СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 7 класс (ФГОС)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физике 7 класс (ФГОС). 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 7 класс (ФГОС)»

Рабочая программа по физике 7 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы по физике, составленной в соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования. При её разработке использовались материалы УМК «Физика» для 7-9 классов:

  • Учебники «Физика» 7, 8, 9 классы. Автор А.В. Перышкин (7, 8 классы); А.В. Перышкин, Е.М. Гутник (9 класс)

  •  Рабочая тетрадь «Физика» 7 класс. Авторы: Т.А. Ханнанова, Н.К. Ханнанов

  • Тесты «Физика» 7, 8, 9 классы. Авторы: Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова

  • Дидактические материалы «Физика» 7, 8, 9 классы. Авторы: А.Е. Марон, Е.А. Марон

  • Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 классы. Авторы: А.Е. Марон, С.В. Позойский, Е.А. Марон

  • Тематическое и поурочное планирование. 7, 8, 9 классы. Авторы: Е.М. Гутник, Е.В. Рыбакова

  • Учимся решать задачи. 7, 8, 9 классы. Авторы: И.Г. Власова, В.В. Тихонов.

Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Базовая программа по физике дает возможность учащимся получить основные представления о физических объектах, явлениях и процессах, которые необходимы современному человеку, приобрести умения описывать и объяснять физические явления и свойства тел, научиться использовать полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни, развить интеллектуальные и творческие способности.

Для решения поставленных задач в процессе обучения физике основное внимание уделяется организации усвоения знаний на основе знакомства с методами научного познания и использовании современных технологий развивающего обучения.



Планируемые результаты изучения физики в 7 классе

Механические явления

Выпускник научится:

• распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, криволинейное и прямолинейное движение, свободное падение тел, невесомость, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел;

• описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения;

при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

• анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

• различать основные признаки изученных физической модели материальная точка;

• решать задачи, используя физические законы (закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма,): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Выпускник получит возможность научиться:

использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространства;

различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментального закона сохранения механической энергии и ограниченность использования частных законов (закон Гука, закон Архимеда);

приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.

Тепловые явления

Выпускник научится:

• различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел;

Выпускник получит возможность научиться:

использовать знания о строении вещества в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

находить адекватную предложенной задаче физическую модель.






 Таблица 1

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименования разделов и тем

Плановые сроки

Скор-е сроки

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий по теме)



Введение 3 часа, 2 часа в неделю




1

Что изучает физика



Личностные: Формирование морально-этических норм, патриотизма, устойчивого познавательного интереса. Развитие интеллектуальных и творческих способностей. Осуществление профориентационной работы. Регулятивные: Обучение целеполаганию, средствам и методам достижения цели, рефлексированию, временному контролю. Коммуникативные: Развитие речи и умений задавать вопросы. Организация групповой деятельности с элементами сотрудничества.


Некоторые физические термины

1



Физика и техника



2

Наблюдения и опыты




Физические величины. Измерение физических величин

1


3

Точность и погрешность измерений

Лабораторная работа №1 Определение цены деления измерительного прибора





2



Первоначальные сведения о строении вещества 6 часов, 2 часа в неделю




4

Строение вещества

2


Личностные: Формирование устойчивого познавательного интереса. Развитие интеллектуальных и творческих способностей. Регулятивные: Обучение целеполаганию, средствам и методам достижения цели, в том числе в проблемных ситуациях, рефлексированию, прогнозированию, временному контролю. Коммуникативные: Формирование умений формулировать и аргументировать свое, а также уважать чужое мнение, сравнивать точки зрения. Развитие речи и умений задавать вопросы, а также осуществлять коммуникативную рефлексию. Организация групповой деятельности с элементами сотрудничества.


Молекулы



5

Лабораторная работа №2 Измерение размеров малых тел

3


6

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах

3



Броуновское движение



7

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

4


8

Агрегатные состояния вещества

4



Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов



9

Обобщающее повторение темы Первоначальные сведения о строении вещества

5



Взаимодействие тел 24 часа, 2 часа в неделю




10

Механическое движение

5


Личностные: Формирование морально-этических норм, патриотизма, толерантности, экологического сознания, устойчивого познавательного интереса. Развитие интеллектуальных и творческих способностей. Осуществление профориентационной работы. Регулятивные: Обучение целеполаганию, средствам и методам достижения цели, в том числе в проблемных ситуациях, рефлексированию, прогнозированию, временному контролю Коммуникативные: Формирование умений формулировать и аргументировать свое, а также уважать чужое мнение, сравнивать точки зрения. Развитие речи и умений задавать вопросы, а также осуществлять коммуникативную рефлексию. Организация групповой деятельности с элементами сотрудничества.


Равномерное и неравномерное движение



11

Скорость. Единицы скорости

6


12

Расчет пути и времени движения

6


13

Контрольная работа №1 Механическое движение

7


14

Инерция

7


15

Взаимодействие тел

8



Масса тела. Единицы массы



16

Измерение массы тела на весах

8



Лабораторная работа №3 Измерение массы тела на рычажных весах




1 четверть 8недель.16 часов контрольные – 1, лабораторные – 3



17

Лабораторная работа №4Измерение объема тела

9


18

Плотность вещества

9


19

Расчет массы и объема тела по его плотности

10


20

Лабораторная работа №5 Определение плотности твердого тела

10

1

21

Решение задач

11

1

22

Контрольная работа №2 Плотность вещества

11


23

Сила

12


24

Явление тяготения. Сила тяжести

12



Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела



25

Сила упругости. Закон Гука

13


26

Решение задач

13


27

Вес тела

14



Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет



28

Динамометр

14



Лабораторная работа №6 Градуирование пружины



29

Сложение сил, направленных вдоль одной прямой, равнодействующая сил

15



Решение задач



30

Сила трения

15



Трение покоя



31

Трение в природе и технике

16



Лабораторная работа №7 Измерение силы трения с помощью динамометра



32

Обобщение по теме Взаимодействие тел

16



2 четверть 8недель,16 часов контрольные – 1, лабораторные – 4



33

Самостоятельная работа

17



Давление твердых тел, жидкостей и газов 16 часов, 2 часа в неделю




34

Давление. Единицы давления

17


Личностные: Формирование морально-этических норм, патриотизма, толерантности, экологического сознания, устойчивого познавательного интереса. Развитие интеллектуальных и творческих способностей. Осуществление профориентационной работы. Регулятивные: Обучение целеполаганию, средствам и методам достижения цели, в том числе в проблемных ситуациях, рефлексированию, прогнозированию, временному контролю Коммуникативные: Формирование умений формулировать и аргументировать свое, а также уважать чужое мнение, сравнивать точки зрения. Развитие речи и умений задавать вопросы, а также осуществлять коммуникативную рефлексию. Организация групповой деятельности с элементами сотрудничества.

35

Способы уменьшения и увеличения давления

18



Решение задач



36

Давление газа

18

1


Передача давления жидкостями и газами. Закон паскаля



37

Давление в жидкости и газе

19



Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда



38

Решение задач

19



Сообщающиеся сосуды



39

Вес воздуха. Атмосферное давление

20



Почему существует воздушная оболочка Земли


1

40

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли

20



Барометр-анероид




Атмосферное давление на различных высотах



41

Манометры

21



Поршневой жидкостный насос



42

Гидравлический пресс

21


43

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело

22



Архимедова сила



44

Лабораторная работа №8 Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело

22


45

Решение задач

23


46

Плавание тел

23



Лабораторная работа №9 Выяснение условий плавания тела в жидкости



47

Плавание судов

24



Воздухоплавание



48

Обобщающее повторение темы Давление твердых тел жидкостей и газов

24


49

Контрольная работа №3 Давление твердых тел жидкостей и газов

25



Работа и мощность. Энергия 21 час, 2 часа в неделю




50

Механическая работа. Единицы работы

25


Личностные: Формирование морально-этических норм, патриотизма, толерантности, экологического сознания, устойчивого познавательного интереса. Развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Осуществление профориентационной работы. Регулятивные: Обучение целеполаганию, средствам и методам достижения цели, в том числе в проблемных ситуациях, рефлексированию, прогнозированию, временному контролю Коммуникативные: Формирование умений формулировать и аргументировать свое, а также уважать чужое мнение, сравнивать точки зрения. Развитие речи и умений задавать вопросы, а также осуществлять коммуникативную рефлексию. Организация групповой деятельности с элементами сотрудничества.

51

Мощность. Единицы мощности

26


52

Решение задач

26



3 четверть 10недель, 22 часа контрольные – 1, лабораторные – 3



53

Простые механизмы

27



Рычаг. Равновесие сил на рычаге



54

Лабораторная работа №10 Выяснение условия равновесия рычага

27


55

Момент силы

28


56

Решение задач

28



Рычаги в технике, быту и природе



57

Применение закона равновесия рычага к блоку

29


58

Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило механики»

29


59

Решение задач

30


60

Центр тяжести тела

30



Условия равновесия тел



61

Коэффициент полезного действия механизма

31



Лабораторная работа №11 Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости



62

Решение задач

31


63

Обобщающее повторение темы Работа и мощность

32


64

Контрольная работа №4 Работа и мощность

32


65

Энергия

33


66

Потенциальная и кинетическая энергия

33


67

Превращение одного вида энергии в другой

34


68

Повторение темы Энергия

34


69

Решение задач

35


70

Решение задач

35



4 четверть 8недель,16 часов контрольные – 1, лабораторные – 1





Итого: 35 недель 70 ч, контрольные – 4, лабораторные – 11





Литература для учащихся

  1. Перышкин, А.В. Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. – М. : Дрофа, 2014.

  2. Перышкин, А.В. Сборник задач по физике. 7-9 кл.: к учебникам А.В. Перышкина и др. «Физика 7 класс», «Физика 8 класс», «Физика 9 класс» / А.В. Перышкин; сост. Н.В. Филонович. – М. : АСТ, 2011.



Литература для учителя

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011.

  2. Сборник задач по физике.7-9 кл.; к учебникам А. В. Пёрышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс» /А. В. Пёрышкин; сост. Г. А. Лонцова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

  3. Сборник задач по физике. 7-9 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. – М.: Просвещение, 2012.

  4. Физика. Сборник олимпиадных задач.8-11 классы. Школьный, муниципальный, региональный этапы. / Под ред. Л. М. Монастырского. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013.

Материалы на электронных носителях:

Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях. 7 – 9 классы. (Электронное приложение). Издательство «Планета», 2011.

Интернет-ресурсы:

http://school-collection.edu.ru



ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение  и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4»- если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

                                              ПЕРЕЧЕНЬ ОШИБОК

 Грубые ошибки

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения.

  2. Неумение выделить в ответе главное.

  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений.

  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты, или использовать полученные данные для выводов.

  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

  7. Неумение определить показание измерительного прибора.

  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  4. Нерациональный выбор хода решения.

Недочёты

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в вычислении, преобразовании и решении задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.

      

(   Методическое пособие для  учителей физики. МИОО )






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!