№ п/п | Тема урока | Дата | Основные виды деятельности | Универсальные учебные действия | Примечание |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
ВВЕДЕНИЕ (4 ч) Основные виды деятельности ученика: наблюдать и описывать физические явления. Участвовать в обсуждении явления падения тел на землю. Высказывать предположения и гипотезы. Измерять расстояния и промежутки времени. Определять цену деления шкалы прибора. |
1/1 | Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты (§1-3) | | — Объяснять, описывать физические явления, отличать физические явления от химических; —проводить наблюдения физических явлений, анализировать и классифицировать их, различать методы изучения физики | Знать смысл понятий «вещество», «тело», «явление». Уметь наблюдать и описывать физические явления | Познавательные: Пробуют самостоятельно формулировать определения понятий (наука, природа, человек). Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: Позитивно относятся к процессу общения. | Демонстрируют уровень знаний об окружающем мире. Наблюдают и описывают различные типы физических явлений. | Демонстрации. Скатывание шарика по желобу, колебания математического маятника, соприкасающегося со звучащим камертоном, нагревание спирали электрическим током, свечение нити электрической лампы, показ наборов тел и веществ |
2/2 | Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений (§ 4 -5) | | —определять цену деления шкалы измерительного цилиндра; —определять объем жидкости с помощью измерительного цилиндра; —переводить значения физических величин в СИ, определять погрешность измерения, записывать результат измерения | Знать смысл понятия «физическая величина» Уметь приводить примеры физических величин, использовать физические приборы | Познавательные: Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Регулятивные: Определяют последовательность промежуточных целей Коммуникативные: Осознают свои действия. Учатся строить понятные для партнера высказывания. | Описывают известн свойства тел, соответствующие им физические величины и способы их измерения. Выбирают необходимые физические приборы и определяют их цену деления. | Демонстрации. Измерительные приборы: линейка, мензурка, измерительный цилиндр, термометр, секундомер, вольтметр и др. Опыты. Измерение расстояний. Измерение времени между ударами пульса |
3/3 | Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора» | | —Находить цену деления любого измерительного прибора, представлять результаты измерений в виде таблиц; —анализировать результаты по определению цены деления измерительного прибора, делать выводы; — работать в группе | Уметь использовать измерительный цилиндр для определения объема жидкости . Выражать результаты в СИ | Познавательные: Управляют своей познавательной и учебной деятельностью Регулятивные: Сравнивают способ и результат своих действий с образцом Коммуникативные: Осознают свои действия. Имеют навыки общения в малых группах. | Предлагают способы повышения точности измерений. | |
4/4 | Физика и техника. Тест «Введение в физику» (§ 6) | | —Выделять основные этапы развития физической науки и называть имена выдающихся ученых; —определять место физики как науки, делать выводы о развитии физической науки и ее достижениях; | Знать о вкладе в изучение физики ученых: М.В.Ломоносова К.Э. Циолклвского С.П.Королева | Познавательные: Создают структуру взаимосвязей в физике как науке о природе. Регулятивные: Ставят задачу на год, участвуют в обсуждении результатов. Коммуникативные: Планируют и согласованно выполняют совместную деятельность, распределяют роли | Участвуют в обсуждении значения физики в жизни человека, ее роли в познании мира. | Демонстрации. Современные технические и бытовые приборы |
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (6 ч) Основные виды деятельности ученика: наблюдать и объяснять явление диффузии. Выполнять опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения. Объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества |
5/1 | Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение (§ 7 - 9) | | —Объяснять опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества, броуновское движение; —схематически изображать молекулы воды и кислорода; —определять размер малых тел; —сравнивать размеры молекул разных веществ: воды, воздуха; | Знать смысл понятий «гипотеза», «молекула», «вещество» Уметь описывать свойства газов, жидкостей и твердых тел. | Познавательные: Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) Регулятивные: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению Коммуникативные: Владеют вербальными и невербальными средствами общения | Наблюдают и объясняют опыты по тепловому расширению тел, окрашиванию жидкости | Демонстрации. Модели молекул воды и кислорода, модель хаотического движения молекул в газе, изменение объема твердого тела и жидкости при нагревании |
6/2 | Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел» | | —Измерять размеры малых тел методом рядов, —представлять результаты измерений в виде таблиц; —выполнять исследовательский эксперимент по определению размеров малых тел, делать выводы | Уметь: измерять размеры малых тел способом рядов и представлять результаты измерений | Познавательные: Управляют своей учебной деятельностью Регулятивные: Сравнивают способ и результат своих действий с образцом Коммуникативные: Осуществляют самоконтроль | Измеряют размер малых тел методом рядов. Предлагают способы повышения точности измерений. | |
7/3 | Движение молекул. Тест «Молекулы» (§ 10) | | —Объяснять явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры тела; —приводить примеры диффузии в окружающем мире; —наблюдать процесс образования кристаллов; | Знать смысл понятия «диффузия» Уметь наблюдать и описывать диффузию в газах, жидкостях и твердых телах . | Познавательные: Анализируют наблюдаемые явления, обобщают и делают выводы Регулятивные: Принимают и сохраняют познавательную цель Коммуникативные: Имеют навыки конструктивного общения, взаимопонимания. | Наблюдают и объясняют явление диффузии | Демонстрации. Диффузия в жидкостях и газах. Модели строения кристалл тел, образцы кристаллических тел. Опыты. Выращивание кристаллов поваренной соли |
8/4 | Взаимодействие молекул (§ 11) | | —Проводить и объяснять опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул; —наблюдать и исследовать явление смачивания и несмачивания тел, объяснять данные явления | Знать представление о молекулярном строении вещества, явление диффузии Уметь наблюдать и описывать физические явления | Познавательные: Выбирают знаково-символические средства для построения модели. Регулятивные: Принимают познавательную цель, четко выполняют требования познавательной задачи Коммуникативные: Обосновывают и доказывают свою точку зрения. Планируют общие способы работы | Выполняют опыты по обнаружению сил молекулярного притяжения Наблюдают и объясняют явление диффузии | Демонстрации. Разламывание хрупкого тела и соединение его частей, сжатие и выпрямление упругого тела, сцепление твердых тел, несмачивание птичьего пера. Опыты. Обнаружение действия сил молекулярного притяжения |
9/5 | Три состояния вещества (§ 12 - 13) | | —Доказывать наличие различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов; —приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях; | Знать основные свойства вещества Уметь доказывать наличие различия в молекулярном строении веществ, приводить примеры использования свойств веществ | Познавательные: Выбирают смысловые единицы текста и устанавливать отношения Регулятивные: Самостоятельно формулируют цель Коммуникативные: Осуществляют взаимоконтроль | Объясняют свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества Объясняют явления диффузии, и пластичности | Демонстрации. Сохранение жидкостью объема, заполнение газом всего предоставленного ему объема, сохранение твердым телом формы |
10/6 | Зачет по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» | | - Применять полученные знания при решении физических задач, исследовательском эксперименте и на практике. | Знать смысл понятий «гипотеза» и «модель» Уметь объяснять примеры проявле-ния диффузии | Познавательные: Выбирают наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий. Регулятивные: Осознают качество и уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные: Умеют представлять конкретное содержание | Демонстрируют умение решать задачи разных типов. | |
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (21 ч) Основные виды деятельности ученика: рассчитывать путь и скорость тела при равномерном движении. Измерять скорость равномерного движения. Измерять массу тела. Измерять плотность вещества. Измерять силы взаимодействия двух тел |
11/1 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. (§ 14 - 15) | | —Определять траекторию движения тела; —переводить основную единицу пути в км, мм, см, дм; —различать равномерное и неравномерное движение; —доказывать относительность движения тела | Знать смысл понятий «механическое движение»,«путь»,«траектория», «перемещение», Уметь определять траекторию дв – ния, переводить ед. СИ, различать равном. и неравном. движ., доказывать относит. движ. | Познавательные: Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов Регулятивные: Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий. Коммуникативные: Осознают свои действия. Имеют навыки конструктивного общения в малых группах. | Приводят примеры механического движения. Различают способы описания механических движений. Изображают различные траектории | Демонстрации. Равномерное и неравномерное движение шарика по желобу. Относительность механического движения с использованием заводного автомобиля. Траектория движения мела по доске, движение шарика по горизонтальной поверхности. |
12/2 | Скорость. Единицы скорости (§ 16) | | —Рассчитывать скорость тела при равномерном и среднюю скорость при неравномерном движении; —выражать скорость в км/ч, м/с; —анализировать таблицу скоростей движения некоторых тел; —графически изображать скорость, описывать равномерное движение | Знать смысл физических величин «скорость» и «ср. скорость» Уметь описывать фундаментальные опыты, определять характер физии-ческого процесса по графику, формуле, графически изображ скорость,определять среднюю скорость. | Познавательные: Выражают смысл ситуации различными средствами – словесно, рисунки, графики. Регулятивные: Сравнивают свой способ действия с эталоном. Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку | Сравнивают различные виды движения. Сравнивают движения с различной скоростью. Понимают смысл скорости. Решают расчетные задачи и задачи – графики. | Демонстрации. Движение заводного автомобиля по горизонтальной поверхности Измерение скорости равномерного движения воздушного пузырька в трубке с водой. |
13/3 | Расчет пути и времени движения (§ 17) | | —Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков; —определять: путь, пройденный за данный промежуток времени, скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени | Знать смысл понятий «время», «пространство», физ. величин «путь», «скорость», «время» Уметь представлять результаты измерений и вычислений в виде таблицы и графи-ков, определять путь | Познавательные: Анализируют условия и требования задачи. Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку | Решают качественные, расчетные задачи. Знакомятся с задачами-графиками | Демонстрации. Движение заводного автомобиля |
14/4 | Инерция (§ 18) | | —Находить связь между взаимодействием тел и скоростью их движения; —приводить примеры проявления явления инерции в быту; —объяснять явление инерции; —проводить исследовательский эксперимент по изучению явления инерции; анализировать его | Знать смысл понятий» «сист. отсчета», «взаимодействие», «инерция» Уметь находить связь между взаимодействием тел и скорость их движения, приводить примеры инерции в быту, объяснять явление инерции | Познавательные: Оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями этикета Регулятивные: Предвосхищают результат: что будет, если…? Коммуникативные: Умеют способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. | Приводят примеры движения тел по инерции. Объясняют причину такого движения. | Демонстрации. Движение тележки по гладкой поверхности и поверхности с песком. Насаживание молотка на рукоятку |
15/5 | Взаимодействие тел. Тест по теме (§ 19) | | —Описывать явление взаимодействия тел; —приводить примеры взаимодействия тел, приводящего к изменению их скорости; —объяснять опыты по взаимодействию тел и делать выводы | Знать смысл понятий» «сист. отсчета», «взаимодействие», «инерция» Уметь описывать явления взаимодействия, приводить примеры, приводящие к изм. скорости, объяснять опыты | П ознавательные: Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами Регулятивные: Принимают познавательную цель Коммуникативные: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать | Приводят примеры тел, имеющих разную инертность. Исследуют зависимость быстроты изменения скорости тела от его массы. | Демонстрации. Изменение скорости движения тележек в результате взаимодействия. Движение шарика по наклонному желобу и ударяющемуся о такой же неподвижный шарик |
16/6 | Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах (§ 20 - 21) | | —Устанавливать зависимость изменения скорости движения тела от его массы; —переводить основную единицу массы в т, г, мг; —работать с текстом учебника систематизировать полученные сведения о массе тела; | Знать смысл физической величины «масса» Уметь устанавливать зависимость изменения скорости движения тела от его массы, работать Си, измерять массу на рычажных весах | Познавательные: Выделяют и формулируют познавательную цель. Регулятивные: Принимают познавательную цель Коммуникативные: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Приводят примеры тел, имеющих разную инертность. Исследуют зависимость быстроты изменения скорости тела от его массы. | Демонстрации. Гири различной массы. Монеты различного достоинства. Сравнение массы тел по изменению их скорости Различные виды весов. Взвешивание монеток на демонстрационных весах. |
17/7 | Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | | —Взвешивать тело на учебных весах и с их помощью определять массу тела; —пользоваться разновесами; —применять и выраба-тывать практические навыки работы с приборами; —работать в группе | Знать понимать смысл величины «масса». Уметь измерять массу тела, выражать результаты измерений в СИ Уметь объяснять способы уменьшения и увеличения инертности Применять полученные знания при решении физической задачи. | Познавательные: Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера. Анализируют различия и причины их появления при сравнении с эталоном. Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном. Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий. Делают выводы. | Измеряют массу тел на рычажных весах, соблюдая «Правила взвешивания». | |
18/8 | Плотность вещества (§ 22) | | —Определять плотность вещества; —анализировать табличные данные; —переводить значение плотности из кг/м3 в г/см3; —применять знания | Знать определение плотности тела и единицы измерения Уметь определять плотность вещества и анализировать табличные данные | Познавательные: Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Регулятивные: Принимают познавательную Коммуникативные: Умеют добывать недостающую информацию. | Объясняют различие в плотности воды, льда и водяного пара. | Демонстрации. Сравнение масс тел, имеющих одинаковые объемы. Сравнение объема жидкостей одинаковой массы |
19/9 | Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела». Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела» | | —Измерять объем тела с помощью измерительного цилиндра; —измерять плотность твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра | Знать понятие «объем тела», «плотность» Уметь исполь-зовать измери-тельный цилиндр для определения объема жидкости | Познавательные: Создают алгоритм деятельности Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий. | Измеряют объем тел и плотность вещества. | |
20/ 10 | Расчет массы и объема тела по его плотности. Тест «Плотность» (§ 23) | | —Определять массу тела по его объему и плотности; —записывать формулы для нахождения массы тела, его объема и плотности вещества | Знать смысл физических величин «масса», «плотность» Уметь определять массу тела по его объему и плотности | Познавательные: Анализируют условия и требования задачи. Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий | Решают качественные, расчетные задачи | Демонстрации. Измерение объема деревянного бруска |
21/ 11 | Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества» | | —Использовать знания из курса математики и физики при расчете массы тела, его плотности или объема; —анализировать результаты, полученные при решении задач | Знать смысл ф.п. масса и плотность. Уметь применять знания при расчете массы тела, его плотности или объема | Познавательные: Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку | Решают качественные, расчетные задачи | |
22/ 12 | Контрольная работа по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества» | | —Применять знания к решению задач | Знать основные понятия, определе-ния и формулы по теме «Движение и взаимодействие тел» Уметь работать с физическими вели-чинами, входящими в формулы Применять полученные знания при решении физической задачи. | Познавательные: Выбирают наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий. Регулятивные: Осознают качество и уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные: Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме. | Демонстрируют умение решать задачи разных типов. | |
23/ 13 | Явление тяготения. Сила тяжести. (§ 24 - 25) | | —Графически, в масштабе изображать силу и точку ее приложения; —определять зависимость изменения скорости тела от приложенной силы; — приводить примеры проявления тяготения в окружающем мире | Знать смысл понятий «сила», «сила тяжести» Уметь графически в масштабе изображать силу и точку ее при-ложения, Приводить примерыпроявления тяготения в окру-жающем мире, находить точку приложения и указывать нап-равление силы тяжести | Познавательные:. Осознанно строят высказывания на предложенные темы. Регулятивные: Принимают познавательную цель . Коммуникативные: Планируют и согласованно выполняют совместную деятельность, распределяют роли, взаимно контролируют действия друг друга, умеют договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи | Приводят примеры проявления силы всемирного тяготения и объясняют ее роль в формировании макро- и мегамира. Объясняют причину возникновения силы тяжести. Объясняют физический смысл понятия «ускорение свободного падения». | Демонстрации. Взаимодействие шаров при столкновении. Сжатие упругого тела. Притяжение магнитом стального тела. Движение тела, брошенного горизонтально. Падение стального шарика в сосуд с песком. Падение шарика, подвешенного на нити. Свободное падение тел в трубке Ньютона |
24/ 14 | Сила упругости. Закон Гука (§ 26) | | —Отличать силу упругости от силы тяжести; —графически изображать силу упругости, показывать точку приложения и направление ее действия; —объяснять причины возникновения силы упругости | Знать смысл понятий «сила упругости» , закон Гука Уметь отличать силу упругости от силы тяжести, графически изображать силу упругости и вес тела | Познавательные: Выделяют и формулируют познавательную цель. Регулятивные: Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий. Коммуникативные: Учатся эффективно сотрудничать в группе | Приводят примеры деформаций. Различают упругую и неупругую деформации. | Демонстрации. Виды деформации. Измерение силы по деформации пружины. Опыты. Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы |
25/ 15 | Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела (§ 27 - 29) | | Графически изображать вес тела и точку его приложения; —рассчитывать силу тяжести и вес тела; —находить связь между силой тяжести и массой тела; —определять силу тяжести по известной массе тела, массу тела по заданной силе тяжести | Знать смысл понятий вес тела, ед. силы. Уметь отличать силу упругости от силы тяжести, графически изображать силу упругости и вес тела, точку приложения | Познавательные: Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Регулятивные: Принимают познавательную цель Коммуникативные: Учатся эффективно сотрудничать в группе: распределяют функции и обязанности. | Приводят примеры деформаций. Различают упругую и неупругую деформации. | |
26/ 16 | Динамометр (§ 30) Лабораторная работа №6 « Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | | —Градуировать пружину; —получать шкалу с заданной ценой деления; —измерять силу с помощью силомера, медицинского динамометра; —различать вес тела и его массу; —работать в группе | Знать как измерять силу с помощью динамометра Уметь градуи-ровать шкалу измерительного прибора. Уметь оценить погреш-ность измерений, Применять полученные знания. | Познавательные: Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера.. Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ с эталоном. Коммуникативные: Устанавливают рабочие отношения | Исследуют зависимость удлинения пружины от модуля приложенной силы. Знакомятся с прибором для измерения силы – динамометром. | Демонстрации. Динамометры различных типов. Измерение мускульной силы |
27/ 17 | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. (§ 31) | | —Экспериментально находить равнодействующую двух сил; —анализировать результаты опытов по нахождению равнодействующей сил и делать выводы; —рассчитывать равнодействующую двух сил | Знать как графически изоб-ражать равно-действующую сил Уметь рассчитывать равнодействующую двух сил Применять полу-ченные знания при решении физии-ческой задачи. | Познавательные: Выделяют и формулируют познава-тельную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Анализируют и строго следуют ему. Коммуникативные: Умеют слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность. | Изображают силы в выбранном масштабе | Опыты. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой. Измерение сил взаимодействия двух тел |
28/ 18 | Сила трения. Трение покоя. Тест «Сила» (§ 32 - 33) | | —Измерять силу трения скольжения; —называть способы увеличения и уменьшения силы трения; —применять знания о видах трения и способах его изменения на практике | Знать понятие силы трения, виды. Уметь измерять силу трения, называть способы увеличения и уменьшения силы трения, объяснять влияние силы трения | Познавательные: Выделяют количественные характеристики объектов Регулятивные: Принимают познавательную цель Коммуникативные: Планируют и согласованно выполняют совместную деятельность, распределяют роли | Различают виды сил трения. Приводят примеры. Объясняют способы увеличения и уменьшения силы трения. | Демонстрации. Измерение силы трения при движении бруска по горизонтальной поверхности. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения. Подшипники |
29/ 19 | Трение в природе и технике (§ 34) Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра» | | —Объяснять влияние силы трения в быту и технике; —приводить примеры различных видов трения; —анализировать, делать выводы; —измерять силу трения | Знать понятие силы трения, виды. Уметь измерять силу трения, называть способы увеличения и уменьшения силы трения | Познавательные: Выделяют количественные характеристики объектов Регулятивные: Принимают познавательную цель Коммуникативные: Планируют и выполняют совместную деятельность | Измеряют силу трения скольжения. Исследуют зависимость модуля силы трения скольжения от модуля | |
30/ 20 | Решение задач по темам «Силы», «Равнодействующая сил» | | —Применять знания из курса математики, физики, географии, биологии к решению задач; —переводить единицы измерения | Знать основные понятия, опреде-ления и формулы Уметь объяснять различные явления и процессы наличием взаимодействия между телами | Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Коммуникативные: Планируют и согласованно выполняют совместную деятельность, распределяют роли | Демонстрируют умение решать задачи разных типов. | |
31/ 21 | Контрольная работа № 2 «Взаимодействие тел» | | - Применять знания к решению задач | Знать основные понятия, определе-ния и формулы Уметь работать с физическими вели-чинами, входящими в формулы по из. Теме и анализировать при решении задач. Применять полученные знания при решении физической задачи. | Познавательные: Выбирают наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий. Регулятивные: Осознают качество и уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные: Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме. | Демонстрируют умение решать задачи разных типов. | |
ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (21 ч) Основные виды деятельности ученика: обнаруживать существование атмосферного давления. Объяснять причины плавания тел. Измерять силу Архимеда. Исследовать условия плавания тел |
32/ 1 | Давление. Единицы давления (§ 35) | | —Приводить примеры, показывающие зависимость действующей силы от площади опоры; —вычислять давление по известным массе и объему; —переводить основные единицы давления —проводить эксперимент | Знать определение и формулу давления, единицы измерения давления Уметь применять полученные знания при решении задач, приводить примеры | Познавательные: Анализируют условия и требования задачи. . Регулятивные: Самостоятельно формулиру-ют познавательную задачу. Коммуникативные: Умеют способность добывать информацию. | Предлагают способы увеличения и уменьшения давления. Объясняют механизм регулирования давления | Демонстрации. Зависимость давления от действующей силы и площади опоры. Разрезание куска пластилина тонкой проволокой |
33/2 | Способы уменьшения и увеличения давления (§ 36) | | —Приводить примеры увеличения площади опоры для уменьшения давления; —выполнять исследовательский эксперимент по изменению давления, анализировать его и делать выводы | Знать определение и формулу давления, зависи-мость давления от силы, действующей на опору и площади опоры Уметь применять полученные зна-ния для решения физических задач. | Познавательные: Выражают структуру задачи разными средствами, выби-рают стратегии решения. Регулятивные: Самостоятельно форму-лируют познавательную задачу. Коммуникативные: Умеют способность с помощью вопросов добывать недостающую информации | Предлагают способы увеличения и уменьшения давления. Объясняют механизм регулирования давления, производимого различными механизмами. | |
34/3 | Давление газа (§ 37) | | —Отличать газы по их свойствам от твердых тел и жидкостей; —объяснять давление газа на стенки сосуда на основе теории строения вещества | Знать формулировку закона Паскаля Уметь описывать и объяснять передачу давления жидкостями и газами, зная положения МКТ | Познавательные: Анализируют условия и требования задачи. Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную задачу. Коммуникативные: Умеют способность с помощью вопросов добывать недостающую информации | Предлагают способы увеличения и уменьшения давления газа. Объясняют механизм регулирования давления, производимого различными механизмами. | Демонстрации. Давление газа на стенки сосуда |
35/4 | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля (§ 38) | | —Объяснять причину передачи давления жидкостью или газом во все стороны одинаково; —анализировать опыт по передаче давления жидкостью и объяснять его результаты | Знать формулировку закона Паскаля Уметь описывать и формулировку закона Паскаля | Познавательные: Анализируют условия и требования задачи. Регулятивные: Самостоятельно формулируют задачу. Коммуникативные: Умеют с помощью вопросов добывать недостающую информации | Описывают закон Паскаля, понимают принцип передачи давления жидкостями, | Демонстрации. Шар Паскаля |
36/5 | Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда (§ 39 - 40) | | —Выводить формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда; —работать с текстом учебника; —составлять план проведения опытов | Знать формулу для вычисления давления, форму-лировку закона Паскаля Уметь объяснять передачу давления жидкостями и газами | Познавательные: Выражают структуру задачи разными средствами Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий | Решают качественные, расчетные задачи | Демонстрации. Давление внутри жидкости. Опыт с телами различной плотности, погруженными в воду |
37/6 | Решение задач по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля» | | —Решать задачи на расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда | Знать формулу для вычисления давления жидкости в зависимости от глубины Уметь Применять знания при решениизадачи. | Познавательные: Анализируют условия и требования задачи. . Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий | Решают качественные, расчетные задачи. | |
38/7 | Сообщающиеся сосуды. Тест «Давление» (§ 41) | | —Приводить примеры сообщающихся сосудов в быту; —проводить исследовательский эксперимент с сообщающимися сосудами, анализировать результаты, делать выводы | Знать определение сообщающихся сосудов, теорию расположения уровней жидкостей Уметь применять сообщающиеся сосуды в быту, жизни описывают закон Паскаля | Познавательные: Приводят примеры устройств сообщающихся сосудов, объясняют принцип их действия Регулятивные: Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) Коммуникативные: Вносят коррективы и дополнения | Анализируют, делают выводы | Демонстрации. Равновесие в сообщающихся сосудах однородной жидкости и жидкостей разной плотности |
39/8 | Вес воздуха. Атмосферное давление (§ 42 - 43) | | —Вычислять массу воздуха; —сравнивать атмосферное давление на различных высотах от поверхности Земли; —объяснять влияние атмосферного давления на живые организмы; —проводить опыты по обнаружению давления | Знать что воздух – это смесь газов. Которая имеет вес, почему у Земли есть атмосфера. Уметь вычислять вес воздуха. Объяснять влияние давления на живые организмы и применять знания | Познавательные: Извлекают необходимую информацию из текстов различных жанров. Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную задачу. Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий | Описывают закон Паскаля и понимают принцип передачи давления жидкостями, | Демонстрации. Определение массы воздуха |
40/9 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли (§ 44) | | —Вычислять атмосферное давление; —объяснять измерение атмосферного давления с помощью трубки Торричелли; —наблюдать опыты по измерению атмосферного давления | Знать способы измерения атмос-ферного давления. Объясняют устройство и принцип действия барометров, Уметь объяснять опыт Торричелли | Познавательные: Строят логические цепи рассуждений Регулятивные: Самостоятельно формули-руют познавательную цель Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий | Описывают закон Паскаля, понимают принцип передачи давления жидкостями, | Демонстрации. Измерение атмосферного давления. Опыт с магдебургскими полушариями |
41/ 10 | Барометр- анероид. Атмосферное давление на различных высотах (§ 45 - 46) | | —Измерять атмосферное давление с помощью барометра-анероида; —объяснять изменение атмосферного давления по мере увеличения высоты над уровнем моря; | Знать основные определения.способы измерения атмосферного давления Уметь измерять атмосферное давление с помощью барометра | Познавательные: Сравнивают устройство барометра-анероида и металлического манометра. Регулятивные: формулируют цель Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых | Описывают закон Паскаля, понимают принцип передачи давления жидкостями, | Демонстрации. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Изменение показаний барометра, помещенного под колокол воздушного насоса |
42/ 11 | Манометры. (§ 47) | | —Измерять давление с помощью манометра; —различать манометры по целям использования; —определять давление с помощью манометра | Знать устройство и принцип действия манометра Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Познавательные: Анализируют объекты Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную Коммуникативные: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать | Формулируют определение гидравлической машины. Приводят примеры гидравлических устройств, объясняют их принцип действия | Демонстрации. Устройство и принцип действия открытого жидкостного манометра, металлического манометра |
43/ 12 | Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс (§ 48 - 49) | | —Приводить примеры применения поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса; —работать с текстом учебника | Знать устройство и принцип действия поршне-вого жидкостного насоса и гидрав-лического пресса Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Познавательные: Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Регулятивные: Самостоятельно формулируют цель и строят действия в соответствии с ней Коммуникативные: Устанавливают рабочие отношения | Формулируют определение гидравлической машины. Приводят примеры гидравлических устройств, объясняют их принцип действия | Демонстрации. Действие модели гидравлического пресса, схема гидравлического пресса |
44/ 13 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело (§ 50) | | —Доказывать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело; —приводить примеры, подтверждающие существование выталкивающей силы | Знать понятие выталкивающей силы Уметь доказывать существование выталкивающей силы, приводить примеры | Познавательные: Обнаруживают существова-ние выталкивающей силы, выводят формулу для ее вычисления Регулятивные: Самостоятельно формулиру-ют познавательную цель Коммуникативные: Работают в группе. | Доказывают основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело | Демонстрации. Действие жидкости на погруженное в нее тело. Обнаружение силы, выталкивающей тело из жидкости и газа |
45/ 14 | Закон Архимеда (§ 51) | | —Выводить формулу для определения выталкивающей силы; —рассчитывать силу Архимеда; —указывать причины, от которых зависит сила Архимеда | Знать, что на любое тело, погруженное в жидкость или газ, действует вытал-кивающая сила Уметь выводить формулу для определения выталкивающ силы | Познавательные: Анализируют условия и требования задачи. Регулятивные: формулируют познавательную задачу. Коммуникативные: Умеют с помощью вопросов добывать информацию | Изучают содержание закона Архимеда и раскрывают физическую суть плавания. | Демонстрации. Опыт с ведерком Архимеда |
46/ 15 | Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | | —Опытным путем обнаруживать выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело; —определять выталкивающую силу; —работать в группе | Знать что на любое тело, погру-женное в жид-кость или газ действует вытал-кивающая сила Уметь измерять объем тела и знать порядок необходимых измерений | Познавательные: Устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Коммуникативные: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать | Исследуют и формулируют условия плавания тел | |
47/ 16 | Плавание тел. Тест «Закон Архимеда» (§ 52) | | —Объяснять причины плавания тел; —приводить примеры плавания различных тел и живых организмов; —конструировать прибор для демонстрации гидростатического давления; | Знать условия плавания тел Уметь объяснять причины плавания тел, приводить примеры плавания различных тел | Познавательные: Устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку | Исследуют и формулируют условия плавания тел | Демонстрации. Плавание в жидкости тел различных плотностей |
48/ 17 | Решение задач по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел» | | —Рассчитывать силу Архимеда; —анализировать результаты, полученные при решении задач | Знать условия плавания тел Уметь объяснять жизненные вопросы по теме и Применять полученные знания при решении физической задачи | Познавательные: Самостоятельно создают алгоритмы деятельности Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий | Решают качественные, расчетные задачи. | |
49/ 18 | Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» | Урок комплексного применения знаний | —На опыте выяснить условия, при которых тело плавает, всплывает, тонет в жидкости; —работать в группе | Знать условия, при которых, тело тонет, всплывает или находится в равновесии внутри Уметь проводить эксперимент по проверке плавания тел | Познавательные: Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера. Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Коммуникативные: Устанавливают рабочие отношения. | Выясняют условия плавания тел в жидкости | |
50/ 19 | Плавание судов. Воздухоплавание (§ 53 - 54) | Урок изучения нового | Объяснять условия плавания судов; —приводить примеры плавания и воздухоплавания; —объяснять изменение осадки судна; —применять на практике знания условий плавания судов и воздухоплавания | Знать теорию плавания тел Уметь применять теорию архимедовой силы к плаванию судов и воздухоплаванию через знание основных понятий: | Познавательные: выбирают обобщенные стратегии решения. Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку | Понимают принцип плавания судов, воздухоплавания | Демонстрации. Плавание кораблика из фольги. Изменение осадки кораблика при увеличении массы груза в нем |
51/ 20 | Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | | —Применять знания из курса математики, географии при решении задач | Знать основные понятия. Определения, формулы и законы по теме «Архимедова сила», «Плавание тел» Уметь применять полученные знания. | Познавательные: Анализируют условия и требования задачи. Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий | Решают качественные, расчетные задачи. | |
52/ 21 | Контрольная работа №3 « Давление твердых тел, жидкостей и газов» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | —Применять знания к решению физических задач в исследовательском эксперименте и на практике | Знать основные понятия. Определения, формулы и законы Применять полученные знания при решении физической задачи. | Познавательные: Выбирают наиболее эффективные способы Регулятивные: Осознают качество и уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные: Умеют представлять конкретное содержание | Демонстрируют умение решать задачи разных типов. | |
РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ (13 ч) Основные виды деятельности ученика: исследовать условия равновесия рычага. Измерять работу силы. Измерять мощность. Измерять КПД наклонной плоскости. Вычислять КПД простых механизмов |
53/1 | Механическая работа. Единицы работы (§ 55) | Урок изучения нового | —Вычислять механическую работу; —определять условия, необходимые для совершения механической работы | Знать определение, формулу, единицы измерения, Уметь вычислять механич работу и определять условия | Познавательные: Выделяют и формулируют познавательную цель. Регулятивные: Принимают познавательную Коммуникативные: Учатся эффективно сотрудничать в группе | Приводят примеры механической работы. Измеряют и вычисляют работу силы тяжести и силы трения. | Демонстрации. Равномерное движение бруска по горизонтальной поверхности |
54/2 | Мощность. Единицы мощности (§ 56) | Урок изучения нового | —Вычислять мощность по известной работе; —приводить примеры единиц мощности различных приборов и технических устройств; —анализировать мощности различных приборов; —выражать мощность | Знать определение, формулу, единицы измерения, способы изменениямощности Уметь вычислять мощность по известной работе, приводить приме-ры единиц мощ-ности | Познавательные: Анализируют условия и требования задачи. . Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Коммуникативные: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать | Вычисляют работу силы тяжести и работу силы трения. Измеряют работу силы тяжести и работу силы трения. | Демонстрации. Определение мощности, развиваемой учеником при ходьбе |
55/3 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге (§ 57 - 58) | Урок изучения нового | —Применять условия равновесия рычага в практических целях: подъем —определять плечо силы; —решать графические задачи | Знать простые механизмы, их виды, назначения. Определение рычага, плечо силы, условия равновесия рычага Уметь применять полученные знания при решении физической задачи. | Познавательные: Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Регулятивные: Самостоятельно формулируют цель.. Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку. | Приводят примеры устройств, служащих для преобразования силы. Предлагают способы преобразования силы | Демонстрация. Исследование условий равновесия рычага и перемещение груза; |
56/4 | Момент силы. Тест «Работа. Мощность» (§ 59) | Урок комплексного применения знаний | —Приводить примеры, иллюстрирующие, как момент силы характеризует действие силы, зависящее и от модуля силы, и от ее плеча; —работать с текстом учебника, обобщать и делать выводы | Знать определение момента силы Уметь применять полученные знания при решении физической задачи. | Познавательные: Анализируют условия и требования задачи. Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку | Решают качественные, расчетные задачи. | Демонстрации. Условия равновесия рычага |
57/5 | Рычаги в технике, быту и природе (§ 60 - 61) Лабораторная работа№10 «Выяснение условия равновесия рычага» | Урок комплексного применения знаний | —Проверять опытным путем, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии; —проверять на опыте правило моментов; | Знать устройство и уметь чертить схемы простых механизмов Уметь делать выводы | Познавательные: Создают алгоритм деятельности при решении проблем Регулятивные Составляют план действий. Коммуникативные: Учатся эффективно сотрудничать в группе | Проверяют условия равновесия рычага. | |
58/6 | Блоки. «Золотое правило» механики (§ 62) | Урок изучения нового | —Приводить примеры применения неподвижного и подвижного блоков на практике; —сравнивать действие подвижного и неподвижного блоков; —работать с текстом учебника; | Знать понятие неподвижного и подвижного блока, «золотое правило механики» Уметь объяснять устройство и чертить схемы механизмов, решать задачи | Познавательные: Управляют своей деятельностью Регулятивные: Самостоятельно формули-руют познавательную цель. Коммуникативные: Развивают способность брать на себя ответственность | Изучают условия равновесия неподвижного и подвижного блоков, области их применения. | |
59/7 | Решение задач по теме «Условия равновесия рычага» | Урок закрепления знаний | —Применять знания из курса математики, биологии; —анализировать результаты, полученные при решении задач | Знать определение рычага, плеча силы, условие равновесия рычага, момент силы Уметь применять эти знания на практике для объяснения примеров в природе, быту и технике | Познавательные: Анализируют условия и требования задачи. . Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку | Решают качественные, расчетные задачи. | |
60/8 | Центр тяжести тела (§ 63) | Урок изучения нового | —Находить центр тяжести плоского тела; —работать с текстом учебника; —анализировать результаты опытов по нахождению центра тяжести плоского тела и делать выводы | Знать определение центра тяжести Уметь применять эти знания на практике для нахождения центра тяжести плоского тела и делать выводы | Познавательные: Управляют своей познавательной и учебной деятельностью Регулятивные: Самостоятельно формули-руют познавательную цель. Коммуникативные: Развивают способность брать ответственность | Демонстрируют умение определять центр тяжести | |
61/9 | Условия равновесия тел (§ 64) | Урок изучения нового | —Устанавливать вид равновесия по изменению положения центра тяжести тела; —приводить примеры различных видов равновесия, встречающихся в быту; —работать с текстом учебника | Знать определение центра тяжести Уметь применять эти знания на практике для нахождения центра тяжести плоского тела и приводить примеры в природе, быту и технике | Познавательные: Управляют своей познавательной и учебной деятельностью Регулятивные: Самостоятельно формули-руют познавательную цель.. Коммуникативные: Развивают способность брать на себя ответ-ственность за организацию совместного действия. | Решают качественные, расчетные задачи. | Демонстрации. Подвижный и неподвижный блоки |
62/ 10 | Коэффициент полезного действия механизмов (§ 65) Лабораторная работа № 11 « Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | Урок комплексного применения знаний | —Опытным путем устанавливать, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма, меньше полной; —анализировать КПД различных механизмов; —работать в группе | Знать определение, формулы, единицы измерения КПД Уметь применять теорию к решению задач, экспериментально определять КПД наклонной плоскости | Познавательные: Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Регулятивные: Составляют план и последовательность действий при выполнении лабораторной работы. Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку. | Определяют КПД | |
63/ 11 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия (§ 66 - 67) | Урок изучения нового | —Приводить примеры тел, обладающих потенциальной, кинетической энергией; —работать с текстом учебника | Знать понятие «энергия», (кинет. и потенц. ), обоз-начение, формулы и единицу измерения Уметь решать задачи с применением изученных формул | Познавательные: Устанавливают причинно- следственные связи в конкретных ситуациях. Регулятивные: Выдвигают гипотезу, предлагают пути ее решения. Коммуникативные: выражают свои мысли в соответствии с задачами | Различают виды энергии. Приводят примеры тел, обладающих потенциальной и кинетической энергией. Вычисляют значение энергии. | Опыты. Нахождение центра тяжести плоского тела |
64/ 12 | Превращение одного вида механической энергии в другой (§ 68) | Урок изучения нового | —Приводить примеры: превращения энергии из одного вида в другой; тел, обладающих одновременно и кинетической и потенциальной энергией; —работать с текстом учебника | Уметь решать задачи с применением изученных формул, объяснять преобразования энергии на примерах Применять полученные знания при решении физической задачи. | Познавательные: Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами Устанавливают причинно- следственные связи в конкретных ситуациях. Регулятивные: Принимают познавательную цель Коммуникативные: С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Демонстрируют умение решать задачи разных типов. | Демонстрации. Устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесия тел |
65/ 13 | Контрольная работа №4 по теме: «Работа. Мощность, энергия» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | —Применять знания к решению физических задач в исследовательском эксперименте и на практике | Знать понятия работа, мощность, энергия Уметь решать задачи с применением изученных формул | Познавательные: Выбирают способы и подходы к выполнению заданий. Регулятивные: Осознают уровеньусвоения материала. Коммуникативные: Умеют представлять конкретное содержание | Демонстрируют умение решать задачи разных типов. | |
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА (3 ч) | | | | | | | |
66 | Повторение пройденного материала | Урок закрепления знаний | | Уметь применять полученные знания уметь обосновывать мнение | Познавательные: Анализируют условия и требования задачи. Регулятивные: Составляют план действий. Коммуникативные: Описывают содержание действий и дают им оценку | | |
67 | Итоговая диагностическая работа | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | —Применять знания к решению физических задач в исследовательском эксперименте и на практике | Знать основные понятия. Определения, формулы и законы по теме «Архимедова сила», «Плавание тел» Применять полученные знания при решении физической задачи. | Познавательные: Выбирают наиболее эффективные способы к выполнению заданий. Регулятивные: Осознают качество и уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные: Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме | Демонстрируют умение решать задачи разных типов. | |
68 | От великого заблуждения к великому открытию | Урок обобщения и систематизации знаний | - Демонстрация презентаций, выступление с докладами; Проблемные задания, поисковый метод, рефлексия | Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 1-65 | Познавательные: Осознанно строят речевые высказывания Регулятивные: Оценивают достигнутый результат. Осознают качество и уровень усвоения Коммуникативные: Умеют представлять конкретное содержание | Работают с «Карточкой поэлементного контроля». | |