СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Профильное обучение физики в 10 классе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы
Рабочая программа разработана на основе:
Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);
федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г;
«Примерной программы основного общего образования по физике 10-11 классы» под редакцией П. Г. Саенко;
образовательной программы МБОУ «Цаганаманская гимназия» на 2016-2017 учебный год;
авторской программы « Физика для общеобразовательных учреждений 10 – 11 классы» Г.Я. Мякишева;
методических рекомендаций к учебникам Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского «Физика. 10 класс» и «Физика. 11 класс» (М.,«Просвещение», 2014)
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Примерного списка учебной литературы, утвержденного на 2016-2017 учебный год.
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; в необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений; чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В задачи обучения физики входят:
развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Место учебного предмета
Программа по физике для среднего (полного) общего образования в 10 классе составлена из расчёта часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования: 4 часов в неделю (136 часов за год обучения) на профильном уровне.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;
уметь
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитная индукция, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
• оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
• рационального природопользования и защиты окружающей среды.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Кинематика.(20ч) Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянном ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.
Демонстрации: Относительность движения. Прямолинейное и криволинейное движение. Запись равномерного и равноускоренного движения. Падение тел в воздухе и безвоздушном пространстве (трубки Ньютона). Направление скорости при движении тела по окружности.
Знать: понятия: материальная точка, относительность механического движения, путь, перемещение, мгновенная скорость, ускорение, амплитуда, период, частота колебаний.
Уметь: пользоваться секундомером. Измерять и вычислять физические величины (время, расстояние, скорость, ускорение). Читать и строить графики, выражающие зависимость кинематических величин от времени, при равномерном и равноускоренном движениях. Решать простейшие задачи на определение скорости, ускорения, пути и перемещения при равноускоренном движении, скорости и ускорения при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Изображать на чертеже при решении задач направления векторов скорости, ускорения. Рассчитывать тормозной путь.
Динамика.(20 ч). Статика (3ч) Законы сохранения в механике (14 ч)
Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения. Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.
Демонстрации: Проявление инерции. Сравнение массы тел. Второй закон Ньютона Третий закон Ньютона Вес тела при ускоренном подъеме и падении тела. Невесомость. Зависимость силы упругости от величины деформации. Силы трения покоя, скольжения и качения. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Изменение энергии тела при совершении работы. Переход потенциальной энергии тела в кинетическую.
Знать: понятия: масса, сила (сила тяжести, сила трения, сила упругости), вес, невесомость, импульс, инерциальная система отсчета, работа силы, Законы и принципы: Законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, зависимость силы трения скольжения от силы давления, закон сохранения импульса, закон сохранения и превращения энергии.
Практическое применение: движение искусственных спутников под действием силы тяжести, реактивное движение, устройство ракеты, КПД машин и механизмов.
Уметь: измерять и вычислять физические величины (массу, силу, жесткость, коэффициент трения, импульс, работу, мощность, КПД механизмов,). Читать и строить графики, выражающие зависимость силы упругости от деформации. Решать простейшие задачи на определение массы, силы, импульса, работы, мощности, энергии, КПД. Изображать на чертеже при решении задач направления векторов ускорения, силы, импульса тела. Рассчитывать силы, действующие на летчика, выводящего самолет из пикирования, и на движущийся автомобиль в верхней точке выпуклого моста; определять скорость ракеты, вагона при автосцепке с использованием закона сохранения импульса, а также скорость тела при свободном падении с использованием закона сохранения механической энергии. Оценивать и анализировать информацию по теме «Динамика» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях
Молекулярная физика.(14ч)
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Уравнение МКТ. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Тепловое равновесие. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел. Газовые законы. Испарение и кипение, Насыщенный пар. Относительная влажность. Кристаллические и аморфные тела.
Демонстрации Механическая модель броуновского движения. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме. Изохорный процесс. Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении. Изобарный процесс. Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре. Изотермический процесс. Кипение воды при пониженном давлении. Устройство психрометра и гигрометра. Явление поверхностного натяжения жидкости. Кристаллические и аморфные тела. Объемные модели строения кристаллов. Изменение внутренней энергии тела при теплопередаче и совершении работы. Изменение температуры воздуха при адиабатном расширении и сжатии. Модели тепловых двигателей.
Основы термодинамики .(17 ч) Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики.. Второй закон термодинамики. Тепловые двигатели. КПД двигателей.
Знать: понятия: тепловое движение частиц; массы и размеры молекул; идеальный газ; изотермический, изохорный, изобарный и адиабатный процессы; броуновское движение; температура (мера средней кинетической энергии молекул); насыщенные и ненасыщенные пары; влажность воздуха; анизотропии монокристаллов, кристаллические и аморфные тела; упругие и пластические деформации. внутренняя энергия, работа в термодинамике, количество теплоты. удельная теплоемкость необратимость тепловых процессов, тепловые двигатели.
Законы и формулы: основное уравнение молекулярно-кинетической теории, уравнение Менделеева — Клапейрона, связь между параметрами состояния газа в изопроцессах, первый закон термодинамики.
Практическое применение: использование кристаллов и других материалов и технике. тепловых двигателей на транспорте, в энергетике и сельском хозяйстве; методы профилактики и борьбы с загрязнением окружающей среды.
Уметь: решать задачи на расчет количества вещества, молярной массы, с использованием основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов, уравнения Менделеева – Клайперона, связи средней кинетической энергии хаотического движения молекул и температуры. Читать и строить графики зависимости между основными параметрами состояния газа. Пользоваться психрометром; определять экспериментально параметры состояния газа.
Электростатика.(17 ч) Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.
Демонстрации Электрометр. Взаимодействие зарядов. Электрическое поле двух заряженных шариков. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле.
Знать: понятия: элементарный электрический заряд, электрическое поле; напряженность, разность потенциалов, напряжение, электроемкость, диэлектрическая проницаемость, электролиз, диссоциация, рекомбинация, термоэлектронная эмиссия, собственная и примесная проводимость полупроводников, р – n - переход в полупроводниках.
Законы: Кулона, сохранения заряда. электролиза.
Практическое применение: защита приборов и оборудования от статического электричества, электролиза в металлургии и гальванотехнике, электронно-лучевой трубки, полупроводникового диода, терморезистора, транзистора.
Уметь: решать задачи на закон сохранения электрического заряда и закон Кулона; на движение и равновесие заряженных частиц в электрическом поле; на расчет напряженности, напряжения, работы электрического поля, электроемкости, по теме «Электрический ток в различных средах». Оценивать и анализировать информацию по теме «Электростатика» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно- популярных статьях.
Законы постоянного электрического тока.(14 ч) Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
Демонстрации Механическая модель для демонстрации условия существования электрического тока. Закон Ома для участка цепи. Распределение токов и напряжений при последовательном и параллельном соединении проводников. Зависимость накала нити лампочка от напряжения и силы тока в ней. Зависимость силы тока от ЭДС и полного сопротивления цепи.
Знать: понятия: сторонние силы и ЭДС; Законы: Ома для полной цепи.
Практическое применение: электроизмерительные приборы магнитоэлектрической системы.
Уметь: производить расчеты электрических цепей с применением закона Ома для участка и полной цепи и закономерностей последовательного и параллельного соединения проводников, оценивать и анализировать информацию по теме «Законы постоянного тока» содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Пользоваться миллиамперметром, омметром или авометром, выпрямителем электрического тока.
Собирать электрические цепи. Измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.
Электрический ток в различных средах. (11ч) Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников, р—п переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.
Демонстрации: Сравнение электропроводность и воды и раствора соли или кислоты. Электролиз сульфата меди. Зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещенности. Односторонняя электропроводность полупроводникового диода. Искровой разряд.
Знать: понятия: Законы: Практическое применение:.
Уметь: решать задачи на определение количества вещества выделившегося при электролизе, оценивать и анализировать информацию по содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Итоговое повторение курса физики 10 класса (4ч)
Учебно-тематическое планирование уроков физики в 10 классе
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе на: | ||
уроки | Лабораторные работы | Контрольные работы | |||
1. | ВВЕДЕНИЕ | 2 | 2 | - | - |
2. | КИНЕМАТИКА | 20 | 19 | - | 1 |
3. | ДИНАМИКА | 20 | 18 | 1 | 1 |
4. | СТАТИКА | 3 | 3 | - | - |
5. | ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ | 14 | 12 | 1 | 1 |
6. | МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА | 14 | 13 | 1 | - |
7. | ОСНОВЫ ТЕРМОДИНАМИКИ | 17 | 16 | - | 1 |
8. | ЭЛЕКТРОСТАТИКА | 17 | 16 | - | 1 |
9. | ЗАКОНЫ ПОСТОЯННОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА | 14 | 11 | 2 | 1 |
10. | ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ | 11 | 11 | - | - |
11. | ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ КУРСА ФИЗИКИ 10 КЛАССА | 4 | 3 | - | 1 |
| Всего: | 136 | 124 | 5 | 7 |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении физике в средней (полной) школе направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;
в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы по физике являются:
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т. д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;
использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;
использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
В области предметных результатов образовательное учреждение общего образования предоставляет ученику возможность на ступени среднего (полного) общего образования научиться на профильном уровне:
1. в познавательной сфере:
давать определения изученным понятиям;
разъяснять основные положения изученных теорий и гипотез;
описывать демонстрационные и самостоятельно проведённые эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык физики;
классифицировать изученные объекты и явления, самостоятельно выбирая основания классификации;
наблюдать и интерпретировать результаты демонстрируемых и самостоятельно проводимых опытов, физических процессов, протекающих в природе и в быту; исследовать физические явления;
обобщать знания и делать обоснованные выводы о физических закономерностях; структурировать учебную информацию;
интерпретировать информацию, полученную из других источников, оценивать её научную достоверность;
объяснять принципы действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способы обеспечения безопасности при их использовании;
самостоятельно добывать новое для себя физическое знание, используя для этого доступные источники информации;
применять приобретённые знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной человеческой жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
2. в ценностно-ориентационной сфере — прогнозировать, анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием техники;
3. в трудовой сфере — самостоятельно планировать и проводить физический эксперимент, соблюдая правила безопасной работы с лабораторным оборудованием;
4. в сфере физической культуры — оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами.
Критерии оценивания
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два – три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
ПРИМЕЧАНИЕ.
Оценка в полугодии выставляется как среднее арифметическое всех полученных оценок за текущий период.
В случае, если выходит спорная оценка, приоритет выставления полугодовой оценки устанавливается за контрольными работами.
Промежуточная аттестация учащихся проводится на основании текущих оценок за учебный период.
Календарно-тематическое планирование учебного материала на 2016-2017 учебный год
10 класс (4 часа в неделю)
№ урока | Дата пров. по плану | Дата пров. по факту | Раздел программы | Содержание (тема) урока | Элементы содержания | Требования к ур. подготовки | Экологические и региональные компоненты | Здоровьесберегающие компоненты | Д.З |
1 | | | ВВЕДЕНИЕ (2 часа) | Зарождение и развитие научного взгляда на мир | Необходимость познания природы. Физика - фундаментальная наука о природе. Зарождение и развитие современного метода исследования. Физика - экспериментальная наука | Понимать сущность научного познания окружающего мира. Приводить примеры опытов, уметь объяснить их. Формулировать методы научного познания Понимать, что законы физики имеют определённые границы применимости. Указывать границы применимости классической механики | | Пальчиковая гимнастика. Динамическая пауза. | §1 |
2 | | | Физическая картина мира | Физические законы и теории, границы их применимости. Физические модели, объясняющие природные явления | | конспект | |||
3-4 | | |
МЕХАНИКА (57 часов) КИНЕМАТИКА МАТЕРИАЛЬНОЙ ТОЧКИ (20 часов) | Координатный и векторный способы описания движения точки | Механическое движение. Материальная точка. Тело отсчёта. Траектория. Система отсчёта. Вектор. Закон движения тела в координатной и векторной форме | Понимать относительность механического движения. Владеть векторным и координатным способом при решении задач Знать уравнения прямолинейного равномерного движения; описывать движение по графикам Применять полученные знания при решении физических задач Знать формулу определения средней скорости и уметь её рассчитывать Знать уравнения ускорения и скорости прямолинейного равноускоренного движения; описывать движения по графикам Решать задачи по теме Знать формулу уравнения движения и уметь описывать движение по графику Знать формулу для расчёта параметров при свободном падении Вычислять дальность, высоту полёта, угол при баллистическом движении | | Беседа «Наша одежда». Массаж для глаз. Упражнения-пантомима «Изобрази». | §3-7 |
5-6 | | | Равномерное прямолинейное движение | Равномерное прямолинейное движение. График скорости. Графический способ нахождения перемещения. Графики зависимости координат тела и проекции скорости от времени | | §8,9 | |||
7 | | | Равномерное прямолинейное движение | Равномерное прямолинейное движение | | §10 | |||
8 | | | Мгновенная и средняя скорости | Средняя скорость. Единица скорости. Мгновенная скорость. Модуль мгновенной скорости. Вектор скорости | | §11-12 | |||
9-10 | | | Ускорение. Движение с постоянным ускорением | Мгновенное ускорение. Единица ускорения. Тангенциальное и нормальное ускорение. Направление ускорения. Скорость. Графики зависимости скорости и ускорения от времени | | §13-15 | |||
11-12 | | | Решение задач по теме «Ускорение. Движение с постоянным ускорением» | Мгновенное ускорение. Единица ускорения. Направление ускорения. Скорость. Графики зависимости скорости и ускорения от времени | | упр.3(1,2) | |||
13 | | | Уравнение прямолинейного равноускоренного движения | Уравнение и график зависимости координат от времени | | §16 | |||
14 | | | | Свободное падение | Ускорение свободного падения. Движение тела, брошенного вверх | Знать формулы для вычисления периода, частоты, ускорения, линейной и угловой скорости при криволинейном движении Определять результирующие параметры при участии тела в нескольких движениях одновременно Применять теоретические знания на практике Представлять механическое движение тела графиками зависимости координат и проекций скорости от времени. Определять координаты, пройденный путь, скорость и ускорение тела по графикам зависимости координат и проекций скорости от времени. Приобретать опыт работы в группе с выполнением различных социальных ролей . | | Физпауза. Динамическая пауза | §17 |
15 | | | Решение задач на свободное падение | Свободное падение | | упр.4 (3) | |||
16 | | | Баллистика. Уравнения баллистической траектории. Основные параметры баллистического движения | Движение тела, брошенного горизонтально. Движение тела, брошенного под углом к горизонту | | конспект | |||
17 | | | Движение тела, брошенного горизонтально. Движение тела, брошенного под углом к горизонту | Движение тела, брошенного горизонтально. Движение тела, брошенного под углом к горизонту | | §18 | |||
18 | | | Решение задач по теме «Кинематика материальной точки» | Кинематика материальной точки | | упр.4(6) | |||
19 | | | Равномерное движение точки по окружности | Равномерное движение по окружности. Способы определения положения частицы в произвольный момент времени. Фаза вращения, линейная и угловая скорости тела, период и частота вращения. Вывод формулы центростремительного ускорения | § 19 | ||||
20 | | | | Решение задач по теме «Равномерное движение по окружности» | Равномерное движение по окружности. Способы определения положения частицы в произвольный момент времени. Фаза вращения, линейная и угловая скорости тела, период и частота вращения. Вывод формулы центростремительного ускорения Относительная скорость при движении тел в одном направлении и при встречном движении | | | «Витаминная азбука». Беседа «Наша пища». «Изобрази»-повадки животных. | в тетради |
21 | | | Относительность механического движения | Равномерное, равноускоренное движение. Свободное падение | | конспект | |||
22 | | | Контрольная работа №1 « Кинематика» | Механическое движение. Материальная точка. Тело отсчёта. Траектория. Система отсчёта. Вектор. Закон движения тела в координатной и векторной форме | | Повторить § 3-19 | |||
23 | | | ДИНАМИКА (20 часов) | Первый закон Ньютона | Принцип инерции. Экспериментальное подтверждение закона инерции. Относительность движения и покоя. Инерциальные системы отсчёта. Преобразования Галилея. Закон сложения скоростей. Принцип относительности Галилея | Знать формулировку первого закона Ньютона, приводить примеры, объяснять физический смысл, границы применимости Знать: причину появления ускорения у тела, связь между ускорением и силой, закон взаимодействия, и принцип суперпозиции сил Знать закон всемирного тяготения и законы движения планет Знать формулу силы тяжести и определять | Инерция в живой природе. Использование инерционных фильтров для очистки воздуха | § 22-24 | |
24-25 | | | Сила. Второй и третий законы Ньютона | Сила - причина изменения скорости тел, мера взаимодействия тел. Силы действия и противодействия. Третий закон Ньютона. Примеры действия и противодействия | Проявление действия и противодействия при выделке войлока | §25-28 | |||
26-27 | | | | Законы Ньютона | Законы Ньютона | центр тяжести тел сложной формы Знать закон Гука и указывать границы его применимости Определять центростремительное ускорение шарика при его равномерном движении по окружности Используя теоретические модели, объяснять формулы для расчёта веса тела в разных условиях Знать формулы для расчёта сил трения и сопротивления Применять теоретические знания на практике Решать задачи при нахождении тел в неинерциальных системах отсчёта Измерять массу тела. Измерять силы взаимодействия тел. Вычислять значения сил по известным значениям масс взаимодействующих тел и их ускорений. Вычислять значения ускорений тел по известным значениям действующих сил и масс тел. | | Динамическая гимнастика. | §29-30 |
28 | | | Закон всемирного тяготения | Гравитационные силы. Законы Кеплера. Гравитационное притяжение. Закон всемирного тяготения. Опыт Кавендиша. Гравитационная постоянная | Использов.приливной энергии-пример применениязакона всемирн. тяготения для реш. экологич проблем. | § 32,33 | |||
29 | | | Решение задач по теме: «Закон всемирного тяготения» | Гравитационные силы. Законы Кеплера. Гравитационное притяжение. Закон всемирного тяготения. Опыт Кавендиша. Гравитационная постоянная | | упр. 7(3) | |||
30 | | | Сила тяжести. Первая космическая скорость | Сила тяжести и центр тяжести. Первая космическая скорость | | Пальчиковая гимнастика. . Упражнения-пантомима «Изобрази». | § 34-35 | ||
31 | | | Сила упругости | Сила упругости. Закон Гука. Виды деформации | | §36,37 | |||
32 | | | Лабораторная работа № 1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести» | Сила тяжести и центр тяжести. Сила упругости. Закон Гука | | повторить §36,37 | |||
33-34 | | | | Применение сил в природе | Применение сил в природе | Проверять экспериментально результаты теоретических расчётов значений действующих сил и ускорений взаимодействующих тел. Применять закон всемирного тяготения при расчётах сил и ускорений взаимодействующих тел | | Физпауза. Физпауза «Как живешь?». Беседа «Витаминная азбука». Беседа «Наша пища». | конспект |
35 | | | Вес тела | Вес тела и его зависимость от условий | | конспект | |||
36 | | | Силы трения и сопротивления | Силы трения и сопротивления: природа и виды | | § 38 | |||
37 | | | Силы трения и сопротивления | Силы трения и сопротивления | | § 39 | |||
38 | | | Движение связанных тел | Силы в природе | | §70-72 | |||
39 | | | Законы динамики | Законы динамики | | §73-74 | |||
40 | | | Законы динамики | Законы динамики | | Глава 8-11 | |||
41 | | | Контрольная работа №2 «Динамика» | Законы динамики | | § 75,76 | |||
42 | | | Неинерциальные системы отсчёта | Силы инерции. Неинерциальные системы, движущиеся прямолинейно и вращающиеся | Адиабатные процессы в природе. | §78,79 | |||
43 | | |
СТАТИКА (3 часа) | Условия равновесия твёрдого тела. Виды равновесия | Условия равновесия твёрдого тела. Центр тяжести. Виды равновесия | Знать условия равновесия твёрдого тела и виды равновесия Уметь решать задачи по теме силы и тела, понимать смысл второго закона Ньютона Раскрывать смысл закона сохранения импульса и указывать границы его применения Понимать смысл реактивного движения Знать физический смысл механической работы и мощности Знать: формулы для расчёта потенциальной энергии тела в поле тяжести Земли и упругодеформированной пружины; кинетическую энергию тела Раскрывать смысл закона сохранения энергии и указывать границы его применения Измерять потенциальную энергию поднятого над землей тела и упруго деформированной пружины Знать результаты абсолютно упругих и неупругих столкновений при разных условиях и применять их при решении задач Измерять импульс тела. Применять закон | | «Изобрази»-повадки животных. Динамическая гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Игровой момент. | §54,55 |
44 | | | Решение задач по теме «Законы статики» | Законы статики | | Упр.10 (4,5) | |||
45 | | | Условия равновесия твёрдого тела. Виды равновесия | Условия равновесия твёрдого тела. Центр тяжести. Виды равновесия | | §56 | |||
46 | | | ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ (14 часов) | Импульс силы и импульс тела | Импульс силы - временная характеристика силы. Единица импульса силы. Импульс тела. Единица импульса тела. Общая формулировка закона Ньютона | | § 41 | ||
47 | | | Закон сохранения импульса | Закон сохранения импульса | Реактивное движение в природе. Экологическая сторона полетов реактивных самолетов. Использ. кислородно-водородного топлива. | ||||
48 | | | Закон сохранения импульса | Закон сохранения импульса | §42 | ||||
49 | | | Реактивное движение | Реактивное движение | §43 | ||||
50 | | | | Работа силы. Мощность | Работа силы. Мощность. Единицы измерения | сохранения импульса для вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях. Измерять работу сил и изменение кинетической энергии тела. Применять закон сохранения механической энергии при расчётах результатов взаимодействий тел гравитационными силами и силами упругости | | Динамическая пауза. Беседа «Наша одежда». Массаж для глаз. Упражнения-пантомима «Изобрази». Физпауза. | §45,46 |
51 | | | Энергия | Понятие «потенциальная энергия тела и упругодеформированная пружина в поле тяжести Земли». Кинетическая энергия тела и её единица. Теорема о кинетической энергии | | §47 | |||
52 | | | Закон сохранения энергии | Закон сохранения энергии | Использование энергии воды, ветра. | §52 | |||
53 | | | Закон сохранения энергии | Закон сохранения энергии | | §52 | |||
54 | | | Лабораторная работа № 2 «Изучение закона сохранения энергии» | Закон сохранения энергии | | Повторить §47-52 | |||
55 | | | Изменение энергии системы под действием внешних сил | Изменение энергии системы под действием внешних сил | | §53 | |||
56 | | | Изменение энергии системы под действием внешних сил | Изменение энергии системы под действием внешних сил | | §53 | |||
57 | | | Абсолютно упругие и неупругие столкновения шаров | Абсолютно упругие и неупругие столкновения шаров | | конспект | |||
58 | | | Упругие и неупругие столкновения | Упругие и неупругие столкновения | | конспект | |||
59 | | | Контрольная работа №3 «Законы сохранения» | Законы сохранения
| | повторить §47-53 | |||
60 | | | МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА (31 час) ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ГАЗОВЫЕ ЗАКОНЫ (14 часов) | Основные положения молекулярно - кинетической теории | Основные положения молекулярно - кинетической теории. Масса молекул, количество вещества | молекулярно-кинетической теории Иметь понятие о температуре и разных шкалах измерения. Переводить температуры из одной шкалы в другую Знать уравнение Менделеева-Клапейрона; уравнения и графики изопроцессов Определять зависимость объема газа от температуры при постоянном давлении Знать основное уравнение молекулярно-кинетической теории Понимать, что температура - мера средней кинетической энергии; знать физический смысл наиболее вероятной скорости Знать формулы для расчёта внутренней энергии n-атомного идеального газа Выполнять эксперименты, служащие обоснованию молекулярно-кинетической теории. Решать задачи с применением основного уравнения | | Динамическая пауза. Беседа «Наша одежда». Массаж для глаз. Упражнения-пантомима «Изобрази». Физпауза. | §57-59 |
61-62 | | | Основные положения молекулярно - кинетической теории | Основные положения молекулярно - кинетической теории | | §60 | |||
63 | | | Основное уравнение молекулярно - кинетической теории | Идеальный газ; среднее значение скорости теплового движения молекул; основное уравнение молекулярно-кинетической теории | | §65 | |||
64 | | | Температура - мера средней кинетической энергии | Температура - мера средней кинетической энергии. Постоянная Больцмана. Наиболее вероятная скорость | | §66,67 | |||
65 | | | Температура | Температура и тепловое равновесие. Абсолютная шкала температур | | §68 | |||
66-67 | | | Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы | Уравнение Менделеева-Клапейрона. Уравнения и графики изопроцессов | | §70,71 | |||
68 | | | Примеры решения задач на газовые законы | Газовые законы | | в тетради | |||
69 | | | Лабораторная работа №3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака» | Уравнение Менделеева-Клапейрона. Закон Гей-Люссака | | повторить §70,71 | |||
70 | | | Решение задач на газовые законы | Газовые законы | | упр.13 (9) | |||
71 | | | Внутренняя энергия идеального газа. | Внутренняя энергия идеального газа | | §77 | |||
72-73 | | | | Основы молекулярно- кинетической теории | Газовые законы
| молекулярно-кинетической теории газов. Определять параметры вещества в газообразном состоянии на основании использования уравнения состояния идеального газа. Представлять графиками изохорный, изобарный и изотермический процессы. Вычислять среднюю кинетическую энергию теплового движения молекул по известной температуре вещества. Исследовать экспериментально тепловые свойства вещества | | ОРУ без предмета. Беседа «Уход за одеждой». | конспект |
74 | | |
ОСНОВЫ ТЕРМОДИНАМИКИ (17 часов) | Работа в термодинамике | Работа в термодинамике | | | §78 | |
75 | | | Количество теплоты | Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. Удельная теплоёмкость | Знать формулу для расчёта работы в термодинамике и её графическое истолкование Понимать эквивалентность количества теплоты и работы; физический смысл удельной теплоёмкости Знать первый закон термодинамики и применять | | Дыхательные упражнения. Комплекс релаксационных упражнений. Массаж глаз. | §79 | |
76-77 | | | Первый закон термодинамики | Первый закон термодинамики и его интерпретация для изопроцессов. Адиабатный процесс | | §80 | |||
78 | | | Законы термодинамики | Законы термодинамики | | §81 | |||
79 | | | | Теплоёмкость газа при постоянном давлении и объёме. Второй закон термодинамики | Теплоёмкость газа при постоянном давлении и объёме. Второй закон термодинамики | его для изопроцессов Знать смысл второго закона термодинамики и границы его применимости Уметь рассчитывать и определять абсолютную и относительную влажность Знать формулу для расчёта силы поверхностного натяжения; расчёта высоты и опускания жидкости при капиллярных явлениях Познакомиться с видами твёрдых тел и их структурой Уметь рассчитывать энергию при переходе вещества из твёрдого состояния в жидкое и обратно Знать формулы расчёта теплового объёмного и линейного расширения жидкостей и твёрдых тел Измерять количество теплоты в процессах теплопередачи. Рассчитывать количество теплоты, необходимой для осуществления заданного процесса с теплопередачей. Рассчитывать количество теплоты, | | §82 | |
80-81 | | | Принцип действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей | Принцип действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей. Тепловая машина Карно | | §84 | |||
82 | | | Тепловые машины | Тепловые машины | | конспект | |||
83 | | | Взаимное превращение жидкостей и газов | Насыщенные и ненасыщенные пары; изотермы реального газа; критическая температура. Кипение | | конспект | |||
84 | | | Влажность | Абсолютная и относительная влажность | | конспект | |||
85 | | | Поверхностное натяжение. Капиллярные явления | Поверхностное натяжение. Капиллярные явления. Менисковые давления | | конспект | |||
86 | | | Твёрдые тела | Кристаллические и аморфные тела. Виды и типы кристаллических решёток. Дефекты кристаллов. Жидкие кристаллы | | конспект | |||
87 | | | Механические свойства твёрдых тел | Объяснение механических свойств твёрдых тел на основе молекулярно-кинетической теории. Закон пластической деформации. Диаграмма зависимости механического напряжения от деформации | | конспект | |||
| | ||||||||
88 | | | | Плавление и отвердевание. Фазовые переходы | Удельная теплота плавления | необходимой для осуществления процесса перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое. Рассчитывать работу, совершенную газом, по графику зависимости р (V). Вычислять работу газа, совершённую при изменении состояния по замкнутому циклу. Вычислять КПД при совершении газом работы в процессах изменения состояния по замкнутому циклу. Объяснять принципы действия тепловых машин. | | «Набери воздух». Упражнения для шеи, позвоночника. Динамическая пауза. | конспект |
89 | | | Урок решения задач на плавление и отвердевание | Плавление и отвердевание | | упр.15 (2,3) | |||
90 | | | Контрольная работа № 4 «Молекулярная физика и основы термодинамики» | Основы термодинамики и молекулярная физика | | повторить главу | |||
91 | | | ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (42 часа) ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОСТАТИКИ (17 часов) | Закон Кулона | Единицы электрического заряда; закон Кулона; суперпозиция сил Кулона | Знать закон Кулона и иметь понятие о суперпозиции сил Кулона. Знать формулы для определения напряженности точечного заряда, сферы, шара и плоскости Знать теорему Гаусса. Объяснять физический смысл входящих величин Понимать поведение проводников и диэлектриков в электрическом поле Понимать, что такое по | | §89 | |
92-93 | | | Закон Кулона | Единицы электрического заряда; закон Кулона; суперпозиция сил Кулона | | §90 | |||
94 | | | Напряженность электрического поля | Электрическое поле и линии напряженности. Напряженность поля точечного заряда, сферы, шара и плоскости | Использование электрических полей в медицине. Электрическое поле в природе. | §92,93 | |||
95 | | | | Напряжённость электрического поля | Напряжённость электрического поля | тенциал электрического поля и разность потенциалов; знать формулы вычисления работы электрического поля по переносу зарядов Рассчитывать энергию взаимодействующих зарядов Знать о методах измерения разности потенциалов Знать формулы для определения ёмкости конденсаторов Знать распределение параметров при последовательно и параллельно соединенных конденсаторах Вычислять силы взаимодействия точечных электрических зарядов. Вычислять напряжённость электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Вычислять потенциал электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Измерять разность потенциалов. Измерять энергию электрического поля заряженного конденсатора. Вычислять энергию электрического поля заряженного конденсатора | | Пальчиковая гимнастика. Динамическая пауза. Беседа «Наша одежда». Массаж для глаз. Упражнения-пантомима «Изобрази». | §94 |
96 | | | Проводники и диэлектрики в электрическом поле | Проводники и диэлектрики в электрическом поле | | §95 | |||
97 | | | Потенциал электрического поля и разность потенциалов | Потенциал электрического поля и разность потенциалов. Работа поля по переносу заряда | | §96,98 | |||
98 | | | Потенциал электрического поля и разность потенциалов | Потенциал электрического поля и разность потенциалов | | §99,100 | |||
99 | | | Энергия взаимодействия точечных зарядов | Энергия взаимодействия точечных зарядов | | §99,100 | |||
100 | | | Основы электростатики | Основы электростатики | | конспект | |||
101 | | | Измерение разности потенциалов | Измерение разности потенциалов, и потенциала произвольных точек пространства | | §99,100 | |||
102 | | | Электрическая ёмкость, конденсаторы | Электрическая ёмкость, конденсаторы | | §101 | |||
103 | | | Типы конденсаторов | Плоские и сферические конденсаторы | | §102,103 | |||
104 | | | Соединение конденсаторов | Последовательно и параллельно соединенные конденсаторы | | конспект | |||
105 | | | Соединения конденсаторов | Последовательно и параллельно соединенные конденсаторы | | конспект | |||
106 | | | Энергия конденсаторов | Энергия конденсаторов | | конспект | |||
107 | | | Основы электростатики | Основы электростатики | | конспект | |||
108 | | | ЗАКОНЫ ПОСТОЯН НОГО ТОКА (14 часов) | Что такое электрический ток. Электрическое поле проводника с током | Направление тока, действие тока, его плотность и сила | Знать формулы для расчёта плотности и силы тока, их единицы измерения Знать формулы закона Ома и расчета сопротивления проводников; Знать формулы на расчёт работы и мощности тока и количества выделенного тепла при прохождении тока по участку цепи. Рисовать схемы цепей и рассчитывать их параметры Решать задачи на расчёт сложных комбинированных цепей Познакомиться с видами источников тока Знать формулу закона Ома для полной цепи и рассчитывать параметры цепи, содержащей ЭДС Проверить закон Ома для полной цепи Измерять мощность электрического тока. Измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока. Выполнять расчёты силы тока и напряжений на участках электрических цепей. Определять температуру нити накаливания. | Применение экологически чистых источников тока (солнечные батареи и т.п.). Возможность применения энергии Солнца, ветра для получения электроэнергии. | Упражнения для осанки. Физпауза. Динамическая пауза | §104,105 |
109 | | | Закон Ома для участка цепи. Сопротивление проводника | Закон Ома, сопротивление, единицы сопротивления, удельное сопротивление. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость | | §106 | |||
110 | | | Работа и мощность тока | Работа и мощность тока. Закон Джоуля - Ленца | | §108 | |||
111 | | | Электрические цепи | Последовательное и параллельное соединение проводников | | §107 | |||
112 | | | Электрические цепи | Последовательное и параллельное соединение проводников | | §107 | |||
113 | | | Лабораторная работа №4 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников» | Последовательное и параллельное соединение проводников | | повторить §104,107 | |||
114 | | | | Закон Ома для электрических цепей | Закон Ома для электрических цепей | | | Упражнения для осанки. Физпауза. Динамическая пауза | конспект |
115 | | | Измерение силы тока, напряжения и сопротивления | Измерение силы тока, напряжения и сопротивления | | конспект | |||
116 | | | Электродвижущая сила | Электродвижущая сила. Природа сторонних сил | | §109 | |||
117 | | | Закон Ома для полной цепи | Закон Ома для участка цепи, содержащей ЭДС и для полной цепи | | §110 | |||
118 | | | Правила Кирхгофа | Правила Кирхгофа | | конспект | |||
119 | | | Лабораторная работа № 5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источнока» | Закон Ома для полной цепи | | повторить §109 | |||
120 | | | Закон Ома для полной цепи | Закон Ома для полной цепи | | §110 | |||
121 | | | Контрольная работа № 5 «Электродинамика» | Электродинамика | | упр. 19 (6,7) | |||
122 | | | ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ (11 часов) | Электронная проводимость металлов | Электрическая проводимость различных веществ. Проводимость металлов | Знать понятие свободных носителей заряда Знать формулу зависимости сопротивления проводника и удельного сопротивления от температуры Понимать процесс сверхпроводимости | | §111,112 | |
123 | | | Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость | Зависимость сопротивления проводника от температуры, температурный коэффициент. Сверхпроводимость различных веществ. Высокотемпературная сверхпроводимость | | §113,114 | |||
124 | | | | Электрический ток в полупроводниках | Строение полупроводников. Электронная и дырочная проводимость | Знать понятия электрона и дырки. Понимать процесс передачи электрического тока в полупроводниках Знать различие между собственной проводимостью и примесной, донорной и акцепторной Знать понятия – зона перехода, прямой и обратный переходы Знать принцип работы полупроводникового диода | | | §115 |
125 | | | Электрическая проводимость полупроводников при наличии примесей | Примесная проводимость. Донорная и акцепторная проводимости | | §116 | |||
126 | | | Электрический ток через контакт полупроводников p- и n-типов | Электрический ток через контакт полупроводников p- и n-типов | | §117 | |||
127 | | | Полупроводниковый диод. Транзисторы | Принцип работы полупроводникового диода. Принцип работы транзистора | Знать принцип работы транзистора, знать понятия – база, эмиттер, коллектор Знать понятия – термоэлектронная эмиссия. Знать принцип работы вакуумного диода Знать принцип работы электронно-лучевой трубки и ее применение Знать понятие электролиза. Применение электролиза Знать закон электролиза Электрический разряд в газе. Проводимость газов. Рекомбинация Плазма и ее свойства Измерять электрический заряд электрона. Снимать вольтамперную характеристику диода | | «Набери воздух». Упражнения для шеи, позвоночника. | §118,119 | |
128 | | | Электрический ток в вакууме. | Принцип работы вакуумного диода | | §120 | |||
129 | | | Электронные пучки. Электронно-лучевая трубка | Электронные пучки. Принцип работы электронно-лучевой трубки | | §121 | |||
130 | | | Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза | Ионная проводимость. Электролиз. Закон электролиза Фарадея | Электрофарез. | §122,123 | |||
131 | | | Электрический ток в газах | Электрический разряд в газе. Проводимость газов. Рекомбинация. Несамостоятельный и самостоятельный разряды | | §124,125 | |||
132 | | | Плазма | Плазма и ее свойства | | §126 | |||
133 | | | ПОВТОРЕНИЕ (4часов) | Повторение | Повторение материала, изученного в 10 классе | Применять полученные знания в нестандартных ситуациях, для объяснения явлений природы и принципов работы технических устройств; использовать приобретенные знания и умения для подготовки докладов, рефератов и других творческих работ; обосновывать высказываемое мнение, уважительно относиться к мнению оппонента и сотрудничать в процессе совместного выполнения задач | | Динамическая пауза | |
134 | | | Итоговая контрольная работа | | | | |||
135-136 | | | Повторение | Разбор задач типа ЕГЭ | | |
Требования к уровню подготовки учащегося
В результате изучения физики на профильном уровне ученик должен
знать/понимать:
смысл понятий; физическое явление, физическая. величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная течка, вещество, взаимодействие, идеальный газ.
смысл физических величин: перемещение, скорость. ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолюная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила;
смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь:
описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризация тел при их контакте; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения;
приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;
описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;
применять полученные знания для решения физических задач;
определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
измерять скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернет);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов;
анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды;
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
Рабочая программа по физике для 10 классов составлена на основе примерной программы федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2014 г., авторской программы по физике под редакцией Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева и др.
Данная программа используется для УМК Г.Я. Мякишева, утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 5 лабораторных работ, 6 контрольных работ.
Школьный кабинет физики оснащен полным комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы. Демонстрационное обеспечивает возможность наблюдения всех изучаемых явлений, включенных в программу основной школы. Система демонстрационных опытов предполагает использование как классических аналоговых измерительных приборов, так и современных цифровых средств измерений.
Использование тематических комплектов лабораторного оборудования по механике, молекулярной физике, электричеству и оптике способствует:
формированию умения учащимися делать подбор оборудования в соответствии с целью проведения самостоятельного исследования;
проведению экспериментальной работы на любом этапе урока;
уменьшению трудовых затрат учителя при подготовке к урокам.
Кабинет физики, кроме лабораторного и демонстрационного оборудования оснащен:
комплектом технических средств оборудования, компьютером с мультимедиапроектором;
компакт-дисками с программами лабораторных работ, подготовки к ЕГЭ, научно-популярными фильмами;
учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературой (учебниками, сборниками задач, журналами, руководствами по проведению учебного эксперимента, инструкциями по эксплуатации учебного оборудования);
картотекой с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ учащихся, проведения контрольных работ;
комплексом тематических таблиц по всем разделам школьного курса физики, портретами выдающихся физиков.
На стенах кабинета размещены таблицы со шкалой электромагнитных волн, таблица приставок и единиц СИ, портреты ученых.
Учебно-методическое обеспечение
Учебник «Физика 10 класс» | Мякишев Г.Я. | 2014 |
Сборник задач по физике 10-11 класс | Рымкевич А.П. | 2014 |
| | |
| | |
Материально-техническое обеспечение
Интернет-ресурсы
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru;
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru;
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://ege.edu.ru;
Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru.
Электронные издания
Учебное электронное издание «Физика» 7-11 классы, практикум
Библиотека электронных наглядных пособий «Физика» 7-11 классы
Физика 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ
ВВС DVD коллекция «Эта загадочная планета»
Контрольно-измерительные материалы
1. Контрольная работа № 1 «Кинематика»
2. Контрольная работа № 2 «Динамика»
3. Контрольная работа № 3 «Законы сохранения»
4. Контрольная работа № 4 «Молекулярная физика. Тепловые явления»
5. Контрольная работа №5 «Основы электродинамики»
6. Итоговая контрольная работа за I полугодие
7. Итоговая контрольная работа за 10 класс
Контрольная работа № 1
«Кинематика»
Вариант 1
1. В начальный момент времени для данного тела х0 = 3 м, а ѵх = -1 м/с.
а) Запишите уравнение движения тела, если оно движется прямолинейно и равномерно.
б) Постройте график движения тела.
в) Постройте график скорости тела.
2. Уравнения движения двух тел имеют вид: x1 = 5 – 2t и x2 = -3 + 3t.
а) Постройте графики движения этих тел.
б) Найдите время и место встречи этих тел.
3. Тело брошено вертикально вверх со скоростью 9 м/с. На какой высоте скорость тела уменьшится в 3 раза?
4. Уравнение движения имеет вид: x = 3 + 2t – t2.
а) Запишите уравнение скорости и постройте график скорости.
б) Постройте график движения тела за первые три секунды.
5. Уравнение скорости тела имеет вид ѵ = 5 + 2t. Найдите перемещение тела за третью секунду.
Вариант 2
1. Тело движется прямолинейно и равномерно. Известно, что x0 = -3 м, а ѵx = 1 м/с.
а) Запишите уравнение движения этого тела.
б) Постройте график движения тела.
в) Постройте график скорости тела.
2. Уравнения движения двух тел имеют вид: x1 = 5 – 3t и x2 = -3 + t.
а) Постройте графики движения этих тел.
б) Найдите время и место встречи этих тел.
3. Тело брошено вертикально вверх со скоростью 12 м/с. На какой высоте скорость тела уменьшится в 2 раза?
4. Уравнение движения тела имеет вид: x = 1 – 2t + t2.
а) Запишите уравнение скорости и постройте график скорости.
б) Постройте график движения тела за первые три секунды.
5. Уравнение скорости тела имеет вид: ѵ = 2 + 5t. Найдите перемещение тела за четвертую секунду.
Контрольная работа № 2
«Динамика»
Вариант 1
1. Шары массой 600 г и 900 г сталкиваются. Какое ускорение получит первый шар, если ускорение второго шара – 0,2 м/с2?
2. Две силы – F1 = 6 H и F2 = 8 Н – приложены к одной точке тела. Угол между векторами F̅1 и F̅2 равен 900. Чему равен модуль равнодействующей этих сил?
3. Автомобиль массой 1 т, трогаясь с места, разгоняется до скорости 72 км/ч на расстоянии в 100 м. Найдите силу тяги двигателя.
4. Как изменится расстояние между телами, если сила их взаимного притяжения увеличилась в 4 раза?
5. Как изменится сила трения скольжения при движении бруска по горизонтальной поверхности, если площадь соприкасающихся поверхностей уменьшить в 2 раза? (Сила нормального давления не изменяется.) Ответ обосновать.
6. Когда к пружине длиной 13 см подвесили груз массой в 1 кг, ее длина стала равной 15 см. Найдите коэффициент жесткости пружины.
Вариант 2
1. Шар массой 0,5 кг сталкивается с шаром неизвестной массы. Полученные ими ускорения равны 0,1 м/с2 и 0,2 м/с2 соответственно. Определите массу второго шара.
2. Две силы F1 = F2 = 5 Y приложены к одной точке тела. Угол между векторами F̅1 и F̅2 равен 1200. Чему равен модуль равнодействующей этих сил?
3. Автомобиль массой 2 т, трогаясь с места, прошел путь 100 м за 10 с. Найдите силу тяги двигателя.
4. Как изменится сила взаимного притяжения тел, если расстояние между телами увеличить в 3 раза?
5. Как изменится сила трения скольжения при движении бруска по горизонтальной поверхности, если площадь соприкасающихся поверхностей увеличить в 2 раза? (Сила нормального давления не изменяется.) Ответ обосновать.
6. Когда к пружине длиной 12 см подвесили груз, ее длина стала равной 15 см. Найдите массу груза, если коэффициент жесткости пружины равен 900 Н/м.
Контрольная работа № 3
«Законы сохранения»
Вариант 1
1. С какой скоростью должен лететь футбольный мяч массой 320 г, чтобы его
импульс был равен импульсу пули массой 8 г, летящей со скоростью 640
м/с?
2. Два абсолютно неупругих шара массой m1 = 0,6 кг и m2 = 0,4 кг,
движущиеся по горизонтальной плоскости со скоростью ѵ1 = 5 м/с и
ѵ2 = 10 м/с, направленные под углом 900 друг к другу, неупруго
сталкиваются. Определите скорость системы после столкновения.
3. Какую работу совершает штангист, поднимая штангу массой 180 кг на
высоту 2 м с ускорением а = 5 м/с2?
4. Пуля массой m = 10 г, летевшая со скоростью ѵ = 600 м/с, попала в
баллистический маятник массой М = 5 кг и застряла в нем. На какую
высоту, откачнувшись после удара, поднялся маятник?
5. Шар массой m1 = 200 г, движущийся со скоростью ѵ1 = 10 м/с, ударяет
неподвижный шар (ѵ2 = 0) массой m2 = 800 г. Удар прямой, абсолютно
упругий. Каковы будут скорости шаров после удара?
Вариант 2
1. С какой скоростью должна лететь хоккейная шайба массой 160 г, чтобы ее
импульс был равен импульсу пули массой 8 г, летящей со скоростью 700
м/с?
2. Человек массой 60 кг бежит со скоростью 8 км/ч. Догнав тележку,
движущуюся со скоростью 2,9 км/ч, он вскакивает на нее. Какова будет
скорость тележки после этого, если ее масса равна 80 кг?
3. Груз массой 50 кг поднимают вертикально вверх с ускорением 2,5 м/с2.
Определите работу, совершенную при подъеме груза на высоту 24 м.
4. Растянутая пружина, сокращаясь, увлекает за собой тело массой m= 800 г
по горизонтальной плоскости без трения. В момент, когда деформация
пружины равна нулю, тело движется со скоростью ѵ = 2 м/с. Определите
величину деформации пружины, если ее жесткость k = 8 кН/м.
5. Шары массой m1 = 400 г и m2 = 100 г движутся навстречу друг другу со
скоростью ѵ1 = 2 м/с и ѵ2 = 5 м/с. Определите скорость каждого шара
после удара, если удар прямой , абсолютно упругий.
Контрольная работа № 4
«Молекулярная физика. Тепловые явления»
Вариант 1
1. Определите число молекул, содержащихся в 12 г гелия.
2. Давление газа p = 2,5 мПа, концентрация молекул n = 1016 м-3. Какова средняя кинетическая энергия одной молекулы?
3. Газ массой 24 г при температуре 112 0С и давлении 2 МПа занимает объем 1,2 л. Определите молярную массу газа.
4. Изобразите циклический процесс на диаграммах pV и VT.
5. Чему равно изменение внутренней энергии идеального одноатомного газа, взятого в количестве 6 моль, при его нагревании на 100 К?
6. В сосуде находится смесь 200 г воды и 130 г льда при 0 0С. Какой будет температура смеси, если в сосуд ввести 25 г водяного пара при 100 0С?
Вариант 2
1. Определите число молекул, содержащихся в 12 г водорода.
2. В колбе 1,2 л содержится 5.1022 атомов гелия. Какова средняя кинетическая энергия каждого атома, если давление газа в колбе 2.105 Па?
3. Кислород находится в сосуде вместимостью 0,4 м3 под давлением 8,2.105 Па и при температуре 52 0С. Определите массу кислорода.
4.Изобразите циклический процесс на диаграммах pV и VT.
5. На сколько изменяется внутренняя энергия гелия, взятого в количестве 5 моль, при увеличении температуры на 20 0С?
6. В сосуд, содержащий 2 кг воды и некоторое количество льда, при 0 0С было введено 400 г водяного пара при температуре 100 0С, в результате чего температура смеси стала 70 0С. Определите массу льда.
Контрольная работа № 5
«Основы электродинамики»
Вариант 1
1. Два заряда по 1,3.10-9 Кл каждый взаимодействуют в вакууме с силой 1,69.10-5 Н. Определите расстояние между зарядами.
2. Между двумя точечными зарядами q1 = + 4 нКл и q2 = -5 нКл расстояние в вакууме равно 0,6 м. Определите напряженность поля в средней точке между зарядами.
3. Емкость конденсатора 5 мкФ, его энергия – 2,5 Дж. Определите заряд конденсатора.
4. К источнику тока, ЭДС которого равна 5 В, присоединили лампу сопротивлением R = 12 Ом. Найдите напряжение на лампе, если внутреннее сопротивление источника r = 0,5 Ом.
5. Три резистора сопротивлением R1 = 2 Ом, R2 = 2,5 Ом и R3 = 3 Ом соединены последовательно в электрическую цепь. Определите напряжение всей цепи, если напряжение на резисторе R2 равно 6 В.
Вариант 2
1. Два заряда по 3.10-9 Кл каждый взаимодействуют в вакууме с силой 4.10-5 Н. Определите расстояние между зарядами.
2. Расстояние между двумя точечными зарядами q1 = +5 нКл и q2 = - 6 нКл равно 10 см. Определите напряженность поля в вакууме в точке, лежащей посередине между зарядами.
3. Емкость конденсатора 5 мкФ, а его энергия – 1,6 Дж. Определите напряжение на обкладках конденсатора.
4. Электрическая цепь состоит из источника тока с ЭДС 6 В и внутренним сопротивлением 2 Ом, а также некоторого резистора. Определите сопротивление резистора, если сила тока в цепи равна 0,6 А.
5. Три резистора сопротивлением R1 = 10 Ом, R2 = 20 Ом и R3 = 25 Ом соединены параллельно и включены в электрическую цепь напряжением 40 В. Определите общую силу тока в цепи.
Итоговая контрольная работа по физике 10 класс за 1 полугодие
I вариант
1. Катер, трогаясь с места, за 2,5 с набирает скорость 43,2 км/ч. С каким ускорением движется катер? Чему равно его перемещение за это время?
2. Два бруска, связанные невесомой нерастяжимой нитью, тянут с силой F = 2 Н вправо по столу. Массы брусков m1 = 0,2 кг и m2 = 0,3 кг, коэффициент трения скольжения бруска по столу μ = 0,2. С каким ускорением движутся бруски?
3. Во сколько раз сила притяжения Земли к Солнцу больше силы притяжения Меркурия к Солнцу? Масса Меркурия составляет 1/18 массы Земли, а расположен он в 2,5 раз ближе к Солнцу, чем Земля.
4. Два шара движутся навстречу друг другу со скоростями 1м/с и 0,5м/с. После удара шарики движутся в противоположные стороны со скоростями 0,5м/с и 1,5м/с. Найти массу второго шарика, если масса первого 1 кг
II вариант
1. Автомобиль трогается с места с ускорением 2,4 м/с2. Каково его перемещение за 6,5 с? Какую скорость он наберет за это время?
2. На наклонной плоскости длинной 5 м и высотой 3 м находится груз массой 50 кг. Какую силу, направленную вдоль плоскости, нужно приложить, чтобы тянуть с ускорением 1 м/с2? Коэффициент трения 0,2.
3. Во сколько раз сила притяжения Земли к Солнцу меньше силы притяжения Венеры к Солнцу? Масса Венеры составляет 0,8 массы Земли, а расстояние от Солнца до Венеры составляет 0,7 расстояния от Солнца до Земли.
4. Снаряд массой 20 кг, летящий горизонтально со скоростью 50м/с, попадает в платформу с песком и застревает в ней. С какой скоростью начнет двигаться платформа, если ее масса 10 т?
Итоговая контрольная работа по физике 10 класс
I вариант
1. Катер, трогаясь с места, за 2,5 с набирает скорость 43,2 км/ч. С каким ускорением движется катер? Чему равно его перемещение за это время?
2. Два шара движутся навстречу друг другу со скоростями 1м/с и 0,5м/с. После удара шарики движутся в противоположные стороны со скоростями 0,5м/с и 1,5м/с. Найти массу второго шарика, если масса первого 1 кг
3. Кислород находится в сосуде вместимостью 0,4 м3 под давлением
8,2.105 Па и при температуре 52 0С. Определите массу кислорода.
4. Электрическая цепь состоит из источника тока с ЭДС 6 В и внутренним
сопротивлением 2 Ом, а также некоторого резистора. Определите
сопротивление резистора, если сила тока в цепи равна 0,6 А.
5. Три резистора сопротивлением R1 = 10 Ом, R2 = 20 Ом и R3 = 25 Ом
соединены параллельно и включены в электрическую цепь напряжением
40 В. Определите общую силу тока в цепи.
II вариант
1. Автомобиль трогается с места с ускорением 2,4 м/с2. Каково его перемещение за 6,5 с? Какую скорость он наберет за это время?
2. Тележку массой 15 кг толкают с силой 45 Н. Ускорение тележки при этом 1 м/с2. Чему равен модуль силы, препятствующий движению тележки?
3. Газ массой 24 г при температуре 112 0С и давлении 2 МПа занимает объем
1,2 л. Определите молярную массу газа.
4. К источнику тока, ЭДС которого равна 5 В, присоединили лампу
сопротивлением R = 12 Ом. Найдите напряжение на лампе, если
внутреннее сопротивление источника r = 0,5 Ом.
5. Три резистора сопротивлением R1 = 2 Ом, R2 = 2,5 Ом и R3 = 3 Ом
соединены последовательно в электрическую цепь. Определите
напряжение всей цепи, если напряжение на резисторе R2 равно 6 В.
Список использованной литературы
Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 3-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2014.-107,[5]с.
Физика: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений: Базовый и профильный уровни; Г. Я Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин; М.: Просвещение, 2014. - 399 с.
Сборник задач по физике для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений / А. П. Рымкевич – М.: Дрофа, 2013. – 188с.
Физика. 10 класс: поурочные планы по учебнику А. В. Перышкина / авт.-сост. В. А. Шевцов. – Волгоград: Учитель, 2015. – 303 с.
Физика. 7 – 11 классы: развернутое тематическое планирование / авт.-сост. Г. Г. Телюкова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 103 с.