9 ч) |
-
| Масса и сила. Основное утверждение механики. | § 18-19 | Знать/понимать смысл величин: масса, сила; знать/понимать смысл законов Ньютона, уметь применять их для объяснения механических явлений и процессов Знать/понимать смысл понятий: инерциальная и неинерциальная система отсчёта, смысл принципа относительности Галилея; уметь различать единицы масс и сил, решать задачи Знать/понимать смысл понятий: деформация, жёсткость; смысл закона Гука Знать историю открытия закона всемирного тяготения; знать/понимать смысл понятий: всемирное тяготение, сила тяжести, невесомость, сила трения; смысл физических величин: постоянная всемирного тяготения, ускорение свободного падения | К | | |
-
| Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. | §20-23 | | |
-
| Третий закон Ньютона. Геоцентрическая система отсчета. | §25-26 | | |
-
| Силы в природе. Сила тяжести и вес. Невесомость. | § 27-33 | | |
-
| Силы упругости и деформация. Закон Гука. | § 34-35 | К | | |
-
| Лабораторная работа № 3 Измерение жесткости пружины | Инстр.к лаб.раб. | ПЗУ | | |
-
| Силы трения | § 36-37 | К | | |
-
| Лабораторная работа № 4 Измерение коэффициента трения скольжения | Инстр.к лаб.раб. | Л | | |
-
| Зачёт № 2 по теме «Динамика. Силы в природе» | | | ПКЗУ | | |
Законы сохранения в механике. Статика (8 ч) |
-
| Импульс мат. Точки. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. | § 38-39 | Знать/понимать смысл величин: импульс тела, импульс силы; уметь вычислять изменение импульса тела в случае прямолинейного движения Знать/понимать смысл закона сохранения импульса Уметь объяснять и описывать реактивное движение и его использование Знать/понимать смысл физических величин: механическая работа, мощность, энергия; уметь вычислять работу сил тяжести и упругости, потенциальную и кинетическую энергию тела Знать/понимать смысл закона сохранения энергии в механике Уметь применять полученные знания при решении задач Знать/понимать виды равновесия и его законы Уметь применять полученные знания при решении задач | К | | |
-
| Механическая работа и мощность силы. | § 40 | ОНМ | | |
-
| Энергия. Кинетическая энергия. | § 41-42 | К | | |
-
| Консервативные силы. Потенциальная энергия. | § 43-47 | Л | | |
-
| Лабораторная работа № 5 Изучение закона сохранения механической энергии | Инстр.к лаб.раб. | | |
-
| Динамика вращательного движения тела. Равновесие тел. | § 48-52 | | |
-
| Лабораторная работа № 6 Изучение равновесия тела под действием нескольких сил | Инстр.к лаб.раб. | Л | | |
-
| Зачёт № 3 по теме «Законы сохранения в механике | | | ПКЗУ | | |
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА (21 ч) |
Основы молекулярно-кинетической теории (9) |
-
| Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры молекул. | § 53,54 | Знать/понимать смысл понятий: вещество, атом, молекула; основные положения МКТ, уметь объяснять физические явления на основе представлений о строении вещества Знать/понимать смысл величин: молярная масса, количество вещества, постоянная Авогадро; уметь решать задачи на данную тему Знать основные характеристики движения и взаимодействия молекул Уметь описывать основные черты модели «идеальный газ»; уметь объяснять давление, создаваемое газом. Знать основное уравнение МКТ Знать/понимать смысл понятия «абсолютная температура»; смысл постоянной Больцмана; уметь вычислять среднюю кинетическую энергию молекул при известной температуре Знать уравнение состояния идеального газа; уметь решать задачи с применением уравнения Менделеева-Клапейрона Знать/понимать смысл законов Бойля-Мариотта, Гей-Люссака и Шарля Уметь применять полученные знания при решении задач | ОНМ | | |
-
| Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Агрегатные состояния тел. | К | | |
-
| Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа | § 57-58 | ОНМ | | |
-
| Температура и тепловое равновесие. | § 59 | ОНМ | | |
-
| Определение температуры. Энергия теплового движения молекул. | § 60-62 | К | | |
-
| Уравнение состояния идеального газа. | § 63-64 | К | | |
-
| Газовые законы | § 65-67 | ПЗУ | | |
-
| Лабораторная работа № 7 Опытная проверка закона Гей-Люссака | Инстр.к лаб.раб. | | |
-
| Зачёт № 4 по теме «Основы молекулярно-кинетической теории идеального газа | | ПКЗУ | | |
Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела (4) |
-
| Насыщенный пар. Давление насыщенного пара. | § 68-69 | Знать/понимать смысл понятия «реальный газ»; смысл величин: относительная влажность, парциальное давление; уметь решать задачи на данную тему Знать/понимать различие строения и свойств кристаллических и аморфных тел Уметь применять полученные знания при решении задач | ОНМ | | |
-
| Влажность воздуха. | § 70-71 | К | | |
-
| Кристаллические и аморфные тела. | § 72 | К | | |
-
| Зачёт № 5 по теме «Взаимные превращения жидкостей и газов» | | ПКЗУ | | |
Термодинамика (8) |
-
| Термодинамика как фундаментальная физическая теория | конспект | Знать/понимать смысл величины «внутренняя» энергия; формулу для вычисления внутренней энергии; смысл понятий: количество теплоты, работа; уметь вычислять работу газа при изобарном расширении/сжатии Знать/понимать смысл первого закона термодинамики; уметь решать задачи с вычислением количества теплоты, работы и изменения внутренней энергии газа Знать/понимать формулировку первого закона термодинамики для изопроцессов Знать/понимать смысл второго закона термодинамики Знать/понимать устройство и принцип действия теплового двигателя, формулу для вычисления КПД Уметь решать задачи с применением изученного материала | ОНМ | | |
-
| Внутренняя энергия. | § 73-75 | | |
-
| Работа в термодинамике. | ЗИ | | |
-
| Теплопередача. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. | § 76-77 | ОСЗ | | |
-
| Первый закон (начало) термодинамики | § 78-80 | К | | |
-
| Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики | § 81 | | |
-
| Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей. | § 82-83 | | |
-
| Зачёт № 6 по теме «Термодинамика» | | ПКЗУ | | |
ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ (21 ч) |
Электростатика (8) |
-
| Электрический заряд. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. | § 84-86 | Знать/понимать смысл физических величин: электрический заряд, элементарный электрический заряд; знать смысл закона сохранения заряда Знать/понимать смысл закона Кулона, уметь вычислять силу кулоновского взаимодействия Знать/понимать смысл величины «напряжённость», уметь вычислять напряжённость поля точечного заряда и бесконечной заряженной плоскости Уметь приводить примеры практического применения проводников и диэлектриков Знать/понимать основные энергетические характеристики, смысл понятия «эквипотенциальная поверхность»; уметь объяснять и описывать связь напряжённости и разности потенциалов Знать/понимать смысл величины «электрическая ёмкость» | К | | |
-
| Электрическое поле. Напряженность. Поле точечного заряда. | § 87-91 | К | | |
-
| Проводники и диэлектрики. Потенциальная энергия заряженного тела. | § 92-93 | | |
-
| Потенциал электростат. поля. Разность потенциалов. | § 94 | | |
-
| Проводники и диэлектрики в электрическом поле | § 95-97 | | |
-
| Связь между напряженностью и напряжением. Эквипотенциальные поверхности. | § 95-96 | | |
-
| Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора | § 97-99 | | |
-
| Зачёт № 7 «Электростатика», коррекция | | ПКЗУ | | |
Постоянный электрический ток (6) |
-
| Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. | § 100-101 | Знать условия существования электрического тока; знать/понимать смысл величин: сила тока, сопротивление, напряжение, ЭДС; смысл закона Ома Уметь собирать электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников Знать и уметь применять при решении задач формул для вычисления работы и мощности электрического тока Знать/понимать смысл величины «электродвижущая сила»; знать формулировку и формулу закона Ома для полной цепи Уметь решать задачи с применением закона Ома для участка цепи и полной цепи | ОНМ | | |
-
| Схемы электрических цепей. Последовательное и параллельное соединение проводников. | § 102-103 | ЗИ | | |
-
| Лабораторная работа №8. Изучение последовательного и параллельного соединений проводников | Инстр.к лаб.раб. | ПЗУ | | |
-
| Работы и мощность постоянного тока. | § 104 | | |
-
| Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи | § 105-107 | К | | |
-
| Лабораторная работа № 5 «Определение электродвижущей силы и внутреннего сопротивления источника тока» | Инстр.к лаб.раб. | | ПЗУ | | |
Электрический ток в различных средах (6) |
-
| Электрическая проводимость веществ. Проводимость металлов. | § 108 | Знать/понимать и уметь объяснять основные положения электронной теории проводимости металлов Знать/понимать, как зависит сопротивление металлического проводника от температуры Знать/понимать понятия: собственная и примесная проводимость, уметь объяснять и описывать два вида проводимотс металлов, электронно-дырочный переход, назначение принцип действия транзистора Знать/понимать понятие электролиза; смысл и формулировку закона Фарадея Знать/понимать понятие «плазма», уметь объяснять и описывать существование электрического тока в газах, применение плазмы Уметь решать задачи с применением изученного материала | К | | |
-
| Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. | § 109 | | |
-
| Ток в полупроводниках. Примесная проводимость. | § 110-111 | | |
-
| Закономерности протекания тока в вакууме. Электронно-лучевая трубка. | § 112 | | |
-
| Закономерности протекания тока в проводящих жидкостях и газах. | § 113-116 | | |
-
| Зачёт № 8 по теме «Постоянный электрический ток» | | | |
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (1 ч) |
-
| Итоговое повторение | § 1-116 | Уметь решать задачи с применением изученного материала | ОСЗ | | |