Ростовская область Зерноградский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением математики, информатики,
иностранных языков г. Зернограда
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ УИОП г. Зернограда
Приказ от______________ №______
_________________ Рудиченко И.Б.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ___________физике________________________________________
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
_________________основное общее 7 класс________________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов____105_______
Учитель _______Меняйлова Галина Николаевна_____________________________
Программа разработана на основе
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7-го класса и реализуется на основе следующих нормативно - правовых документов:
1. Федеральный закон № 273 – « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.
2. Учебный план МБОУСОШ УИОП г. Зернограда на 2016/2017 учебный год приказ № от .
3. Программа для общеобразовательных учреждений: Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. Физика. Астрономия: классы 7-11, М., Дрофа, 2010 г.
Учебный план отводит в 7 классах 105 часов из расчета 3 учебных часа в неделю.
Количество плановых контрольных работ 5.
Количество лабораторных работ 10.
При изменении количества уроков, вследствие непредвиденных причин, программа по предмету будет выполнена за счет перепланировки материала.
Учебно – методический комплект:
Перышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений.-13 издание стереотипное - М.: Дрофа, 2013.
Электронное приложение к учебнику.
Сборник вопросов и задач. 7-9 кл/ А.Е. Марон, Е.А. Марон, С.В. Позойский.-М.: «Дрофа», 2013.
Тесты по физике: 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений»/ А.В.Чеботарева.- 3-е издание, стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.
Содержание рабочей программы
1. Физика и физические методы изучения природы (7 ч)
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и техника.
Демонстрации.
Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.
Лабораторные работы и опыты.
1. Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.
2. Первоначальные сведения о строении вещества (8 ч).
Молекулы Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.
Демонстрации.
Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при
изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.
Лабораторная работа.
2. Измерение размеров малых тел.
3. Взаимодействие тел (33 ч)
Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.
Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой. Упругая деформация. Закон Гука. Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.
Центр тяжести тела. Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.
Демонстрации.
Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения.
Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.
Лабораторные работы.
3. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.
4. Измерение массы тела на рычажных весах.
5. Измерение объема твердого тела.
6. Измерение плотности твердого тела.
7. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.
8. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.
9. Определение центра тяжести плоской пластины.
4. Давление твердых тел, газов, жидкостей (31 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос. Архимедова сила. Условие плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.
Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.
Лабораторные работы.
10. Измерение давления твердого тела на опору.
11. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в
жидкость тело.
12. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
5. Работа. Мощность. Энергия (21 ч)
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия. «Золотое правило» механики. КПД механизма.
Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.
Демонстрации. Простые механизмы.
Лабораторные работы.
13. Выяснение условия равновесия рычага.
14. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Повторение - 5 ч.
Календарно – тематическое планирование
№ урока п/п | № урока в разделе | Тема урока | Требования к результату урока | Дата урока | Домашнее задание |
по плану | по факту |
I.Физика и физические методы изучения природы (7 ч) |
1 | 1 | Что изучает физика. Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. | Знать: понятие предмета физика, наблюдение и описание физических явлений. | | | § 1; вопросы, Л. № 1,3; словарь |
2 | 2 | Основные понятия физики | Знать: материи, вещества, физического тела, физического явления. | | | § 2; вопросы, Л. № 5,12; словарь |
3 | 3 | Наблюдения и опыты | Знать: правило определения цены деления измерительного прибора, погрешность измерений. Уметь: определять цену деления измерительного прибора, погрешность измерений. | | | § 3; вопросы, словарь |
4 | 4 | Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. | Знать: физические приборы, измерения, системы единиц, цена деления измерительного прибора. Уметь: определять цену деления измерительного прибора, выражать единицы в системе СИ. | | | § 4,5; упр. 1; Л. № 31. Это любопытно (стр. 12) |
5 | 5 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора» | Знать: методы определения цены деления шкал измерительных приборов Уметь: пользоваться лабораторным оборудованием. | | | Повторить § 1-5, §6; Л. № 32,33 |
6 | 6 | Физика и техника | Знать: роль физики -в формировании научной картины мира, - в развитии техники и науки. | | | Повторить §§ 1- 5, § 6 Словарь Вопросы к зачету |
7 | 7 | Контрольная работа № 1 по теме «Физика и физические методы изучения» | Знать: определения материя, вещество, физическое тело, физическое явление, физическая величина, правило определения цены деления, погрешность измерений. Уметь: определять цену деления измерительного прибора, погрешность измерений и записывать значение величины с учетом погрешности. | | | Повторить §§ 1- 7 |
II. Первоначальные сведения о строении вещества (8 ч) |
8 | 1 | Строение вещества. Молекулы. | Знать: Строение вещества. Опыты, доказывающие, что вещества состоят из частиц – молекул, а молекулы из атомов. Мельчайшая частица вещества – молекула. Уметь: решать задачи на применение изученных физических законов; объяснять свойства веществ с точки зрения МКТ строения вещества. | | | § 7,8; вопросы; Л. № 42, 52, 54; лаб. работа № 2 стр. 160 |
9 | 2 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел» | Знать: способ рядов. Уметь: определять размеры малых тел способом рядов | | | Л. № 21, 23 |
10 | 3 | Броуновское движение Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. | Знать: определения диффузии, теплового движения атомов, броуновского движения. Уметь: объяснять диффузию с точки зрения МКТ строения вещества. | | | §9, 10; вопросы; Л. № 59, 62, 65, 67 |
11 | 4 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул | Знать: взаимодействие частиц вещества. Уметь: объяснять взаимодействие молекул с точки зрения МКТ строения вещества. | | | §11, Л. № 71, 78, 81,82 |
12 | 5 | Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов | Знать: модели строения газов, жидкостей – различие в молекулярном строении. Уметь: объяснять различные состояния вещества с точки зрения МКТ строения вещества. | | | § 12,13 Л. № 84-87 |
13 | 6 | Повторение по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» | Знать: основные положения теории о строении вещества. Уметь: применять знания теории строения вещества при решении задач | | | Повт. п. 7-13 Л.№ 88,91, 92,94 Словарь Вопросы к зачету |
14 | 7 | Зачет № 1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» | Знать: теорию строения вещества. Уметь: применять полученные знания при решении качественных задач. | | | Повт. §§ 7-13 Словарь |
15 | 8 | Контрольная работа № 2 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» | Знать: теорию строения вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. Уметь: решать задачи на применение изученных физических законов | | | Итоги главы Проверь себя |
III. Взаимодействие тел (33 ч) |
16 | 1 | Механическое движение. Относительность движения. | Знать: определения механическое движение, траектория, путь, система отсчета. Уметь: объяснять относительность движения. | | | §14; упр. 2; словарь |
17 | 2 | Равномерное и неравномерное движение | Знать: определения равномерного и неравномерного движения. | | | §15; повт. § 14, упр. 3 |
18 | 3 | Скорость. Единицы скорости | Знать: скорость прямолинейного равномерного движения (определение, формула, единица измерения в СИ, график). Уметь: определять среднюю скорость при неравномерном движении. | | | § 16 |
19 | 4 | Расчет пути и времени движения. Решение задач | Знать: методы измерения расстояния, времени, скорости. | | | §17, упр 4 |
20 | 5 | Решение задач по теме «Равномерное прямолинейное движение» | Знать: методы измерения расстояния, времени, скорости. | | | Карточки Л. № 131, 136, 138 |
21 | 6 | Контрольная работа № 3 по теме «Механическое движение» | Знать: определения, формулы, единицы измерения в СИ скорости, пути, времени движения. Уметь: производить расчет кинематических величин аналитически и графически; определять среднюю скорость при неравномерном движении. | | | КР-1 (один вариант) |
22 | 7 | Явление инерции. Взаимодействие тел. | Знать: определение инерции. Уметь: применять полученные знания на практике | | | §18, вопросы, Л. № 175, 178, 183 |
23 | 8 | Масса тела. Единицы массы. | Знать: меру взаимодействия и уметь приводить примеры. Масса – мера инертности тел. Способы определения массы тела. Правило взвешивания. | | | § 19, 20 упр. 6 |
24 | 9 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | Методы измерения массы | | | § 21; Правила взвешивания ( стр. 205) |
25 | 10 | Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности. | Знать: определение и единицы измерения плотности, ее вычисление. Связь основной единицы в СИ с другими, физический смысл плотности. | | | § 22, 23; упр. 7 |
26 | 11 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 4 «Определение объема тела» | Уметь - работать с оборудованием; - определять объем твердого тела с помощью мензурки. | | | Л. № 33, 276-278 |
27 | 12 | Решение задач на расчет массы, объема и плотности тела. | Уметь: вычислять массу, плотность, объем. | | | Повт. §22, 23; упр. 8 |
28 | 13 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела» | Уметь - работать с оборудованием; - определять плотность твердого тела экспериментально. | | | Л. № 279-281 |
29 | 14 | Решение задач по теме «Масса. Плотность вещества» | Знать: формулы для расчета плотности, объёма и массы тела. Уметь: рассчитывать массу и объём тела по его плотности. | | | Л. № 282-284 |
30 | 15 | Повторение по теме « Масса. Плотность вещества» | Уметь: вычислять массу, плотность, объем | | | Л. № 282-284 |
31 | 16 | Контрольная работа № 4 по теме « Масса тела. Плотность вещества» | Уметь вычислять массу, плотность, объем. | | | Итоги главы Вопросы к зачету № 2 |
32 | 17 | Сила. Единицы силы. Графическое изображение силы. | Знать: определение и единицы измерения силы, ее вычисление, определение и единицы измерения силы тяжести, ее вычисление, точку приложения. | | | § 24; Упр.9 Л. № 286, 292, 293 |
33 | 18 | Явление тяготения. Сила тяжести. | Знать: определение, формула, графическое изображение и точка приложения силы тяжести. Уметь: определять и графически изображать силу тяжести. | | | § 25; Л.№ 335, 336, 340 |
34 | 19 | Сила упругости. Закон Гука. | Знать: определение и единицы измерения силы упругости, ее вычисление, точку приложения. | | | § 26; Л. № 350-351 |
35 | 20 | Вес тела. Невесомость. | Знать: определение, формула, графическое изображение веса тела; условие невесомости. Уметь: находить вес тела и изображать его графически. | | | |
36 | 21 | Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах | Уметь: обработка формул взаимосвязи. | | | § 28, 29 Упр. 10 |
37 | 22 | Методы измерения сил. Динамометры | Уметь: работать с приборами. | | | § 30 Упр. 11 |
38 | 23 | Решение задач | Знать: формулу силы тяжести, веса тела, силы упругости. Уметь: графически изображать эти силы. | | | Карточки |
39 | 24 | Решение задач | Знать: формулу силы тяжести, веса тела, силы упругости. Уметь: графически изображать эти силы. | | | Карточки |
40 | 25 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | Знать: устройство и принцип действия динамометра. Уметь: измерять силу тяжести и вес тела при помощи динамометра. | | | § 30 |
41 | 26 | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. | Знать: правило нахождения равнодействующей сил, направленных вдоль одной прямой. Уметь: находить равнодействующую сил. | | | § 31; Л. № 369-373 |
42 | 27 | Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике | Знать: определение и единицы измерения силы трения, точку приложения. | | | § 32-34 Л. № 401, 404, 406, 410 |
43 | 28 | Решение задач по теме «Сила трения» | Знать: 1.определения массы, инерции, инертности, сил в природе; 2. формулы силы тяжести, силы упругости (закон Гука), веса тела, силы трения. Уметь: применять теоретические знания при решении задач. | | | Л. № 415, 416, 418 |
44 | 29 | Решение задач "Равнодействующая сил" | Знать: правило нахождения равнодействующей сил, направленных вдоль одной прямой. Уметь: находить равнодействующую сил. | | | Л. 379-382 |
45 | 30 | Повторение по теме «Взаимодействие тел. Силы» | Знать: формулы для вычисления сил в природе. Уметь: решать задачи на вычисление сил в природе. | | | Повт. § 24-34 Итоги главы (стр. 96) |
46 | 31 | Повторение темы «Силы в природе» | Знать: формулы для вычисления сил в природе. Уметь: решать задачи на вычисление сил в природе | | | Карточки Рабочая тетрадь 7 класс |
47 | 32 | Зачет № 2 по теме «Взаимодействие тел. Силы» | Знать: определения, формулы для вычисления сил в природе, их графическое изображение. | | | Карточки Рабочая тетрадь 7 класс |
48 | 33 | Контрольная работа № 5 по теме «Взаимодействие тел. Силы» | Знать: определения, формулы для вычисления сил в природе, их графическое изображение. | | | Проверь себя! (стр. 97) |
V. Давление твердых тел, жидкостей и газов (33 ч) |
49 | 1 | Давление. Единицы давления. | Знать: зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Уметь: определять давление твердого тела на опору, площадь опоры. | | | § 35-36 Упр. 14 |
50 | 2 | Решение задач по теме «Давление твердых тел» | Уметь: решать задачи на расчет давления, силы давления и площади опоры. | | | Упр.15 задание |
51 | 3 | Способы увеличения и уменьшения давления | Знать: от чего зависит давление твердых тел. Уметь: применять полученные знания при решении задач | | | Рабочая тетрадь 7 класс |
52 | 4 | Давление газа. | Знать: возникновение давления в жидкостях, от чего зависит давление газа. | | | § 37 |
53 | 5 | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. | Знать: передача давления жидкостями и газами, закон Паскаля, использовать физические приборы, выражать величины в системе СИ. | | | § 38, Упр. 16 |
54 | 6 | Давление в жидкости и в газе | Знать: чем объясняется давление газа; от чего оно зависит. Уметь: решать качественные задачи по данной теме. | | | § 39, Гидростатический парадокс |
55 | 7 | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | Знать: как объяснить возникновение давления в жидкости, от чего зависит давление жидкости, формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда, давление на различных глубинах. Уметь: рассчитывать давление на дно и стенки сосуда. | | | § 40 Упр. 17 |
56 | 8 | Решение задач по теме «Гидростатическое давление» | Знать: как объяснить возникновение давления в жидкости, от чего зависит давление жидкости, формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда, давление на различных глубинах. Уметь рассчитывать давление на дно и стенки сосуда. | | | Л.№ 509, 521, 523, 524 |
57 | 9 | Сообщающиеся сосуды. | Знать: законы сообщающихся сосудов для однородной жидкости; для различных жидкостей, применение сообщающихся сосудов. | | | § 41 Упр. 18 |
58 | 10 | Решение задач по теме «Сообщающиеся сосуды» | Знать: законы сообщающихся сосудов для однородной жидкости; для различных жидкостей. Уметь: решать задачи по данной теме. | | | Л. № 542-544 |
59 | 11 | Повторение по теме «Давление» | Знать: как объяснить возникновение давления в жидкости, от чего зависит давление жидкости, формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда, давление на различных глубинах; законы сообщающихся сосудов для однородной жидкости; для различных жидкостей, закон Паскаля. Уметь: решать задачи по данной теме. | | | Рабочая тетрадь 7 класс |
60 | 12 | Зачет № 3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | | | | |
61 | 13 | Контрольная работа № 6 по теме «Давление» | Знать: формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда; законы сообщающихся сосудов, закон Паскаля. Уметь: решать задачи по данной теме. | | | Итоги главы. Проверь себя! |
62 | 14 | Вес воздуха. Атмосферное давление. | Знать: причину возникновения атмосферного давления, как определить вес воздуха. Уметь: объяснять работу присоски, ливера, поилки для птиц, пипетки, жидкостного насоса. | | | § 42, 48 Упр. 19-20 |
63 | 15 | Почему существует воздушная оболочка Земли | Знать: Влияние атмосферного давления на живые организмы. Явления, подтверждающие существование атмосферного давления. | | | § 43, вопросы |
64 | 16 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | Знать: устройство ртутного барометра. Уметь: определять атмосферное давление расчетным путем. | | | § 44 Упр. 21 |
65 | 17 | Барометр - анероид | Знать: устройство и принцип работы барометра-анероида. Использование его при метеорологических наблюдениях. Атмосферное давление на различных высотах. Уметь: решать задачи по данной теме. | | | § 45 |
66 | 18 | Атмосферное давление на различных высотах. | Знать: устройство барометра-анероида, высотомер. Уметь: использовать физические приборы для измерения атмосферного давления. | | | § 45, 46 Упр. 22, 23 |
67 | 19 | Манометры. Решение задач по теме «Атмосферное давление. Манометры» | Уметь: использовать физические приборы, объяснять давление в жидкостях и газах. | | | § 47, 48 |
68 | 20 | Решение задач по теме «Атмосферное давление. Манометры» | Уметь: решать качественные задачи по данной теме. | | | Повт. § 42-48 |
69 | 21 | Гидравлические машины. | Знать: устройство и принцип действия гидравлической машины; гидравлического пресса. | | | § 49 Упр. 25 |
70 | 22 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Сила Архимеда. | Знать: закон Архимеда. Уметь: объяснять выталкивающее действие жидкости. | | | § 50, 51 Упр. 26 |
71 | 23 | Решение задач | Знать: закон Архимеда, формулу для определения архимедовой силы. Уметь: объяснять выталкивающее действие жидкости, определять силу Архимеда. | | | Рабочая тетрадь 7 класс |
72 | 24 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающей силы» | Знать: отчего зависит выталкивающее действие жидкости. Уметь: измерять архимедову силу с помощью динамометра. | | | Л. № 627, 629, 634 |
73 | 25 | Плавание тел. Решение задач. | Знать: условия плавания тел. | | | § 52 Упр.27 |
74 | 26 | Решение задач | Знать: условия плавания тел. Уметь: работать с лабораторным оборудованием | | | § 52, воросы |
75 | 27 | Плавание судов. | Знать: условие плавания судов, воздухоплавания. Уметь: применять условия плавания и воздухоплавания при решении задач. | | | § 53, вопросы, Упр. 28 |
76 | 28 | Воздухоплавание | Знать: условия воздухоплавания, подъёмная сила. Уметь: определять подъёмную силу. | | | § 54, Упр. 29 |
77 | 29 | Решение задач | Знать: условие плавания судов, воздухоплавания. Уметь: применять условия плавания и воздухоплавания при решении задач. | | | Повт. § 50 -54 Рабочая тетрадь 7 класс |
78 | 30 | Повторение по теме «Архимедова сила. Плавание. Воздухоплавание» | Знать: закон Архимеда, условие, условия плавания и воздухоплавания плавания судов, воздухоплавания. Уметь: применять при решении задач. | | | Карточки Итоги главы |
79 | 31 | Повторение. Решение задач | Знать: закон Архимеда, условие, условия плавания и воздухоплавания плавания судов, воздухоплавания. Уметь: применять при решении задач. | | | Карточки Итоги главы |
80 | 32 | Повторение по теме «Архимедова сила. Плавание тел» | Знать: закон Архимеда, условие, условия плавания и воздухоплавания плавания судов, воздухоплавания. Уметь: применять при решении задач. | | | Карточки Итоги главы |
81 | 33 | Контрольная работа № 7 по теме «Сила Архимеда. Плавание тел» | Знать: закон Архимеда, условие плавания судов, воздухоплавания. Уметь: применять закон Архимеда, условия плавания и воздухоплавания при решении задач. | | | Рабочая тетрадь 7 класс |
V. Работа. Мощность. Энергия (19 ч) |
82 | 1 | Механическая работа. Единицы работы | Знать: определение работы при перемещении тела, формулу, от чего зависит механическая работа. Уметь: вычислять работу. | | | § 55, упр. 30, задание |
83 | 2 | Мощность. Единицы мощности. | Знать: определение, формулу и единицу измерения в СИ. Уметь: вычислять мощность | | | § 56, вопросы |
84 | 3 | Простые механизмы. | Знать: устройство и действие рычага. Условие равновесия рычага. | | | § 57-59 Упр.32 |
85 | 4 | Рычаги. Равновесие сил на рычаге. | Уметь: применять условия равновесия рычага в практических целях: подъем —определять плечо силы; —решать графические задачи | | | §§ 57-59 |
86 | 5 | Момент силы | Знать: Момент силы — физическая величина, характеризующая действие силы. Правило моментов. Единица момента силы. Уметь: Приводить примеры, иллюстрирующие, как момент силы характеризует действие силы, зависящее и от модуля силы, и от ее плеча; работать с текстом учебника, обобщать и делать выводы об условиях равновесия рычага | | | § 59, Рабочая тетрадь 7 класс |
87 | 6 | Решение задач | Применять: условие равновесия рычага и правило моментов при решении задач. Уметь: - проводить эксперимент и измерять длину плеч рычага и массу грузов; - работать с физическими приборами. | | | § 57-59 |
88 | 7 | Рычаги в технике, быту и природе. | Знать: устройство и действие рычажных весов. | | | § 60, вопросы Упр. 32 Практическая работа |
89 | 8 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 9 «Выяснение условия равновесия рычага». | Знать: условие равновесия рычага. Уметь: работать с лабораторным оборудованием. | | | § 60 Л. № 748, 750, 752 |
90 | 9 | Применение закона равновесия рычага к блоку «Золотое правило» механики | Знать: равенство работ при использовании простых механизмов. Уметь: применять условие равновесия рычага к простым механизмам. | | | § 61-62 Упр.33 |
91 | 10 | Условия равновесия. Центр тяжести | Знать: определение центра тяжести; условия равновесия тел. Уметь: определять центр тяжести тела. | | | § 63-64 |
92 | 11 | КПД механизмов. | Знать: понятие о полезной и полной работе. КПД механизма. Наклонная плоскость. Определение ее КПД. Уметь: определять КПД простых механизмов. | | | § 65 |
93 | 12 | Решение задач | Знать: понятие о полезной и полной работе. КПД механизма. Наклонная плоскость. Определение ее КПД. Уметь: определять КПД простых механизмов. | | | Рабочая тетрадь 7 класс |
94 | 13 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 10 «Вычисление КПД наклонной плоскости». | Знать: понятие о полезной и полной работе. КПД механизма. Наклонная плоскость. Определение ее КПД. Уметь: определять КПД простых механизмов. | | | Л. № 797, 798 |
95 | 14 | Решение задач | Знать: условия равновесия, КПД простых механизмов. Уметь: применять на практике знания об условии равновесия тел. | | | Рабочая тетрадь 7 класс |
96 | 15 | Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. | Знать: изменение энергии тела при совершении работы; виды энергии. | | | § 66-67 |
97 | 16 | Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. | Знать: переход потенциальной энергии в кинетическую. Потенциальная энергия поднятого над землей тела и деформированной пружины. Совершение работы за счет кинетической энергии тела. Действие водяной турбины. | | | § 68 |
98 | 17 | Решение задач | Знать: формулы для расчета потенциальной и кинетической энергии, закон сохранения механической энергии. | | | § 66-68 Л. № 808, 810 |
99 | 18 | Решение задач | Знать: формулы для расчета механической работы, мощности, потенциальной и кинетической энергии, закон сохранения механической энергии. Уметь: выражать все величины из данных формул. | | | Итоги главы Рабочая тетрадь 7 класс |
100 | 19 | Контрольная работа № 8 по теме «Работа. Мощность. Энергия» | Знать: формулы для расчета механической работы, мощности, потенциальной и кинетической энергии, закон сохранения механической энергии. Уметь: выражать все величины из данных формул. | | | Итоги главы |
VI. Повторение (5 ч) |
101 | 1 | Повторение. Измерение физических величин. Строение вещества | Знать: Базовые понятия (стандарт) | | | § 1-13 |
102 | 2 | Повторение. Взаимодействие тел. Силы | Знать: Базовые понятия (стандарт) | | | § 14-34 |
103 | 3 | Повторение. Простые механизмы. | Знать: Базовые понятия (стандарт) | | | § 14-34 |
104 | 4 | Повторение. Работа. Мощность. Энергия. | Знать: Базовые понятия (стандарт) | | | § 14-34 |
105 | 5 | Повторение. Решение заданий ОГЭ | Знать: Базовые понятия (стандарт) | | | Демонстрационный вариант |
График
______________________контрольных______________________
(контрольных, лабораторных, практических)
работ по ___физике_______________
(предмет)
в ____7 _____ классе на 2016 – 2017 учебный год.
№ п/п | Тема и номер (контрольной, лабораторной, практической) работы | Дата по плану | Дата фактически | Форма работы | Примечание |
1 | Контрольная работа № 1 по теме «Физика и физические методы изучения» | | | Контрольная работа | Тест в форме ОГЭ |
2 | Контрольная работа № 2 по теме « Первоначальные сведения о строении вещества» | | | Контрольная работа | Тест в форме ОГЭ |
3 | Контрольная работа № 3 по теме «Механическое движение» | | | Контрольная работа | |
4 | Контрольная работа № 4 по теме « Масса тела. Плотность вещества» | | | Контрольная работа | |
5 | Контрольная работа № 5 по теме «Взаимодействие тел. Силы» | | | Контрольная работа | |
6 | Контрольная работа № 6 по теме «Давление» | | | Контрольная работа | |
7 | Контрольная работа № 7 по теме «Сила Архимеда. Плавание тел» | | | Контрольная работа | |
8 | Контрольная работа № 8 по теме «Простые механизмы» | | | Контрольная работа | Тест |
9 | Контрольная работа № 9 по теме «Работа. Мощность. Энергия» | | | Контрольная работа | |
____________________ Ф.И.О. учителя
(подпись учителя)
График
______________________лабораторных ______________________
(контрольных, лабораторных, практических)
работ по ___физике_____
(предмет)
в ___7 __ классе на 2016 – 2015 учебный год.
№ п/п | Тема и номер (контрольной, лабораторной, практической) работы | Дата по плану | Дата фактически | Форма работы | Примечание |
1 | Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора. Измерение объема жидкости» | | | Лабораторная работа | |
2 | Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел» | | | Лабораторная работа | |
3 | Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | | | Лабораторная работа | |
4 | Лабораторная работа №4 «Определение объема тела» | | | Лабораторная работа | |
5 | Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела» | | | Лабораторная работа | |
6 | Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | | | Лабораторная работа | |
7 | Лабораторная работа № 7 «Измерение архимедовой силы» | | | Лабораторная работа | |
8 | Лабораторная работа № 8 «Выяснение условия равновесия рычага». | | | Лабораторная работа | |
9 | Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» | | | Лабораторная работа | |
10 | Лабораторная работа № 10 «Вычисление КПД наклонной плоскости». | | | Лабораторная работа | |
____________________ Ф.И.О. учителя
(подпись учителя)
Результаты обучения.
В результате изучения физики 7 класса ученик должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро,
смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия,
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии
уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов.
Система оценивания
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка лабораторных работ.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
Перечень ошибок.
I. Грубые ошибки.
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
II. Негрубые ошибки.
1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
2. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
3. Нерациональный выбор хода решения.
III. Недочеты.
1.Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
2.Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
3.Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. Орфографические и пунктуационные ошибки.
Контрольно – измерительные материалы
В ходе изучения курса физики 7 класса предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, самостоятельных, контрольных работ. Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем, равно 9.
Список контрольных работ:
Контрольная работа №1 по теме «Физика и физические методы изучения»
Контрольная работа № 2 по теме « Первоначальные сведения о строении вещества»
Контрольная работа № 3 по теме «Механическое движение»
Контрольная работа № 4 по теме « Масса тела. Плотность вещества»
Контрольная работа № 5 по теме «Взаимодействие тел. Силы»
Контрольная работа № 6 по теме «Давление»
Контрольная работа № 7 по теме «Сила Архимеда. Плавание тел»
Контрольная работа № 8 по теме «Простые механизмы»
Контрольная работа № 9 по теме «Работа. Мощность. Энергия»
Кроме того, для текущего контроля знаний учащихся предусмотрено проведение самостоятельных и тестовых работ, занимающих от 10 до 25 минут.
Контрольная работа № 1
«Физика и физические методы изучения»
Вариант 1.
Часть А
А1. Физическим телом является …:
1) самолет 2) вода 3) метр 4) кипение
А2. Веществом является...
1) килограмм 2) звук 3) алюминий 4) Земля
A3. К звуковым явлениям относятся:
1) шар катится 2) слышны раскаты грома 3) снег тает 4) наступает рассвет
А4. Определить цену деления барометра, изображенного на рисунке в мм рт. ст.
1) 1 мм. рт. 2) 10 мм. рт. ст 3) 5 мм. рт. ст 4) 2 мм. рт. ст
А5. Молекулы льда и воды отличаются друг от друга:
1) Количеством атомов 2) Формой 3) Размером
4) Молекулы одного и того же вещества в жидком и в твердом состояниях одинаковы
А6. Явление диффузии доказывает...
1) Только факт существования молекул
2) Только факт движения молекул.
3) Факт существования и движения молекул
4) Факт взаимодействия молекул
А7. Между молекулами любого вещества действуют
1) Только силы отталкивания 2) Только силы притяжения
3) Силы притяжения и отталкивания 4) Не действуют никакие силы
А8. Какое явление служит доказательством того, что между частицами вещества проявляются силы притяжения:
1) Свинцовые цилиндры слипаются, если их прижать друг к другу свежими срезами.
2) Сахар растворяется в воде 3) Лед тает в теплом помещении
4) При прохождении тока электрическая лампочка светится
А9. Тело, в котором молекулы расположены на больших расстояниях друг относительно друга, слабо взаимодействуют между собой, движутся хаотически:
1) Газ 2) Твердое тело 3) Жидкость 4) Или твердое тело, или жидкость.
А10. Жидкость:
1) Занимает объем всего сосуда 2) Легко поддается сжатию
3) Принимает форму сосуда 4) Имеют кристаллическое строение.
А11. Объем газа, если его перекачать из баллона вместимостью 20 л в баллон вместимостью 40 л
1) Не изменится
2) Изменится на 20 л
3) Увеличится в 2 раза
4) Уменьшится в 2 раза.
А12. Объем жидкости в стакане
1) 350 мл 2) 320 мл 3) 325 мл 4) 425 мл
А13. На рисунке показано расположение молекул воды. Вода находится
1) в жидком 2) в газообразном 3) в твердом
4) одновременно в жидком и твердом состоянии
А14. Объем тела, погруженного в жидкость равен.
1) 310 см3 2) 400 см3 ) 300 см3 4) 800 см3
А15.В холодном помещении диффузия происходит медленнее, так как
1) уменьшаются промежутки между молекулами
2) увеличивается скорость движения молекул
3) уменьшается скорость движения молекул
4) изменяются размеры молекул
Часть В
В1. Наименьшая частица вещества, сохраняющая его свойства, называется.............
В2. Ночью температура воздуха была – 6 °С, а днем + 4 °С. Температура воздуха изменилась на...
ВЗ Термометр показывает температуру равную ...
В4. Сколько воды было налито в мензурку, если объем тела равен 10 см3?
В5. Чем выше температура тела, тем диффузия протекает…
Вариант 2.
Часть А
А1. Веществом является....
1) автомобиль 2) вода 3) звук 4) кипение
А2. Физической величиной является.
1) самолет 2) алюминий 3) время 4) мензурка
A3. физическим телом является ...
1) скорость 2) кипение 3) метр 4) авторучка
А4. Цена деления прибора равна....
1) 1 Н 2) 0,1 Н 3) 0,2 Н 4) 4 Н
А5. Все вещества состоят
1) только из нейтронов 2) только из протонов 3) молекул, атомов и других частиц 4) только из электронов
А6. Диффузия протекает быстрее
1) в твердых телах 2) в жидких телах 3) в газах 4) одинаково во всех
А7. Твердое тело трудно растянуть, сжать или разломать, так как между молекулами в веществе...
1) существует взаимное притяжение и отталкивание
2) не существует ни притяжения, ни отталкивания
3) существует только притяжение
4) существует только отталкивание
А8. Два куска пластилина при сдавливании соединяются, так как при сжатии частицы
1) начинают сильнее притягиваться друг к другу
2) имеют одинаковую массу и одинаковые размеры
3) начинают непрерывно, хаотично двигаться
4) начинают сильнее отталкиваться друг от друга
А9. Если тело не сохраняет свою форму и объем, то оно находится
1) в газообразном состоянии
2) в жидком состоянии
3) в твердом состоянии
4) в жидком и газообразном состояниях одновременно
А10.Твердое тело:
1) Занимает объем всего сосуда 2) Легко поддается сжатию 3) Принимает форму сосуда 4) Имеют кристаллическое строение
А11 .В мензурке находится вода объемом 100 см3. Ее переливают в стакан вместимостью
200 см3. Измениться ли объем воды?
1) Изменится на 100 см3 2) Увеличится в 2 раза
3) Уменьшится в 2 раза 4) Не изменится
А12.Объем жидкости в мензурке равен....
1) 55 мм 2) 75 мл 3) 60 мл 4) 70 мл
А13. На рисунке показано расположение молекул воды. Вода находится
1) в жидком состоянии
2) в газообразном состоянии
3) в твердом состоянии
4) одновременно в жидком и газообразном состояниях
А14. Объем тела, погруженного в жидкость, равен ....
1) 10см3 2) 100см3 3) 80 см3 4) 55 см3
А15. Чтобы огурцы быстрее просолились их необходимо залить …
1) холодным раствором
2) горячим раствором
3) теплым раствором
4) время засолки не зависит от температуры раствора
Часть В
В1. В состав молекул входят еще более мелкие частицы вещества, называемые ...
В2. Суточная температура воздуха изменяется от + 9° С до - 14° С. На сколько градусов изменяется температура воздуха?
ВЗ. Термометр показывает температуру …
В4 Сколько воды было налито в мензурку, если объем тела равен 20 см3?
В5 Одинаковые кусочки сахара были брошены в стаканы с водой одновременно В каком стакане начальная температура воды была меньше?
Контрольная работа № 2
Первоначальные сведения о строении вещества
Вариант I
Часть А
Длину бруска измеряют с помощью линейки (см. рисунок). Укажите цену деления и предел измерения данной линейки.
А1
1) 1 см; 7,5 см 3) 0,5 см; 7,5 см
2) 1 см; 8 см 4) 0,5 см; 8см

Объем сплошного тела из мрамора измерили с помощью мензурки (см. рисунок). Определите объем тела с учетом погрешности измерений.
А2
Ответ: _______ мл
Запишите ответ в таблицу ответов
Какой научный вывод сделан учеными из наблюдений расширения тел при нагревании, испарения жидкостей, распространения запахов?
А3
1) Свойства тел необъяснимы.
2) Все тела состоят из очень маленьких частиц — молекул.
3) Каждое тело обладает своими особыми свойствами.
4) Вещества обладают способностью возникать и исчезать.
Какое утверждение является неправильным?
А4
1) Атомы состоят из молекул. 3) Твёрдые тела состоят из молекул.
2) Газы состоят из молекул. 4) Жидкости состоят из молекул.
Выберите правильное утверждение:
А5
1) Молекулы одного и того же вещества различны.
2) Молекулы одного и того же вещества одинаковы.
3) При нагревании тела молекулы вещества разбухают.
4) При нагревании тела масса его молекул увеличивается.
Выберите правильное утверждение:
А6
Тепловое движение - это ….
1) непрерывное и беспорядочное движение молекул в любом веществе
2) взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого
3) движение нагретых потоков воздуха вверх
4) отталкивание молекулами друг друга
Изменяется ли скорость беспорядочного движения молекул при повышении температуры вещества?
А7
1) Увеличивается с повышением температуры в любом состоянии вещества.
2) Уменьшается с повышением температуры в любом состоянии вещества.
3) Не изменяется.
4) Изменяется только у газов и жидкостей.
В каких телах происходит диффузия?
А8
1) Только в газах. 3) Только в жидкостях.
2) Только в газах и жидкостях. 4) В газах, жидкостях и твердых телах.
Как взаимодействуют между собой молекулы любого вещества?
А9
1) только отталкиваются 2) только притягиваются
3) притягиваются и отталкиваются в зависимости от расстояния между ними
4) притягиваются и отталкиваются, причем силы притяжения всегда больше
В каком агрегатном состоянии может находиться вещество, если оно не имеет собственных формы и объёма?
А10
1) только в жидком 3) или в жидком, или в газообразном
2) только в газообразном 4) только в твёрдом
Часть В
Установите соответствие между физическими понятиями и примерами: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой.
В1
ПОНЯТИЯ | ПРИМЕРЫ |
A) физическая величина Б) физическое явление В) единица измерения | 1) термометр 2) кипение 3) температура 4) градус |
Запишите в таблицу ответов выбранные цифры, не изменяя порядка их следования,
не разделяя их запятыми..
В жаркий летний день железнодорожные рельсы нагреваются. Как при этом изменяется длина рельса, расстояние между молекулами, размер молекул?
В2
ВОЗМОЖНЫЙ ХАРАКТЕР ИЗМЕНЕНИЯ
1) увеличится; 2) уменьшится; 3) не изменится
Запишите в таблицу цифры, соответствующие характеру изменения указанных физических величин. Цифры в ответе могут повторяться.
ДЛИНА РЕЛЬСА | РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ МОЛЕКУЛАМИ | РАЗМЕР МОЛЕКУЛ |
| | |
Ответ из трех цифр перенесите в бланк, не изменяя порядка их следования, не разделяя их запятыми.
Часть С
Дайте развернутый обоснованный письменный ответ на вопрос задачи.
Как изменится расположение, взаимодействие, движение молекул при переходе вещества из газообразного состояния в жидкое? Как при этом изменятся свойства вещества?
С1
Один кувшин с молоком поставили в холодильник, другой оставили в комнате. Где сливки отстоятся быстрее?
С2
Почему использованную жевательную резинку, прилипшую к одежде или чистым деревянным, металлическим и другим поверхностям, так трудно удалить без помощи растворителя, содержащего бензин
С3
Вариант II
Часть А
Длину бруска измеряют с помощью линейки (см. рисунок). Укажите результат измерения, учитывая, что погрешность измерения равна цене деления.
А1
1) 6,5 см 3) (6,50±0,25) см
2) (6,5±0,5) см 4) (6,0±0,5) см
Объем сплошного тела из мрамора измерили с помощью мензурки (см. рисунок). Определите объем тела с учетом погрешности измерений.
А2
Ответ: _______ мл
Запишите ответ в таблицу ответов
Из молекул могут состоять
А3
1) вещества в любом агрегатном состоянии 3) только твёрдые тела
2) только жидкости и твёрдые тела 4) только жидкости
Выберите правильное утверждение:
А4
1) Молекулы одного и того же вещества различны.
2) Молекулы различных веществ различны.
3) При нагревании тела молекулы вещества разбухают.
4) При нагревании тела масса его молекул увеличивается.
При нагревании свинцового шарика
А5
1) увеличивается объём каждой молекулы свинца
2) увеличивается среднее расстояние между молекулами
3) уменьшается объём каждой молекулы свинца
4) уменьшается среднее расстояние между молекулами
Какой научный вывод сделан учеными из наблюдений расширения тел при нагревании, испарения жидкостей, распространения запахов?
А6
1) Свойства тел необъяснимы.
2) Вещества обладают способностью возникать и исчезать.
3) Каждое тело обладает своими особыми свойствами.
4) Вещество состоит из мельчайших частиц — молекул и они все время движутся
Выберите правильное утверждение:
А7
Диффузия — это
1) непрерывное и хаотичное движение молекул.
2) проникновение молекул одного вещества в молекулы другого
3) самопроизвольное смешивание соприкасающихся веществ
4) взаимодействие между молекулами
Вещество может находится в твердом состоянии, потому что
А8
1) молекулы вещества сильно притягиваются друг к другу
2) молекулы отталкиваются друг от друга
3) между молекулами возникает очень сильное притяжение и отталкивание
4) молекулы все время движутся
Изменяется ли скорость беспорядочного движения молекул при понижении температуры вещества?
А9
1) Увеличивается с понижением температуры в любом состоянии вещества.
2) Уменьшается с понижением температуры в любом состоянии вещества.
3) Не изменяется.
4) Изменяется только у газов и жидкостей.
Тело сохраняет объём, но не обладает собственной формой. В каком состоянии может находиться вещество, из которого состоит это тело?
А10
1) только в твёрдом 3) только в газообразном
2) только в жидком 4) или в твёрдом, или в газообразном
Часть В
Установите соответствие между физическими понятиями и примерами: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой.
В1
ПОНЯТИЯ | ПРИМЕРЫ |
A) физическая величина Б) измерительный прибор В) единица измерения | 1) рулетка 2) движение 3) скорость 4) килограмм |
Запишите в таблицу ответов выбранные цифры, не изменяя порядка их следования,
не разделяя их запятыми..
Подкрашенную марганцовкой воду, налитую в мензурку, нагревают на электрической плитке. Как при этом изменится объем воды, расстояние между молекулами, объем молекул?
В2
ВОЗМОЖНЫЙ ХАРАКТЕР ИЗМЕНЕНИЯ
1) увеличится ; 2) уменьшится; 3) не изменится
Запишите в таблицу цифры, соответствующие характеру изменения указанных физических величин. Цифры в ответе могут повторяться.
ОБЪЕМ ВОДЫ | РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ МОЛЕКУЛАМИ | ОБЪЕМ МОЛЕКУЛ |
| | |
Ответ из трех цифр перенесите в бланк, не изменяя порядка их следования, не разделяя их запятыми.
Часть С
Дайте развернуты обоснованный письменный ответ на вопрос задачи.
Как изменится расположение, взаимодействие, движение молекул при переходе вещества из жидкого в твердое состояние? Как при этом изменятся свойства вещества?
С1
В полистироловой фляге длительное время хранился керосин. Если в эту, даже очень тщательно вымытую, флягу налить молоко, то в нем мы все же будем чувствовать запах керосина. Объясните, почему.
С2
Почему кожаную демисезонную обувь рекомендуется смазывать кремом, содержащим жиры или парафин?
С3
Контрольная работа № 3 по теме «Механическое движение»






Контрольная работа № 4 « Масса тела. Плотность вещества»
Вариант № 1
1. Определите массу оконного стекла длиной 3 метра, высотой 2,5 метра, толщиной
0,6 сантиметра. Плотность стекла 2500 кг\м .
2. Диаметры алюминиевого и парафинового шаров одинаковы. Какой из них имеет наименьшую массу? Почему?
Вариант № 2
1. Определите массу мраморной плиты, у которой длина 1 метр, ширина 0,8 метров, толщина
10 сантиметров? Плотность мрамора 2700 кг\м .
2. Из двух медных заклепок первая имеет вдвое меньшую массу, чем вторая. Что вы скажите о их объемах? Почему?
Контрольная работа № 5 по теме «Взаимодействие тел. Силы»
Вариант № 1
1. Какая из двух сил: 4 кН или 800 Н больше и во сколько раз?
2. Сила 12 Н растягивает пружину на 7,5 см. Найдите жесткость этой пружины.
3. Определите вес ящика с песком, масса которого 75 кг.
4. Зачем в гололедицу тротуары посыпают песком?
Вариант № 2
1. Один мальчик толкает санки сзади с силой 20 Н, а другой тянет их за веревку с силой 15 Н. Изобразите эти силы графически, считая, что они направлены горизонтально и найдите их равнодействующую.
2. Жесткость пружины 40 Н/м. На сколько сантиметров растянется пружина под действием силы 2 Н?
3. Определите силу тяжести, действующую на человека массой 50 кг.
4. Почему ящики, лежащие на движущейся ленте транспортера, не сползают по ленте вниз, а перемещаются вместе с ней вверх?
Контрольная работа № 6 по теме «Давление»
Вариант № 1
1. Какое давление на пол оказывает кирпич, масса которого 5 кг, а площадь большой грани 0,03 м2.
2. Из баллона выпустили половину газа. Как изменится в нем давление? Почему?
3. Давление, создаваемое водой на дне озера, равно 4 МПа. Плотность воды 1000 кг/м3.
Определите глубину озера.
4. В сосуде находится 1 л керосина. Как изменится давление на дно и стенки сосуда, если вместо керосина налить 1 л воды? (Плотность керосина 800 кг/м3, воды 1000 кг/м3) Ответ объясните.
Вариант № 2
1. Толщина льда на реке такова, что он выдерживает давление 40 кПа. Пройдет ли по льду трактор массой 5,4 т, если он опирается на гусеницы общей площадью 1,5 м2?
2. Почему детский воздушный шарик, вынесенный из комнаты зимой, становится менее надутым?
3. В открытой цистерне, наполненной до уровня 4 м, находится жидкость. Её давление на дно цистерны равно 28 кПа. Найдите плотность этой жидкости
4. В широкий таз и в стакан налита вода до одинакового уровня. Что можно сказать о производимом водой давлении на дно сосудов?
Контрольная работа № 7 по теме «Сила Архимеда. Плавание тел»
Вариант № 1
1. Кирпич размерами 25х10х5 см3 полностью погружен в воду. Вычислите архимедову силу, действующую на плиту. Плотность кирпича 1600 кг/м3, воды 1000 кг/м3
2. Два одинаковых стальных шарика подвесили к коромыслу весов. Нарушится ли равновесие весов, если один из них опустить в сосуд с водой, а другой в керосин? Плотность воды 1000 кг/м3, керосина 800 кг/м3
3. Тело массой 0,3 кг при полном погружении вытесняет 350 см3 жидкости. Будет ли оно плавать в керосине или утонет?
4. Что имеет большую плотность: вода или лед? Докажите.
Вариант № 2
1. Определите объем куска алюминия, на который в керосине действует архимедова сила величиной 120 Н.
. 2. К чашкам весов подвешены две гири — фарфоровая и железная — равной массы. Нарушится ли равновесие весов, если гири опустить в сосуд с водой?
3. Тело массой 800 г при полном погружении вытесняет 500 см3 воды. Всплывет это тело или утонет, если его отпустить?
4. Как изменится осадка корабля при переходе из реки в море?
Контрольная работа № 8 «Простые механизмы»




Контрольная работа № 9 по теме «Работа, мощность, энергия»
Вариант № 1
1. Автомобиль проехал равномерно расстояние 5 км. Сила тяги автомобиля 3кН. Какую работу совершила сила тяги автомобиля?
2. Самосвал при перевозке груза развивает мощность 30 кВт. Какая работа совершается им в течение 45 мин?
3. Рычаг находится в равновесии под действием двух сил, первая из которых 4 Н. Определите модуль второй силы, если плечо первой силы 10 см, а второй 15 см.
4. Опишите, какие превращения энергии происходят при выстреле из лука?
Вариант № 2
1. Трактор тянет плуг с силой 50 кН равномерно по полю при этом проходит расстояние 4 км. Какую работу совершает трактор?
2. Вентилятор мощностью 400 Вт совершает работу 28 кДж. Какое время он работал?
3. Плечи рычага соответственно равны 4см и 12см. На меньшее плечо действует сила 60 Н. Чему равна сила, действующая на большее плечо?
4. Опишите, какие превращения энергии происходят при падении капель дождя на землю?
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________________Моисеева О.В.
(подпись)
«_____»_____________________2016 г.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического совета МБОУ СОШ УИОП г.Зернограда
от____________2016 г. №______
_________________________
(Подпись руководителя МС)
Авраменко Е.Ю.