ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа на профильном уровне является модифицированной и составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Авторы программы В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова - М.: «Просвещение», 2007. Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения физики на профильном уровне ступени среднего (полного) общего образования, в том числе в 10-11 классах по 175 учебных часов из расчета 5 учебных часов в неделю.
Физика – наука о наиболее общих законах природы. Именно поэтому, как учебный предмет, она вносит огромный вклад в систему знаний об окружающем мире, раскрывая роль науки в развитии общества, одновременно формируя научное мировоззрение.
Изучение физики в общеобразовательных школах направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
- применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;
- воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
В задачи обучения физике входят:
- развить первоначальные представления учащихся о магнитном поле, известные им из курса физики 9 класса. Показать взаимосвязь электрических и магнитных явлений и подвести к идее о том, что электрическое и магнитное поля – две стороны одного электромагнитного поля;
- показать специфику электромагнитных явлений и в процессе изучения познакомить учащихся с методами изучения этих явлений;
- показать широкое использование электромагнитных явлений в технике, распространенность их в природе, в том числе и в организме человека;
- познакомить учащихся с колебаниями и волнами;
- ввести основные понятия, величины и соотношения, описывающие закономерности колебательных и волновых движений;
- показать широкое распространение колебательных и волновых явлений в природе (звук, свет и др.) и использование в современной технике;
- познакомить учащихся с основными понятиями квантовой теории, закрепить квантовые представления при изучении строения атома;
- объяснить учащимся физические основы атомной энергетики;
- формирование осознанных мотивов учения, подготовка к сознательному выбору профессии и продолжению образования;
- воспитание учащихся на основе разъяснения роли физики в ускорении НТП, раскрытия достижений науки и техники, ознакомления с вкладом отечественных и зарубежных ученых в развитие физики и техники;
- формирование знаний об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки, современной научной картины мира;
- развитие мышления учащихся, формирование у них умения самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдения и объяснять физические явления.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
Основы электродинамики (24 часов)
Взаимодействие токов. Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Сила Ампера. Сила Лоренца. Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле.
Знать: понятия: магнитное поле тока, индукция магнитного поля.
Практическое применение: электроизмерительные приборы магнитоэлектрической системы. Понятия: электромагнитная индукция; закон электромагнитной индукции; правило Ленца, самоиндукция; индуктивность, электромагнитное поле.
Уметь: объяснять явление электромагнитной индукции и самоиндукции, решать задачи на применение закона электромагнитной индукции, самоиндукции. Решать задачи на расчет характеристик движущегося заряда или проводника с током в магнитном поле, определять направление и величину сил Лоренца и Ампера,
Электромагнитные колебания и волны (31 час)
Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Переменный электрический ток. Генерирование электрической энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Телевидение.
Знать: понятия: свободные и вынужденные колебания; колебательный контур; переменный ток; резонанс, электромагнитная волна, свойства электромагнитных волн.
Практическое применение: генератор переменного тока, схема радиотелефонной связи, телевидение.
Уметь: Измерять силу тока и напряжение в цепях переменного тока. Использовать трансформатор для преобразования токов и напряжений. Определять неизвестный параметр колебательного контура, если известны значение другого его параметра и частота свободных колебаний; рассчитывать частоту свободных колебаний в колебательном контуре с известными параметрами. Решать задачи на применение формул:
,
,
,
,
,
,
. Объяснять распространение электромагнитных волн.
Оптика (29 часов)
Скорость света и методы ее измерения. Законы отражения и преломления света. Волновые свойства света: дисперсия, интерференция света, дифракция света. Когерентность. Поперечность световых волн. Поляризация света.
Знать: понятия: интерференция, дифракция и дисперсия света. Законы отражения и преломления света. Практическое применение: полного отражения, интерференции, дифракции и поляризации света.
Уметь: измерять длину световой волны, решать задачи на применение формул, связывающих длину волны с частотой и скоростью, период колебаний с циклической частотой; на применение закона преломления света.
Элементы теории относительности.
Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы с энергией.
Знать: понятия: принцип постоянства скорости света в вакууме, связь массы и энергии.
Уметь: определять границы применения законов классической и релятивистской механики.
Излучения и спектры.
Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение: свойства и применение инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских излучений. Шкала электромагнитных излучений.
Знать: практическое применение: примеры практического применения электромагнитных волн инфракрасного, видимого, ультрафиолетового и рентгеновского диапазонов частот.
Уметь: объяснять свойства различных видов электромагнитного излучения в зависимости от его длины волны и частоты.
Квантовая физика (36 часов)
[Гипотеза Планка о квантах.] Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. [Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенности Гейзенберга.]
Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Испускание и поглощение света атомом. Лазеры.
[Модели строения атомного ядра: протонно-нейтронная модель строения атомного ядра.] Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи нуклонов в ядре. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. [Доза излучения, закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы: частицы и античастицы. Фундаментальные взаимодействия]
Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества. Единая физическая картина мира.
Знать: Понятия: фотон; фотоэффект; корпускулярно-волновой дуализм; ядерная модель атома; ядерные реакции, энергия связи; радиоактивный распад; цепная реакция деления; термоядерная реакция; элементарная частица, атомное ядро.
Законы фотоэффекта: постулаты Бора, закон радиоактивного распада.
Практическое применение: устройство и принцип действия фотоэлемента; примеры технического - использования фотоэлементов; принцип спектрального анализа; примеры практических применений спектрального анализа; устройство и принцип действия ядерного реактора.
Уметь: Решать задачи на применение формул, связывающих энергию и импульс фотона с частотой соответствующей световой волны. Вычислять красную границу фотоэффекта и энергию фотоэлектронов на основе уравнения Эйнштейна. Определять продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда.
Рассчитывать энергетический выход ядерной реакции. Определять знак заряда или направление движения элементарных частиц по их трекам на фотографиях.
Строение и эволюция Вселенной (20 часов)
Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Наша галактика. Другие галактики. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов. Красное смещение в спектрах галактик. Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной.
Знать: Понятия: планета, звезда, галактика, Вселенная
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Параграф учебника | Дата проведения |
Основы электродинамики (продолжение) (24 ч) |
Магнитное поле (12 ч) |
1/1 | Стационарное магнитное поле | §1,2 | |
2/2 | Решение задач на применение правила буравчика | §2 | |
3/3 | Сила Ампера | §3-5 | |
4/4 | Лабораторная работа «Наблюдение действия магнитного поля на ток». | Стр. 383 | |
5/5 | Сила Лоренца | §6 | |
6/6 | Решение задач по теме «Силы Ампера и Лоренца» | §3-6 | |
7/7 | Магнитные свойства вещества | §7 | |
8/8 | Обобщающе – повторительное занятие по теме «Магнитное поле» | Краткие итоги гл. 1 | |
9/9-10/10 | Зачет по теме «Стационарное магнитное поле» | | |
11/11-12/12 | Коррекция знаний по теме. | | |
Электромагнитная индукция (12 ч) |
13/1 | Явление электромагнитной индукции | §8,9 | |
14/2 | Индукционное электрическое поле (вихревое) | §12 | |
15/3 | Направление индукционного тока. Правило Ленца. | §10 | |
16/4 | Решение задач на применение правила Ленца. | §10 | |
17/5 | Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции» | Стр. 383-384 | |
18/6 | Закон электромагнитной индукции | §11 | |
19/7 | Решение задач на закон электромагнитной индукции | §11 | |
20/8 | Вихревые токи и их использование | §12-14 | |
21/9 | Явление самоиндукции. Индуктивность | §15,16 | |
22/10 | Обобщающе – повторительное занятие по теме «Электромагнитная индукция» | §17; краткие итоги гл. 2 | |
23/11-24/12 | Зачет по теме «Электромагнитная индукция», коррекция | | |
Колебания и волны (31 ч) |
Механические колебания (7 ч) |
25/1 | Свободные и вынужденные механические колебания | §18,19 | |
26/2 | Динамика колебательного движения. Уравнения движения маятников | §21 | |
27/3 | Решение задач на характеристики пружинного и математического маятников | | |
28/4 | Гармонические колебания. | §22,23 | |
29/5 | Лабораторная работа № 3 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника» | | |
30/6 | Превращение энергии при гармонических колебаниях | §24 | |
31/7 | Вынужденные механические колебания. Резонанс | §25,26 | |
Электромагнитные колебания (11ч) |
32/1 | Свободные и вынужденные электромагнитные колебания | §27,28 | |
33/2 | Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями | §29 | |
34/3 | Уравнения свободных электромагнитных колебаний в закрытом контуре. | §30 | |
35/4 | Решение задач на характеристики электромагнитных свободных колебаний | | |
36/5 | Переменный электрический ток | §31 | |
37/6-38/7 | Сопротивления в цепи переменного тока | §32-34 | |
39/8-40/9 | Решение задач на различные типы сопротивлений в цепи переменного тока | §33 | |
41/10 | Резонанс в электрической цепи | §35 | |
42/11 | Электрические автоколебания. Генератор на транзисторе. | §36; краткие итоги гл. 4 | |
Производство, передача и использование электрической энергии (2 ч) |
43/1 | Трансформаторы | §37,38 | |
44/2 | Производство, передача и использование электрической энергии | §39-41; краткие итоги гл. 5 | |
Механические волны (4 ч) |
45/1-46/2 | Волна. Свойства волн и основные характеристики | §42-46,48,54 | |
47/3 | Звуковые волны | §47 | |
48/4 | Решение задач на свойства волн | Краткие итоги гл. 6 | |
Электромагнитные волны (7 ч) |
49/1 | Опыты Герца | §48-50 | |
50/2 | Изобретение радио А.С. Поповым. Принципы радиосвязи. | §51-53 | |
51/3-52/4 | Современные средства связи | §55-58 | |
53/5 | Обобщающе – повторительное занятие по теме «Колебания и волны» | Краткие итоги гл. 3-7 | |
54/6,55/7 | Зачет по теме «Колебания и волны», коррекция | | |
Оптика (29 ч) |
Световые волны (18ч) |
56/1-57/2 | Введение в оптику | Стр. 168-170 | |
58/3 | Методы определения скорости света | §59 | |
59/4 | Основные законы геометрической оптики | §60,61 | |
60/5 | Явление полного отражения света. Волоконная оптика. | §62 | |
61/6 | Решение задач по геометрической оптике | | |
62/7 | Линзы | §63,64 | |
63/8 | Формула тонкой линзы. Решение задач | §65 | |
64/9 | Лабораторная работа № 4 «Экспериментальное измерение показателя преломления стекла». | Стр.386-388 | |
65/10 | Решение задач по геометрической оптике | | |
66/11 | Лабораторная работа № 5 «Экспериментальное определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы» | Стр.388-390 | |
67/12 | Дисперсия света | §66 | |
68/13 | Интерференция волн | §67-69 | |
69/14 | Дифракция механических и световых волн | §70-72 | |
70/15 | Поперечность световых волн. Поляризация света. | §73,74 | |
71/16 | Решение задач на волновые свойства света | | |
72/17 | Лабораторная работа № 6 «Измерение длины световой волны» | Стр. 390-391 | |
73/18 | Лабораторная работа № 7 «Наблюдение интерференции, дифракции и поляризации света» | | |
Элементы теории относительности (4 ч) |
74/1 | Элементы специальной теории относительности. Постулаты Эйнштейна | §75-78 | |
75/2 | Элементы релятивистской динамики | §79 | |
76/3 | Обобщающе – повторительное занятие по теме «Элементы специальной теории относительности» | Краткие итоги гл.9 | |
77/4 | Зачет и коррекция знаний по теме «Элементы специальной теории относительности» | | |
Излучение и спектры (7 ч) |
78/1-79/2 | Излучение и спектры. Шкала электромагнитных излучений. | §81-87 | |
80/3 | Решение задач по теме «Излучение и спектры». Лабораторная работа №8 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров» | Стр. 391-392 | |
81/4 | Обобщающе – повторительное занятие по теме «Оптика» | Краткие итоги гл. 11 | |
82/5-84/7 | Зачет по теме «Оптика», коррекция | | |
Квантовая физика (36 ч) |
Световые кванты(7 ч) |
85/1 | Зарождение науки, объясняющей квантовые свойства света | Введение | |
86/2 | Законы фотоэффекта | §87,88 | |
87/3-88/4 | Решение задач на законы фотоэффекта | | |
89/5 | Фотоны. Гипотеза де Бройля. | §89 | |
90/6 | Применение фотоэффекта на практике | §90 | |
91/7 | Квантовые свойства света: световое давление, химическое действие света | §91,92 | |
Атомная физика (8 ч) |
92/1 | Строение атома. Опыты Резерфорда | §93 | |
93/2 | Квантовые постулаты Бора. Излучение и поглощение света атомом | §94,95 | |
94/3-95/4 | Решение задач на модели атомов и постулаты Бора | | |
96/5 | Лазеры | §96 | |
97/6 | Обобщающе – повторительное занятие по темам «Световые кванты», «Атомная физика» | Краткие итоги гл. 12 | |
98/7-99/8 | Зачет по темам «Световые кванты», «Атомная физика» | | |
Физика атомного ядра. Элементарные частицы (21 ч) |
100/1 | Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц | §97 | |
101/2 | Лабораторная работа № 9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» | | |
102/3-103/4 | Радиоактивность | §98-100 | |
104/5 | Закон радиоактивного распада | §101 | |
105/6 | Решение задач на закон радиоактивного распада | | |
106/7 | Состав ядра атома | §104 | |
107/8 | Энергия связи атомных ядер | §105 | |
108/9 | Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций | §106,107 | |
109/10 | Цепная ядерная реакция. Атомная электростанция | §108,109 | |
110/11 | Решение задач на законы физики ядра | | |
111/12 | Применение физики ядра на практике. Биологическое действие радиоактивных излучений | §110-113 | |
112/13-113/14 | Элементарные частицы | §114-115 | |
114/15 | Обобщающе повторительное занятие по темам «Физика атомного ядра», «Элементарные частицы» | Краткие итоги гл. 13,14 | |
115/16-117/18 | Зачет по темам «Физика атомного ядра», «Элементарные частицы» | | |
118/19-120/21 | Коррекция знаний по темам «Физика атомного ядра», «Элементарные частицы» | | |
Строение и эволюция Вселенной (20 ч) |
121/1 | Небесная сфера. Звездное небо | §116 | |
122/2 | Законы Кеплера | §117 | |
123/3 | Определение расстояний в астрономии (расстояний до тел Солнечной системы и их размеров) | | |
124/4 | Строение Солнечной системы | | |
125/5 | Система Земля - Луна | §118 | |
126/6 | Физика планет земной группы | §119-122 | |
127/7 | Физика планет - гигантов | | |
128/8 | Общие сведения о Солнце, его источники энергии и внутреннее строение | | |
129/9 | Физическая природа звезд | | |
130/10 | Наша Галактика | | |
131/11 | Происхождение и эволюция галактик. Красное смещение | | |
132/12 | Жизнь и разум во Вселенной | | |
133/13 | Лабораторная работа № 10 «Применение законов физики в астрономических процессах. Развитие космических исследований. Моделирование орбит космических объектов с помощью компьютера» | | |
134/14-138/18 | Повторение | | |
Значение физики для объяснения картины мира и развития производительных сил общества (3 ч) |
139/1 | Физическая картина мира | §127 | |
140/2 | Физика и научно – техническая революция | | |
141/3 | Физика как часть человеческой культуры | | |
Лабораторный практикум (15 ч) |
142/1 – 143/2 | Практическая работа № 1 «Изучение электромагнитных колебаний с помощью осциллографа» | | |
144/3 – 145/4 | Практическая работа № 2 «Определение индуктивности катушки» | | |
146/5 – 147/6 | Практическая работа № 3 «Определение главного фокусного расстояния вогнутого зеркала" | | |
148/7 – 149/8 | Практическая работа № 4 «Изучение работы трансформатора» | | |
150/9 – 151/10 | Практическая работа № 5 «Определение фокусного расстояния рассеивающейся линзы» | | |
152/11 – 153/12 | Практическая работа № 6 «Изучение явления фотоэффекта» | | |
154/13 – 155/14 | Практическая работа № 7 «Использование закона сохранения импульса при изучении треков заряженных частиц» | | |
156 | Зачет по практикуму | | |
Обобщающее повторение (19 ч) |
157/1 | Кинематика | | |
158/2 | Кинематика | | |
159/3 | Динамика | | |
160/4 | Силы в механике. | | |
161/5 | Силы в механике | | |
162/6 | Законы сохранения. | | |
163/7 | Статика. | | |
164/8 | Основы МКТ. | | |
165/9 | Температура. Энергия теплового движения молекул. | | |
166/10 | Уравнение состояния идеального газа. | | |
167/11 | Уравнение состояния идеального газа. | | |
168/12 | Термодинамика. | | |
169/13 | Электростатика | | |
170/14
| Электростатика | | |
171/15 | Электростатика | | |
172/16 | Колебания и волны. | | |
173/17 | Оптика. | | |
174/18 | Итоговая контрольная работа за курс физики 11 класса | | |
175/19 | Коррекция знаний | | |