СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 7 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общеобразовательная программа, обеспечивающая дополнительную (углубленную) подготвку обучающихся по  физике 7 класс (по учебникам Л.Э. Генденштейна ,А.Б. Кайдалова) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Данная программа расчитала на блочную подачу материла (6 блоков) с последующим оцениванием знаний в конце каждого блока в виде зачетной работы.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по физике 7 класс»








Пояснительная записка



Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне в 7 классе (из расчета 2 часа в неделю).

Для углубленного изучения отдельных тем по данному курсу выделен еще один дополнительный час. Включены в программу следующие дополнительные темы: Погрешности измерений. Кристаллические и аморфные тела. Графическое представление движения. Графики зависимости скорости от времени, пути от времени. Центр тяжести тела, а также лабораторные работы «Измерение линейных размеров тел и площади поверхности», «Конструирование динамометра и нахождение веса тела», «Нахождение центра тяжести плоского тела».

В МОУ «Звениговский лицей» для реализации программы используется учебник для общеобразовательных учреждений, входящий в перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации «Физика. 7 класс» Л.Э.Генденштейн, А.Б. Кайдалов, под редакцией В.А. Орлова, И.И. Ройзена, М., «Мнемозина», 2012. За основу рабочей программы, взята авторская программа О.П. Мельниковой «Физика 7-11 классы: рабочие программы по учебникам Л.Э.Генденштейн, А.Б. Кайдалов, В.Б. Кожевников, Ю.И. Дика», Волгоград, «Учитель», 2011. В соответствии с образовательным стандартом второго поколения учебник предполагает два уровня изучения предмета – базовый и повышенный, а также предусматривает деятельностный подход к обучению. Учебник является двухуровневым. Материал почти каждого параграфа разделен на две части. Первая часть соответствует базовому уровню и содержит опорные факты, необходимые для дальнейшего изучения предмета; она предназначена всем учащимся. Вторая часть – «развитие темы» - для учащихся, которые выбрали изучение предмета на повышенном уровне. Значительное внимание уделяется овладению учащимися универсальными учебными действиями – умениями сравнивать, группировать и классифицировать объекты, анализировать, синтезировать и обобщать факты, устанавливать связи между явлениями, пользоваться аналогиями, переносить знания в новую ситуацию.

Выбор учебника и программы объясняется следующим:

  • Курс «Физика- 7 класс» отражает основные идеи и содержит предметные темы образовательного стандарта по физике.

  • Физика в данном курсе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

  • Особое внимание при построении курса уделяется тому, что физика и ее законы являются ядром всего естествознания.

  • Современная физика - быстро развивающаяся наука, и ее достижения оказывают влияния на многие сферы человеческой деятельности. В данном курсе изучается, как физика изменяет мир и наше представление о нем.

  • В некоторые разделы включены элементы астрономии.

  • Курс базируется на том, что физика является экспериментальной наукой, и ее законы опираются на факты, установленные при помощи опытов.

  • Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса.

Я использую также новые технологии:

- циклоблочная подача материала. Вся программа поделена на шесть крупных блоков, материал программы разделен на шесть частей, каждая из которых имеет свое содержательное завершение в конце этапа. Причем часть заданий из базового уровня рассматриваются только в качестве устных, на начальной стадии освоения темы, далее более детально рассматриваются задания из раздела «углубленное изучение».

- нестандартный контроль знаний. После прохождения отдельного блока программы, знания учащихся оцениваются путем проведения зачетной работы, которая включает в себя и задания базового уровня, и задания повышенного уровня. Кроме того, если обучающийся не удовлетворен своей оценкой, у него есть право пересдачи зачетной работы в день качества знаний (данный день назначается администрацией лицея, чаще всего в каникулярное время).

- для более эффективной работы в области практического применения знаний и навыков использую рабочие лабораторные тетради, преимущественно лабораторные работы выполняются во время уроков с использованием оборудования. Выполняются задания и отмеченные звездочкой, адресованные школьникам, изучающим физику на повышенном уровне сложности.

- внеклассная деятельность, проектная деятельность также позволяют углубленно рассмотреть отдельные явления физики.

При реализации программы широко использую ИКТ и ТСО. Кабинет физики оснащен плазменной панелью, ноутбуком, есть выход в интернет, использую электронно-образовательные ресурсы.

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно – технического прогресса.

В задачи обучения физике входят:

  • Развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

  • Овладение школьниками знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

  • Усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости её познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

  • Формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.



Перечень нормативных документов,

используемых при составлении рабочей программы:

  • «Об утверждении ФБУП и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования» Приказ МО РФ от 09.03.04г. №03-1263;

  • Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 № 313-ФЗ;

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования от 05.03.2004 № 1089);

    • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях 2012-2013 учебный год;

    • Примерная программа основного общего и среднего (полного) общего образования. Физика 7-9 кл; Физика 10-11 кл. Из сборника «Программы общеобразовательных учреждений» М.Просвещение 2008г.;

    • Программа основного общего и среднего (полного) общего образования по физике 7-9 классы. Авторы: Л. Э. Генденштейн, В. И. Зинковский (из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений 7 – 11 кл.” М., Мнемозина, 2010. год). Базовый уровень, 7—9 классы - 2 ч в неделю.

Требования к уровню подготовки учащихся

7 класса

1. Владеть методами научного познания

1.1. Собирать установки для эксперимента по опи­санию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений.

1.2. Измерять: температуру, массу, объем, силу (упругости, тяжести, трения скольжения), расстоя­ние, промежуток времени, плотность,

1.3. Представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять эмпирические законо­мерности:

— изменения координаты тела от времени;

— силы упругости от удлинения пружины;

— силы тяжести от массы тела;

— массы вещества от его объема;

1.4.Объяснить результаты наблюдений и экспериментов:

— большую сжимаемость газов;

— малую сжимаемость жидкостей и твердых тел;

1.5. Применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений:

— положение тела при его движении под действи­ем силы;

— удлинение пружины под действием подвешен­ного груза;

2. Владеть основными понятиями и законами физики

2.1. Давать определения физических величин и формулировать физические законы.

2.2. Описывать:

— физические явления и процессы;

— изменения и преобразования энергии при ана­лизе: свободного падения тел, движения тел при на­личии трения,

2.3. Вычислять:

— кинетическую энергию тела при заданных мас­се и скорости;

— потенциальную энергию взаимодействия тела с Землей и силу тяжести при заданной массе тела;

3. Воспринимать, перерабатывать и предъяв­лять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической)

3.2. Приводить примеры:

— относительности скорости и траектории движе­ния одного и того же тела в разных системах отсчета;

— изменения скорости тел под действием силы;

— деформации тел при взаимодействии;

— опытов, подтверждающих основные положения молекулярно-кинетической теории.

3.3. Читать и пересказывать текст учебника.

3.4. Выделять главную мысль в прочитанном тексте.

3.5. Находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы.

3.6. Конспектировать прочитанный текст.


Учащиеся 7 класса должны:

Знать/понимать:

  • такие термины, как материя, вещество, физическое тело, физическая величина, единица физической величины. При изучении темы у учащихся должны сформироваться первоначальные знания об измерении физических величин;

  • иметь представление о методах физической науки, ее целях и задачах;

  • сходства и различия в строении веществ в различных агрегатных состояниях;

  • иметь представление о молекулярном строении вещества, явлении диффузии, связи между температурой тела и скоростью движения молекул, силах взаимодействия между молекулами;

  • физические явления, их признаки, физические величины и их единицы измерения. (путь, скорость, инерция, масса, плотность, сила, деформация, вес, равнодействующая сила);

  • законы и формулы (для определения скорости движения тела, плотности тела, давления, формулы связи между силой тяжести и массой тела);

  • физические явления и их признаки; физические величины и их
    единицы (выталкивающая и подъемная силы, атмосферное давление);

  • фун­даментальные экспериментальные факты (опыт Торричелли), законы (закон
    Паскаля, закон сообщающихся сосудов) и формулы (для расчета давления
    внутри жидкости, архимедовой силы);

  • физические величины и их единицы (механическая работа, мощ­ность, энергия (кинетическая и потенциальная), плечо силы, коэффициент полезного действия);

  • формулировки законов и формулы (для вычисления механиче­ской работы, мощности, условия равновесия рычага, «золотое правило» механики, КПД простого механизма);



Уметь:



  • объяснять устройство, определять цену деления и пользоваться простейшими измерительными приборами (мензурка, линейка, термометр);

  • применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению диффузии в жидкостях и газах, явления смачивания и не смачивания, капиллярности, а также различий между агрегатными со­стояниями вещества;

  • решать задачи с применением изученных законов и формул; изображать графически силу (в том числе силу тяжести и вес тела);

  • рисо­вать схему весов и динамометра;

  • измерять массу тела на рычажных весах, силу - динамометром, объем тела - с помощью мензурки;

  • определять плотность твердого тела;

  • пользоваться таблицами скоростей тел, плотно­стей твердых тел, жидкостей и газов;

  • применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению давления газа и закона Паскаля;

  • экспериментально определять выталкивающую силу и условия плавания тел в жидкости;

  • решать задачи с применением изученных законов и формул;

  • объяснять уст­ройство и принцип действия барометра-анероида, манометра, насоса, гид­равлического пресса;

  • объяснять устройство и чертить схемы простых механизмов (рычаг, блок, ворот, наклонная плоскость);

  • решать задачи с применением изученных законов и формул;

  • экспериментально определять условия рав­новесия рычага и КПД наклонной плоскости.



Углубленное изучение физики в 7 классе позволит обучающимся успешно подготовится к ее изучению в 8 классе, осознано подойти к выбору профиля, успешно подготовится к государственной итоговой аттестации.

Содержание программы курса физики.7 класс.

1. Физика и физические методы изучения природы (6 ч)

Физика — наука о природе. Как физика изменяет мир и наше представление о нём. Наблюдения и опыты. Научный метод. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц.

Демонстрации

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.

Лабораторные работы

1. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.

2. Измерение линейных размеров тел и площади поверхности.

3. Измерение объёма жидкости и твёрдого тела.

2. Строение вещества (5 ч)

Атомы. Молекулы. Размеры молекул и атомов. Движение и взаимодействие молекул. Броуновское движение. Диффузия. Три состояния вещества. Молекулярное строение газов, жидкостей и твёрдых тел. Кристаллические и аморфные тела. Объяснение свойств вещества на основе его молекулярного строения.

Демонстрации

Сжимаемость газов.

Диффузия в газах и жидкостях.

Модель хаотического движения молекул.

Модель броуновского движения.

Сохранение объёма жидкости при изменении формы сосуда.

Сцепление свинцовых цилиндров.

3. Движение и взаимодействие тел (22 ч)

Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Графическое представление движения. Неравномерное движение. Средняя скорость. Закон инерции. Масса тела. Измерение массы взвешиванием. Плотность вещества. Силы. Сила тяжести. Центр тяжести тела. Сила тяжести и всемирное тяготение. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Сила упругости. Вес тела. Состояние невесомости. Закон Гука. Равнодействующая. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой. Силы трения. Силы трения скольжения, покоя и качения.

Демонстрации

Механическое движение.

Относительность движения.

Равномерное прямолинейное движение.

Неравномерное движение.

Взаимодействие тел.

Явление инерции.

Сложение сил.

Зависимость силы упругости от деформации пружины.

Свободное падение тел в трубке Ньютона.

Невесомость.

Сила трения.

Лабораторные работы

4. Измерение скорости движения тела.

5. Измерение массы тел.

6. Измерение плотности твёрдых тел и жидкостей.

7. Конструирование динамометра и нахождение веса тела.

8. Измерение коэффициента трения скольжения.

4. Давление. Закон Архимеда. Плавание тел (16 ч)

Давление твёрдых тел. Давление жидкости. Давление газа. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Зависимость давления жидкости от глубины. Закон сообщающихся сосудов. Атмосферное давление. Зависимость атмосферного давления от высоты. Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Плавание судов.

Демонстрации

Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

Обнаружение атмосферного давления.

Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.

Закон Паскаля.

Гидравлический пресс.

Закон Архимеда.

Лабораторные работы

9.Закон Архимеда и гидростатическое взвешивание.

10.Условие плавания тел.

5. Работа и энергия. (17 ч)

Простые механизмы. «Золотое правило» механики. Рычаг. Условия равновесия рычага. Момент силы. Правило моментов. Нахождение центра тяжести тела. Механическая работа. Мощность. Коэффициент полезного действия механизмов. Механическая энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Закон сохранения энергии.

Подведение итогов учебного года (1 ч)

Резерв учебного времени (1 ч)

Демонстрации

Простые механизмы. Блоки, рычаг, наклонная плоскость.

Равновесие рычага.

Закон сохранения механической энергии.

Модели вечных двигателей.

Лабораторные работы

11. Изучение условия равновесия рычага.

12. Нахождение центра тяжести плоского тела.

13. Определение КПД наклонной плоскости.


Учебно-тематический план

2 ч. в неделю, 68 ч. в год

п/п

Название темы

Количество часов

всего

теория

Лабораторных

работ

Контрольных

работ

1

Физика и физические методы изучения природы

5


2

3

-

2

Строение вещества


5


4

-

1

3

Движение и взаимодействие тел


20


13

5

2

4

Давление. Закон Архимеда.

Плавание тел

16

13

2

1

5

Работа и энергия


17

13

3

1

6

Подведение итогов учебного года

1

-

-

1

7

Резерв учебного времени


4

-

-

-


По программе


68


13

6



Календарно - тематическое планирование

на 2013-2014 учебный год по физике для 7 класса

(35 учебных недель, 2 часа в неделю)



п/п



Наименование темы


Сроки проведения


Скорректированные сроки

I этап

Физика и физические методы изучения природы

1/1

Физика — наука о природе.



2/2

Наблюдения и опыты. Научный метод.



3/3

Физические величины и их измерение.

Л. Р. №1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора».



4/4

Л.Р. №2 «Измерение линейных размеров тел и площади поверхности».




5/5

Л.Р. № 3 «Измерение объёма жидкости и твёрдого тела».




Строение вещества

6/1

Атомы и молекулы



7/2

Движение молекул



8/3

Взаимодействие молекул



9/4

Три состояния вещества



10/5

Зачетная работа по теме «Строение вещества»



II этап

Движение и взаимодействие тел

11/1

Механическое движение



12/2

Прямолинейное равномерное движение



13/3

Графики прямолинейного равномерного движения



14/4

Л. Р. № 4 «Измерение скорости движения тела».



15/5

Неравномерное движение



16/6

Закон инерции. Масса тела



17/7

Л.Р. № 5 «Измерение массы тел».



18/8

Плотность вещества.



19/9

Решение задач.



20/10

Зачетная работа по теме «Механическое движение».



III этап

21/11

Л.Р. № 6 «Измерение плотности твёрдых тел и жидкостей».



22/12

Силы. Сила тяжести.



23/13

Сила упругости. Вес.



24/14

Закон Гука. Равнодействующая сил.



25/15

Решение задач



26/16

Л.Р.№7 «Конструирование динамометра и нахождение веса тела».



27/17

Сила трения скольжения




28/18

Сила трения покоя и качения. Решение задач.



29/19

Л.Р.№8 «Измерение коэффициента трения скольжения».




30/20

Зачетная работа по теме «Взаимодействие тел».



IV этап

Давление. Закон Архимеда. Плавание тел

31/1

Давление твёрдых тел



32/2

Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля



33/3

Зависимость давления жидкости от глубины



34/4

Решение задач.




35/5

Закон сообщающихся сосудов



36/6

Решение задач.



37/7

Атмосферное давление




38/8

Выталкивающая сила. Закон Архимеда



39/9

Решение задач.




40/10

Л.Р.№ 9 «Закон Архимеда

и гидростатическое взвешивание».



41/11

Плавание тел. Л.Р.№ 10 «Условия плавания тел в жидкости».



42/12

Зачетная работа по теме «Давление»



V этап

43/13

Воздухоплавание. Плавание судов




44/14

Решение задач.



45/15

Обобщающий урок по теме «Давление. Закон Архимеда. Плавание тел».



46/16

Самостоятельная работа по теме «Закон Архимеда и плавание тел».



Работа и энергия

47/1

Простые механизмы.



48/2

«Золотое правило» механики.




49/3

Рычаг.



50/4

Л.Р.№11 «Изучение условия равновесия рычага».



51/5

Решение задач. Л.Р.№ 12 (дом) «Нахождение

центра тяжести плоского тела».



52/6

Механическая работа.



53/7

Мощность. Решение задач.



54/8

Зачетная работа по теме «



VI этап

55/9

Коэффициент полезного действия механизмов.




56/10

Л.Р. № 13 «Определение

КПД наклонной плоскости».



57/11

Решение задач.




58/12

Механическая энергия.




59/13

Закон сохранения механической энергии.




60/14

Решение задач.



61/15

Обобщающий урок по теме «Работа и энергия».



62/16

К.Р. №6 по теме «Работа и энергия».



63/17

От великого заблуждения к великому открытию.



64/18

Подведение итогов учебного года.




65/1-4

Резерв учебного времени



Используемая и рекомендуемая литература

  • учебник физика 7 класс Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов, В.Б. Кожевников, М., «Мнемозина», 2010;

  • задачник по физике 7 класс / под ред. Л.Э. Генденштейна, М. : Мнемозина, 2010;

  • Тетрадь для лабораторных работ: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций/ Л.Э. Генденштейн, В.А. Орлов. – 5-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2014;

  • Тематические контрольные работы: учеб. пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Э. Генденштейн, Е.Н. Евлахова, Н.В. Бондаренко. – М.: Мнемозина, 2012 г.;

  • самостоятельные и контрольные работы 7 класс Л.А. Кирик, Москва-Харьков, «Илекса», 2007;

  • В.А. Волков, Тесты по физике 7-9 кл., М., «Вако», 2011;

  • А.Е. Марон, Е.А. Марон, дидактические материалы физика 7, М., Дрофа, 2008;

  • Л.И. Скрелин, дидактический материал по физике 7-8 кл., М., «Просвещение», 1983;

  • Ю.Н. Сычев, Г.В. Сыпченко, тесты по физике 7 кл, Саратов, «Лицей», 2011;

  • В.И. Лукашик, Е.В. Иванова, сборник задач по физике 7-9 кл., М., «Просвещение», 2006

  • В.А. Волков, С.Е. Полянский, поурочные разработки по физике 7 кл., М., «Вако», 2010

  • http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30 – Единая коллекция цифровых общеобразовательных ресурсов (ЦОР), раздел «Физика»;

  • http://potential.org.ru/ - Образовательный журнал для старшеклассников и учителей;

  • http://allphysics.ru/ - сайт для всех, интересующихся физикой;

  • http://sfiz.ru/index.php - «Эта удивительная физика»;

  • http://experiment.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал;

  • . http://fiz.1september.ru/ - сайт газеты «Физика. Первое сентября»