Муниципальное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа № 17
Рабочая программа
по физике
для 7 класса
Составитель:
учитель физики
МОУ - СОШ № 17
Жирненкова Нина Юрьевна
первая квалификационная категория
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, а также на основе авторской программы А.В. Пёрышкина «Физика 7-9 классы».
Содержание программы основного общего образования имеет особенности, обусловленные, во-первых, задачами развития, обучения и воспитания учащихся, заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств; во-вторых, предметным содержанием системы общего среднего образования; в-третьих, психологическими возрастными особенностями обучаемых.
Рабочая программа по физике определяет цели изучения физики в основной школе, содержание тем курса, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса, перечень рекомендуемых лабораторных работ, выполняемых учащимися, а также планируемые результаты обучения физике.
Цели изучения физики, в основной школе следующие:
1. развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
2. понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
3. формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
1. знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
2. приобретение учащимися знаний о строении вещества, механичес-ких и тепловых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
3. формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
4. овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
5. понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета «Физика» в VII классе 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Формы организации образовательного процесса
Коллективные, групповые, индивидуальные. Обучение ведется в форме лекционно-семинарских и практических и лабораторных занятий.
Характеристика видов контроля качества знаний по физике
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в образовании педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов естественнонаучного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
Согласно Уставу МОУ – СОШ № 17 промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися объёма содержания общеобразовательных программ за учебный год и учебный период, которая проводится в форме тестирования.
Основные знания и умения учащихся
Учащимся необходимо знать:
Положение о том, что все тела состоят из частиц, в частности из молекул, что молекулы находятся в непрерывном беспорядочном движении и взаимодействуют (притягиваются и отталкиваются).
Понятия: инерция, масса, плотность вещества, сила тяжести, вес, давление, архимедова сила, работа, мощность, потенциальная и кинетическая энергия, равновесие рычага.
Формулы силы тяжести и массы тела. Давление жидкости под действием силы тяжести.
Закон Паскаля.
Практическое применение названных понятий и закона в простых механизмах, конструкциях машин, водном транспорте, гидравлических устройствах.
Учащимся необходимо уметь:
Применять основные положения молекулярно-кинетической теории для объяснения диффузии в жидкостях и газах, различия между агрегатными состояниями вещества, давление газа, закон Паскаля.
Определять цену деления измерительного прибора; правильно пользоваться измерительным цилиндром, весами, динамометром, барометром-анероидом, таблицами физических величин.
Решать качественные задачи на применение закона Паскаля, на сравнение давлений внутри жидкости; на зависимость архимедовой силы от плотности жидкости, от объема погруженной в жидкость части тела; на применение условий плавания тел.
Решать расчетные задачи (преимущественно в одно-два действия) с применением следующих формул:
=m/V; F=gm; R=F1+F2; p=F/S; Fa=жgh;
A=FS; N=A/t; F1l1=F2l2 (для простых механизмов).
Изображать графически силы на чертеже в заданном масштабе.
Содержание курса
Физика и физические методы изучения природы
Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Измерение физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Наука и техника.
Строение и свойства вещества
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твёрдых тел.
Механические явления.
Механическое движение. Траектория. Путь — скалярная величина. Скорость — векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.
Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса — скалярная величина. Плотность вещества.
Сила — векторная величина. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Центр тяжести. Равнодействующая всех сил.
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел.
Закон сохранения механической энергии.
Кинетическая энергия. Работа. Потенциальная энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Условия равновесия твёрдого тела. Коэффициент полезного действия (КПД).
Учебно-тематический план
7 класс
№ п/п | Раздел | Кол –во часов | В том числе на: |
Лабораторно-практические работы | Тесты | Контрольные работы |
1 | Физика и физические методы изучения природы | 5 | 2 | 1 | -- |
2 | Первоначальные сведения о строении вещества | 6 | 1 | 1 | -- |
3 | Взаимодействие тел | 21 | 4 | 6 | 1 |
4 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | 22 | 2 | 4 | 2 |
5 | Мощность и работа. Энергия | 14 | 2 | 4 | 1 |
| Итого: | 68 | 11 | 16 | 4 |
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
Учебно-методический комплект
Физика. 7 класс.: учебник / А. В. Перышкин. – 3-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2014.
Сборник задач по физике. 7-9 кл.: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова - 24-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
Физика. 7 класс. Лабораторные работы. Контрольные задания. – Саратов: Лицей, 2013.
Литература для учителя по физике
Физика. 7 класс: учебно-методическое пособие / А. Е. Марон, Е. А. Марон. – М.: Дрофа, 2006.
Контрольные работы по физике: 7, 8, 9 кл.: книга для учителя / А. Е. Марон, Е. А. Марон. – М.: Просвещение. 2006.
Контрольные работы по физике для основной школы. 7 – 9 классы. – М.: ИЛЕКСА, 2011.
Персональный ноутбук.
Проектор.
Экран.
Интернет ресурсы(www.drofa.ru электронное приложение) .
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей естественно-научного цикла
От «_____»__________2014г №_______
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР ___________Г.Б. Перфилова
«______»_________2014г