СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 7 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Рабочая программа составлена на основе примерной программы по физике основного общего образования, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по физике и обязательному минимуму содержания физического образования, рекомендованного Министерством образования РФ.

За основу взята авторская программа Е.М.Гутника и А.В.Перышкина: «Физика» 7-9 классы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 7 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ФИЗИКЕ

7 КЛАСС

Рабочая программа по физике для 7-9 класса на 2015-2016 учебный год составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 28.06.2014)

Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 (в ред. от 19.10.2009 года, с изменениями от 31.01.2012 года);

Рабочая программа составлена на основе примерной программы по физике основного общего образования, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по физике и обязательному минимуму содержания физического образования, рекомендованного Министерством образования РФ.

За основу взята авторская программа Е.М.Гутника и А.В.Перышкина: «Физика» 7-9 классы.

Изучение физики в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение учащимися знаний о таких методологических понятиях, как физическое явление, физическое тело, физический закон, физическая величина, физический прибор; о механических явлениях; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение учащимися умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений; использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способ- ностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием современных информационных технологий;

  • воспитание у учащихся убежденности в возможности познания законов природы и разумного использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры

  • использование приобретенных знаний и умений учащимися для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Программа рассчитана на 204 часа (в 7,8 и 9 классах) в год по 2 урока в неделю. Данный курс физики обеспечивает общекультурный уровень подготовки учащихся. Приоритетными целями на этом этапе обучения являются следующие:

- создание условий для ознакомления учащихся с физикой как наукой, чтобы обеспечить им возможность осознанного выбора профиля дальнейшего обучения в старших классах;

- создание условий для формирования научного миропонимания и развития мышления учащихся.

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.

В задачи обучения физики входит создание условий для

- ознакомления учащихся с основами физической науки, с её основными понятиями, законами, теориями, методами физической науки; с современной научной картиной мира; с широкими возможностями применения физических законов в технике и технологии;

- усвоения школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса её познания, для понимания роли практики в познании физических законов и явлений;

- развития мышления учащихся, для развития у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- формирования умений выдвигать гипотезы строить логические умозаключения, пользоваться дедукцией, индукцией, методами аналогий и идеализации;

- развития у учащихся функциональных механизмов психики: восприятия, мышления (электрического и теоретического, логического и интуитивного), памяти, речи, воображения;

- формирования и развития типологических свойств личности: общих способностей, самостоятельности, коммуникативности, критичности,

- развития способностей и интереса к физике; для развития мотивов учения.


Практическая часть программы:

Контрольные работы – 4

Лабораторные работы –14

В планировании указан основной демонстрационный эксперимент, проведение которого возможно организовать на имеющемся в кабинете оборудовании.


Все лабораторные работы, рекомендуемые программой, внесены в планирование. Умения и навыки, предполагаемые для формирования в результате выполнения лабораторных работ приведены в таблице 1.



Таблица 1

Формируемые умения

1

Видеть цель эксперимента.

2

Осуществление наблюдений.

3

Анализ результатов и умение делать выводы по работе.

4

Умение собирать экспериментальные установки.

5

Определение цены деления измерительного прибора.

6

Умение фиксировать показания и производить отсчет по шкале прибора.

7

Проведение прямых и косвенных измерений величин.

8

Умение обращаться с измерительными приборами: измерительная лента, метроном, мензурка, рычажные весы, динамометр.

9

Соблюдение правил техники безопасности.

10

Использование приборов по назначению, инструкции.

11

Умение вести записи и делать зарисовки, оформлять отчет по работе.

12

Умение вычислять погрешности прямых измерений.

13

Умение записывать результаты прямых измерений с учетом погрешностей.

14

Умение производить оценку погрешностей прямых измерений.


Содержание курса


Материал курса 7 класса представлен следующими разделами:

Введение (4 часа);

Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов);

Взаимодействие тел (22 часов);

Давление твердых тел, жидкостей и газов (23 часа).

Работа и мощность. Энергия (13 часов).

Введение(4ч).

Физика – наука о природе. Что изучает физика. Наблюдения, опыты, измерения, описание физических явлений. Физические явления. Измерение физических величин. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Погрешности измерений. Физика и техника. Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира. Международная система единиц.


Демонстрации

Наблюдение механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений: движение стального шарика по желобу колебания маятника, таяние льда, кипение воды, отражение света от зеркала, электризация тел.

Физические приборы.



Фронтальная лабораторная работа № 1 «Измерение физических величин с учётом абсолютной погрешности»

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ.

Первоначальные сведения о строении вещества (6ч). Строение вещества. Молекулы. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.

Демонстрации

Диффузия в газах и жидкости. Растворение краски в воде. Расширение тел при нагревании. Модель хаотического движения молекул. Модель броуновского движения. Модель кристаллической решетки. Модель молекулы воды. Сцепление свинцовых цилиндров. Демонстрация расширения твердого тела при нагревании. Сжатие и выпрямление упругого тела. Сжимаемость газов. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.

Фронтальная лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел»



МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ.

Взаимодействие тел (22ч).

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Путь. Расчет пути и времени движения. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Явление тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Сила. Связь между силой тяжести и массой тела. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой. Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Сила упругости. Динамометр. Центр тяжести тела.

Демонстрации

Траектория движения шарика на шнуре и шарика, подбрасываемого вверх. Явление инерции. Равномерное движение пузырька воздуха в стеклянной трубке с водой. Различные виды весов. Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов. Взвешивание воздуха. Сравнение масс различных тел, имеющих одинаковый объем; объемов тел, имеющих одинаковые массы. Измерение силы по деформации пружины. Свойства силы трения. Сложение сил. Равновесие тела, имеющего ось вращения. Способы уменьшения и увеличения силы трения. Подшипники различных видов.

Фронтальная лабораторная работа № 3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости»


Фронтальная лабораторная работа №4«Измерение массы тела на рычажных весах»


Фронтальная лабораторная работа № 5 «Измерение объёма твёрдого тела»


Фронтальная лабораторная работа № 6 «Измерение плотности твёрдого тела»


Давление твердых тел, жидкостей и газов (23ч).

Давление. Давление твёрдых тел.

Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Гидравлический пресс. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос. Гидравлические машины. Архимедова сила. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Водный транспорт.


Демонстрации: Зависимость давления от действующей силы и площади опоры. Разрезание пластилина тонкой проволокой. Давление газа на стенки сосуда. Шар Паскаля. Давление внутри жидкости. Сообщающиеся сосуды. Устройство манометра. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Устройство и действие гидравлического пресса. Устройство и действие насоса. Действие на тело архимедовой силы в жидкости и газе. Плавание тел. Опыт Торричелли.

Фронтальная лабораторная работа № 7 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины»

Фронтальная лабораторная работа № 8 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления»

Фронтальная лабораторная работа № 9 «Определение центра тяжести плоской пластины»

Фронтальная лабораторная работа № 10 «Измерение давления твёрдого тела на опору»

Фронтальная лабораторная работа № 11 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Фронтальная лабораторная работа № 12 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

Работа и мощность. Энергия (13ч).

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы.

Равновесие тела с закреплённой осью вращения. Виды равновесия. Условия равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия механизма. Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.

Демонстрации

Простые механизмы. Превращение энергии при колебаниях маятника, раскручивании пружины заводной игрушки. Измерение работы при перемещении тела. Устройство и действие рычага, блоков. Равенство работ при использовании простых механизмов. Устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесия тел.

Фронтальная лабораторная работа № 13 «Выяснение условия равновесия рычага»

Фронтальная лабораторная работа № 14 «Измерение коэффициента полезного действия при подъёме тела по наклонной плоскости»






Таблица 2. Распределение практической части программы.


Тема

Общее количество часов

Из них к/р

Из них л/р

1

Введение.

4

-

1

2

Первоначальные сведения о строении вещества.

6

-

1

3

Взаимодействие тел.

22

2

7

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

23

1

3

5

Работа и мощность. Энергия.

13

1

2




Требования к уровню подготовки учащихся.


В результате изучения физики в 7 классе ученик должен:

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, величина, единица измерения физической величины, физическое тело, гипотеза, закон, материя, вещество, взаимодействие, физическая модель, молекула, атом;

  • смысл физических величин: скорость, путь, время, масса, плотность, сила, давление, механическая работа, мощность, механическая энергия, плечо силы, момент силы;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда;

  • физических правил: правила равновесия рычага, «золотого правила» механики;

физические явления и физические законы, на основе которых характеризуются природные и промышленные объекты Оренбургской области;

  • фактические сведения о природе края;

  • физические явления, от которых зависят изменения биосферы региона;

  • связь техники с природой и обществом;

  • основные виды практической деятельности человека по охране природы региона;


уметь:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: равномерное прямолинейное движение, передача давления жидкостям и газам, плавание тел, воздухоплавание, диффузия, деформация;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы, массы, давления;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц и графиков, выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, выталкивающей силы от объема погруженной части тела, условие равновесия рычага;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • предвидеть возможные последствия деятельности для физического состояния региона;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств.












Календарно-тематическое планирование


УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИКЕ

7 КЛАСС


1.Введение (4 часа)

Дата

Коррек

тировка даты

Тема урока

Демонстрации, название

лабораторных работ

Основной материал

Д/з

1/1

2.09.15


Инструктаж по технике безопасности.

Что изучает физика.


Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.


Инструктаж по технике безопасности.

Физика – одна из наук о природе. Основные задачи физики. Физические явления. Физическое тело. Вещество. Материя. Методы познания в физике. Цикл научного познания. Наблюдения и опыты – основные источники знаний в физике

§1-3, вопросы.

2/2

4.09.15


Физические величины и их измерение

Демонстрация различных физических приборов.

Л/о: измерение длины, измерение температуры.

Физические величины и единицы их измерения. Погрешность измерений

§4.5, вопросы после параграфов.


3/3

9.09.15


Лабораторная работа № 1

Определение цены деления физических приборов.

«Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности».

Цена деления прибора.

§4,5.

Упр.1.

4/4

11.09.15


Физика и техника.

Портреты великих учёных - физиков.

Основные этапы развития физики. Взаимосвязь физики и техники. прогресс. Знакомство с физическими достижениями.

§6 (вопросы)



2.Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов).


Дата

Корректировка даты

Тема урока

Демонстрационный эксперимент

Основной материал

Д/з

1/5

16.09.15


Строение вещества. Молекулы.

1.Модели молекул воды, кислорода, водорода.

2.Опыты по рисункам §7 учебника

3. Модель броуновского движения

Опыты и явления, доказывающие, что все вещества состоят отдельных частиц. Молекулы. Атомы. Представления о размерах молекул.

§7,8, вопросы.

2/6

18.09.15


Лабораторная работа №2

«Определение размеров малых тел».

Метод рядов для определения линейных размеров малых тел.


§7,8 повторить

3/7

23.09.15


Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

Диффузия в газах и жидкостях.

Явление диффузии. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Диффузия в природе. Примеры практического применения.

§9, вопросы, задание 2.

4/8

25.09.15


Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1. Сцепление свинцовых цилиндров.

2. Отрывание стеклянной пластины от воды.

3. Смачиваемые и несмачиваемые водой вещества.

4.Капиллярность. Наличие мениска.

Силы взаимодействия между молекулами. Примеры проявления этих сил в природе и технике. Явления смачивания и несмачивания. Капиллярность.

§10, вопросы.

Упр.2.

5/9

30.09.15


Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

Три состояния вещества. Сохранение объёма жидкости при изменении формы сосуда

Свойство текучести жидкости.

Сжимаемость газов и жидкостей.

Три агрегатных состояния вещества: твердое, жидкое и газообразное. Объяснение свойств веществ в различных агрегатных состояниях на основе МКТ строения вещества.

§11,12, вопросы

задание 3.

6/10

2.10.15


Повторительно – обобщающее занятие по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».

Решение экспериментальных задач.

Повторение основных вопросов темы

Гл.1


3.Взаимодействие тел (22 часа)


1/11

7.10.15


Механическое движение.

Равномерное и неравномерное движение.

1.Относительность движения.

2.Различные траектории движения.

3.Равномерное прямолинейное движение

Механическое движение. Тело отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь. Единицы измерения пути.

§13,14, Упр.3.

Задание 4.

2/12

9.10.15


Скорость. Единицы измерения скорости.

Движение модели автомобиля (расчет средней скорости движения).

Физическая величина «скорость». Формула расчета скорости равномерного движения. Единицы измерения скорости. Средняя скорость неравномерного движения.

§15, вопросы.

Упр.4.

3/13

14.10.15


Расчет пути и времени движения. Решение задач.


Вывод формул для расчета пути и времени при равномерном и неравномерном движении.

Упр.5.

4/14

16.10.15



Явление инерции.

Решение задач.

Явление инерции

Причины изменения скорости тел. Явление инерции. Проявление инерции в технике и быту.

§17, вопросы.


5/15

21.10.15


Взаимодействие тел. Масса. Единицы измерения массы.

Взаимодействие тел

Устройство и принцип действия рычажных весов

Взаимодействие тел. Явление отдачи.

Понятие инертности. Масса. Единицы измерения массы.

§18-19 вопросы,

упр. 6.

6/16

23.10.15


Измерение массы тела на весах. Лабораторная работа №3

«Измерение массы тела на рычажных весах».

Понятие инертности. Масса. Единицы измерения массы. Устройство и принцип действия рычажных весов.

§20

7/17

28.10.15


Лабораторная

работа № 4

«Измерение объема тела».

Понятие вместимости сосуда.


Пов. §18-20

8/18

30.10.15


Плотность вещества.

1.Демонстрация твердых тел одинакового объема, но разной массы.

2.Сравнение объемов мелких гвоздей и кусочков бумаги, уравновешенных на рычажных весах.

3.Демонстрация твердых тел одинаковой массы, но разного объема.

Понятие плотности вещества. Формула для расчета плотности. Единицы измерения плотности. Плотности различных веществ (таблица).

§21, вопросы.

Упр.7.

9/19

11.11.15


Лабораторная работа №5

«Определение плотности твердого тела».

Понятие плотности вещества. Формула для расчета плотности. Единицы измерения плотности.

§21 повторить.


10/20

13.11.15


Расчет массы и объема тела по его плотности. Лабораторная работа №6

«Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости»

Формулы для расчёта плотности, массы и объёма вещества. Формулы для расчёта скорости равномерного движения

§22,

Упр.8.

11/21

18.11.15


Решение задач. Подготовка к контрольной работе.



Основные понятия и формулы по темам «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

Подготов-

ка к к/р.

§13-22.

12/22

20.11.15


Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».


Контроль знаний по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

Пов. §13-22.

13/23

25.11.15


Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

1.Причины изменения скорости тела.

2.Опыты по рис. §23

3.Падение металлического шарика, подвешенного на нити после пережигания нити.

Сила – мера взаимодействия тел. Модуль, направление и точка приложения силы. Явление всемирного тяготения. Понятие «сила тяжести».

§23,24, вопросы.

14/24

27.11.15


Сила упругости. Закон Гука.

1.Виды деформаций.

2.Колебания пружинного маятника.

3.Зависимость силы упругости от деформации.

4.Пластическая и упругая деформации.

Сила упругости. Примеры возникновения сил упругости. Деформация и ее виды. Закон Гука для упругих деформаций.

§25, вопросы.

15/25

2.12.15


Вес тела.


Понятие веса тела. Вес тела, находящегося на неподвижной или равномерно движущейся опоре.

§26, вопросы.

16/26

4.12.15


Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.


Единицы измерения силы. Формула для расчета силы тяжести. Формула для расчета веса тела.

§27, вопросы.

Упр.9.

17/27

9.12.15


Динамометр.

Лабораторная работа №7

Различные виды динамометров.

«Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины»

Устройство и принцип действия динамометра. Виды динамометров. Практическое применение динамометров.

§28, вопросы

Упр.10.

18/28

11.12.15


Сложение двух сил, направленных по одной прямой.

Равнодействующая сила.

1.Сложение сил.

2.Измерение равнодействующей сил.

Понятие «равнодействующая сила». Расчет равнодействующей сил, направленных вдоль одной прямой в одну и в противоположные стороны.

§29, вопросы

Упр.11.

19/29

16.12.15


Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

1.Сила трения.

2.Измерение силы трения скольжения при движении бруска по деревянной доске.


Сила трения. Причины возникновения силы трения. Трение скольжения. Трение качения. Трение покоя.

§30-32; вопросы

20/30

18.12.15


Лабораторная работа

8

«Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления»

Зависимость силы трения от силы нормального давления

30-32. сочинение «Если бы не было трения…»

21/31

23.12.15


Лабораторная работа

9

Обобщение по теме «Взаимодействие. Силы».

«Определение центра тяжести плоской пластины

Знание основных понятий и формул по теме «Взаимодействие. Силы».

§23-32 подготовиться к к/р.

22/32

25.12.15


Контрольная работа № 2 по теме «Взаимодействие. Силы.»


Контроль знаний по теме «Взаимодействие. Силы.»

Пов. Гл.2


4.Давление твердых тел, жидкостей и газов (23 часа).


Дата

Тема урока

Демонстрационный эксперимент

Основной материал

Д/з

1/33

13.01.16


Давление. Единицы измерения давления. Лабораторная работа №10


« Измерение давления твёрдого тела на опору»

Давление тел на опору. Единицы измерения давления. Сила давления.

§33, вопросы.


2/34

15.01.16


Способы уменьшения и увеличения давления.


Зависимость давления твердого тела на опору от веса тела, площади опоры.

Способы изменения давления. Применение способов изменения давления в природе, технике, быту.

§34, вопросы.

Упр.12.

Упр.13.

3/35

20.01.16


Давление газа.

Передача давления жидкостями и газами.

Закон Паскаля.

.Изменение давления газа при изменении его температуры или объема

Опыты по рис. Учебника

Закон Паскаля.

Причины возникновения давления газа. Зависимость давления газа от температуры и объема . Передача давления жидкостью и газом. Закон Паскаля

§35,36 вопросы Упр.14.

Экспериментальное задание.

4/36

22.01.16


Давление в жидкости и газе

Опыты по рис. учебника. Равенство давлений жидкости на одном и том же уровне.

Повторение основных вопросов темы

§33-36.

.

5/37

27.01.16


Решение задач по теме «Давление газов, жидкостей и твёрдых тел»


Наличие давления внутри жидкости, его возрастание с увеличением глубины.

§37, вопросы

6/38

29.01.16


Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

1.Зависимость гидростатического давления от высоты столба жидкости.

2.Гидростатический парадокс.

Вывод и анализ формулы для расчета гидростатического давления.

§38, вопросы

Задание 8.


7/39

3.02.16


Сообщающиеся сосуды.

1.Равновесие в сообщающихся сосудах однородной и неоднородной жидкостей.

2..Модель фонтана

. Закон сообщающихся сосудов. Примеры сообщающихся сосудов и их применение.

§39, вопросы.

Модель фонтана

8/40

5.02.16


Вес воздуха. Атмосферное давление.

1.Обнаружение атмосферного давления.

2.Принцип действия ливера и пипетки.

Явления, подтверждающие существование атмосферного давления.

§40, 41, вопросы

9/41

10.02.16


Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1..Сдавливание пластиковой бутылки под действием атмосферного давления.

2.Действие присоски.


Измерение атмосферного давления ртутным барометром. Вычисление атмосферного давления.

§42, вопросы, задание 11.

10/42

12.02.16


Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

1.Устройство и принцип действия барометра-анероида 2.Изменение показаний барометра-анероида на различных этажах школы

Устройство и принцип действия– барометра-анероида.

Зависимость атмосферного давления воздуха от высоты над землей. Высотометр.

§43, 44, вопросы после параграфов.

Упр.21.

11/43

17.02.16


Манометры.


Устройство и принцип действия жидкостного и металлического манометров.

Устройство и принцип действия жидкостного и металлического манометров

§45, вопросы.


12/44

19.02.16


Поршневой жидкостный насос.


1.Табл. «Поршневой жидкостный насос».

2.Анимация действия насоса

Устройство и принцип действия поршневого жидкостного насоса.

§46, вопросы.

Упр.22.

13/45

24.02.16


Гидравлический пресс

Гидравлический пресс Анимация действия пресса

Устройство и принцип действия гидравлического пресса. Применение его в технике..

§47, вопросы.

Упр.23.

14/46

26.02.16


Действие жидкостей и газов на погруженное в них тело. Архимедова сила.

Закон Архимеда

Выталкивающая сила. Причины возникновения выталкивающей силы. Закон Архимеда.

§48,49,вопросы после параграфа.

15/47

2.03.16


Лабораторная работа №11

«Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

Выталкивающая сила.

Упр.24

(1,2)

16/48

4.03.16


Решение задач по теме «Архимедова сила»

Решение экспериментальных задач

Формула для вычисления

выталкивающей силы.

§48,49

17/49

9.03.16



Плавание тел.

Демонстрация условий плавания тел.

Условия, при которых тело тонет, плавает внутри жидкости и всплывает.

§50,упр.25(1,2).


18/50

11.03.16


Решение задач на применение закона Архимеда и условия плавания тел.


Закона Архимеда и условия плавания тел.

Упр.24 (3,4)зада-

ние 14

19/51

16.03.16


Лабораторная работа

12

«Выяснение условий плавания тела в жидкости».

Плавание тел

Упр.25

(3-5)з. 15

20/52

18.03.16


Плавание судов.

1.Плавание коробки из фольги.

2.Изменение осадки модели судна при изменении веса груза.

Применение условий плавания тел для описания плавания судов. Водный транспорт.

§51, вопросы.

Упр.26.

21/53

30.03.16


Воздухоплавание.

Подъем в воздухе воздушного шара или мыльных пузырей.

Воздушный шар. Подъемная сила.

§52, упр27.

вопросы.

Конкурс!.

22/54

1.04.16


Обобщение по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».


Архимедова сила, условия плавания тел, давление.

Подготовиться к к/р.

23/55

6.04.16


Контрольная работа № 3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».


Закрепление основных формул темы.

Гл. 3



4.Работа и мощность. Энергия. (13 часов)


Дата

Тема урока

Демонстрационный эксперимент

Основной материал

Д/з

1/56

8.04.16


Механическая работа.

Определение работы при подъеме бруска на 1 метр и его равномерном перемещении на 1метр

Механическая работа. Единицы измерения механической работы.


§53, вопросы.

Упр.28 (1,2,3).

2/57

13.04.16


Мощность.

Определение мощности ученика( задание18)

Мощность. Единицы измерения мощности.

§54, вопросы.

Упр.29

3/58

15.04.16


Простые механизмы. Рычаг.


1.Простые механизмы

2.Условие равновесия рычага

Простые механизмы. Рычаг. Плечо силы. Условие равновесия рычага. Момент силы. Правило моментов.

§55-57, вопросы


4/59

20.04.16


Лабораторная работа №13 Рычаги в технике, быту и природе.

«Выяснение условий равновесия рычага».


Условие равновесия рычага. Момент силы. Правило моментов

§58, вопросы.

Упр.30.

5/60

22.04.16


Блоки. «Золотое правило» механики.

1.Изменение направления действия силы с помощью неподвижного блока 2.Действие подвижного блока (наличие выигрыша в силе).

Неподвижный блок. Подвижный блок. Выигрыш в силе с использованием блоков. « Золотое правило» механики.

§59,60, вопросы.

6/61

27.04.16


Решение задач на применение «золотого правила механики».

Решение экспериментальных задач.

.Блоки.« Золотое правило» механики.

Упр.31.

7/62

29.04.16


Коэффициент полезного действия простого механизма. Лабораторная работа №14



«Определение КПД наклонной плоскости».

Полезная и полная работа. КПД механизма».

§61, вопросы.

8/63

4.05.16


Решение задач на определение КПД простых механизмов.


Полезная и полная работа. КПД механизма

Задание 19.

9/64

6.05.16


Механическая энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

Изменение энергии при совершении работы

Механическая энергия

§62,63, вопросы,

упр.32

10/65

11.05.16


Превращение одного вида механической энергии в другой.

1. Превращение механической энергии из одной формы в другую. 2.Колебания нитяного маятника.

3.Раскручивание пружины заводной игрушки.

4.Движение шарика по наклонному желобу .

Переход одного вида механической энергии в другой. Полная механическая энергия и закон ее сохранения.

§64, вопросы упр.33.

11/66

13.05.16


Решение задач по теме: «Работа. Мощность. Энергия»


Основные понятия темы «Работа. Мощность. Энергия.»

Гл.4

12/67

18.05.16


Контрольная работа

4 по теме «Работа и мощность. Энергия».


Работа, мощность . энергия

Гл.4

13/68

20.05.16


Обобщающее занятие.

Презентация игрушки.

Систематизация знаний

Гл.4










Система оценки достижения планируемых результатов по физике:

Формы контроля:

- контрольная работа;

- самостоятельная работа;

- физический диктант;

- тематические тесты;

- устный опрос.

Критерии оценки предметных результатов.

Оценка устных ответов

Уровни достижения предметных результатов освоения ООП


Выше базового

Высокий (отметка «5»)

Учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Повышенный

(отметка «4»)

Ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.


Базовый

(отметка «3»)

Учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.

Ниже базового

Пониженный (отметка «2»)

Учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Низкий (отметка «1»)

Ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.



 При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе требований к предметным результатам учащихся, усвоение которых считаются обязательными результатами обучения.

Ниже приведены обобщенные планы основных элементов физических знаний.

 Элементы, выделенные курсивом, считаются базовым уровнем результатов обучения, т.е. это те минимальные требования к ответу учащегося, без выполнения которых невозможно выставление отметки «3».

Физическое явление.

Признаки явления, по которым оно обнаруживается (или определение)

Условия, при которых протекает явление.

Связь данного явления с другими.

Объяснение явления на основе научной теории.

Примеры использования явления на практике (или проявления в природе)

 Физический опыт.

Цель опыта

Схема опыта

Условия, при которых осуществляется опыт.

Ход опыта.

Результат опыта (его интерпретация)

 Физическая величина.

Название величины и ее условное обозначение.

Характеризуемый объект (явление, свойство, процесс)

Определение.

Формула, связывающая данную величины с другими.

Единицы измерения

Способы измерения величины.

 Физический закон.

Словесная формулировка закона.

Математическое выражение закона.

Опыты, подтверждающие справедливость закона.

Примеры применения закона на практике.

Условия применимости закона.

 Физическая теория.

Опытное обоснование теории.

Основные понятия, положения, законы, принципы в теории.

Основные следствия теории.

Практическое применение теории.

Границы применимости теории.

 Прибор, механизм, машина.

Назначение устройства.

Схема устройства.

Принцип действия устройства

Правила пользования и применение устройства.

 Физические измерения.

Определение цены деления и предела измерения прибора.

Определять абсолютную погрешность измерения прибора.

Отбирать нужный прибор и правильно включать его в установку.

Снимать показания прибора и записывать их с учетом абсолютной погрешности измерения.

Определять относительную погрешность измерений.

  

Оценка письменных контрольных работ.

Уровни достижения предметных результатов освоения ООП


Выше базового

Высокий (отметка «5»)

Работа выполнена не менее чем на 95 % от объема задания, сделан перевод единиц всех физических величин в "СИ", все необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно проведены математические расчеты и дан полный ответ; на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком в определенной логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации; учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.

Повышенный

(отметка «4»)

Работа выполнена полностью или не менее чем на 75 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки; ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач; учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов.


Базовый

(отметка «3»)

Работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 50% от общего объема), но допущены существенные неточности; учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул.


Ниже базового

Пониженный (отметка «2»)

Работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 50% от общего объема задания).

Учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.



Низкий (отметка «1»)

Работа полностью не выполнена.



Оценка ответов учащихся при проведении лабораторных работ.


Выше базового

Высокий (отметка «5»)

Лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерении; учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполнил анализ погрешностей.


Повышенный

(отметка «4»)

Выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку "5", но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.

Базовый

(отметка «3»)

Результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Ниже базового

Пониженный (отметка «2»)

Результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Низкий (отметка «1»)

Учащийся совсем не выполнил лабораторную работу.




Перечень лабораторных работ и лабораторного оборудования в 7 классе


№№ и темы лабораторных работ

(в расчете 1 комплект на 2 чел.)

№1 «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности»


Измерительный цилиндр (мензурка) –1

Стакан с водой – 1

Небольшая колба – 1

Линейка-1

Термометр -1

№2 «Измерение размеров малых тел»


Линейка – 1

Дробь (горох, пшено) – 1

Иголка – 1

№3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости»

Желоб лабораторный-1

Линейка измерительная-1

Шарик металлический-1

секундомер

№4 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Весы с разновесами – 1

Тела разной массы – 3

№5 «Измерение объема твердого тела»

Измерительный цилиндр -1

Отливной сосуд -1

Тела неправильной формы -2

Нитки

№6 «Определение плотности твердого тела»

Весы с разновесами -1

Измерительный цилиндр-1

Твердое тело-1

№7 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины»

Штатив с муфтой и лапкой -1

Спиральная пружина -1

Набор грузов по 0,1 кг -1

Линейка -1

№8 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления»

Динамометр -1

Деревянный брусок -1

Деревянная линейка -1

Набор грузов-1

№9 «Определение центра тяжести плоской пластины»

Линейка -1

Плоская пластина произвольной

формы -1

Отвес -1

Булавка, пробка -1

Штатив с лапкой и муфтой -1

№10 «Измерение давления твердого тела на опору»

Динамометр -1

Линейка измерительная -1

Брусок деревянный -1

№11 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»


Динамометр – 1

Штатив с муфтой, лапкой и кольцом – 1

Тела разного объема – 2

Стакан – 2

Вода, соль

№12 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»


· Весы с разновесами – 1

· Мензурка – 1

· Пробирка-поплавок с пробкой – 1

· Сухой песок – 1

№13 «Выяснение условия равновесия рычага»

· Рычаг на штативе – 1

· Набор грузов – 1

· Линейка -1

· Динамометр – 1

№ 14 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»


· Доска – 1

· Динамометр – 1

· Измерительная лента (линейка) – 1

· Брусок – 1

· Штатив с муфтой и лапкой – 1


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:


А.В. Перышкин. «Физика. 7 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений., М.: Дрофа, 2012-13.

«Сборник задач по физике для 7-9 классов» Лукашик В.И., Иванова Е.В., 17-е изд., М.: «Просвещение», 2010.

О.И. Громцева. «Контрольные и самостоятельные работы по физике». К учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс».
М.: «Экзамен», 2010.

А.В. Чеботарева. «Тесты по физике». К учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс». 7 класс. М.: «Экзамен», 2015.

Физика. Поурочные планы по учебнику Пёрышкина А.В. 7 класс/ сост. В.А.Шевцов. «Волгоград» Учитель» 2008

Физика.7класс. Контрольно-измерительные материалы. /Сост. Н.И.Зорин/ М. « Вако»2011

Н. К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова .Физика. 7 класс. Тесты.М. « Дрофа» 2013

Физика. 7класс: Дидактические материалы/А. Е. Марон, Е.А. Марон. 6-е издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2012



Цифровые образовательные ресурсы:

  1. http://www.fizika.ru                 - электронные учебники по физике.

  2. http://class-fizika.narod.ru        - интересные материалы к урокам физики по темам; тесты по темам; наглядные м/м пособия к урокам.

  3. http://fizika-class.narod.ru         - видеоопыты на уроках.

  4. http://www.openclass.ru                -цифровые образовательные ресурсы.

  5. http://www.proshkolu.ru                -библиотека – всё по предмету «Физика».

     


Рабочая программа составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по физике.
2. Примерной программы основного общего образования по физике. 
3. Авторской программы: Е М.Гутник, А.В.Перышкин. Программа по физике для 7-9 классов общеобразовательных учебных учреждений. // Физика. Астрономия. Программы для общеобразовательных учреждений. 7-11 классы / Составители: В.А.Коровин, В.А.Орлов – М.: Издательство «Дрофа», 2009.Федеральный компонент учебного плана, 68часов, 2 часа в неделю.