СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 7 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена для УМК Перышкин А. В., Гутник Е.М. Рабочая программа содержит: пояснительную записку и календарно-тематическое планирование, рассчитанное на 2 учебных часа в неделю, всего 68 учебных часа в год

Просмотр содержимого документа
«╨Ъ╨в╨Я7»

Номер урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовка

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания. Оборудование для демонстраций и лабораторных работ

Домашнее задание

Дата проведения


План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1 четверть.

Тема 1. Физика и физические методы изучения природы. 4 часа

1

Техника безопасности в кабинете физики. Что изучает физика. Физические термины. Наблюдения и опыты. Научный метод познания.

1

Комбинированный урок

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физика и техника.

Знать: смысл понятий «вещество», «физическое тело», «материя».

Уметь: использовать физические приборы для измерения физических величин.


Штатив, желоб, набор грузов, манит, пробка, сосуд с водой, пружина, пластилин

§ 1-3, конспект



2

Физические величины. Измерение физических величин.

1

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Штатив, линейка демонстрационная, физические приборы со шкалой

§ 4, упр. 1, задание



3

Точность и погрешность измерений

1

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Погрешности измерения

§ 5, 6, прочитать описание л/р № 1, задание



4

Л/р № 1 Определение цены деления измерительного прибора.

1

Урок-практикум

Лабораторная работа, выводы, оформление

Измерительные цилиндры

Повторить § 2- 4



Тема 2. Первоначальные сведения о строении вещества. 6 часов.

5/1

Строение вещества. Молекулы.

1

Комбинированный урок

Строение вещества

Знать смысл понятий:
вещество, взаимодействие, атом, молекула.





Модели молекул, мяч, электроплитка, колба с водой, пробка с трубкой, металлический шар на подставке с кольцом

§ 7, 8 прочитать описание л/р № 2



6/2

Л/р № 2 Измерение размеров малых тел.

1



Проверка лабораторной работы

Линейка ученическая, горох, пшено, гречка




Номер урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовка

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания. Оборудование для демонстраций и лабораторных работ

Домашнее задание

Дата проведения


7/3

Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

1

Комбинированный урок

Диффузия. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение.

Уметь: описывать и объяснять физическое явление диффузия

Фронтальный опрос

Измерительные цилиндры с раствором медного купороса

§ 9, 10, задание стр. 29



8/4

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1

Комбинированный урок

Взаимодействие частиц вещества.

Фронтальный опрос.

Стеклянные пластины, сосуд с водой, штатив, свинцовые цилиндры

§ 11, задание



9/5

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

1

Комбинированный урок

Модели строения газов, жидкостей и твердых тел.

Физический диктант


§ 12, 13, задание стр. 38



10/6

Обобщение темы: «Первоначальные сведения о строении вещества»

1

Урок закрепления знаний


Тест по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества»





Тема 3. Взаимодействие тел. 21 час

11/1

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

1

Урок изучен6ия новых знаний

Механическое движение, Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение.

Знать:
- явление инерции, физический закон, взаимодействие;
- смысл понятий: путь, скорость, масса, плотность.

Уметь:
- описывать и объяснять равномерное прямолинейное движение;

- использовать физические приборы для измерения пути, времени, массы, силы;
- выявлять зависимость: пути от расстояния, скорости от времени;
- выражать величины в СИ.

Опорный конспект

Тележка

§14,15 упр. 2



12/2

Скорость. Единицы скорости

1

Комбинированный урок

Скорость прямолинейного равномерного движения

Фронтальный опрос


§16, упр.3 (1,3,5)



13/3

Расчет пути и времени движения.

1

Урок закрепления знаний

Методы измерения расстояния, времени и скорости


Фронтальный опрос


§ 17, упр. 4 (2, 4, 5)



14/4

Повторение изученного материала. Решение задач.

1

Урок закрепления знаний

Методы измерения расстояния, времени, скорости

Уметь применять знания для решения задач

Физический диктант, решение задач


§ 14 - 17



15/5

Инерция

1

Комбинированный урок

Неравномерное движение


Опорный конспект

Штатив, тело с двумя нитями

§ 18, упр. 5



16/6

Взаимодействие тел.

1

Комбинированный урок

Взаимодействие тел

Знать, что мерой любого изменения скорости является взаимодействие.
Уметь приводить примеры.

Опорный конспект

Тележки

§ 19



2 четверть

17/7

Масса тела. Единицы массы.

1

Комбинированный урок

Масса тела.

Знать:
определение массы;
- единицы массы;
Уметь воспроизвести или написать формулу.

Опорный конспект

Весы, набор тел для взвешивания, разновесы

§ 20, 21, упр. 6.



18/8

Плотность вещества.

1

Комбинированный урок

Плотность вещества.

Знать определение плотности вещества, формулу плотности. Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулу

Опорный конспект

Набор тел разной массы из одинакового материала, одного объема из разного материала, весы

§ 22, упр. 7, прочитать описание л/р № 3, повторить § 14 - 17



19/9

Контрольная работа № 1 Механическое движение.

1

Урок контроля

Методы измерения расстояния, времени, скорости

Уметь воспроизводить и находить физические величины: скорость, путь и время.

Контрольная работа


Повторить § 21



20/10

Л/р № 3 Измерение массы тела на рычажных весах.

1

Урок практикум

Методы измерения массы тела

Уметь работать с приборами при нахождении массы

Написать вывод и правильно оформить работу

Весы, разновесы, тела для взвешивания

Повторить § 22



21/11

Расчет массы и объема тела по его плотности.

1

Урок закрепления знаний

Методы измерения массы и плотности

Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы вещества

Тест


§ 23, упр. 8 (3,4), прочитать описание л/р № 4, 5



22/12

Л/р № 4, 5. Измерение объема тела. Определение плотности вещества.

1

Урок практикум

Методы измерения массы и плотности

Умение работать с приборами (весы, мензурка)

Написать вывод и правильно оформить работу

Измерительные цилиндры, весы, разновесы, тела на нитях

Повторить § 22



23/13

Повторение изученного материала. Решение задач.

1

Урок закрепления знаний

Методы измерения массы и плотности

Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы

Решение задач


Повт. § 22



24/14

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

1

Комбинированный урок

Сила – количественная мера взаимодействия тел. Сила тяжести

Знать определение силы, единицы ее измерения и обозначения, определение силы тяжести.
Уметь схематически изобразить точку ее приложения

Опорный конспект

Сосуд с песком, тела разной массы

§ 24, 25, упр. 9



25/15

Сила упругости. Закон Гука.

1

Комбинированный урок

Сила упругости

Знать определение силы упругости.

Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу

Опорный конспект, тест

Штатив, пружина, линейка, набор грузов, модель тела для демонстрации деформации

§ 26



26/16

Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1

Комбинированный урок

Вес тела. Связь между силой и массой.

Знать связь между массой и силой тяжести, различие между весом тела и массой тела.

Уметь схематически изображать точку приложения веса тела.

Опорный конспект, тест

Упругая пластина, тело, грузы массой 102 г, пружина

§ 27, 28, упр. 10 (1, 3, 4)



27/17

Динамометр. Л/р № 6. «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

1

Урок практикум

Методы измерения силы

Уметь работать с физическими приборами. Градуирование шкалы прибора

Проверка лабораторной работы

Динамометры, штативы, набор грузов

§ 30, упр. 11



28/18

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.

1

Комбинированный урок

Правило сложения сил

Умение составлять схемы векторов сил, действующих на тело

Умение работать с чертежными инструментами.

Динамометр демонстрационный

§ 31, упр. 12 (1, 3)



29/19

Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

1

Комбинированный урок

Виды силы трения

Знать определение силы трения.

Уметь привести примеры.

Опорный конспект, тест

Трибометр, брусок, динамометр

§ 32 - 34



30/20

Контрольная работа № 2. «Плотность и масса. Силы»

1

Урок контроля

Методы измерения массы, плотности и силы.

Уметь воспроизводить и находить физические величины: плотность, масса, сила.

Контрольная работа.





31/21

Повторение изученного материала. Решение задач.

1

Урок закрепления знаний

Методы расчета плотности и сил

Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения силы тяжести, силы упругости, веса тела.

Решение задач


Повторить формулы плотности, силы тяжести, веса тела, силы упругости.



Тема 4 Давление твердых тел, жидкостей и газов. 21 час.

32/1

Давление. Единицы давления.

1

Урок изучения новых знаний

Давление

Знать определение физических величин: давление, плотность вещества, объем, масса

Опорный конспект

Брусок с гвоздями, сосуд с песком, груз

§ 35, упр. 14 (1, 2)



3 четверть

33/2

Способы увеличения и уменьшения давления.

1

Урок изучения новых знаний

Давление

Знать определение физических величин: давление, плотность вещества, объем, масса

Опорный конспект

Плакат

§ 36, упр. 15, повт. § 22, 35. Задание стр. 105



34/3

Давление газа.

1

Комбинированный урок

Давление, плотность газа

Опорный конспект, тест

Вакуумный насос Комовского, воздушный шарик

§ 37. № 464 470 473, задание стр. 108



35/4

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Гидравлический пресс.

1

Комбинированный урок

Давление. Закон Паскаля. Применение и устройство гидравлических машин.

Знать смысл физических законов: закона Паскаля.

Уметь: объяснять передачу давления в жидкостях и газах; использовать физические приборы для измерения давления; выражать в СИ величины

Опорный конспект

Плакат, модель гидравлического пресса.

§ 38, 49, упр. 16, упр. 25 (1,2)



36/5

Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

1

Комбинированный урок

Методы расчета давления в жидкости

Решение задач, тест


§ 39, 40, упр. 17 (3)



37/6

Повторение изученного материала. Решение задач.

1

Урок закрепления знаний

Методы расчета давления в жидкости

Решение задач


474 476



38/7

Сообщающиеся сосуды.

1

Комбинированный урок

Сообщающиеся сосуды, применение, устройство шлюзов

Схема шлюза

Сообщающиеся сосуды разной формы

§ 41, упр. 18 (1, 3, 4)



39/8

Вес воздуха. Атмосферное давление.

1

Комбинированный урок

Атмосферное давление

Фронтальный опрос

Шар с трубкой, зажим, весы, вакуумный насос

§ 42, 43, упр. 19, 20



40/9

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

Комбинированный урок

Методы измерения атмосферного давления

Знать смысл физических законов: закона Паскаля.

Уметь: объяснять передачу давления в жидкостях и газах; использовать физические приборы для измерения давления; выражать в СИ величины

Тест

Плакат

§ 44, упр. 21 (1, 4), задание стр. 131



41/10

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

1

Комбинированный урок

Методы измерения атмосферного давления

Тест,

опорный конспект

Барометр, плакат

§ 45, 46, упр. 22, упр. 23 (2,3).



42/11

Манометры. Поршневой жидкостный насос.

1

Комбинированный урок

Методы измерения давления больше или меньше атмосферного. Устройство поршневого насоса.

Тест,

опорный конспект

Манометр

§ 47, 48, упр. 24 (1,2)



43/12

Повторение изученного материала. Решение задач.

1

Урок закрепления знаний

Давление. Закон Паскаля. Расчет давления в жидкости. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления.

Решение задач


504 - 507



44/13

Контрольная работа № 3. «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

1

Урок контроля

Контрольная работа





Уметь воспроизво­дить и находить физические величи­ны: давление

45/14

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1

Комбинированный урок

Выталкивающая сила

Знать смысл физических законов: закона Архимеда.


Опорный конспект


§ 50



46/15

Архимедова сила.

1

Урок изучения новых знаний

Закон Архимеда

Тест

Ведерко Архимеда, отливной сосуд

§ 51, упр. 26 (2,3)



47/16

Л/р. № 7. «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

1

Урок практикум

Закон Архимеда

Уметь:
объяснять передачу давления в жидкостях и газах;
использовать физические приборы для измерения давления;
выражать в СИ величины;
решать задачи на закон Архимеда.

Уметь работать с физическими приборами

Динамометр, сосуд с водой, тело на нити




48/17

Плавание тел.

1

Комбинированный урок

Закон Архимеда

Составление

опорного

конспекта


§ 52, упр. 27 (1, 4, 5)



49/18

Л/р. № 8 «Выяснение условий плавания тел в жидкости»

1

Урок практикум

Закон Архимеда

Уметь работать с физическими приборами

Измерительный цилиндр, пробирка-поплавок, песок, весы, разновесы




50/19

Плавание судов. Воздухоплавание.

1

Комбинированный урок

Закон Архимеда

Составление опорного конспекта. Отработка формул, решение задач


§ 53, 54, упр. 28, 29.



51/20

Повторение изученного материала. Решение задач.

1

Урок закрепления знаний

Выталкивающая сила, Закон Архимеда Условия плавания тел

Уметь воспроизводить и находить физические величины по формуле закона Архимеда

Составление обобщающей таблицы, решение задач


Повторить
§ 35 -54, определения, формулы, законы



52/21

Обобщение темы: «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

1

Урок обобщения знаний

Давление. Закон Паскаля. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Закон Архимеда

Уметь воспроизводить и находить физические величины по формуле закона Архимеда и давление






4 четверть

Тема 5. Работа и мощность. Энергия. 12 часов

53/1

Механическая работа. Единицы работы.

1

Урок изучения новых знаний

Механическая работа.

Знать определение работы, обозначение физической величины и единицы измерения

Составление опорного конспекта


§ 55, упр. 30



54/2

Мощность. Единицы мощности.

1

Комбинированный урок

Мощность.

Знать определение мощности, обозначение физической величины и единицы измерения

Опорный конспект, тест


§ 56, упр. 31 (2, 4, 5)



55/3

Контрольная работа № 4. «Архимедова сила. Плавание тел»

1

Урок контроля

Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Условия плавания тел

Уметь воспроизводить и находить физические величины по формуле закона Архимеда

Контрольная работа





56/4

Простые механизмы. Рычаг.

1

Урок изучения новых знаний

Виды простых механизмов

Знать устройство рычага, условие равновесия рычага. Виды простых механизмов

Составление опорного конспекта

Штатив, равноплечный рычаг, блоки

§ 57, 58



57/5

Момент силы. Рычаги в быту и технике.

11

Комбинированный урок

Момент силы

Уметь изобразить на рисунке расположение сил и найти момент силы

Решение задач. Тест


§ 59, 60, упр. 32 (2, 3, 5)



58/6

Применение закона равновесия рычага к боку. «Золотое правило» механики.

1

Комбинированный урок

Равенство работ при использовании простых механизмов

Знать устройство блока и золотое правило механики, объяснять на примерах

Тест

Штатив, блоки

§ 61, 62, упр. 31 (1, 2)



59/7

Центр тяжести. Условия равновесия тел

1

Урок закрепления знаний

Центр тяжести. Статика. Виды равновесия

Знать понятие центра тяжести, виды равновесия тел
Уметь изобразить на рисунке расположение сил.

Решение задач


§ 63, 64, упр. 33 (4, 5) № 736



60/8

Л/р. № 9. «Выяснение условия равновесия рычага»

1

Урок практикум

Условие равновесия рычага

Уметь:

проводить эксперимент и измерять длину плеч рычага и массу грузов;

работать с физическими приборами

Вывод и

оформление

работы

Штатив, рычаг, набор грузов, динамометр

Повторить § 57, 59



61/9

Коэффициент полезного действия механизмов.

1

Урок изучения новых знаний

Коэффициент полезного действия

Знать определение физической величины КПД

Составление опорного конспекта

Штатив, наклонная плоскость, брусок, динамометр, линейка

§ 65



62/10

Л/р. № 10. « Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

1

Урок практикум

Методы измерения работы, мощности, КПД механизмов

Знать определения физических величин: КПД механизмов.

Уметь определять силу, высоту, работу (полезную и затраченную)

Вывод и оформление работы

Штатив, наклонная плоскость, брусок, динамометр, линейка




63/11

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

1

Урок изучения новых знаний

Кинетическая энергия. Потенциальная энергия.

Знать:

определения физических величин: энергия;

единицы измерения энергии;

закон сохранения энергии

Составление опорного конспекта

Штатив, желоб, металлический шар, тело на пружине

§ 66, 67, упр. 34 (2, 3)



64/12

Превращение одного вида механической энергии в другую.

1

Комбинированный урок

Превращение энергии. Закон сохранения энергии

Знать смысл закона сохранения энергии, приводить примеры механической энергии и ее превращении

Опорный конспект. Решение задач. Тест

Штатив, тело на пружине, тело на нити

§ 68, упр. 35.



65/13

Контрольная работа № 5. «Работа и мощность. Энергия»

1

Урок контроля

Механическая работа, мощность, КПД, энергия.

Знать формулы нахождения физических величин: работа, мощность, КПД, энергия.

Контрольная работа


Повторить определения и формулы основных физических величин



66/1

Повторение и обобщение материала изученного в курсе физики 7 класса.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Базовые понятия (стандарт)

Знать определения, обозначение, нахождение изученных величин

Решение задач


Повторить определения и формулы основных физических величин



67/2

Итоговая контрольная работа.

1

Урок контроля

Базовые понятия (стандарт)

Знать базовые понятия (стандарт)

Контрольная работа





68/3

Повторение и обобщение изученного материала

1

обощение и систематихация знаний

Базовые понятия (стандарт)

Знать базовые понятия (стандарт)

Решение задач







Просмотр содержимого документа
«╨Я╨╛╤П╤Б╨╜╨╕╤В╨╡╨╗╤М╨╜╨░╤П ╨╖╨░╨┐╨╕╤Б╨║╨░ 7»

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе примерной программы по физике для основной общей школы (под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др.) с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г., объема учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения (2 ч в неделю, всего 68 ч), авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина.

Данная программа используется для УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 10 лабораторных работ, 6 контрольных работ.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА.


Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.



МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.


Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год).

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА


Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности.

В результате изучения курса физики 7 класса обучающиеся получат представление:

  • о смысле понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;

  • о смысле физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

  • о смысле физических законов: Паскаля, Архимеда;

обучающиеся научатся:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


Физика и физические методы изучения природы. (4 ч)

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Демонстрации.

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.

Лабораторная работа. Определение цены деления измерительного прибора.

Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч)

Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Демонстрации.

Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.

Лабораторная работа. Измерение размеров малых тел.

Взаимодействие тел. (21 ч)

Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.

Демонстрации.

Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.

Лабораторные работы.

Измерение массы тела на рычажных весах. Измерение объема твердого тела. Измерение плотности твердого тела. Градуирование пружины динамометра и измерение сил динамометром.

Давление твердых тел, газов, жидкостей. (21 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.

Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.

Лабораторные работы.

Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Работа и мощность. Энергия. (13 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в другой. Методы измерения работы, мощности и энергии.

Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.

Демонстрации. Простые механизмы.

Лабораторные работы.

Выяснение условия равновесия рычага. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Итоговое повторение (3 ч)


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Номер темы

Название темы

Кол-во часов

1

Физика и физические методы изучения природы.

4

2

Первоначальные сведения о строении вещества.

6

3

Взаимодействие тел.

21

4

Давление твердых тел, газов, жидкостей.

21

5

Работа и мощность. Энергия.

13

6

Итоговое повторение

3


Итого

68



КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ ОБУЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4»- если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

ПЕРЕЧЕНЬ ОШИБОК

Грубые ошибки

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения.

  2. Неумение выделить в ответе главное.

  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений.

  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты, или использовать полученные данные для выводов.

  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

  7. Неумение определить показание измерительного прибора.

  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  4. Нерациональный выбор хода решения.

Недочёты

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в вычислении, преобразовании и решении задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  5. Орфографические и пунктуационные ошибки

Формы и средства контроля.


Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.

График контрольных и лабораторных работ.

Неделя

Наименование работы

1 четверть

2

Лабораторная работа № 1 Определение цены деления измерительного цилиндра

3

Лабораторная работа № 2. Измерение размеров малых тел

2 четверть

2

Контрольная работа № 1 Механическое движение

2

Лабораторная работа № 3. Измерение массы тела на рычажных весах

3

Лабораторная работа № 4. № 5. Измерение объема тела. Определение плотности твердого тела.

6

Лабораторная работа № 6. Градуирование пружины динамометра.

7

Контрольная работа № 2. Плотность и масса. Силы.

3 четверть

6

Контрольная работа № 3. Давление твердых тел, жидкостей и газов.

8

Лабораторная работа № 7. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

9

Лабораторная работа № 8. Выяснение условий плавания тел.

4 четверть

2

Контрольная работа № 4. Архимедова сила. Плавание тел.

4

Лабораторная работа № 9. Выяснение условия равновесия рычага.

5

Лабораторная работа № 10. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

7

Контрольная работа № 5. Работа и мощность. Энергия

8

Итоговая контрольная работа.


Перечень учебно-методических средств обучения.


Основная и дополнительная литература:

  1. Перышкин А.В. Физика 7, учебник для общеобразовательных учреждений – М . Дрофа , 2012

  2. Гутник Е. М. Физика. 7 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с. ил.

  3. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с. ил.

  4. Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.

  5. Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся.

  6. Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 7-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – М.: Экзамен, 2003. – 127 с. ил.

  7. Перышкин А. В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведе-ний. М.: Дрофа, 2008


Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон), тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) помогут организовать самостоятельную работу школьников в классе и дома.


Оборудование и приборы.


Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.

Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.




8