СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 10 класс, Мякишев, 2 часа, 2017

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физике с переработанным календарно-тематическим планированием согластно с учебником Мякишева (Просвещение, 2014)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 10 класс, Мякишев, 2 часа, 2017»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9



Рассмотрено на заседании

ШМО

Протокол №___ от

_____________ 2017г.


Руководитель ШМО

________ Сыроватская В.Н.

«Согласовано»

На заседании МС

Протокол №___ от

________________2017г.


Председатель МС

________ Лепендина И.Л.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №9

______________ 2017г.


_________ Белов Ю.В.




ПРОГРАММА


ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ФИЗИКЕ

ДЛЯ 10 КЛАССОВ




Составитель:

Учитель физики

Осипенко А.А.













Воронеж

2017-2018 учебный год


Пояснительная записка


Рабочая программа по физике составлена на основе

  • федерального компонента государственного стандарта общего образования

  • авторской программы (авторы: В.С. Данюшков, О.В. Коршунова), составленной на основе программы автора Г.Я. Мякишева (Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы / П.Г. Саенко, В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова и др. – М.: Просвещение, 2016).


Всего часов 68

Количество часов в неделю 2

Количество плановых зачётов 8

Количество лабораторных работ 9


Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.


Цели изучения физики

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.


Задачи учебного предмета

Содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:

  • формирования основ научного мировоззрения

  • развития интеллектуальных способностей учащихся

  • развитие познавательных интересов школьников в процессе изучения физики

  • знакомство с методами научного познания окружающего мира

  • постановка проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению

вооружение школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

    • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

    • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.







ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ



В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.



Курс физики в программе структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне; дает распределение учебных часов по разделам и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся; определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.




Основное содержание (68 часов)


Тема

Количество часов

Зачёты

Лабораторные работы

ВВЕДЕНИЕ. Основные особенности физического метода исследования

1



МЕХАНИКА

25

3

2

Кинематика

8

1

2

Динамика и силы в природе

9

1

2

Законы сохранения в механике. Статика

8

1

2

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА

21

3

1

Основы МКТ

9

1

1

Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела

4

1


Термодинамика

8

1


ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

20

2

2

Электростатика

8

1


Постоянный электрический ток

6


2

Электрический ток в различных средах

6

1


ПОВТОРЕНИЕ


1



ИТОГО

68

8

9




Лабораторные работы

Тема

1

Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести

2

Измерение жесткости пружины

3

Измерение коэффициента трения скольжения

4

Изучение движения тела, брошенного горизонтально

5

Изучение закона сохранения механической энергии

6

Изучение равновесия тела под действием нескольких тел

7

Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака

8

Последовательное и параллельное соединение проводников

9

Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источников тока

Учебно-методический комплект и дополнительная литература


  1. Мякишев Г.Я. Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский – М.: Просвещение, 2010

  2. Физика: ежемесячный научно-методический журнал издательства «Первое сентября»

  3. Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты



Расшифровка аббревиатур, использованных в рабочей программе

  • В столбце «Типы урока»:

  • ОНМ – ознакомление с новым материалом

  • ЗИ – закрепление изученного

  • ПЗУ – применение знаний и умений

  • ОСЗ – обобщение и систематизация знаний

  • ПКЗУ – проверка и коррекция знаний и умений

  • К – комбинированный урок


Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Уч.матер.

дом.зад

Требования к базовому уровню подготовки

Тип урока

Дата

По

плану

По

факту

ВВЕДЕНИЕ. Основные особенности физического метода исследования (1 ч)

1

Физика и познание мира

введение

Знать/понимать цепочку: научный эксперимент→физическая гипотеза-модель→физическая теория→критериальный эксперимент

ОНМ



МЕХАНИКА (22 ч)

Кинематика (8 ч)

Основные понятия кинематики

§ 1-3

Знать различные виды механического движении; знать/понимать смысл физических величин: координата, скорость, ускорение, относительность движения; уметь описывать равномерное прямолинейное движение

Знать уравнение зависимости скорости и координаты от времени при прямолинейном равнопеременном движении; уметь описывать свободное падение

Знать/понимать смысл понятий: частота и период обращения, центростремительное ускорение

Уметь решать задачи на определение высоты и дальности полёта, времени движения для тел, брошенных под углом к горизонту

Знать/понимать смысл понятий: поступательное движение, вращательное движение

Уметь применять полученные знания при решении задач

К



Скорость. Равномерное прямолинейное движение. Уравнение движения. Мгновенная и средняя скорости.

§ 4-7



Ускорение. Движение с постоянным ускорением.

Свободное падение тел.

§ 9-14



Лабораторная работа № 1

Изучение движения тела, брошенного горизонтально

Л



Равномерное движение материальной точки по окружности

§ 15



Лабораторная работа № 2

Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести

Л

ПКЗУ



Кинематика абсолютно твердого тела

§ 16-17




Зачёт № 1 по теме

«Кинематика»

К





Динамика и силы в природе (9 ч)

Масса и сила. Основное утверждение механики.

§ 18-19

Знать/понимать смысл величин: масса, сила; знать/понимать смысл законов Ньютона, уметь применять их для объяснения механических явлений и процессов

Знать/понимать смысл понятий: инерциальная и неинерциальная система отсчёта, смысл принципа относительности Галилея; уметь различать единицы масс и сил, решать задачи

Знать/понимать смысл понятий: деформация, жёсткость; смысл закона Гука

Знать историю открытия закона всемирного тяготения; знать/понимать смысл понятий: всемирное тяготение, сила тяжести, невесомость, сила трения; смысл физических величин: постоянная всемирного тяготения, ускорение свободного падения

К



Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона.

§20-23



Третий закон Ньютона. Геоцентрическая система отсчета.

§25-26



Силы в природе. Сила тяжести и вес. Невесомость.

§ 27-33



Силы упругости и деформация. Закон Гука.

§ 34-35

К



Лабораторная работа № 3 Измерение жесткости пружины

Инстр.к лаб.раб.

ПЗУ



Силы трения

§ 36-37

К



Лабораторная работа № 4

Измерение коэффициента трения скольжения

Инстр.к лаб.раб.

Л



Зачёт № 2 по теме «Динамика. Силы в природе»



ПКЗУ



Законы сохранения в механике. Статика (8 ч)

Импульс мат. Точки. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

§ 38-39

Знать/понимать смысл величин: импульс тела, импульс силы; уметь вычислять изменение импульса тела в случае прямолинейного движения

Знать/понимать смысл закона сохранения импульса

Уметь объяснять и описывать реактивное движение и его использование

Знать/понимать смысл физических величин: механическая работа, мощность, энергия; уметь вычислять работу сил тяжести и упругости, потенциальную и кинетическую энергию тела

Знать/понимать смысл закона сохранения энергии в механике

Уметь применять полученные знания при решении задач

Знать/понимать виды равновесия и его законы

Уметь применять полученные знания при решении задач

К



Механическая работа и мощность силы.

§ 40

ОНМ



Энергия. Кинетическая энергия.

§ 41-42

К



Консервативные силы. Потенциальная энергия.

§ 43-47

Л



Лабораторная работа № 5

Изучение закона сохранения механической энергии

Инстр.к лаб.раб.



Динамика вращательного движения тела. Равновесие тел.

§ 48-52



Лабораторная работа № 6

Изучение равновесия тела под действием нескольких сил

Инстр.к лаб.раб.

Л



Зачёт № 3 по теме «Законы сохранения в механике



ПКЗУ



МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА (21 ч)

Основы молекулярно-кинетической теории (9)

Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры молекул.

§ 53,54

Знать/понимать смысл понятий: вещество, атом, молекула; основные положения МКТ, уметь объяснять физические явления на основе представлений о строении вещества

Знать/понимать смысл величин: молярная масса, количество вещества, постоянная Авогадро; уметь решать задачи на данную тему

Знать основные характеристики движения и взаимодействия молекул

Уметь описывать основные черты модели «идеальный газ»; уметь объяснять давление, создаваемое газом. Знать основное уравнение МКТ

Знать/понимать смысл понятия «абсолютная температура»; смысл постоянной Больцмана; уметь вычислять среднюю кинетическую энергию молекул при известной температуре

Знать уравнение состояния идеального газа; уметь решать задачи с применением уравнения Менделеева-Клапейрона

Знать/понимать смысл законов Бойля-Мариотта, Гей-Люссака и Шарля

Уметь применять полученные знания при решении задач

ОНМ



Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Агрегатные состояния тел.

К



Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа

§ 57-58

ОНМ



Температура и тепловое равновесие.

§ 59

ОНМ



Определение температуры. Энергия теплового движения молекул.

§ 60-62

К



Уравнение состояния идеального газа.


§ 63-64

К



Газовые законы

§ 65-67

ПЗУ



Лабораторная работа № 7 Опытная проверка закона Гей-Люссака

Инстр.к лаб.раб.



Зачёт № 4 по теме «Основы молекулярно-кинетической теории идеального газа


ПКЗУ



Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела (4)

Насыщенный пар. Давление насыщенного пара.

§ 68-69

Знать/понимать смысл понятия «реальный газ»; смысл величин: относительная влажность, парциальное давление; уметь решать задачи на данную тему

Знать/понимать различие строения и свойств кристаллических и аморфных тел

Уметь применять полученные знания при решении задач

ОНМ



Влажность воздуха.

§ 70-71

К



Кристаллические и аморфные тела.

§ 72

К



Зачёт № 5 по теме

«Взаимные превращения жидкостей и газов»


ПКЗУ



Термодинамика (8)

Термодинамика как фундаментальная физическая теория

конспект

Знать/понимать смысл величины «внутренняя» энергия; формулу для вычисления внутренней энергии; смысл понятий: количество теплоты, работа; уметь вычислять работу газа при изобарном расширении/сжатии

Знать/понимать смысл первого закона термодинамики; уметь решать задачи с вычислением количества теплоты, работы и изменения внутренней энергии газа

Знать/понимать формулировку первого закона термодинамики для изопроцессов

Знать/понимать смысл второго закона термодинамики

Знать/понимать устройство и принцип действия теплового двигателя, формулу для вычисления КПД

Уметь решать задачи с применением изученного материала

ОНМ



Внутренняя энергия.

§ 73-75



Работа в термодинамике.

ЗИ



Теплопередача. Количество теплоты.

Уравнение теплового баланса.

§ 76-77

ОСЗ



Первый закон (начало) термодинамики



§ 78-80

К



Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики

§ 81



Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей.

§ 82-83



Зачёт № 6 по теме «Термодинамика»


ПКЗУ



ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ (21 ч)

Электростатика (8)

Электрический заряд. Закон сохранения заряда. Закон Кулона.

§ 84-86

Знать/понимать смысл физических величин: электрический заряд, элементарный электрический заряд; знать смысл закона сохранения заряда

Знать/понимать смысл закона Кулона, уметь вычислять силу кулоновского взаимодействия

Знать/понимать смысл величины «напряжённость», уметь вычислять напряжённость поля точечного заряда и бесконечной заряженной плоскости

Уметь приводить примеры практического применения проводников и диэлектриков

Знать/понимать основные энергетические характеристики, смысл понятия «эквипотенциальная поверхность»; уметь объяснять и описывать связь напряжённости и разности потенциалов

Знать/понимать смысл величины «электрическая ёмкость»

К



Электрическое поле. Напряженность. Поле точечного заряда.

§ 87-91

К



Проводники и диэлектрики. Потенциальная энергия заряженного тела.

§ 92-93



Потенциал электростат. поля. Разность потенциалов.

§ 94



Проводники и диэлектрики в электрическом поле

§ 95-97



Связь между напряженностью и напряжением. Эквипотенциальные поверхности.

§ 95-96



Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора

§ 97-99



Зачёт № 7 «Электростатика», коррекция


ПКЗУ



Постоянный электрический ток (6)

Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

§ 100-101

Знать условия существования электрического тока; знать/понимать смысл величин: сила тока, сопротивление, напряжение, ЭДС; смысл закона Ома

Уметь собирать электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников

Знать и уметь применять при решении задач формул для вычисления работы и мощности электрического тока

Знать/понимать смысл величины «электродвижущая сила»; знать формулировку и формулу закона Ома для полной цепи

Уметь решать задачи с применением закона Ома для участка цепи и полной цепи

ОНМ



Схемы электрических цепей. Последовательное и параллельное соединение проводников.


§ 102-103

ЗИ



Лабораторная работа №8. Изучение последовательного и параллельного соединений проводников


Инстр.к лаб.раб.

ПЗУ



Работы и мощность постоянного тока.

§ 104



Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи

§ 105-107

К



Лабораторная работа № 5 «Определение электродвижущей силы и внутреннего сопротивления источника тока»

Инстр.к лаб.раб.


ПЗУ



Электрический ток в различных средах (6)

Электрическая проводимость веществ. Проводимость металлов.

§ 108

Знать/понимать и уметь объяснять основные положения электронной теории проводимости металлов

Знать/понимать, как зависит сопротивление металлического проводника от температуры

Знать/понимать понятия: собственная и примесная проводимость, уметь объяснять и описывать два вида проводимотс металлов, электронно-дырочный переход, назначение принцип действия транзистора

Знать/понимать понятие электролиза; смысл и формулировку закона Фарадея

Знать/понимать понятие «плазма», уметь объяснять и описывать существование электрического тока в газах, применение плазмы

Уметь решать задачи с применением изученного материала

К



Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость.

§ 109



Ток в полупроводниках. Примесная проводимость.

§ 110-111



Закономерности протекания тока в вакууме. Электронно-лучевая трубка.

§ 112



Закономерности протекания тока в проводящих жидкостях и газах.

§ 113-116



Зачёт № 8 по теме «Постоянный электрический ток»




ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (1 ч)


Итоговое повторение

§ 1-116

Уметь решать задачи с применением изученного материала

ОСЗ





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!