СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике. 9 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физике составлена к учебнику Л.Э. Генденштейна "Физика 9". Базовый уровень 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике. 9 класс»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Гастелло






Утверждаю

Директор МКОУ СОШ с. Гастелло

_________________/Илющенкова Г.А.

«_______» __________________2017

Приказ № ____________



Рассмотрена

на заседании методического объединения

учителей предметников

протокол № ___от «____» ______2017г

________________/ Люблина Г.В./

Согласовано «____ ______ 2017г

Зам. директора по УВР

_______________/Шевчук Р.Н./




Рабочая учебная программа

учебный предмет «Физика»

9 класса основного общего образования, 2 ступень

Срок реализации программы: 1 год

Составлена на основе Примерной образовательной программы

для 7-9 классов.


Учителем физики Сарваровой В.Б.





С. Гастелло

2017

Планируемые результаты

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

• убежденность в возможности познания природы, в не­обходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общест­ва, уважение к творцам науки и техники, отношение к фи­зике как элементу общечеловеческой культуры;

• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обу­чения.

Метапредметными результатами обучения физике в ос­новной школе являются:

• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постанов­ки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные резуль­таты своих действий;

• понимание различий между исходными фактами и ги­потезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символи­ческой формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, вы­делять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источни­ков и новых информационных технологий для решения по­знавательных задач; развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседни­ка, понимать его точку зрения, признавать право другого че­ловека на иное мнение;

• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

• формирование умений работать в группе с выполнени­ем различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

• знания о природе важнейших физических явлений окру­жающего мира и понимание смысла физических законов, рас­крывающих связь изученных явлений;

• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и вы­полнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графи­ков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выво­ды, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение получен­ных знаний;

• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального при­родопользования и охраны окружающей среды:

• формирование убеждения в закономерной связи и по­знаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

• развитие теоретического мышления на основе формиро­вания умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выво­дить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точ­но отвечать на вопросы, использовать справочную литерату­ру и другие источники информации.

Частными предметными результатами обучения физике в основной школе, на которых основываются общие резуль­таты, являются:

• понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел. колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов электризация тел, нагревание проводни­ков электрическим током, электромагнитная индукция, отра­жение и преломление света, дисперсия света, возникновение линейчатого спектра излучения;

• умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу,

силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию,

силу электрического тока, электрическое напряже­ние, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

• владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденно­го пути от времени, удлинения пружины от приложенной си­лы, силы тяжести от массы тела,

силы трения скольжения от плошали соприкосновения тел и силы нормального давления, , периода коле­баний маятника от его длины, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения света;

• понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы динамики Ньюто­на, закон всемирного тяготения закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда,

• понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоян­но встречается в повседневной жизни, и способов обеспече­ния безопасности при их использовании;

• овладение разнообразными способами выполнения рас­четов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использова­ния законов физики;

• умение использовать полученные знания, умения и на­выки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).



Содержание программы курса физики. 9 класс.

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (46 ч)

  1. Механическое движение (11 ч)

Механическое движение. Относительность движения. Система отсчёта. Траектория и путь. Перемещение. Сложение векторов. Скорость прямолинейного равномерного движения. Графики зависимости пути и скорости от времени. Средняя скорость неравномерного движения. Мгновенная скорость. Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Зависимость скорости и пути от времени при прямолинейном равноускоренном движении. Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения. Направление скорости при движении по окружности. Ускорение при равномерном движении по окружности.

Демонстрации

Механическое движение.

Относительность движения.

Равномерное прямолинейное движение.

Неравномерное движение.

Равноускоренное прямолинейное движение.

Равномерное движение по окружности.

Лабораторные работы

1. Изучение прямолинейного равномерного движения.

2. Изучение прямолинейного равноускоренного движения.

Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий)


Познакомиться с методом координат для описания механического движения. Повторить физические величины, характеризующие равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Анализировать равномерное и равноускоренное прямолинейное движение с помощью метода координат.

Повторить разные способы выражения связей между физическими величинами: в виде уравнений, графиков, таблиц.


  1. Законы движения и силы (16 ч)

Взаимодействия и силы. Силы в механике. Сила упругости. Измерение и сложение сил. Закон инерции. Инерциальные системы отсчёта и первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Масса. Сила тяжести и ускорение свободного падения. Третий закон Ньютона. Свойства сил, с которыми тела взаимодействуют друг с другом. Вес и невесомость. Закон всемирного тяготения. Движение искусственных спутников Земли и космических кораблей. Первая и вторая космические скорости. Силы трения. Сила трения скольжения. Сила трения покоя.

Демонстрации

Взаимодействие тел.

Явление инерции.

Зависимость силы упругости от деформации пружины.

Сложение сил.

Второй закон Ньютона.

Третий закон Ньютона.

Свободное падение тел в трубке Ньютона.

Невесомость.

Сила трения.

Лабораторные работы

3. Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.

4. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой и под углом.

5. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

6. Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения.

  1. Законы сохранения в механике (10 ч)

Импульс тела и импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Механическая энергия. Потенциальная и кинетическая энергии. Закон сохранения механической энергии.

Демонстрации

Закон сохранения импульса.

Реактивное движение.

Изменение энергии тела при совершении работы.

Превращения механической энергии из одной формы в другую.

Закон сохранения энергии.

Лабораторная работа

7. Измерение мощности человека.

Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий)

Решать задачи на использование законов Ньютона и законов сохранения в механике.

Проводить анализ движения тела, брошенного вертикально вверх, горизонтально, [под углом к горизонту].

Изучать алгоритмы решения задач по, динамике, на применение законов сохранения импульса и полной механической энергии.

Использовать формулу определения механической работы (для общего случая) и теорему о кинетической энергии при решении задач


4. Механические колебания и волны (9 ч)


Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Математический и пружинный маятники. Превращения энергии при колебаниях. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость и частота волны. Источники звука. Распространение звука. Скорость звука. Громкость, высота и тембр звука.

Демонстрации

Механические колебания.

Колебания математического и пружинного маятников.

Преобразование энергии при колебаниях.

Вынужденные колебания.

Резонанс.

Механические волны.

Поперечные и продольные волны.

Звуковые колебания.

Условия распространения звука.

Лабораторные работы

8. Изучение колебаний нитяного маятника и измерение ускорения свободного падения.

9. Изучение колебаний пружинного маятника.

Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий)

Изучать физические величины, характеризующие периодические и колебательные движения.

Наблюдать и объяснять колебательные движения простейших колебательных систем — пружинного и математического маятников.

Объяснять графическую зависимость смещения тела от времени при колебательном движении.

Экспериментально исследовать зависимость периода колебаний математического маятника от его массы и длины.

Наблюдать вынужденные колебания и явление резонанса.

Наблюдать возникновение механических волн.

Объяснять процесс образования механической волны с помощью модели «волновой всплеск».

Решать задачи на использование графика зависимости мгновенного смещения (координаты) частиц упругой среды от положения равновесия при распространении волны вдоль оси Х.

Вычислять длину и скорость распространения волны.

Исследовать условие распространения звуковых волн.

Наблюдать колебания звучащего тела. Сравнивать границы частот слышимых звуковых колебаний


АТОМЫ И ЗВЁЗДЫ (13 ч)

  1. Атом и атомное ядро (9 ч)

Излучение и поглощение света атомами. Спектры излучения и спектры поглощения. Фотоны. Строение атома. Опыт Резерфорда: открытие атомного ядра. Планетарная модель атома. Строение атомного ядра.

Открытие радиоактивности. Состав радиоактивного излучения. Радиоактивные превращения.

Энергия связи ядра. Реакции деления и синтеза. Цепная ядерная реакция. Ядерный реактор. Атомная электростанция. Управляемый термоядерный синтез. Влияние радиации на живые организмы.

Демонстрация

Модель опыта Резерфорда.

Лабораторная работа

10®. Наблюдение линейчатых спектров излучения.

  1. Строение и эволюция Вселенной (7 ч)

Солнечная система. Солнце. Природа тел Солнечной системы. Звёзды. Разнообразие звёзд. Судьбы звёзд.

Галактики. Происхождение Вселенной.


Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий)

Наблюдать линейчатые спектры. Читать и записывать простейшие ядерные реакции, используя законы сохранения электрического заряда и массового числа. Знакомиться с устройством и режимом работы дозиметра. Обсуждать проблемы влияния радиоактивных излучений на живые организмы. Приобретать опыт работы с источниками информации. Участвовать в обсуждении темы «Эволюция Солнца». Наблюдать Луну и планеты в телескоп. Наблюдать солнечные пятна с помощью телескопа и солнечного экрана.



Тематическое планирование

2 ч в неделю, 68ч в год

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (46 ч)

1

Механическое движение

11

2

1

2

Законы движения и силы


16

4

2

3

Законы сохранения в механике


10

1

1

4

Механические колебания и волны


9

2

1

АТОМЫ И ЗВЁЗДЫ (17 ч)

5

Атом и атомное ядро

9

1

1

6

Строение и эволюция Вселенной

8

--

--

Повторение курса физики

4

--

--


Подведение итогов года

1





















Перечень обязательных контрольных работ по физике

Тема

№ урока

Количество часов

Сроки выполнения работы (неделя)

1

«Механическое движение»

11/11

1

5

2

«Законы Ньютона»

10/21

1

11

3

«Силы в механике»

16/27

1

14

4

«Законы сохранения в механике»

10/37

1

19

5

«Механические колебания и волны»

9/46

1

23

6

«Атом и атомное ядро»

9/55

1

28



Перечень обязательных лабораторных работ по физике

Тема

Номер урока

Количество часов

Сроки выполнения работы(неделя)


Лабораторные работы


10


1

«Изучение прямолинейного равномерного движения»

3/3

1

2

2

«Изучение прямолинейного равноускоренного движения»

7/7

1

4

3

«Исследование зависимости силы тяжести от массы тела»

6/17

1

9

4

«Сложение сил направленных вдоль одной прямой и под углом»

7/18

1

9

5

«Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины»

8/19

1

10

6

«Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения»

14/25

1

13

7

«Измерение мощности человека»

8/35

1

18

8

«Изучение колебаний нитяного маятника и измерение ускорения свободного падения»

4/41

1

21

9

«Изучение колебаний пружинного маятника»

5/42

1

21

10

«Наблюдение линейчатых спектров излучения»

3/49

1

25


Итого


10