Данная рабочая программа для 8 класса рассчитана на 85 часов (2,5 часа в неделю), 8 часов из которых рассчитаны на лабораторные работы, 8 часов на контрольные работы. Остальные 69 часов – на теоретический материал и решение задач. Также в этом курсе проводятся проверочных работы (самостоятельные работы) и тесты для текущего контроля знаний учащихся.
Данный курс физики должен обеспечить общекультурный уровень подготовки учащихся. Приоритетными целями на этом этапе обучения являются следующие цели:
- создать условия для ознакомления учащихся с физикой как наукой, чтобы обеспечить им возможность осознанного выбора профиля дальнейшего обучения в старших классах;
- создать условия по формированию научного миропонимания и развитию мышления учащихся.
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.
В задачи обучения входят:
-
создание условий для ознакомления учащихся с основами физической науки, с ее основными понятиями, законами, теориями, методами физической науки;
-
с современной научной картиной мира; с широкими возможностями применения физических законов в технике, быту, различных сферах деятельности;
-
создание условий для усвоения школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, для понимания роли практики в познании физических законов и явлений;
-
создание условий для развития мышления учащихся, умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
-
создание условий по формированию умений выдвигать гипотезы строить логические умозаключения, делать выводы, опираясь на известные законы;
-
создание условий для развития у учащихся восприятия, мышления, памяти, речи, воображения;
-
создание условий для формирования и развития таких свойств личности как: самостоятельность, коммуникативность, критичность, толерантность;
-
создание условий для развития способностей каждого ученика и интереса к физике; для развития мотивации к получению новых знаний.
Курс начинается с темы «Тепловые явления», в которой даются такие понятия как «температура», «внутренняя энергия», «количество теплоты» и т.д. Рассматриваются агрегатные состояния вещества, фазовые переходы, тепловые двигатели и их принципы работы. Затем изучается тема «Электрические явления». В ней рассматриваются физические явления: электризация тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока. В данной теме изучаются законы: сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца. Затем изучаются электромагнитные явления, где рассматриваются следующие физические явления: взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, рассматриваются понятия: магнитное поле, магнитное поле Земли. При изучении темы «Световые явления» учащиеся знакомятся с законами прямолинейного распространения света, отражения света. В данной теме описываются физические явления: отражение, преломление и дисперсия света, раскрывается смысл физической величины – фокусное расстояние линзы. При изучении каждой темы учащиеся учатся решать задачи, проводить физический эксперимент. В конце курса физики 8 класса несколько уроков посвящается для обобщения и систематизацией знаний учащихся.
При разработке программы были использованы следующие правовые документы: примерный государственный стандарт и программы для общеобразовательных учреждений, рекомендованные Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
«Физика 7-9 классы» Перышкин А.В., Гутник Е.М.
учебник «Физика 8» Перышкин А.В.
«Сборник задач по физике» Лукашик В.И.
«Сборник задач по физике» Рымкевич
«Тесты. Физика 7-9» Кабардин О.Ф., Орлов В.А.
«Сборник задач по физике» Л.И.Кирик
-
Требования к уровню подготовки
В результате изучения курса физики ученик должен:
Знать/понимать:
- Смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом.
- Смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.
- Смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля – Ленца, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света.
Уметь:
конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление. Кристаллизацию, электризацию, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света.
-
Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока.
-
Представлять результаты измерений с помощью графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения, угла преломления от угла падения.
-
Выражать результаты измерений и расчетов в единицах СИ
-
Приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях
-
Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников и ее обработку и представление в разных формах (словесно, графически, схематично)
-
Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни
-
Тематическое планирование учебного материала
по физике в 8 классе
по учебнику А.В. Перышкина «ФИЗИКА 8»
(2,5 часа в неделю, всего 85 часов)
№ урока | | Тема урока | Дата | Дата | Дом. задание | примечание |
пп/ в теме | | | | по плану | фактичес. | | |
| | 1.Тепловые явления (28 часов) | | | знать особенности | |
1.1 | | Повторение материала, изученного в 7 классе: «Строение | | | строения тел | |
| | вещества. Атомы и молекулы. Строение газов, жидкостей и | | | | |
| | твердых тел» | | | | |
| | Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и | | | §1, вопросы | |
2.2 | | способы ее измерения. Связь температуры со средней | | | | |
| | скоростью движения частиц вещества | | | | |
3.3 | | Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы | | | §2.3, записи в | |
| | изменения внутренней энергии тела | | | тетради | |
| | | | | | | |
4.4 | | Теплопроводность. Конвекция. Излучение | | | §4-6 | |
| | | | | | | |
5.5 | | Особенности различных способов теплопередачи. Примеры | | | §4-6,особенности | |
| | теплопередачи в природе и технике. | | | видов знать | |
| | | | | | | |
6.6 | | Количество теплоты. Удельная теплоемкость. | | | §7-9. вопросы к | |
| | | | | | ним, формулы | |
| | | | | | | |
7.7 | | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания | | | | |
| | тела или выделяемого при охлаждении. | | | | |
8.8 | | Решение задач | | | §1025,1026_Л | |
| | | | | | | |
9.9. | | Лабораторная работа №1 | «Сравнение количеств | | | повторить | |
| | теплоты при смешивании воды разной температуры | | | формулы | |
| | | | | | |
10.10 | | Решение задач | | | усл. в тетради | |
| | | | | | | | | | | |
11.11 | | Лабораторная работа №2 | «Измерение удельной | | | | |
| | теплоемкости твердого тела» | | | | |
| | | | | | | | | |
12.12 | | Решение задач | | | подгот.к к/р | |
| | | | | | | | | |
13.13 | | Топливо. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания | | | §10.11,упр.5 | |
| | топлива. | | | | | | | | №3.Упр.6 | |
14.14 | | Агрегатные состояния вещества. | | | §12-15,вопросы | |
| | | | | | | | | | упр7,8 (№3) | |
15.15 | | Плавление и отвердевание кристаллических тел. | | | | |
| | Решение задач | | | §12-15 повт | |
16.16 | | | | | | | | | | | |
| | Контрольная работа №1 по теме «Виды | | | | |
| | | | | | | | | |
| | теплопередачи. Количество теплоты» | | | | |
17.17 | | Испарение и конденсация. | | | §16,17 вопросы | |
18.18 | | Поглощение энергии при испарении жидкостей и выделение | | | | |
| | ее при конденсации пара | | | | |
| | | | | | | | |
19.19 | | Кипение. Расчет количества теплоты при парообразовании | | | §18,20,упр.10,№4 | |
| | и конденсации. | | | | |
| | | | | | | | |
20.20 | | Решение задач | | | | |
| | | | | | |
21.21 | | Влажностьвоздуха.Насыщенныйпар.Способы | | | §16,19 вопросы, | |
| | определения влажности воздуха. Лабораторный опыт | | | ОК в тетради | |
| | «Измерение влажности воздуха» | | | | | | |
22.22 | | Решение задач | | | | |
| | | | | | | |
23.23 | | Работа | газа и пара при расширении. Двигатель | | | §21,22, сообщения | |
| | внутреннего сгорания. | | | | |
| | | | | | |
24.24 | | Паровая турбина. Реактивный двигатель. Направления и | | | §23,презентации | |
| | достижения НТП в совершенствовании и создании новых | | | | |
| | видов тепловых двигателей. | | | | | | | |
25.25 | | КПД тепловых двигателей. Способы увеличения КПД. | | | §24,вопр,задание 5 | | |
| | Преобразование энергии в тепловых машинах. | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
26.26 | | Решение задач | | | | | | | | повторить ф-лы | | |
| | | | | | | | | | |
27.27 | | Повторительно – обобщающий урок | | | | | подг. к к/р | | |
28.28 | | Контрольная работа 2 по теме | «Тепловые явления» | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
29.1 | | П.Электрические и магнитные явления | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | (38ч.) | | | | | | | |
| | Электризация тел. Электрический заряд. Два рода зарядов. | | | §25,26,вопросы | | |
| | Взаимодействие электрических зарядов. | | | | | | | |
| | | | | | | |
30.2 | | Электроскоп. Классификация веществ по проводимости. | | | §27, вопросы | | |
| | | | | | | |
31.3 | | Электрическое поле. Действие электрического поля на | | | §28. | | |
| | электрические заряды | | | | | | | | | |
32.4 | | Делимость электрического заряда. Электрон. | | | | §29,вопросы | | |
| | | | | | | |
| | Строение атомов. Закон сохранения электрического заряда. | | | §30,31,вопросы | | |
33.5 | | | | | | | | | | упр.11,12 | | |
| | Объяснение электрических явлений. | | | | | записи в тетради | | |
34.6 | | | | | | | | | | | | |
35.7 | | Электрический | ток. | Источники | тока. | Действия | | | §32,35.вопросы | | |
| | электрического тока. | | | | | | | | | |
| | | | | | | |
36.8 | | Электрическая цепь и ее составные части. Направление | | | §33,36,обозначен. | | |
| | тока. | | | | | | | | знать | | |
37.9 | | Электрический ток в металлах. Действия электрического | | | | |
| | тока. Направление электрического тока. | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
38.10 | | Сила тока. Амперметр | | | | | §37,38,упр.14,15 | |
39.11 | | Лабораторная работа №3 | «Сборка электрической цепи | | | | |
| | и измерение силы тока» | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
40.12 | | Напряжение. Вольтметр. | | | | | §39-41,упр.16 | |
| | | | | | | | |
41.13 | | Лабораторная работа №4 | «Сборка электрической цепи | | | | |
| | и измерение напряжения на ее различных участках» | | | | |
| | | | | | | |
42.14 | | Зависимость силы тока от напряжения Электрическое | | | §42-44,упр19(4,6) | |
| | сопротивление проводников. | | | | | | |
| | Закон Ома для участка цепи. | | | | | | |
43.15 | | Решение задач. | | | | | | |
44.16 | | Расчет сопротивления проводников. | | | | | §45-47,упр.20(2,4) | |
| | Удельное | сопротивление. | Реостаты. | Магазин | | | | |
| | сопротивлений | | | | | | | | | | |
45.17 | | Лабораторная работа № 5 | «Регулирование силы тока | | | повт. § 45-47 | |
| | реостатом. Измерение сопротивления проводника при | | | | |
| | помощи амперметра и вольтметра» | | | | | |
46.18 | | Решение задач | | | | | упр.20(3) | |
| | | | | | | |
47.19 | | Последовательное соединение проводников. | | | | §48, упр.22(3) | |
48.20 | | Решение задач | | | | | | |
| | | | | | | |
49.21 | | Параллельное соединение проводников. | | | | §49, упр.23(5) | |
| | | | | | | | |
50.22 | | Решение задач | | | | | усл. в тетради | |
| | | | | | |
51.23 | | Решение задач на смешанное соединение проводников. | | | | |
52.24 | | Контрольная работа №4 по теме | «Электрический | | | | |
| | ток» | | | | | | | | | | | | |
53.25 | | Работа и мощность электрического тока. | | | | §50-52,упр26(2) | |
| | | | | | | | | |
54.26 | | Лабораторная работа №6 | «Измерение работы и | | | | |
| | мощности электрического тока» | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
55.27 | | Расчет | электроэнергии, | потребляемой | бытовыми | | | | |
| | приборами | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | Нагревание проводников электрическим током. Закон | | | §53,упр.27 | |
56.28 | | Джоуля –Ленца | | | | | | | | | | | |
| | Лампа накаливания. Электрические нагревательные | | | §54.55.вопросы | |
57.29 | | приборы. Короткое замыкание. Предохранители. | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | Решение задач | | | | | | | | | | Повторить | |
58.30 | | | | | | | | | | | | | .формулы | |
59.31 | | Контрольная работа №5 по теме | «Соединения | | | | |
| | проводников. Закон Джоуля - Ленца» | | | | | |
| | | | | | | |
60.32 | | Магнитное поле. Опыт Эрстеда. Магнитное поле прямого | | | §56.57,вопросы | |
| | тока. Магнитные линии | | | | | | | | | | |
| | | | | | | |
61.33 | | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. | | | §58.вопросы | |
| | Лабораторный опыт «Сборка электромагнита и | | | упр.28 | |
| | испытание его действия» | | | | | | | | | | |
62.34 | | Постоянныемагниты.Взаимодействиепостоянных | | | §59,60.вопросы | |
| | магнитов. Магнитное поле Земли. | | | | | |
63.35 | | Действие магнитного поля на проводник с током. | | | §61вопросы | |
| | Электрический двигатель. Электромагнитное реле. | | | | |
64.36 | | Лабораторная | работа | | №7 | «Сборка | модели | | | повторить | |
| | электрического двигателя и изучение принципа его | | | материал §56-61 | |
| | действия» | | | | | | | | | | | | |
65.37 | | Повторительно-обобщающийурокпотеме | | | | |
| | «Электромагнитные явления» | | | | |
| | | | | | | | | |
66.38 | | Контрольная работа №6 по теме | «Электромагнитные | | | | |
| | явления | | | | |
| | Световые явления ( 13 ч.) | | | §62,вопросы | |
67.1 | | Свет. Прямолинейное распространение света. Тень и | | | | |
| | полутень. | | | | |
68.2 | | Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало | | | §6364,вопросы | |
| | | | | | | | Упр.30 | |
| | | | | | | | |
69.3 | | Плоское зеркало. | | | | |
70.4 | | Преломление света. | | | §65,упр.32(3-5) | |
| | | | | | | | |
71.5 | | Линзы. Виды линз. Фокусное расстояние и оптическая сила | | | §66,упр.33 | |
| | линзы. | | | | |
72.6 | | Изображения, даваемые линзой. | | | §67,вопросы | |
| | | | | | | | |
73.7 | | Лабораторная работа № 8 | «Измерение фокусного | | | | |
| | расстояния линзы и получение с ее помощью | | | | |
| | изображений» | | | | |
74.8 | | Оптические приборы. | | | | |
75.9 | | Решение задач | | | усл.в тетради | |
| | | | | | | |
76.10 | | Глаз как оптическая система. Оптические приборы. | | | сообщения | |
| | | | | | | |
77.11 | | Решение задач | | | усл.в тетради | |
| | | | | | | |
| | Повторительно-обобщающий урок по теме «Световые | | | подготовиться к | |
78.12 | | явления» | | | контрольной | |
79.13 | | Контрольная работа №7 по теме | «Световые явления» | | | | |
| | | | | | |
80 | | Итоговое повторение | | | | |
-
Итоговое повторение
-
Итоговая контрольная работа №8
-
резерв
-
резерв
-
резерв
-
Содержание курса.
Тепловые явления ( 28 часов )
Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.
Демонстрации:
Сжимаемость газов.
Диффузия в газах и жидкостях.
Модель броуновского движения.
Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.
Принцип действия термометра.
Теплопроводность различных материалов.
Конвекция в жидкостях и газах.
Теплопередача путем излучения.
Фронтальная лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».
Фронтальная лабораторная работа №2 «Определение удельной теплоемкости твердого тела».
Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение.
Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования.
Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.
Принципы работы тепловых двигателей. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Демонстрации:
Явление испарения.
Кипение воды.
Явление плавления.
Устройство психрометра.
Электрические и магнитные явления (38 часов)
Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Конденсаторы.
Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды.
Проводники, полупроводники и диэлектрики.
Постоянный электрический ток. Источники тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца.
Демонстрации:
Электризация тел
Два рода электрического заряда.
Устройство и действие электроскопа
Проводники и изоляторы
Перенос электрического заряда с одного тела на другое
Закон сохранения электрического заряда
Конденсаторы
Источники тока
Составление электрической цепи
Амперметр
Вольтметр
Реостат и магазин сопротивлений
Фронтальная лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на еѐ различных участках».
Фронтальная лабораторная работа №4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».
Фронтальная лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока реостатом.
Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».
Фронтальная лабораторная работа №6 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током.
Демонстрации:
Опыт Эрстеда.
Магнитное поле тока.
Действие магнитного поля на проводник с током.
Фронтальная лабораторная работа №7 « Сборка модели электрического двигателя и изучение принципа его действия»
Световые явления (13 часов)
Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Фотоаппарат.
Демонстрации:
Источники света.
Прямолинейное распространение света.
Закон отражения света.
Изображение в плоском зеркале.
Линзы
Преломление света.
Модель глаза.
Принцип действия фотоаппарата.
Фронтальная лабораторная работа №8 «Измерение фокусного расстояния.
Получение изображения с помощью линзы».
Повторение изученного материала (2 часа)
-
Формы и средства контроля
Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем равно 8:
Контрольная работа №1 по теме «Виды теплопередачи. Количество теплоты»
Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества. Влажность»
Контрольная работа №3 по теме «Тепловые явления»
Контрольная работа №4 по теме «Электростатика. Закон Ома для участка цепи»
Контрольная работа №5 по теме «Соединения проводников. Закон Джоуля - Ленца»
Контрольная работа №6 по теме «Электромагнитные явления»
Контрольная работа №7 по теме «Световые явления»
Контрольная работа №8 «Итоговая контрольная работа»
Кроме того, целесообразным является проведение тестовых и самостоятельных работ по следующим темам:
Тест «Тепловое движение. Внутренняя энергия»
Тест «Виды теплопередачи»
Тест «Плавление и кристаллизация»
Тест «Испарение и кипение»
Тест «Электризация. Строение атома»
Тест «Сила тока, Напряжение. Закон Ома для участка цепи»
Тест «Соединения проводников»
Самостоятельная работа «Работа и мощность тока»
Тест «Отражение и преломление света»
Самостоятельная работа «Изображения, даваемые линзой»
-
Список литературы
Литература для учителя:
-
Абдурахманов С.Д. Исследовательские работы по физике в 7-8 кл.
-
Большая книга экспериментов для школьников: Под ред. А. Мейяни. - М.: ООО «Росмэн-Издат», 2001 г.
-
Генденштейн Л.Э., Гельфгат И.М., Кирик Л.И. "Задачи по физике, 8 класс", - М., "Илекса", Харьков "Гимназия", 2002.
-
Лукашик В.И. "Физическая олимпиада", - М., "Просвещение", 1987.
-
Перельман Я.И. Знаете ли Вы физику? - М.: Наука, 1992.
-
Перышкин А.В. Физика 8. - М.: Дрофа, 2005.
-
Степанова Г.Н. "Сборник вопросов и задач по физике, 7 - 8, - С-Пб., "СпецЛит",
2000.
-
Телюкова Г.Г. «Тематическое планирование. Физика 7-11»,- Волгоград, «Учитель», 2006.
-
Тульчинский М.Е. "Качественные задачи по физике 6-7 класс", - М.,
"Просвещение", 1976..
Литература для учащихся:
-
Перышкин А.В. Физика 8. - М.: Дрофа, 2005.
-
Лукашик В.И. «Сборник задач по физике 7-9», - М., "Просвещение", 2003.
-
Генденштейн Л.Э., Гельфгат И.М., Кирик Л.И. "Задачи по физике, 8 класс", - М., "Илекса", Харьков "Гимназия", 2002.
Критерии оценивания устного ответа.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий,
-
также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится, если ответ ученика, удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в его ответе, имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется, если требуются преобразования некоторых формул. Ученик может допустить не более одной грубой ошибки и двух недочетов; или не более одной грубой ошибки и не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или четырѐх или пяти недочетов.
Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Критерии оценивания расчетной задачи.
Решение каждой задачи оценивается, исходя из критериев, приведенных в таблице
| Качество решения | Оценка | | |
| | | | | |
| Правильное решение задачи: | | | |
| | | | | |
| | | | |
| получен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с | 5 | | |
| указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в «общем» | | |
| | | |
| виде – в «буквенных» обозначениях; | | | |
| | | | | |
отсутствует численный ответ, или арифметическая ошибка при его
получении, или неверная запись размерности полученной величины; 4 задача решена по действиям, без получения общей формулы вычисляемой величины.
Записаны ВСЕ необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не
справился с математическими трудностями) 3 Записаны отдельные уравнения в общем виде, необходимые для решения задачи.
| Грубые ошибки в исходных уравнениях. | 2 |
| | |
Критерии оценивания лабораторной работы.
Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки. Чертежи, графики, вычисления.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной еѐ части позволяет получить правильный результат и вывод; или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Критерии оценивания контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Перечень ошибок
Грубые ошибки
-
Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения.
-
Неумение выделить в ответе главное.
-
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенных в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
-
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
-
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов.
-
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
-
Неумение определить показание измерительного прибора.
-
Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки
-
Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений.
-
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
-
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
-
Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты
-
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач.
-
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
-
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
-
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. Орфографические и пунктуационные ошибки.