СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 8 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физике 8 класс. Только тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 8 класс»

Рабочая программа по физике 8 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы по физике, составленной в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования. При её разработке использовались материалы УМК «Физика» для 7-9 классов:

  • Учебники «Физика» 7, 8, 9 классы. Автор А.В. Перышкин (7, 8 классы); А.В. Перышкин, Е.М. Гутник (9 класс)

  •  Рабочая тетрадь «Физика» 8 класс. Авторы: Т.А. Ханнанова, Н.К. Ханнанов

  • Тесты «Физика» 7, 8, 9 классы. Авторы: Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова

  • Дидактические материалы «Физика» 7, 8, 9 классы. Авторы: А.Е. Марон, Е.А. Марон

  • Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 классы. Авторы: А.Е. Марон, С.В. Позойский, Е.А. Марон

  • Тематическое и поурочное планирование. 7, 8, 9 классы. Авторы: Е.М. Гутник, Е.В. Рыбакова

  • Учимся решать задачи. 7, 8, 9 классы. Авторы: И.Г. Власова, В.В. Тихонов.

Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Базовая программа по физике дает возможность учащимся получить основные представления о физических объектах, явлениях и процессах, которые необходимы современному человеку, приобрести умения описывать и объяснять физические явления и свойства тел, научиться использовать полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни, развить интеллектуальные и творческие способности.

Для решения поставленных задач в процессе обучения физике основное внимание уделяется организации усвоения знаний на основе знакомства с методами научного познания и использовании современных технологий развивающего обучения.

Цели изучения физики

Изучение физики в соответствии с государственным стандартом в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о тепловых и электромагнитных явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества и сохранения его среды обитания, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Основной особенностью данной программы является качественно новый уровень межпредметных связей с математикой, обеспечивающий повышение эффективности подготовки учащихся к ОГЭ как по физике, так и по математике. Для этого в каждом разделе программы предусмотрено выполнение заданий межпредметного содержания из раздела «Реальная математика» ОГЭ по математике, а также особое внимание уделено анализу функций различных видов и их графиков. Большое место отводится решению физических задач, которые требуют математических преобразований. Уделяется внимание и тому, что знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Данная программа направлена на внутреннюю дифференциацию обучения, учитывающую специфику образовательного учреждения. В частности, предусмотрена индивидуальная работа по углублению знаний для отдельных учащихся.

Программа также учитывает специфику воспитательного процесса православной гимназии. В ней предусмотрено формирование современной научной картины мира на основе анализа не противоречия Православному мировоззрению. Выбранный учебник позволяет решать поставленную задачу наиболее эффективно.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Данная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

• использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

• формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

• овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

• приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

• владение монологической и диалогической речью, развитие способности

понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

• овладение умениями контроля и оценки своей деятельности, а также умением предвидеть её возможные результаты.

• организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует госстандарту.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

смысл понятий: физическое явление, физический закон, атом, атомное ядро, взаимодействие;

смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники;

• контроля за исправностью электропроводки.

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение  и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4»- если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

                                              ПЕРЕЧЕНЬ ОШИБОК

 Грубые ошибки

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения.

  2. Неумение выделить в ответе главное.

  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений.

  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты, или использовать полученные данные для выводов.

  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

  7. Неумение определить показание измерительного прибора.

  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  4. Нерациональный выбор хода решения.

Недочёты

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в вычислении, преобразовании и решении задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.

      

(   Методическое пособие для  учителей физики. МИОО )



Место предмета в учебном плане

Программой предусмотрено проведение 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Контрольных работ – 4 .

Лабораторных работ – 11 .

Календарно-тематическое планирование представлено в таблице 2, анализ количества часов, отведенных на изучение каждой темы, на соответствие примерной программе в таблице 1.


































Таблица 1

Тема

Моя программа, часы

При-мер-ная про-грам-ма, часы

Анализ расхождений

7 кл

8 кл

9 кл



Физика и физические методы изучения природы

3



6

Содержание данной темы включено в уроки обобщения по основным разделам физики, что позволяет на конкретных примерах показать логику и методы изучения природы

Механические явления

59

40


57

Механические явления представляют собой наиболее простой вид движения материи. Наглядность механических процессов обеспечивает возможность изучения данного материала на уровне теорий уже в подростковом возрасте, что в свою очередь является основой для освоения других разделов физики. В связи с этим мы предусмотрели увеличение количества часов на изучение данного раздела

Тепловые явления


31


33

Незначительное расхождение в количестве часов на изучение данной темы существенно не влияет на качество формирования знаний

Электрические и магнитные явления


31


30

Расхождения несущественны

Электромагнитные колебания и волны


8

19

40

Несмотря на то, что данный раздел включён в программу первой ступени обучения физике, его материал требует более высокой степени сформированности абстрактного мышления, чем это наблюдается у большинства подростков 9 класса. Именно поэтому мною предусмотрено выделение большего количества часов на изучение электродинамики в 11 классе

Квантовые явления



9

23

Несмотря на то, что данный раздел включён в программу первой ступени обучения физике, его материал требует более высокой степени сформированности абстрактного мышления, чем это наблюдается у большинства подростков 9 класса. Мною предусмотрено достаточное количество часов на освоение данной темы в 11 классе




Таблица2

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименования разделов и тем

Плановые сроки

Скор-е сроки


Тепловые явления



1

Тепловое движение. Температура

1



Внутренняя энергия



2

Способы измерения внутренней энергии тел

1



Теплопроводность



3

Конвекция

2



Излучение



4

Количество теплоты. Единицы количества теплоты

2



Удельная теплоемкость



5

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении

3


6

Лабораторная работа №1 Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры

3


7

Лабораторная работа №2 Измерение удельной теплоемкости твердого тела

4


8

Решение задач

4


9

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания

5


10

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

5


11

Обобщающее повторение

6


12

Контрольная работа №1

6


13

Агрегатные состояния вещества

7



Плавление и отвердевание кристаллических тел



14

График плавления и отвердевания кристаллических тел

7



Удельная теплота плавления



15

Решение задач

8


16

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар

8



Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара




1 четверть 8недель.16 часов контрольные – 1, лабораторные - 2



17

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха

9


18

Лабораторная работа №3 Измерение влажности воздуха

9


19

Кипение

10



Удельная теплота парообразования и конденсации



20

Решение задач

10


21

Работа газа при расширении

11



Двигатель внутреннего сгорания




Паровая турбина



22

КПД теплового двигателя

11


23

Решение задач

12


24

Обобщающее повторение

12


25

Контрольная работа №2

13



Электрические явления



26

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел

13



Электроскоп




Электрическое поле



27

Делимость электрического заряда. Электрон

14



Строение атомов



28

Объяснение электрических явлений

14


29

Проводники, полупроводники и непроводники электричества

15


30

Электрический ток. Источники электрического тока

15



Электрическая цепь и её составные части



31

Электрический ток в металлах

16



Действия электрического тока



32

Направление электрического тока

16



Сила тока. Единицы силы тока




2 четверть 8недель.16 часов контрольные – 1, лабораторные - 1



33

Амперметр. Измерение силы тока

17



Лабораторная работа №4 Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках



34

Электрическое напряжение

17



Единицы напряжения



35

Вольтметр. Измерение напряжения

18



Лабораторная работа №5 Измерение напряжения на различных участках электрической цепи



36

Зависимость силы тока от напряжения

18



Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления



37

Закон Ома для участка цепи

19



Решение задач



38

Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление

19


39

Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения

20


40

Реостаты

20



Лабораторная работа №6 Регулирование силы тока реостатом



41

Лабораторная работа №7 Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра

21


42

Обобщающее повторение

21


43

Контрольная работа №3

22


44

Последовательное соединение проводников

22


45

Решение задач

23


46

Параллельное соединение проводников

23


47

Решение задач

24


48

Работа электрического тока

24


49

Мощность электрического тока

25


50

Лабораторная работа №8 Измерение мощности и работы тока в электрической лампе

25


51

Решение задач

26



Единицы работы электрического тока, применяемые на практике



52

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца

26



3 четверть 10 недель.22 часа контрольные – 1, лабораторные - 5



53

Конденсатор

27


54

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы

27



Короткое замыкание. Предохранители



55

Обобщающее повторение

28


56

Контрольная работа №4

28



Электромагнитные явления



57

Магнитное поле

29



Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии



58

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение

29



Лабораторная работа №9 Сборка электромагнита и испытание его действия



59

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов

30



Магнитное поле Земли



60

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель

30



Лабораторная работа №10 Изучение электрического двигателя постоянного тока на модели




Световые явления



61

Источники света. Распространение света

31



Видимое движение светил



62

Отражение света. Закон отражения света

31



Плоское зеркало



63

Преломление света. Закон преломления света

32


64

Линза. Оптическая сила линзы

32


65

Изображения, даваемые линзой

33


66

Лабораторная работа №11 Получение изображения при помощи линзы

33


67

Решение задач

34



Зрение и глаз



68

Самостоятельная работа

34


69

Решение задач

35


70

Решение задач

35



4 четверть 9недель.16 часов контрольные – 1, лабораторные - 3




Итого: 35 недель 70 ч, контрольные – 4, лабораторные – 11

70


Литература для учащихся

  1. Перышкин, А.В. Физика. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. – М. : Дрофа, 2013.

  2. Перышкин, А.В. Сборник задач по физике. 7-9 кл.: к учебникам А.В. Перышкина и др. «Физика 7 класс», «Физика 8 класс», «Физика 9 класс» / А.В. Перышкин; сост. Н.В. Филонович. – М. : АСТ, 2011.

Литература для учителя

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011.

  2. Сборник задач по физике.7-9 кл.; к учебникам А. В. Пёрышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс» /А. В. Пёрышкин; сост. Г. А. Лонцова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

  3. Сборник задач по физике. 7-9 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. – М.: Просвещение, 2012.

  4. Физика. Сборник олимпиадных задач.8-11 классы. Школьный, муниципальный, региональный этапы. / Под ред. Л. М. Монастырского. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013.

Материалы на электронных носителях:

Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях. 7 – 9 классы. (Электронное приложение). Издательство «Планета», 2011.



Интернет-ресурсы:

http://school-collection.edu.ru

http://www.class-fizika.narod.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!