СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 8 класс ФГОС 3 поколения

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по физике по ФГОС 3 поколения 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 8 класс ФГОС 3 поколения»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе приказа №287 от 31.05.2021 Министерства просвещения России, примерной рабочей программы (Москва 2021), базисного плана МБОУ “Завьяловская СОШ№1” на 2021-2022 учебный год, учебника “Физика 7” А.В. Перышкина, Дрофа 2017 год.

Содержание Программы направлено на формирование естественно-научной грамотности учащихся и организацию изучения физики на деятельностной основе, учитываются возможности предмета в реализации требований ФГОСООО к планируемым личностным и метапредметным результатам обучения, а также межпредметные связи естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»

Курс физики — системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией, биологией, астрономией и физической географией. Физика — это предмет, который не только вносит основной вклад в естественно-научную картину мира, но и предоставляет наиболее ясные образцы применения научного метода познания, т е способа получения достоверных знаний о мире Наконец, физика — это предмет, который наряду с другими естественно-научными предметами должен дать школьникам представление об увлекательности научного исследования и радости самостоятельного открытия нового знания

Одна из главных задач физического образования в структуре общего образования состоит в выявлении и подготовке талантливых молодых людей для продолжения образования и дальнейшей профессиональной деятельности в области естественно-научных исследований и создании новых технологий. Но не менее важной задачей является формирование естественно- научной грамотности и интереса к науке у основной массы обучающихся, которые в дальнейшем будут заняты в самых разнообразных сферах деятельности Согласно принятому в международном сообществе определению, «Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями Научно грамотный че-ловек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

—научно объяснять явления,

—оценивать и понимать особенности научного исследования,

—интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов

Изучение физики способно внести решающий вклад в формирование естественно-научной грамотности обучающихся

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»

Цели изучения физики на уровне основного общего образования определены в Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные програмы, утверждённой решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 3 декабря 2019 г № ПК-4вн

Цели изучения физики:

—формирование интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей;

—развитие представлений о научном методе познания и формирование исследовательского отношения к окружающим явлениям;

—формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

—формирование умений объяснять явления с использованием физических знаний и научных доказательств;

—формирование представлений о роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;

—развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанной с физикой, подготовка к дальнейшему обучению в этом направлении Достижение этих целей на уровне основного общего образования обеспечивается решением следующих задач:

—приобретение знаний о дискретном строении вещества, о механических, тепловых, электрических, магнитных и квантовых явлениях;

—описание и объяснение физических явлений с использованием полученных знаний;

—освоение методов решения простейших расчётных задач с ис- пользованием физических моделей, творческих и практико-ориентированных задач;

—развитие умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов;

—освоение приёмов работы с информацией физического содержания, включая информацию о современных достижениях физики; анализ и критическое оценивание информации;

—знакомство со сферами профессиональной деятельности, связанными с физикой, и современными технологиями, основанными на достижениях физической науки

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с ФГОС ООО физика является обязательным предметом на уровне основного общего образования. Данная программа предусматривает изучение физики в 7 классе в объёме 68 часов за год обучения по 2 ч в неделю.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»

НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Изучение учебного предмета «Физика» на уровне основного общего образования должно обеспечивать достижение следую- щих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Патриотическое воспитание:

—проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки;

—ценностное отношение к достижениям российских учёных-физиков

Гражданское и духовно-нравственное воспитание:

—готовность к активному участию в обсуждении общественно- значимых и этических проблем, связанных с практическим применением достижений физики;

—осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного

Эстетическое воспитание:

—восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности Ценности научного познания:

—осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;

—развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности

Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

—осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием в домашних условиях;

—сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права у другого человека

Трудовое воспитание:

—активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, требующих в том числе и физических знаний;

—интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой

Экологическое воспитание:

—ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

—осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения

Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

—потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов физической направленности, открытость опыту и знаниям других;

—повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;

—потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;

—осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;

—планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;

—стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в том числе с использованием физических знаний;

—оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных глобальных последствий



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия:

—выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

—устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения;

—выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;

—выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин;

—самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение нескольких вариантов решения, выбор наиболее подходящего с учётом самостоятельно выделенных критериев)

Базовые исследовательские действия:

—использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

—проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный физический эксперимент, небольшое исследование физического явления;

—оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования или эксперимента;

—самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;

—прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах

Работа с информацией:

—применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных с учётом предложенной учебной физической задачи;

—анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

—самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи не- сложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями

Универсальные коммуникативные действия

Общение:

—в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

—сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

—выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;

—публично представлять результаты выполненного физического опыта (эксперимента, исследования, проекта) Совместная деятельность (сотрудничество):

—понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной физической проблемы;

—принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению: распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной работы; обобщать мнения нескольких людей;

—выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;

—оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация:

—выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для решения физических знаний;

—ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

—самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана исследования с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

—делать выбор и брать ответственность за решение

Самоконтроль (рефлексия):

—давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

—объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;

—вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выпол- нения физического исследования или проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

—оценивать соответствие результата цели и условиям

Эмоциональный интеллект:

—ставить себя на место другого человека в ходе спора или дис-куссии на научную тему, понимать мотивы, намерения и логику другого

Принятие себя и других:

—признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в утверждениях на научные темы и такое же право другого



ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты должны отражать сформированность у обучающихся умений: использовать понятия: масса и размеры молекул, тепловое движение атомов и молекул, агрегатные состояния вещества, кристаллические и аморфные тела, насыщенный и ненасыщенный пар, влажность воздуха; температура, внутренняя энергия, тепловой двигатель; элементарный электрический заряд, электрическое поле, проводники и диэлектрики, постоянный электрический ток, магнитное поле;

—различать явления (тепловое расширение/сжатие, теплопередача, тепловое равновесие, смачивание, капиллярные явления, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация (отвердевание), кипение, теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение); электризация тел, взаимодействие зарядов, действия электрического тока, короткое замыкание, взаимодействие магнитов действие магнитного поля на проводник с током) по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;

—распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в том числе физические явления в природе: поверхностное натяжение и капиллярные явления в природе, кристаллы в природе, излучение Солнца, замерзание водоёмов, морские бризы, образование росы, тумана, инея, снега; электрические явления в атмосфере, электричество живых организмов; магнитное поле Земли, дрейф полюсов, роль магнитного поля для жизни на Земле, полярное сияние; при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства/признаки физических явлений; описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (температура, внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия тепловой машины, относительная влажность воздуха, электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, сопротивление проводника, удельное сопротивление вещества, работа и мощность электрического тока); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин;

—характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества, принцип суперпозиции полей (на качественном уровне), закон сохранения заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, закон сохранения энергии; при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение;

—объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций практико-ориентированного характера: выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение из 1—2 логических шагов с опорой на 1—2 изученных свойства физических явлений, физических законов или закономерностей;

—решать расчётные задачи в 2—3 действия, используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выявлять недостаток данных для решения задачи, выбирать законы и формулы, необходимые для её решения,

проводить расчёты и сравнивать полученное значение физической величины с известными данными;

—распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; используя описание исследования, выделять проверяемое предположение, оценивать правильность порядка проведения исследования, делать выводы;

—проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел (капиллярные явления, зависимость давления воздуха от его объёма, температуры; скорости процесса остывания/нагревания при излучении от цвета излучающей/поглощающей поверхности; скорость испарения во- ды от температуры жидкости и площади её поверхности; электризация тел и взаимодействие электрических зарядов; взаимодействие постоянных магнитов, визуализация

магнитных полей постоянных магнитов; действия магнитного поля на проводник с током, свойства электромагнита, свойства электродвигателя постоянного тока): формулировать проверяемые предположения, собирать установку из предложенного оборудования; описывать ход опыта и формулировать выводы;

—выполнять прямые измерения температуры, относительной влажности воздуха, силы тока, напряжения с использованием аналоговых приборов и датчиков физических величин; сравнивать результаты измерений с учётом заданной абсолютной погрешности;

проводить исследование зависимости одной физической ве- личины от другой с использованием прямых измерений (зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и удельного сопротивления вещества проводника; силы тока, идущего через проводник, от напряжения на проводнике; исследование последовательного и параллельного соединений проводников): планировать исследование, собирать установку и выполнять измерения, следуя предложенному плану, фиксировать результаты полученной зависимости в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

—проводить косвенные измерения физических величин (удельная теплоёмкость вещества, сопротивление проводника, работа и мощность электрического тока): планировать измерения, собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, и вычислять значение величины;

—соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;

—характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том числе: система отопления домов, гигрометр, паровая турбина, амперметр, вольтметр, счётчик электрической энергии, электроосветительные приборы, нагревательные электроприборы (примеры), электрические предохранители; электромагнит, электродвигатель постоянного тока), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности;

—распознавать простые технические устройства и измерительные приборы по схемам и схематичным рисункам (жидкостный термометр, термос, психрометр, гигрометр, двигатель внутреннего сгорания, электроскоп, реостат); составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей;

—приводить примеры/находить информацию о примерах практического использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

—осуществлять поиск информации физического содержания в сети Интернет, на основе имеющихся знаний и путём сравнения дополнительных источников выделять информацию, которая является противоречивой или может быть недосто- верной;

—использовать при выполнении учебных заданий научно-по- пулярную литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет; владеть приёмами конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую;

—создавать собственные письменные и краткие устные сообщения, обобщая информацию из нескольких

источников физического содержания, в том числе публично представлять результаты проектной или исследовательской деятельности; при этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса физики, сопровождать выступление презентацией;

—при выполнении учебных проектов и исследований физических процессов распределять обязанности в группе в соответствии с поставленными задачами, следить за выполнением плана действий и корректировать его, адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы; выстраивать коммуникативное взаимодействие, проявляя готовность разрешать конфликты

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»

Раздел 1. Тепловые явления

Основные положения молекулярно кинетической теории строения вещества Масса и размеры атомов и молекул Опыты, подтверждающие основные положения молекулярно-кинетической теории

Модели твёрдого, жидкого и газообразного состояний вещества Кристаллические и аморфные тела Объяснение свойств газов, жидкостей и твёрдых тел на основе положений молекулярно-кинетической теории Смачивание и капиллярные явления Тепловое расширение и сжатие

Температура Связь температуры со скоростью теплового движения частиц

Внутренняя энергия Способы изменения внутренней энергии: теплопередача и совершение работы Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение

Количество теплоты Удельная теплоёмкость вещества Теплообмен и тепловое равновесие Уравнение теплового баланса Плавление и отвердевание кристаллических веществ Удельная теплота плавления Парообразование и конденсация Испарение (МС) Кипение Удельная теплота парообразования Зависимость температуры кипения от атмосферного давления

Влажность воздуха

Энергия топлива Удельная теплота сгорания

Принципы работы тепловых двигателей КПД теплового двигателя Тепловые двигатели и защита окружающей среды (МС)

Закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах (МС)

Демонстрации

1 Наблюдение броуновского движения

2 Наблюдение диффузии

3 Наблюдение явлений смачивания и капиллярных явлений

4 Наблюдение теплового расширения тел

5 Изменение давления газа при изменении объёма и нагревании или охлаждении

6 Правила измерения температуры 7 Виды теплопередачи

8 Охлаждение при совершении работы

9 Нагревание при совершении работы внешними силами

10 Сравнение теплоёмкостей различных веществ

11 Наблюдение кипения

12 Наблюдение постоянства температуры при плавлении

13 Модели тепловых двигателей

Лабораторные работы и опыты

1 Опыты по обнаружению действия сил молекулярного при- тяжения

2 Опыты по выращиванию кристаллов поваренной соли или сахара

3 Опыты по наблюдению теплового расширения газов, жид- костей и твёрдых тел

4 Определение давления воздуха в баллоне шприца

5 Опыты, демонстрирующие зависимость давления воздуха от его объёма и нагревания или охлаждения

6 Проверка гипотезы линейной зависимости длины столбика жидкости в термометрической трубке от температуры 7 Наблюдение изменения внутренней энергии тела в резуль- тате теплопередачи и работы внешних сил

8 Исследование явления теплообмена при смешивании хо- лодной и горячей воды

9 Определение количества теплоты, полученного водой при теплообмене с нагретым металлическим цилиндром

10 Определение удельной теплоёмкости вещества 11 Исследование процесса испарения

12 Определение относительной влажности воздуха 13 Определение удельной теплоты плавления льда

Раздел 2. Электрические и магнитные явления

Электризация тел Два рода электрических зарядов Взаимо- действие заряженных тел Закон Кулона (зависимость силы взаимодействия заряженных тел от величины зарядов и расстояния между телами)

Электрическое поле Напряжённость электрического поля Принцип суперпозиции электрических полей (на качественном уровне)

Носители электрических зарядов Элементарный электрический заряд Строение атома Проводники и диэлектрики Закон сохранения электрического заряда

Электрический ток Условия существования электрического тока Источники постоянного тока Действия электрического тока (тепловое, химическое, магнитное) Электрический ток в жидкостях и газах

Электрическая цепь Сила тока Электрическое напряжение Сопротивление проводника Удельное сопротивление вещества Закон Ома для участка цепи Последовательное и параллельное соединение проводников

Работа и мощность электрического тока Закон Джоуля— Ленца Электрические цепи и потребители электрической энергии в быту Короткое замыкание

Постоянные магниты Взаимодействие постоянных магнитов Магнитное поле Магнитное поле Земли и его значение для жизни на Земле Опыт Эрстеда Магнитное поле электрического тока Применение электромагнитов в технике Действие магнитного поля на проводник с током Электродвигатель постоянного тока Использование электродвигателей в технических устройствах и на транспорте



Демонстрации

1 Электризация тел

2 Два рода электрических зарядов и взаимодействие заряженных тел

3 Устройство и действие электроскопа

4 Электростатическая индукция

5 Закон сохранения электрических зарядов

6 Проводники и диэлектрики

7 Моделирование силовых линий электрического поля

8 Источники постоянного тока

9 Действия электрического тока

10 Электрический ток в жидкости

11 Газовый разряд

12 Измерение силы тока амперметром

13 Измерение электрического напряжения вольтметром

14 Реостат и магазин сопротивлений

15 Взаимодействие постоянных магнитов

16 Моделирование невозможности разделения полюсов магнита

17 Моделирование магнитных полей постоянных магнитов

18 Опыт Эрстеда

19 Магнитное поле тока Электромагнит

20 Действие магнитного поля на проводник с током

21 Электродвигатель постоянного тока

Лабораторные работы и опыты

1 Опыты по наблюдению электризации тел индукцией и при соприкосновении

2 Исследование действия электрического поля на проводники и диэлектрики

3 Сборка и проверка работы электрической цепи постоянного тока

4 Измерение и регулирование силы тока

5 Измерение и регулирование напряжения

6 Исследование зависимости силы тока, идущего через резистор, от сопротивления резистора и напряжения на резисторе

7 Опыты, демонстрирующие зависимость электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала

8 Проверка правила сложения напряжений при последовательном соединении двух резисторов

9 Проверка правила для силы тока при параллельном соединении резисторов

10 Определение работы электрического тока, идущего через резистор

11 Определение мощности электрического тока, выделяемой на резисторе

12 Исследование зависимости силы тока, идущего через лампочку, от напряжения на ней

13 Определение КПД нагревателя

14 Исследование магнитного взаимодействия постоянных магнитов

15 Изучение магнитного поля постоянных магнитов при их объединении и разделении

16 Исследование действия электрического тока на магнитную стрелку

17 Опыты, демонстрирующие зависимость силы взаимодействия катушки с током и магнита от силы тока и направления тока в катушке

18 Изучение действия магнитного поля на проводник с током

19 Конструирование и изучение работы электродвигателя

20 Измерение КПД электродвигательной установки

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

класс (68 ч)

Тематический блок, темы

Основное содержание

Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Раздел1. Тепловые явления (28 ч)

Строение

Основные положения

Наблюдение и интерпретация опытов, свидетельствующих

и свойства

молекулярно-кинетической

об атомно-молекулярном строении вещества: опыты с рас-

вещества (7 ч)

теории строения вещества.

творением различных веществ в воде.

Масса и размеры атомов

Решение задач по оцениванию количества атомов или моле-



и молекул. Опыты, под-

кул в единице объёма вещества.


тверждающие основные

Анализ текста древних атомистов (например, фрагмента


положения молекуляр-

поэмы Лукреция «О природе вещей») с изложением обосно-


но-кинетической теории.

ваний атомной гипотезы (смысловое чтение). Оценка


Модели твёрдого, жидкого

убедительности этих обоснований.


и газообразного состояний

Объяснение броуновского движения, явления диффузии


вещества. Кристаллические

и различий между ними на основе положений молекуляр-


и аморфные твёрдые тела.

но-кинетической теории строения вещества.


Объяснение свойств газов,

Объяснение основных различий в строении газов, жидко-


жидкостей и твёрдых тел

стей и твёрдых тел с использованием положений молекуляр-


на основе положений

но-кинетической теории строения вещества.


молекулярно-кинетической

Проведение опытов по выращиванию кристаллов поварен-


теории. Смачивание и ка-

ной соли или сахара.


пиллярные явления.

Проведение и объяснение опытов, демонстрирующих


Тепловое расширение

капиллярные явления и явление смачивания.


и сжатие

Объяснение роли капиллярных явлений для поступления



воды в организм растений (МС — биология).



Наблюдение, проведение и объяснение опытов по наблю-



дению теплового расширения газов, жидкостей и твёрдых



тел.



Объяснение сохранения объёма твёрдых тел, текучести жидкости (в том числе, разницы в текучести для разных жидкостей), давления газа.

Проведение опытов, демонстрирующих зависимость давле- ния воздуха от его объёма и нагревания или охлаждения,

и их объяснение на основе атомно-молекулярного учения. Анализ практических ситуаций, связанных со свойствами газов, жидкостей и твёрдых тел


Тепловые процессы (21 ч)

Температура. Связь темпе- ратуры со скоростью теплового движения частиц.

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии: теплопередача и совершение работы. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение.

Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. Теплообмен и тепловое равновесие. Уравнение теплового баланса.

Обоснование правил измерения температуры. Сравнение различных способов измерения и шкал температуры.

Наблюдение и объяснение опытов, демонстрирующих изменение внутренней энергии тела в результате теплопере- дачи и работы внешних сил.

Наблюдение и объяснение опытов, обсуждение практических ситуаций, демонстрирующих различные виды тепло- передачи: теплопроводность, конвекцию, излучение.

Исследование явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.

Наблюдение установления теплового равновесия между горячей и холодной водой.

Определение (измерение) количества теплоты, полученного водой при теплообмене с нагретым металлическим цилиндром.

Определение (измерение) удельной теплоёмкости вещества. Решение задач, связанных с вычислением количества теплоты и теплоёмкости при теплообмене.



Плавление и отвердевание кристаллических веществ. Удельная теплота плавления. Парообразование

и конденсация. Испарение. Кипение. Удельная теплота парообразования. Зависимость температуры кипения от атмосферного давления. Влажность воздуха.

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

Принципы работы тепло-вых двигателей. КПД теплового двигателя.

Тепловые двигатели и защи- та окружающей среды.

Закон сохранения и превра- щения энергии в механиче-ких и тепловых процессах

Анализ ситуаций практического использования тепловых свойств веществ и материалов, например в целях энергосбережения: теплоизоляция, энергосберегающие крыши, термоаккумуляторы и т. д.

Наблюдение явлений испарения и конденсации. Исследование процесса испарения различных жидкостей. Объяснение явлений испарения и конденсации на основе атомно-молекулярного учения.

Наблюдение и объяснение процесса кипения, в том числе зависимости температуры кипения от давления.

Определение (измерение) относительной влажности воздуха. Наблюдение процесса плавления кристаллического вещества, например льда.

Сравнение процессов плавления кристаллических тел и размягчения при нагревании аморфных тел.

Определение (измерение) удельной теплоты плавления льда. Объяснение явлений плавления и кристаллизации на основе атомно-молекулярного учения.

Решение задач, связанных с вычислением количества

теплоты в процессах теплопередачи при плавлении и кристаллизации, испарении и конденсации.

Анализ ситуаций практического применения явлений плавления и кристаллизации, например, получение сверх- чистых материалов, солевая грелка и др.

Анализ работы и объяснение принципа действия теплового двигателя.

Вычисление количества теплоты, выделяющегося при

сгорании различных видов топлива, и КПД двигателя.

Обсуждение экологических последствий использования двигателей внутреннего сгорания, тепловых и

гидроэлектростанций (МС — экология, химия)



Раздел 2. Электрические и магнитные явления (36 ч)





Электрические заряды. Заряженные

тела

и их

взаимодей-ствие (8 ч)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов.

Взаимодействие заряжен-ных тел. Закон Кулона.

Электрическое поле. Принцип суперпозиции электрических полей. Носители электрических зарядов. Элементарный электрический заряд.

Строение атома.

Проводники и диэлектрики. Закон сохранения электрического заряда

Наблюдение и проведение опытов по электризации тел при соприкосновении и индукцией.

Наблюдение и объяснение взаимодействия

одноимённо и разноимённо заряженных тел.

Объяснение принципа действия электроскопа. Объяснение явлений электризации при соприкосновении тел и индукцией с использованием знаний о носителях электрических зарядов в веществе.

Распознавание и объяснение явлений электризации в повседневной жизни.

Наблюдение и объяснение опытов, иллюстрирующих закон сохранения электрического заряда.

Наблюдение опытов по моделированию силовых линий электрического поля.

Исследование действия электрического поля на проводники и диэлектрики





Постоянный электрический ток (20 ч)

Электрический ток. Условия существования электрического тока. Источники постоянного тока. Действия электрического тока (тепловое, химическое, магнитное). Электрический ток в жидкостях и газах.

Наблюдение различных видов действия электрического тока и обнаружение этих видов действия в повседневной жизни.

Сборка и испытание электрической цепи постоянного тока.

Измерение силы тока амперметром.

Измерение электрического напряжения вольтметром. Проведение и объяснение опытов, демонстрирующих






Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Сопротивление проводника. Удельное сопротивление вещества. Закон Ома для участка цепи. Последовательное

и параллельное соединение проводников.

Работа и мощность

электрического тока. Закон Джоуля–Ленца. Электропроводка и потребители электрической энергии в быту.

Короткое замыкание

зависимость электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала.

Исследование зависимости силы тока, протекающего через резистор, от сопротивления резистора и напряжения

на резисторе.

Проверка правила сложения напряжений при

последовательном соединении двух резисторов.

Проверка правила для силы тока при параллельном

соединении резисторов.

Анализ ситуаций последовательного и параллельного соединения проводников в домашних электрических сетях. Решение задач с использованием закона Ома и формул расчёта электрического сопротивления при

последовательном и параллельном соединении проводников.

Определение работы электрического тока, протекающего через резистор.

Определение мощности электрического тока, выделяемой на резисторе.

Исследование зависимости силы тока через лампочку от напряжения на ней.

Определение КПД нагревателя.

Исследование преобразования энергии при подъёме груза электродвигателем.

Объяснение устройства и принципа действия домашних электронагревательных приборов.

Объяснение причин короткого замыкания и принципа действия плавких предохранителей.

Решение задач с использованием закона Джоуля—Ленца. Наблюдение возникновения электрического тока в жидкости



Магнитные

Постоянные магниты.

Исследование магнитного взаимодействия постоянных




явления (8 ч)

Взаимодействие

постоянных

магнитов.




магнитов. Магнитное

Изучение магнитного поля постоянных магнитов при

их









поле. Магнитное поле Земли

объединении и разделении.





и его роль для жизни

Проведение опытов по визуализации поля постоянных





на Земле. Опыт Эрстеда.

магнитов.





Магнитное поле

электрического

Изучение явления намагничивания вещества.





тока. Применение

Исследование действия электрического тока на магнитную





электромагнитов в технике.

стрелку.





Действие магнитного поля

Проведение опытов, демонстрирующих зависимость силы





на проводник с током.

взаимодействия катушки с током и магнита от силы и

на правления





Электродвигатель постоян-

тока в катушке.





ного тока. Использование

Анализ ситуаций практического применения электромагнитов





электродвигателей в тех-

(в бытовых технических устройствах, промышленности,





нических устройствах

медицине).





и на транспорте

Изучение действия магнитного поля на проводник с током.






Изучение действия электродвигателя.






Измерение КПД электродвигательной установки.






Распознавание и анализ различных применений электро-






двигателей (транспорт, бытовые устройства и др.)




Резервное время (4 ч)


















Поурочное планирование курса физики 8 класса

68 часов

п/п

Урока

Тематический

блок,тема

Основное содержание

Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Раздел 1. Тепловые явления (28 ч)

1

1

Строение и свойства вещества

Основные положения молекулярно­кинетической теории строения вещества Опыты, подтверждающие основные положения молекулярно­кинетической теории.


Наблюдение и интерпретация опытов, свидетельствующих об атомно­молекулярном строении вещества: опыты с растворением различных веществ в воде.

Решение задач по оцениванию количества атомов или молекул в единице объёма вещества. Объяснение броуновского движения, явления диффузии

и различий между ними на основе положений молекулярно­кинетической теории строения вещества.

2

2

Строение и свойства вещества

Масса и размеры атомов и молекул. Объяснение свойств газов, жидкостей и твёрдых тел на основе положений молекулярно­кинетической теории.


Объяснение основных различий в строении газов, жидкостей и твёрдых тел с использованием положений молекуляр­ но­кинетической теории строения вещества.

Проведение опытов по выращиванию кристаллов поварен­ ной соли или сахара.

3

3

Строение и свойства вещества

Модели твёрдого, жидкого

и газообразного состояний

вещества.

Объяснение сохранения объёма твёрдых тел, текучести жидкости (в том числе, разницы в текучести для разных жидкостей), давления газа.

Проведение опытов, демонстрирующих зависимость давления воздуха от его объёма и нагревания или охлаждения, и их объяснение на основе атомно­молекулярного учения.

4

4

Строение и свойства вещества

Кристаллические

и аморфные твёрдые тела.

Анализ практических ситуаций, связанных со свойствами газов, жидкостей и твёрдых тел

5

5

Строение и свойства вещества

Смачивание и капиллярные явления

Проведение и объяснение опытов, демонстрирующих капиллярные явления и явление смачивания.

Объяснение роли капиллярных явлений для поступления воды в организм растений (МС — биология).

6

6

Строение и свойства вещества

Тепловое расширение и сжатие

Наблюдение, проведение и объяснение опытов по наблюдению теплового расширения газов, жидкостей и твёрдых тел

7

7

Строение и свойства вещества

Обобщение изученного

Анализ текста древних атомистов (например, фрагмента поэмы Лукреция «О природе вещей») с изложением обоснований атомной гипотезы (смысловое чтение). Оценка убедительности этих обоснований.

8

1

Тепловые процессы

Температура. Связь температуры со скоростью теплового движения частиц.

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии: теплопередача и совершение работы

Обоснование правил измерения температуры.

Сравнение различных способов измерения и шкал температуры.

Наблюдение и объяснение опытов, демонстрирующих изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи и работы внешних сил.

9

2

Тепловые процессы

Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение.

Наблюдение и объяснение опытов, обсуждение практических ситуаций, демонстрирующих различные виды теплопередачи: теплопроводность, конвекцию, излучение

10

3

Тепловые процессы

Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества.

Исследование явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.

11

4

Тепловые процессы

Теплообмен и тепловое равновесие. Уравнение теплового баланса.

Наблюдение установления теплового равновесия между горячей и холодной водой.

12

5

Тепловые процессы

Лабораторная работа №1

Определение (измерение) количества теплоты, полученного водой при теплообмене с нагретым металлическим цилиндром.

13

6

Тепловые процессы

Лабораторная работа №2

Определение (измерение) удельной теплоёмкости вещества.

14

7

Тепловые процессы

Решение задач

Решение задач, связанных с вычислением количества тепло­ ты и теплоёмкости при теплообмене Анализ ситуаций практического использования тепловых свойств веществ и материалов, например в целях энергосбережения: теплоизоляция, энергосберегающие крыши, термоаккумуляторы и т. д

15

8

Тепловые процессы

Контрольная работа№1

Индивидуальная работа

16

9

Тепловые процессы

Плавление и отвердевание кристаллеских веществ. Удельная теплота плавления.

Наблюдение процесса плавления кристаллического вещества, например льда.

Сравнение процессов плавления кристаллических тел и размягчения при нагревании аморфных тел. Объяснение явлений плавления и кристаллизации на основе атомно­молекулярного учения

17

10

Тепловые процессы

Лабораторная работа №3

Определение (измерение) удельной теплоты плавления льда.

18

11

Тепловые процессы

Парообразование и конденсация. Испарение. Кипение. Удельная теплота парообразования

Наблюдение явлений испарения.и конденсации. Исследование процесса испарения различных жидкостей. Объяснение явлений испарения и конденсации на основе атомно­молекулярного учения.

19

12

Тепловые процессы

Зависимость температуры кипения от атмосферного давления

Наблюдение и объяснение процесса кипения, в том числе зависимости температуры кипения от давления.

20

13

Тепловые процессы

Влажность воздуха. Лабораторная работа №4

Определение (измерение) относительной влажности воздуха

21

14

Тепловые процессы

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

Вычисление количества теплоты, выделяющегося при сгорании различных видов топлива

22

15

Тепловые процессы

Решение задач

Решение задач, связанных с вычислением количества тепло­ ты в процессах теплопередачи при плавлении и кристалли­ зации, испарении и конденса ции.


23

16

Тепловые процессы

Принципы работы тепловых двигателей. КПД теплового двигателя.

Анализ работы и объяснение принципа действия теплового двигателя.

24

17

Тепловые процессы

Решение задач

Вычисление количества теплоты, выделяющегося при сгорании различных видов топлива, и КПД двигателя

25

18

Тепловые процессы

Тепловые двигатели и защита окружающей среды.

Обсуждение экологических последствий использования двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций (МС — экология, химия)

26

19

Тепловые процессы

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

Анализ ситуаций практического применения явлений плавления и кристаллизации, например, получение сверх­ чистых материалов, солевая грелка и др.

27

20

Тепловые процессы

Решение задач

Решение задач, связанных с вычислением количества тепло­ ты в процессах теплопередачи

28

21

Тепловые процессы

Контрольная работа №2


Раздел 2. Электрические и магнитные явления (37 ч)

29

1

Электрические заряды. Заряженные тела и их взаимодействие

Электризация тел. Два рода электрических зарядов

Наблюдение и проведение опытов по электризации тел при соприкосновении и индукцией

30

2

Электрические заряды. Заряженные тела и их взаимодействие

Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона.


Наблюдение и объяснение взаимодействия одноимённо и разноимённо заряженных тел. Объяснение принципа действия электроскопа.



31

3

Электрические заряды. Заряженные тела и их взаимодействие

Электрическое поле. Принцип суперпозиции электрических полей.

Наблюдение и объяснение опытов, иллюстрирующих закон сохранения электрического заряда.

Наблюдение опытов по моделированию силовых линий электрического поля.

32

4

Электрические заряды. Заряженные тела и их взаимодействие

Носители электрических зарядов. Элементарный электрический заряд.

Объяснение явлений электризации при соприкосновении тел и индукцией с использованием знаний о носителях электрических зарядов в веществе.

33

5

Электрические заряды. Заряженные тела и их взаимодействие

Строение атома.

34

6

Электрические заряды. Заряженные тела и их взаимодействие

Проводники и диэлектрики. Закон сохранения электрического заряда

Исследование действия электрического поля на проводники и диэлектрики

35

7

Электрические заряды. Заряженные тела и их взаимодействие

Обобщение изученного

Распознавание и объяснение явлений электризации в по­ вседневной жизни.

36

1

Постоянный электрический ток

Электрический ток. Условия существования электрического тока. Источники постоянного тока.


37

2

Постоянный электрический ток

Действия электрического тока (тепловое, химическое, магнитное).

Наблюдение различных видов действия электрического тока и обнаружение этих видов действия в повседневной жизни.


38

3

Постоянный электрический ток

Электрический ток в жидкостях и газах.


Наблюдение возникновения электрического тока в жидкости

39

4

Постоянный электрический ток

Электрическая цепь лабораторная работа №5

Сборка и испытание электрической цепи постоянного тока.


40

5

Постоянный электрический ток

Сопротивление проводника. Удельное сопротивление вещества.

Проведение и объяснение опытов, демонстрирующих зависимость электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала.

41

6

Постоянный электрический ток

Электрическое напряжение. Лабораторная работа №6

Измерение электрического напряжения вольтметром.

42

7

Постоянный электрический ток

Сила тока. Лабораторная работа №7

Измерение силы тока амперметром.


43

8

Постоянный электрический ток

Лабораторная работа№8

Исследование зависимости силы тока, протекающего через резистор, от сопротивления резистора и напряжения

на резисторе.

44

9

Постоянный электрический ток

Закон Ома для участка цепи.

45

10

Постоянный электрический ток

Решение задач


46

11

Постоянный электрический ток

Последовательное

и параллельное соединение проводников.


Анализ ситуаций последовательного и параллельного соединения проводников в домашних электрических сетях.


47

12

Постоянный электрический ток

Лабораторная работа №9

Проверка правила сложения напряжений при последовательном соединении двух резисторов

48

13

Постоянный электрический ток

Лабораторная работа №10

Проверка правила для силы тока при параллельном соединении резисторов.


49

14

Постоянный электрический ток

Решение задач

Решение задач с использованием закона Ома и формул расчёта электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников.

50

15

Постоянный электрический ток

Контрольная работа №3


51

16

Постоянный электрический ток

Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля–Ленца.

Исследование зависимости силы тока через лампочку от напряжения на ней.

52

17

Постоянный электрический ток

Лабораторная работа №11

Определение работы электрического тока, протекающего через резистор.

Определение мощности электрического тока, выделяемой на резисторе.


53

18

Постоянный электрический ток

Электропроводка и потребители электрической энергии в быту.

Короткое замыкание

Определение КПД нагревателя.

Исследование преобразования энергии при подъёме груза электродвигателем.

Объяснение устройства и принципа действия домашних электронагревательных приборов.

Объяснение причин короткого замыкания и принципа действия плавких предохранителей.


54

19

Постоянный электрический ток

Решение задач

Решение задач с использованием закона Джоуля—Ленца.

55

20

Постоянный электрический ток

Контрольная работа №4


56

1

Магнитные явления

Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле Земли и его роль для жизни

на Земле

Исследование магнитного взаимодействия постоянных магнитов.

Изучение магнитного поля постоянных магнитов при их объединении и разделении.

Проведение опытов по визуализации поля постоянных магнитов.

Изучение явления намагничивания вещества.

57

2

Магнитные явления

Опыт Эрстеда. Магнитное поле электрического тока.

Исследование действия электрического тока на магнитную стрелку. Проведение опытов, демонстрирующих зависимость силы взаимодействия катушки с током и магнита от силы и на­ правления тока в катушке.

58

3

Магнитные явления

Применение электромагнитов в технике.

Анализ ситуаций практического применения электромагнитов (в бытовых технических устройствах, промышленности, медицине).

59

4

Магнитные явления

Действие магнитного поля на проводник с током. Лабораторная работа №12

Изучение действия магнитного поля на проводник с током.


60

5

Магнитные явления

Электродвигатель постоянного тока Лабораторная работа №13

Изучение действия электродвигателя.

Измерение КПД электродвигательной установки

61

6

Магнитные явления

Использование электродвигателей в технических устройствах и на транспорте.

Распознавание и анализ различных применений электро­ двигателей (транспорт, бытовые устройства и др.)

62

1

Электромагнитная индукция

Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца.

Опыты по исследованию явления электромагнитной индукции:

63

2

Электромагнитная индукция

Электрогенератор. Способы получения электрической энергии. Электростанции на возобновляемых источниках энергии


64

3

Электромагнитная индукция

Лабораторная работа№14

исследование изменений значения и направления индукционного тока

65

4

Электромагнитная индукция

Контрольная работа №5


66-68


Резервное время (3 ч)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!