СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 7-9 кл

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по физике по УМК А.В. Перышкина 7-9 кл.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 7-9 кл»

Пояснительная записка

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном разви­тии общества, способствует формированию современного на­учного мировоззрения. Для решения задач формирования ос­нов научного мировоззрения, развития интеллектуальных спо­собностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не переда­че суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами науч­ного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части обще­го образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объектив­ные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механи­ческие явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.


Цели изучения курса – выработка компетенций:

  • общеобразовательных:

- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

  • предметно-ориентированных:

- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы1. Измерение физических величин. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира.

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Механическое движение. Система отсчета и относительность движения. Путь. Скорость. Ускорение. Движение по окружности. Инерция. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса. Плотность. Сила. Сложение сил. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Свободное падение. Вес тела. Невесомость. Центр тяжести тела. Закон всемирного тяготения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Условия равновесия тел.

Простые механизмы. Коэффициент полезного действия

Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Механические волны. Длина волны. Звук. Громкость звука и высота тона.

Наблюдение и описание различных видов механического движения, взаимодействия тел, передачи давления жидкостями и газами, плавания тел, механических колебаний и волн; объяснение этих явлений на основе законов динамики Ньютона, законов сохранения импульса и энергии, закона всемирного тяготения, законов Паскаля и Архимеда.

Измерение физических величин: времени, расстояния, скорости, массы, плотности вещества, силы, давления, работы, мощности, периода колебаний маятника.

Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: пути от времени при равномерном и равноускоренном движении, силы упругости от удлинения пружины, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, силы трения от силы нормального давления, условий равновесия рычага.

Практическое применение физических знаний для выявления зависимости тормозного пути автомобиля от его скорости; использования простых механизмов в повседневной жизни.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: весов, динамометра, барометра, простых механизмов.

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел.

Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания.

Преобразования энергии в тепловых машинах. Паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель. КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Наблюдение и описание диффузии, изменений агрегатных состояний вещества, различных видов теплопередачи; объяснение этих явлений на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества, закона сохранения энергии в тепловых процессах.

Измерение физических величин: температуры, количества теплоты, удельной теплоемкости, удельной теплоты плавления льда, влажности воздуха.

Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: температуры остывающей воды от времени, температуры вещества от времени при изменениях агрегатных состояний вещества.

Практическое применение физических знаний для учета теплопроводности и теплоемкости различных веществ в повседневной жизни.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: термометра, психрометра, паровой турбины, двигателя внутреннего сгорания, холодильника.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Электромагнит. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Принципы радиосвязи и телевидения.

Элементы геометрической оптики. Закон прямолинейного распространения света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Свет - электромагнитная волна. Дисперсия света. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Наблюдение и описание электризации тел, взаимодействия электрических зарядов и магнитов, действия магнитного поля на проводник с током, теплового действия тока, электромагнитной индукции, отражения, преломления и дисперсии света; объяснение этих явлений.

Измерение физических величин: силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности тока, фокусного расстояния собирающей линзы.

Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по изучению: электростатического взаимодействия заряженных тел, действия магнитного поля на проводник с током, последовательного и параллельного соединения проводников, зависимости силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения света от угла падения, угла преломления света от угла падения.

Практическое применение физических знаний для безопасного обращения с электробытовыми приборами; предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока и электромагнитных излучений.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: амперметра, вольтметра, динамика, микрофона, электрогенератора, электродвигателя, очков, фотоаппарата, проекционного аппарата.

КВАНТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада.

Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.

Состав атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Наблюдение и описание оптических спектров различных веществ, их объяснение на основе представлений о строении атома.

Практическое применение физических знаний для защиты от опасного воздействия на организм человека радиоактивных излучений; для измерения радиоактивного фона и оценки его безопасности.

Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе примерной программы по физике под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.


Место предмета в учебном плане


Обучение в данных классах ведется на базовом уровне, поэтому отводится 2 часа в неделю. Таким образом, весь курс составляет 208 часов, из расчета по 70 часов в 7 и 8 классах и 68 (34 рабочих недели) в 9 классе.


Данная программа используется для УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., утвержденного Федеральным перечнем учебников.


Содержание рабочей программы 7 класса

I. Физика и техника

Физика - наука о природе. Физика и физические методы изучения природы. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Измерение физических величин. Погрешность измерения. Моделирование явлений и объектов природы. Международная система единиц. Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира.

Лабораторная работа №1

II. Первоначальные сведения о строении вещества.

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Молекулы. Модели строения газа, жидкости и твердого тела. Три состояния вещества. Наблюдение и описание диффузии, изменений агрегатных состояний вещества. Объяснение этих явлений на основе атомно-молекулярном строении вещества

Лабораторная работа №2

III. Взаимодействие тел.

Механическое движение. Система отсчета и относительность движения. Равномерное и не равномерное движение. Путь. Скорость. Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность. Сила. Сложение сил. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость.

Наблюдение и описание различных видов механического движения, взаимодействия тел.

Измерение физических величин: времени, расстояния, скорости, массы, плотности вещества, силы.

Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: пути от времени при равномерном движении, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: весов, динамометра.

Лабораторная работа №3

Лабораторная работа №4

Лабораторная работа №5

Лабораторная работа №6

IV. Давление твердых тел, жидкостей и газов.

Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

Наблюдение и описание явлений передачи давления жидкостями и газами, плавания тел и объяснение этих явлений на основе законов Паскаля и Архимеда.

Измерение физических величин: давления.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: барометра.

Лабораторная работа №7

Лабораторная работа №8

V. Работа и мощность. Энергия.

Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Условия равновесия тел.

Измерение физических величин: работы, мощности.

Проведение простых опытов и экспериментальных исследований: выяснение условий равновесия рычага.

Использования простых механизмов в повседневной жизни.

Объяснение устройства и принципа действия простых механизмов.

Лабораторная работа №9

Лабораторная работа №10

Итоговое повторение



Содержание рабочей программы 8 класс

1. Тепловые явления

Тепловое равновесие. Температура Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах. Наблюдение и описание диффузии, изменений агрегатных состояний вещества, различных видов теплопередачи; объяснение этих явлений на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества, закона сохранения энергии в тепловых процессах. Измерение физических величин: температуры, количества теплоты, удельной теплоемкости. Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: температуры остывающей воды от времени. Практическое применение физических знаний для учета теплопроводности и теплоемкости различных веществ в повседневной жизни. Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: термометра.

Фронтальные лабораторные работы

1. « Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

2. «Измерение удельной теплоемкости твердого тела».

2.Агрегатные состояния веществ

Плавление и кристаллизация. Температура плавления. Удельная теплота плавления.

Испарение и конденсация. Влажность воздуха. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр.

Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования.

Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.

Преобразования энергии в тепловых машинах. Удельная теплота сгорания. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Реактивный двигатель. КПД тепловой машины. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин. Измерение физических величин: температуры, количества теплоты, удельной теплоемкости, удельной теплота плавления льда, влажности воздуха. Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей температуры вещества от времени при изменениях агрегатных состояний вещества. Практическое применение физических знаний для учета теплопроводности и теплоемкости различных веществ в повседневной жизни. Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: термометра, психрометра, паровой турбины, двигателя внутреннего сгорания, холодильника.



3. Электрические явления

Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электроскоп. Строение атомов. Объяснение электрических явлений. Проводники, диэлектрики, полупроводники.. Действие электрического поля на электрические заряды. Постоянный электрический ток. Источники постоянного электрического тока. Носители свободных электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы. Электрическая цепь и ее составные части. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока. Напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения. Сопротивление. Единицы сопротивления. Закон Ома для участка электрической цепи. Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. Примеры на расчет сопротивления проводников, силы тока и напряжения. Реостаты. Последовательное и параллельное соединение проводников. Смешанное соединение проводников. Действия электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Работа электрического тока. Мощность электрического тока. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. Счетчик электрической энергии. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами. Нагревание проводников электрическим током. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Короткое замыкание. Предохранители. Наблюдение и описание электризации тел, взаимодействия электрических зарядов, действия магнитного поля на проводник с током, теплового действия тока и объяснение этих явлений. Измерение физических величин: силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности тока. Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по изучению: электростатического взаимодействия заряженных тел, действия магнитного поля на проводник с током, последовательного и параллельного соединения проводников, зависимости силы тока от напряжения на участке цепи. Практическое применение физических знаний для безопасного обращения с электробытовыми приборами; предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока. Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: амперметра, вольтметра.

Фронтальные лабораторные работы

3.Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

4.Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

5. Регулирование силы тока реостатом. Измерение сопротивления проводника.

6. Измерение работы и мощности электрического тока.

4. Электромагнитные явления

Магнитное поле тока Опыт Эрстеда. Взаимодействие магнитов. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон. Наблюдение и описание действия магнитного поля на проводник с током. Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по изучению: действия магнитного поля на проводник с током. Практическое применение физических знаний для безопасного обращения с электробытовыми приборами; предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока и электромагнитных излучений. Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: динамик, микрофон, электродвигатель, электромагнит.

Фронтальные лабораторные работы

8.Сборка электромагнита и испытание его действия.

9.Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

5. Световые явления

Элементы геометрической оптики. Источники света. Закон прямолинейного распространения света. Отражения света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Наблюдение и описание отражения, преломления света. , Измерение физических величин:

фокусного расстояния собирающей линзы. Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по изучению: угла отражения света от угла падения, угла преломления света от угла падения. Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов:

очков, фотоаппарат, проекционного аппарата.

Фронтальные лабораторные работы:

10.Лабораторная работа: «Получение изображений при помощи линзы»

Повторение





Содержание программы учебного предмета 9 класс.


Законы взаимодействия и движения тел

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движениях. Движение по окружности. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. ВЕС ТЕЛА. НЕВЕСОМОСТЬ. ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ ТЕЛА. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: пути от времени при равноускоренном движении, Демонстрации:

Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Движение по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение..

Лабораторные работы и опыты.

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости. Измерение ускорения свободного падения.


Механические колебания и волны. Звук.

Механические колебания. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.

Механические волны. Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звук. Скорость звука. Высота тона, тембр и грокость звука. Эхо.

Наблюдение и описание различных видов механического движения, механических колебаний и волн; объяснение этих явлений на основе законов динамики Ньютона, законов сохранения импульса и энергии, закона всемирного тяготения. Измерение физических величин: времени, расстояния, скорости, периода колебаний маятника.

Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: силы упругости от удлинения пружины,периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины. Практическое применение физических знаний для выявления зависимости тормозного пути автомобиля от его скорости.

Демонстрации.

Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.

Лабораторная работа. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.


Электромагнитное поле

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Принципы радиосвязи и телевидения. Свет- электромагнитная волна. ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ИЗЛУЧЕНИЙ НА ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ.

Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.

Наблюдение и описание электромагнитной индукции, отражения, преломления и дисперсии света; объяснение этих явлений.

Практическое применение физических знаний для безопасного обращения с электробытовыми приборами; предупреждения опасного воздействия на организм человека электромагнитных излучений.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов:

амперметра, вольтметра, ДИНАМИКА, МИКРОФОНА ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОРА.


Демонстрации.

Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Дисперсия света. Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы.

Изучение явления электромагнитной индукции.


Строение атома и атомного ядра.

Квантовые явления. Радиоактивность. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Период полураспада. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Состав атомного ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд. Наблюдение и описание ОПТИЧЕСКИХ СПЕКТРОВ РАЗЛИЧНЫХ ВЕЩЕСТВ, их объяснение НА ОСНОВЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СТРОЕНИИ АТОМА. Практическое применение физических знаний для защиты от опасного воздействия на организм человека радиоактивных излучений; для измерения радиоактивного фона и оценки его безопасности.

Демонстрации.

Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Лабораторные работы.

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

Итоговое повторение (5 ч)




Лабораторные работы 7 класс


Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора»

Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела»

Лабораторная работа №5 «Определение плотности вещества»

Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

Лабораторная работа №9 «Выяснение условия равновесия рычага»

Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»





Лабораторные работы 8 класс


Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела».

Лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».

Лабораторная работа №4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

Лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока реостатом. Измерение сопротивления проводника».

Лабораторная работа №6 «Измерение работы и мощности электрического тока».

Лабораторная работа №7 «Сборка электромагнита и испытание его действия».

Лабораторная работа №8 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)».

Лабораторная работа №9 «Получение изображений при помощи линзы»


Лабораторные работы 9 класс


Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

Лабораторная работа №2 «Определение ускорения свободного падения»

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины».

Лабораторная работа №4 «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника».

Лабораторная работа №5 «Изучение явления электромагнитной индукции».

Лабораторная работа №6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

Лабораторная работа №7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографиям треков»






























Тематическое планирование по физике для 7 класса


урока

Тема урока

Кол-во часов

Сроки

проведения

Корректировка

ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

I. Физика и техника (3 ч)

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы1.

1

2.09


Измерение физических величин. Погрешности измерений. Международная система единиц.

1

3.09


Физика и техника. Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира.

1

9.09


ЛР №1 «Определение цены деления измерительного прибора»




ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

II. Первоначальные сведения о строении вещества. (5 часов.)

Строение вещества. Молекулы.

ЛР №2 «Измерение размеров малых тел»

1

10.09


Диффузия. Взаимодействие частиц вещества.

1

16.09


Три состояния вещества.

1

17.09


Модели строения газов, жидкостей и твердых тел.

1

23.09


Различие в молекулярном состоянии газообразных, жидкостей, твердых тел. Броуновское движение.

1

24.09


МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

III. Взаимодействие тел. (23 часа.)

Механическое движение.

1(23)

30.09


Равномерное и неравномерное движение. Путь. Скорость. Единицы скорости.

1

1.10


Расчет пути и времени движения. Инерция.

1

7.10


Решение задач. Расчет пути и времени движения.

1

8.10


Взаимодействие тел. Импульс.

1

14.10


Масса. Единицы измерения массы. Измерение массы тела на весах.

1

15.10


ЛР №3 «Измерение массы тела на рычажных весах». (виртуальная лаборатория)

1

22.10


ЛР №4 «Измерение объема тела».

1

5.11


Плотность. ЛР №5 «Определение плотности вещества».

1

11.11


Расчет массы и объема тела по его плотности. Решение задач.

1

12.11


Контрольная работа № 1 по теме: «Инерция, масса тела, плотность вещества»

1

18.11


Сила. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1

19.11


Явления тяготения. Сила тяжести.

1

25.11


Сила упругости. Закон Гука. Вес тела.

1

26.11


Решение задач. Сила тяжести. Сила упругости.

1

2.12


Динамометр.

1

3.12


ЛР №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

1

9.12


Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила.

1

10.12


Сила трения. Трение покоя.

1

16.12


Трение в природе и технике.

1

17.12


Решение задач. Сила трения.

1

23.12


Контрольная работа № 2 по теме: «Силы»

1

24.12


IV. Давление твердых тел, жидкостей и газов. (23 часа)

Давление. Единицы измерения давления.

1(22)

30.12


Способы уменьшения и увеличения давления.

1

13.01


Решение задач. Давление твердых тел.

1

14.01


Давление газа. Закон Паскаля. Передача давления жидкости и газами.

1

20.01


Давление жидкости и газа на дно и стенки сосуда.

1

21.01


Решение задач. Расчет давления жидкости и газа на дно и стенки сосуда.

1

27.01


Сообщающиеся сосуды. Применение свойств сообщающихся сосудов в быту и технике.

1

28.01


Вес воздуха. Атмосферное давление.

1

3.02.


Почему существует воздушная оболочка Земли.

1

4.02


Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

10.02


Барометр – анероид.

Атмосферное давление на различных высотах.

1

11.02


Манометры. Решение задач.

1

17.02


Поршневой жидкостный насос. Решение задач.

1

18.02


Гидравлические машины. Решение задач.

1

24.02


Контрольная работа №3 по теме «Давление в жидкости и газе»

1

25.02


Действие жидкости и газа на тело погруженное в них.

1

2.03


Закон Архимеда.

1

3.03


ЛР №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

1

9.03


Условие плавания тел. Плавание судов.

1

10.03


Решение задач. Плавание тел.




ЛР №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

1

16.03


Воздухоплавание. Решение задач.

1

17.03


Контрольная работа №4 по теме «Закон Архимеда. Плавание тел»

1

23.03


V. Работа и мощность. Энергия. (12 часов.)

Работа. Механическая работа. Единицы измерения работы.

1(17)

31.03


Мощность. Единицы измерения мощности.

1

6.04


Простые механизмы.

1

7.04


Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Решение задач.

1

13.04


Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.

1

14.04


ЛР №9 «Выяснение условия равновесия рычага»

1

20.04


Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. Применение закона равновесия рычага к блоку. Решение задач.

1

21.04


Коэффициент полезного действия механизма. Решение задач.

1

27.04


ЛР №10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

1

28.04


Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

Превращение одного вида механической энергии в другой.

1

4.05


Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Решение задач.

1

5.05


Контрольная работа №5 по теме «Работа, мощность, энергия, простые механизмы, КПД»

1

11.05



ПОВТОРЕНИЕ (4 часа)

Повторение. Подготовка к итоговой контрольной работе.

2

12.05

18.05


Итоговая контрольная работа за курс 7 класса.

1

19.05


Резерв

1

25.05




















Календарно тематическое планирование по физике для 8 класса


урока

Тема урока

Кол-во часов

Сроки проведения

Корректировка

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (13 ч.)

1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики.

Тепловое движение атомов и молекул. Температура. Броуновское движение.

1

4.09


2

Внутренняя энергия. Связь температуры со скоростью хаотического движения молекул. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела.

1

7.09


3

Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение.

1

11.09


4

Количество теплоты. Единицы количества теплоты.

1

14.09


5

Удельная теплоемкость. Тепловое равновесие.

1

18.09


6

Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделяемого им при охлаждении.

1

21.09


7

Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ.

Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

1

25.09


8

Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела»

1

28.09


9

Энергия топлива.

Удельная теплота сгорания Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

1

2.10


10,11,12

Решение задач по теме: «Тепловые явления. Внутренняя энергия»

3

5.10

9.10

12.10


13

Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления»

1

16.10


АГРЕГАТНЫЕ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВ (12 ч)

14

Агрегатные состояния вещества

1

19.10


15

Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления.

1

23.10


16

График плавления и отвердевания. Решение графических задач.

1

25.10


17


Испарение и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар.

Поглощение энергии при испарении и выделение ее при конденсации.

1

5.11


18

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. Зависимость температуры кипения от давления.

1

9.11


19

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Гигрометр психометрический.

1

12.11


20

Плавление и кристаллизация. Удельная теплота парообразования.

1

16.11


21

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. Преобразование энергии в тепловых машинах.

1

19.11


22


Паровая турбина. КПД тепловой машины.

1



23

Экологические проблемы использования тепловых машин. Решение задач по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

1



24

Решение задач по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

1

23.11


25

Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»


1

26.11


ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (26 ч.)

26

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов

1

4.12


27

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле.

1

7.12


28

Делимость электрического заряда. Электрон

Строение атомов

1

11.12


29

Объяснение электрических явлений

1

14.12


30

Электрический ток. Источники электрического тока

1

18.12


31

Электрическая цепь и ее составные части

Электрический ток в металлах

1

21.12


32

Действия электрического тока

Направление электрического тока

1

25.12


33

Сила тока. Единицы силы тока.

1

28.12


34

Амперметр. Измерение силы тока.

1

11.01


35

Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ по электричеству

Лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»

1

15.01


36


Электрическое напряжение. Единицы напряжения

Вольтметр. Измерение напряжения.

Лабораторная работа №4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

1

18.01


37

Зависимость силы тока от напряжения Электрическое сопротивление

1

22.01


38

Закон Ома для участка цепи

. Решение задач.

1

25.01


39

Расчет сопротивления проводника

1

29.01


40

Реостаты

Лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока реостатом»

1

1.02


41

Лабораторная работа №6 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

1

5.02


42

Решение задач

1

8.02


43

Контрольная работа №3 по теме «Сила тока, напряжение, сопротивление»

1

12.02


44

Последовательное соединение проводников

1

15.02


45

Параллельное соединение проводников

1

19.02


46

Смешанное соединение проводников, Решение задач.

1

22.02


47

Работа и мощность электрического тока

1

26.02


48

Лабораторная работа №7 «Измерение работы и мощности тока в лампе»

1

29.02


49

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля -Ленца. Применение теплового действия электрического тока. (Лампа накаливания. Нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители)

1

4.03


50

Решение задач по теме «Постоянный ток»

1

7.03


51

Контрольная работа №4 по теме «Постоянный ток»

1

11.03


ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (7 ч)

52

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии

1

14.03


53

Магнитное поле катушки с током.

Электромагниты.

Лабораторная работа №8 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

1

18.03


54

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

1

21.03


55

Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Лабораторная работа №9«Изучение электрического двигателя постоянного тока»

1

1.04


СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (9 ч.)

56

Источники света. Распространение света.

1

4.04


57

Отражение света. Законы отражения света. Плоское зеркало

1

8.04


58

Преломление света

1

11.04


59

Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой

1

15.04


60

Оптические приборы. Решение задач.

1

18.04


61

Решение задач

1

22.04


62

Лабораторная работа №10 «Получение изображения при помощи линзы»

1

25.04


63

Контрольная работа №5 по теме «Световые явления»

1

29.04


ПОВТОРЕНИЕ

64,65,66

Повторение по теме: «Тепловые явления»

3

2.05-9.05


67,68,69

Повторение по теме: Электрические явления»

3

13.05-20.05


70

Итоговая контрольная работа

1

24.05

















Календарно тематическое планирование по физике для 9а, 9б классов


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Сроки проведения

Корректировка

9а

9б

9а

9б

Законы взаимодействия и движения тел (25 часов)

Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета.

1

1.09

3.09



Перемещение. Проекция перемещения. Путь. Траектория.

Определение координат движущегося тела.

1

4.09

4.09



Перемещение при равномерном прямолинейном движении. Решение задач.

1

8.09

10.09



Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Скорость прямолинейного равноускоренного движения.

1


11.09

11.09



Скорость и перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. График скорости и перемещения.

1

15.09

17.09



Лабораторная работа №1 Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

1

18.09

18.09



Обобщение знаний по теме: «Основы кинематики». Решение задач на равноускоренное движение.

Относительность движения. Зачет №1 по теме «Основы кинематики»

1

22.09

24.09



Контрольная работа № 1 по теме «Основы кинематики»

1

25.09

25.09



Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

1

29.09

1.10



Сила. Второй закон Ньютона.

Лабораторный опыт «Сложение сил, направленных под углом».

1

2.10

2.10



Третий закон Ньютона.

1

6.10

8.10



Свободное падение тел. Решение задач.

1

9.10

9.10



Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. Решение задач.

1

13.10

15.10



Закон Всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

1

16.10

16.10



Лабораторная работа №2

1

20.10

22.10



Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

1

23.10

23.10



Решение задач по теме «Криволинейное движение».

1

6.11

6.11



Искусственные спутники Земли.

1

10.11

12.11



Импульс.

1

13.11

13.11



Закон сохранения импульса.

1

17.11

19.11



Реактивное движение. Ракеты.

1

20.11

20.11



Вывод закона сохранения полной механической энергии

1

24.11

26.11



Решение задач по теме «Закон сохранения импульса».

1

27.11

27.11



Обобщающий урок по теме «Законы взаимодействия и движения тел». Зачет №2.

1

1.12

3.12



Контрольная работа № 2 по теме «Законы взаимодействия и движения тел»

1

4.12

4.12



Механические колебания и волны. Звук (10 часов)

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

1

10.12

8.12



Величины, характеризующие колебательное движение.

Лабораторный опыт «Изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины».

1

11.12

11.12



Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины».

1

17.12

15.12



Гармонические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания.

1

18.12

18.12



Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны.

1

24.12

22.12



Длина волны. Скорость распространения волн. Решение задач.

1

25.12

25.12



Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука.

1

14.01

29.12



Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.

1

15.01

12.01



Обобщающий урок по теме: «Механические колебания и волны. Звук» Зачет №3.

1

21.01

19.01



Контрольная работа №3

1

22.01

22.01



Тема 3. «Электромагнитные явления» (15 часов)

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле. Лабораторный опыт «Исследование явления намагничивания железа».

1

28.01

26.01



Направление тока и направление силовых линий его магнитного поля.

1

29.01

29.01



Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

1

4.02

2.02



Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

Лабораторный опыт «Исследование действия магнитного поля на проводник с током».

1

5.02

5.02



Лабораторная работа №4

1

11.02

9.02



Явление электромагнитной индукции. Направление индукционного тока. Правило Ленца.

1

12.02

12.02



Получение переменного электрического тока. Трансформатор. Лабораторный опыт «Изучение принципа действия трансформатора».

Передача электрической энергии на расстояние.

1

18.02

16.02



Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Принципы радиосвязи и телевидения.

1

19.02

19.02



Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитного излучения на живые организмы.

1

25.02

23.02



Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний

1

26.02

26.02



Электромагнитная природа света. Дисперсия света. Цвета тел.

Лабораторный опыт «Наблюдение явления дисперсии света».

1

3.03

4.03



Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Зачет №4

1

4.03

8.03



Спектрограф и спектроскоп.

Типы оптических спектров.

1

10.03

11.03



Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

1

11.03

15.03



Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитные явления».

1

17.03

18.03



Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (12 часов)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.

1

18.03

22.03



Радиоактивные превращения атомных ядер

1

31.03

1.04



Экспериментальные методы исследования частиц

1

1.04

5.04



Открытие протона. Открытие нейтрона.

1

7.04

8.04



Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Ядерные силы.

1

8.04

12.04



Энергия связи атомных ядер. Дефект масс. Решение задач на расчет энергии связи.

1

14.04

15.04



Деление ядер урана. Цепная реакция.

Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографиям треков».

1

15.04

17.04



Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию.

1

21.04

22.04



Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.

Лабораторный опыт «Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром».

1

22.04

24.04



Термоядерная реакция. Зачет №5.

1

28.04

29.04



Контрольная работа №5 по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».

1

29.04

3.05



Элементарные частицы. Античастицы.

1

5.05

6.05



«Повторение» (4 часов)

Итоговое повторение.


5

6.05

12.05

13.05

19.05

10.05

13.05

17.05

20.05



Итоговая аттестация

1

20.05

24.05



Резерв (решение задач)

1
















Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения физики ученик должен:

знать/понимать:

- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

- смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля - Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь:

- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

- решать задачи на применение изученных физических законов;

- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

- контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

- рационального применения простых механизмов;

- оценки безопасности радиационного фона.








1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.