СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 7 класс, А.В. Перышкин

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Согласно учебному плану школы изучение курса "Физика" в 7 классе предусматривается в объеме 85 часов, 2,5 часа в неделю, в том числе 10 часов отводится на проведение лабораторных работ, 5  - на проведение контрольных. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 7 класс, А.В. Перышкин»

13


Пояснительная записка


Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Обучение физике вносит вклад в политехническую подготовку путем ознакомления учащихся с главными направлениями научно-технического прогресса, физическими основами работы приборов, технических устройств, технологических установок.

В задачи обучения физике входит:

— развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

— овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

— усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании, диалектического, характера физических явлений и законов;

— формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

При изучении физических теорий, мировоззренческой интерпретации законов формируются знания учащихся о современной научной картине мира. Воспитанию учащихся служат сведения о перспективах развития физики и техники, о роли физики в ускорении научно-технического прогресса.



Цели изучения физики:

  • освоение знаний о тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обоб­щать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения фи­зических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

  • воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости ра­зумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повсе­дневной жизни, для обеспечения безопасности.



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных ме­тодов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательст­ва, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспе­риментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оп­тимального соотношения цели и средств.

Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно по­добранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказыва­ния, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютер­ных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презен­тации результатов познавательной и практической деятельности. Рабочая программа, тематическое и поурочное планирование изучения физики в 7 классе составлена по программе А.В.Перышкин, Е.М.Гутник для основной общеобразовательной школы с учетом образовательного стандарта. Изучение учебного материала предполагает использование учебника А.В.Перышкин «Физика-7»

Наглядность преподавания физики и создание условий наилучшего понимания учащимися физической сущности изучаемого материала возможно через применение демонстрационного эксперимента. Перечень демонстраций необходимых для организации наглядности учебного процесса по каждому разделу указан в программе. У большинства учащихся дома в личном пользовании имеют компьютеры, что дает возможность расширять понятийную базу знаний учащихся по различным разделам курса физики. Использование обучающих программ расположенных в образовательных Интернет сайтах или использование CD – дисков с обучающими программами («Живая физика», «Открытая физика» и др.) создает условия для формирования умений проводить виртуальный физический эксперимент.

Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся по физике

При оценке ответов учащихся учитываются следующие знания:

о физических явлениях:

  • признаки явления, по которым оно обнаруживается;

  • условия, при которых протекает явление;

  • связь данного явлении с другими;

  • объяснение явления на основе научной теории;

  • примеры учета и использования его на практике;

о физических опытах:

  • цель, схема, условия, при которых осуществлялся опыт, ход и результаты опыта;

о физических понятиях, в том числе и о физических величинах:

  • явления или свойства, которые характеризуются данным понятием (величиной);

  • определение понятия (величины);

  • формулы, связывающие данную величину с другими;

  • единицы физической величины;

  • способы измерения величины;

о законах:

  • формулировка и математическое выражение закона;

  • опыты, подтверждающие его справедливость;

  • примеры учета и применения на практике;

  • условия применимости (для старших классов);

о физических теориях:

  • опытное обоснование теории;

  • основные понятия, положения, законы, принципы;

  • основные следствия;

  • практические применения;

  • границы применимости (для старших классов);

о приборах, механизмах, машинах:

  • назначение; принцип действия и схема устройства;

  • применение и правила пользования прибором.

Физические измерения.

    • Определение цены деления и предела измерения прибора.

    • Определять абсолютную погрешность измерения прибора.

    • Отбирать нужный прибор и правильно включать его в установку.

    • Снимать показания прибора и записывать их с учетом абсолютной погрешности измерения. Определять относительную погрешность измерений.

Следует учитывать, что в конкретных случаях не все требования могут быть предъявлены учащимся, например знание границ применимости законов и теорий, так как эти границы не всегда рассматриваются в курсе физики средней школы.

Оценке подлежат умения:

  • применять понятия, законы и теории для объяснения явлений природы, техники; оценивать влияние технологических процессов на экологию окружающей среды, здоровье человека и других организмов;

  • самостоятельно работать с учебником, научно-популярной литературой, информацией в СМИ и Интернете ;

  • решать задачи на основе известных законов и формул;

  • пользоваться справочными таблицами физических величин.

При оценке лабораторных работ учитываются умения:

  • планировать проведение опыта;

  • собирать установку по схеме;

  • пользоваться измерительными приборами;

  • проводить наблюдения, снимать показания измерительных приборов, составлять таблицы зависимости величин и строить графики;

  • составлять краткий отчет и делать выводы по проделанной работе.

Следует обращать внимание на овладение учащимися правильным употреблением, произношением и правописанием физических терминов, на развитие умений связно излагать изучаемый материал.

Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

  • обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;

  • правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу;

  • строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий;

  • может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»‚ но учащийся не использует собственный план ответа, новые примеры, не применяет знания в новой ситуации, не использует связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «З» ставится, если большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования формул.

Оценка «2» ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.

Оценка «1» ставится, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

В письменных контрольных работах учитывается также, какую часть работы выполнил ученик.

Оценка лабораторных работ:

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

  • выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

  • самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;

  • в отчете правильно и аккуратно выполнял все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графика, вычисления;

  • правильно выполнил анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится в том случае, если были выполнены требования к оценке «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки

Оценка «З» ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если результаты не позволяют сделать правильных выводов, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится в тех случаях, когда учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования безопасности труда.


Информация о количестве учебных часов

Согласно учебному плану школы изучение курса «Физика» в 7 классе предусматривается в объеме 85 часов, 2, 5 часа в неделю, в том числе 10 часов отводится на проведение лабораторных работ, 5 часа – на проведение контрольных.

Учебно-методический комплект:


п/п

Авторы, составители

Название учебного издания

Годы издания

Издательство

1

А.В. Перышкин

Физика-7кл

2012

М. Дрофа

2

В.И. Лукашик

Сборник задач по физике

2011

М. Просвещение

3

Марон А.Е., Марон Е.А.

Физика. 7 класс: Дидактические материалы

2011

М. Дроф

4

Е. М Гутник

Е.В. Рыбакова

Тематическое и поурочное планирование по физике - 7класс

2007

2007 М. Дрофа


Данный учебно-методический комплекс реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира.

Основное содержание программы


ВВЕДЕНИЕ (6 Ч.)


Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа.

  1. Определение цены деления измерительного прибора.


Учащимся необходимо знать:

  • что такое физика, молекула, атом, материя.

Учащимся необходимо уметь:

  • определять цену деления прибора; правильно пользоваться измерительным цилиндром.


ГЛАВА 1. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (7 ч)


Строение вещества. Молекулы. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.


Контрольная работа № 1 «Первоначальные сведения о строении вещества»


Фронтальная лабораторная работа

  1. Измерение размеров малых тел.

Учащимся необходимо знать:

  • положение о том, что все тела состоят из частиц, в частности их молекул,

  • что все молекулы находятся в непрерывном беспорядочном движении и взаимодействуют (притягиваются и отталкиваются).

Учащимся необходимо уметь:

Применять основные положения молекулярно-кинетической теории для объяснения диффузии в жидкостях и газах, различия между агрегатными состояниями вещества.


ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (29 Ч)


Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Расчет пути и времени движения. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Расчет массы и объема тело по его плотности. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой. Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Трение в природе и технике.


Контрольная работа № 2 «Механическое движение. Масса, плотность тела»

Контрольная работа № 3 «Сила»


Фронтальные лабораторные работы:


3. Измерение массы тела на рычажных весах.

4. Измерение объема тела.

5. Определение плотности вещества.

6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром


Учащимся необходимо знать:

  • понятия: инерция, масса, плотность вещества, сила тяжести, вес,

  • формулы связи силы тяжести и массы

Учащимся необходимо уметь:

  • правильно пользоваться весам, динамометром;

  • решать расчетные задачи (преимущественно в одно-два действия) с применением следующих формул:

 F=gm; R=F1+F2.

  • Изображать графически силы на чертеже в заданном масштабе.


ГЛАВА 4. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (25 Ч)


Давление. Способы уменьшения и увеличения давления. Давление газа. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Условия плавания тел. Плавление судов. Воздухоплавание.


Контрольная работа № 4 «Давление твердых тел, жидкостей и газов»


Фронтальные лабораторные работы


7. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

8. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Учащимся необходимо знать:

  • Понятия: давление, архимедова сила;

  • Формулы на расчет давления в жидкости, давления твердых тел;

  • Закон Паскаля.

Учащимся необходимо уметь:

  • Применять основные положения молекулярно-кинетической теории для объяснения давления газа, закона Паскаля;

  • Правильно пользоваться барометром-анероидом, таблицами физических величин;

  • Решать качественные задачи на применение закона Паскаля, на сравнение давлений внутри жидкости; на зависимость архимедовой силы от плотности жидкости, от объема погруженной в жидкость части тела; на применение условий плавания тел.

  • Решать расчетные задачи (преимущественно в одно-два действия) с применение следующих формул: p=F/S; p= gh; FA== gV.


ГЛАВА 4. РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ (18 Ч)


Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании механизмов. «Золотое правило механики» КПД механизма. Энергия. Потенциальная энергия и кинетическая энергия. Превращение одного механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.


Контрольная работа № 5 «Работа. Мощность. Энергия»


Фронтальные лабораторные работы

9. Выяснение условия равновесия рычага.

10. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.


Учащимся необходимо знать:

  • Понятия: работа, мощность, потенциальная и кинетическая энергия, равновесие рычага.

  • Практическое применение названных понятий и закона в простых механизмах, конструкциях машин, водном транспорте, гидравлических устройствах.

Учащимся необходимо уметь:

  • Решать расчетные задачи (преимущественно в одно-два действия) с применением следующих формул: A=Fs; N=A/t; F1l1 = F2l2 (для простых механизмов).



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (2,5 ЧАСА В НЕДЕЛЮ, ВСЕГО – 85 Ч)


п/п

Наименование разделов и тем

Время, отведенное на изучение раздела

Время, отведенное на проведение контрольных и лабораторных мероприятий

1

Введение

6

1

2

Первоначальные сведения о строении вещества

7

2

3

Взаимодействие тел

29

6

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

25

3

5

Работа, мощность, энергия

18

3


Всего

85

15

Календарно-тематическое планирование

на 2017-2018 учебный год по физике


Класс: 7

Количество часов в год: 85

В неделю: 2,5

Лабораторных работ: 10

Планирование составлено на основе: авторской программы А.В. Перышкина, соответствующий Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации

Учебник: Перышкин А. В. Физика. Учебник 7. – М.: Дрофа, 2011.


п/п

Тема урока

Дата проведения


По плану

фактически

Введение – 6 ч.



1

Инструктаж по ТБ. Вводный. Что изучает физика.



2

Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты.



3

Физические величины. Измерение физических величин.



4

Точность и погрешность измерений.



5

Л.р. № 1 «Определение цены деления измерительного прибора»



6

Физика и техника



Первоначальные сведения о строении вещества – 7 ч.


7

Строение вещества. Молекулы.



8

Л.р. №»Измерение размеров малых тел»



9

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.



10

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.



11

Три состояния вещества.



12

Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.




13

Контрольная работа № 1 «Первоначальные сведения о строении вещества»



Взаимодействие тел – 29 ч.


14

Механическое движение



15

Равномерное и неравномерное движение.



16

Скорость. Единицы скорости.



17

Расчет пути и времени движения.



18

Инерция.



19

Взаимодействие тел.



20

Масса тела. Единица массы.



21

Измерение массы тела на весах.



22

Л.р. № 3 «измерение массы тела на рычажных весах»




23

Плотность вещества.



24

Расчет массы и объема тела по его плотности.



25

Расчет массы и объема тела по его плотности.



26

Л.р. № 4 «Измерение объема тела»



27

Л.р. № 5 «Определение плотности вещества твердого тела»



28

Решение задач по теме «Механическое движение. Масса. Плотность»



29

Контрольная работа № 2 «Механическое движение. Масса. Плотность тела»



30

Сила.



31

Явление тяготения. Сила тяжести.



32

Сила упругости. Закон Гука.



33

Вес тела.



34

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.



35

Динамометр.




36

Л. р. № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»



37

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.



38

Сила трения.



39

Трение в покое.



40

Трение в природе и в технике.



41

Решение задач по теме «Взаимодействие тел»



42

Контрольная работа № 3 «Сила»



Давление твердых тел, жидкостей и газов – 25 ч.


43

Давление. Единицы давления.



44

Способы уменьшения и увеличения давления.



45

Решение задач на расчет давления.



46

Давление газа.



47

Передача давления жидкостям и газам. Закон Паскаля.



48

Давление в жидкости и газе.



49

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.



50

Сообщающиеся сосуды.



51

Вес воздуха. Атмосферное давление.



52

Почему существует воздушная оболочка Земли.



53

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.



54

Барометр-анероид.



55

Атмосферное давление на различных высотах.



56

Манометры.



57

Поршневой жидкостный насос.



58

Гидравлический пресс.



59

Давление жидкости и газа на погруженное в них тело.



60

Архимедова сила.



61

Плавление тел



62

Плавление судов.



63

Воздухоплавание.



64

Л.р. № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»



65

Л.р. № 8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»



66

Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»



67

Контрольная работа № 4 «Давление твердых тел, жидкостей и газов»



Работа и мощность. Энергия – 18 ч.


68

Механическая работа. Единицы работы.



69

Мощность. Единицы мощности.



70

Решение задач по теме «Механическая работа и мощность»



71

Простые механизмы.



72

Рычаг. Равновесие сил на рычаге.



73

Момент силы.



74

Решение задач на применение правила моментов.



75

Л.р. № 9 «Выяснение условия равновесия рычага»



76

Рычаги в технике, быту и природе.



77

Применение закона равновесия рычага к блоку.



78

Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило механики».



79

Коэффициент полезного действия.



80

Решение задач по теме «Работа и мощность»



81

Контрольная работа № 5 «Работа. Мощность. Энергия»



82

Л.р. № 10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»



83

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.



84

Превращение одного вида энергии в другой.



85

Итоговый урок.