СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по физике 8,9 классы составлена на основе авторской программы основного общего образования для общеобразовательных учреждений "Физика Астрономия" 7-11 классы Авторы А.В. Перышкин, Е.М. Гутник Москва 2009г.
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю: На заседании методического совета МБОУ «Новогородская СОШ №3» Зам директора по УВР Л.Ю. Самарина Директор МБОУ «Новогородская СОШ №3»: Е.А. Мясоедова Протокол № Приказ № От « » « августа » 2017 « » « августа » 2017 От « » « августа » 2017
Рабочая программа учебного предмета
Физика
8,9 класс
Составила
учитель физики
Ходусова И.В.
первая квалификационная категория
с. Новогородка
2017-18 год.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Физика» составлена на основе примерной программы основного общего образования для общеобразовательных учреждений «Физика. Астрономия» 7-11 классы, авторской программы Физика 7-9 классы. Авторы Е.М. Гутник, А.В. Перышкин Москва «Дрофа»2009 год, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, образовательной программой школы, учебным планом МБОУ «Новогородская СОШ №3», календарным учебным графиком на 2017-2018 учебный год.
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Обучение физике вносит вклад в политехническую подготовку путем ознакомления учащихся с главными направлениями научно-технического прогресса, физическими основами работы приборов, технических устройств, технологических установок.
Цели изучения физики:
освоение знаний о тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.
Для изучения программного материала в 8,9 классах отводится 70 часов. Согласно календарного рабочего графика учебный год в 2017-2018 году составляет 34 учебных недели. В 8,9 классе 68 часов согласно календарного рабочего графика учебный год в 2017-2018 году составляет 34 недели.
В задачи обучения физике входит:
— развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
— овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
— усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании, диалектического, характера физических явлений и законов;
— формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
При изучении физических теорий, мировоззренческой интерпретации законов формируются знания учащихся о современной научной картине мира. Воспитанию учащихся служат сведения о перспективах развития физики и техники, о роли физики в ускорении научно-технического прогресса.
Учебно-методическая литература
Программа для общеобразовательных учреждений «Физика. Астрономия» 7-11 классы
Физика 7-9 классы. Авторы Е.М. Гутник, А.В. Перышкин) Москва «Дрофа»2009 год
3.Физика 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений.- Перышкин А.В 2009
4. Физика 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений.- Перышкин А.В. 2013
5.Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В.И. Лукашик. М.: Просвещение 2004 г
Количество часов, на которые рассчитана программа:
Согласно базисному учебному плану общеобразовательного учреждения МБОУ «Новогородская СОШ №3» на изучение физики отведено: 8 класс 68 часов (2 часа в неделю, 34учебных недель), 9 класс — 68часов (2 часа в неделю, 34 учебных недель).
Распределение учебного материала.
класс | Всего учебных недель | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Всего часов | |
программа | факт | ||||||
8 | 34 | 18 | 14 | 22 | 16 | 70 | 70 |
9 | 34 | 18 | 14 | 22 | 14 | 68 | 68 |
Учебно – тематический план по разделам.
8 класс
№п/п | Тема | Количество часов по программе. | Количество часов по КТП |
1 | Тепловые явления. | 12 | 12 |
2 | Изменение агрегатных состояний вещества | 11 | 11 |
3 | Электрические явления. | 27 | 27 |
4 | Электромагнитные явления | 7 | 7 |
5 | Световые явления. | 9 | 9 |
6 | Резерв. | 2 | 2 |
| Итого: | 68 | 68 |
9 класс
№ п/п | Тема | Количество часов по программе. | Количество часов по КТП |
1 | Законы взаимодействия и движения тел. | 26 | 26 |
2 | Механические колебания и волны. | 10 | 10 |
3 | Электромагнитные поле. | 17 | 17 |
4 | Строение атома и атомного ядра. | 11 | 11 |
5 | Повторение | 4 | 4 |
| Итого | 68 | 68 |
Формы текущего контроля знаний, умений и навыков.
контрольная работа по материалу
проверочная работа по материалу
самостоятельная работа по теме
Сетка контрольных работ
8 класс
№ | Дата | Тема |
1 |
| Тепловые явления. |
2 |
| Изменение агрегатных состояний вещества. |
3 |
| Электрические явления. |
4 |
| Световые явления. |
9 класс
№ | Дата | Тема |
1 |
| Контрольная работа №1 «Кинематика материальной точки.» |
2 |
| Контрольная работа № 2 «Динамика материальных тел.» |
3 |
| Контрольная работа №3. «Механические колебания и волны.» |
4 |
| Контрольная работа №4 «Электромагнитное поле.» |
5 |
| Контрольная работа №5 «Строение атома и атомного ядра.» |
Содержание КИМ находится в приложении 1 к КТП рабочей программы.
Сетка лабораторных работ
8 класс
№ | Тема | Дата |
| Исследование изменения со временем температуры остывающей воды. |
|
| Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. |
|
| Измерение удельной теплоемкости твердого тела. |
|
| Измерение относительной влажности воздуха. |
|
| Сборка электрической цепи и измерение силы тока на ее различных участках. |
|
| Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. |
|
| Регулирование силы тока реостатом. |
|
| Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра. |
|
| Измерение мощности и работы тока в электрической лампе. |
|
| Сборка электромагнита и испытание его действия. |
|
| Изучение электродвигателя постоянного тока. |
|
| Исследование зависимости угла отражения от угла падения света. |
|
| Исследование зависимости угла преломления от угла падения света. |
|
| Получение изображения при помощи линзы. |
|
9 класс
№ | Тема | Дата |
|
|
|
| «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.» |
|
| «Исследование свободного падения.» |
|
| «Исследование колебаний математического маятника.» |
|
| «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины» |
|
| «Изучение явления электромагнитной индукции.» |
|
| «Наблюдение линейчатого и сплошного спектров» |
|
| «Изучение ядер урана по готовым фотографиям» |
|
| «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» |
|
| «Измерение естественного радиационного фона дозиметром» |
|
Распределение контрольных и лабораторных работ
Название | Первая четверть | Вторая четверть | Третья четверть | Четвертая четверть | Год | ||||||||||||||
Класс
|
| 8 | 9 |
| 8 | 9 |
| 8 | 9 |
| 8 | 9 |
| 8 | 9 | ||||
Контрольные работы
|
| 1 | 1 |
| 1 | 1 |
| 1 | 2 |
| 1 | 1 |
| 4 | 5 | ||||
Лабораторные работы |
| 3 | 2 |
| 1 | 2 |
| 6 | 2 |
| 4 | 3 |
| 14 | 9 |
Содержание учебного курса.
8 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
Тепловые явления 12 час.
Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Температура. Внутренняя энергия. Два способа изменении внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.
1. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.
2. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
3. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
Изменение агрегатных состояний вещества 11 час.
Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления.
Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр.
Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования.
Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе МКТ.
Преобразования энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин.
4. Измерение относительной влажности воздуха
Электрические явления. 27 час.
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, диэлекирики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда.
Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов.
Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах, растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр.
Электрическое напряжение. Вольтметр.
Электрическое сопротивление.
Закон Ома для участка цепи.
Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное сопротивление проводников.
Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.
5. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
6. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
7. Регулирование силы тока реостатом.
8. исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника.
9. Измерение работы и мощности электрического тока.
Электромагнитные явления. 7 час.
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.
10. Сборка электромагнита и испытание его действия.
11. Изучение электрического двигателя постоянного тока.
Световые явления 9час.
Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало.
Преломление света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
12. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.
13. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.
14. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.
Повторение 2 час.
9 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
Законы взаимодействия и движения тел. 26 час.
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равноускоренном движении. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрицеская системы мира.
Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона.
Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственный спутники Земли. оеИмпульс. Закон сохранения импульса.
Реактивное движение.
1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
2. Измерение ускорения свободного движения.
Механические колебания и волны. Звук. 10 час.
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).
Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука.
Электромагнитное поле. 17 час.
Однородное и неоднородное поле.
Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.
Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление Самоиндукции.
Переменный ток. Генератор переменного тока. Проебразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача энергии на расстояние.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.
Интерференция света. Электромагнитная природа света. Преломление света. Типы оптических спектров. Спектральный анализ. Поглащение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
5. Изучение явления электромагнитной индукции.
6. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.
Строение атома и атомного ядра. 11 час.
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа, бета и гамма излучения.
Опыты Резерфорда. Ядерная модель атомов.
Раиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц.
Протонно- нейтронная модель ядра. Изотопы. Правила смещения для альфа и бета распада. Деления ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
7. Изучение деления ядра атома урана по фотографиям треков.
8. Изучение треков заряженных частиц по готовы фотографиям.
Повторение 4 часа
Требования к уровню подготовки учащихся
8 класса.
Тепловые явления
Учащиеся должны знать:
Понятия: внутренняя энергия, теплопередача, теплообмен, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания топлива, температура плавления, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования.
Применение изученных тепловых процессов в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах.
Учащиеся должны уметь:
- Применять основные положения МКТ для объяснения понятия внутренняя энергия, конвекция, теплопроводности, плавления, испарения.
- Пользоваться термометром и калориметром.
- «Читать» графики изменения температуры тел при нагревании, плавлении, парообразовании.
- Решать качественные задачи с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии при различных способах теплопередачи.
- Решать задачи с применением формул:
Q=cm(t2 – t1) Q=qm Q=lm Q=Lm
Электрические и электромагнитные явления
Учащиеся должны знать:
Понятия: электрический ток, направление электрического тока, электрическая цепь, сила тока, напряжение, сопротивление, удельное сопротивление, закон Ома для участка цепи, формулы для вычисления сопротивления, работы и мощности тока, закон Джоуля – Ленца, гипотезу Ампера. Практическое применение названных понятий и законов.
Учащиеся должны уметь:
- Применять положения электронной теории для объяснения электризации тел, причины электрического сопротивления.
- Чертить схемы простейших электрических цепей, измерять силу тока, напряжение, определять сопротивление с помощью амперметра и вольтметра, пользоваться реостатом.
- Решать задачи на вычисления I, U, R, A, Q, P
- Пользоваться таблицей удельного сопротивления.
Световые явления
Учащиеся должны знать:
Понятия: прямолинейность распространения света, фокусное расстояние линзы, отражение и преломление света, оптическая сила линзы, закон отражения и преломления света.
Практическое применение основных понятий и законов в изученных оптических приборах.
Учащиеся должны уметь:
- Получать изображение предмета с помощью линзы.
- Строит изображения предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе.
- Решать качественные и расчетные задачи на законы отражения света.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса.
Учащиеся должны знать:
Понятия: материальная точка, относительность механического движения, путь, перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, вес, импульс, энергия, амплитуда, период, частота, длина волны, звук, резонанс, магнитное поле, магнитный поток, свет, атом, элементарные частицы.
Законы и принципы: законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, закон сохранения импульса и энергии, правило левой руки, модель атома Резерфорда, гипотеза Ампера.
Практическое применение: движение ИС под действием силы тяжести, реактивное движение, устройство ракеты, КПД машин, использование звуковых волн в технике, использование атомной энергии.
Учащиеся должны уметь:
· Пользоваться секундомером.
· Измерять и вычислять физические величины.
· Читать и строить графики.
· Решать простейшие задачи.
· Изображать и работать с векторами
Календарно-тематическое планирование в 8 классе
№п/п | № тем | ТЕМА | Дата | Кор дат | Оборудование | Контроль | Домаш задание |
Тепловые явления 12часов. Основная цель: дать понятие теплового движения молекулы. Ввести понятие температуры. Познакомить учащихся с основными характеристиками тепловых процессов, с тепловым движением как особом виде движения. Применять формулы на расчет количества теплоты необходимого для нагревания тела или охлаждении, удельной теплоемкости твердых тел, энергия топлива сгорания. Решать задачи по теме «Тепловые явления Учащиеся должны знать: Понятия: внутренняя энергия, теплопередача, теплообмен, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания топлива, температура плавления, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования. Применение изученных тепловых процессов в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах. Учащиеся должны уметь: Применять основные положения МКТ для объяснения понятия внутренняя энергия, конвекция, теплопроводности, плавления, испарения. Пользоваться термометром и калориметром. «Читать» графики изменения температуры тел при нагревании. Решать качественные задачи с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии при различных способах теплопередачи. Решать задачи с применением формул: Q=cm(t2 – t1) Q =qm | |||||||
1. | 1 | Инструктаж по ТБ. Тепловое движение. Температура. |
|
| Термометр. ИКТ | Тест | п.1,отв.на воп. |
2. | 2 | Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела. |
|
| Насос, сосуд закрытый пробкой. | Тест. Фронтальный опрос | п.2,отв.на воп. п.3,зад.1 |
3. | 3 | Теплопроводность. |
|
| Прибор по теплоемкости |
Тест | п.4,у.1№2 |
4. | 4 | Конвекция. Излучение. |
|
| Колба. Спиртовка. Теплоприемник. |
| п.5,у.2№1,2 п.6,у.3№2 |
5. | 5 | Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике. |
|
| ИКТ | Тест кроссворд | стр.178 п.1, сос.крос. по п.1-6 |
6. | 6 | Количество теплоты. ТБ Лабораторная работа №1. «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.» 45 мин. |
|
| Термометр. Часы. Стакан с водой. | Лабораторная работа | п.7, вып.мат.обр.рез. |
7. | 7 | Удельная теплоемкость. |
|
|
|
| п.8-9,у.4№2 |
|
|
|
|
| |||
8. | 8 | ТБ Лабораторная работа №2. «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.» 45 мин |
|
| Термометр.. Стакан с водой. | Лабораторная работа | пов.п.8-9, вып.мат.выч |
9. | 9 | ТБ Лабораторная работа №3. «Измерение удельной теплоемкости твердого тела». 45 мин. |
|
|
|
| пов.п.9, вып.мат.выч |
10. | 10 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. |
|
| Коллекция различных видов топлива. | Решение задач Тест | п.10-11,у.5№3 |
11. | 11 | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Подготовка к контрольной работе. |
|
|
|
| стр.181 п.2, отв.на воп. |
12. | 12 | Контрольная работа«Тепловые явления». 45 мин |
|
|
| Контрольная работа | пов.п.8-9, реш.зад.из тетради |
Изменение агрегатных состояний вещества 11 часов Учащиеся должны знать: Понятия: внутренняя энергия, теплопередача, теплообмен, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания топлива, температура плавления, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования. Применение изученных тепловых процессов в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах. Учащиеся должны уметь: Применять основные положения МКТ для объяснения понятия внутренняя энергия, конвекция, теплопроводности, плавления, испарения. Пользоваться термометром и калориметром. «Читать» графики изменения температуры тел при нагревании, плавлении, парообразовании. Решать качественные задачи с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии при различных способах теплопередачи. Решать задачи с применением формул: Q=lm Q=Lm | |||||||
13. | 1 | Работа над ошибками. Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания. |
|
|
| Краткий конспект | п.12-14,у.7№3-5 |
14. | 2 | Удельная теплота плавления. |
|
|
| Решение задач | п.15,у.18№2,3 |
15. | 3 | Решение задач. |
|
|
|
| стр.183 п.3 изуч.сам. |
16. | 4 | Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. |
|
|
| Решение задач. Физический диктант | п.16-17, у.9№2,3 |
17. | 5 | Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. |
|
|
| Тест. Фронтальный опрос | п.18,20,у.10№2 |
18. | 6 | Решение задач на определение количества теплоты при испарении и конденсации. |
|
|
| Решение задач. | пов.п.20,у.10№5 |
19. | 7 | Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. ТБ Лабораторная работа №4 «Измерение относительной влажности воздуха». 25 мин. |
|
| Психрометр. Термометр. ИКТ | Лабораторная работа | п.19, отв.на воп. |
20. | 8 | Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. |
|
| Модель ДВС | Устный опрос | п.21-22, отв.на воп. |
21. | 9 | Паровая турбина. КПД теплового двигателя. |
|
| Модель паровой турбины | ОК | п.23-24,задание5 |
22. | 10 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. |
|
|
| Решение задач. |
|
23. | 11 | Контрольная работа №3. «Изменение агрегатных состояний вещества.» 45 мин. |
|
|
| Контрольная работа | пов.п.16-24, реш.зад.из тетради |
Электрические явления 27часов Основная цель: познакомить учащихся с явлением электризации тел. Доказать существование двух типов зарядов и объяснить их взаимодействие. Находить в периодической системе элементов Менделеева проводники и диэлектрики. Принцип действия и назначение электроскопа. Измерять и находить по показаниям приборов значение физических величин. Решать задачи по теме «Электрические явления» Учащиеся должны знать: понятия электрический ток, направление электрического тока, электрическая цепь, сила тока, напряжение, сопротивление, удельное сопротивление, закон Ома для участка цепи, формулы для вычисления сопротивления, работы и мощности тока, закон Джоуля – Ленца, гипотезу Ампера. Практическое применение названных понятий и законов. Учащиеся должны уметь: Применять положения электронной теории для объяснения электризации тел, причины электрического сопротивления. Чертить схемы простейших электрических цепей, измерять силу тока, напряжение, определять сопротивление с помощью амперметра и вольтметра, пользоваться реостатом. Решать задачи на вычисления I, U, R, A, Q, Пользоваться таблицей удельного сопротивления. | |||||||
24. | 1 | Работа над ошибками. Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. |
|
| Электрические султанчики. Электрофорная машина. | Физический диктант | п.25.26,отв.на воп. |
25. | 2 | Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. |
|
| Электрометр | Тест. Кроссворд | п.27,отв.на воп. |
26. | 3 | Электрическое поле. |
|
|
| ОК | п.28, отв.на воп. |
27. | 4 | Делимость электрического заряда. Строение атомов. |
|
| Электрометры. Металлический стержень на изолирующей ручке. | Тест | п.29-30,у11№1 |
28. | 5 | Объяснение электрических явлений. |
|
|
| Тест | п.31,у.12№2 |
29. | 6 | Электрический ток. Источники электрического тока. |
|
| Приборы для сборки простейшей электрической цепи |
| п.32,задание6 |
30. | 7 | Электрическая цепь и ее составные части. |
|
|
| Исследовательская работа. Диктант | п.33,у.13№1 |
31. | 8 | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление тока. |
|
| Оборудование для демонстрации химического действия тока. Электромагнит. Спираль. | тест | п.34-36,у.13№4 |
32. | 9 | Сила тока. Единицы силы тока. |
|
|
| ОК | п.37,у.14№1,2 |
33. | 10 | Амперметр. Измерение силы тока. ТБ Лабораторная работа №5. «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.» 35 мин. |
|
| Приборы для сборки электрической цепи: амперметр, ключ, источник тока, провода, резистор. | Лаборатор работа | п.38,у.15№1,3 |
34. | 11 | Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. |
|
| Приборы для сборки электрической цепи: вольтметр, ключ, источник тока, провода, два резистора, амперметр, реостат, набор сопротивлений | ОК Тест | п.39-41,у.16№1 |
35. | 12 | Электрическое сопротивление проводников. ТБ Лабораторная работа №6. «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи». 35 мин. |
|
| Лабораторная работа | п.43,у.18№1,2 | |
36. | 13 | Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. |
|
| Тест. Решение задач | п.42,44,у.19№2,4 | |
37. | 14 | Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. |
|
| Решение задач Диктант | п.45-46,у.20№2б | |
38. | 15 | Реостаты. ТБ Лабораторная работа №7. «Регулирование силы тока реостатом». 35 мин. |
|
|
Лабораторная работа | п.47.у21№2,3 | |
39. | 16 | ТБ Лабораторная работа №8. «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.» 45 мин. |
|
|
| пов.п.47,у.20№3 | |
40. | 17 | Последовательное соединение проводников. |
|
| Практическая работа | п.48,у22№1 | |
41. | 18 | Параллельное соединение проводников. |
|
|
| п.49,у.23№2,3,5 | |
42. | 19 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. |
|
|
| Решение задач Диктант | пов.п.48,49,у21№4 |
43. | 20 | Работа электрического тока. Кратковременная контрольная работа №5. «Электрический ток. Соединение проводников.» 30 мин. |
|
|
| Контрольная работа | п.50.у.24№1,2 |
44. | 21 | Работа над ошибками. Мощность электрического тока. |
|
|
| Тест | п.51,у25№1,4 |
45. | 22 | ТБ Лабораторная работа №9. «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.» 45 мин. |
|
| Лабораторная работа | пов.п.51,52,у.25№2 | |
46. | 23 | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля -Ленца. |
|
|
| Решение задач
| п.53,у.27№1,4 |
47. | 24 | Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. |
|
|
| Сообщение | п.54,у.26№2 |
48. | 25 | Короткое замыкание. Предохранители. |
|
|
| Кроссворд | п.55,у.26№3 |
49. | 26 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. |
|
|
| Решение задач Тест. Диктант | пов.п.51-55,реш.зад.из тетради |
50. | 27 | Контрольная работа №6. «Электрические явления».45 мин. |
|
|
| Контрольная работа | решить кроссворд |
Электромагнитные явления 7часов Основная цель: Рассмотреть магнитное поле и его физический смысл. Устройство электроизмерительных приборов, объяснять их работу. Объяснить наличие магнитного поля Земли и его влияние. Учащиеся должны знать понятие магнитного поля, линий магнитного поля, свойства магнитного поля. Знать, что представляют собой магниты, что такое электромагнит. Где они нашли применение. Знать какое значение имеет магнитное поле для Земли. Уметь объяснять основные явления. | |||||||
51. | 1 | Работа над ошибками. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. |
|
| 1С образования | Фронтальный опрос | п.56,57,отв.на воп. |
52. | 2 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. ТБ Лабораторная работа №10. «Сборка электромагнита и испытание его действия».35 мин |
|
| Электромагниты | Лабораторная работа | п.58,у.28№1,3 |
53. | 3 | Применение электромагнитов. |
|
|
| Сообщение | пов.п.58.у.28№2 |
54. | 4 | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянного магнита. Магнитное поле Земли. |
|
| Магниты полосовые и дугообразные. | Исследовательская работа | п.59-60.зад.10 |
55. | 5 | Действия магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. |
|
|
| Тест | п.61.зад.11№2 |
56. | 6 | ТБ Лабораторная работа №11. «Изучение электромагнитного двигателя постоянного тока (на модели)». 45 мин. |
|
|
| Лаборатор работа | пов.п.59-61,отв.на воп. |
57. | 7 | Устройство электромагнитных приборов. Кратковременная контрольная работа №7. «Электромагнитные явления.» 30 мин. |
|
|
| Контрольная работа | пов.п.61,зад.11№1 |
Световые явления 9 часов Основная цель: познакомить учащихся с естественными и искусственными источниками света. Разъяснить закон прямолинейного распространения света. Объяснить природу солнечных и лунных затмений. Строить изображения даваемые линзой. Решать задачи по теме «Световые явления». Учащиеся должны знать: Понятия: прямолинейность распространения света, фокусное расстояние линзы, отражение и преломление света, оптическая сила линзы, закон отражения и преломления света. Практическое применение основных понятий и законов в изученных оптических приборах. Учащиеся должны уметь: Получать изображение предмета с помощью линзы. Строит изображения предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе Решать качественные и расчетные задачи на законы отражения света. | |||||||
58. | 1 | Работа над ошибками. Источники света. Распространение света. |
|
| Различные виды источников тока | Работа с текстом | п.62.у.29№1 |
59. | 2 | Отражение света. Закон отражения света .ТБ Лабораторная работа №12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света».35 мин |
|
|
| Лабораторная работа | п.63,у.30№2,3 |
60. | 3 | Плоское зеркало. |
|
|
| ОК | п.64,у.31№2 |
61. | 4 | Преломление света. ТБ Лабораторная работа №13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света».35 мин. |
|
| призма Линзы, экран | Лаборатор работа | п.65,у.32№3 |
62. | 5 | Линзы. Оптическая сила линзы. |
|
|
| Индивидуал работа по карточкам | п.66,у.33№1 |
63. | 6 | Изображения, даваемые линзой. |
|
|
|
| п.67.у.34№1 |
64. | 7 | ТБ Лабораторная работа №14. «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображения при помощи линзы». Подготовка к контрольной работе.25 мин. |
|
|
| Лабораторная работа | пов.п.62-67,у.34№3 |
65. | 8 | Контрольная работа №8. «Световые явления». 45 мин |
|
|
| Контрольная работа | пов.п.62-67,у.34№4
|
66. | 9 | Работа над ошибками. Выполнение итогового теста. |
|
|
| Тест | Подготовить сообщение о ученых физиках. |
Повторение 2 часа | |||||||
67 | 1 | Поле чудес «Великие ученые». |
|
|
|
| Повторить формулы движения, графики функций. |
68 | 2 | Интегрированный урок «Физика плюс математика» |
|
|
|
| Повторить тему электрические явления. |
Календарно-тематическое планирование в 9 классе
№ п/п | № тем | Т Е М А | Дата | Кор Дат | Оборудование | Контроль | Домашнее задание | ||||||||
Законы взаимодействия и движения тел. 26 ч. Основная цель: Объяснить необходимость изучения механики. Сформировать у учащихся представление о материальной точки. Понятие скорости как векторной величины. Научить описывать движение различными способами. Понятие прямолинейное равноускоренное движение, уметь описывать и объяснять. Решать графические задачи. Применять изученные законы к решению комбинированных задач по механике. Рассмотреть законы Ньютона. Формулу, единицы измерения физических величин в СИ. Решать задачи на расчет скорости и высоты при свободном падении . Зависимость ускорения свободного падения от широты и высоты над Землей. Учащиеся должны знать: понятия материальная точка, относительность механического движения, путь, перемещение, скорость, ускорение, Законы и принципы:законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, закон сохранения импульса и энергии. Практическое применение: движение ИС под действием силы тяжести, реактивное движение, устройство ракеты, КПД машин, Учащиеся должны уметь: пользоваться секундомером, измерять и вычислять физические величины, читать и строить графики, решать простейшие задачи, изображать и работать с векторами. | |||||||||||||||
1. | 1. | Инструктаж по ТБ. Материальная точка. Система отсчета. |
|
| ИКТ | Тест Фронтальный опрос | п.1,у.1№2,4 | ||||||||
2. | 2. | Перемещение. |
|
|
|
| п.2,у.2№1,2 | ||||||||
3. | 3. | Определение координаты движущегося тела. |
|
|
|
| п.3,у.3№1 | ||||||||
4. | 4. | Перемещение при равномерном прямолинейном движении. |
|
|
| тренажер | п.4.у.4№1,2 | ||||||||
5. | 5. | Равноускоренное движение. Ускорение. |
|
|
| тренажер | п.5,у.5№2,3 | ||||||||
6. | 6. | Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. |
|
|
| Решение задач | п.6,у.6№4,5 | ||||||||
7. | 7. | Перемещение при равноускоренном движении. |
|
| ИКТ | Тест | п.7,у.7№2 | ||||||||
8. | 8. | Перемещение тела при равноускоренном движении без начальной скорости. |
|
| ИКТ | Тест | п.8,у.8№2 вып.мат.обр. результатов | ||||||||
9. | 9 | ТБ Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.»45 мин. |
|
|
| Лабораторная работа | пов.п.8,вып.мат.обр. результатов | ||||||||
10. | 10. | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. |
|
|
| Решение задач | пов.п.1-8,реш.зад. из тетради | ||||||||
11. | 11. | Контрольная работа №1 «Кинематика материальной точки.» 45 мин |
|
|
| Контрольная работа | пов.п.8,отв.на воп. | ||||||||
12. | 12. | Анализ контрольной работы. Относительность движения. |
|
|
| Фронтальная беседа | п.9,у.9№4,5 | ||||||||
13. | 13. | Первый закон Ньютона. |
|
| ИКТ | Краткий конспект. Тест | п.10,отв.на воп. | ||||||||
14. | 14. | Второй закон Ньютона. |
|
|
|
| п.11,у.11№2 | ||||||||
15. | 15. | Третий закон Ньютона. |
|
|
|
| п.12,у.12№3 | ||||||||
16. | 16. | Свободное падение тел. |
|
|
| Фронтальный опрос | п.13,у.13№2 | ||||||||
17. | 17. | Движение тела. Брошенного вертикально вверх. |
|
|
| Фронтальный опрос | п.14,упр.4 | ||||||||
18. | 18. | БТ Лабораторная работа №2 «Исследование свободного падения.» 45 мин |
|
|
| Лабораторная работа | пов.п.14,отв.на воп. | ||||||||
19. | 19. | Закон всемирного тяготения. |
|
|
| Диктант | п.15,у.15№3 | ||||||||
20. | 20. | Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. Движение тела по окружности. |
|
|
| Решение задач | п.16,у.16№ 2,3 п.18,19,у.17№2 | ||||||||
21. | 21. | Решение задач. Движение по окружности. |
|
|
|
| п.17,у.18№2,4 | ||||||||
22. | 22. | Искусственные спутники Земли. |
|
|
| Сообщение | п.20,у.19№2 | ||||||||
23. | 23. | Импульс тела. Закон сохранения импульса. |
|
| ИКТ | Решение задач. Тест. | п.21,22,у.21№1 | ||||||||
24. | 24. | Реактивное движение. Ракеты. |
|
|
| Сообщение | п.23,у.22№2 | ||||||||
25. | 25. | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. |
|
|
| Решение задач. | пов.п.15-23,у.20№2 | ||||||||
26. | 26. | Контрольная работа № 2 «Динамика материальных тел.» 45 мин |
|
|
| Контрольная работа | пов.п.15-23,реш.зад. из тетради | ||||||||
Механические колебания и волны. 10ч. Основная цель: Сформировать у учащихся представления о колебательном движении, изучить свойства и основные характеристики периодических (колебательных) движений. Объяснять особенности распространения звука в различных средах. Научить решать задачи по теме «Механические колебания и волны. Звук». Учащиеся должны знать понятия: амплитуда, период, частота, длина волны, звук, резонанс. Практическое применение: использование звуковых волн в технике, Учащиеся должны уметь: пользоваться секундомером, измерять и вычислять физические величины, читать и строить графики, решать простейшие задачи. | |||||||||||||||
27. | 1. | Анализ контрольной работы. Колебательное движение. Свободные колебания. Маятник. |
|
| ИКТ | ОК | п.24-25,у.23№1 | ||||||||
28. | 2. | Величины, характеризующие колебательные движения. |
|
|
| Тест | п.26,у.24№2,4 | ||||||||
29. | 3. | ТБ Лабораторная работа №3. «Исследование колебаний математического маятника» 45 мин |
|
| Маятник | Лабораторная работа | п.27,у.24№3 | ||||||||
30. | 4. | Превращение энергии при колебательном движении. ТБ Лабораторная работа №4. «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины» 35 мин. |
|
| Тело на пружине. |
| п.28,у.25№1 | ||||||||
31. | 5. | Распространение колебаний в среде. Волны. |
|
|
| Решение задач. Устный опрос | п.31,32,у.27№2,3 | ||||||||
32. | 6. | Длина и скорость волны. |
|
| Труба для определения длины волны в воздухе. | Решение задач. Устный опрос Тест | п.33,у.28№3 | ||||||||
33. | 7. | Источники звука. Звуковые колебания. |
|
| Камертоны | Работа с текстом | п.34,у.29 | ||||||||
34. | 8. | Высота и тембр звука. Громкость. |
|
|
| Фронтальный опрос | п.35,36,у.30№2 | ||||||||
35. | 9. | Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука. Эхо |
|
| ИКТ | ОК |
| ||||||||
36. | 10. | Контрольная работа №3. «Механические колебания и волны.» 45 мин. |
|
|
| Контрольная работа |
| ||||||||
Электромагнитное поле 17ч Основная цель: Представление о магнитном поле. Научится применять правило левой руки. Ввести понятие индукции магнитного поля. Магнитного потока. Рассмотреть механизм распространения электромагнитных волн, зависимость свойств излучений от их длины. Учащиеся должны знать: Понятия: магнитное поле, магнитный поток. Законы и принципы:правило левой руки, гипотеза Ампера. Практическое применение: устройство и принцип работы генератора. Учащиеся должны уметь: Измерять и вычислять физические величины. Решать простейшие задачи. | |||||||||||||||
37. | 1. | Магнитное поле. Работа над ошибками. |
|
|
| Работа с текстом | п.43,44 ,у.33№1 | ||||||||
38. | 2. | Направление поля прямого тока. |
|
|
|
| п.45,у.35№3 | ||||||||
39. | 3. | Правило левой руки. |
|
|
| Практические задания | п.46,у.36№3 | ||||||||
40. | 4. | Индукция магнитного поля. |
|
|
| Опрос | п.47,у.37№1 | ||||||||
41. | 5. | Магнитный поток. |
|
| ИКТ |
| п.48,у.38 | ||||||||
42. | 6. | Решение задач на определение величин, характеризующих магнитное поле. |
|
|
| Решение задач |
| ||||||||
43. | 7. | Явление электромагнитной индукции. |
|
| Гальванометр катушка | Опрос. Ответы на вопросы | п.49,у.39№2 | ||||||||
44. | 8. | ТБ Лабораторная работа №5 «Изучение явления электромагнитной индукции.» 45 мин |
|
| Оборудование для лабораторной работы | Лабораторная работа | пов.п.49,у.39№1 | ||||||||
45. | 9. | Получение переменного электрического тока. |
|
| Таблица | Фронтальный опрос. Тест. Решение задач | п.50,у.40№2 | ||||||||
46. | 10. | Электромагнитное поле. |
|
| ИКТ |
| п.51,у.41 | ||||||||
47. | 11. | Электромагнитные волны. |
|
|
|
| п.52,у.42№2,4 | ||||||||
48. | 12. | Конденсатор. Колебательный контур. Решение задач. |
|
|
| Решение задач | п.53,54,отв.на воп. | ||||||||
49. | 13. | Электромагнитная природа света. |
|
| ИКТ | Работа с дополнительн литературой. | пов.п.43-54,реш.зад. из тетради | ||||||||
50. | 14 | ТБ Лабораторная работа №6 «Наблюдение линейчатого и сплошного спектров» 45 мин |
|
| Спектральные трубки, | Лабораторная работа |
| ||||||||
51. | 15 | Решение задач |
|
|
| Решение задач |
| ||||||||
52. | 16 | Контрольная работа №4 «Электромагнитное поле» 45 мин |
|
|
| Контрольная работа | пов.п.43-54,сост.крос. | ||||||||
53. | 17 | Обобщение материала по теме Электромагнитное поле. |
|
|
|
|
| ||||||||
Строение атома и атомного ядра.11 ч Основная цель: познакомить учащихся с ядерной моделью строения атома. Рассмотреть современные методы обнаружения и исследования заряженных частиц в ядерных превращениях. Устройство ядерного реактора. Преимущества и недостатки атомных электростанций. Правила защиты от радиоактивных излучений. Сформировать умение решать задачи по теме «Строение атома и атомного ядра» Учащиеся должны знать: понятия свет, атом, элементарные частицы, модель атома Резерфорда. Практическое применение: использование атомной энергии. Учащиеся должны уметь: измерять и вычислять физические величины, решать простейшие задачи. | |||||||||||||||
54. | 1. | Радиоактивность. Модели атомов. Опыт Резерфорда. |
|
| ИКТ 1С Образование | Тест | п.55,отв.на воп. п.56,отв.на воп. | ||||||||
55. | 2. | Радиоактивные превращения атомных ядер. |
|
|
| Решение задач | п.57,у.43№2,4 | ||||||||
56. | 3. | Экспериментальные методы исследования частиц. ТБ Лабораторная работа №8 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» 35 мин. |
|
| Фотографии частиц | Лабораторная работа | п.58,у.43№3 | ||||||||
57. | 4. | Открытие протонов и нейтронов. |
|
| ИКТ 1С Образование | Сообщение | п.59-60,у.44 | ||||||||
58. | 5. | Состав атомного ядра. |
|
|
| Тест | п.61-63,у.45№2 | ||||||||
59. | 6. | Энергия связи. Дефект масс. |
|
|
| Решение задач | п.64-65,у.47№2 | ||||||||
60. | 7. | Деление ядер урана. ТБ Лабораторная работа №7«Изучение ядер урана по готовым фотографиям» 35 мин. |
|
|
| Лабораторная работа | п.66,67,отв.на воп. | ||||||||
61. | 8. | Ядерный реактор. Атомная энергетика. |
|
| Таблица | Сообщение | п.68,отв.на воп. п.69,под.сообщения | ||||||||
62. | 9. | Биологическое действие радиации. ТБ Лабораторная работа №9 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром» 35мин. |
|
|
| Лабораторная работа | п.70,71под.сообщения | ||||||||
63. | 10. | Термоядерная реакция. |
|
| Таблица | Работа с дополнительн литературой | п.72,отв.на воп. | ||||||||
64. | 11. | Контрольная работа №5 «Строение атома и атомного ядра.» |
|
|
| Контрольная работа | пов.п.55-73, составить кроссворд | ||||||||
Повторение 4 часа |
|
| |||||||||||||
65. | 1 | Решение задач на законы движения материальной точки. |
|
|
| Решение задач Тесты | Повторить з-н Ньютона | ||||||||
66. | 2 | Тестирование в рамках промежуточной аттестации. 45 мин |
|
|
| тесты | Повторить закон сохранения энергии | ||||||||
67. | 3 | Решение задач на законы сохранения энергии |
|
|
|
| Закон сохранения импульса | ||||||||
68. | 4 | Решение задач на законы сохранения импульса |
|
|
|
| Определение силы Ампера ее направление |
Оснащенность образовательного процесса учебным оборудованием для выполнения лабораторных работ в 7 классе. (в классе 6 учащихся)
№ | Лабораторные работы | Наименования оборудования | Необходимый минимум | Кол оборуд в наличие | % оснащ |
1. | «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности» | Измерительные приборы | 1 комплект на ученика | 6 | 100% |
2 | «Измерение размеров малых тел» | Линейка, тела малых размеров | 1 комплект на ученика | 6 | 100% |
3. | «Изучение пути от времени при прямолинейном движении. Измерения скорости» | трубка стеклянная длиной не менее 200 мм с водой, стеариновым шариком и тремя резиновыми метроном (один на класс), линейка измерительная.
|
| 6 |
|
4. | «Измерение массы тела на рычажных весах» | Весы с разновесами, тело массу которого нужно измерить. | 1 комплект на ученика | 6 | 100% |
5. | «Измерение объема тела» | Мензурка, тело объем которого нужно определить. | 1 комплект на ученика | 6 | 100% |
6. | «Определение плотности вещества твердого тела» | Весы с разновесами, мензурка, тело плотность которого нужно определить. | 1 комплект на ученика | 6 | 100% |
7 | «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины» | Динамометр, линейка, набор тел массой 100 г | 1 комплект на ученика | 6 | 100% |
8 | «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления». | Динамометр, линейка, трибометр | 1 комплект на ученика | 6 | 100% |
9. | «Определение центра тяжести плоской пластины» | Пластина неправильной формы | 1 комплект на ученика | 6 | 100% |
10 | «Измерение давления твердого тела на опору» | Динамометр, линейка, брусок деревянный. | 1 комплект на ученика | 6 | 100% |
11 | «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | Динамометр, сосуд с водой и насыщенным раствором соли, тело. | 1 комплект на ученика | 6 | 100% |
12 | «Выявление условий плавания тела в жидкости» | Мензурка, пробирка с песком, весы | 1 комплект на ученика | 6 | 100% |
13 | «Выяснение условия равновесия рычага» | Рычаг, набор грузов массой 100г, линейка, динамометр. | 1 комплект на ученика | 6 | 100% |
14 | «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | Наклонная плоскость штатив, линейка, брусок. | 1 комплект на ученика | 6 | 100% |
Оснащенность образовательного процесса учебным оборудованием для выполнения лабораторных работ в 8 классе. (в классе 10 учащихся)
№ | Лабораторные работы | Наименования оборудования | Необходимый минимум | Кол оборудования в наличие | % оснащ |
1. | Исследование изменения со временем температуры остывающей воды. | Стакан с горячей водой, термометр | 1 комплект на 2 ученика | 5 | 100% |
2 | Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. | Калориметр,100г горячей и холодной воды, стакан, термометр | 1 комплект на 2 ученика | 5 | 100% |
3. | Измерение удельной теплоемкости твердого тела. | Калориметр,100г горячей и холодной воды, стакан, термометр, тело неизвестной теплоемкости |
| 5 |
|
4. | Измерение относительной влажности воздуха. | Термометр, психрометрическая таблица | 1 комплект на 2 ученика | 5 | 100% |
5. | Сборка электрической цепи и измерение силы тока на ее различных участках. | Амперметр, вольтметр, источник тока, ключ, соединительные провода, резистор | 1 комплект на 2 ученика | 5 | 100% |
6. | Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. | Амперметр, вольтметр, источник тока, ключ, соединительные провода, резистор | 1 комплект на 2 ученика | 5 | 100% |
7 | Регулирование силы тока реостатом. | Амперметр, вольтметр, источник тока, ключ, реостат, соединительные провода | 1 комплект на 2 ученика | 5 | 100% |
8 | Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра. | Амперметр, вольтметр, источник тока, ключ, соединительные провода, резистор | 1 комплект на 2 ученика | 5 | 100% |
9. | Измерение мощности и работы тока в электрической лампе. | Амперметр, вольтметр, источник тока, ключ, соединительные провода, резистор | 1 комплект на 2 ученика | 5 | 100% |
10 | Сборка электромагнита и испытание его действия. |
| 1 комплект на 2 ученика | 5 | нет |
11 | Изучение электродвигателя постоянного тока. |
| 1 комплект на 2 ученика | 5 | нет |
12 | Исследование зависимости угла отражения от угла падения света. | Источник тока, лампочка, ключ, реостат, соединительныепровода, экран с узкой щелью, транспортир, плоское зеркало с держателем. | 1 комплект на 2 ученика | 5 | 100% |
13 | Исследование зависимости угла преломления от угла падения света. | Стеклянная пластина с параллельными гранями, транспортир, линейка, источник света, лампочка, ключ, соединительные провода, экран с узкой щелью. | 1 комплект на 2 ученика | 5 | 100% |
14 | Получение изображения при помощи линзы. | Линза собирающая, экран со щелью, источник света, линейка | 1 комплект на 2 ученика | 5 | 100% |
Оснащенность образовательного процесса учебным оборудованием для выполнения лабораторных работ в 9 классе. (в классе 15учащихся)
№ | Лабораторные работы | Наименования оборудования | Необходимый минимум | Кол оборудования в наличие | % |
1. | «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.» | Желоб, шарик, линейка, часы | 1 комплект на 3 ученика | 4 | 100% |
2 | «Исследование свободного падения.» |
| 1 комплект на 3 ученика | 4 | 100% |
3. | «Исследование колебаний математического маятника.» | Штатив, шарик на нити, часы, линейка |
| 4 |
|
4. | «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины» | Пружина, тела массой 100г | 1 комплект на 3 ученика | 4 | 100% |
5. | «Изучение явления электромагнитной индукции.» | Катушка-моток, магнит, миллиамперметр, соединительные провода, ключ. | 1 комплект на 3 ученика | 4 | 100% |
6. | «Наблюдение линейчатого и сплошного спектров» | генератор «Спектр», спектральные трубки с водородом, криптоном, неоном, источник питания, соединительные провода, стеклянная пластинка со скошенными гранями, лампа с вертикальной нитью накала, призма прямого зрения. |
1 комплект класс |
| 100% |
7 | «Изучение ядер урана по готовым фотографиям» | Фотографии треков заряженных частиц | 1 комплект на 3 ученика | 4 | 100% |
8 | «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» | Фотографии треков заряженных частиц, полученных в камере Вильсона. | 1 комплект на 3 ученика | 4 | 100% |
9. | «Измерение естественного радиационного фона дозиметром» | Дозиметр бытовой, инструкция по его использованию.
| 1 комплект на 3 ученика | 4 | нет |
Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся по физике
При оценке ответов учащихся учитываются следующие знания:
о физических явлениях:
признаки явления, по которым оно обнаруживается;
условия, при которых протекает явление;
связь данного явлении с другими;
объяснение явления на основе научной теории;
примеры учета и использования его на практике;
о физических опытах:
цель, схема, условия, при которых осуществлялся опыт, ход и результаты опыта;
о физических понятиях, в том числе и о физических величинах:
явления или свойства, которые характеризуются данным понятием (величиной);
определение понятия (величины);
формулы, связывающие данную величину с другими;
единицы физической величины;
способы измерения величины;
о законах:
формулировка и математическое выражение закона;
опыты, подтверждающие его справедливость;
примеры учета и применения на практике;
условия применимости (для старших классов);
о физических теориях:
опытное обоснование теории;
основные понятия, положения, законы, принципы;
основные следствия;
практические применения;
границы применимости (для старших классов);
о приборах, механизмах, машинах:
назначение; принцип действия и схема устройства;
применение и правила пользования прибором.
Физические измерения.
Определение цены деления и предела измерения прибора.
Определять абсолютную погрешность измерения прибора.
Отбирать нужный прибор и правильно включать его в установку.
Снимать показания прибора и записывать их с учетом абсолютной погрешности измерения. Определять относительную погрешность измерений.
Следует учитывать, что в конкретных случаях не все требования могут быть предъявлены учащимся, например знание границ применимости законов и теорий, так как эти границы не всегда рассматриваются в курсе физики средней школы.
Оценке подлежат умения:
применять понятия, законы и теории для объяснения явлений природы, техники; оценивать влияние технологических процессов на экологию окружающей среды, здоровье человека и других организмов;
самостоятельно работать с учебником, научно-популярной литературой, информацией в СМИ и Интернете ;
решать задачи на основе известных законов и формул;
пользоваться справочными таблицами физических величин.
При оценке лабораторных работ учитываются умения:
планировать проведение опыта;
собирать установку по схеме;
пользоваться измерительными приборами;
проводить наблюдения, снимать показания измерительных приборов, составлять таблицы зависимости величин и строить графики;
составлять краткий отчет и делать выводы по проделанной работе.
Следует обращать внимание на овладение учащимися правильным употреблением, произношением и правописанием физических терминов, на развитие умений связно излагать изучаемый материал.
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу;
строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий;
может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»‚ но учащийся не использует собственный план ответа, новые примеры, не применяет знания в новой ситуации, не использует связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «З» ставится, если большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования формул.
Оценка «2» ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.
Оценка лабораторных работ:
Оценка «5»ставится в том случае, если учащийся: выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
в отчете правильно и аккуратно выполнял все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графика, вычисления;
правильно выполнил анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится в том случае, если были выполнены требова ния к оценке «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки
Оценка «З» ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2»ставится, если результаты не позволяют сделать правильных выводов, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей
работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов. Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.