Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике. 7класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Многопрофильный лицей»
городского поселение «Рабочий поселок Чегдомын»
Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
СОГЛАСОВАНА зам. директора по УВР _______/Буцик О.А. « 28» августа 2014 года | РАССМОТРЕНО На педагогическом совете Протокол № 1 «29 » августа 2014 года | УТВЕРЖДАЮ Директор _______/Ю.Р. Конюшенко Приказ № 85 От «29 » августа 2014 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИКЕ 7 КЛАССА
учитель Докучаева Татьяна Анатольевна
первая квалификационная категория
Учебный год: 2014 - 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы. Изучение физики в 7-9 классах образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды; использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
При реализации данной программы выполняются следующие задачи:
развивать мышление учащихся, формировать у них умение самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
помочь школьникам овладеть знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
способствовать усвоению идеи единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, пониманию роли практики в познании физических явлений и законов;
формировать у обучающихся познавательный интерес к физике и технике, развивать творческие способности, осознанные мотивы учения; подготовить учеников к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Место предмета
Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика – наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат – сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.
Основные цели изучения курса физики в 7 классе:
освоение знаний о механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В результате изучения физики в 7 классе ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, диффузия, траектория движения тела, взаимодействие;
смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия;
смысл физических законов: Архимеда, Паскаля;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
рационального применения простых механизмов;
контроля за исправностью водопровода, сантехники, газовых приборов в квартире.
1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС
70 (2 часа в неделю)
№ | Тема урока | Кол -во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид Контроля измерители | Элемен- ты до-полни-тельного содержа- ния | Домаш-нее задание | Дата проведения |
План | Факт |
РАЗДЕЛ I. ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ (3 ЧАСА) |
1 | Техника безопасности (ТБ) в кабинете физики. Что изучает физика. Физика - наука о природе. Понятие физического тела, вещества, материи, явления, закона | 1 | Комбиниро-ванный урок | Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физика и техника | Знать: смысл понятия «вещество». Уметь: использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин. Выражать результаты в СИ | | Погреш- ности измерений | §1,2,3. Л. №5, 12 | | |
2 | Физические величины. Измерение физических величин. Система единиц | 1 | Комбиниро- ванный урок | Тест (дать оп- ределение вещества) | §4,5, подготовка к лабораторной работе, Л. №25 | | |
3 | Лабораторная работа №1 «Определение цены деления шкалы измерительною прибора» 1 | 1 | Урок- практикум | Лабораторная работа, выводы, оформление | § 6 «Физика. Техника. Природа». Составить кроссворд | | |
РАЗДЕЛ II. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (6 ЧАСОВ) |
4 | Строение вещества. Молекулы | 1 | Комбиниро- ванный урок | Строение вещества | Знать смысл понятии: вещество, взаимодействие, атом (молекула). Уметь: описывать и объяснять физическое явление: диффузия | Фронтальный опрос, тест | | §7,8. Л. № 53,54. Подготовка к лабораторной работе | | |
5 | Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел» | 1 | Урок-практикум | | | Проверка лабораторной работы | | Л. № 23, 24 | | |
6 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Скорость движения молекул и температура тела | 1 | Комбинированный урок | Диффузия. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение | Опорный конспект | § 9, задание 2(1). Л. № 66 | | |
7 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул | 1 | Комбинированный урок | Взаимодействие частиц вещества | Фронтальный опрос | §10, упр. 2(1). Л. № 74, 80 | | |
8 | Три состояния вещества | 1 | Комбинированный урок | Модели строения газов, жидкостей и твердых тел | Физический диктант. Опорный конспект | §11 | | |
9 | Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов | 1 | Комбинированный урок (КВН) | Модели строения газов, жидкостей, твердых тел и объяснение различий в молекулярном строении на основе этих моделей | Составление классификационной таблицы «Строение вещества» | §12. Л. № 65, 67, 77-79 | | |
РАЗДЕЛ III. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (21 час) |
10 | Механическое движение. Понятие материальной точки. Чем отличается путь от перемещения | 1 | Урок изучения новых знаний | Механическое движение. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение | Знать: - явление инерции, физический закон, взаимодействие; - смысл понятий: путь, скорость, масса, плотность. Уметь: - описывать и объяснять равномерное прямолинейное движение; - использовать физические приборы для измерения пути, | Опорный конспект | Относительность движения. Система отсчета | § 13, задание № 4. Л. № 99, 101,103 | | |
11 | Скорость тела. Равномерное и неравномерное движение | 1 | Комбинированный урок | Скорость прямолинейного равномерного движения | Опрос, тест | | § 14, 15. Упр. 4(1,4) | | |
12 | Расчет скорости, пути и времени движения | 1 | Урок закрепления знаний | Методы измерения расстояния, времени, скорости | Опрос, тест | | §16. Упр. 5 (2, 4) | | |
13- 14 | Расчет скорости, пути и времени движения | 2 | Урок за- крепления знаний | Методы измерения расстояния, време- ни, скорости | времени, массы. силы; - выявлять зависимость: пути от расстояния, скорости от времени, силы от скорости; - выражать величины в СИ | Физический диктант. Решение задач | | §16 | | |
15 | Инерция | 1 | Комбинированный урок | Неравномерное движение | Опорный конспект | | §17 | | |
16 | Взаимодействие тел | 1 | Комбинированный урок | Взаимодействие тел | Знать, что мерой любого взаимодействия тел является сила. Уметь приводить примеры | Тест | | §18. Л.207, 209 | | |
17 | Масса тела. Единицы массы | 1 | Комбинированный урок | Масса тела. Плотность вещества | Знать: - определение массы; - единицы масс. Уметь воспроизвести или написать формулу | Опорный кон-спект. Упр.12 (1,3,4,5). Подготовка к лабораторной работе | | §1, подготовка к лабора- торной работе Na 3 | | |
18 | Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | 1 | Урок- практи- кум | Методы измерения массы и плотности | Умение работать с приборами при на- хождении массы тела | Написать вы- вод и пра- вильно офор- мить работу | | Повторить §19,20. Упр. 6(1,3) | | |
19 | Плотность вещества | 1 | Комби- ниро- ванный урок | Знать определение плотности вещест- ва, формулу. Уметь работать с физическими величинами, входящими в данную формулу | Тест | Вес тела | §21. Л. № 265. Подготовка к лабора- торным работам № | | |
20 | Лабораторная работа № 4 «Измерение объема твердого тела». Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела» | 1 | Урок- практикум | Умение работать с приборами (мензур- ка, весы) | Написать вы- вод и правильно оформить работу | | Повторить §21. Упр. 7 (1,2) | | |
21 | Расчет массы и объема вещества по его плотности | 1 | Комбинированный урок | Методы измерения массы и плотности | Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы вещества | Решение задач | | §22 | | |
22 | Расчет массы и объема по его плотности | 1 | Комбинированный урок | Методы измерения массы и плотности | Уметь: - работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы вещества; - работать с приборами | Решение задач, подготовка к контрольной работе | | Упр. 8 (3, 4), повторить формулы, подготовиться к контрольной работе | | |
23 | Контрольная работа №1 «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества.» | 1 | Урок контроля | Методы измерения массы и плотности | Уметь воспроизводить и находить физические величины: масса, плотность, объем вещества | Контрольная работа | | | | |
24 | Сила. Сила - причина изменения скорости | 1 | Комбинированный урок | Сила | Знать определение силы, единицы ее измерения и обозначения | Опорный конспект | | §23 | | |
25 | Явление тяготения. Сила тяжести | 1 | Комбинированный урок | Сила тяжести | Знать определение силы тяжести. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу | Опорный конспект, Тест. Б. 2-13 | §24 | | |
26 | Сила упругости | 1 | Комбинированный урок | Сила упругости | Знать определение силы упругости. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу | Опорный конспект | § 25, 26. Л. № 328, 333, 334 | | |
27 | Единицы силы. Связь между силой и массой тела | 1 | Комбинированный урок | Единицы силы. Связь между силой и массой тела | Отработка формулы зависимости между силой и массой тела | Опрос, выполнение упр. 19 | §27, упр. 9(1,3) подготовка к лабораторной работе | | |
28 | Лабораторная работа №6 «Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил дина- мометром » | 1 | Урок- практикум | Метод измерения силы | Уметь работать с физическими приборами. Градуирование шкалы при- бора | Упр. 17. Про- верка лабораторной работы. Вывод | | §28, упр. 10(1,3) | | |
29 | Графическое изобра- жение силы. Сложение сил | 1 | Комбинированный урок | Правило сложения сил | Умение составлять схемы векторов сил, действующих на тело | Умение рабо- тать с чертежными инстру- ментами (ли- нейка, тре- угольник) | §29, упр. 11(2,3) | | |
30 | Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике | 1 | Урок изучения новых знании | Сила трения | Знать определение силы трения. Уметь привести примеры | Тест, опорный конспект | § 30-32, написать эссе о роли трения в быту и при- роде | | |
РАЗДЕЛ IV. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (23 час) |
31 | Давление. Единицы давления. | 1 | Урок изучения новых знаний | Давление | Знать определение физических величин: давление, плотность вещества, объем, масса | Тест, опорный конспект | | § 33 Упр. 12 (2,3) | | |
32 | Способы уменьшения и увеличения давления | | | Давление | | | § 34. упр. 13, задание № 6 | | |
33 | Давление газа. Повторение понятии «плотность», «давление» | 1 | Комби- нированный урок | Давление | Проверка опорного конспекта | | §35. Л. № 464, 470 | | |
34 | Давление газа. Повторение понятии «плотность», «давление» | 1 | Урок за- крепления знаний | Давление, плотность газа | Решение задач | | §35. Л. № 473 | | |
35 | Кратковременная контрольная работа № 2 (25-30 мин). Закон Паскаля | 1 | Урок контроля | Давление. Закон Паскаля | Знать смысл физи- ческих законов: закон Паскаля. Уметь: - объяснять передачу давления в жидкостях и газах; | Уметь воспро- изводить и находить физические величины: давление, плотность | | §36. Упр. 14 (4), задание 7 | | |
36 | Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда | 1 | Комбинированный урок | | - использовать физические приборы для измерения давления; - выражать величины в СИ | Решение задач | | §37, 38 Л. 474, 476. Упр. 15(1) | | |
37 | Давление. Закон Паскаля | 1 | Урок за- крепления знаний | Давление. Закон Паскаля | Решение задач. | | Повторить § 37, 38. Л. 504-507 | | |
38 | Сообщающиеся сосуды. Применение. Устройство шлюзов, водомерного стекла | 1 | Комбинированный урок | Сообщающиеся со- суды. Применение. Устройство шлюзов, водомерного стекла | Озвучивание фрагмента документального учебного фильма о давлении. Рисунки, схема | § 39, задание 9(3) | | |
39 | Вес воздуха. Атмосферное давление. Причина появления атмосферного давления | 1 | Комбинированный урок | Атмосферное давление | Фронтальный опрос | | §40,41. Упр. 17, 18, задание 10 | | |
40 | Измерение атмосфер- ного давления | 1 | Комбинированный урок | Методы измерения атмосферного давления | Работа с при- борами, знание их устройства | §42, дополнительно § 7, упр. 19 (3,4), задание 11 | | |
41 | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах | 1 | Комбинированный урок | Методы измерения атмосферного давления | Уметь: - объяснять переда- чу давления в жидкостях и газах; -использовать физические приборы для измерения давления | Тест, опорный конспект | | § 43, 44, упр. 20, упр. 21 (1, 2) | | |
42 | Манометры | 1 | Комбинированный урок | Проверка опорного конспекта | § 45 | | |
43 | Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. | 1 | Комбинированный урок | Методы измерения атмосферного давления | Уметь: - объяснять переда- чу давления в жидкостях и газах | Решение задач. Упр. 23 | Гидрав- лические машины | § 46, 47 | | |
44 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело | 1 | Комбинированный урок | Закон Архимеда | Знать смысл физических законов: закон Архимеда. Уметь: | Рисунки | Условия плавания тел | §48, упр. 19 (2) | | |
| Архимедова сила | 1 | Комбинированный урок | | - объяснять переда чу давления в жид костях и газах; - использовать физические приборы для измерения давления; - выражать величины в СИ; - решать задачи на закон Архимеда | Проверка опорного конспекта, тест | | §49, подготовка к лабораторной работе № 7 | | |
46 | Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | 1 | Урок-практикум | Закон Архимеда | Уметь работать с физическими приборами | | Повторить §49, упр. 24(2,4) | | |
47 | Плавание тел | 1 | Комбинированный урок | Составление опорного конспекта | §50, упр. 25(3-5) | | |
48 | Плавание тел | 1 | Урок закрепления знаний | Закон Архимеда | Отработка формул, решение задач | | ТтГ№~605Л 611,612 | | |
49 | Плавание судов | 1 | Комбинированный урок | Проверка опорного конспекта, тест | §51 | | |
50 | Воздухоплавание | 1 | Урок изучения новых знаний | Закон Архимеда | Составление опорного конспекта | | §52. Упр. 26 | | |
51 | Лабораторная работа №8 «Выяснения условий плавания тела в жидкости» | 1 | Урок - практикум | Уметь работать с физическими приборами | Упр. 27(2) | | |
52 | Повторение вопросов: архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание | 1 | Повто- ритель- но- обоб- щающий урок | Давление. Закон Паскаля. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Закон Архимеда | Уметь воспроизводить и находить физические величины по формуле закона Архимеда | Составление обобщающей таблицы, решение задач | | Задание 16, подготовка к контрольной работе | | |
53 | Контрольная работа № 3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | 1 | Урок контроля | Решение задач | | | |
РАЗДЕЛ V. МОЩНОСТЬ И РАБОТА. ЭНЕРГИЯ (14 часов) |
54 | Работа | 1 | Урок изучения новых знаний | Работа | Знать определение работы, обозначение физической величины и единицы измерения | Составление опорного конспекта. Тест | | §53. Упр. 28(3,4) | | |
55 | Мощность | 1 | Комбинированный урок | Мощность | Знать определение мощности, обозначение физической величины и единицы измерения | Составление опорного конспекта. Тест | §54. Упр. 29 (3-6) | | |
56 | Мощность и работа | 1 | Урок проверки знаний и умений | Мощность и работа | Знать определение физических величин: работа, мощность- Уметь воспроизводить формулы, находить физические величины: работа, мощность | Проверка опорного конспекта, решение задач | | | |
57 | Рычаги | 1 | Урок изучения новых знаний | | Знать устройство рычага | Тест. Знакомство с простыми механизмами | § 55, 56. Л. № 736. Задание 18 | | |
58 | Момент силы | 1 | Комбинированный урок | | Уметь изобразить на рисунке расположение сил и найти момент силы | Решение задач | § 57, под- готовка к лабораторной работе, упр. 30(2) | | |
59 | Лабораторная работа №9 «Выяснение условий равновесия рычага» | 1 | Урок-практикум | | Уметь: - проводить экспе римент и измерять длину плеч рычага и массу грузов; - работать с физи ческими приборами | Вывод и оформление работы | §58, упр. 38, упр. 30(1, 3,4) | | |
60 | Блоки. Золотое правило механики | 1 | Комбинированный урок | | Знать устройство блока и золотое правило механики, объяснять на примерах | Физический диктант | | § 59, 60. Упр. 31(5) | | |
61 | Золотое правило механики | 1 | Урок повторения и обобщения | | Знать определения физических величин: работа, мощность, КПД, энергия | Решение за- дач. Упр. 39 | Повторить §59, 60. Подготовиться к лабораторной работе. Л. 766 | | |
62 | Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъеме тележки по наклонной плоскости» | 1 | Урок- практикум | Методы измерения работы, мощности, КПД механизмов | Знать определения физических величин: КПД механизмов. Уметь определять силу, высоту, работу (полезную и затраченную) | Вывод и оформление работы | §61 | | |
63 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии | 1 | Комбинированный урок | Кинетическая энер- гия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Методы измерения работы, мощности, энергии | Знать: - определения физических величин: энергия; - единицы измерения энергии; - закон сохранения энергии | Составление опорного конспекта | § 62, 63. Упр. 32(1,4) | | |
64 | Превращение одного вида механической энергии в другой | 1 | Комбинированный урок | Знать смысл закона сохранения энергии, приводить примеры механической энергии и ее превращения | Проверка опорного конспекта. Решение задач | §64. Л. 797 | | |
65 | Превращение одного вида механической энергии в другой | 1 | Урок повторения и обобщения | Знать определение, обозначение, формулы работы, энергии, мощности. Уметь решать задачи | Тест | Подготовка к контрольной работе | | |
66 | Контрольная работа №4 «Работа и мощность. Энергия» | 1 | Урок контроля | | Знать формулы нахождения физических величин: работа, мощность, КПД, энергия | Контрольная работа | | | | |
67 | Строение веществ, их свойства | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Базовые понятия (Стандарт) | Знать определения, обозначение, нахождение изученных величин | Тест | | Анализ контрольной работы, работа над ошибками, повторение § 1-12 | | |
ПОВТОРЕНИЕ (3 часа) |
68 | Взаимодействие тел | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Базовые понятия (Стандарт) | Знать определения, обозначение, нахождение изученных величин | Тест | | Повторение § 13-64 | | |
69 | Итоговая контрольная работа № 5 | 1 | Урок контроля | | Знают базовые понятия (Стандарт) | Итоговый контроль, проверка тетрадей | | | | |
70 | Итоговый урок | 1 | Урок закрепления знаний | Подведение итогов | Обобщение и систематизация полученных знаний. | | | | | |