Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Физико-математическая школа №56» г. Улан-Удэ
«Рассмотрено на заседании кафедры» Руководитель _____ /______________ / ФИО Протокол №____ от «___» _________ 20__г. | «Согласовано» заместитель директора по УВР ____ /_________ / ФИО Протокол №____ от «___» _________ 20__г | «Утверждено» Директор школы _____ /______________ / ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Дамбиевой Лидии Александровны, высшая категория
_____________________________________________________
Ф.И.О., категория
физике, 7 « Д» класс
по ____________________________________________________
предмет, класс
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа учебного курса по физике для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития учащихся, примерной программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы – М.: Просвещение, 2013. – (Стандарты второго поколения).
ориентирована на следующие нормативные документы:
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации"
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Учебного плана МАОУ ФМШ № 56 на 2016-17учебный год
ПРИКАЗ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями, внесенными:
приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015 года № 576;
приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529;
приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38.
Примерной программы по физике: «Физика 7-11кл. Программы и тематическое планирование», авторы:Аа.В. Перышкин, рекомендовано Министерством Образования и Науки Российской Федерации; Москва 2016
Изучение физики в 7 классе направлено на достижение следующей цели:
усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними; формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира; формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения; систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации; организация экологического мышления и ценностного отношения к природе, осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования; развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний.
4.Обоснование отбора содержания и логики последовательности содержания:
В 7-м классе особое внимание необходимо уделить формированию у учащихся основ научного подхода к изучению природы, рассмотрению примеров проявления закономерностей в явлениях природы и пониманию сущности законов природы как наиболее общих из этих закономерностей. В максимально возможной степени — особенно на начальном этапе — связывать изучение физики с пониманием окружающего мира, в том числе с «чудесами» техники, которыми учащиеся пользуются каждый день. В начале изучения физики целесообразно рассматривать явления и факты, которые не только удивляют учеников, но и находят убедительное объяснение с помощью законов природы.
При решении задач надо обращать внимание учащихся, прежде всего, на понимание сути физических явлений и примеров построения математических моделей, принципа записи физических закономерностей в виде формул, в частности, на то, что любая буква в формуле может рассматриваться как неизвестная величина, если известны остальные входящие в эту формулу величины. Курс физики в объеме 2 часов в неделю обеспечивает базовый уровень подготовки учащихся по предмету.
5. Цели изучения физики: усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования
достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
Знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
Приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления.
Формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
Овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки, а так же умениями: проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять на основе этого эмпирические зависимости, применять полученные знания для объяснения физических явлений и процессов, для решения физических задач.
Понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей; самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач, при выполнении эксперимента.
Использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечение безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Воспитание убежденности в возможностях познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии, уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры
Заложить основы для изучения материала по курсу физики на второй ступени через развитие способностей к аналитическому мышлению, выполнение основных мыслительных операций, позволяющих решать нестандартные задачи; развитие навыков использования физического оборудования при решении практических задач; ознакомление с методами естественно-научного исследования, в частности с экспериментом и началами построения теоретических концепций;
Научить учащихся пользоваться дополнительными источниками информации для расширения кругозора и развития интереса к предмету;
Интеграция с параллельно изучаемыми предметами:
-математика (решение уравнений, теорема Пифагора, элементы тригонометрии),
-экология
6. Отличия рабочей программы от примерной:
Поурочное планирование курса физики для 7 классов на 2 часа в неделю, всего- 70 часов в соответствии с учебным планом школы на 2016-17 учебный год.
Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса состоящей из 18 лабораторных работ, 6-и контрольных работ.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом меж-предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса, предполагает углубление содержания основного курса и усиление его прикладной направленности. Хотя содержание курса во многом совпадает с примерной программой основного курса физики, по структуре тем ряда разделов отличается, а именно: в разделе «Основы кинематики» дополнительно рассматриваются вопросы: действия над векторами и их проекциями, составляющий вектор и его проекции, средняя и мгновенная скорость, уравнения равномерного и равноускоренного прямолинейного движений, В разделе «основы динамики» изучаются темы: движение тела под действием нескольких сил по наклонной плоскости, движение системы связанных тел, вес тела движущегося с ускорением. В разделе «законы сохранения» - законы сохранения механической и полной энергии, закон сохранения импульса, реактивное движение.
7. Методы, формы, средства обучения, здоровье-сберегающие технологии:
Уровень обязательной общеобразовательной и профильной подготовки может быть достигнут учащимися при использовании различных методов и способов взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по осуществлению задач образования, воспитания развития: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемное изложение, исследовательские, эвристические, практические (решение задач, экспериментальные работы учащихся). При обучении используются здоровье-сберегающие технологии: личностно - ориентированный подход, уровневая дифференциация, проблемное обучение, исследовательская деятельность учащихся.
Здоровье-сбережение учащихся :
Формирование установки на здоровый образ жизни, сохранение и укрепление здоровья через приобщение к здоровому образу жизни с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. Создание предметно-развивающей среды, ее психолого – валеологического сопровождения, предполагая, что среда будет являться адаптационным и реабилитационным пространством для каждого отдельного ученика, способствовать формированию потребностей в психическом и умственном саморазвитии.
Национально-региональный компонент.
При изучении темы «Строение вещества» рассматриваются вопросы изменения свойств вещества на основе использования нано-технологий, с использованием достижений в области нано-технологий научно-исследовательской лаборатории БГУ. При изучении темы « механические взаимодействия» рассматриваются примеры из сказок народов Бурятии.
В основе построения программы лежат принципы:единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельного подхода, проектирования и системности.
Учебная программа 7 класса рассчитана на 70часов , по 2 часа в неделю
Курс завершается итоговым тестом, составленным согласно требованиям уровню подготовки выпускников основной школы.
3.График реализации рабочей программы по физике 7 класса
п/п | Название темы | Всего часов | Число лабораторных работ | Часы на контрольные работы |
1 | Физика и физические методы изучения природы | 6 | 3 | 0 |
2 | Строение вещества | 5 | 0 | 1 |
3 | Движение и взаимодействие тел | 22 | 6 | 2 |
4 | Давление. Закон Архимеда. Плавание тел | 16 | 3 | 1 |
5 | Работа и энергия | 18 | 4 | 1 |
6 | Резерв учебного времени | 3 | Лабораторный практикум -2 | Итог. 1 |
| По программе | 70 | 18 | 6 |
Основное содержание программы
Физика и физические методы изучения природы
Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Измерение физических величин. Международная система единиц. Физические законы и границы их применимости. Роль физики в формировании научной картины мира.Научный метод познания. Наука и техника
Демонстрации
- свободное падение тел
- колебания маятника
- притяжение стального шара магнитом
- свечение нити электрической лампы
- электрические искры
Эксперименты
- измерение расстояний
- определение цены деления шкалы измерительного прибора
Внеурочная деятельность
- внесистемные величины ( проект)
- измерение времени между ударами пульса
Строение и свойства вещества
Строение вещества. Опыты , доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества
Демонстрации
- диффузия в растворах и газах, в воде
- модель хаотического движения молекул в газе
- демонстрация расширения твердого тела при нагревании
Эксперименты
- измерение размеров малых тел
Внеурочная деятельность
- в домашних условиях опыт по определению размеров молекул масла
- вместе с одноклассником проделать опыт: взять часы с секундной стрелкой,кусок шпагата, линейку, флакон духов и встать в разные углы класса. Пусть ваш товарищ заметит время и откроет флакон, а вы отметите время,когда почувствуете запах. Объяснить данное явление, измерив расстояние.
- выращивание кристаллов соли или сахара( проект)
Механические явления
Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Равномерное движение. Скорость. Средняя скорость
Демонстрации
- равномерное прямолинейное движение
- зависимость траектории движения тела от выбора системы отсчета
Внеурочная деятельность
- определение средней длины шага и определение средней скорости движения в школу .Сравнение собственного пути и перемещения за сутки. Сравнение результатов между одноклассниками
Динамика
Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса – скалярная величина. Плотность вещества. Сила – векторная величина. Движение и силы.
Сила тяжести. Сила упругости. Сила трения.
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условия плавания тел.
Условия равновесия твердого тела
Демонстрации
- явление инерции
- сравнение масс тел с помощью равноплечих весов
- измерение силы по деформации пружины
- свойства силы трения
- сложение сил
- барометр
- опыт с шаром Паскаля
- опыт с ведерком Архимеда
Эксперименты
- измерение массы тела
- измерение плотности твердого тела
- измерение плотности жидкости
- исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы
- исследование условий равновесия рычага
- измерение Архимедовой силы
Внеурочная деятельность
- наблюдение инертности монеты на листе бумаги
- определение массы воздуха в классе и дома,сравнение
- домашнее наблюдение невесомости
- анализ ( критическая оценка) газетных публикаций с физическим содержанием: Петрова Н. Какие бывают весы// Юг , №10 (95), 13 – 19 марта , 2015 г.
- домашний опыт с катушкой ниток и написание сочинений о роли силы трения в жизни быту спорте и т.п ( мини – проект)
- определить во сколько раз давление табурета на пол больше ножками, чем сидением и давление сидящего ученика каждого класса на стул, сравнение
- получение мыльных пузырей и объяснение, почему они имеют шарообразную форму
- дома на боковой стороне высокой банки из -под кофе пробить гвоздем отверстия на высотах 3 6 и 9 см. поместите банку в раковину под кран и откройте так чтобы объем поступающей воды и вытекающей были одинаковы проследите за струйками объясните.
- изготовление фонтана
- зажженную свечку или бумагу внутри стакана подержи вверх дном, затем быстро поставить стакан вверх дном на воздушный шарик. Опишите наблюдаемое явление
- сконструировать и изготовить дозатор жидкости
- сконструировать автоматическую поилку для кур
- определение плотности собственного тела
- написание инструкций к физическому оборудованию ( бытовые весы, динамометр)
Механическая энергия
Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия
Демонстрации
- реактивное движение модели ракеты
- простые механизмы
Эксперименты
- измерение КПД наклонной плоскости
Внеурочная деятельность
- конструирование рычажных весов с использованием монет ( мини проект)
- измерение мощности учеников класса при подъеме портфеля и ее сравнение( мини проект)
- измерение с помощью мм линейки плеча рычагов ножниц и ключа дверного замка и определить выигрыша в силе .
Возможные экскурсии: цехи заводов, ферма, строительные площадки. Мельница, пожарная станция, диагностические кабинеты поликлиники или больницы.
Подготовка биографических справок: Г.Галилей, И.Ньютон, Р.Гук, Б. Паскаль, э, Торичелли, Архимед
Подготовка сообщений по заданной теме:
Броуновское движение, Роль явления диффузии в жизни растений и животных, Три состояния воды в природе, Закон всемирного тяготения, Сила тяжести на других планетах, Пассажирские лайнеры, Танкеры и сухогрузы, Промысловые суда, Военные корабли, Подводные лодки, Ледоколы, Суда на воздушной подушке и подводных крыльях
Возможные исследовательские проекты: Роль силы трения в моей жизни, сила трения и велосипед, сила трения на кухне, Использование дирижаблей во время 1 и 2 Мировой войны и в наши дни., перспектива использования или обреченность.( изготовление модели дирижабля), изготовление автоматической поилки для скота, проект - изготовление фонтана для школ
Требования к уровню подготовки выпускника 7-го класса
В результате изучения физики ученик 7 класса должен:
Знать/понимать
Смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом;
Смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
Уметь:
Описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, диффузию;
Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения и силы нормального давления;
Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы СИ;
Приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых и электромагнитных явлениях;
Решать задачи на применение изученных физических законов;
Осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников ( учебных текстов, справочных и научно – популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах ( словесно, с помощью рисунков);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе жизнедеятельности, использования транспортных средств, рационального применения простых механизмов
Результатом формирования универсальных учебных действий будут являться умения:
произвольно и осознанно владеть общим приемом решения учебных задач;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;
уметь устанавливать причинно-следственные связи;
уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
владеть общим приемом решения учебных задач;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий
№ урока | Дата | Раздел № темы | Тема урока | Примечание |
1 | 02-07.09 | 1/1 | Физика — наука о природе | |
|
| 02-07.09 | 1/2 | Наблюдения и опыты. Научный метод | |
3 | 09-14.09 | 1/3 | Физические величины и их измерение Л. Р. №1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора». | Л. Р. №1 |
4 | 09-14.09 | 1/4 | Л. Р. №2 «Измерение линейных размеров тел и площади поверхности». | Л. Р. №2 |
5 | 16-21.09 | 1/5 | Л.Р. №3 «Измерение объёма жидкости и твёрдого тела». | Л.Р. №3 |
6 | 16-21.09 | 1/6 | Как физика изменяет мир и наше представление о нём. | |
7 | 23-28.09 | 2/1 | Атомы и молекулы | |
8 | 23-28.09 | 2/2 | Движение молекул. Скорость молекул. | |
9 | 30.09-05.10 | 2/3 | Взаимодействие молекул. Три состояния вещества.( Агрегатные состояния вещества) | |
10 | 30.09-05.10 | 2/4 | Три состояния вещества: твердые тела, жидкости и газы | |
11 | 07-12.10 | 2/5 | Контрольная работа №1 | Контрольная работа №1 |
12 | 07-12.10 | 3/1 | Механическое движение | |
13 | 14-19.10 | 3/2 | Прямолинейное равномерное движение | |
14 | 14-19.10 | 3/3 | Графики прямолинейного равномерного движения | |
15 | 21-26.10 | 3/4 | Л. Р. № 4 «Измерение скорости движения тела». | Л. Р. № 4 |
16 | 21-26.10 | 3/5 | Неравномерное движение | |
17 | 28.10-02.11 | 3/6 | Контрольная работа №2 по теме :«Механическое движение». | Контрольная работа №2 |
18 | 28.10-02.11 | 3/7 | Закон инерции. Масса тела | |
19 | Каникулы; 11-16.11 | 3/8 | Плотность вещества | |
20 | 11-16.11 | 3/9 | Решение задач. | |
21 | 18-23.11 | 3/10 | Л.Р. № 5 «Измерение массы тел». | Л.Р. № 5 |
22 | 18-23.11 | 3/11 | Л.Р. № 6 «Измерение плотности твёрдых тел и жидкостей». | Л.Р. № 6 |
23 | 25-30.11 | 3/12 | Силы. Сила тяжести. | |
24 | 25-30.11 | 4/13 | Сила упругости. Вес | |
25 | 02-07.12 | 3/14 | Закон Гука. Равнодействующая сила | |
26 | 02-07.12 | 3/15 | Решение задач Закон Гука. Равнодействующая сила | |
27 | 09-14.12 | 3/16 | Л.Р.№7 «Конструирование динамометра и нахождение веса тела». | Л.Р.№7 |
28 | 09-14.12 | 3/17 | Сила трения скольжения | |
29 | 16-21.12 | 3/18 | Сила трения покоя, скольжения и качения. | |
30 | 16-21.12 | 3/19 | Л.Р.№8 «Измерение коэффициента трения скольжения». | Л.Р.№8 |
31 | 23-28.12 | 3/20 | Л.Р.№9 «Исследование зависимости трения скольжения от площади поверхности и рода материалов | Л.Р.№9 |
32 | 23-28.12 | 3/21 | Обобщающий урок по теме «Движение и взаимодействие тел». | |
33 | 30-31.12; каникулы | 3/22 | К.Р. №3 по теме «Взаимодействие тел». | К.Р. №3 |
34 | 10-11.01 | 4/1 | Давление твёрдых тел | |
35 | 13-18.01 | 4/2 | Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля | |
36 | 13-18.01 | 4/3 | Зависимость давления жидкости от глубины | |
37 | 20-25.01 | 4/4 | Решение задач. | |
38 | 20-25.01 | 5/5 | Закон сообщающихся сосудов | |
39 | 27.01-01.02 | 4/6 | Решение задач. | |
40 | 27.01-01.02 | 4/7 | Атмосферное давление | |
41 | 03-08.02 | 4/8 | Выталкивающая сила. Закон Архимеда Л.Р.№10 «Измерение выталкивающей силы, действующей в воде» | Л.Р.№10 |
42 | 03-08.02 | 4/9 | Решение задач. | |
43 | 10-15.02 | 4/10 | Плавание тел | |
44 | 10-15.02 | 4/11 | Л.Р.№ 11 «Условия плавания тел в жидкости». | Л.Р.№ 11 |
45 | 17-22.02 | 4/12 | Воздухоплавание. Плавание судов | |
46 | 17-22.02 | 4/13 | Л.Р.№ 12 «Закон Архимеда и гидростатическое взвешивание». | Л.Р.№ 12 |
47 | 24.02-01.03 | 4/14 | Решение задач повышенного уровня | |
48 | 24.02-01.03 | 4/15 | Обобщающий урок по теме «Давление. Закон Архимеда. Плавание тел». | |
49 | 03.03-08.03 | 4/16 | К.Р. №4 по теме «Давление. Закон Архимеда и плавание тел». | К.Р. №4 |
50 | 03.03-08.03 | 5/1 | Простые механизмы | |
51 | 10.03-15.03 | 5/2 | «Золотое правило» механики | |
52 | 10.03-15.03 | 5/3 | Рычаг | |
53 | 17.03-22.03 | 5/4 | Решение задач. | |
54 | 17.03-22.03; каникулы | 5/5 | Л.Р.№13 «Изучение условия равновесия рычага». | Л.Р.№13 |
55 | 31.03-05.04 | 5/6 | Механическая работа | |
56 | 31.03-05.04 | 5/7 | Мощность | |
57 | 07.04-12.04 | 5/8 | Коэффициент полезного действия механизмов | |
58 | 07.04-12.04 | 5/9 | Решение задач. | |
59 | 14.04-19.04 | 5/10 | Л.Р.№ 14 «Нахождение центра тяжести плоского тела». | Л.Р.№ 14 |
60 | 14.04-19.04 | 5/11 | Механическая энергия | |
61 | 21-26.04 | /12 | Закон сохранения механической энергии | |
62 | 21-26.04 | 5/13 | Л.Р. № 15 Закон сохранения механической энергии | Л.Р. № 15 |
63 | 28.04-03.05 | 6/14 | Л.Р. № 16 «Определение КПД наклонной плоскости». | Л.Р. № 16 |
64 | 28.04-03.05 | 5/15 | Обобщающий урок по теме «Работа и энергия». | |
65 | 05-10.05 | 5/16 | Контрольная работа №5 по теме «Работа и энергия». | Контрольная работа №5 |
66 | 05-10.05 | 5/17 | Повторение изученного материала | |
67 | 12-17.05 | 5/18 | Итоговая (годовая) контрольная работа№6 | Итоговая (годовая) контрольная работа№6 |
68 | 12-17.05 | 6/1 | Урок-повторение курса физики 7кл. | |
69 | 19-25.05 | 6/2 | Лабораторный практикум Л.Р. № 17 | Л.Р. № 17 |
70 | 19-25.05 | 6 /3 | Лабор. практикум Л.Р. № 18 | Л.Р. № 18 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Основная учебная литература
А.В. Перышкин «Физика-7кл», 2008 М. Дрофа
Гутник Е.М., Рыбакова Е.В. Физика. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.В. Пёрышкина, Е.М. Гутник- М.: Дрофа,2004
Павленко Н.И., Павленко К.П.Тестовые задания по физике. 7 класс.- М.:Дрофа,2004г.
Днепров, Э.Д. Сборник нормативных документов. Физика / сост., Э.Д. Днепров А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
Коровин, В.А. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост., В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.-104 с.
Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2008.
Орлов, В.А. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. 7 – 9 классы / В.А. Орлов, А.О. Татур. – М.: Интеллект-Центр, 2006
Попова, В.А. Сборник. Рабочие программы по физике. Календарно-тематическое планирование. Требования к уровню подготовки учащихся по физике. 7 – 11 классы. / Авт.-сост. В.А. Попова. – М.: Издательство «Глобус», 2008 (Стр. 5 – 37, 7 – 9 классы).
Ресурсное обеспечение:
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Для обучения учащихся основной школы в соответствии с примерными программами необходима реализация деятельностного подхода. Деятельностный подход требует постоянной опоры процесса обучения физике на демонстрационный эксперимент, выполняемый учителем, и лабораторные работы и опыты, выполняемые учащимися. Поэтому школьный кабинет физики должен быть обязательно оснащен полным комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы.
Демонстрационное оборудование должно обеспечивать возможность наблюдения всех изучаемых явлений, включенных в примерную программу основной школы.
Использование тематических комплектов лабораторного оборудования по механике, молекулярной физике, электричеству и оптике способствует:
формированию такого важного общеучебного умения, как подбор учащимися оборудования в соответствии с целью проведения самостоятельного исследования;
проведению экспериментальной работы на любом этапе урока;
уменьшению трудовых затрат учителя при подготовке к урокам.
Снабжение кабинета физики электричеством и водой должно быть выполнено с соблюдением правил техники безопасности. К лабораторным столам, неподвижно закрепленным на полу кабинета, специалистами подводится переменное напряжение 42 В от щита комплекта электроснабжения, мощность которого выбирается в зависимости от числа столов в кабинете.
К демонстрационному столу от щита комплекта электроснабжения должно быть подведено напряжение 42 и 220 В. В торце демонстрационного стола размещается тумба с раковиной и краном. Одно полотно доски в кабинете физики должно иметь стальную поверхность.
В кабинете физики необходимо иметь:
противопожарный инвентарь и аптечку с набором перевязочных средств и медикаментов;
инструкцию по правилам безопасности труда для обучающихся и журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда.
На фронтальной стене кабинета размещаются таблицы со шкалой электромагнитных волн, таблица приставок и единиц СИ, физические постоянные.
В зависимости от имеющегося в кабинете типа проекционного оборудования он должен быть оборудован системой полного или частичного затемнения. В качестве затемнения удобно использовать рольставни с электроприводом.
Кабинет физики должен иметь специальную смежную комнату — лаборантскую для хранения демонстрационного оборудования и подготовки опытов.
Кабинет физики, кроме лабораторного и демонстрационного оборудования, также оснащен:
комплектом технических средств обучения, компьютером с мультимедиа-проектором и интерактивной доской;
учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературой (учебниками, сборниками задач, журналами, руководствами по проведению учебного эксперимента, инструкциями по эксплуатации учебного оборудования);
картотекой с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ;
комплектом тематических таблиц по всем разделам школьного курса физики, портретами выдающихся физиков.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Лаборатория L – микро
Цифровые образовательные ресурсы
Учебное лабораторное оборудование
Технические средства обучения (компьютер, телевизор, видео – магнитофон, интерактивная доска)
Рекомендуемые образовательные сайты, классифицированные по их дидактическим возможностям
Тип сайта | Дидактические возможности, адрес и краткое описание |
Электронный курс лекций | http://school-collection. edu. ru/catalog/pupil/?subject=30 - –Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), раздел «Физика» |
Образовательный журнал для старшеклассников и учителей | http://potential. org. ru/ - Возможность углубить и расширить знания по физике |
Сайт для всех, интересующихся физикой | http://allphysics. ru/ - Возможность расширить представления об окружающем мире |
«Эта удивительная физика» | http://sfiz. ru/index. php - Возможность получить дополнительные интересные сведения, обоснования опорных фактов. |
Российский общеобразовательный портал. Лабораторный практикум | Возможность проведения лабораторных (практических) работ виртуально, в особенности если нет нужного оборудования в кабинете физики. http://experiment. edu. /ru – Лабораторный практикум |
Сайты тестирования и оценки знаний учащихся | http://www. rosiest. rennet. run – образовательный сервис тестирования по физике. Доступ к режиму обучения бесплатный. |
Сайты «Творческие мастерские» | Развитие творческого мышления учащихся. http://www. school. holm. run – школьный мир физики |
Сайты научно-исследовательских и учебных центров | http://www. snub. run – дистанционное образование, научно-исследовательская работа школьников. |
Консультативные сайты для учителей и учеников | http://www. alchemic. run - полезные советы, интересная информация, виртуальный репетитор, решение физических задач. |
Сайты для тематических телеконференций и чатов | Общение учащихся по интересующей их тематике в режиме онлайн с удаленными образовательными центрами или другими общеобразовательными учреждениями. |
Сайты факультетов и вузов | Предоставление информации о факультетах конкретных вузах. Странички для абитуриентов. http://www. chem. msu. ru – информация о научной и образовательной деятельности физического факультета МГУ, ссылки на полезные физические ресурсы. |
Виртуальные библиотеки | Предоставление широкого спектра учебной (познавательной) информации по разнообразным физическим проблемам. http://fiz. 1september. ru. – электронная библиотека по физике. |
Виртуальные журналы и газеты по физики | Развитие познавательной деятельности учащихся. http://www. chemlab. boom. ru – новости физического мира, обзорные статьи, рефераты, справочные материалы. |
Электронные энциклопедии | Поиск необходимой информации для докладов, рефератов, исследовательских работ. http://www. chat. ru/-kildim/chem |
Электронные справочники | Возможность использования в работе большого банка данных. http://www. informika. ru – электронный справочник полного курса физики. |
Сайты-каталоги | Подборка ссылок на сайты, содержащие необходимую информацию. http://www. chemrar. ru – физикческие каталоги; http://www. catalog. alledu. ru – все образовательные каталоги по физики; http://www. ecology. ru – Экология России по городам (состояние окружающей среды). |
Сайты смешанного типа | Индивидуальная и коллективная работа в реальном и виртуальном образовательном пространстве. http://www. educentral. ru – Российский образовательный портал. |
Контрольно-измерительные материалы
Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение. Масса тела»
Вариант №1
1. Скорость зайца 54 км/ч. Какой путь он совершит за 3 минуты?
2. Определите массу оконного стекла длиной 3 метра, высотой 2,5 метра, толщиной
0,6 сантиметра. Плотность стекла 2500 кг\м.
3. Диаметры алюминиевого и парафинового шаров одинаковы. Какой из них имеет наименьшую массу? Почему?
4. В движущемся вагоне пассажирского поезда на столе лежит книга. В покое или в движении находится книга относительно: а) стола; б) рельсов; в) пола вагона; г) столбов?
Вариант №2
1. Скорость дельфина 72 км/ч. За какое время он совершит путь 2 км?
2. Определите массу мраморной плиты, у которой длина 1 метр, ширина 0,8 метров, толщина
10 сантиметров? Плотность мрамора 2700 кг\м.
3. Из двух медных заклепок первая имеет вдвое меньшую массу, чем вторая. Что вы скажите о их объемах? Почему?
4. Для полярников, зимующих на льдине, с летящего самолёта сбрасывают груз. Где надо сбросить груз, чтобы он точно попал на льдину? а) над льдиной; б) после пролёта; в) до пролёта; г) попасть невозможно.
Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел»
Вариант №1
1. Какая из двух сил: 4 кН или 800 Н больше и во сколько раз?
2. Сила 12 Н растягивает пружину на 7,5 см. Найдите жесткость этой пружины.
3. Определите вес ящика с песком, масса которого 75 кг.
4. Зачем в гололедицу тротуары посыпают песком?
Вариант №2
1. Один мальчик толкает санки сзади с силой 20 Н, а другой тянет их за веревку с силой 15 Н. Изобразите эти силы графически, считая, что они направлены горизонтально и найдите их равнодействующую.
2. Жесткость пружины 40 Н/м. На сколько сантиметров растянется пружина под действием силы 2 Н?
3. Определите силу тяжести, действующую на человека массой 50 кг.
4. Почему ящики, лежащие на движущейся ленте транспортера, не сползают по ленте вниз, а перемещаются вместе с ней вверх?
Контрольная работа №3 по теме
«Давление жидкостей, газов и твердых тел»
Вариант №1
1. Какое давление на пол оказывает кирпич, масса которого 5 кг, а площадь большой грани
0,03 м2.
2. Из баллона выпустили половину газа. Как изменится в нем давление? Почему?
3. Давление, создаваемое водой на дне озера, равно 4 МПа. Плотность воды 1000 кг/м3.
Определите глубину озера.
4. В сосуде находится 1 л керосина. Как изменится давление на дно и стенки сосуда, если вместо керосина налить 1 л воды?(Плотность керосина 800 кг/м3, воды 1000 кг/м3) Ответ объясните.
Вариант №2
1. Толщина льда на реке такова, что он выдерживает давление 40 кПа. Пройдет ли по льду трактор массой 5,4 т, если он опирается на гусеницы общей площадью 1,5 м2?
2. Почему детский воздушный шарик, вынесенный из комнаты зимой, становится менее надутым?
3. В открытой цистерне, наполненной до уровня 4 м, находится жидкость. Её давление на дно цистерны равно 28 кПа. Найдите плотность этой жидкости
4. В широкий таз и в стакан налита вода до одинакового уровня. Что можно сказать о производимом водой давлении на дно сосудов?
Контрольная работа № 4 по теме «Плавание тел, воздухоплавание»
Вариант №1
1. Кирпич размерами 25х10х5 см3 полностью погружен в воду. Вычислите архимедову силу, действующую на плиту. Плотность кирпича 1600 кг/м3, воды 1000 кг/м3
2. Два одинаковых стальных шарика подвесили к коромыслу весов. Нарушится ли равновесие весов, если один из них опустить в сосуд с водой, а другой в керосин? Плотность воды 1000 кг/м3, керосина 800 кг/м3
3. Тело массой 0,3 кг при полном погружении вытесняет 350 см3 жидкости. Будет ли оно плавать
в керосине или утонет?
4. Что имеет большую плотность: вода или лед? Докажите.
Вариант №2
1. Определите объем куска алюминия, на который в керосине действует архимедова сила величиной 120 Н.
. 2. К чашкам весов подвешены две гири — фарфоровая и железная — равной массы. Нарушится ли равновесие весов, если гири опустить в сосуд с водой?
3. Тело массой 800 г при полном погружении вытесняет 500 см3 воды. Всплывет это тело или утонет, если его отпустить?
4. Как изменится осадка корабля при переходе из реки в море?
Контрольная работа №5 по теме «Работа, мощность, энергия»
Вариант №1
1. Автомобиль проехал равномерно расстояние 5 км. Сила тяги автомобиля 3кН. Какую работу совершила сила тяги автомобиля?
2. Самосвал при перевозке груза развивает мощность 30 кВт. Какая работа совершается им в
течение 45 мин?
3. Рычаг находится в равновесии под действием двух сил, первая из которых 4 Н.Определите модуль второй силы, если плечо первой силы 10 см, а второй 15 см.
4. Опишите, какие превращения энергии происходят при выстреле из лука?
Вариант №2
1. Трактор тянет плуг с силой 50 кН равномерно по полю при этом проходит расстояние 4 км. Какую работу совершает трактор?
2. Вентилятор мощностью 400 Вт совершает работу 28 кДж. Какое время он работал?
3. Плечи рычага соответственно равны 4 см и 12 см. На меньшее плечо действует сила 60 Н. Чему равна сила, действующая на большее плечо?
4. Опишите, какие превращения энергии происходят при падении капель дождя на землю?
Итоговая контрольная работа
Вариант №1
1. Почему аромат цветов чувствуется на расстоянии?
2. Найдите силу тяжести, действующую на сокола, массой 500 г.
3. Скорость поезда 72 км/ч. Какой путь пройдет поезд за 15 минут?
4. Найдите архимедову силу, действующую в воде на брусок размером 2х5х10 см, при его погружении наполовину в воду.
Вариант №2
Чай остыл. Как изменились его масса, объем, плотность?
Мопед «Рига – 16» весит 490 Н. Какова его масса?
3. С какой скоростью двигался автомобиль, если за 12 минут он совершил путь 3,6 км?
4. Токарный станок массой 300 кг опирается на фундамент четырьмя ножками. Определите давление станка на фундамент, если площадь каждой ножки 50 см2